Рыбалка как место встречи с Богом
Мой дед, заядлый рыбак, когда маленьким брал меня на реку, рассказывал, что Христос любил рыбалку. Иначе зачем бы Он своих первых учеников выбрал из рыбаков? Сколько вокруг было безродных пастухов, каменщиков, водоносов и других бессребреников! А Он пошел на Галилейское море и, встретив там Симона Петра и брата его Андрея, сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). И они сразу бросили свои сети и лодку, пошли за Ним и стали первыми призванными апостолами. Андрей стал зваться «Первозванным», а Петру вообще достались ключи от Рая! Рассказывая мне об этом, дед радостно улыбался: он был уверен в благотворном влиянии рыбалки на душу человека и брал меня на реку чуть не с пеленок. Благо жили мы на крайней улице с видом на городской пляж, и первый раз меня взяли на реку, когда я еще не выучился ходить.
Я рос бойким непоседливым мальчиком, и это было отличным предлогом брать меня с собой на рыбалку. Дед с серьезным видом говорил бабушке: «Возьму его с собой на утреннюю зорьку! Будет сидеть, на поплавки глядеть – вот и научится терпению!» Логика в его словах была железная, и бабушка, хоть и чувствовала сердцем, что не надо меня никуда отпускать, возразить ничего не могла и только качала головой. Рано поутру мы с дедом спускались от нашего дома по усыпанной росой тропинке к реке, отвязывали лодку, а потом долго плыли среди густого тумана и тишины. Можно было опустить в теплую, как молоко, воду руку и смотреть на буруны от весел, и думать о чем-нибудь загадочном и таинственном.
Возле большого плеса мы ставили лодку поперек течения на грузы, бросали за борт хлебные крошки вперемешку с перловой кашей, сдобренной подсолнечным маслом, закидывали удочки с червяками и начинали ждать лещей. Приманенные запахом прикормки, лещи начинали копаться в иле на дне, отчего из воды поднимались пузырьки, а потом добирались до вкусных червяков у нас на крючках. Когда поплавок приподнимался, я с волнением шептал: «Деда, деда!», а тот жестом показывал пальцем, что торопиться нельзя. Нужно было дождаться. Глядя на спокойное лицо деда, я ждал, и только когда поплавок ложился на воду или начинал плыть в сторону, подсекал, и если все делал правильно, удочка сгибалась в дугу, рыба на другом конце тянула в глубину, а сердце было готово выпрыгнуть из груди! Если рыба была небольшой, я вытаскивал ее сам, а когда попадалась большая, то передавал удочку деду, и он спокойно выводил большого, как серебряный поднос, леща к поверхности воды, чтобы тот вдохнул воздуха и лег на бок, после чего его можно было спокойно завести в сачок. Лещ был большим и красивым, и когда ты держал его в руках, чувствовал себя не маленьким сопливым мальчиком, а настоящим мужчиной.
Когда рыба не клевала, я начинал скучать, и тогда дед высаживал меня где-нибудь на песчаном пляже, где я ловил на мелководье ракушек, чтобы устраивать между ними соревнования – какая быстрее доползет до отмеченной черты. Когда солнце поднималось высоко над головой, я шел купаться, а потом лежал на песке и ждал деда. Когда он приплывал, мы разводили костер, ставили котелок с чаем на огонь и смотрели, как на большой лодке перевозят сено с одного берега на другой и как пастухи гонят большое стадо коров на водопой. Коровы заходили в воду, и вокруг них собиралось множество рыб, охотившихся за мухами и разными водными личинками, которых вымывало у тех из-под ног. Уже к третьему классу я мастерски научился их ловить, а к шестому мы с друзьями купили лодку, деньги на которую заработали сами. Собирали макулатуру, бутылки, которые потом сдавали по 15 копеек, дрова ходили колоть к соседским бабушкам. Бабушки добрые – кто 50 копеек, кто рубль дадут. Когда нужная сумма наконец была накоплена, мы купили у соседа самую настоящую рыбацкую лодку. Она долгое время лежала у него в саду под яблонями и была вся в дырах. Чтобы ее починить, мы утыкали дно паклей, а затем залили расплавленным гудроном. И потом в ней даже спать было можно – ни капли воды не пропускала! На ней мы путешествовали вверх и вниз по реке так далеко от дома, что если бы родители узнали, никогда бы нас не отпустили, но они не знали, а доверчиво думали, что мы плаваем где-то поблизости. Но мы не затем отказывали себе в газировке, мороженом и кино, чтобы такой ерундой заниматься! На нашей лодке мы обследовали все заповедные места далеко за городом и порой заплывали в такие дебри, в сравнении с которыми амазонские джунгли из моей любимой книжки про пиратов были жалким болотом. В одной из речных проток мы устроили настоящий лагерь с навесом от дождя, местом для костра, котелком для ухи, скамеечками и нырялкой, где мы жили как настоящие путешественники: обследовали окрестности, ловили рыбу, варили уху и купались до посинения.
Щуки – достойные противники: они большие и сильные, и ошибок не прощают
Когда я вырос, от реки моего детства осталось одно название: плотина разрушилась, русло некогда глубокой и полноводной реки замыло, и белые лилии и лодки исчезли из нее навсегда. Но рыба осталась, хотя и не в таком количестве, и чтобы ее поймать, нужно было очень постараться. Лещей я больше уже не ловил, а ловил на малька зубастых щук и пятнистых окуней. Для этого у меня была легкая удобная карбоновая удочка с катушкой и гибким концом, с которой можно, не уставая, бродить целый день вдоль берега и рыбачить в самых заманчивых местах. Щуки – достойные противники: они большие и сильные, и ошибок не прощают. Стоит немного зазеваться, как они утягивают леску в такие дебри, что вытащить их оттуда нет никакой возможности. В отличие от спиннингистов, у которых на блесне стоит тройной крючок, я ловлю на одинарный – иначе в корягах, где я обычно рыбачу, зацепишься раньше, чем найдешь рыбу, поэтому сходы неизбежны.
Щуки учили меня смирению. В мир, где, кажется, тебе все подвластно, распределено и спланировано, они врывались древней животной силой и ломали твой удобный уютный мир с его хвалеными коваными крючками, проверенной леской и сверхпрочной удочкой, способной вытащить грузовик. Когда рыба была сильней, вдруг оказывалось, что на самом деле здесь ничего тебе не принадлежит и от твоих желаний не зависит. Эту простую истину в обычной жизни трудно понять, а когда у тебя уходит большая щука, которая по всем законам физики и логики должна быть на берегу, понимаешь это сразу.
Сгоряча тебе хочется ругаться и даже выкинуть удочку в реку, но потом ты успокаиваешься и, если умный человек, начинаешь молиться. Потому что против такой древней силы и случайностей есть только Бог. В это мгновение ты становишься маленьким мальчиком, который пришел к отцу и, размазывая слезы, жалуется, просит, чтобы он все исправил. И он исправляет: удочка сгибается в дугу, ты сначала не веришь, а про себя вопишь: «Господи, помоги! Только не дай ей сорваться!» И когда рыба наконец-то оказывается на берегу, ты переживаешь самое настоящее чудо, от которого сердце наполняется радостью и благодарностью, что твоя молитва услышана.
Кроме храма, нет лучшего места на свете, чтобы читать молитвы, как у реки
Кроме храма, нет лучшего места на свете, чтобы читать молитвы, как у реки. Мои любимые святые – святой праведный Симеон Верхотурский, которого на иконах изображают с удочкой, и преподобный Пафнутий Боровский, в житии которого записано несколько историй, как он совершил чудеса на рыбалке, так что даже художник Нестеров изобразил его сидящим с удочкой на берегу. И мой духовный отец схиархимандрит Власий, духовник Пафнутьева Боровского монастыря, тоже рыбалку любит – его фото с удочкой возле реки есть в монастырском календаре. В жизни отца Власия, который в свои 84 года принимает народ с пяти утра до девяти вечера, а в другое время служит, это одно из немногих утешений, которое он может позволить себе раз в год или два. Когда удается оказаться с удочкой у реки, батюшка выглядит именинником и просто светится от счастья.
Мне повезло: в деревне, где у моих родителей дом, он стоит через улицу от реки, и весной ледоход можно даже услышать. В это время вся деревня высыпает на берег – и старые и молодые. Дети бегают у самой воды и визжат от счастья, глядя, как льдины с шумом и грохотом крушат друг друга и прибрежные ивы, выползая на берег, а старики стоят чуть поодаль, прищурившись от ослепительного яркого солнца, и на глазах молодеют.
Когда вода спадает, а берега одеваются в ослепительную яркую зелень, в нашей реке начинают ловиться караси. Это не какие-то там озерные недомерки с ладошку, а большие американские караси породы «Буффало», по килограмму и больше, которые приплывают из стоящего выше по течению водохранилища. Когда эти караси начинают клевать, деревенские мужики встают пораньше, чтобы успеть до работы порыбачить, а вечером нигде не задерживаются и снова на реку, потому что карась-рыба сначала ловится так, что только успевай закидывать, а через пару недель его словно и не было: вместе с большой водой уходит ниже по течению на ямы до следующего года.
А щуки некуда не уходят, они всегда здесь живут. Я ловлю их из года в год на одних и тех же местах, и они никогда меня не подводят. Я выхожу из дома не раньше обеда, потому что, в отличие от осторожных лещей, они клюют в любое время, и до обеда ты можешь спокойно писать, а потом бросить в рюкзак пару яблок, взять любимую удочку и отправиться на реку. Ты идешь по знакомой тропинке, наслаждаясь прозрачным голубым небом, желтыми березами на другом берегу и теплым пахучим воздухом, поднимающимся от трав, в котором летают паутинки и редкие уже бабочки. Где-то на солнце еще стрекочут кузнечики, но высоко в небе уже слышится курлыканье улетающих на юг журавлей, и ты понимаешь, что скоро все это исчезнет, и ты срываешь на ходу метелки полыни, вдыхаешь ее терпкий запах, стараясь сохранить его в сердце.
И это солнце, и эта река, и рыба, что сорвалась – все в руках Божьих
По дороге я люблю читать короткие молитвы разным святым, а, приходя на место, сажусь на обрыве над рекой. Достаю из чехла удочку, ставлю катушку, привязываю оснастку, а потом кладу ее рядом с собой в траву и просто несколько минут смотрю, ничего не делая. Река – вот она здесь, и щуки тоже здесь, и ты здесь, и лес на том берегу, и песчаный пляж, и сломанное в прошлом году бурей дерево под обрывом. Проблемы, что еще вчера казались неразрешимыми, отступают, и люди, с которыми ты был словно в плену, тоже. Рядом с этой рекой, под этим бесконечным небом, они перестают занимать неподобающе много места в душе, а становятся обычными текущими делами, которые ты потом спокойно разрешишь. Ты говоришь про себя: «Господи благослови!» и спускаешься к воде. «Господи, пошли мне щуку!» – просил я, закидывая удочку возле кустов и коряг. И большая щука клюет. Кивок вдруг быстро сгибается, леска плавно бежит в глубину, катушка трещит, а руки ощущает спокойную силу на другом конце. Щуку хорошо видно в воде, она большая и сильная. Я стараюсь без рывков, осторожно подвести рыбу к берегу, приподнимая ее большую зубастую голову над водой, а она упорно тянет в глубину и бросается против течения. Я быстро опускаю кончик удочки вниз, чтобы сдержать ее рывки, но в какой-то момент нервы не выдерживают, и, забыв про гибкую удочку и тонкую леску, просто тяну, в это время щука делает резкий рывок, леска натягивается до предела и лопается. И вот я стою, глядя невидящими глазами на оборванный кончик лески в руке, и не могу поверить, что все кончено.
А потом я сижу на обрыве, смотрю на заходящее над рекой солнце, грызу пахучее яблоко из осеннего сада и всем своим существом понимаю, что все в руках Божьих. Это нисходит как откровение, так что хочется плакать. И это солнце, и эта река, и это яблоко в твоей руке, и рыба, что десять минут назад сорвалась – все в руках Божьих. Ты просил, чтобы Господь послал тебе щуку? Просил! Господь послал? Послал! А ты? Не получилось! И? Господи, дай мне поймать большую щуку! И потом все начинается сначала, ведь рыбалка только начинается.
Увлекаюсь рыбной ловлей. Не грех ли просить Господа об удачном улове?
26.01.2017 10:42:29
Кульков Сергей Андреевич
Телеф.звонок: -Батюшка, у моей соседки не совсем вменяемый сын, и она хотела бы его исповедовать и причастить. Он всегда дома. Как бы это сделать?
-Обычно такие общепринятые нормы. Если человек не в разуме, не вменяемый — специальной исповеди не требуется. Если он уже в сознательном возрасте, священник может прочитать над ним разрешительную молитву, может сказать общие слова о покаянии. А уж как он отреагирует. Бывает, что-то доходит до сознания человека. Внешне может не подать вида, что он что-то понял, а на самом деле — наши слова не проходят бесследно. Причастить его можно, не требуя осознанной исповеди. Если человек не отдает отчет в своих действиях, поступках, если он не может общаться, как нормальный здравый человек — от таких исповедь не требуется. Если есть возможность — приведите его в храм. Если он не может дойти, не сможет там адекватно себя вести и нормально причаститься, то можно батюшку позвать домой.
Конечно, следует, наверное, сказать, что желательно не ограничиваться причащением единожды, а стараться и в дальнейшем, чтобы была некая регулярность, постоянство причащения Святых Христовых Таин. И я не раз был свидетелем, когда дети или взрослые умственно больные регулярно причащались и приходили в умиротворение. Становились более адекватными. В одном месте я даже был свидетелем, как один ребенок имел диагноз умственной отсталости, какое-то весьма проблемное заболевание в том плане, что оно не лечится. После того, как его стали регулярно причащать — он выздоровел и вернулся к нормальной жизни. И никто даже не знает, не догадывается, что когда-то он был психически болен. Поэтому причащать надо, и регулярно. Поститься не требуется. Все в меру. Чтобы через Святые Тайны Господь укрепил силы душевные и телесные.
Телеф.звонок: -У меня есть знакомая, которая занимается гаданием экстрасенсорикой. Я не могу ей объяснить, что это не по — христиански, что этого не должно быть. Но не могу найти слов и достучаться до ее сердца.
— Многие берут благословение у батюшки и читают акафист иконе «Прибавление ума». Когда человек неразумно, неправильно себя ведет — можно молиться перед этим образом Матери Божьей, молебны заказывать. И еще есть икона «Взыскание погибших». Можно понести молитвенный труд и какой-то из этих святынь 40 дней почитать акафист.
Беседовать с человеком. Конечно, если человек ангажирован, если так упорно настроен — сложно что-то донести. Но в то же время можно взять из Священного Писания, это несложно найти, сейчас много есть православных информационных ресурсов. Есть цитаты, где Бог запрещает обращаться к колдунам, чародеям, магам, заниматься гаданием, вызывать духов, и так далее. И прямо из Библии прочесть эти цитаты. Если человек верит в Бога, худо — бедно признает Священное Писание, то значит для него это должно быть неким аргументом. Второй момент. Надо рассказать, что церковь учит: обращение к подобным вещам — это обращение к бесовским силам. Нет никаких нейтральных сил. Есть сила от Бога, а есть сила от демона. Поэтому увлечение заговорами, экстрасенсорикой, гипнозом, магией, чародейством, гаданиями — это все вступление в связь с демонами. Ну, и третий момент. Недавно люди попросили навестить их родственника в психбольнице, я там был, это масшабное сооружение во много корпусов. Я говорил с врачами и медсестрами и еще раз услышал то, о чем, в принципе, уже знал. Но еще раз услышал подтверждение из уст людей, которые имеют прямое отношение к лечению душевнобольных. Огромнейший процент поступает с серьезнейшими, необратимыми психическими нарушениями! Это именно те, кто увлекался или пользовался услугами оккультных сил. Дьявол хитер, он может создать видимость внешней сиюминутной помощи. Но на самом деле — потребует от человека такой жертвы, которая искалечит и погубит всю его жизнь и душу. Поэтому психбольницы всего мира переполнены людьми, которые были причастны к этим увлечениям. Потому как из песни слова не выкинешь — так и здесь можно верить — не верить, сомневаться, удивляться, отрицать, но факт есть факт. Люди, которые занимаются и увлекаются подобными вещами, заканчивают плачевно. Кто кому здесь служит — с тем и в вечности будет. Ну, и молитесь святым Киприану и Иустинии. Киприан бросил колдовство и совершил величайший подвиг. Несомненно, они могут помочь тем, кто пошел по этому ложному пути, кто занимается такими страшными, пагубными, демоническими учениями. Дай Бог вразумления!
У нас в храме каждую неделю читается акафист священномученику Киприану и Устинье.
Отрицать колдунов — это все равно, что отрицать существование демонов. Колдуны, чародеи, маги — это те люди, через которых бесы воздействуют на людей. Но надо помнить, что они не каждому могут повредить. Когда человек живет в покаянии, в молитве, молится, исповедуется, причащается, ходит в храм, живет в венчаном браке, соблюдает посты, читает Евангелие, во всем руководствуется Заповедями Божьими — он надежно защищен от бесовских сил. Но дело в том, что большинство людей живут далеко от идеалов и норм православной жизни, поэтому и страдают от колдунов. Даже в мелочах. Есть сел, не перекрестил пищу — так ты и не знаешь, кто готовил, продавал, что туда положил. Там бывает и мат, и проклятия, и что угодно. Так и вещи, например, ребенку передают от других. Все, что берешь- пере крести, можно и святой водой окропить. Много таких моментов, когда человек берет что-то, не думая — и получается, что дает возможность дьяволу воздействовать на него. Поэтому очень важно жить духовной жизнью, быть верными чадами церкви. И, конечно, молитвенно ограждать себя. Есть традиционная молитва: отрицаюсь от тебя, сатана. И перед выходом из дома, и перед важным делом часто про себя повторять ее — и Господь будет охранять. Ну, и молитвенная помощь Киприана и Иустинии, я сам в этом убедился. Многие разумные люди имеют икону святых дома, кто-то над входом вешает. К утренним и вечерним молитвам добавляют молитву этим угодникам Божьим. Многие утром помазываются святым маслом: сохрани меня, Господи, от всякого зла. Помоги мне, Господи, в течение дня. Можно масло соборное, можно от мощей.
-Батюшка, а даже шутя нельзя гадать? Есть такие языческие традиции на святки.
-Я помню, был еще ребенком, такой житейский случай, может быть, он не каждому будет понятен до конца. У нас в Ярославле было много родных. Я помню такой случай: собрались подростки, молодежь. И девушки решили погадать ради развлечения. Они взяли блюдце, зажгли свечу. Одна из них была из верующей семьи, и ей говорили: смотри, это грех, даже ради развлечения нельзя шутить с темной силой. А она увлеклась, когда компания — бывает порыв какой-то. И начали они крутить блюдце, и потом вдруг раз! — и зажженная свеча погасла. И вдруг эта девушка закричала, ойкнула и упала. Включили свет — она без чувств, стали ее водой брызгать, она пришла в себя. Смотрят — а у нее на лбу как следы от трех пальцев, три пятна. То — есть, она знала, что гадать — грех, и все равно пошла. Потом она обращалась к косметологам, не знаю, чем это закончилось, но долгое время не могла избавиться. Вот к чему может привести даже такое шуточное увлечение гаданием. Лучше от этого отстраниться. Есть много других развлечений. Разные конкурсы, загадки. Я, допустим, хожу в воинскую часть и солдат прошу загадки сказать или какие-то задания. Смотришь — и люди оживают. Поэтому можно найти что будет интересно, радостно и не во грех.
Телеф.звонок: -Увлекаюсь рыбной ловлей. Не грех ли просить Господа об удачном улове?
-Ну, в рыбалке греха нет. Наверное, надо так ответить: если человек из-за рыбалки не успевает читать Евангелие, молиться утром и вечером, ходить в храм, делать добрые дела, даже родным уделить внимание — то такая рыбалка будет не в пользу. А если человек успевает жить полноценной духовной жизнью и ради отдыха бывает на рыбалке — то в этом ничего предосудительного нет. Потому что даже через рыбалку Бог приводит людей к вере. Я вот никогда не забуду, у меня был такой случай. В деревне был один человек, вроде не особо верующий. Многие есть люди, назовешь их неверующими — но в тоже время в них какой-то нигилизм, бравада, гонор. И он все говорил: где Бог? Мы же Его не видим, какой Он там! Ну, я, что мог — ему говорил. А он любил ловить рыбу. У нас был пруд, и там караси. Вот, он как-то выходит с удочкой и говорит: ну, если есть Бог — пусть Он мне подаст такую рыбу, которую я никогда не ловил.
Ну, что скажешь? Ничего я не сказал. И вдруг он приходит и ничего не говорит. Молчит и такой тихий стал. А потом смотрю: в корзине такая рыбина лежит, каких у нас отродясь не было. У нас там были только маленькие карасики. И, видимо, Бог пошел навстречу человеку. Не скажу, что он сразу стал ходить в храм, но задумался.
Ну, и молиться о рыбной ловле допустимо. Если я не ошибаюсь, есть традиция — преподобный Симеон Верхотурский покровитель рыбаков. Он и сам ловил рыбу при жизни. Но, наверное, надо выбирать приоритеты. Если человек не успевает молиться о прощении своих грехов, о даровании спасения, о том, чтобы обрести христианские добродетели, а молится, чтобы больше поймать себе рыбы — это будет не совсем разумно. А если успевает молиться о более значимых духовных вопросах в жизни — то, наверное, можно помолиться, чтобы Бог подал и рыбы, потому что худого в этом нет.
Телеф.звонок: — В доме стало неспокойно, какие-то шорохи, звуки. При том, что я уверен, что в доме нахожусь один. Никого из родных нет. Ни животных, никого нет у меня. То тени периферическим зрением вижу. Что делать? Мне одна пожилая женщина посоветовала, что дом освящен должен быть.
-Ну, конечно, в первую очередь нужно обратиться к священнослужителю, чтобы он освятил дом. В требнике есть молитва о храмине (то есть доме), стужаемой от злых духов. То- есть, батюшка вправе эту молитву прочесть, прибавив ее к чину освящения. Поэтому, наверное, будет оправдано не только священника попросить освятить жилье, но и прочесть эту молитву, чтобы дом избавить от нападения темных, бесовских сил. Ну, и, конечно, следует пересмотреть и свою жизнь, и свое жилище. Часто бывает так, что человек имеет какие-то нераскаянные грехи, и до тех пор, пока он не покается — у него в жизни могут происходить вещи смущающие, отягощающие его. В частности я вот исповедовал женщину одну. Она уже давно умерла. Мне, когда я ее исповедовал, она рассказала, что часто в доме стоны. И вроде бы она была вменяемой. А потом, когда она назвала количество абортов — я ужаснулся. Огромное, страшное количество! Я попытался найти такие слова, чтобы пробудить ее к покаянию. Она уже тяжелобольная была, с трудом вставала, но в конечном итоге заплакала, чувствуя тяжесть этого греха, убийства в утробе собственных детей. И вот, после того, как она принесла покаяние — у нее проявления эти, стоны, плачи прошли. Видимо, этот нераскаянный грех огромного количества убийств в утробе приводил к тому, что души этих детей, само пространство, где она жила — дышало этой горечью и болью, и она слышала стон.
Другой момент, на который стоит обратить внимание — нет ли дома каких-то неподобающих в духовном плане предметов? Может быть, что-то такое, что несет человеку бесовское воздействие. Я помню, позвали освящать дом и тоже жаловались, что у них то шумы, то кашляет кто-то, то как старик хрипит, и все стали в тревоге, нервные. Самое главное — в семье пропала радость. У всех было какое-то внутреннее томление. И я стал освящать. Была со мной одна помощница, уже покойная. И вдруг я когда стал кадить и поворачиваюсь к шкафу книжному — надо мной лопнула лампочка!. Я такого даже не видел. Как взрыв. Стали собирать стекла. И я смотрю: в шкафу стоят книги, китайская философия и магия. И стоят сувениры с иероглифами, которые, оказывается, в этих восточных странах вешают на стену для счастья, для удачи, для призывания духов, в которых призывает веровать эта религия. Восточные учения. А на самом деле это духи, это бесы. Я сказал семье: что вы дом наполнили такими вещами, которые дают возможность демонам вторгаться в ваше жилище? Поэтому такие вещи и происходят. Если вы это не удалите из дома — вам освящение не поможет. Постепенно до них дошло, они удалили. Потом в доме все выправилось. Поэтому надо посмотреть, нет чего-то такого, что может оказать духовно неблаготворное, тлетворное воздействие на ваш дом. Ну, и, конечно, освятить и прочесть молитву от бесовских сил и постараться упорядочить свою духовную жизнь, чтоб было постоянство молитвы, исповеди, причастия.
Телеф.звонок: -Как вы считаете, те, кто служили в спецназе и убивали виноватых и безвинных — они считаются миротворцами — освободителями, или все — таки они убийцы?
-Нет, я думаю, что те, кто выполнял воинский долг во время военных действий совершая убийства — наши воины никогда не убивали неповинных с самоцелью, чтобы убить человека. Как правило, убивали врагов, людей, которые делали зло. Но, возможно, кто-то мог погибнуть и невинный, но чтобы кто-то специально из воинов спецназа убивал неповинных людей — с таким я никогда не сталкивался. Это надо быть, наверное, озверевшим человеком, уподобившимся демону, который жаждет крови. Поэтому наши воины — это, конечно, защитники Отечества, которые искореняли зло и которые в своей жизни исполняли Евангельские слова Господа Иисуса Христа: «Нет больше любви, чем ежели кто душу свою положит за други своя». Поэтому намеренно неповинных людей никто не убивал. А если кто-то случайно погиб, если и были такие случаи — то по неведению. Хотя я с этим не сталкивался.