Рыбалка беломорско балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал (Россия, республика Карелия)

Беломорско-Балтийский канал — судоходный канал в России, соединяющий Белое море с Онежским озером, который является важнейшим транспортным коридором, дающим выход из северных морей в водные пути Европейской части России. Трасса канала проходит по территории республики Карелия. Управление канала находится в городе Медвежегорск.


Фото: Михаил Архипов

История строительства Беломорско-Балтийского канала

Беломорско-Балтийский канал был построен в 1931 — 1933 годах. 18 февраля 1931 года постановлением Совета труда и обороны было дано задание для проектирования и определения габаритов будущего канала. Беломорканал предназначался для пропуска в основном несамоходных барж (лихтеров) с буксирной тягой. Проект канала был разработан группой инженеров под руководством С. Я. Жука. Открытие состоялось 2 августа 1933 года. До 1961 года канал назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. Первоначально канал был построен с меньшими габаритами камер шлюзов и глубинами, чем изначально планировалось. Это произошло в следствии ускорения строительства и сдачи его в эксплуатацию. Ввод Беломорканала в эксплуатацию позволил создать Северную военную флотилию, которая в дальнейшем преобразовалась в Северный флот.

В годы Великой Отечественной войны часть гидросооружений канала, расположенных в южной (в Повенце) части, были разрушены советскими войсками перед захватом их финской армией. В послевоенное время они были восстановлены. В начале 1950-х годов существовал проект по строительству на трассе канала монументов в честь победы в Великой Отечественной войне, но в итоге это было реализовано при строительстве Волго-Донского судоходного канала.

В 1960-х годах судоходные габариты канала были доведены до величин, обозначенных в проекте строительства канала. Первоначально все сооружения канала были из дерева, последний деревянный шлюз на канале был заменен на железобетонные конструкции в 2010 году.

Читайте также:  Лучший живец щуки пескарь

Беломорско-Балтийский канал на карте


(Увеличить карту)

Характеристика Беломорско-Балтийского канала

Длина канала — 227 км, на трассе канала расположено 19 шлюзов, 13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков, 34 искусственных канала. Судовой ход проходит как по искусственным участкам, в том числе и прорубленным в скалах, так и по акваториям озер. Минимальная глубина канала — 4 метра, максимальная глубина по судовому ходу на трассе Беломорканала — 20,5 метров (озеро Выг). Важнейшие сооружения канала — водосбросные плотины №21, №25 и №27, удерживающие объём воды более 10 млрд м3.

Общая длина шлюзов между наружными гранями устоев — от 170 (однокамерные) до 325 (двухкамерные) метров. Габаритные размеры камер: длина — 133,5 метров, ширина — 14,5 метров, гарантированная глубина на пороге — 4 метра.

Камеры шлюзов при строительстве канала имели деревянную ряжевую конструкцию. В современном виде камеры шлюзов имеют три типовые конструкции: на мягких основаниях расположены железобетонные, докового типа с неразрезным днищем и вутами; на скальных основаниях – выполненные в виде подпорных стенок уголкового профиля из монолитного железобетона; две нижние камеры шлюзов N10 и №11 представляют собой облицовку скалы стальными шпунтовыми панелями с засыпкой, выполненной калиброванным щебнем. Система питания — головная, осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, устроенные в головах шлюза и перекрываемые вертикальными цилиндрическими затворами. Рабочие затворы шлюзов выполнены в виде двустворчатых ворот ригельного типа.

Навигация на Беломорско-Балтийском канале

Обслуживанием судоходной обстановки на канале занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация Беломорканал»).

Даты начала транзитной навигации на канале зависят от сроков работы судоходных шлюзов. С 20 мая по 31 октября работают шлюзы №1 — №9, а с 20 мая по 15 октября — шлюзы №10 — №19.

Судоходство на Беломорско-Балтийском канале

С вводом в эксплуатацию в 1964 году Волго–Балтийского водного пути объем грузоперевозок по Беломорканалу резко вырос. Он стал важнейшим звеном транзитных перевозок грузов из портов Белого моря в Прибалтику и центральные районы РСФСР. Через канал везли железную руду из Кандалакши на комбинат «Северсталь» в Череповце. С Поволжья на Белое море везли нефть и мазут, с Нижнего Поволжья — соль. Из Карелии и Архангельской области в порты Скандинавии и Северной Европы через канал везли древесину.

Интенсивность судопропуска достигла максимума к 1986 году (более 62 тысячи шлюзований, свыше 7 млн тонн грузов). В 1990–е годы в связи с общим спадом производства по России судопропуск снизился до 7000 шлюзований (1996 год).

В настоящее время регулярным судоходством по каналу являются только круизные пассажирские рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга до Соловецких островов. Местных пассажирских перевозок по каналу нет после 1991 года. Регулярных грузовых рейсов по Беломорканалу также нет и его трассу полностью суда обычно проходят в случае перегонов с Севера в Европейскую часть и обратно. В южной части канала есть регулярные перевозки древесины на Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат.

Круизы по Беломорско-Балтийскому каналу

Регулярное движение пассажирских круизных судов по Беломорско-Балтийскому каналу началось в июне 2001 года рейсом теплохода «Г. В. Плеханов» из Москвы до шлюза №18 в рамках первого речного круиза на Соловецкие острова (от шлюза до островов туристов доставляли другим судном).

В 2004 году теплоход «Белинский» (сейчас — «Шлиссельбург») совершил первый круиз из Москвы через Беломорско-Балтийский канал напрямую на Соловецкие острова. Сейчас прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга до Соловков через Беломорканал выполняет только теплоход «Русь Великая», а с 2020 года такие же круизы должен выполнять теплоход «Александр Пушкин».

Другие круизные суда, следующие маршрутом до Соловков, доходят по Беломорканалу до причала в поселке Сосновец, откуда туристов доставляют на острова на других судах. В навигацию 2020 года такие рейсы будут у теплоходов «И. А. Крылов», «К. А. Тимирязев» и «Северная сказка».

Беломорско-Балтийский канал в культуре и истории

Строительство канала стало началом массового использования труда заключенных на стройках и в дальнейшем было продолжено на строительстве Канала имени Москвы, Волго-Донского канала и Волго-Балтийского канала. Первоначально заключенных обозначали как «заключенные каналоармейцы», а сокращено — з/к. От этого сокращения было образовано жаргонное слово «зек», которое позже прочно вошло в лексикон. Также именно со стройки Беломорканала в жаргонную речь прочно вошло слово «туфта», которое обозначало выражение «техника учета эффективного труда».

Шлюзы Беломорско-Балтийского канала:

Шлюз №1 (южный склон)
Шлюз №2 (южный склон)
Шлюз №3 (южный склон)
Шлюз №4 (южный склон)
Шлюз №5 (южный склон)
Шлюз №6 (южный склон)
Шлюз №7 (южный склон)
Шлюз №8 (северный склон)
Шлюз №9 (северный склон)
Шлюз №10 (северный склон)
Шлюз №11 (северный склон)
Шлюз №12 (северный склон)
Шлюз №13 (северный склон)
Шлюз №14 (северный склон)
Шлюз №15 (северный склон)
Шлюз №16 (северный склон)
Шлюз №17 (северный склон)
Шлюз №18 (северный склон)
Шлюз №19 (северный склон)

Мосты на Беломорско-Балтийском канале

Города и крупные населенные пункты на Беломорско-Балтийском канале

Озера в составе трассы Беломорско-Балтийском канале

Реки в составе трассы Беломорско-Балтийском канале

Нижний Выг
Повенчанка
Шижня

Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал (также его называют ББК, Беломорканал, Балтийский канал, а до 1961 он назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) – канал, который соединяет между собой Онежское озеро и Белое море. Через реку Свирь есть выход к Ладожскому озеру и к Волго-Балтийскому водному пути, а также в Балтийское море.

Содержание

История строительства Беломорско-Балтийского канала

Путь, по которому был проложен канал, использовался начиная с XVI века. Сама же идея строительства судоходного неглубокого канала впервые серьезно рассматривалась Петром I в начале XVIII века. Было создано четыре проекта, однако все они имели слишком высокую стоимость. Технологии тех времен делали такую стройку очень дорогой и сложной.

Тем не менее, водный путь был необходим, поэтому к идее его строительства вернулись в XX века. Решение о начале проектирования и строительства Беломорканала было принято 3 июня 1930 года, а месяц спустя на бумаге уже появились первые проекты. Чуть позже начались проектные работы уже непосредственно на местности. Не смотря на то, что финальный проект был утвержден только в феврале 1932 года, фактически строительство началось в конце 1931 года.

Строительство Беломорско-Балтийского канала одновременно печальная и удивительная история. Построен он был в рекордные сроки – 21 месяц. За это время было проложили 2500 километров железнодорожных путей, создано около ста инженерных сооружений. Кроме того, строительство осуществлялось практически без современной техники (тех времен), то есть, большинство работ были выполнены вручную.

В строительстве в основном участвовали заключенные ГУЛАГа – это и есть печальная и трагичная сторона строительства Беломорско-Балтийского канала. Их одновременная численность на работах на всем протяжении строительного участка не превышала 125-126 тысяч человек, однако всего в стройке приняло участие около 250 тысяч. Все дело в том, что страна практически никак не помогала в строительстве, заключенные работали в очень тяжелых условиях, часто гибли и заболевали, поэтому была постоянная ротация. Всего на строительстве Беломорканала по некоторым оценкам погибло до 13 тысяч человек. Некоторые говорят, что канал «построен на костях» — в этом выражении есть смысл.

В строительстве сооружений использовались строительные материалы, которые можно было достать на территории Карелии – торф, камень, дерево. Строителей ББК по аналогии с красноармейцами называли «каналоармейцы», да и в целом здесь пытались создать атмосферу приближенную к армии. Курировали стройку Герних Ягода и Матвей Берман.

Генрих Григорьевич Ягода – родился 7 ноября 1891 года. Руководил строительством Беломорско-Балтийского канала, за что был награжден орденом Ленина. В 1934 году стал главной НКВД. В 1937 году был арестован, обвинен в уголовных и антигосударственных преступлениях и в подготовке покушения на Сталина. 15 марта 1938 был расстрелян.

Матвей Давыдович Берман – родился 10 апреля 1898 года. С 1930 года был заместителем начальника ГУЛАГа, в 1932 стал его руководителем. Был одним из руководителей строительства Беломорканала, в дальнейшем руководил строительством другого важного канала – Волга-Москва. Арестован в конце 1938 года, 7 марта 1939 года был расстрелян. В 1957 году был реабилитирован.

После окончания строительства сроки заключения «за хорошую работу» сократили для почти 60 тысяч человек, в 12485 был освобождены. Канал получил название «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». В июле 1933 ода Киров, Ворошилов и Сталин совершили поездку на катере по ББК. Как свидетельствуют очевидцы, Сталин был не слишком доволен увиденным. Он счет канал узким и мелким и счел его никому не нужным.

Беломорско-Балтийский канал был открыт 5 августа 1933 года, открытие сопровождалось большим количеством пропагандистских статей в советской прессе. Были написаны несколько книг, в основном также пропагандистского толка. Так, писатель Александр Авдиенко писал, что рабочие жили в прекрасных условиях, а их столы буквально ломились от сытной пищи. Разумеется, ничего общего с действительностью это не имело.

17 августа 1933 был организован Беломорско-Балтийский комбинат, в задачи которого входила эксплуатация канала, а также освоение районов, которые окружали канал. Всего комбинат отвечал за территорию в 2,8 миллиона гектар. На комбинате трудились до 85 тысяч человек – в основном также заключенные, также в его состав входил 21 специальный поселок, в котором жили тридцать тысяч человек. Это были люди из семей раскулаченных крестьян, большинство их которых привезли из других регионов. До 1936 года комбинат не платил никаких налогов и сборов в государственный бюджет.

Строительство Беломорско-Балтийского канала положительно сказалось на многих районах Карелии. Был дан толчок к развитию промышленности, выросли города Беломорск, Сегежа, Медвежьегорск, появились новые поселки.

Во время войны в районе ББК были ожесточенные бои, также он подвергся значительным разрушениям. После того, как Великая Отечественная война закончилась, все поврежденные объекты инфраструктуры отремонтировали и 28 июля 1946 года канал заработал и по нему пошли первые суда.

В дальнейшем были две реконструкции Беломорканала. Первую провели в 50-х годах, тогда электрифицировали все механизмы и сооружения, а в 70-х годах канал был углублен в среднем на 40 сантиметров.

Конструкция и описание Беломорканала

Всего на протяжении Беломорско-Балтийского канала 128 объектов, в числе их:

  • 19 шлюзов;
  • 15 плотин;
  • 19 водоспусков;
  • 33 искусственных канала;
  • 49 дамб;
  • 5 гидроэлектростанций.

Шлюзы канала представляют две группы, которые обеспечивают проход судов на южном и северном склонах. На южном склоне есть семь шлюзов, которые создают напор 69 метров, анна северном – двенадцать шлюзов, которые создают напор в 102 метра. Из общего числа шесть шлюзов ББК являются однокамерными, а 13 – двухкамерными. Все имеют конструкцию одного типа и одинаковые размеры камер.

Пять электростанций, это: Ондская, Беломорская, Палокоргская, Маткожненская и Выгостровская ГЭС. Суммарная мощность – 240 МВт. Гидроэлектростанции строились начиная с 1949 года.

Трасса и судоходство

Протяженность Беломорско-Балтийского канала – 227 километров. На этом протяжении 43 километра – искусственные пути. Начинается в Повенецкой губе Онежского озера (у поселка Повенец), заканчивается у города Беломорск в Сорокской губе Белого моря. Маршрут на всем протяжении проходит через много озер и выглядит так (начиная от Онежского озера):

  1. Озеро Волозеро;
  2. Озеро Маткозеро;
  3. Озеро Телекино;
  4. Озеро Выгозеро;
  5. Река Нижний Выг (и далее до Белого моря).
  6. Озеро Воицкое;
  7. Озеро Шавань.

Проложен по территории Медвежьегорского, Сегежского и Беломорского районов Республики Карелия.

Ежегодно по Беломорско-Балтийскому каналу перевозят до 500 тысяч тонн грузов, осуществляется пассажирские перевозки (только круизы). Есть даже теплоход, который был построен специально для круизов по Беломорканалу. Все круизы обычно заканчиваются на Соловецких островах.

Продолжительность судоходства – 160 дней (в среднем). Минимальная ширина – 36 метров, глубина – 4 метра. Для судов есть ряд ограничений, например, на искусственных участках запрещено двигаться быстрее 8 км/ч.

Достопримечательности на берегах

На берегах Беломорско-Балтийского канала есть и достопримечательности. В первую очередь речь идет, конечно же, о Беломорских петроглифах, которые как раз и были обнаружены во время строительства.

Кроме того, сам канал представляет собой целый историко-культурный комплекс. На его берегах немало памятников строителям (погибшим во время строительства ББК), памятных мест и исторических сооружений. Кроме того, отдельные озера, через которые протекает Беломорско-Балтийский канал, очень популярны у рыбаков.

Видео:

Оцените статью