Рыбаки в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с рекой и рыбаком.
1859.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Рыбаки на Волге.
1872.
Анри де Тулуз-Лотрек.
Рыбацкая лодка.
1880.
Василий Владимирович Сухов.
Рыбаки.
1996.
Василий Григорьевич Перов.
Рыболов.
1871.
Василий Григорьевич Перов.
Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист).
1879.
Василий Григорьевич Перов.
Рыбная ловля.
1887.
Владимир Маковский.
Рыбачки.
1886.
Генрих Семирадский.
Юный рыболов.
Григорий Сорока.
Рыбаки. Вид в Спасском.
Вторая половина 1840-х.
И. Жмайлов.
Рыбачка. Из серии «Трудовая Балтика».
Иван Константинович Айвазовский.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива.
1842.
Иван Константинович Айвазовский.
Рыбаки на берегу моря.
1852.
Илья Ефимович Репин.
Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль.
1874.
Илья Ефимович Репин.
Рыбацкие сети. Ширяево.
1870.
Иоганн-Готлиб Георги.
Волжские рыбаки.
К. А. Савицкий.
Рыбаки в Нормандии.
1875.
Пётр Ермолаев (Денисов).
Рыбацкий домик.
С. В. Герасимов.
На Волхове. Рыбаки.
1928-1930.
Хендрик ван Аверкамп.
Рыбаки в лунном свете.
Около 1620.
Рыболов
Описание картины «Рыболов»
В 1871 году из-под кисти Перова, любителя рыбной ловли и охоты, появляется картина «Рыболов». Она представляет собой жанровую зарисовку, созданную знатоком процесса, который искусно владеет художественными приемами передачи особенностей характеров персонажей. Полотно не просто рассказывает нам о небольшом сюжете на берегу водоема, но и создает психологические портреты изображенных на нем людей.
На картине Перова «Рыболов» мы видим двух рыбаков. Один из них, центральный персонаж полотна, весь погружен в процесс — он не замечает ничего вокруг, его внимание сконцентрировано на поплавке. От нетерпения рыболов привстал с предусмотрительно положенного на землю деревянного сиденья и с напряжением вглядывается в водную гладь, опершись руками о колени.
Снаряжение, заботливо разложенное вокруг, выдает в нем человека, увлеченного рыбалкой и знающего в ней толк. Пара удочек, сачок и донка с колокольчиком должны обеспечить богатый улов. О том, что рыболов намерен провести здесь несколько часов, говорит его экипировка: шейный платок, сапоги, шляпа с полями, плащ-накидка. Для пойманной рыбы уже приготовлен глиняный жбан, заботливо накрытый тряпицей. Картина Перова «Рыболов» демонстрирует нам пожилого человека, который искренне увлечен своим любимым делом. Для него это отдых, развлечение: судя по одежде, это человек зажиточный.
На втором плане художник изобразил еще одного рыболова. Он повернут спиной к зрителю, его поза и одежда наводят на мысль, что он из простых людей и мечта о рыбе для него имеет не развлекательное, а практическое значение. Вероятно, он планирует продать пойманную рыбу или же принести ее домой, чтобы накормить свою семью. Эти две фигуры на картине Перова «Рыболов» составляют контрастную пару: зрителю хорошо видно, как подготовился первый рыбак, но ему ничего не известно о втором.
Дополняет картину живописный пейзаж, созданный художником в его излюбленном стиле. Действие происходит на берегу водоема, заросшего осокой и кувшинками. Зеленые листья на небольших деревцах и кустарнике говорят нам о том, что это, скорее всего, утро летнего дня. Солнце еще не поднялось в небо, но на горизонте виднеется светлая полоса. Вдалеке летит стая птиц. От природы веет покоем и умиротворением.
Картина Перова стала частью экспозиции на Первой выставке передвижников; его «Рыболов» привлек внимание публики и получил положительные отзывы критиков, которые отметили реалистичность изображенных на полотне персонажей и живость художественного языка автора. Сегодня это произведение гениального мастера кисти можно увидеть в Третьяковской галерее (Москва).
Ценители живописи сразу отметили картину «Рыболов»
В 1871 году в Санкт-Петербурге произошло значительное событие в мире искусства. Состоялось открытие Первой передвижной выставки. Ценители живописи сразу отметили картины Василия Перова «Рыболов», «Охотники на привале», портреты писателя Александра Островского и светской девицы Елизаветы Тимашевой.
Лично мне, когда смотрю на эту картину, невольно на память приходит стихотворение Агнии Барто: «С утра сидит на озере любитель-рыболов. Сидит, мурлычит песенку, а песенка без слов…» Незамысловатые слова словно иллюстрация к этой известной картине мастера кисти.
Композиция картины состоит из нескольких частей: центральный персонаж – старик-рыболов в шляпе, рыбацкое место, уставленное всевозможными атрибутами для удачной рыбной ловли, и второй рыбак, сидящий по соседству.
Мужчина в пенсне охвачен азартом
Душевно, пусть и с некоторой долей иронии, изобразил Перов рыбака на берегу, который с азартом наблюдает за поплавком, ожидая затянувшегося поклёва. Видимо, заметил движение поплавка и не смог усидеть на месте. Мужчина в пенсне вскочил на ноги, слегка наклонился, упёрся руками в колени и подался вперед.
Он готов схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Рыболов поглощён процессом и не скрывает радости от предстоящего улова. Его одежда и начищенные сапоги красноречиво говорят, о том, что человек не из бедных. Скорее всего купец или помещик, а, может, зажиточный мещанин…
Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклёвки, и намётанный глаз опытного рыбака заметил первые волны, расходящиеся от него…
Пейзаж на картине Перова
Довольно большое внимание в композиции этого полотна Василий Перов уделил пейзажу. Но если раньше природа в его картинах помогала создавать настроение и дополняла психологический портрет героя, то теперь он старается передать прелесть жизни на свежем воздухе. Автор явно хотел сказать, что часы, проведённые на рыбалке, становятся самыми лучшими.
Второй персонаж картины — мужчина помоложе. Он сидит за бугорком и деловито нанизывает наживку. Как знать, быть может, рыбалка для него является не увлекательным занятием в свободное время, а лишь средством выручить немного денег. Словом, картина Василия Перова «Рыболов» – это насыщенный и увлекательный рассказ о рыбной ловли, прелести которой понять может только заядлый рыболов.
Учебник по истории рыболовной ловли
Как и ранее, художник тщательно прописывает детали, добиваясь почти фотографического сходства с реальностью. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Подобные характеристики картин заметны также в его знаменитом «Птицелове» и популярной картине « Охотники на привале ». Художника волнует живая человеческая душа и он с блеском переносит на полотна своё понимание природы страсти.
Доподлинно неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Однако изобразил он этот процесс явно со знанием дела. У рыболова есть на чём сидеть, чем укрыться от непогоды и чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветви.
У них специальные металлические сочленения. На случай крупной добычи имеется наготове сачок. Более того, есть даже специальная удочка, оснащённая серебристыми колокольчиками. Точность изображённых деталей достойна учебника по рыбной ловли и вполне может использоваться начинающими рыболовами!
Перов — продолжатель идей Федотова
Первые жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года, содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Известный критик Владимир Стасов написал о нём: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».
Ярким примером тому «Чаепитие в Мытищах», где изображён сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В этой работе он обличил фарисейство, свойственное части русского духовенства. Позже Перов и вовсе придаёт своим работам трагизм, как в знаменитой картине « Тройка », написанной в 1866 году.
Но в какой-то момент всё резко меняется. И тогда в его работах появляется добрый юмор или лёгкая ирония. Мастер создаёт удивительный цикл, который искусствоведы условно назвали «Тихие страсти». И картина «Рыболов» занимает в нём самое достойное место. К слову, художник представил его в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, где полотно также получило высокую оценку.
«Тихие страсти» Перова
Картины, написанные в 70-е годы отображают именно эти самые «тихие страсти». Так, по крайней мере, утверждают биографы художника. Они же считают, что в тот период из его работ исчез гражданский пафос. Надо признать, что это был серьёзный шаг вперёд для творчества Перова и русского реалистического искусства в целом.
Потом Василий Перов создаст ещё несколько картин подобного жанра: «Голубятник» и «Ботаник». На них, как и в «Рыболове», покажет человека вне его будничных интересов, в момент его тесного единения с природой.
За несколько лет до смерти Перов пишет ещё одно полотно на похожую тему. Речь идёт о картине «Рыбная ловля», которая хранится в Русском музее. Она не особо известна, да и производит несколько «этюдное» впечатление. Чувствуется некоторая незаконченность, незавершённость. Однако и в ней рыбная ловля показана с любовью и пониманием…
Эту работу Перова забыть невозможно
Василий Перов был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера, человека просвещённого и свободомыслящего. Он принимал у себя в доме ссыльных декабристов, что по тем временам считалось неслыханной вольностью. Хотя родители мальчика обвенчались вскоре после его рождения, ребёнок не имел права на титул и фамилию отца. В документах числился как Васильев — по фамилии крёстного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.
Незаконнорожденный чиновничий сын прожил всего 48 лет, но сумел вместить в них многое.
Он стал одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок. Оставил после себя картины — шедевры, которыми по сей день восхищаются миллионы. Посетители Третьяковки, где хранится несколько работ великого мастера, подолгу стоят у его полотен. «Рыболов» удостаивается особого внимания — уж очень выразительно смотрится неизвестный рыбак!
К слову, мало кто знает, но в последние годы своей жизни Перов занимался не только живописью. Он довольно активно сотрудничал с журналом «Природа и Охота», который издавал русский зоолог и натуралист Леонид Сабанеев. Рассказы художника были опубликованы также в «Художественном журнале» и газете «Пчела».
Картина «Рыболов», Василий Перов — описание
Описание картины:
На картине В. Г. Перова «Рыболов» изображены два рыбака. Один из них – молодой мужчина на заднем плане – повёрнут спиной к зрителю, поэтому судить о его личности можно лишь по одежде: самые простые костюм и шапка. Он занят делом – нанизывает наживку на крючок. Видно, что человек небогатый, для него рыбалка – способ добыть себе пропитание и деньги.
Контрастная фигура – второй рыбак, пожилой человек в очках. Если сравнивать с первым персонажем, одет он гораздо дороже: тёмный плащ, шейный платок, начищенные сапоги и очки в круглой оправе. Кроме того, зритель видит всё оборудование, что мужчина принёс с собой: несколько удочек, сачок, глиняный кувшин для улова – очевидно, герой планирует провести за рыбалкой не один час.
Особенно интересны лицо и поза мужчины: он немного нагнулся, оперся руками о колени и напряжённо, даже с азартом следит за процессом. Видно, что рыбалка его увлекает, но это не жизненная необходимость: старик – зажиточный человек, вероятно, помещик или купец.
На фоне художник изобразил лес и водоём, а также светло-серое небо: время утреннее, солнца ещё не видно, но уже светло. Вдалеке летит вереница птиц. Часть пейзажа есть и на переднем плане: в глади воды, на которой качаются кувшинки, отражаются сапоги рыбака, удочки и предрассветное небо.
Если до этого Перов использовал природу как отражение личности героев, часть их психологического портрета, то на данной картине фон служит для создания умиротворённого, безмятежного настроения.
Это не единственное произведение Перова на тему рыбалки и охоты. Известно, что художник был близок к жизни простых людей и увлекался подобными занятиями, поэтому детали жизни рыбака изображены максимально близко к реальности.
Вместе с тем образ пожилого мужчины в какой-то мере комичен, в нём есть доля доброй насмешки. Это характерно для творчества Перова 1870-х гг. Картины, написанные в это время, искусствоведы объединили в цикл, которому дали название «Тихие страсти». Оно обосновано резким контрастом с прошлыми работами, посвящёнными социальным проблемам. В 70-х Перов пришёл к пониманию того, что спокойная и мирная жизнь должна присутствовать в искусстве в той же мере, что и более острые темы.
Впервые картина была представлена публике в 1871 году на Первой передвижной выставке, а через 2 года на Всемирной выставке в Вене. Это было одно из первых полотен Перова на бытовую тему, и зрители оценили его по достоинству.