Руководство по установке эхолота

Как настроить эхолот

Как показывает моя практика, большинство рыбаков, пользуются так: на воде включают и после рыбалки просто выключают. Всё! Конечно так тоже можно пользоваться, но не мешало хотя бы один раз почитать инструкцию к устройству. Уверяю Вы узнаете много интересного о своём эхолоте, а тем более картплоттере. После первого включения, хотя бы элементарно нужно настроить «язык», «чувствительность», переключить на «метрическую» систему. Очень желательно увеличить до максимума «частоту импульса», и чуть увеличить «скорость прокрутки экрана». Остальное, что не понятно, ставить на «Авто» или как установлено по умолчанию. Но все-таки, даже при такой простоте, несколько важных, элементарных правил нужно соблюсти. Не пожалейте времени для изучения действия устройства на местности. Устройство может ошибаться. Это касается определяемой плотности грунта и наличия предметов, которые можно принять за рыбу. Поэтому картинку на мониторе желательно анализировать, в том числе, регулируя чувствительность датчика. Не забывайте о том, что прибор в постоянном режиме выдает на экран динамичную картину, самые ранние результаты его работы показаны на экране слева, а последние данные — справа. Даже во время стоянки устройство работает. И всегда помните — если на экране постоянно отражается горизонтальная линия, она означает неизменную глубину, а вовсе не то, что под вами — плоское дно.

⛵ Настраиваем чувствительность и шкалу глубины

Главный фактор, обеспечивающий точное определение размера рыбы эхолотом — правильно выбранная его чувствительность и установленный диапазон глубин. В общем случае, чем больше рыба, тем сильнее от нее эхо-сигнал и крупнее метка такого сигнала на экране. Здесь очень важны настройки эхолота, потому что излишнее повышение чувствительности может полукилограммового окуня на экране представить трехкилограммовым сигом. С другой стороны, чрезмерное снижение чувствительности может привести к тому, что сиг на экране будет выглядеть как 300-граммовая плотва. Переключение диапазона глубины с 0−10 метров на диапазон от 0 до 20 метров, уменьшает метку рыбы на экране почти вдвое. Итак, во-первых, нужно вручную установить диапазон просматриваемых глубин такой, чтобы видеть дно озера около нижнего обреза экрана в самой глубокой точке, до которой планируется вести лов рыбы. Затем поднимаем чувствительность до такой степени, чтобы по всему экрану стали случайным образом появляться и гаснуть точки, после чего уменьшить чувствительность настолько, чтобы эти случайные точки на экране просто перестали появляться. Следует отметить найденную настройку чувствительности, и стараться повторять ее во всех прочих случаях при такой же глубине водоема.

Запомните главные правила эффективного использования эхолота:

  1. Настройка диапазона просматриваемых глубин должна проводиться вручную
  2. Настройка чувствительности, должна проводиться непосредственно на месте ловли

🎣 Обнаружение рыбы (Fish ID)

Функция, ради которой большинство начинающих рыбаков приобретает эхолоты. Обязательно проверьте, что бы эта функция была включена в меню эхолота, иначе рыбу на экране, вы не увидите. Сонар просто анализирует полученную информацию, распознает дно, термоклины, прочие нежелательные объекты, а остальные предметы воспринимает как рыбу. В большинстве случаев, это действительно так, однако не всегда. Небольшие ветки, черепах и многие другие предметы эхолот также может принять за рыбу, как впрочем и не найти рыб там, где они действительно есть. Но это уже погрешность. Особо продвинутые приборы могут определить даже размер рыбы, изобразив на экране маленький, средний или большой значок.

Масштабирование (Zoom)

Функция «Масштабирование» (Zoom) дает возможность увеличить заинтересовавший вас объект. После выбора этой функции экран эхолота разделится на две части, слева остается стандартный вид объектов, справа — увеличивается выбранный участок или предмет.

🚤 Скорость движения лодки

Должна быть в пределах, не менее 4 и не более 10 км /ч. А наилучшая 5-6 км/ч. Для облегчения визуального понимания — это скорость быстрого человеческого шага. Такая, казалось бы, простая задача может усложниться под влиянием сильного ветра или течения. Двигаясь против значительного ветра или течения, будет создаваться иллюзия достаточной скорости за счет хорошего шелеста воды об борта лодки. И наоборот, идя по ветру или течению, захочется прибавить газу. Для правильного решения наших задач (качественной, правдивой картинки) скорость 5-6 км/ч должна быть относительно ДНА, а не воды по ощущениям. В таких ситуациях, показатель скорости на GPS очень поможет. Это один из важных аргументов в пользу приобретения эхолота — картплоттера. Также скорость движения лодки сказывается на виде дуг рыбы на дисплее. Экспериментируйте со скоростью вашей лодки, чтобы найти лучшую, для хорошего отображения дуг рыбы. Обычно медленная скорость троллинга работает лучше всего.

⛵ Старайтесь держать ровный курс лодки.

Ремонт видеокамер Marcum

Распространенная ошибка, как профессионалов, так и начинающих — «уход с головой» в экран, не замечая окружающего мира. И как следствие, бесконтрольный курс лодки. И сумбурное понимание того, что под водой. Особенно это правило актуально при использовании эхолотов нового поколения с технологией сканирования. По аналогии правильное изучение акватории с помощью эхолота будет похоже на работу комбайна. Ровными проходами в одну — другую сторону, с шагом в ширину луча, без пропусков и топтаний на месте. Если эхолот снабжен GPS, то правильность своих проходов можно отследить на экране по оставшемуся треку (следу) — еще один аргумент в пользу его приобретения. Если картплоттера нет, а просто эхолот — можно посмотреть на кильватерный след. Если что-то появилось на экране — это значит, что оно осталось за кормой пару секунд назад (время излучения и приёма импульса и его обработка приблизительно 1.5-3 секунды) и по следу можно примерно предположить, где конкретно это было. Для совмещенных эхолот-картплоттеров Humminbird последних поколений можно просто навести курсор прямо на эхолоте на найденный объект и встроенный GPS точно вычислит, где он был. И даст возможность сразу поставить путевую точку в этом месте на странице «Карта». Должна быть в пределах, не менее 4 и не более 10 км /ч. А наилучшая 5-6 км/ч. Для облегчения визуального понимания — это скорость быстрого человеческого шага. Такая, казалось бы, простая задача может усложниться под влиянием сильного ветра или течения. Двигаясь против значительного ветра или течения, будет создаваться иллюзия достаточной скорости за счет хорошего шелеста воды об борта лодки. И наоборот, идя по ветру или течению, захочется прибавить газу. Для правильного решения наших задач (качественной, правдивой картинки) скорость 5-6 км/ч должна быть относительно ДНА, а не воды по ощущениям. В таких ситуациях, показатель скорости на GPS очень поможет. Это один из важных аргументов в пользу приобретения эхолота — картплоттера. Также скорость движения лодки сказывается на виде дуг рыбы на дисплее. Экспериментируйте со скоростью вашей лодки, чтобы найти лучшую, для хорошего отображения дуг рыбы. Обычно медленная скорость троллинга работает лучше всего.

Читайте также:  Рыбалка с воздушным змеем

⚓ Как понимать эхолот ?

Очень важно понимать смысл показаний сонара. Дисплей не показывает точное изображение в 3-х измерениях того, что под водой. Каждая вертикальная полоса данных, полученная контрольной панелью и отображенная на дисплее, означает что-то, что было отмечено сонаром в определенное время. Так как и лодка, и рыба двигаются, показатели отражают только их пребывание в определенное время в определенном месте.

Это кривая линия в нижней части экрана, ее изгибы передают соответствующий рельеф. Можно ли по цвету линии дна судить о плотности грунта? Да, но очень грубо. То есть, тонкого перепада плотности от ила до ракушки, пожалуй, заметить не получится. Но существенное изменение, пожалуй, определить можно. Например, русло реки (чистый песок) — относительно тонкая полоска дна. Заходим в заиленный залив и полоса дна становиться гораздо жирнее. Но должна быть очень значительная разница в плотности грунта, чтобы заметить ее. Бывают места, где количество ила просто запредельное и он очень жидкий на подобии манной каши. Это бывает чаще всего там, где растет много водяного ореха. Там сигнал эхолота может просто исчезнуть, и это не зависит от марки, типа эхолота или датчика. Просто сигналу не от чего отражаться и он просто «тухнет» в глубоком жидком иле.

Что еще следует учесть? Запоздание при прохождении сигнала от датчика до дна и снова к датчику составляет приблизительно 1-2 сек. То есть, цифра глубины это то, что было у Вас за кормой 1-2 секунды назад. Следует учесть, что в момент отображения цифры глубины на экране лодка может уже проехать на полном газу метров 10-20 от того места, где показания были сняты.

На классическом эхолоте рыба отображается в виде так называемой дуги. На новых эхолотах с технологией сканирования — в виде кляксы или точки (в зависимости от величины рыбы) разной формы. Как понять что на экране? Вы нашли что-то с помощью эхолота, предположительно рыбу или корягу, или куст травы. Дальше пытаемся выяснить, что это за рыба, то есть поймать ее или узнать у других рыбаков, что они ловят. Таким образом, если это удается, Вы теперь понимаете, что так изображается такая-то рыба. Если вытащили пучок травы, то понятно, что так изображается именно трава, а не коряга. Существует ещё режим распознания рыбы и отображения ее символами рыбок — «Fish ID». Более того, хорошо даже включить звуковой сигнал обнаружения рыбы. В таком простом с точки зрения продвинутых пользователей режиме использования (с символами рыбок и звуковыми сигналами) оказывается, очень удобно рыбачить в отвес на стайную (та, что в толще воды) рыбу, не отвлекаясь взглядом на экран. Когда мы слышим звуковой сигнал — рыба под нами. Если сигнал пропал – косяк сместился и нужно его снова поискать. Есть несколько случаев, когда рыбу невозможно обнаружить ничем. Например, когда почти вся рыба (чаше всего летом) «гуляет по верхам», то есть, в 1-3 метрах от поверхности. Она просто разбегается в стороны перед лодкой.

🐬 Какой выбрать аккумулятор для питания эхолота ?

Срочный ремонт Minn Kota

Меня часто спрашивают:- «А какой нужен аккумулятор, для питания моего эхолота?» Тут всё просто. Прежде всего это зависит от того, сколько времени вы проводите на воде, без возможности подзарядки аккумулятора. Чаще всего подойдёт герметичный, необслуживаемый, свинцово кислотный аккумулятор. Рабочее напряжение такого полностью заряженного аккумулятора — 12.8 вольт. Такие аккумуляторы используют в ИБП. Емкость аккумулятора выбирается из расчета непрерывной работы эхолота, по формуле: Емкость акб. (в А/Ч) делим на ток потребления эхолота (в Амперах), получаем время непрерывной работы эхолота в часах, до следующей зарядки аккумулятора.

Пример: Аккумулятор емкость 7А/ч, эхолот потребляет 150ма (0.15А) следовательно 7 / 0.15 = 46.6 часов. Это в идеале, но всегда следует помнить, что емкость аккумулятора, зависит от состояния аккумулятора, температуры воздуха. Зимой, емкость аккумулятора будет меньше. Хранится он должен только в заряженном виде.

Читайте также:  Все для рыбалки весло

Пугает ли эхолот рыбу ?

Сравнивая свой опыт и опыт других пользователей скажу, что скорее не пугает и выключать его нет особо смысла, если только не с целью поберечь батарею.

Что будет если направить плоскость датчика вертикально ?

Можно ли «засечь» рыбу? Ничего не будет. Эхолот просто перестанет воспринимать пространство, в котором он работает, импульсу не отчего будет отразиться, так как исчезнет дно. То есть для этих целей классический лодочный эхолот точно не подойдет. Существуют специальные модели эхолотов для такого бокового просмотра. Например Humminbird Fishin’ Buddy 140cx.

И в заключение: — Берегите свой эхолот. Два самых распространенных повреждения эхолотов, это повреждение датчика. Удар винтом мотора лодки и трение датчика о дно водоема при приближении к берегу. При высокой скорости движения катера, иногда ломаются крепежи. Хранить устройство лучше в прочном ящике с крышкой или специальном боксе.

Руководство по установке эхолота

  • Обыкновенная необслуживаемая батарея. Ее относительно легко найти в продаже. Главное, убедитесь, что она достаточно свежая. Наиболее удачная емкость батареи для большинства эхолотов 7Ah. Такой батареи для черно-белой модели хватит на 3 дня активной рыбалки, практически не выключая питания. Для питания цветной модели такой аккумулятор протянет приблизительно 2 дня (зависит от яркости экрана, частоты включения, размера экрана и т.д.), что вполне достаточно. Но все же, рекомендую обзавестись на всякий случай второй такой же батареей и спрятать ее где-нибудь в машине, если вдруг, в неподходящий момент «сядет» первая батарея, потому что забыли зарядить ее после прошлой рыбалки, или, если собрались рыбачить больше 3 дней.

В тоже время, если Вы обзавелись серьезной техникой, например, Lowrance HDS-8 c дополнительным блоком Lowrance StructureScan и собрали все это в коробке для мобильного использования, что, кстати, реально и очень удобно для использования на «резинках», лучше подойдет 12-ти, а ещё лучше 20-ти Ah аккумулятор.

И наконец, если Вы собираетесь использовать эхолот зимой — лучше купить маленький блок, чтобы собрать 4-х амперный аккумулятор из стандартных батареек. Такой комплект будет легкий, компактный и быстрый (в смысле быстро включаемый и выключаемый), с предельно низким энергопотреблением.

  • Для стационарного подключения на лодке можно использовать бортовое энергоснабжение. Но в этом случае есть особенности. Например, при неправильном, как оказалось впоследствии, подключении однажды у меня в буквальном смысле слова выгорело пол эхолота в результате скачка напряжения в сети. Что интересно — предохранитель перегорел после разрушения прибора. Еще одной неприятностью может быть отключение питания или перезагрузка эхолота во время завода двигателя. Поэтому стационарную установку лучше доверить специалистам.
  • Зарядное устройство. Главное — достаточная скорость зарядки и безопасность. Лучшие зарядки на рынке — это СТЕК (Швеция). Отличаются способностью полностью на 100% заряжать батарею. Полностью безопасны — при «переполюсовке» или после полной зарядки сами отключаются, могут заряжать при отрицательных температурах, исключают искрение при подключении клеммы, полностью безопасны для окружающей бортовой электроники во время зарядки источника питания, влагозащитные и ударопрочные. Также, некоторые модели способны восстанавливать «уставшие» батареи и быть безопасным источником питания для 12-ти вольтовой электроники от сети 220В. В своих рекламных материалах СТЕК утверждают, что генераторы наших двигателей заряжают батареи лишь на 80%, постоянный «недозаряд» разрушает батарею, а их зарядное устройство заряжает на 100%. Поэтому они рекомендуют профилактически, время от времени, заряжать все имеющиеся в хозяйстве батареи, с целью продления их службы, не говоря уже о режиме восстановления «уставших» батарей.

    Про остальные зарядки не знаю, так как пользуюсь только СТЕК. Мне просто страшновато оставлять «непонятно» работающую подзарядку без присмотра. Я знаю, что если что-то не так, он сам отключится и «уснет» (переключится в режим ожидания), а не вспыхнет в помещении.

    2. Струбцина крепления датчика к корме

    На сегодняшний день придумано много разных конструкций, в основном удачных. Конкретно для вашей лодки следует обратить внимание на достаточную длину штанги, чтобы дотянуться датчиком до угла транса (кормы). Ее длина должна позволить вынести датчик на уровень линии днища Вашей лодки. С этим могут быть определенные сложности, если лодка имеет высокий транец и большой угол кильватости в корме. Хотя на таких лодках чаще всего ставят датчик стационарно на транце.

    Второй момент — это достаточная ширина захватной части струбцины. Бывает что транцевая доска настолько широкая, что даже полностью вывинченный болт струбцины все равно не позволяет одеть ее на транец.

    3. Коробка-кейс и как все правильно собрать «до кучи»?

    Первый вариант — на рыболовном ящике.

    Популярный, но, по моему мнению, не самый лучший вариант.
    Недостатки: недостаточно устойчивая конструкция (может кувыркнуться), сложно отыскать подходящий размер, относительная дороговизна.
    Достоинства: достаточно высокая прочность особенно при минусовых температурах. Такой ящик не боится долгих лет работы под ультрафиолетом и затем на морозе.

    Мой способ.

    В разобранном виде.

    В походном положении.

    Достоинства: легко отыскать на хозяйственных рынках, много размеров, видно, что внутри, очень устойчив, невысокая стоимость.
    Недостатки: хрупковат на морозе, особенно после нескольких лет эксплуатации под влиянием ультрафиолета. Желательно укрепить дополнительно пластинкой внутреннюю сторону крышки, если устанавливается относительно тяжелая «голова», например HDS-8 или HDS-10 (хотя для такой техники лучше подобрать что-то поприличнее, например, ударопрочный, водозащищенный кейс точно подобранного размера).

    За неименем, на первое время можно обойтись и рассмотренным ящиком. При выборе обращайте внимание на качество пластика (желательно максимально эластичный) и, особенно, обращайте внимание на хорошее исполнение боковых застежек. Практика показывает, что ящика хватает на сезон, но учитывая копеечную стоимость и удачную форму все равно, как по мне — оптимальный вариант. Еще удобно, что он прозрачен, и видно все ли на месте не открывая крышку. Для продления жизни ящик можно обмотать по периметру скотчем.

    Читайте также:  Рыбалка с грузилом зимой

    4. Правильная установка датчика-излучателя

    От этого напрямую зависит качество картинки на экране и способность работать на максимальных скоростях.

    Линия транца условно разделяет датчик пополам. Датчик по возможности перпендикулярен поверхности воды или в данном случае земли без наклонов вперед или назад. Гайка затянута в меру сильно, чтобы при ударе позволить датчику откинуться назад. Но в тоже время не очень, чтобы он не подворачивался просто от давления набегающего потока. Кронштейн датчика имеет длинные прорези для сдвигания его вверх или вниз. Изначально поставьте датчик в центр прорезей, чтобы в дальнейшем было место для маневра. Если в ходе рыбалки у Вас вдруг пропало нормальное изображение, первое что Вы должны сделать — это проверить рукой положение и, вообще, наличие датчика. Делать это нужно осторожно, лучше выключив эхолот. Однажды проверяя установку одного мощного датчика я испытал очень неприятные ощущения.



    Два типа установки датчика
    : стационарный вариант и на струбцине. Струбцина позволяет при необходимости снять датчик и перенести на другую лодку. В тоже время струбцина имеет риск быть незаметно сбитой или сдвинутой в сторону, что может привести к ухудшению изображения.

    На гребной лодке без двигателя лучше установить по килевой линии.

    Что касается сдвига датчика вправо-влево по транцу (это касается в основном глиссирующих лодок) — здесь все несколько сложнее. Многое зависит от конкретной лодки, точнее от формы и конструкции днища, особенно ее реданов. И место установки определяется каждый раз индивидуально с последующим тестом на воде.

    Хорошо установленный трансдюсер (датчик) в идеале должен:

    • Держать контакт с дном на любых скоростях при полном вывороте руля вправо-влево на максимально возможной скорости.
    • Не влиять на крен лодки.
    • Не создавать существенных брызг за кормой, обливающих пассажиров и мотор особенно при заморозках.
    • Отображать на максимальной скорости большой косяк рыбы и крупную корягу.
    • Быть достаточно защищенным от механического воздействия льдин или жестких водорослей, например чалима (водяного ореха).
    • Работа двигателя должна создавать для него минимальные помехи.

    Можно порекомендовать одолжить на время у кого-то струбцину и подвигать ее вверх-вниз, вправо-влево. Таким образом, предварительно найти место установки без сверления транца в ненужном месте.

    Для качественного изображения на экране, важно:

    Точностью наклона вправо — влево можно особо не заморачиваться. Принцип работы такого типа датчиков построен так, что бортовая качка и крен (наклон судна в сторону борта) особо не влияют на показания. В тоже время постоянный неправильный наклон вперед-назад делают изображение как минимум некрасивым. Конечно, если датчик от удара сильно подскочил назад — это естественно отразится на показании глубины (в большую сторону разумеется). Поэтому, если вдруг в знакомом Вам месте глубина стала намного больше, чем было всегда — проверьте, не поднялся ли датчик.


    Дуга-рыба. На современных эхолотах со встроенным Бродбенд процессором дуга-рыба будет более толстая, даже скорее объемная. Если вы заметили, что на экране все объекты в толще воды наклонились вперед или назад — это значит, что Ваш датчик наклонился и его нужно поправить.

    Для сканирующих датчиков с частотами 800-455 кГц: Датчик без боковых лучей, в принципе, еще менее требовательный к точности всех наклонов (по крайне мере мне так показалось). Но, тем не менее, искажает картинку при качке несколько больше, чем 2Д сонар датчик. И сделать с этим ничего не получиться, кроме как выбирать погоду или курс лодки таким образом, чтобы свести к минимуму качку судна.


    Скришот экрана сделанный в открытом море при значительном волнении.

    Датчик боковых лучей к наклонам вперед-назад не слишком требователен. Но наклоны вправо-влево ощутимо влияют на картинку в экране. То есть при наклоне на один борт качество изображения, скорее всего, существенно не измениться, просто полоски полезного изображения справа-слева от лодки будут разной величины — одна большая, другая маленькая. Из этого вывод — старайтесь держать лодку в горизонте, то — есть без крена на один борт. Бортовая качка еще больше ухудшает изображение боковых лучей. Выход, как и в случае с датчиком без боковых лучей — погода и курс.

    Есть еще одно решение — вынести датчики на буксируемую торпеду. Смысл в том, что лодка живет своей жизнью, а датчики на торпеде своей, более спокойной. Плюс на качество работы меньше влияет поверхностные шумы (волна, турбуленция, пузырьки, и т.д.). Также, это достаточно удобное решение для работы на арендованном, чужом судне с высокой неудобной, порой даже невозможной для установки струбцины кормой.

    Лично мой портативный сканирующий эхолот с системой (планшетным компьютером) для создания 3Д карт высокого разрешения и подключения подводной видеокамеры для записи изображения умещается в небольшой герметичный ударопрочный чемоданчик. А торпеда разбирается до обычного пластикового цилиндра. Все это имеет минимальный вес и габариты для наименьшей переплаты за багаж в случаи авиа перелета.

    В следующей статье цикла постараюсь, насколько это возможно просто, растолковать: какие частоты и лучи бывают, для чего они нужны, что они нам дают, когда, какие и как использовать.

    За подготовку материала выражаем благодарность специалисту по установке и настройке морского навигационного оборудования, Орлову Юрию

  • Оцените статью
    Adblock
    detector