Ручка катушки спиннинга с левой
(К вопросу о том, с какой стороны предпочтительнее устанавливать ручку безынерционной катушки, или размышления на диване…)
Для большинства спиннингистов этот вопрос давно решен, и они об этом больше не задумываются. Но все же нет-нет да и возникнет в компании на рыбалке диспут на эту тему. Особенно когда кому-то в руки попадает спиннинг с катушкой, у которой ручка установлена справа. И сразу возникает вопрос – Почему?
На все есть свои причины. Кто-то только начал осваивать капризный спиннинг, как сумел, так и прикрутил. Кто-то является настолько махровым левшой, что ему чисто физиологически не удается иначе справиться со снастью. Кто-то настолько, что называется, прикипел за долгие годы к такому положению вещей, что по-другому просто не хочет. Ну не нравится ему крутить левой. У него для этого есть правая.
Оставим в стороне бесконечный спор о том, как лучше и комфортнее. В конце – концов, это личное дело каждого. Возможно, кому-то вообще удобнее крутить катушку ногой. Попробуем рассмотреть проблему в техническом, так сказать, аспекте.
Понятно, что большую нагрузку безынерционная катушка испытывает с той стороны, с которой установлена ручка. Казалось бы, механизму катушки нет разницы где она стоит, но это не так.
Вот несколько доводов в пользу левосторонней установки.
1. Если снять крышку корпуса, вынуть зубчатое колесо и внимательно посмотреть на механизм, мы увидим что подшипники, на которые опирается вал большого зубчатого колеса (а ручка катушки любой конструкции именно на этом валу и находится, как ее не лепи — справа, или слева) неодинаковы по размеру. В большинстве случаев производитель устанавливает на левую сторону корпуса более мощные подшипники, на правую — поменьше, а то и вообще втулки. Это говорит о том, что по замыслу конструкторов, наибольшую нагрузку катушка будет испытывать с левой стороны, ее и упрочняют. За счет правой катушку облегчают и удешевляют. См. фото 1.
Любители правосторонней установки ручки могут возразить – большой подшипник на левую сторону устанавливается не столько для ручки, сколько для того чтобы компенсировать относительно высокую нагрузку, поскольку колесо главной пары намного ближе расположено именно к левой стороне корпуса, чем к правой, и тут действует закон рычага. Не согласиться с этим нельзя, но все же если поразмыслить… На правую сторону вала нагрузку тоже никто не отменял — весьма распространенная ныне схема с «паровозом», именно правую сторону в первую очередь и напрягает, пусть и поменее. См. фото 2.
Теперь о том, что не так бросается в глаза.
2. Иногда, в целях облегчения, корпус катушки выполняется комбинированным (и это встречается довольно часто). При этом левая сторона корпуса изготавливается из металла, а правая — из пластмассы. И никак не наоборот. Именно так делает, например, фирма Shimano чтобы чрезмерно не утяжелять, но и не слишком снижать жесткость и прочность конструкции а, соответственно, и ресурс. (Ultegra, Biomaster, Twin Power.) Тут и без объяснений понятно какую сторону катушки необходимо нагружать в первую очередь, чтобы приблизить её печальный летальный исход. Заметим по ходу, процесс умирания катушки намного ускорится, если справа на валу, к тому же, установлена втулка, а не подшипник. В первую очередь, в этом случае, убивается шейка вала.
3. При всем многообразии безынерционных катушек, механизм главной пары конструктивно выполнен примерно одинаково. В частности, большое колесо (ведущая шестерня) прижимается к валу (ведомой шестерне) с левой стороны корпуса катушки. Поэтому, при вращении ручки, установленной слева, часть прилагаемого к ней усилия распределяется вдоль оси колеса, прижимая его к валу, выбирая люфт. (Вид по стрелке, см. фото 3.). Увеличивается пятно контакта зубчатой пары, иначе говоря, зубья полнее входят в зацепление друг с другом, а это благоприятно сказывается на работе пары, кроме всего прочего, увеличивает ресурс.
И наоборот, вращая ручку правой рукой, часть прилагаемого усилия, распределяясь вдоль оси колеса, отталкивает его от вала. Зубья пары частично выходят из зацепления между собой (на величину осевого люфта, вид по стрелке, см. фото 4.), усиливается износ, т.к. основание зуба уже не работает, работает лишь верхняя его часть, увеличиваются шумы, образуются люфты, снижается ресурс.
Поэтому с технической точки зрения, правильнее все же устанавливать ручку слева. Тогда для чего же производитель предусматривает возможность переустановки ручки? Тут на выбор можно предложить несколько вариантов. Они все имеют право на жизнь, а в совокупности, видимо, и определяют позицию производителя касаемо этого вопроса.
1. Производитель вам ничего не навязывает. Выбирайте сами.
2. Игнорировать прожженных левшей не входит в его планы.
3. Нельзя давать фору конкурентам.
4. Чем чаще вы будете ломать, тем больше он продаст.
5. Даже незначительное, минимальное усложнение механизма катушки для реализации универсальности (право-лево) ведет к удорожанию всей конструкции, оплачиваем которое мы с вами. И это выгодно производителю.
6. Совершенно бессмысленно усложнять производство разработкой и выпуском по-настоящему праворуких катушек. Это не автомобиль. Здесь все проще. Переставил ручку, и — на рыбалку.
Это мои собственные мысли по вышеизложенному вопросу в свете сравнения по степени износа механизмов катушек с разными вариантами установки ручек. Можете с ними соглашаться. Можете нет. В конце — концов, на первом месте удобство пользования, все остальное – на втором. На лавры не претендую, но может кого-нибудь убедит.
Ручки безынерционных катушек
Можно сказать, что ручка — не первая деталь катушки, но и не вторая. Вращая ручку, мы приводим в движение весь механизм катушки, заставляя вращаться главную шестерню, а уже она инициирует движение других шестеренок, ответственных за вращение ротора и подачу шпули вперед-назад для равномерной укладки лески.
Используя тактильные ощущения при вращении ручки, мы можем диагностировать состояние внутреннего механизма катушки: смазана ли она, не велики ли люфты между деталями механизма катушки, каково состояние подшипников и т. д.
Для предметного разговора об этой важной детали спиннинговой катушки приведем общую схему ручки с названиями ее частей (фото 1).
Наиболее часто применяющиеся конструкции ручки можно разделить на три типа по способу их складывания для транспортировки:
1- й тип — ручка складывается при неполном откручивании зажимного винта (фото 1);
2- й тип — ручка складывается при нажатии специальной кнопки в узле 4 (фото 2)
3-й тип — ось ручки представляет собой винт, и ручка складывается его вывинчиванием из отверстия с резьбой в оси ведущей шестерни при зажатом ладонью роторе катушки (фото 3).
Первые безынерционные катушки отечественного производства были оснащены ручками третьего типа. Интересен тот факт, что силовые модели катушек ведущего производителя рыболовных снастей — фирмы Shimano также оборудованы ручками этой системы. Наиболее часто выходящей из строя деталью ручки является ось грибка. Особенно это касается ручек, у которых пластмассовый грибок вращается непосредственно на металлической оси, а наружное отверстие не закрыто заглушкой. Поэтому ось грибка наиболее подвержена загрязнению.
Частички грязи, песчинки представляют собой твердые образования, которые легко вдавливаются в пластмассу грибка, образуя абразивную поверхность, очень быстро стачивая ось.
Простейшей профилактической процедурой для таких ручек является частое промывание и смазывание этого узла жидким маслом, также будет не лишним закрыть отверстие в грибке заглушкой из резины, поролона или герметика (фото 4).
В последнее время конструкторы учли эту неприятную особенность пары металл-пластик, и появились ручки, не имеющие пластмассовых грибков. В этих ручках обязательно присутствует заглушка, металл трется о металл, а в некоторых да же стоят два шариковых подшипника. Но все равно смазывать их хотя бы раз в месяц необходимо.
Также часто выходит из строя кнопочный узел складывания ручки в транспортное положение. Причина этого до обидного банальна. Складывая такую ручку, мы обязательно должны нажать кнопку, а когда мы переводим ручку в рабочее положение, то просто отводим ее в сторону, при этом подпружиненная кнопка со щелчком занимает фиксирующее положение. Эта процедура, повторенная многократно, приводит к стиранию прямоугольных граней в запорном механизме узла, и он рассыпается на составные части. После этого единственный выход — блокировка узла, и ручка уже не складывается. А всего-то и нужно было — при раскладывании ручки в рабочее положение нажимать на фиксирующую кнопку и отпускать ее, когда ручка заняла рабочее положение.
Довольно часто рыболовы ломают зажимной винт (деталь 6 на фото 1), пытаясь его затянуть, чтобы убрать продольный люфт в ручке, возникающий в процессе эксплуатации катушки. Этот люфт устраняется совсем другим методом, а затягивание зажимного винта приводит только к его поломке.
Почему дорогие силовые катушки оснащены ручкой 3-го типа. Для этого рассмотрим сопряжение оси ручки с ведущей шестерней катушки. Обычно ось ручки представляет собой шестигранник или четырехгранник. Соответственно ось главной шестерни имеет шестиугольное или четырехугольное отверстие. Хотим мы этого или не хотим, а размеры отверстия чуть больше соответствующих размеров оси. В этом заключается причина люфта ручки, который хорошо ощущается при пошатывании ручки вперед-назад, если придержать ладонью ротор катушки. В процессе эксплуатации катушек с ручками 1-го и 2-го типа этот люфт только увеличивается. Этот недостаток был не так заметен в катушках старой конструкции с храповым механизмом стопора обратного хода, когда ручка отрабатывала назад градусов на 15. После того как в катушках начали применять мгновенный стопор обратного хода, этот люфт ощущается сильнее, особенно при хватке рыбы. Ручки третьего типа лишены этого недостатка — сопряжение ручки с ведущей шестерней совершенно лишено люфтов. Ясно, что катушки силового класса, рассчитанные на большие нагрузки, оснащаются только такими ручками.
С помощью ручки можно диагностировать внутреннее состояние механизма спиннинговой катушки. Чаще всего спиннингисты эксплуатируют катушку, совершенно не заботясь о качестве ее работы, — крутится, вот и хорошо. И только когда катушку начинает клинить, они начинают проявлять беспокойство.
Ручки безынерционных катушек А ведь приближающуюся преждевременную «старость» катушки можно было заметить значительно раньше и, приняв меры, продлить срок ее нормальной работы залог качественной работы внутреннего механизма катушки заключается не только в своевременной смазке, но и в точном сопряжении зубьев ведущей и роторной шестерен. Зазор между зубьями шестеренок должен быть минимальным. Как же определить, что этот зазор уже увеличился и требуется.некоторая корректировка.
Поставьте ручку катушки в рабочее положение. Возьмите ручку пальцами у основания возле корпуса катушки (фото 5) и подвигайте ее вперед-назад вдоль оси ручки.
Вы почувствуете, некоторый люфт. Он должен быть небольшим (0,1-0,2 мм). Этот люфт определяет зазор между зубьями ведущей шестерни и роторной. Если он больше, то необходимо его уменьшить путем подбора подгоночной шайбы (или нескольких), которая ставится между подшипником и ведущей шестерней катушки. Отмечу, что в любой катушке эти шайбы имеются, то есть при изготовлении такую подгонку проводили, но в процессе эксплуатации зазор увеличивается и требуется его корректировка с помощью установки дополнительных шайб.
Разные вкусности: меняем ручки катушек
И тогда необходимую вещь приходится делать самому. Или комбинировать две готовые — для создания одной удобной, практичной, пусть и специфической, пусть и для одного человека. Главное, чтобы устраивала и нравилась нам!
Обычно занимаются модернизацией приманок, однако сегодня хочется замахнуться на нечто глобальное. И первый претендент на модернизацию — вещь, которая находится в самой основе рыбалки — катушка.
Раз во время очередной рыбалки случился небольшой казус с моей катушкой Twin Power от Shimano — при ее сборке перед ловлей в пространство между шайбами, что входят в систему крепления ручки катушки, попал совсем маленький камешек.
Это привело к небольшому заклиниванию в процессе закручивания. И перед повторной сборкой неожиданно возникла мысль — а что, если вообще поставить ручку от катушки другой модели?
И вместо стандартной одинарной рукоятки Twinpower’-oвского размера 2500 я тогда поставил двойную ручку от Shimano Super GT 2500RA (фото 1). Думал — будет дисбаланс, но оказалось — напротив: вместо тяжелой «родной» получил сбалансированную и удобную конструкцию.
Пользоваться таким вариантом оказалось гораздо приятнее, чем оригиналом, и дело даже не в том, что катушка стала легче на 10 г, а просто варианты с двойными (спаренными) выносами под пластиковые кулачки удобнее — не зря завоевали такую популярность легендарные Shimano’-вские Stradic и Super X с ручками типа double handle.
Мало того, что катушка работает безотказно, так мы еще получаем модель, прекрасно сочетающуюся со многими спиннингами, и во многом — благодаря именно такой композиции.
Крупные с мелкими, мелкие с крупными
Самые удачные комбинации получались при аналогичных размерах, тогда как ручки большего размера не приносили желаемого чувства равновесия в катушке. Единственное исключение — с моделью Nexave 2500: дело в том, что размеры ручек у 1000-го размера и 2500-го отличаются всего на 0,5 см (фото 4).
А если учесть, что ручка облегченная (имеются отверстия в выносе), то получается облегченный вариант. Да, опять разница идет на единицы, но не это главное. Самое примечательное — баланс. Прочность на скручивание, учитывая размер самой катушки, остается на том же уровне (фото 5).
Касательно эстетики вопроса. Нам с друзьями показалось, что оригинальная ручка «Биомастера» излишне большая и неестественно широкая. Отчасти это можно оправдать необходимой прочностью и используемым механизмом крепления ручки катушки — «повернул — привел в рабочее положение», вместо «вставил — закрутил» или «чем больше крутим, тем прочнее стык», как у SR-системы.
Применение же ручек от моделей более низкого уровня делает «Биомастер», как ни странно, более изящным. Хотя можно придумать и такой вариант (фото 6). Конечно, его можно воспринимать как шутку, но при безвыходной ситуации.
Всего лишь одна эта замена показала интересные результаты — в виде приемлемых баланса и других характеристик. В принципе, все замены с двойными (спаренными) ручками давали интересные результаты в виде лучшего баланса! Не обошлось без положительного эффекта и тут.
Благодаря совпадению размеров получился интересный комплект. Подобная плавность хода есть только у моделей, начиная с Shimano Stradic. Может немного преувеличено, но вариант модернизации действительно очень понравился.
Здесь все очень просто. Баланс оригинала на очень высоком уровне. Что говорить? «Твин» — это «Твин». Поэтому замена литой ручки на спаренную приводит просто к потрясающему балансу. Биение полностью отсутствует, баланс просто поражает воображение. Вот и думай, почему на купленных у нас «Твинах» не стоят двойные ручки.
Тем более что на внутренний японский рынок катушки чаще поставляются именно с ними. А, вообще, двойные ручки чаще встречаются либо на матчевых моделях, либо на силовых. Из минусов спаренного варианта можно отметить неудобство пользования такой катушкой в стесненных условиях — к примеру, когда заброс и вываживание приходится делать, стоя на одной ноге в кустах.