- Дрон на 20 тонн: Российский «Охотник» посмешит американскую «Молнию»
- США в страхе приписали новейшему отечественному ударному беспилотнику-невидимке качества самолета-истребителя
- Взгляд из США на российский БПЛА «Охотник»
- «Охотник» — главный проект боевой авиации России?
- Что представляет собой «Охотник»
- Неудобные вопросы
- Что дальше
Дрон на 20 тонн: Российский «Охотник» посмешит американскую «Молнию»
США в страхе приписали новейшему отечественному ударному беспилотнику-невидимке качества самолета-истребителя
Фото отечественного БПЛА С-70 «Охотник», опубликованные лишь совсем недавно, неслучайно вызвали небывалый ажиотаж. Шутка ли — боевой ударный дрон, выполненный по технологии стелс, обладает взлетной массой в 20 тонн и является самым тяжелым из разрабатываемых устройств данного типа. Изначально предполагалось, что первый его полет состоится в 2018 году, а в 2020 будет принят на вооружение. В принципе, все прошло планово, с незначительным отставанием от графика — выкатки изделия разработки ОКБ имени Сухого, произведенного на Новосибирском заводе им. Чкалова, начались в конце ноября прошлого года и его действительно планируют в скором времени поставлять для нужд ВКС России.
Изначально бросилась в глаза сама форма беспилотника — внешне по своей конфигурации он напоминает американский бомбардировщик В-2 «Спирит» (Spirit), созданного по аэродинамической схеме «летающее крыло» с использованием технологий малозаметности. В принципе, на этом внешнее сходство заканчивается, у американца и масса несравненно больше (взлетный вес 171 тонна и боевая загрузка 27 тонн), и предназначение другое, все-таки бомбардировщик. Какова будущая миссия «Охотника» доподлинно неизвестно, как закрытыми являются и его тактико-технические характеристики, но БПЛА уже приписывают невероятные способности. Его уже поспешили назвать убийцей американских истребителей F-22 Raptor (Раптор) и F-35 Lightning II (Молния). Впрочем, даже если считать российский тяжелый БПЛА шестого поколения С-70 самым передовым и технически совершенным ударным дроном в мире, тягаться ему с истребителями в нынешнем виде просто смешно.
Даже если рассуждать по-дилетантски — любой беспилотник управляется с земли и даже будь у него сверхнавороченная начинка и электроника, воздушный бой «Охотнику» не по силам, тут без «человеческого фактора» не обойтись. Плюс, обратим внимание на саму конструкцию «летающего крыла», в которой отсутствует вертикальное хвостовое оперение, что значительно снижает маневренность. Тот же американский В-2, выполненный по аналогичной схеме, к фигурам высшего пилотажа абсолютно не приспособлен.
Как ни крути, представленный «Охотник» является именно классическим беспилотником, пусть и оснащенным бортовым радиоэлектронным оборудованием, в котором присутствуют различные системы: информационно-управляющая, автоматического управления, контроля и диагностики бортового оборудования, инерциально-спутниковой навигации, плюс аппаратура сопряжения с общеобъектовым оборудованием. Конструкция БПЛА предполагает оснащение по модульной схеме, что позволит менять полезную нагрузку в зависимости от типа боевого задания. Подобная начинка, плюс сверхзвуковая скорость (предполагается, что С-70 будет развивать 1000 км/ч) ставит его на первое место в подобном классе летательных аппаратов, но не более того.
Интриги добавила и фотография отечественного истребителя пятого поколения Су-57, на вертикальном стабилизаторе которого рядом с силуэтом самой «сушки» был нарисован и контур летательного аппарата схемы «летающее крыло». Предположение, что это знак воздушной победы над американским В-2 отпало как-то само собой — данных о сбитых Су-57 самолетах ни от российских ВКС, ни от ВВС США не поступало. (А ведь какой мог быть залихватский сюжет!) Вероятно, что подобная «реклама» лишь факт использования технологий стелс как на истребителе, так и на беспилотнике, что не отрицается и в самом ОКБ Сухого, который обе воздушные машины и разрабатывал. Но с большей вероятностью можно предположить, что «Охотник» планируется использовать в качестве будущей платформы для новой линейки истребителей шестого поколения, способных выполнять как функции «воздух-земля», так и «воздух-воздух».
С шестым поколением истребителей — пока еще из области домыслов и нереализованных амбиций. Тут и с самим Су-57 (известным еще по заводскому индексу Т-50) не до конца все понятно, по крайней мере, таких летающих самолетов у нас всего семь (три еще используются для наземных испытаний), а ВКС в большей степени довольствуется модернизированными до класса «четыре плюс» истребителями. Тем не менее, известно, что Т-50 используется в качестве летающей лаборатории по отработке ряда систем по теме БПЛА С-70, что и демонстрирует силуэт «Охотника» в его окраске. При этом, как кажется, достаточно трудно предположить гибрид «летающего крыла» и классической аэродинамической схемы истребителя. Вероятно, что в беспилотнике будут использованы какие-то разработки примененные в Су-57, в особенности качества «невидимки», вероятно, что и скрытое в фюзеляже вооружение будет аналогичным. Но как «летающее крыло» самолет-истребитель представить достаточно трудно, в том числе из-за низкой маневренности.
— Сама по себе схема «летающего крыла» в авиации до конца не раскрыта, — считает военный эксперт Борис Джерелиевский. — Американский В-2 стал самым дорогим самолетом за историю авиации в мире. Выпустив 21 «Спиритов», первый из которых совершил публичный полет в 1989 году, США уже в 1999 году отказались от их производства. Предназначенный для прорыва плотной противовоздушной обороны, главным козырем этого самолета считалось использование технологий малозаметности, достигаемых за счет радиопоглощающих материалов, экранирования реактивных струй двигателей и прочих «невидимок». Но, как оказалось, технологии стелс не уберегают от обнаружения, что подтвердилось в 1999 году в Югославии, когда из старенького ЗРК С-125 советского производства был сбит американский F-117. Юмористы сербы тогда выпустили значок с перечеркнутым силуэтом этого бомбардировщика с надписью: «Извините. Мы не знали, что он невидимый!»
Тем не менее, разработки стелс и использование аэродинамической схемы «летающего крыла» в конструкции самолетов продолжаются, в том числе и в России. Можно предположить, что и перспективный авиационный комплекс дальней авиации может что-то позаимствовать из этих технологий. Поэтому появление БПЛА «Охотник» представляется интересной разработкой для новых технологий, вероятно, что и в истребительной авиации. Единственный нюанс — отсутствие хвостового оперения, которое, как представляется, достаточно трудно компенсировать изменением вектора одних лишь реактивных двигателей. В любом случае — это интересная разработка именно в варианте с использованием подобной схемы именно в беспилотнике.
Заметим, что С-70 «Охотник» не единственная разработка отечественного авиапрома. Известно об испытаниях БПЛА «Альтиус» («Альтаир») казанского предприятия «ОКБ Симонова», который должен стать российским ответом на американские разработки разведывательных дронов RQ-4 Global Hawk. При боевой нагрузке до двух тонн он способен, как заявлено, лететь на 10 тысяч километров и подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток. Скромнее выглядят на этом фоне БПЛА «Орион», «Форпост» и ряд других.
Неудивительно, что Минобороны сейчас наиболее пристальное внимание уделяет именно «Охотнику» — характеристики впечатляющие. Даже если из него не получится истребитель, то как тяжелый ударный беспилотник он вполне устраивает армию. Плюс еще практически незаметный.
Взгляд из США на российский БПЛА «Охотник»
Первый полет российского ударного беспилотника «Охотник» привлек повышенное внимание зарубежных экспертов. «Разобрать его по полочкам» взялось и американское издание The War Zone. Как оно считает, указанное событие стало значительным достижением в ходе реализации программы создания БЛА. Однако имеются серьезные вопросы по поводу конструкции машины и ее предназначения.
С-70 «Охотник», принадлежащий к тому ж классу, что и X-47B компании Northrop Grumman, находился в воздухе более 20 минут, пребывая на высоте около 600 м. Первый полет, как считают в американском издании, был первоначально запланирован на весну, но весной были проведены испытания на подскок.
Со слов The War Zone, в сравнении с более ранними изображениями БЛА, запечатленный на последнем видео отличается наличием бортового номера (071 красный), имеет новую схему раскраски и обладает бросающимися в глаза двумя приемниками, собирающими данные о полете [видимо, имеются ввиду ПВД – приемники воздушного давления].
Они размещены (временно) на передней кромке крыла, по одному с каждой стороны основного воздухозаборника. Их установка является традиционным для авиации явлением. Так, с данным оборудованием был замечен в 2017 году стелс-БЛА ВВС США RQ-170 Sentinel.
Как отмечает издание, до сих пор неясно, какую силовую установку использует «Охотник». Весьма вероятно, что это АЛ-31Ф, производимый «Сатурном», — двигатель, распространенный среди истребителей семейства «Сухого».
МО РФ заявляет, что основными задачами С-70 будет ведение разведки и радиоэлектронное подавление. Этому будут способствовать композитные материалы и специальное стелс-покрытие.
— указывает The War Zone, забывая, что речь идёт пока только о первом лётном испытании прототипа.
«Различные воздухозаборники и антенны, усеивающие фюзеляж, только усугубляют эту проблему, хотя некоторые из них, вероятно, установлены только для целей тестирования».
Стив Тримбл, редактор издания Aviation Week, отметил, что конструкция крыла машины имеет большое сходство с официально ушедшим в отставку, но все еще летающим, американским F-117 Nighthawk. Аналогичные законцовки крыла свойственны и БЛА RQ-170 Sentinel. Один из его экземпляров оказался у иранских военных и мог быть изучен русскими инженерами.
Как указывает издание, повышенная стреловидность крыла в сочетании с конфигурацией двигателя в состоянии обеспечить высокую производительность «Охотника», потенциально позволяя ему летать сверхзвуковых скоростях на небольших дистанциях.
«Охотник» — главный проект боевой авиации России?
Пока в мире не существует ни одного беспилотного истребителя, хотя военные считают это направление заманчивым. Ведь в этом случае перед создателями боевых машин не будет ограничений в лице человеческого организма и не придется делать дорогие и сложные системы жизнеобеспечения, а также интегрировать их в летательный аппарат, что к тому же ведет к увеличению его массы. Кроме того, потеря БПЛА теперь не грозит гибелью летчика.
Первой «ласточкой» в этом случае можно считать американский беспилотник Northrop Grumman X-47B , который позиционировали как «многоцелевой ударный БПЛА», но который так и остался лишь экспериментальным: сейчас проект закрыт. Впрочем, его создателям есть чем похвастаться: X-47B научили взлетать и садиться на палубу авианосцев, а также выполнять дозаправку в небе. Словом, он может выполнять операции, которые среди летчиков считаются самыми сложными в мирное время. Вообще, концепция X-47B лучше всего демонстрирует, что, вероятно, представляет собой «Охотник». Но мы к этому вопросу еще вернемся.
Россия не первый год хочет получить БПЛА, который был бы сравним с американскими или даже стал лучше. Так появился проект «Скат» – крупный разведывательный и ударный беспилотник, который ранее разрабатывали ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Расчетная максимальная взлетная масса – 20 тонн. Максимальная скорость – примерно 850 километров в час. Но дальше макета дело не пошло: сейчас проект, судя по всему, заморожен.
«Скат» можно считать российским ответом на американский X-47B и предшественником «Охотника». Обе машины выполнены по аэродинамической схеме «летающее крыло» и создавались с упором на малозаметность и многофункциональность. Однако выжить и совершить первый полет суждено было только С-70: «Охотник» впервые поднялся в небо 3 августа прошлого года. Летательный аппарат под управлением оператора выполнил несколько облетов аэродрома и совершил успешную посадку.
В чем же причина его успеха и чем этот аппарат лучше «Ската»? «Охотнику» повезло с создателем. Компания «Сухой» чувствует себя намного лучше, чем полумертвый «МиГ», она абсолютный флагман постсоветского военного самолетостроения.
За годы, прошедшие с момента распада СССР, «Сухой» поставил российским ВВС сотни самолетов новой постройки, а в одну только Индию ранее было отправлено более 250 истребителей Су-30МКИ, модернизированного двухместного Су-27 с новой электроникой.
Иногда «МиГ» называют потенциальным разработчиком перспективного российского перехватчика МиГ-41, который в будущем якобы должен заменить устаревающий советский МиГ-31 и его новую версию в лице МиГ-31БМ. Однако это направление по состоянию на лето 2019 года компания пока что прорабатывает в инициативном порядке, и большого интереса у российского Минобороны проект не вызывал.
У «МиГа» есть своя база в лице МиГ-29, который мог иметь коммерческий успех. Но с учетом «демократичной» цены машина была более чем скромна, а покупателей на новый МиГ-35 (последняя версия МиГ-29) вне России не нашлось вообще. Конечно, не стоит забывать, что именно «Сухому» выпала честь разработать первый российский истребитель пятого поколения в лице Су-57, который стал по совместительству первым совершенно новым боевым самолетом, созданным в России после распада Страны Советов. Остальные, как уже отмечалось, были лишь модернизированными машинами советской эпохи.
Что представляет собой «Охотник»
Фигурирующая в открытых источниках информация, скорее всего, имеет мало общего с действительностью. Например, иногда указывается максимальная скорость «Охотника» в 1400 километров в час, что идет вразрез с возможностями аэродинамической схемы «летающее крыло»: если бы аппарат делали сверхзвуковым, его конструкция больше походила на конструкцию истребителя четвертого или пятого поколения. Аналогичные завышения характеристик мы видели в свое время на примере истребителя пятого поколения Су-57, который журналисты наделяли какими-то «сверхспособностями». Потом выяснилось, что потенциал машины несколько скромнее: например, самолет может нести во внутренних отсеках не десять ракет, а скорее шесть.
Одно можно сказать наверняка: С-70 получился очень крупным. Это подтверждает новое фото, на котором аппарат можно рассмотреть на фоне истребителей, в частности Су-57. Снимок сделали во время демонстрации машины президенту России Владимиру Путину 14 мая 2019 года на аэродроме 929-го Государственного летно-испытательного центра имени В. П. Чкалова. С того времени мало что изменилось. Кроме истребителя пятого поколения, рядом стоят другие истребители марки «Су»: как хорошо видно, у С-70 размах крыла больше или сравним с ними при чуть меньшей длине.
Иными словами, по своим габаритам «Охотник» примерно соответствует легкому истребителю, что для беспилотника, конечно, много. Однако это нельзя рассматривать в качестве недостатка, тем более что американский Northrop Grumman X-47B имеет похожие габариты.
О возможностях российского БПЛА известно мало. Ранее в открытых источниках фигурировала информация о том, что бортовое радиоэлектронное оборудование С-70 включает в себя информационно-управляющую систему, систему автоматического управления, аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием, систему контроля и диагностики бортового оборудования, а также инерциально-спутниковую навигационную систему. Однако куда интереснее другие аспекты, и сейчас мы о них поговорим.
Неудобные вопросы
Главной претензией к аппарату стало сопло двигателя АЛ-31, которое, в отличие от сопла двигателя X-47B, оказалось круглым. Это повышает инфракрасную заметность БПЛА и явно не способствует его большей живучести. Китайские специалисты пошли дальше и обратили внимание на технические особенности, которые тоже стоят на пути превращения «Охотника» в полноценный стелс. В комментариях к материалу военного раздела портала Sina говорилось о «большом числе отверстий» на поверхности БПЛА. Речь шла о воздухозаборниках для обеспечения работы реактивного двигателя. По мнению знатоков и просто любителей авиации, «с таким количеством воздухозаборников ни о каком стелсе не может быть речи».
Аналогичного мнения придерживаются западные специалисты. «Русские продолжают утверждать, что при изготовлении беспилотника использовались композитные материалы и специальное стелс-покрытие, чтобы сделать его «практически невидимым» для радара, но конструкция аппарата пока заставляет сомневаться в этом. Прежде всего мы говорим о двигателе, который не имеет даже кожуха для сокрытия следов выхлопа, что может только навредить незаметности дрона. Различные воздухозаборники и антенны, усеивающие фюзеляж, усугубляют эти проблемы, хотя часть элементов, вероятно, установлена только в рамках испытаний», — отмечается в материале издания The War Zone .
Ситуация может улучшиться в будущем: на авиасалоне МАКС-2019 была представлена полноценная стелс-версия «Охотника» с плоским соплом. Эксперты отмечают: если в ближайшее время начнут испытывать С-70 «Охотник» с таким техническим решением, это можно будет считать технологическим прорывом. Также специалисты отменили законцовки крыла, которые отличаются от тех, которые аппарат имел во время летных испытаний.
Все эти вопросы стоит рассматривать в контексте другого – самого важного. Почти во всех русскоязычных источниках беспилотник упоминают в качестве «ударного», что подразумевает применение этим аппаратом хотя бы того набора авиационных средств поражения, который есть у американских ударных БПЛА. На самом деле, никаких свидетельств того, что «Охотник» можно будет применять как ударный БПЛА, нет. Единственным доказательством возможности использования бомб или ракет служат скупые заявления чиновников.
Аппарат должен стать «универсальной базовой платформой для размещения перспективных авиационных средств поражения, бортовых средств воздушной разведки и другого оборудования, что позволит в ходе серийного производства постоянно расширять функциональные возможности БПЛА».
Может показаться, что ответ найден, однако эти громкие заявления не говорят почти ни о чем. Ведь мы даже не знаем, что перед нами – прототип или демонстратор технологий, призванный в экспериментальном порядке отработать направления, которые кажутся перспективными. Если допустить, что С-70 – это прототип, то сроки его испытаний выглядят чересчур оптимистично. Ведь даже в идеальных условиях понадобится 10-15 лет на завершение тестов. Это хорошо видно на примере пилотируемых F-35 и Су-57. Последний начали испытывать еще в 2010 году, но до сих пор тесты продолжаются.
Делать окончательные выводы на основе догадок не стоит, хотя нужно признать: сейчас почти все говорит о том, что перед нами экспериментальный аппарат. Таким путем пошли не только американцы со своим X-47B, британцы с B AE Systems Taranis , а также французы с аппаратом Dassault nEUROn . Эти беспилотники очень похожи на C-70, и ни один из них никогда не был боевой машиной, выступая лишь в качестве летающей лаборатории.
Почему американцы и европейцы не хотят иметь малозаметный ударный БПЛА прямо сейчас? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Беспилотник – не пилотируемый самолет. При пилотировании с земли имеет место «сенсорный голод»: если пилоты буквально «чувствуют» свои машины, имея возможность наблюдать ситуацию напрямую, то оператор БПЛА видит происходящее только на дисплее. Также при спутниковом управлении картинка идет с задержкой в несколько секунд, что допустимо при уничтожении одиночных целей, например укрытий боевиков, но неприемлемо в условиях интенсивного конфликта, когда у противника есть авиация и зенитные комплексы.
Ответом на новые вызовы может стать искусственный интеллект, а именно использование нейронных сетей, которые будут управлять боевыми машинами и самостоятельно принимать решения об уничтожении целей. Но применение искусственного интеллекта ставит вопросы морально-этического плана и вызывает панические настроения у общественности. Можно ли доверить ИИ уничтожение людей и чем это может обернуться в будущем? На все эти вопросы ответов пока нет.
Получается, крупный малозаметный БПЛА имеет избыточный потенциал для борьбы с террористами (где ему, например, почти не нужна технология стелс), но недостаточный для большой войны. При этом цена того же X-47B выше или сравнима со стоимостью пилотируемого истребителя и намного выше цены более простого турбовинтового БПЛА, такого как MQ-9 Reaper . К слову, он тоже недешевый: стоимость одного аппарата превышает 15 миллионов долларов.
Что дальше
Новый российский беспилотник, как и его западные собратья, скорее всего, никогда не станет полноценной боевой машиной, оставаясь стендом для испытаний новых технологий – тех самых, которые в будущем смогут найти применение на других БПЛА. Рождение «Охотника» нельзя считать напрасным. Для России, у которой с беспилотниками не сложилось, это огромный прорыв, который, помимо всего прочего, показал миру, что страна способна осваивать новые направления в сфере боевой авиации.
Но каким будет универсальный беспилотник будущего? На этот вопрос может ответить новый китайский аппарат Dark Sword , который иногда называют «гиперзвуковым истребителем». Два года назад было представлено фото его полноразмерной модели, демонстрирующее как минимум серьезные намерения Пекина продолжать разработку. На снимке хорошо угадываются попытки придать БПЛА элементы стелс-технологии. Форма воздухозаборника также может свидетельствовать о реальности намерений создать гиперзвуковой летательный аппарат с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, необходимым для достижения высочайших скоростей.
Многое зависит и от того, каким путем пойдут создатели перспективных истребителей шестого поколения, например европейского New Generation Fighter и американского F/A-XX. То есть будут эти самолеты беспилотными, пилотируемыми или опционально пилотируемыми. Пока все свидетельствует в пользу третьего варианта. Кроме того, перспективные БПЛА все чаще видят в связке с управляемыми машинами, где один истребитель играет роль ведущего для нескольких БПЛА. Такие проекты уже есть и, судя по всему, будут разрабатываться дальше. Позволит ли опыт с «Охотником» создать российским инженерам нечто подобное? Покажет время. Скорее всего, беспилотного ведомого придется разрабатывать с нуля с упором на возможность сверхзвукового полета.
Если вам понравился материал, ставьте лайк , и подписывайтесь на наш канал! Впереди вас ждет еще много интересного о вооружении России и других стран мира.