Российские беспилотники охотник характеристики
БПЛА Сухой С-70 «Охотник» выполнен по схеме «летающее крыло» без хвостового оперения. В конструкции аппарата широко применяются спецматериалы и покрытия, благодаря которым значительно снижено ЭПР «беспилотника». Машина способна выполнять как разведывательные миссии — для этих целей она оснащена оптико-электронным и радиотехническим оборудованием, так и ударные задачи. Цифра 7 обозначает номер темы в конструкторском бюро. В тоже время цифра 7 является счастливой для КБ и созданных им самолетов. С-70 — это тоже определенный символизм, не считая того, что это порядковый номер темы в конструкторском бюро. Цифра 7 вообще достаточно счастливая для самолетов ОКБ «Сухого», самолетов Су-7, Су-17, Су-27, Су-57.
Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения.
Россия не первый год хочет получить БПЛА, который был бы сравним с американскими или даже стал лучше. Так появился проект «Скат» — крупный разведывательный и ударный беспилотник, который ранее разрабатывали ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Расчетная максимальная взлетная масса — 20 тонн. Максимальная скорость — примерно 850 километров в час. Но дальше макета дело не пошло: сейчас проект, судя по всему, заморожен.
«Скат» можно считать российским ответом на американский X-47B и предшественником «Охотника». Обе машины выполнены по аэродинамической схеме «летающее крыло» и создавались с упором на малозаметность и многофункциональность. Однако выжить и совершить первый полет суждено было только С-70: «Охотник» впервые поднялся в небо 3 августа 2019 года. Летательный аппарат под управлением оператора выполнил несколько облетов аэродрома и совершил успешную посадку.
Фигурирующая в открытых источниках информация, скорее всего, имеет мало общего с действительностью. Например, иногда указывается максимальная скорость «Охотника» в 1400 километров в час, что идет вразрез с возможностями аэродинамической схемы «летающее крыло»: если бы аппарат делали сверхзвуковым, его конструкция больше походила на конструкцию истребителя четвертого или пятого поколения. Аналогичные завышения характеристик мы видели в свое время на примере истребителя пятого поколения Су-57, который журналисты наделяли какими-то «сверхспособностями». Потом выяснилось, что потенциал машины несколько скромнее: например, самолет может нести во внутренних отсеках не десять ракет, а скорее шесть.
Одно можно сказать наверняка: С-70 получился очень крупным. Это подтверждает новое фото, на котором аппарат можно рассмотреть на фоне истребителей, в частности Су-57. Снимок сделали во время демонстрации машины президенту России Владимиру Путину 14 мая 2019 года на аэродроме 929-го Государственного летно-испытательного центра имени В. П. Чкалова. С того времени мало что изменилось. Кроме истребителя пятого поколения, рядом стоят другие истребители марки «Су»: как хорошо видно, у С-70 размах крыла больше или сравним с ними при чуть меньшей длине.
Иными словами, по своим габаритам «Охотник» примерно соответствует легкому истребителю, что для беспилотника, конечно, много. Однако это нельзя рассматривать в качестве недостатка, тем более что американский Northrop Grumman X-47B имеет похожие габариты.
О возможностях российского БПЛА известно мало. Ранее в открытых источниках фигурировала информация о том, что бортовое радиоэлектронное оборудование С-70 включает в себя информационно-управляющую систему, систему автоматического управления, аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием, систему контроля и диагностики бортового оборудования, а также инерциально-спутниковую навигационную систему.
Тактико-технические характеристики БПЛА держатся военным ведомством в тайне, при этом в российских СМИ можно найти информацию о том, что максимальная дальность полета дрона — 3,5 тыс. км, максимальная скорость — 920 км/ч, высота полета — до 10,5 км. Без дозаправки БПЛА может находиться в воздухе более суток.
Бортовое радиоэлектронное оборудование БЛА состоит из информационно-управляющей системы, радиолокационного комплекса, системы автоматического управления, системы контроля и диагностики бортового оборудования, инерциально-спутниковой навигационной системы.
Радиолокационный комплекс и система связи позволяют использовать С-70 для расширения радиолокационного поля других боевых самолетов и дистанционного целеуказания. Благодаря этому появляется возможность применять средства поражения большой дальности без захода их носителя в зону действия ПВО противника.
Однако самая загадочная и малоизвестная часть «Охотника» — состав вооружения. Предполагается, что БЛА будет нести управляемые ракеты, управляемые и неуправляемые бомбы. Часть размещена в бомбовом отсеке летательного аппарата. Есть информация, что С-70 оснастят модульными управляемыми авиабомбами, разрабатываемыми в корпорации «Тактическое ракетное вооружение». В частности, мощными и высокоточными планирующими бомбами 9-А-7759 «Гром». Их массогабаритные макеты уже сбрасывались с тяжелого БЛА «Охотник».
Хотя в ходе испытаний «Охотником» удаленно управлял пилот, он представляет собой полностью роботизированный БЛА, который может автономно выполнять операции. Благодаря бортовой системе искусственного интеллекта дрон способен динамически реагировать на меняющиеся обстоятельства, производить заранее заданную функцию. Здесь, правда, могут возникать проблемы, связанные с приемами боевых действий и тактикой управления БЛА на дальних расстояниях в перенасыщенном воздушном пространстве, где присутствуют пилотируемые аппараты и другие силы. Но над их решением, видимо, еще размышляют создатели.
Если «Охотник» будет работать в связке с Су-57, то сможет выполнять разведывательные и отвлекающие функции, вести радиоэлектронную борьбу. В этом случае дрон-гигант способен проникать в воздушное пространство противника, мешать работе радаров и передаче сигналов, открывая таким образом «окно» для ракет и пилотируемых истребителей.
ЛТХ: |
Модификация | С-70 |
Размах крыла, м | 19.10 |
Длина, м | 15.10 |
Высота, м | 3.16 |
Масса, кг | |
пустого | |
максимальная взлетная | 20000 |
Тип двигателя | 1 ТРДД АЛ-31Ф |
Тяга, кгс | |
максимальная | 1 х 7770 |
на форсаже | 1 х 12500 |
Максимальная скорость, км/ч | 920 (1 000) |
Крейсерская скорость, км/ч | |
Боевой радиус действия, км | 3500 |
Продолжительность полета, ч | |
Практический потолок, м | 10500 |
Вооружение: | боевая нагрузка-2.000 кг, УР класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», авиационные бомбы 250 — 500 кг. |
Доп. информация : | |
| С-70 (c) Fighterbomber |
| С-70 (c) Fighterbomber |
| С-70 (c) МО РФ |
| С-70 (c) МО РФ |
| С-70 (c) МО РФ |
| С-70 (c) МО РФ |
| Совместный полет Су-57 и С-70 |
Схемы :
«Охотник» в ударе: в чем особенность новейшего российского тяжелого беспилотника
Российские военные показали первые летные испытания новейшего тяжелого ударного беспилотника «Охотник», который разрабатывается с 2011 года. Пока у России нет на вооружении ударных беспилотных летательных аппаратов. Но на «Охотник» возлагаются большие надежды. История военных беспилотных летательных аппаратов в какой-то мере повторяет историю авиации в Первой мировой войне. Изначально разработанные исключительно как разведчики, позже они обзавелись и функциями удара по наземным целям. Так скоро в воздух поднимутся первые беспилотные истребители. Вполне возможно, что полетевший на днях С-70 «Охотник» — один из них. Сергей Иванов рассказывает о его перспективах.
Образцы для вдохновения
Когда впервые были опубликованы фотографии «Охотника», абсолютно все подметили его внешнее сходство с Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. Доходило до обвинений в копировании этого аппарата.
Но российский аппарат значительно больше по длине и по мощности двигателя, имеет более высокую скорость. А сама по себе схема «летающее крыло» — давняя мечта авиаконструкторов, воплотить которую пытались еще немцы в годы Второй мировой войны. Несмотря на некоторый успех этих попыток, самолет, построенный по такой схеме, нуждался в сложных электронных системах управления, которых в то время не было. Поэтому «летающее крыло» нашло применение только в последние несколько десятилетий.
Другим важным фактором при разработке «Охотника» стал успех применения ударных БПЛА со стороны США в локальных конфликтах. Более того, малоразмерные ударные беспилотники, собранные в подвалах и гаражах из комплектующих с AliExpress, успешно применяются в локальных войнах. Сирия, Ирак, Йемен, Украина — все противоборствующие стороны в этих конфликтах, не имея финансовых или интеллектуальных возможностей для разработки своих ударных машин, делают их в кустарных условиях. И периодически с неожиданным успехом применяют.
Характеристики «Охотника»
Впрочем, маленькие «кустарные» ударники против мало-мальски современной и бдительной армии применить не получится. Например, террористы в Сириии неоднократно пытались атаковать российские базы роями беспилотных аппаратов, но почти все они или сбивались на подлете, или перехватывались средствами РЭБ. Чем меньше беспилотник, тем меньше его дальность, слабее сигнал, ниже скорость и слабее вооружение.
Самым массовым на сегодняшний день ударным беспилотником является американский MQ-9 Reaper. Оборудованный экономичным двигателем и управляемым вооружением, он может десятками часов «выжидать» свои цели, что обуславливает его успешное применение в ходе конфликтов на Ближнем Востоке. Минусами этого дрона можно считать низкую скорость (всего 400 км/ч) и узкую номенклатуру вооружений с небольшим радиусом действия. Это делает его уязвимым — даже очень старые системы ПВО легко захватывают его в прицел и поражают. Впрочем, абсолютное большинство целей, для поражения которых используется «Жнец», никаких систем ПВО не имеет.
MQ-9 Reaper («Жнец»)
Когда от самолета хотят добиться одновременно высокой дальности, скорости и боевой нагрузки, он начинает набирать размер и вес. И «Охотник» — не исключение. Это по-настоящему тяжелый ударный БПЛА, взлетный вес которого превышает 25 тонн, что ставит его в один ряд с современными истребителями. Более того, большой размер позволяет аппарату нести в себе значительно больше средств обнаружения и контроля над полем боя. На фотографиях беспилотника выделяется носовой обтекатель, который почти наверняка скрывает под собой мощную радиолокационную станцию, сопоставимую с БРЛС самолета Су-34.
Согласно публикующимся в СМИ данным, беспилотник способен нести 2,8 тонны боевой нагрузки. Уже неоднократно звучали комментарии о том, что для такого тяжелого самолета это слишком мало. Но если речь идет о нагрузке только на внутренних точках подвеса (необходимое условие для малозаметности), это очень много — больше, чем у любого из существующих самолетов-невидимок (за исключением стратегического бомбардировщика B-2 Spirit). В частности, F-22 на внутренних точках может нести не более 1,1 тонны вооружений, Су-57 — около двух тонн. Максимальная нагрузка у этих самолетов выше, но с ней они теряют свои летные характеристики, дальность и полностью утрачивают малозаметность.
Двигатель на «Охотнике» сделан на базе двигателя АЛ-41Ф1, установленном на Су-57. Ключевое отличие от оригинального двигателя — отсутствие форсажной камеры, что несколько облегчает и укорачивает его, но лишает самолет возможности быстрого набора скорости и высоты, а также с некоторой вероятностью говорит о том, что скорость звука «Охотник» превысить не способен. Впрочем, некоторые СМИ сообщают, что максимальная скорость аппарата составит 1400 км/ч, но официальных данных нет.
Высокая дозвуковая скорость (тем более — неподтвержденный сверхзвук) позволяет «Охотнику» выполнять задачи в одном строю с истребителями. Другие имеющиеся в мире беспилотные аппараты таких возможностей в принципе не имеют. Это значит, что такой беспилотник может стать «глазами» и даже «руками» находящихся в тени истребителей, не подставляя их под первый удар врага.
Беспилотники, которые атаковали российскую базу в Сирии. Фото Минобороны
Пилоты беспилотников
Полет практически всех существующих на сегодняшний день беспилотников полностью или частично управляется с земли или ограничивается заранее выданным полетным заданием и маршрутом. Если речь идет не о разведчике, а об ударной машине, то решение о применении оружия тоже приходит с земли. И эта коммуникация является одним из слабых мест самой концепции беспилотника: при развитии современных и будущих средств радиоэлектронной борьбы и постановки помех связь с дроном может быть ухудшена или прервана полностью. Более того, уже неоднократно осуществлялся перехват управления и даже посадка на своей территории беспилотников противника.
Разработчики этих систем понимают угрозу со стороны РЭБ и обычно предусматривают несколько резервных механизмов управления — например, возврат на аэродром базирования с ориентацией с помощью систем спутниковой навигации, инерциальных систем и так далее. Но даже в этом случае с земли можно подавить этот сигнал и подать ложный, в результате чего беспилотник может быть уведен в нужную сторону и даже посажен на землю. И каждый такой новый резерв увеличивает массу, сложность и стоимость беспилотника.
За последние несколько лет Иран несколько раз перехватывал и сажал американские беспилотные аппараты. Более того, Иран неоднократно перехватывал и публиковал в сети видеосигналы, которые беспилотники передавали на свои базы. В 2011 году Иран праздновал беспрецедентный успех, когда «угнал» и посадил на своей территории американский RQ-170. США попросили вернуть беспилотный летательный аппарат, с заявлением выступил даже президент Барак Обама, но Иран отказался.
Захваченный Ираном RQ-170 Sentinel
По данным СМИ, «ответственным» за эти радиоэлектронные подвиги является комплекс РЭБ «Автобаза» российского производства. Добыча Ираном американской беспилотной матчасти и ее изучение позволила стране войти в топ-10 мировых производителей беспилотников. По-настоящему проблему с перехватом и подавлением сигналов может решить только 100%-ая автономность для беспилотного летательного аппарата. Но ее обеспечение — это очень сложная задача, ведь по сути требуется создать искусственный интеллект, у которого вдобавок будет право на использование вооружения. Эта задача так или иначе будет решена, но существующие серийные модели такими системами не оборудованы. По крайней мере официально.
Еще одним способом является управление беспилотниками с самолета, который летит относительно далеко от них. Это позволяет значительно увеличить защищенность канала связи от помех и во многом решает проблемы с автономностью.
«Охотник» пока совершил лишь первый испытательный полет. Требуются еще годы исследований, испытаний и разработок для того, чтобы эта красивая машина стала по-настоящему грозным оружием.
Adblockdetector