Рог для охоты с гончей
Практика охоты с гончими и проведение полевых испытаний показывают, что приездка гончих не утратила своего значения и в настоящее время. Часто приходится наблюдать, как одиночка или смычок по дороге к месту охоты, вместо того, чтобы спокойно идти сзади ведущего, тянут за сворку, оттягивая ему руки, а по окончании гона собака не выходит на вызов рогом.
Приучать гончую к приездке следует со щенячьего возраста. Автору этих строк в 1936 г. довелось видеть в Тульском питомнике приучение к приездке молодняка 3 – 4 месячного возраста. Долго будет помниться картина, когда на утренней заре перед кормежкой я видел весело выбегавших из вольеры щенков. По сигналу рога эта беспорядочная куча собиралась в стаю, состоявшую более чем из двадцати щенков. Во главе стаи шел маститый доезжачий М. А. Мамкин, замыкал стаю выжлятник, не позволявший щенкам отставать или выбиваться из стаи. Два раза в день перед утренней и вечерней кормежкой стаю таким образом водили до ближайшего леса. Остановив стаю на опушке, доезжачий давал рогом сигнал, и щенки, играя и гоняясь друг за другом, разбегались по лесу, вскоре по вызову рогом щенки собирались снова в стаю. Доезжачий бросал им прикормку. Затем стая возвращалась в питомник, где щенков ожидал налитый в корыто корм. Войдя в вольеру, щенки спокойно стояли и только по сигналу рога подходили к корытам.
Таким же образом можно приездить одиночку или смычок. Во время охоты после вызова гончих из леса им следует давать прикормку. Охотнику необходимо помнить только, что, если гончая гонит или выправляет след, она не должна выходить на сигналы вызова. Если же гончая находится в лесу в полазе или не выправила продолжительного скола, она обязана выходить на вызов.
В настоящее время охота с гончими в основном проводится с одиночкой или смычком и потому не требует сигналов, применявшихся при псовых охотах.
Опытный охотник всегда отличает гон по красному зверю от гона по зайцу. При современной охоте наиболее необходимы лишь вызов гончих и сигнал «на помощь», если с кем-нибудь из охотников случится несчастье.
Простой охотничий рог имеет только два тона — низкий и высокий (то есть густой и тонкий). Оба эти звука однозвучны, называются в музыкальном языке «до», но составляют по разнице густоты и резкости звука октаву; из сочетания звука низкого с высоким, чередования их между собой, большей или меньшей продолжительности каждого из них и составляется требуемый сигналом позыв.
Умение трубить в рог требует некоторой практики. Плотно прижав к губам мундштук рога, следует научиться издавать низкие и протяжные звуки.
При вызове гончих дается низкого тона продолжительный звук, переходящий в столь же продолжительный, несколько более короткий высокий тон. После короткого перерыва сигнал повторяют. Сигнал «на помощь» дают быстро, тревожно, не затягивая долго последнего звука. Короткий низкий тон при этом резко переходит в более короткий высокий. После перерыва в несколько секунд следуют два отчетливых коротких низких звука с переходом на три коротких звука высокого тона и т. д.
Рога бывают формы валторны, полумесяца и колена. Для ношения на охоте наиболее удобен последний, так как он плотно прилегает к спине охотника.
Основные требования к рогу следующие: он должен легко давать сильный, доносчивый и музыкальный звук. К сожалению, теперь часто встречаются рога, тяжелые на подачу звука.
Изготовляемые некоторыми организациями, рога обычно плохи, так как делают их по случайным заказам. Поэтому часто приходится наблюдать, что гончатники не имеют рога, а пользуются железнодорожными сигнальными рожками, свистками или просто дуют в ружейный ствол.
Росохотрыболовсоюзу необходимо включить в план работы изготовление охотничьих рогов из соответствующего материала, разработав технологию их изготовления.
Журнал «Охота и охотничье хозяйство», №9, 1971 г.
Русский охотничий рог
На потолке избы, в отжившем хламе,
Увидел я помятый старый рог.
Попробовал.
И как во мраке пламя
Звук вспыхнул ярок и тревожно строг.
Вновь затрубил я.
Мощен и печален
Был затянувший «до» глубокий бас.
Я взял октавой выше,
И в металле
Победа, торжествуя, раздалась.
Многие-многие столетия, а может, и тысячелетия (точнее сказать трудно) насчитывает история сигнального рога. Из чего его только не делали… Из рогов животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки, «в безвыходном положении» делали даже из картона и пластика.
Самые известные старинные сохранившиеся рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит по тембру и громкости костяной рог.
Использовали рога для подачи звуковых сигналов при военных действиях и, конечно, на охоте. Позднее их стали использовать и моряки, и почтовики, и железнодорожники – все, кому нужно было подавать сигналы для оповещения. Но в большинстве областей человеческой деятельности звуковые сигналы рога постепенно были вытеснены современными средствами связи. Осталось только изображение рожков на гербах почтовых и пожарных ведомств, пылятся рожки в музеях, где посетители не могут сразу и понять, что же это за экспонат. Но в кое-каких сферах жизни они по-прежнему используются.
Как только рожки начали делать из металла, появилась возможность компактно закручивать трубу достаточно большой длины, а следовательно, изменять ее акустические свойства. Рог стал громче, ему уже можно было задать звучание и извлекать не одну, а несколько нот. Жан-Батист Люлли ввел охотничий рог в состав музыкального оркестра, что, наверное, и положило начало европейской охотничьей музыке, а охотничий рог стал прародителем многих современных духовых инструментов.
Что же такое охотничий рог, рожок или горн? Это пусть примитивный, но музыкальный инструмент, который может быть сделан из разных материалов в виде конусообразной или прямой трубы, звукоизвлечение на котором производится при вибрации губ сигнальщика, при продутии воздуха через сжатые губы, которые прижаты к мундштуку. Если же вместо мундштука к рожку приделан язычок, который вибрирует и издает только один тон, то назвать этот инструмент рогом язык у меня не поворачивается, а просится только название «дудка», «гудок» или «дуделка».
Наиболее часто охотничий рог имеет вид закрученной медной, латунной или сделанной из иного металла трубки с раструбом с одной стороны и сменным мундштуком с другой. Это и есть так называемая натуральная валторна. Такие рожки разных размеров чаще всего используют на охоте в Европе. При умении из такого рожка можно выдуть несколько нот и сыграть достаточно сложную мелодию. Сигналы, которые используют европейские охотники, в основном используются при проведении загонных охот. В России для охоты с гончими, а иногда и при проведении загонных охот также испокон веков использовались разные рожки и «гудки», среди которых встречаются исконно русские охотничьи рожки, русские роговые сигналы. О них и поговорим.
Развитие русского охотничьего рога, конечно, связано в первую очередь с комплексной псовой охотой, явлением, которое в России обросло множеством традиций, породило новые породы собак, лошадей, новую моду. Псовая охота вдохновляла литераторов, художников и музыкантов, изменила образ жизни многих поколений и стала уникальным культурным пластом мирового значения… Во времена расцвета псовой охоты и сложилась в России своя форма охотничьих рожков и появилась своя система сигналов специально для псовой охоты, на которой охотничий рог был непременным атрибутом каждого участника. Это было средство связи и оповещения. Сигналы, которые подавали участники псовых охот, красочно описаны в произведениях Е.Э. Дриянского, Л.Н. Толстого, А.С. Вышеславцева, Н.Н. Каразина и других. Вот примерный их набор: «Напуск гончих», «По лисице», «По волку», «Направо», «Налево», «Вызов гончих», «Сбор», «Метать гончих», «Зверь взят», «На драку» и другие.
Сигналы не были везде одинаковыми. «Старинные русские сигналы играются обыкновенно более или менее протяжно, во весь дух, начинаются низкою нотою и с нее переходят на высокую. Сигналы польские, наоборот, начинаются нотою высокою, а немецкие отличаются большею виртуозностью и короткостью, сухостью нот и походят на военные», «сигналы эти, заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданью, переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников посторонних ориентироваться бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже никому не понятными. Желая достигнуть единообразия в этом деле и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция («Природы и Охоты») воспользовалась X очередною собачьей выставкою и присутствием на ней опытных доезжачих и охотников, проверила сигналы разных охот, выбрала из них только вполне русские, и положила их на ноты», – писал Л.П. Сабанеев.
В XVIII веке в России был создан оркестр, состоящий из охотничьих рожков:
«По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие – больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым – играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.
Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина, пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент внешней политики – в прямом смысле этого слова. Эффект звучания рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров с иностранными делегациями.
Мода на уникальные, характерные исключительно для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом сошла на нет.
Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном инструменте в определенное время издает только одну ноту – натуральный тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху».
И вот в наше время в Петербурге энтузиасты организовали «Мастерскую охотничьих роговЪ» и не просто воссоздали охотничий рог XIX века, а смогли организовать производство всех видов рогов и рожков, которые использовались в русской псовой охоте. Эти инструменты не только копируют форму, но и имеют такой же оригинальный мундштук, как в старые времена. В ассортименте мастерской есть несколько отличающихся по размеру полукруглых рогов, которыми пользовались борзятники, рога в виде «козьей ножки», которыми пользовались выжлятники, тоже нескольких размеров, а также прямые. Для охоты в наших холодных условиях можно использовать, помимо металлических как пластиковые, так и выточенные из лосиного рога мундштуки.
«Козья нога» или полукруглый рог борзятника не так сильно собирает влагу, как «валторна», поэтому его не нужно продувать перед подачей сигнала в холодное время года. Такой рог обладает особым звуком. Даже самые взыскательные и консервативные гончатники будут удовлетворены сочным звучанием. А уж имея настоящий русский охотничий рог, несложно разобрать ноты, послушать записи и научиться сигналам, которыми пользовалась русская охота 200 лет назад
Как бы ни развивался технический прогресс, охотничий рог пока продолжает оставаться важным инструментом при охоте с гончими. Именно на звук рога приучают гончатники своих собак возвращаться с гона. (По рации же не объяснишь собаке, куда идти.) Для этого каждый раз при кормлении подают сигнал. Живущим в квартирах в любую погоду приходится выходить кормить на улицу, чтобы закрепить навык и «покормить с рогом». Поэтому если рано утром по темноте или вечером вы в городе услышали мощный раскатистый призыв охотничьего рога, то, скорее всего, это гончатник кормит свою собаку.
Помимо классической охоты с гончими можно по примеру европейских коллег использовать сигналы рога и на загонных охотах. Подавать сигналы перед началом и в конце загона, обозначать специальным сигналом, какой зверь в загоне (например «волк»), трубить «сбор», «зверь взят» и прочее. В некоторых хозяйствах даже при наличии раций (которых не всегда хватает на всех участников охоты) пользуются сигналами рога. Помимо традиционного колорита четко поданные сигналы рога информативны и более практичны, потому что исключают шум на номере в отличие от рации.
Будем надеяться, что как у наших предков в XIX веке, так и у нас в XXI рог будет продолжать звучать на охоте.
«Управившись с делом, охотники подали один за другим три сигнала ловчему, что «зверь принят». Минут десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога о том же. На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали позыв «Охотникам на съезд!» Рог ловчего гудел уже близ опушки. Когда мы уже подъехали к тенетам, Феопен только что вылез из трущебы и, стоя на лугу, гудел в рог без умолка; подле него собралась уже небольшая кучка собак; остальные одна за другой валились с различных сторон…»
Е. Дриянский, «Записки мелкотравчатого».
Если вам понравилась статья — подпишитесь на канал.
Больше материалов есть на нашем сайте huntportal.ru
Следить за новыми публикациями можно в Facebook , ВКонтакте , Одноклассниках и Twitter .
Горны и рожки для охоты
Охотничий горн является одним из наиболее древних звуковых инструментов мундштучного типа. Он незаменим как для псовых охот, так и для ряда разновидностей охоты с использованием огнестрельного оружия. Следует отметить, что вначале горн изготавливался из пустого внутри бычьего рога. И наименование «рог» произошло от этого. Наиболее красивым считались горны, инкрустированные серебром либо медью с разнообразной чеканкой. Впоследствии их начали также выполнять из латуни и нержавеющей стали. Сейчас вы имеете возможность охотничий рог купить из стали, других металлов, древесины либо кости. Современные изделия выделяются великолепным звучанием и высокой надежностью. В интернет-магазине «Хантинг Арт» вы сможете горн охотничий купить от лучших мировых производителей.
В старину выгнутый охотничий горн являлся атрибутом охоты с борзыми собаками, а рог охотничий выгнутый колесом использовался при других разновидностях охоты.
Выгнутый в виде полумесяца рог охотничий — атрибут борзятника, а выгнутый в форме колеса рог использовали в псовой охоте. Чтобы приобщиться к старинным обычаям вы сможете охотничий рог купить в интернет-магазине «Хантинг Арт». Здесь удобно охотничий рог купить на самый изысканный вкус. Они выполнены по образцам изделий 18 века и вобрали в себя память о лихих охотах наших предков. Эти рога способны исполнять самые замысловатые звуковые сигналы. Наши уникальные горны передают мгновенно большой объем информации вашим коллегам и собакам, которую они сразу же смогут воспринять.