Родовые общины охотников и собирателей 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Родовые общины охотников и собирателей
Учитель истории высшей категории
МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И
Древний мир
5 класс
Повторение пройденного
Когда появились на Земле древнейшие люди? Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
Повторение пройденного
В чём было главное отличие древнейших людей от животных? Опишите древнейшие орудия труда?
Повторение пройденного
Вы знаете, что древнейшие люди жили группами. Чем занимались древнейшие люди? Что такое собирательство?
Повторение пройденного
О каком древнейшем способе охоты рассказывается в учебнике? Подумайте, всегда ли охота древнейших людей была удачной?
Расселение людей по холодным странам
Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник.
Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка, были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание
ПРИЧИНЫ ВЫЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ОЛЕДЕНЕНИЯ.
В условиях длинной и холодной зимы люди начали шить одежду из шкур животных, Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра и снега. Рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.
Мамонты на Русской равнине и в Сибири
Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному льду водоёмов или во время разлива рек. Археологи нашли на территории Русской равнины и в Сибири много изделий из бивня мамонта – иголки, шилья, фигурки, наконечники копий .
Новые орудия труда
Главным занятием людей стала охота на крупного зверя.
Вместо древнего копья, обожженной на костре палки, человек вырубал рубилом длинную жердь, к которой кожаными ремнями привязывали каменный остроконечник.
Почему копьё с каменным наконечником стало более надёжным и грозным оружием на охоте?
Для рыбной ловли изобрели костяной гарпун. В чём его преимущество над копьём?
Охота в изобилии давала людям мясную пищу, звериные шкуры, рога и кости, необходимые для изготовления орудий. Загонная охота требовала от охотников согласованных действий, взаимопомощи в случае опасности.
Запиши в тетрадь!
Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.
Изобретение лука и стрел
Около 10 000 тысяч лет назад мамонты исчезли.
Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных.
Это привело к появлению лука и стрел. Идею нового оружия человек подсмотрел в природе
В чём преимущество этого оружия по сравнению с копьём?
Безопасная охота на расстоянии
Скорость поражения добычи
Выберите правильный ответ
Появление новых орудий
труда было связано с.
Древнейшие люди охотились
на.
Появление лука и стрел
было связано с.
В родовой общине люди
были связаны.
Похолоданием
С развитием охоты
С освоением Севера.
Зайцев и белок.
Стада коз и оленей
Крупного зверя
Развитием человека
Вымиранием мамонтов
Переселением в лес.
Местом проживания
Общим делом
Родственными узами
Домашнее задание
§ 2, вопросы и задания 1-3 (устно), 4 (письменно)
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок истории древнего мира «Родовые общины охотников и собирателей». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Общая дидактическая цель: создать условия для:
— осознание и осмысление блока новой учебной информации
— первичного закрепления и применения знаний и способов деятельности
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: сформировать у учеников представление о самом неизвестном этапе первобытной истории – ледниковом периоде, когда “человек разумный” заселил все части света, а с отступлением ледника успешно приспособился к новым условиям природно-климатической среды
Развитие мыслительных качеств:
— выделение главной мысли при определении особенностей первобытного общества в ледниковый период и после его окончания, при объяснении сути отношений в родовой общине
— выявление причинно-следственных связей, позволивших выжить первым людям в ледниковую эпоху и расселиться по планете
— формирование БНЦ Семья через создание условий для оценки учениками с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческого стада и внутри родовой общины, объяснения своей оценки первобытной морали, сравнивая ее с законами и правилами современного мира
Планируемые метапредметные результаты
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Обобщать, делать выводы. Определять понятия. Анализировать, выделять главное. Преобразовывать информацию из одного вида в другой
Определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии. Планировать деятельность в учебной ситуации. Применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Организовывать работу в парах. Уметь строить речевые высказывания.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционный с элементами практической работы
ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные (объяснение учителя), наглядные (схема, презентация), практические (работа с учебным материалом)
По характеру познавательной деятельности:
— объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый
Элементы педтехнологий: — проблемное обучение, ТРКМ, проектное обучение
Педтехники: — ПОПС – формула, — Блиц-опрос, — Мозговой штурм
Структура урока:
- Начало урока. Организационный момент.
- Этап мотивации актуализации и целеполагания.
- Этап изучения блока новой учебной информации.
- Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности.
- Рефлексивно-аналитический этап
- Домашнее задание
Термины и понятия, актуализируемые и вводимые на уроке:
Актуализируемые Вводимые — копье — мамонт
— родовая община — каменный век
Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, карта “Расселение людей в древности”, схема “Родовая община”, опорный конспект
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД |
1.Организационный этап | Приветствует учащихся. Настраивает на работу. | Настраиваются на работу | |
2.Этап мотивации и целеполагания | Около 100 лет назад на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (Презентация, запись в тетрадь). С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург, и многие другие города (карта “Расселение людей в древности”). К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (Презентация, запись), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию. |
Противоречие: животные вымерли/ люди выжили
Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему?
Ваши версии: Как же им это удалось? Выдвиньте свои версии?
Учитель: Какая версия верная? (Создание ситуации затруднения)
Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?
Учитель: Что нужно сделать?
Цель: выяснить, почему это произошло?
Учитель: Что нам может помочь в этом?
Средства: учебник, слово учителя, интернет…
Действия: что нужно сделать для решения проблемы?
2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие, выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия. (Элементы проектной технологии на этапе мотивации и целеполагания)
Уметь строить речевые высказывания.
Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
Прослушайте интересную задачу и найдите ответ:
Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
Как же он смог прожить до 50 лет, ведь он не мог охотиться?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с учебником
Инструкция учителя на слайде презентации или на доске
1 ряд: параграф 2 пункт Новые орудия труда.
2 ряд: параграф 2 пункт Новые способы охоты
3 ряд параграф 2 пункт Родовые общины
Прочитайте текст пункта учебника и обсудив это в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?
Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях.
Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Уметь работать в парах.
Уметь применять свои знания на практике.
Новые орудия труда (1 ряд)
Все то время, когда главные орудия труда человека были из камня называется каменным веком (запись в тетрадь). Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Со временем человек стал использовать кремень. Почему?
(Иллюстрации учебника, запись в тетрадь, слайды презентации)
А. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины > следствие)
Б. Ответь на вопрос, какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.
Список событий и явлений
Их правильная последовательность
А. Жители лесов стали применять новые орудия труда для охоты из засады на небольших расстояниях: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами
Б. 12. Тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки.
В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе.
Здесь представлен процесс __________
Потому что ______________________
Новые способы охоты (2 ряд)
Изменение орудий труда привело к изменению жизни человека. Появились новые способы охоты
— загонная охота (иллюстрация учебника, слайд)
Представьте, что наш класс родовая община, и мы отправляется охотиться на мамонтов. Кто из вас в одиночку сможет победить мамонта? А как это лучше сделать? Что необходимо приготовить заранее?
Родовая община (3 ряд)
Родовая община – коллектив родственников, которые жил и трудился сообща, имели общее имущество.
Родовая – родственники Община – все общее, жили сообща
? Почему люди стали объединяться в родовые общины?
Чтобы проверить, как мы уяснили это материал, ответим на вопрос: какие утверждение подходят к родовой общине, а какие нет? (Фронтальная работа со слайдом)
- Происхождение от одного предка – человека или животного.
- Все члены общины соседи, но не родственники.
- Каждая семья обрабатывает свой участок земли.
- Во главе стоят старейшины – самые опытные и мудрые.
- Совместная работа на полях.
- Во главе стоят самые богатые люди.
- Урожай и добыча делятся поровну.
- Каждая семья живет в своем маленьком доме.
- Все важные вопросы решаются на общем собрании.
- Общие праздники и религиозные церемонии.
- Каждый добывает пищу для себя сам.
- Общие большие дома.
Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?
— приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);
— новые изобретения (орудия труда, способы охоты);
— взаимопомощь (родовые общины)
После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.
Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания
Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Задание (фронтальная работа, Слайд)
А. Как ты считаешь, справедлив ли обычай, делить поровну добычу, которую принес один охотник? Запиши в таблице свою позицию и приведи один аргумент в ее подтверждение.
Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения.
Позиция | Я считаю, что, с одной стороны ____ | НО, с другой стороны, |
Аргумент | Потому что | Потому что |
Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания
— Задание учебник с. 17: подготовьте сообщение о находках мамонтов на территории России (используйте ресурсы Интернет)
— электронный журнал: см. прикреплённые файлы
Уметь понимать учителя, строить вопросы.
Список информационных источников.
- Вигасин А. А. Годер Г. И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса М., Просвещение, 2013.
- Годер Г. И. “Методическое пособие по истории Древнего мира” 5 класс. М., Просвещение, 2013.
- Вигасин А. А. Годер Г. И. История Древнего мира. Учебник для 5 класса М., Просвещение, 2013.
- Вигасин А. А. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., Просвещение, 20013
- М. Л. Несмелова “Конспекты уроков для учителя истории” 5 класс история древнего мира (в 2 частях) М., Владос, 2003
- О.А.Северина “История древнего мира” (в двух частях) Поурочные планы Волгоград, Учитель – АСТ 2003.
- Г.И.Годер “Задания и задачи по истории древнего мира” 5 класс М., Просвещение, 1996.
Медиаресурсы.
- Учебное электронное издание История Древнего мира 5 класс
- Мультимедийное учебное пособие. История 5 класс. Просвещение
- Ожившая история. Древний мир. Мультимедийное пособие. ООО “Мир знаний” 2009