- LiveInternetLiveInternet
- —Музыка
- —Приложения
- —Видео
- —Музыкальный плеер
- —Я — фотограф
- Цветёт рододендрон.. Май 2013
- —
- —
- —Метки
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Борзая в живописи
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
- —Подписка по e-mail
- —Поиск по дневнику
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- ОХОТА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5 — ПСОВАЯ ОХОТА)
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
- СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
- Музыкальный плеер
—Видео
—Музыкальный плеер
—Я — фотограф
Цветёт рододендрон.. Май 2013
—
—
—Метки
—Рубрики
- Изобразительное искусство (1369)
- скульптура (43)
- живопись (338)
- Современная живопись (965)
- Её величество ЖЕНЩИНА (246)
- События в мире (129)
- Природа (124)
- Отцы и дети (89)
- Моё видео (26)
- О возрасте (17)
- Из раздела «Психология» (5)
- (1)
- «Красота спасёт мир» (431)
- «Юлькины рассказы» (18)
- Весёлые картинки (32)
- видео моих друзей (69)
- Всё о детях (261)
- Всё о животных (426)
- Еврейская тема (268)
- Холокост (12)
- ЖЗЛ (212)
- Здоровье (174)
- Израиль (273)
- Интересно и необычно (300)
- Искусство (1122)
- женщина в мире искусства (150)
- балет (118)
- кино (122)
- кумиры (440)
- театр (37)
- эстрада (19)
- История (200)
- Кулинарные рецепты (397)
- Ликбез для «чайников» (296)
- литература (481)
- писатели-юмористы (70)
- Аудиокниги (10)
- личное (213)
- Мои фото (31)
- Мой город (18)
- Мужчина и женщина (330)
- Музыка (2233)
- Аудиоальбомы (259)
- Авторская песня, барды (40)
- Видеоальбомы (1123)
- Кумиры (435)
- Мысли,мысли,мысли (385)
- Открытки (13)
- Подводный мир (11)
- Поэзия (1050)
- Всё о любви (130)
- еврейская тематика (9)
- Стихи и проза Ирочки Марковой (71)
- Эпиграммы (5)
- Юмор (43)
- Приветствия и поздравления (175)
- Прикладное искусство (237)
- куклы (66)
- народное творчество (7)
- народные промыслы (7)
- разное (318)
- рамочки и фоны (24)
- Рукоделие (13)
- Рукоделие (4)
- слова и выражения (22)
- смайлики (13)
- Страны,города,архитектура,традиции (852)
- Путешествия (38)
- схемы (9)
- Украина (117)
- Фотоискусство (938)
- Фото дня (38)
- Старые фото (история) (15)
- Фото моих друзей (110)
- Художественное стекло (23)
- Экстремалы (8)
- Юмор (874)
- литература (37)
—Цитатник
Фотограф Юозас Будрайтис https://i.yapx.ru/LuIO4.jpg 01. Виктор Антипин Актер Юозас Будрай.
В гостиных Музея Фаберже Санкт-Петербурга (часть VI). .
МЕЧТЫ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ — СОБСТВЕННЫЙ ФАРФОРОВЫЙ ДВОРЕЦ. Наньчан— В деревне Синьпин уезда .
Микеле Кашелла и его замечательное творчество. Микеле Кашелла (1892-1989.
Ты спросишь: »Как жизнь?» Ты спросишь: »Как жиз.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Борзая в живописи
В живописи часто встречаются изображения борзых собак. Изображение борзых встречается в сюжетной тематике, в портретной, особенно в женской, и непременно с охотничьими темами. Самые изображаемые борзые — это грейхаунды, слюги, салюки (персидская борзая) с их бездонными выразительными глазами и «хвостиками» ушей, полные достоинства афганские борзые, на ранних работах — хортые. Но, пожалуй, первое место в рейтинге изображения борзых занимают русские псовые борзые.
Мостяева Надежда, акварель
В изображении борзых ранней живописи, безусловно, преобладает левретка. А вот последние два столетия преимущество перед большими борзыми. И что уж совершенно невероятно, когда мода на охоты с собаками ушла в бытие, красавец борзых изображают все больше и больше.
Константин Разумов
«И современные художники уделяют этому повышенное внимание. И я подумала — почему? Я нашла для себя ответ: в прежние времена в животных в большей степени ценились рабочие качества. Хотя экстерьер имел место быть. И именно рабочие качества формировали экстерьер борзой: высокая, статная, сбалансированная в почти квадратную форму, длинные лапы, длинная узкая морда, зачастую «арочная» спина, покатый круп, большие, часто кошачьей формы глаза, большая грудная клетка и сильно втянутый живот, длинный хвост, сухие, но сильные мышцы. Стоит такая красавица — глаз не оторвать. Такая стать гепарда с безусловной гордой осанкой головы собаки. И когда собачья охота в большей степени уходит в историю, то больше внимания остается на эстетику.
А русская псовая борзая (выводилась в начале 17 века) поражает еще и своей «псовиной» — той самой шикарной волнистой шерстью. Высокая, узкая, элегантная, с длинной и невероятно выразительной мордой — сама грациозность. Да разве художник может пройти мимо, не почерпнув вдохновения. » ( Ирина Абрамова)
Светлана Валуева
Юрий Кротов
Юрий Кротов
Мостяева Надежда, акварель
Прогулка с борзыми собаками, Лашкевич Алексей
Артём Белостоцкий
Артём Белостоцкий
Джордж Гудвин Килберн
Александр Зайцев
Артём Белостоцкий
Юрий Кротов
Юрий Кротов
Alfred Dedreux
Артём Белостоцкий
Alfred Dedreux
Первунинский Владимир
Ярослав Колобаев
Светлана Валуева
Охота с борзыми Первунинский Владимир
Alfred Dedreux
Артём Белостоцкий
Лесохина Любовь
Ярослав Колобаев
Ярослав Колобаев
Ярослав Колобаев
Светлана Валуева
Василиса. Мостяева Н. В.
Наброски Валентина Серова
и отсюда
Рубрики: | Изобразительное искусство/Современная живопись |
Метки: cобаки борзая живопись
Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ЖЗЛ (1320)
- Россия (182)
- Франция (159)
- Италия (122)
- Англия (110)
- США (98)
- Германия (74)
- Нидерланды (67)
- Дания (48)
- Польша (44)
- Украина (38)
- Швеция (37)
- Испания (37)
- Другие (33)
- Австрия (29)
- Бельгия (26)
- Финляндия (26)
- Венгрия (25)
- Австралия (18)
- Чехия (15)
- Япония (15)
- Норвегия (14)
- Прибалтика (13)
- Мексика (11)
- Греция (10)
- Канада (10)
- Швейцария (10)
- Литва (9)
- Грузия (8)
- Ирландия (4)
- Сербия (4)
- Шотландия (3)
- Куба (2)
- Тематические подборки живописи (989)
- Война (78)
- Сбор урожая (47)
- Курение (39)
- Виноград (38)
- Школа (28)
- Чулки (26)
- Велосипед (23)
- Качели-карусели (22)
- Газета (22)
- Арбуз (21)
- Письмо (20)
- Красный зонт (20)
- Свидание (18)
- Коляска (17)
- Камин (17)
- Колодец (17)
- Любви все возрасты покорны (16)
- Зеркало (15)
- Пляж (15)
- Стог сена (15)
- Грибы (15)
- Спорт (15)
- Мороженое (12)
- Красота и здоровье (11)
- Поцелуй (11)
- Смех (11)
- Абсент (10)
- Пасека (10)
- Сенокос, жатва (9)
- Венок (9)
- Часы (9)
- Свеча (9)
- Коромысло (9)
- Ванна (8)
- Баня (8)
- День космонавтики (7)
- Очки (7)
- Радуга (7)
- Зонт (7)
- Бабушкин сундук (5)
- Пожар (4)
- Рыбный день (3)
- Духи (3)
- Фонарь (3)
- Печи и печки (1)
- Живопись о живописи (471)
- Мастерская художника (309)
- Женщина за мольбертом (49)
- Юные художники (48)
- Музеи и выставки (38)
- Автопортрет за работой (11)
- Памятники (3)
- Женщины-художницы (323)
- Автопортрет (220)
- Праздники и традиции (203)
- Рождество и святки (54)
- Масленица (33)
- Карнавал (28)
- Пасха (19)
- Ивана Купала (12)
- День рождения (10)
- Вербное воскресенье (10)
- Кино (202)
- Фильмы о художниках (79)
- Бюро пропаганды киноискусства (68)
- Артисты-художники (17)
- Фильмы о войне (8)
- Все профессии важны (198)
- Пряха, швея, ткачиха (27)
- Цветочница (18)
- Прачка (13)
- Учитель (12)
- Почтальон (11)
- Продавец (10)
- Врач (9)
- Парикмахер (9)
- Пекарь (8)
- Фотограф (8)
- Сапожник (5)
- Дворник (5)
- Трубочист (5)
- Шахтер (4)
- Портной (4)
- Разносчик газет (3)
- Зубной врач (стоматолог) (3)
- Молочница (3)
- Кузнец (3)
- Гончар (2)
- Повар (2)
- Легенды и мифы (174)
- Саломея (24)
- Юдифь и Олоферн (15)
- Русалка (13)
- Клеопатра (10)
- Иосиф и жена Потифара (6)
- Самсон и Далила (6)
- Иаиль и Сисара (5)
- Нарцисс (4)
- Икар (3)
- Даная (3)
- Музы (2)
- Музыкальные инструменты (170)
- Гитара (27)
- Скрипка (17)
- Гармонь, баян, аккордеон (14)
- Арфа и лира (11)
- Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
- Восточные инструменты (10)
- Виолончель (9)
- Лютня (8)
- Флейта (8)
- Волынка (8)
- Бубен, тамбурин (7)
- Кобза, бандура (6)
- Шарманка (6)
- Колесная лира (5)
- Балалайка (5)
- Саксофон (3)
- Мандолина (3)
- Гусли (2)
- Банджо (2)
- Леди в . (167)
- Танец в живописи (147)
- Балет (53)
- Танцы народов мира (41)
- Танец ХХ века (19)
- Историко-бытовой танец (17)
- О танце (15)
- Выставка одной картины (145)
- Тематические циклы (45)
- Картины-двойники (137)
- Времена года (130)
- Лето (16)
- Весна (12)
- Семьи художников (122)
- Зима (118)
- Новый год (56)
- Коньки (19)
- Снеговик (15)
- Санки (9)
- Лыжи (3)
- Цветы (118)
- Маки (43)
- Подснежник (7)
- Ромашка (6)
- Одуванчик (5)
- Клоун (118)
- Игрушки (111)
- Куклы (43)
- Кораблик (21)
- Деревянная лошадка (21)
- Войнушка (8)
- Мыльные пузыри (7)
- Литература и живопись (110)
- Памятники Пушкину (17)
- Театр (110)
- Кукольники (24)
- Зрители (24)
- Комедия дель арте (21)
- Закулисье (20)
- Сара Бернар (6)
- Окна, двери и балконы (103)
- Романовы (81)
- Петр Первый (17)
- Екатерина II (3)
- Допетровская эпоха (1)
- Животные (74)
- Художники (65)
- Лодки (61)
- Лодка в живописи (19)
- Дама в лодке (17)
- Рыбалка (14)
- Гондола (7)
- Дети-рыбаки (3)
- Спортивная лодка (1)
- Гардероб (58)
- Народный костюм (24)
- Серьги (12)
- Соломенная шляпка (6)
- Матросский костюм (5)
- Шляпки (4)
- Музыка (55)
- Женские образы (55)
- Женщина и газета (4)
- Игры (52)
- Детские игры (19)
- Жмурки (9)
- Шахматы, шашки, нарды (9)
- Бильярд (6)
- Прятки (5)
- Личное (52)
- Стена позора (6)
- Свадьба (48)
- Дети (41)
- Помню и люблю (38)
- История (35)
- Политические убийства (8)
- Чудеса света (4)
- Шекспир (33)
- Одна картина (31)
- Охота (29)
- Разное (28)
- Самовар (26)
- Шинуазри (25)
- Фонарики (7)
- Японский зонтик (6)
- Дуэль (25)
- Дуэль в живописи (16)
- Дуэль в литературе (9)
- Транспорт (23)
- Вокзал (9)
- Паровоз (9)
- Возвращение Исаака Аскназия (7)
- Музеи (6)
- Мужское ню (5)
- Юрий (Иегуда) Пэн (3)
—ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ОХОТА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5 — ПСОВАЯ ОХОТА)
Отъeзжиe поля, звуки охотничьих рогов, грациозные своры борзых, стаи чепрачных, багряных, чёрнопегих гончих, парчёвые кафтаны, алые куртки – всё это было давно, бесконечно давно, и та охотничья жизнь наших предков, в том их первозданном виде, увы, никогда уже не вернётся. Они были удивительно красивы и порой угрюмы и молчаливы – все эти ловчие, доезжачие, стремянные, выжлятники, псари, кричане. Они относились к охоте и ко всему, что окружало её, с великой любовью.
Старинная русская охота воплощала их мечту о воле и свободе. Красота их была в кровном родстве с природой: с хлеборобными полями, с перелесками, одетыми в золото осени, с тихими заводями, с закатными далями и плывущими в небесной выси облаками. Красота самого действа заключалась ещё и в том, что всё это была родная Русь.
А.С.Степанов. Охота. 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко, Кисловодск
П.И.Чайковский — Времена года — Охота (сентябрь) 2:44 мин, 1.88 Мб.
Граф Нулин (фрагмент)
Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо,
Всё, подбочась, обозревает;
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Чекмень затянутый на нём,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром,
И рог на бронзовой цепочке.
В ночном чепце, в одном платочке,
Глазами сонными жена
Сердито смотрит из окна
На сбор, на псарную тревогу.
Вот мужу подвели коня;
Он холку хвать и в стремя ногу,
Кричит жене: не жди меня!
И выезжает на дорогу.
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.
История русской псовой охоты, и в первую очередь с борзыми и гончими, – одна из важнейших страниц прошлого нашего Отечества, неотделимого от культуры, традиций, обычаев и нравов русского общества. В самом названии «русская псовая борзая» звучит широта и приволье российских просторов, звучит древность этой уникальной породы: «псовая» – псовина (устар.) шерсть; «борзая» – резвая, то есть быстробегущая. Псовая охота, с её многовековыми традициями, представляет собой целый пласт не только русской – мировой истории и культуры.
Благодаря художественным произведениям Пушкина, Толстого, Дриянского, Мачеварианова, научным трудам Губина, Розена, Сабанеева, Реута, Кишенского и других сохранились живописные и подробные картины старых национальных охот, написанные самобытным языком, живо передающим все страсти, которые кипели когда-то при травле зверя грациозными борзыми, стремительными гончими, лихими грейхаундами.
Ещё в древнейших русских источниках мы встречаем слово «лов». В «Начальной летописи», датированной 1071 годом сказано, что князь Всеволод под Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». В поучении Владимира Мономаха говорится, что всю жизнь он трудился «ловы дея», «сам содержал ловчий наряд», т. е. охоту – конюшню ястребов и соколов. В летописях есть указания на то, что уже в ХII веке при Владимире Мономахе «зверей травили псами».
Первыми европейцами, увидевшими диковинных русских охотничьих собак, стали французы, привёзшие в XI веке в Париж не только новую невесту своего короля Генриха I – Анну Ярославну, дочь киевского Великого князя, но и трёх псовых борзых.
Страстным псовым охотником был Василий III, ходивший с собаками на зайца. Когда охота складывалась не совсем удачно, он отводил душу садками (по подсадному зайцу). В таких садках принимало участие до 300 всадников. В 1509 году Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого состояли «всякие потешные собаки, борзые, гончие» и из которого в дар датскому королю Христиану II отправил несколько своих борзых.
Сын Василия III – Иван Грозный, как и его отец, любил псовую охоту и соблюдал ту же людность и пышность в её организации.
После окончания Смуты новый царь Михаил Фёдорович столкнулся с неожиданной проблемой – в его Ловчем приказе не оказалось ни одной собаки. Часть погибла во время оккупации Москвы поляками, другая была увезена отступающими шляхтичами. Пришлось в 1619 году посылать «двух охотников и трёх конных псарей» в земли под Новгородом и Вологдой. Через пару лет жизнь на псарнях Ловчего приказа закипела с новой силой.
Сменивший на русском престоле Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович тоже увлекался охотой. Любивший во всём стройный порядок, гармонию и «чин», Тишайший самолично написал в 1656 году подробное наставление для своих сокольников – «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути».
К периоду его царствования относится и появление на свет первой книги, посвящённой комплектной охоте – «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (около 1635 года), написанной неким Христианом фон Лесиным.
Пётр Великий охотой не увлекался. Он вводил для дворянства иные, европейские забавы – ассамблеи с танцами и издал указ: «Около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них с псовой охотой чтоб не ездили».
Зато страстно болели и всецело посвящали себя псовой охоте Елизавета и Пётр II, уделяя ей немало времени и средств. При Петре II Императорская псарня состояла из 420 борзых, 200 гончих, а при собаках имелось 70 человек прислуги.
Отдавая дань моде, охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков. К концу XVIII века появляются огромные псарни, в которых насчитывалось тысячи собак. Л. П. Сабанеев об этом пишет: «В те времена почти каждый самостоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, вменял себе в обязанность держать борзых и гончих, иногда в значительном количестве – сотнями».
В екатерининские времена известны и знатны были владельцы больших псарен, такие как князь Г. Ф. Барятинский – хозяин знаменитого тогда густопсового кобеля «Зверя», который в одиночку, без своры, брал матёрого волка, граф Алексей Орлов-Чесменский – обладатель борзых всех пород. Орлову-Чесменскому, тому самому, который вывел орловскую породу лошадей, принадлежал и почин устройства в Москве садок (на волка, зайца), на которые заблаговременно рассылались приглашения по всей России.
Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.
Весь ХVIII век шёл обмен кровными борзыми с польскими и курляндскими дворянами. А в ХIХ столетии наших борзых начинают покупать аристократы из Западной Европы. Тогда же создаются и первые клубы любителей русских борзых в Англии и Германии. Со второй половины XIX века русские борзые уже широко распространились во всей Европе и Америке.
«Золотой век» отечественных псовых охот заканчивается с отменой в России крепостного права в 1861 году. Владельцы крупных псарен лишились крепостных псарей и количество псарен резко сократилось. Сохранились они в то время лишь у истинных любителей русской псовой охоты.
Позднее в 1873 году было создано «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты», которое начало организовывать выставки, показывать работы собак на резвость и злобу с вручением призов и поощрений.
Во второй половине XIX века в селе Першино Тульской губернии была создана Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н. Н. Романова. Современники отмечали, что Першинская охота – единственная в то время псовая охота в России в таком крупном масштабе, с такими породистыми собаками, с такими знающими охотниками и с таким устройством ведения собак.
Першинская охота состояла из 365 собак, в числе которых 125 русских псовых борзых, 15 английских борзых – грейхаундов и две стаи гончих по 45 собак в каждой: одна стая окрасом багряной русской крови, другая – солово-пегая (белая с отметинами).
Эта охота была известна не только в России, но и далеко за её пределами. Сюда, приобрести элитных охотничьих собак Першинского типа, поучаствовать в охоте приезжали из Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, США…
Тип русской псовой борзой – это спокойная уравновешенная собака, истинный характер которой просыпается только при виде поднимающегося перед ней зверя.
Першинские борзые отличались особым благородством облика, мощными ладами, изысканной формы головами, уборной псовиной и обладали исключительной резвостью. Были среди них и так называемые злобачи, яростно работавшие по волку.
Настоящая старинная псовая охота всегда была «комплектной»: состояла из комплекта, включавшего в себя 5-12 свор борзых (20-36 собак), стаю гончих (18-40 собак), а также целый штат обслуживавший охоту и состоявший из старшего в охоте – ловчего, борзятников (с борзыми), выжлятников (с гончими), заездного (старшего над борзятниками), доезжачего (старшего над выжлятниками), стремянного (отвечающего за борзых своры хозяина охоты), нескольких чернорабочих-псарей, специального обоза для «отъезжих полей», т. е. для выездов на охоту вдали от дома, верховых и упряжных лошадей.
Карл Мария фон Вебер — Хор охотников из оперы Волшебный стрелок 2:42 мин, 1.87 Мб.
В «комплект» Першинской охоты, кроме борзых, входила славившаяся на всю Россию багряная стая гончих. По экстерьеру это были очень рослые, мощные, с прекрасным костяком гончие, достаточно сухие, очень хорошо одетые, с густым подшерстком. Собаки этой стаи отличались злобой и прекрасно работали по волкам. Многие из них обладали голосами с заливом. Здесь же работала стая солово-пегих гончих фоксхаудов – преимущественно лисогонных собак.
В Першине старых собак не уничтожали. Они находились на содержании до смерти. А когда собака пала, ей полагалась отдельная могила и чугунная плита с указанием: когда родилась, когда пала, кто её родители. Велись строгий племенной учёт, родословные книги. Кроме местных крестьян, здесь работали 78 бывших солдат лейб-гвардии императорского гусарского полка, шефом которого был Великий князь Н. Н. Романов.
В окрестностях усадьбы были устроены волчатник площадью 10 гектаров, с тремя прудами, зайчатник площадью около 30 гектаров и фазанник, расположенный на площади более 50 гектаров.
Ф.Лист — Трансцендентный этюд № 8 — Дикая охота 4:28 мин, 1.8 Мб.
А какие охоты описывал сам Вальцов! Сердце замирает, когда читаешь: «…желтоватый цвет его шерсти и высоко поднятая голова доказывали, что ко мне жалует матёрик. Зная за собою близко опушку, я боялся очень напустить зверя и, двинувшись к нему навстречу, указал его собакам. У меня были три кобеля Собственной своры и в числе их красавец Армавир. Заметив спеющих собак, волк отвернул влево, и им пришлось доставать его в хорошую меру по очень глубокому снегу. Дружно поспевали к нему все три кобеля вместе и где догнали, тут и положили, но я не успел подъехать, волк сорвался и только бросился к опушке, как его накрыли три собаки Головина, спешившего мне на помощь; шесть собак втиснули волка в снег, образуя звезду, я уже был в трёх шагах от них, как непонятным для меня образом волк снизу вывернулся из-под кучи собак и, пока они справились и бросились за ним, отдалел шагов на 30 и во все ноги заложился к опушке.
Я много раз видел травли злобнейшими собаками кровей назимовских и новиковских, и всегда в таких условиях матёрые волки уходили; сорвавшись после двух приёмов при недалёкой опушке, матёрик уже не давал себя доставать, особенно по тяжелому полю, и тут моё сердце дрогнуло: «Уйдёт!». Но резвость першинских собак опять выручила: красная сука из своры Головина вылетела из кучи собак, страшным броском достала волка и повисла у него на загривке, кобели накрыли и подняли его на воздух в ногах у Головина, соскочившего с саней…»
Первая мировая война, революция и последовавшая за ними гражданская война стали печальной вехой в истории отечественной псовой охоты и развитии охотничьих пород собак.
Но всё в мире, когда-то возвращается «на кругия своя». Ныне проводятся активные разработки проекта воссоздания Першинской псовой охоты.
Закончить этот рассказ хочется словами охотника, талантливого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева:
«Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, духу бодрость и свежесть. – долго бы ещё процветала в нашей Родине!»
Курбе Гюстав. Добыча (псовая охота)
Последний сноп свезен с нагих полей,
По стоптанным гуляет жнивьям стадо,
И тянется станица журавлей
Над липником замолкнувшего сада.
Вчера зарей впервые у крыльца
Вечерний дождь звездами начал стынуть.
Пора седлать проворного донца
И звонкий рог за плечи перекинуть!
В поля! В поля! Там с зелени бугров
Охотников внимательные взоры
Натешатся на острова лесов
И пестрые лесные косогоры.
Уже давно, осыпавшись с вершин,
Осинников редеет глубь густая
Над гулкими извивами долин
И ждет рогов да заливного лая.
Семьи волков притон вчера открыт,
Удастся ли сегодня травля наша?
Но вот русак сверкнул из-под копыт,
Всё сорвалось — и заварилась каша:
«Отбей собак! Скачи наперерез!»
И красный верх папахи вдаль помчался;
Но уж давно весь голосистый лес
На злобный лай стократно отозвался.
Зандрарт Иоахим фон. Ноябрь