Рисунки древних славян 4 класс охота

Содержание
  1. Жизнь древних славян
  2. Окружающий мир 4 класс 2 часть Жизнь древних славян стр. 34 – 39
  3. 1) Вспомни, каковы особенности природы Восточно-Европейской равнины.
  4. 2) Рассмотрите карту. Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян? Найдите главные водные пути.
  5. Обсудим!
  6. 1) Чем могли заниматься дети восточных славян?
  7. 2) Почему героем древних сказаний стал кузнец-богатырь? В чём была важность труда кузнеца?
  8. Проверь себя
  9. 1) Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?
  10. 2) Расскажи о занятиях восточных славян.
  11. 3) Опиши жилище восточных славян.
  12. 4) Во что верили славяне?
  13. Задания для домашней работы
  14. 1) Составь по тексту учебника план рассказа «Жизнь древних славян».
  15. 2) Нарисуй на отдельном листе одно из занятий древних славян.
  16. 3) Попробуй изготовить макет дома славян или славянского посёлка.
  17. Вспомни, что ты знаешь из былин о Древнем Киеве и русских богатырях.
  18. Урок окружающего мира в 4-м классе «Жизнь древних славян»
  19. Презентация к уроку

Жизнь древних славян

Узнаем о занятиях, верованиях восточных славян. По карте проследим территорию расселения славян. По иллюстрациям будем описывать внутренний вид дома, предметы быта славян.

Вспомни, каковы особенности природы Восточно-Европейской равнины.

Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину первого тысячелетия нашей эры), то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли восточные славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Жили славяне племенами.

Работа с исторической картой

Рассмотрите карту. Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян? Найдите главные водные пути.

Расселение древних славян

Славяне были крепкими, выносливыми людьми. Каждый их день был полон трудовых забот.

В те времена в лесу было много дичи, реки были богаты рыбой. Мужчины занимались охотой, рыболовством, бортничеством (сбором мёда диких пчёл). Охотились они на кабанов, медведей, косуль, которые в изобилии водились в дремучих чащах. Кузнецы ковали прочное оружие, необходимые орудия труда.

Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.

Сама жизнь требовала от славян сплочённости. Сообща они занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряя почву. Землю засеивали 2 — 3 года подряд, пока она давала хороший урожай, а затем переходили на новый участок.

Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери.

Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Ставили рубленые избы или селились в полуземлянках. Такие жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.

Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Носили одежду из льна и шерсти.

Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер — всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Одним из главных богов был Перун — бог грома и молнии. Молились славяне богам о дожде, об обильном урожае.

Родной, привычный им мир славяне населяли фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озёрах живут водяной и русалки. Были и другие духи природы — одни добрые, другие злые. Защитой от злых сил становились души предков. К ним обращались за советом, помощью, просили позаботиться об урожае.

Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории. Переселения носили мирный характер. Славяне не навязывали своим новым соседям — местным финно-угорским племенам — своих обычаев. Против общих врагов они часто выступали вместе. К VIII веку восточнославянские племена объединились в союзы племён. Их возглавляли князья.

Обсудим!

  1. Чем могли заниматься дети восточных славян?
  2. Почему героем древних сказаний стал кузнец-богатырь? В чём была важность труда кузнеца?

Проверь себя

  1. Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?
  2. Расскажи о занятиях восточных славян.
  3. Опиши жилище восточных славян.
  4. Во что верили славяне?
Восточные славяне — древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

Задания для домашней работы

  1. Составь по тексту учебника план рассказа «Жизнь древних славян».
  2. Нарисуй на отдельном листе одно из занятий древних славян.
  3. Попробуй изготовить макет дома славян или славянского посёлка.

На следующем уроке

Узнаем, когда и где возникла Древняя Русь. Найдём на карте её территорию, границы, города, столицу. Осознаем важность принятия Русью христианства.

Вспомни, что ты знаешь из былин о Древнем Киеве и русских богатырях.

Окружающий мир 4 класс 2 часть Жизнь древних славян стр. 34 – 39

1) Вспомни, каковы особенности природы Восточно-Европейской равнины.

В прошлом Великая Русская равнина была сплошь покрыта дремучими лесами, здесь находилось много болот и рек.

В лесах водились самые разные животные, а в реках было много рыбы.

2) Рассмотрите карту. Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян? Найдите главные водные пути.

Если внимательно смотреть на карту, то заметно что наши предки селились возле крупных рек.

Это связано с тем, что их жизнь во многом зависела от воды. Людям нужно было поить скот, своих коней, мыть посуду, стирать и купаться.

А также на карте видно, что в прошлом эти народы населяли большую часть Европы.

Они освоили всю территорию Восточно-Европейской равнины и проникли глубоко на запад, до Северного и Средиземного морей.

По месту проживания славянские племена делились на восточные, южные и западные.

Основными водными путями были реки Днепр, Дунай, Дон, Висла, Западная Двина, Волга (на карте показаны красными стрелочками).

Обсудим!

1) Чем могли заниматься дети восточных славян?

Их дети с малых лет помогали своим родителям.

Они ходили в лес за грибами и ягодами, они помогали отцам в поле и на охоте, а матерям вести хозяйство.

Но также они могли и играть, купаться, ловить рыбу, бегать.

Читайте также:  Охота за сокровищами поиск взрывчатки

2) Почему героем древних сказаний стал кузнец-богатырь? В чём была важность труда кузнеца?

Кузнец стал героем сказаний, потому что его труд в глазах простых людей был окутан ореолом тайны.

Кузнец повелевал огнём, горном, и с его помощью создавал из железа нужные в хозяйстве вещи.

Кузнец мог сковать плуг или меч, топор или украшение.

Только кузнец мог подковать лошадь.

Без металлических изделий кузнецов, жизнь людей была бы очень тяжёлой.

Оружие, которое ковал кузнец нужно было и для охоты, и для защиты.

Проверь себя

1) Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

Славяне жили в очень тесной связи с природой.

Природа кормила людей и одевала их.

Все их занятия были связаны с природой — охота, рыбалка, обработка земли.

2) Расскажи о занятиях восточных славян.

Жизнь древних славян была очень тесно связана с природой.

Эти племена занимались охотой и рыболовством.

Также они занимались добычей дикого мёда — бортничеством.

Жили небольшими поселениями, родами.

Обрабатывали землю, строили дома, делали домашнюю утварь и посуду.

Часто они торговали с соседями и воевали.

3) Опиши жилище восточных славян.

Чаще всего славяне жили в полуземлянках, реже в рубленых домах.

Полуземлянка — это жилище, наполовину врытое в землю, с низкой крышей.

Внутри такого жилища помещались лавки, стол, хранилась утварь и глиняная посуда.

Топили жилища по-чёрному, без трубы.

Дым просто выходил через маленькие окна и двери.

В холодное время окна закрывали пуками соломы.

4) Во что верили славяне?

Они верили в богов и духов.

Боги отвечали за различные явления природы и покровительствовали занятиям и ремёслам.

Например, Перун повелевал молниями и громом.

Велес был покровителем стад.

Духи населяли леса и поля, озёра и реки, дома и бани.

Славяне верили, что всё на свете имеет душу.

И может помочь человеку, или навредить ему.

Задания для домашней работы

1) Составь по тексту учебника план рассказа «Жизнь древних славян».

План:

  1. Места расселения.
  2. Особенности природы в местах расселения.
  3. Повседневные занятия.
  4. Жилище.
  5. Верования.

2) Нарисуй на отдельном листе одно из занятий древних славян.

3) Попробуй изготовить макет дома славян или славянского посёлка.

Чтобы посмотреть образец оформления презентаций, кликните на иллюстрацию и листайте.

На следующем уроке

Вспомни, что ты знаешь из былин о Древнем Киеве и русских богатырях.

Древний Киев стал первой столицей древнеславянского государства, Киевской Руси.

Киевский князь назывался Великим, и правил всеми славянскими племенами.

Киевский князь Владимир принял христианство и распространил его на Руси.

Русские богатыри защищали землю от врагов, служили князю, совершали великие подвиги.

Самыми известными богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Урок окружающего мира в 4-м классе «Жизнь древних славян»

Презентация к уроку

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
  • познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
  • развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
  • прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.

— Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории».) (на доске)

— Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

— Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (один работает у доски.)

Первая эпоха — Первобытная история, вторая — Мир древности, третья — Средние века, четвертая — Новое время, пятая — Новейшее время (прикрепить карточки к «Ленте времени»).

Обобщение по теме: «Страницы всемирной истории».(слайд№ 2)

1. Какая эпоха в истории человечества была самой длинной?

А) История Новейшего времени

Б) История Древнего мира

В) Первобытная история 5. В Средневековье буддизм возник:

В) на Ближнем Востоке 2. В глубине пещер человек изображал:

В) растительность 6. В Средневековье воина на коне, закованного в латы, в шлем с мечом и щитом называли:

В) оруженосец 3. На берегах какой реки возникло Египетское государство?

В) Нева 7. Какой материк называют Новым Светом?

В) Антарктида 4. Кто, согласно легенде, основал город Рим?

В) Марс 8. Это техническое изобретение ХХ века

В) компьютер

III. Работа над новой темой урока.

— На прошлом уроке, вы получили задание

— Найти значение слов: предки, современники, потомки. Объясните значения этих слов (слайд№3):

Предки это люди, которые жили перед нами.

Современники — это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки — это люди, которые будут жить после нас.

— Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.

— Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».

Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.

— Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».

Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. (Слайд №4.) Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

— Перед вами карточка № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.

— Подчеркните названия племен в тексте.

«: Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

— Название, каких вы встретили в тексте?

— Рассмотрите карту (с. 35 учебника).

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря.

— Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)

— Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян.)

— К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам)

— Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 5 )

Места, где жили славяне.

— Не всё было все так гладко и хорошо. Люди соперничали между собой, обустраивались.

— Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

— Почему именно на этих территориях остановились славяне? (слайд № 6 )

(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. (слайд № 7.) Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Отсюда появилось выражение: «Выйти за околицу».

Дом славян. (слайд № 8.)

В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. (Слайд с домом славян.) жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней — толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному — это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.

Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе. (слайд № 9)

Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки, составляли большую семью-род. Образуйте новые, однокоренные слова. (РОДители, РОДина, РОДственник, РОДной, РОДник и другие)

— А как выглядели древние славяне нам расскажет . (Доклад) (слайд № 10)

Одежда древних славян.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях — во время праздников и свадебных обрядов.

Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас — зелёный луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)

В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками.)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы.)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны.)

V. Продолжение изучения нового материала.

Занятия мужчин и женщин ( слайд № 12).

Славяне были крепкими, выносливыми людьми, готовыми к любым неожиданностям. Каждый день их был полон трудовых забот. Чем же занимались наши предки. Рассмотрите внимательно слайд и дайте ответ на этот вопрос.

Кем были мужчины? (рыболовы, охотники, бортники-собиратели дикого меда)(слайд №13.)

Чем занимались женщины? (готовили пищу, пряли, шили, занимались огородами, многие из них занимались врачеванием — собирали лекарственные травы.)(слайд №14-16.)

Чем занимались сообща? (земледелием)

Земледелие-главное занятие для древних славян.

У вас на партах лежит текст «Как древние славяне вели хозяйство». В группах самостоятельно прочитайте этот текст и ответьте на вопросы к нему.

«Как древние славяне вели хозяйство».

«Земледельческие работы древних славян очень мало походили на современные.

Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого ещё зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся пни — корчевали. Зимний месяц, в течении которого рубили лес, так и назвали «СЕЧЕНЬ», от слова «СЕЧЬ», «РУБИТЬ».

Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назвали «СУХИЙ» и «БЕРЕЗОЛ». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой, а затем сеяли семена.

Основными зерновыми растениями были просо, пшеница, ячмень и рожь.

Перед наступлением осени, созревшие злаки сначала жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались — «СЕРПЕНЬ», «ВРЕСЕНЬ» (от слова «ВРЕЩИ» — МОЛОТИТЬ).

Вопросы 1 группа: Как подготавливали землю для посева?

  • Что делали со срубленным лесом? Как называли следующие месяцы?
  • Какие зерновые культуры выращивали древние славяне?
  • Вопросы 2 группа: Как назывался месяц, в течении которого рубили деревья? Почему его так назвали?

  • Как обрабатывали землю весной?
  • Что делали с созревшими злаками перед наступлением осени? Как называли осенние месяцы?
  • — А сейчас, предлагаю вам послушать доклад о том, чем ещё занимались Древние славяне.

    «Семейные занятия славян».

    Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.

    Каждая семья изготавливала для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах -домницах — из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте

    Верования славян (боги). ( слайд № 17-18.)

    — Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер — всё казалось славянам живым, одушевлённым. Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их в виде живых существ — богов.

    — Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца — Ярило.

    — Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

    — Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Он считался главным богом древних славян. Славяне поклонялись Перуну как богу грома и молнии. По всему небу развевается его одежда и борода, ветер и буря — его дыхание. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит — жизнь. Он бог земледелия: как Перун грозой вспахивает облачное небо, сеет дождь, так и человек возделывает пашню. Перун считался покровителем кузнечного дела: как он гремит своей палицей, так и кузнец стучит молотом. Перун был также богом воинского дела.

    Духи, божества природы. (слайд №19.)

    — Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках Русалки.

    — Сообщения о домовом, лешем, водяном.(Доклады.) (слайд № 20-22).

    Домовой — это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он — вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой — самый добрый из «малых» божеств.

    «Леший» на старославянском языке означает «лесной дух». Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

    Водным божеством был Водяной — мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались «гремячьими» и это сохранилось в названии многих источников.

    Славянские праздники. (слайд № 26).

    — Чтобы боги были добры к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.

    Уже накануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. (слайд№27) Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

    Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. (слайд №28.) То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны, начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины — символ Солнца.

    1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов. (слайд№29-30.) Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. Он считался девичьим праздником, назывался семик — неделя перед Троицей. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни.. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

    — Во время праздников славяне любили поиграть.

    Иванов день. (слайд№31-32)

    Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. На этот день приходился летний солнцеворот. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды — начиналась «русальная неделя» Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры — славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

    — Сохранялись ли эти праздники до наших дней?

    — Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?

    Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

    Книжная выставка — рекомендуемая литература.

    — Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке. А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.

    1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

    а) восточных славян;

    б) западных славян;

    в) южных славян.

    4. Свои дома славяне строили:

    в) столбов деревьев.

    2.Древние славяне жили:

    в) племенами

    5. Славяне носили одежду из:

    а) льна и шерсти;

    в) шёлка.

    3. Богом грома и молнии у древних славян был:

    — А теперь проверка. На доске ответы.

    VI. Домашнее задание.

    Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1, 3 (устно).

    Оцените статью
    Adblock
    detector