- Амортизатор для удочки
- Нужен ли амортизатор?
- Аммортизатор или катушка
- Как устанавливается резина
- Подбор амортизатора
- Какая длина
- Особенности вываживания
- Замена амортизатора
- Что понадобится
- Что такое резиновый амортизатор для рыбалки и как им пользоваться?
- Что собой представляет резиновый амортизатор и где его применяют?
- Как сделать донку с резиновым амортизатором?
- Идея снасти
- Достоинства снасти в сравнении с донкой-закидушкой
- Основные недостатки
- Как сделать донку с резиновым амортизатором своими руками?
- Основная леска
- Поводки
- Крючки
- Трафаретка быстросъемная
- Резиновый амортизатор
- Грузовой шнур
- Сигнализатор поклевки
- Особенности изготовления и применения отдельных элементов снасти
- Способы привязывания поводка к основной леске
- Особенности конструкции
- Виталий Рогозин
Амортизатор для удочки
Амортизатор может устанавливаться в маховой удочке по схеме сходной с его применением в штекерах. Резиновый амортизатор на маховой удочке позволяет решить важную задачу, – применить более тонкие, а значит и более уловистые оснастки для рыбалки на крупную рыбу. Применение амортизатора сразу же в несколько раз повышает шансы на вываживание на самых тонких поводках крупного карпа или леща. Но не все так однозначно…
Нужен ли амортизатор?
Ловля карпа маховой удочкой заставляет делать это усовершенствование. Вопрос стоит так, — или будет применяться эластичный гаситель рывков рыбы, или ловля будет не очень эффективной из-за толстой лески на оснастке, да еще и с риском поломки бланка. Т.е. без амортизатора возможны только два варианта развития событий:
- применяется толстая леска, на которую вытащить карпа можно, но вероятность поклевок уменьшается;
- применяется тонкая леска, с которой рыба берет насадку охотней, но вытащить ее на такой леске маховой удочкой не представляется возможным.
Поиск компромиссного решения этой задачи потребуют многих хлопотных рыбалок с жертвами трофейной рыбы и оснасток, да и не к чему толковому не приведет.
Аммортизатор или катушка
Конечно, многие рыболовы усомнятся в эффективности применения резины для гашения рывков рыбы, и предложат оснастить маховую удочку катушкой и кольцами. Вопрос весьма спорный. Оба варианта утяжеляют маховую удочку и делают ее менее удобной. Но все же применение катушки и колец на обычной маховой составной удочке — нонсенс. А вот опыт с резиной имеет положительные отзывы. Таким образом, можно приспособить маховое удилище под крупную рыбу, правда с изменением его длины, строя.
Удочка оснащенная подобным приспособлением уже мало годится для мелкой рыбы и скоростной ловли, из-за увеличившегося веса. Она переходит в разряд \»под крупняка\», когда заброс выполняется не столь часто. Вес же будет зависеть от диаметра и длины резины. Поэтому на легких карбоновых удочках устанавливают только резину с минимальным диаметром.
Как устанавливается резина
Все конструктивные части резинового амортизатора, который вставляется внутри удилища, доступны в продаже без особых затруднений.
Самостоятельная установка предусматривает укорачивание последнего склада удилища, на длину, при отрезании которой, откроется отверстие достаточное для прохода амортизатора. Чтобы не ломать фирменную вещь, лучше отдельно подыскать хлыстик под данную удочку, и конструировать уже на нем.
На кончик хлыста насаживается наружная фторопластовая втулочка (бывают и внутренние, но под них требуется большое отверстие), по которой будет скользить амортизатор. Ее даже можно вклеить моментальным клеем.
Амортизатор обычно закрепляется в начале второго или в конце третьего склада удилища с помощью специального конуса-мотовильца, или цанговой пробочки. Если подходящее по размеру крепление не удается приобрести, то его можно заменить какой либо самодельной конструкцией. Главное чтобы она была как можно легче. Леска крепится к амортизатору, через коннектор.
Подбор амортизатора
Вопрос остается в подборе амортизатора. Резина может быть разного диаметра и разной жесткости. Но поскольку мы специально оснащаем удочку под ловлю крупной рыбы (а иначе не имеет смысла его ставить), то следует отдать предпочтение достаточно жесткому варианту, который бы выдерживал разрыв поводка диаметром 0,1 мм.
Это может быть резина диаметром 1 — 1,4 миллиметра. Это в среднем варианте. Можно также запастись и несколькими хлыстиками с амортизаторами различной жесткости: – под карпа диаметром 1,8 мм, под леща, мелкого карпа – диаметром 1,4 мм, и под более мелкую рыбу – 1,0 мм.
Какая длина
Длина амортизатора обычно выбирается из расчета его закрепления в конце 3 колена (начале 2-го колена), при этом она будет составлять до 1,5 метров. Но для карповой рыбалки, желательно ставить и амортизатор подлиннее – не менее 3 колен удилища, плюс к тому же, хлыстик вообще лучше убрать, а тефлоновую втулку подбирать сразу под второе колено удилища.
Также длинным маховым удилищем (8 – 9 метров) оснащенным амортизатором, можно ловить рыбу также как и штекером – сдвигая и выдвигая колена. Это может понадобиться в стесненных условиях ловли – под деревьями, в окнах растительности и коряг, где например нужно точно опускать оснастку – прямо под нос карасю.
Такие места всегда очень рыбные. Конечно, охотиться за мелкой рыбой таким способом затруднительно из за задержек времени с раздвижкой и сдвижкой, но все же он иногда очень и очень выручает. В такой ситуации оснастку удочки укорачивают по обстоятельствам.
Особенности вываживания
Основная проблема ловли крупной рыбы на такую удочку заключается опять же в вываживании. Растягивающийся амортизатор сильно увеличивает расстояние от подсачека до рыбы. Не всегда поможет и заведение удилища за спину. Для решения вопроса необходим подсачек с длинной ручкой.
Если уж вставляете резину в удочку, то приобрести его следует в первую очередь. Также полезно сделать и основную леску короче длины удилища примерно на 0,5 метра, а в отдельных случаях ее укорачивают и более 1 метра. Это поможет и в управлении очень легкими оснасткам.
Помогает и прием сбора амортизатора во время вываживания рыбы. Если рыба успокоилась, то можно быстрым движением подать удилище в ее направлении, при этом получивший ослабление амортизатор частично запрыгнет обратно в бланк. Нужно только потренироваться и не давать слабину леске, выполняя подобное действие.
Замена амортизатора
Резина быстро изнашивается. Нужно внимательно осматривать ее состояние перед каждой рыбалкой, особенно в месте соединения с коннектором. Места креплений нужно периодически перезаделывать. Также важно не повредить амортизатор при складывании и перевозке удилища. Что бы амортизатор не был пережат коленами и не перетерся, его лучше извлекать из удилища.
Что понадобится
Составные части амортизатора для ловли рыбы показаны на рисунке.
1. Внутренние конусы с мотовильцем.
2. Цанговые конусы.
Что такое резиновый амортизатор для рыбалки и как им пользоваться?
Некоторые виды рыб ищут пищу на поверхности воды или в средних её слоях. Сверху ловится верховодка, уклейка, толстолоб и голавль. Для вылавливания других видов рыб, преимущественно мирных, приходится опускаться на дно, так как они находят себе пищу, не поднимаясь к поверхности. Донка с резинкой – один из перспективных и надёжных способов ловли подобной рыбы. Резиновый амортизатор помогает точнее забрасывать снасть, создаёт меньше шума от заброса и позволяет размещать несколько крючков (до 10 штук).
Что собой представляет резиновый амортизатор и где его применяют?
Резиновые амортизаторы появились ещё в 90-х годах, но тогда их изготавливали из аптечных резиновых жгутов. Их резали на полосы и прикрепляли к леске. Были и более профессиональные варианты, но все они быстро рвались. Помимо необходимости постоянно монтировать резинку, проблемой была и потеря грузика.
Главная задача резинового амортизатора для рыбалки – облегчение заброса в одну и ту же зону, а также уменьшение уровня шума. Другими донными снастями было сложно попадать в прикормленную область. Амортизаторы резиновые позволяют максимально точно забросить приманку в конкретную точку водоёма.
Последняя модификация такой донки – резиновый амортизатор со страховочной леской, крепящейся к грузилу и основной леске (в случае обрыва предотвращает потерю грузила), а также дополнительная леска, её привязывают к бую. Роль буя – обозревание месторасположения груза, дополнительно страхует от попадания в нежелательное место. Теперь снасть достаточна компактна и приносит хороший улов.
Резиновый амортизатор для удочки предназначается для ловли глубоководной рыбы в стоячей воде, в качестве альтернативы в быстрых реках используется ловля на дорожку.
Донная снасть с резиновым амортизатором предназначена для ловли с берега и отличается от других донок наличием резиновой вставки между основной леской и грузилом
При сравнении с закидной донкой резиновый амортизатор демонстрирует ряд преимуществ:
- снасть подходит как опытным рыболовам, так и новичкам;
- помогает попадать точно в прикормленное место. Наиболее эффективные прикормочные смеси: готовые с добавлением глины, в упаковках из ПВА (после непродолжительного воздействия воды они растворяются), бумага;
- прикормку удаётся закидывать с минимальным уровнем шума. Донка бесшумно опускается в воду, не отпугивая мирные, пугливые виды рыб;
- к снасти крепится много крючков, порой до 10 штук. Количество напрямую зависит от дистанции заброса и типа водоёма. Крючки разносят вдоль всей лески чтобы предотвратить запутывание;
- удобно применять мягкие прикормочные смеси, которые часто спадают с крючка или могут повреждаться. Часто используют живец, тесто, мотыль и болтушку.
Как сделать донку с резиновым амортизатором?
В природе встречаются породы рыб, которые ищут себе корм в средних и верхних слоях воды. Уклейку, верховку, голавля или толстолоба проще найти у поверхности или на небольшой глубине. Но большинство мирных рыб ищут и находят себе корм именно на дне. Именно потому донка считается одной из самых уловистых снастей.
Идея снасти
Но у классической донки есть определенные недостатки. Главный — забрасывать снасть в одну и ту же точку достаточно сложно. Именно потому была придумана усовершенствованная снасть, которая позволяет укладывать приманку на дно в одну и ту же заранее прикормленную точку с точностью до нескольких сантиметров.
Первоначально в классическую донную оснастку был введен один единственный элемент — резиновый амортизатор. В советские времена он продавался в рыболовных магазинах. Некоторые рыболовы распускали на амортизаторы продававшиеся в аптеках резиновые жгуты.
Этот элемент оснастки имел один существенный недостаток — быстро терял эластичность, перетирался. В результате снасть долго не служила, выходила из строя. В результате обрыва амортизатора в воде оставался свинцовый груз, который тоже стоил денег.
В результате, в систему оснастки была добавлена страховочная леска, которая вязалась непосредственно к грузилу и позволяла в случае обрыва спасти грузило. Снасть была немного громоздкой, была сложна при забросе и занимала много места на берегу.
Третье усовершенствование сделало снасть на берегу более компактной. Дополнительная, страховочная леска привязывалась одним концом к грузилу донки, другой конец привязывался к специальному бую, который после заброса снасть всплывал на поверхность.
Он:
- обозначал местоположение груза для спиннингистов и других доночников;
- выполнял страховочные функции.
Достоинства снасти в сравнении с донкой-закидушкой
В сравнении с донкой-закидушкой, донка с резиновым амортизатором имеет следующие преимущества:
- Донка с амортизатором позволяет точечно прикармливать определенное место. Для прикормки можно использовать смешанную с глиной прикормочную смесь, пакетики ПВА (которые растворяются через некоторое время при попадании в воду), куски газеты (в которые заворачивается прикормка).
- Прикормку можно можно подавать с минимальным шумом, прицепив ее к крючкам, осторожно опустив воду и медленно отпуская основную леску.
- В данном способе ловле можно использовать большее количество крючков (до 10 штук в зависимости от водоема и дальности заброса), которые можно разнести по основной леске таким образом, чтобы они не путались.
- Возможность использовать деликатные, мягкие приманки, которые при забросе закидушки срываются с крючка или повреждаются (мотыль, тесто, болтушка или живец)
- Донка этого типа создает гораздо меньше шума при забросе. Заброс, сопровождаемый громким всплеском, бывает один раз. Меньший шум меньше отпугивает рыбу.
Основные недостатки
К основным недостатками можно отнести:
- Малую мобильность данной снасти. Рыболову с донкой этого типа сложно заменить место ловли;
- Малый срок службы резинового амортизатора;
- Снасть часто обрывается, потому требует наличия запасных элементов оснастки.
- Обрыв резинового амортизатора может привести к травме рыболова.
Как сделать донку с резиновым амортизатором своими руками?
Донка с амортизатором — снасть простая и любой рыболов в состоянии изготовить ее самостоятельно.
Для этого потребуются:
- Леска или плетенка сечением от 0,2 мм;
- Резиновый амортизатор длина которого подбирается в зависимости от дальности заброса;
- Свинцовый груз, вес которого обеспечит надежность его соприкосновения с поверхностью дна;
- Поводковая леска сечением от 0,14 мм;
- Крючки, размер и цвет которых зависит от размера и цвета используемой на рыбалке приманки.
- Кусок пенопласта, пеноплекса или иного материала, который легче воды.
- Мотовило — 2 штуки;
- Сигнализатор поклевки.
Основная леска
Этот элемент оснастки наматывают с небольшим натяжением на заготовленное мотовило. К основной леске необходимо либо привязать кольца под резиновый амортизатор и поводки, либо сделать «восьмеркой» петли под другие элементы оснастки.
Петли должны быть расположены таим образом, чтобы поводки не пересекались друг с другом при заводке в точку ловли. Для того, чтобы крючки не цеплялись и не мешали забросу, на основную леску монтируются кембрики. Перед первоначальным забросом крючки «упаковываются» в кембрик.
Поводки
Поводки изготавливаются из тонкой, прочной лески. Длина поводка остается на усмотрение рыболова. На водоемах без течения принято делать поводки длиной от 10 до 20 см. На водоемах с течением длину поводка можно увеличить до 30 — 40 см. С одной стороны к поводку привязывается крючок, другой конец поводка оборудуется вертлюжком с застежкой или на леске вяжется петля.
Крючки
К крючкам особых требований нет. Они должны соответствовать, используемой на рыбалке приманке.
Трафаретка быстросъемная
Одним из способов монтажа поводков с крючками считается монтаж при помощи трафаретки, которая фактически является заранее подготовленная петля.
Резиновый амортизатор
Этот элемент оснастки представляет собой резиновую полосу или нить квадратного или круглого сечения, диаметром около 3 мм. Обычно амортизатор можно купить в рыболовном магазине, где он продается отрезками по 5, 10, 15 и 20 метров.
Для подготовки к рыбалке на концах резинового амортизатора вяжутся петли, к которым крепятся вертлюжки с застежкой. Для ловли мирной рыбы принято использовать амортизаторы, имеющие круглое сечение. Полосы резины, используемые в оснастки, характерны в снастях, рассчитанных на ловлю хищника.
Чаще всего груз бывает изготовлен из свинца. Форма груза особого значения не имеет. Единственное, для надежности соединения груза с поверхностью донного покрытия, большинство рыболовов используют плоские грузила. Шарообразные и каплеобразные грузы используют на водоемах с заиленным дном.
Некоторые рыболовы экономят на грузилах. Берут с собой на рыбалку холщовый или полиэтиленовый мешок, наполняют его камнями, завязывают толстой леской или проволокой и используют как эрзац-грузила. Грузило вяжут на отдельный кусок лески (около 30 см длиной). Край лески оборудуют петлей для соединения с амортизатором.
Грузовой шнур
Этот элемент оснастки называют так же страховочным шнуром. Он используется для того, чтобы в случае обрыва резинового амортизатора из воды, можно было бы извлечь груз и оборванный кусок амортизатора. В качестве грузового шнура может быть использована леска сечением от 0,24 мм или плетеный шнур.
Длина страховочного шнура должна соответствовать дальности заброса. Шнур может быть намотан как на мотовило, так и на катушку.
Элемент оснастки, который используется в случае, если есть возможность завезти груз на лодке или ином плавательном средстве. В этом случае грузовой шнур привязывается леской или шнуром к куску пенопласта или пеноплекса, окрашенного в яркие, заметные издали цвета. Длина шнура в случае использования буя зависит от глубины в месте ловли.
Сигнализатор поклевки
Этим элементом оснастки может быть колокольчик, бубенцы, электронный сигнализатор или даже кусок глины, который цепляется на основную леску.
Особенности изготовления и применения отдельных элементов снасти
Особое внимание при изготовлении снасти нужно обращать на узлы. Узлы должны быть простыми, но надежными. Больше всего для этих целей подходит «клинч». Мотовило лучше изготавливать из полированного дерева. Наматывая на него резиновый амортизатор, лучше не давать последнему серьезных нагрузок.
Он боится солнечного света и быстро потеряет свою эластичность. Крючки с поводками лучше хранить на отдельном мотовиле.
При завозе груза задача будет более простой — избегать спутывания лески, держать ее внатяг.
Во время ловли нужно аккуратно складывать леску на берегу кольцами, избегая образования «бороды». Необходимо придумать способ крепления лески на берегу таким образом, чтобы свободны были обе руки в момент снаряжения крючков наживкой.
Само собой, особую осторожность нужно соблюдать, когда отпускаешь крючки в место ловли.
Способы привязывания поводка к основной леске
В зависимости от того, каким именно способом подготовлены петли под поводки с крючками, можно использовать различные способы монтажа этих поводков.
Простейший способ — «петля в петлю» используется, когда для монтажа поводков на основной леске навязаны петли или смонтированы металлические кольца.
В этом случае на свободном конце поводка вяжется простая петля или восьмерка
Многие рыболовы усовершенствуют этот способ, привязывая к свободному концу поводка застежку с вертлюжком.
Это позволяет быстро менять оборванные или поврежденные поводки, а так же быстро разукомплектовывать снасть после рыбалки.
Особенности конструкции
В конечном итоге, собранная снасть выглядит следующим образом:
- Груз на отрезке лески или шнура, к которому прикреплены:
- страховочный шнур;
- резиновый амортизатор;
- Страховочный шнур тянется либо непосредственно на берег, либо привязывается к бую;
- Резиновый амортизатор прикрепляется к участку основной лески с поводками и крючками;
- Основная леска выводится на берег, где закрепляется на подставке, которой может служить воткнутое в прибрежный грунт мотовило.
На участке основной лески, которая находится над водой, устанавливается сигнализатор поклевки. При этом основная леска должна быть натянутая таким образом, чтобы сигнализатор поклевки не касался земли.
Конструкция простейшая, подготовить ее к забросу сможет даже начинающий рыболов.
Обратить внимание нужно только на самые слабые элементы этой конструкции, которыми считаются:
Есть риск оборвать оба эти эти элемента, если дно водоема покрыто плотным слоем водорослей или на дне имеются завалы из камней или дерева. Перед забросом не бывает лишним простучать дно при помощи спиннинговой снасти или прочистить его небольшой «кошкой», или крупным тройником.
Чаще всего, донка с использованием амортизатора применяется в ловле на водоемах спокойной воды. Можно с уверенностью утверждать, что эта снасть по своим качествам намного эффективнее донки-закидушки в случае ловли мелкой и средней рыбы.
Эту снасть сложно назвать идеальной или универсальной. Но разве какую-то другую снасть можно назвать универсальной? Нет. Любая снасть — это инструмент в руках рыболова.
Любая снасть предназначена для выполнения определенной работы — ловли в определенных условиях. Донка на резиновом амортизаторе — инструмент для ловли мирной и хищной рыбы в условиях слабого течения (или без такового) в водоемах с плотным донным покрытием, в условиях, когда излишний шум может спугнуть рыбу.
Виталий Рогозин
Рыбалка для меня была всегда праздником. И при каждом удобном случае я обязательно выбираю рыбалку любому другому занятию на природе. Я не профи, но и не новичок, я уверенный любитель. Рыбачу, сколько себя помню и мне есть ,что вам рассказать!