Охотники отстраняют председателя охотобщества через суд
Охотники Ключевского района Алтайского края через суд пытаются сместить председателя районной общественной организации охотников и рыболовов (КРОООиР) Юрия Блинофатова, который, как они считают, за последние годы множество раз нарушал Устав организации, а также пользовался своим служебным положением.
фото: Антона Журавкова
Истцы полагают, что многими делами Блинофатова может заинтересоваться природоохранная прокуратура.
Об этом они рассказали, предоставив ряд документальных подтверждений.
В качестве истцов выступили представители первичного коллектива КРОООиР «Дорожник».
Как следует из их объяснений, претензии к Блинофатову стали возникать еще с момента его избрания в 2014 году.
Изначально у отдельных членов общества появились подозрения, что зимние маршрутные учеты животных (ЗМУ) на территории района руководством охотобщества были проведены некачественно.
По их словам, численность дичи показала «беспрецедентный скачок»: количество наиболее популярных промысловых животных возросло в 10 раз, что, разумеется, влияло на количество лицензий на охоту.
Подозрения подтвердила Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура. В ведомстве сообщили, что учет действительно был проведен некачественно, и указанная численность животных не соответствует действительности.
Несмотря на требования заявителя полностью прекратить охоту, прокуратура закрыла только два маршрута из 35.
Государственный инспектор имеет право проверять только 10 % охотничьих угодий, и из четырех проверенных им маршрутов нарушения обнаружились на двух. Все остальные проверке не подвергались.
Такие меры отчасти устроили членов общества, однако после этого среди охотников стали распространяться сведения, будто Юрий Блинофатов вольготно распоряжается имуществом КРОООиР.
Конкретно его подозревали в том, что он, будучи владельцем фермерского хозяйства, использует технику общества в личных целях, при этом заправляет и обслуживает ее за счет организации. Речь шла о легковом автомобиле, который он якобы отдавал в пользование своим механизаторам для работы.
Члены организации написали на имя председателя заявление, попросив его предоставить результаты последних ревизий, однако, несмотря на формальное согласие Блинофатова, он так и не позволил им ознакомиться с документами.
Жалоба прокурору также не дала результатов — председатель проигнорировал полученное представление от надзорного органа.
Кроме того, оказалось, что ревизии проходили в отсутствие нескольких членов ревизионной комиссии.
В итоге инициативная группа охотников самостоятельно собрала комиссию, сменив ее руководителя и приняв решение провести новую проверку, чтобы убедиться в правильности своих подозрений.
По ее результатам выяснилось, что ежегодно общество расходовало по максимальным лимитам даже те виды горючего, которые были непригодны для техники, находящейся в автопарке «Дорожника», например, дизельное топливо.
фото: Антона Журавкова
Также выяснилось, что две лицензии на добычу лося из трех, каждая из которых стоит около 50 тысяч рублей (по коммерческой стоимости), не были оплачены на момент проверки.
При этом согласно законодательству получить лицензию на руки можно только после совершения оплаты. Одна из лицензий, как выяснили члены общества, ушла на «производственные нужды» — таким образом председатель якобы пытался наладить отношения с охотинспектором.
Свидетелем той охоты стал один из членов КРОООиР, который уверяет, что животное было убито буквально в 20 м от зоны покоя, где охота запрещена.
Формально доказательств нарушения у охотников нет, однако они уверены, что гнать лося стрелки начали еще в зоне покоя (вспроизводственный участок).
Что касается второй «бесплатной» лицензии, то ее получатель оплатил лишь постфактум, что также нарушает правила. Подобным образом лицензии реализовывались, как выяснилось, не единожды.
Вопросы у рядовых членов «Дорожника» вызывает и продажа снегохода, на которую у председателя не было полномочий — Устав организации разрешает продажу лишь в случае ликвидации юрлица.
Более того, члены КРОООиР уверены, что продажа была осуществлена по заниженной почти на 100 тысяч рублей цене.
Кроме этого, члены ревизионной комиссии, как оказалось, даже не получали от председателя данных о том, сколько охотников зарегистрировано в обществе, что не позволяет проверить бюджет.
По результатам своих проверок охотники сначала решили не устраивать скандал, так как в июне 2019 года должна была пройти конференция, на которой делегатам от первичных организаций необходимо было выбрать председателя общества.
Однако, как заявили присутствовавшие там, почувствовавший угрозу Блинофатов якобы попытался обеспечить присутствие на конференции делегатов, приближенных к нему, многие из которых, как подозревают охотники, вообще не имеют отношения к обществу.
На предложение присутствовавших проверить полномочия делегатов председатель ответил отказом, после чего разразился скандал. Присутствовавший на мероприятии глава района, как утверждают очевидцы, никак не пытался урегулировать ситуацию.
В итоге конференцию покинуло 33 человека, 16 из которых — делегаты от первичных организаций. В итоге Блинофатову удалось переизбраться. Видимо, оставшимся все же удалось сохранить кворум, необходимый для голосования.
Сейчас члены одной из первичных организаций подали в Ключевской районный суд иск с требованием признать решение прошедшей конференции недействительным, так как оно якобы не соответствует ни требованиям законодательства РФ, ни уставу самой КРОООиР.
Кроме того, они надеются получить на руки документы, обеспечивавшие проведение конференции, чтобы убедиться, соответствуют ли они требованиям. Иск зарегистрирован в суде.
Разбираем уставы охотничьих обществ России
В России в период со 2-й половины XIX века по XX век происходило много значимых событий. Нам это время интересно появлением и развитием охотничьих обществ, уставам которых посвящен данный материал.
Все члены и гости обязаны были точно исполнять законы об охоте, устав, правила и инструкции общества. Фото: Fotolia.com
Волна появления охотничьих обществ приходится на самое начало XX века, когда за год императором утверждалось от двух до пяти уставов, тогда как за всю вторую половину предыдущего века появилось лишь около десяти охотничьих обществ.
Они создавались с целью:
1. Ведения правильной в дозволенное законом время охоты.
2. Улучшения способов охоты, и в особенности улучшения пород охотничьих собак.
3. Изучения местной дичи, ее образа жизни, нравов и привычек, описания характера местности в крае, где она преимущественно водится.
4. Размножения дичи и охранения ее через содействие местным властям в преследовании охоты как в недозволенное законом время, так и запрещенными методами.
5. Истребления хищных зверей и птиц, вредных для сельского хозяйства.
6. Распространения понятий о правильной охоте, а также о полезных и вредных животных.
7. Упражнения в стрельбе.
Для осуществления этих мероприятий обществами покупалась земля, заключались договоры об аренде земель как частных владельцев и крестьян, так и казенных.
В порядке, установленном примечанием к ст. 175 цензурного устава 1890 г., открывались охотничьи библиотеки, которыми заведовали особо ответственные лица из членов общества. Предусматривалась возможность «ходатайствования о созыве областных или губернских съездов охотников», как, например, в уставе Бобруйского общества.
Обществом нанимались распорядители, егеря, сторожа, объездчики, окладчики.
Все утвержденные правила и инструкции о производстве различных охот, об обращении с огнестрельным оружием и т.д. для всех членов и служащих общества были строго обязательны.
Все издаваемые правила и инструкции должны были быть в точности согласованы с действующими узаконениями и распоряжениями правительства.
О времени и месте всех устраиваемых обществами охот, общественных мероприятий заблаговременно сообщалось начальнику местной полиции «для сведения и соответственных в подлежащих случаях распоряжений».
Помимо полиции к деятельности общества мог проявлять внимание губернатор. Некоторые под свой патронаж брали царские особы. Сами же общества находились в ведении Департамента земледелия, Министерства земляных и государственных имуществ. Военные охотничьи общества находились в другом подчинении.
Как правило, деятельность общества ограничивалась пределами той губернии, где оно находилось: это и местонахождение правления общества указывалось в уставе.
Общества могли состоять из почетных и действительных членов, иногда к ним добавлялись пожизненные, как в Литинском обществе, а в Ломжемском к ним присоединялись гости, правда, без права голоса.
Для охоты обществами покупалась земля, заключались договоры об аренде земель как частных владельцев и крестьян, так и казенных. Фото: Fotolia.com
Членами охотничьего общества могли быть лица всех сословий, кроме:
2) лиц, не достигших совершеннолетия, за исключением лиц, имеющих классные чины;
3) состоящих на действительной военной службе нижних чинов и юнкеров;
4) воспитанников учебных заведений и учащихся в сих заведениях;
5) лиц, подвергшихся ограничению прав по суду;
6) членами общества могут быть только лица, получившие законом установленным порядком право иметь ружья.
Членами ряда обществ также могли быть и женщины, правда, не допускавшиеся до административной деятельности. В большинстве случаев количество членов охотничьего общества не ограничивалось, но иногда могло быть ограничено: например, в Летичевском — не более 50 человек.
В почетные члены избирали лиц, оказавших обществу «особые услуги в достижении его целей, по предложению правления или 1/5 части всего числа членов».
Почетные члены освобождались от уплаты членских взносов и «от обязанности исполнять поручения общества, за исключением добровольно на себя принимаемых», и вместе с тем они пользовались всеми правами действительных членов.
В действительные члены избирались желающие по предложению не менее двух членов общества. Действительные члены не имели права без уважительных причин отказываться от поручений, «а равно от занятия должностей».
Пожизненными членами, если таковые уставом предусматривались, были действительные члены, «внесшие единовременную сумму, равную в данное время капитализированной из 5% годичной оплате за членский билет общества», с которого общество получало проценты.
Деньги хранились в Государственном банке и были неприкосновенными; «лишь по выбытии пожизненного члена общество могло их себе присвоить».
Члены охотничьего общества имели следующие права:
1) право голоса в собраниях общества;
2) право делать предложения обществу, направленные к достижению его целей;
3) право участия во всех устраиваемых обществом охотах;
4) право приглашать под свою ответственность на некоторые охоты гостей с платой по определению годичного собрания.
Все члены и гости обязаны были точно исполнять законы об охоте, устав, правила и инструкции общества.
За нарушения налагались штрафы и взыскания, в крайних случаях, по постановлению собрания, временно лишали права охоты или исключали.
Правление охотничьего общества состояло из председателя, товарища председателя, старшин, или директоров, казначея, секретаря.
О времени и месте всех устраиваемых обществами охот, общественных мероприятий заблаговременно сообщалось начальнику местной полиции. Фото: Fotolia.com
В зависимости от уставов менялись названия (старшина — директор), их количество (от двух и более), а также иногда совмещались должности казначея и секретаря. На случай болезни старшин выбирались два-три кандидата.
Правление общества составляло и выносило на утверждение собрания сметы, правила, инструкции, постановляло определения, назначало время и повестку собраний, созывало чрезвычайные собрания, представляло общество в суде, заключало договоры, выдавало членские билеты.
Председатель правления являлся представителем общества.
Он назначал охоты, дни заседания правлений, единолично решал вопросы, не терпящие отлагательства, наблюдал за исполнением внутреннего распорядка и обязанностей служащими, приводил в исполнение решение собраний, составлял годичный отчет о деятельности общества.
Товарищ председателя (говоря современным языком, заместитель председателя) заменял его в случае отсутствия во всех правах и обязанностях.
Старшины, или директора (иногда члены правления), в случае отсутствия председателя и его товарища председательствовали на заседаниях правления, исполняли поручения, в звании старшего (дежурного) на общественных охотах решали все вопросы.
В обязанности секретаря-казначея Литинского общества охоты входило:
— хранение, прием и выдача сумм общества;
— ведение книги инвентаря, приходно-расходной книги;
— составление финансовых отчетов каждые три месяца правлению и каждый год — собранию;
— составление протоколов собраний общества и заседаний правления;
В других обществах (Бобруйское, Ковельское и др.) эти обязанности были распределены на две должности.
Избранные на должности председателя и товарища председателя должны были быть утверждены в этих званиях губернатором.
Собрания охотничьих обществ были годичными, очередными и чрезвычайными. Чтобы годичное собрание считалось состоявшимся, на нем должны были присутствовать не менее 1/2 всех членов, например в Литинском обществе, а в Дербенском — 2/3. Очередное и чрезвычайное собрания также имели свой кворум.
В действительные члены избирались желающие по предложению не менее двух членов общества. Фото: Fotolia.com
Каждое собрание открывалось председателем правления, после чего для ведения собрания выбирался председательствующий не из числа членов правления. Все выносимые на собрание вопросы должны были быть обсуждены правлением и сообщены властям.
В годичном собрании, назначаемом за месяц, обсуждались сметы, отчеты правления, проекты изменений и дополнений устава, внутреннего распорядка, инструкций, размеры взносов, плат, ревизионная комиссия из трех человек.
Кроме ряда важных вопросов, требующих определенного числа голосов и закрытой баллотировки, все дела решались простым большинством голосов, при равенстве которых перевес давал голос председателя.
Средства общества составлялись из следующих источников:
1) единовременных и годовых взносов;
2) платы гостей за охоту;
3) доходов от устройства мероприятий;
5) штрафов за неисполнение устава и т.д.
Все суммы общества, за исключением необходимых на текущие расходы, хранились в одном из кредитных государственных учреждений в процентных бумагах.
Следует в заключение отметить, что уставы охотничьих обществ, за исключением, пожалуй, военных, состояли из 36-38 параграфов и делились на семь разделов.
Устав охотничьего общества
1. Цель, права и обязанности.
2. Состав общества.
3. Порядок избрания в члены, их права и обязанности.
4. Управление общества, должностные лица, их права и обязанности.
5. Собрание общества.
6. Средства общества.
7. Изменение устава и закрытие общества.
Причин этому может быть несколько: во-первых, это уровень делопроизводства и законодательной культуры; во-вторых — цензура (в начале XX века, судя по всему, по политическим причинам, государство уделяло должное внимание контролю за охотничьими обществами, объединяющими в себе достаточное количество граждан).
Подводя итог, нужно оговориться, что тема охотничьих обществ вообще и их уставов в частности далеко не раскрыта и заслуживает дальнейшего развития.