- Рецензии на книгу Записки охотника
- Записки охотника Текст
- С этой книгой читают
- Отзывы 26
- Записки охотника
- Иван Тургенев
- Лучшая рецензия на книгу
- 4 «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедем-те вместе со мной»
- Записки охотника
- Иван Тургенев
- Лучшая рецензия на книгу
- 4 «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедем-те вместе со мной»
Рецензии на книгу Записки охотника
Есть одна черта в русской литературе, которая меня всегда восхищает. Не знаю связано ли это с тем, что русский мой родной язык или с особенностью русского языка самого по себе, но когда читаешь строки подобные следующим:
«За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда…»
Просто нельзя остаться равнодушным. И ведь это не единственное место в книге, вся она изобилует подобными описаниями. Вот, например, начало описания одного из знакомцев охотника, находится совсем рядом с предыдущим пассажем:
«Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами».
Дальше этот портрет дополняется, прорисовывается всё новыми и новыми подробностями на трёх полных страницах книги! Казалось бы: слишком много, устать можно от такой велеречивости. Ан, нет, приятно и легко читать такие пространные изречения, душой наслаждаешься, видя и чувствуя, как прорисовывается очередная картина под пером мастера. Так и читаешь без остановки, даже если книга не совсем «твоя», а после как будто витаешь в облаках, размышляя о чём-то неуловимом и русском.
#книжный_марафон2020
#курс (цитаты)
#Гриффиндор_К
Что можно сказать о русской классической литературе, не познакомившись с тургеневскими «Записками охотника»? В коротких рассказах запечатлелась вся красота русской природы и русской души, с более тонкой и чувственной передачей которой я ранее не встречался.
Жанр произведений не должно называть рассказами в привычном на смысле этого слова. Это и в самом деле больше «записки», я бы даже назвал их зарисовками, эскизами, которые по своей красоте способны соперничать с произведениями, оттачиваемыми годами. Тургенев подлинно рисует — осторожными мазками пишет портрет встречающегося ему человека или людей, затем фон, представляющий собой либо идиллию, либо кипящие страсти, либо просто-напросто забавный случай. Казалось бы, чего такого удивительного и замечательного можно найти в подобного рода литературных произведениях? Как мне кажется, та основная черта, которая привлекает внимание, вызывает истинное эстетическое наслаждение прячется в хрупкости и незаконченности каждой «записки». Именно от этого и возникает ощущения прикосновения к чему-то прекрасному, которое, по сути, является всего лишь описанием крестьянской и малой помещичьей жизни. Сплошная проза, грубо говоря, сплошная проза.
Но как цепляет эта проза! В «Малиновой воде» представлен обыкновенный мужик, потерявший сына, последнего кормильца. Почему мы, казалось бы, должны ему сочувствовать? А ведь это трогательное происшествие пробирает до нутра: то, с какой напускной лёгкостью этот человек говорит о своей потере, смахнув накатившуюся слезу и не подавая вида, не отвечая на комментарии других мужиков, мол, плохо же, брат. Темой смерти пронизаны практически все рассказы этого сборника, особенно хотелось бы выделить «Смерть» и «Живые мощи». В первой «записке» представлены размышления писателя о смерти как таковой, в особенности же русской, совершенно ни на что не похожей. «Удивительно умирают русские люди», — восклицает Тургенев, характеризуя особое предсмертное состояние русского человека следующим образом: «Состояние перед кончиной нельзя назвать ни равнодушием, ни тупостью; он (мужик) умирает, словно обряд совершает: холодно и просто».
В «Живых мощах» Иван Сергеевич рисует образ женщины, тяжело болеющей, смирившейся со своей судьбой и покорно ждущей смерти. На грустные думы наводит подобная судьба: существование, а не жизнь, но и в нем человек находит какую-то прелесть, цель, то, ради чего он просыпается по утрам, дышит и наслаждается даже такой мелочью, как летние запахи, занесённые случайным ветерком.
Жизнь — это невесёлая штука, эту истину, я думаю, усвоили многие. Читая «Записки охотника», проникаешься этой безнадёгой ещё сильнее, но удивительно: начинаешь замечать в ней до того невиданную красоту, истинную красоту жизни, красоту момента, никогда не повторяющегося дважды. Стоит лишь присмотреться и увидеть, так, как это и сделал Иван Сергеевич Тургенев, подарив миру такое великолепное произведение искусства.
Записки охотника Текст
С этой книгой читают
Отзывы 26
У Тургенева не талант, а талантище. Записки охотника пропитаны красотой, сочностью и яркостью. Узнавать о русской природе, охоте, крестьянах и помещиках из-под пера такого писателя – настоящий отдых. Словно бы между мной и давно ушедшими поколениями выстроился мост, уж так автор живо изображает жизнь тех людей.
У Тургенева не талант, а талантище. Записки охотника пропитаны красотой, сочностью и яркостью. Узнавать о русской природе, охоте, крестьянах и помещиках из-под пера такого писателя – настоящий отдых. Словно бы между мной и давно ушедшими поколениями выстроился мост, уж так автор живо изображает жизнь тех людей.
Один из самых поэтических писателей XIX века. Недаром только у него одного есть стихотворения в прозе.
Данная же книга – потрясающий сборник рассказов о природе и жизни средней полосы России, а точнее – Орловщины, где родился Тургенев. Описание природы, когда мальчики поехали «в ночное» – настолько реалистичное, что чувствуешь запахи травы, холодок ночного воздуха, и когда звенят вечером городские цикады – очень легко вообразить себя в ночном, особенно если Вам требуется убаюкать малыша.
«Хорь и Калиныч» я перечитываю постоянно, сама удивляюсь – вроде там всё просто, а тянет читать. Чем нас захватывает Тургенев? Он волшебник.
Один из самых поэтических писателей XIX века. Недаром только у него одного есть стихотворения в прозе.
Данная же книга – потрясающий сборник рассказов о природе и жизни средней полосы России, а точнее – Орловщины, где родился Тургенев. Описание природы, когда мальчики поехали «в ночное» – настолько реалистичное, что чувствуешь запахи травы, холодок ночного воздуха, и когда звенят вечером городские цикады – очень легко вообразить себя в ночном, особенно если Вам требуется убаюкать малыша.
«Хорь и Калиныч» я перечитываю постоянно, сама удивляюсь – вроде там всё просто, а тянет читать. Чем нас захватывает Тургенев? Он волшебник.
Сколь прекрасна книга эта, мой вечерний спутник под чашку чая и трубку доброго табаку.
Произведение «Записки охотника» обладает тем приятным, душевным колоритом, который присущ русской глубинке и уездным городкам. Автор настолько чутко и гармонично описывает сам процесс охоты, общения персонажей и пейзажи которые сопутствуют рассказам, что сам читатель, словно перемещается в лес и начинает чувствовать то запах пожухлой листвы, который присущ осени, а то его накрывает истома и зной августовского дня, а порой хочется съёжиться, от вечерне прохлады у реки…
Книга написана очень легко и порой после трудного рабочего дня, садясь в кресло, так хочется ещё раз пройтись по лугам, лощинам и берегам которые описывает автор. Очень и очень замечательное произведение, настоятельно рекомендую его к прочтению!
Произведение «Записки охотника» обладает тем приятным, душевным колоритом, который присущ русской глубинке и уездным городкам. Автор настолько чутко и гармонично описывает сам процесс охоты, общения персонажей и пейзажи которые сопутствуют рассказам, что сам читатель, словно перемещается в лес и начинает чувствовать то запах пожухлой листвы, который присущ осени, а то его накрывает истома и зной августовского дня, а порой хочется съёжиться, от вечерне прохлады у реки…
Книга написана очень легко и порой после трудного рабочего дня, садясь в кресло, так хочется ещё раз пройтись по лугам, лощинам и берегам которые описывает автор. Очень и очень замечательное произведение, настоятельно рекомендую его к прочтению!
Записки охотника
Иван Тургенев
«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Ф.И.Тютчев. В «Записках охотника» Тургенев воссоздает тонкую, разноцветную материю национальной жизни: поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах, а природа оказывается необходимым фоном едва ли не каждого очерка. Описания картин жизни дореволюционной России перерастают в «Записках охотника» в размышления о загадках русской души.
Лучшая рецензия на книгу
5 ноября 2020 г. 09:51
4 «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедем-те вместе со мной»
На чтение меня побудил не кто иной, как сам Жюль Верн. Он любил у Тургенева эту книгу, говорил, что «слышно запах степей в его прозе». Ну, как после такой рекомендации не прочесть!
Что ж ко мне в руки попали личные записи барыня-охотника. Его наблюдение за бытом и нравами обычного крепостного населения соседских помещиков, куда угораздило главного героя забраться поохотится.
Вообще занимательно, НО я словно побывала на уроке истории, где обсуждались времена крепостных и помещиков. И не скажу что это мой любимых период. Но написано хорошо и интересно. Рассказы разные и простые. Краткие заметки о запомнившемся.
Слышно ли было запах степей? Слышно. Но я надеялась на большую смысловую нагрузку в тексте. Здесь просто описания без какой либо морали от автора. Разве что читатель сам её разглядит.
Год издания: 2018
Твердый переплет, 448стр.
Тираж: 8000
Формат: 13×21
Возрастные ограничения: 11 — 14 лет
Записки охотника — цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).
Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах (тридцати книгах): Сочинения в пятнадцати томах. Т. 4. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1963. 616 с. 212 000 экз.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: Сочинения в двенадцати томах. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. 3. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1979.
Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.
Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.
Хорь и Калиныч (Современник, 1847, No 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 130—141)
Малиновая вода (Современник, 1848, No2, отд. I, с. 148—157)
Уездный лекарь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 157—165)
Мой сосед Радилов (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 141—148)
Однодворец Овсянников (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 148—165)
Льгов (Современник, 1847, No 5, отд. Г, с. 165—176)
Бежин луг (Современник, 1851, No 2, отд. I, с. 319—338)
Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, No 3, отд. I, с. 121—140)
Бурмистр (Современник, 1846, No 10, отд. I, с. 197—209)
Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210—226)
Бирюк (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 166—173)
Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I—II. С. 21-40)
Лебедянь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 173—185)
Татьяна Борисовна и ее племянник (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 186—197)
Смерть (Современник, 1848, No 2. отд. I, с. 197—298)
Певцы (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 97-114)
Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197—212)
Свидание (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 114—122)
Гамлет Щирговского уезда (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 275—292)
Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 292—309)
Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, No 11, с. 5-46)
Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. — С. 65-79)
Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844—1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. — С. 509—531)
Лес и степь (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 309—314)
Известно ещё 17 замыслов Тургенева, относящихся к циклу «Записки охотника», но оставшихся по разным причинам неосуществленными[1]. Разработку одного из них Тургенев начинал в 1847—1848 гг., сохранились два фрагмента: «Реформатор и русский немец» (6 страниц текста в современном собрании сочинений) и «Русский немец» (1,5 страницы текста)[2].
1935 — Бежин луг — фильм С. Эйзенштейна, утрачен
1971 — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»)
1977 — Бирюк
Записки охотника
Иван Тургенев
Маленькие рассказы и очерки из народной жизни вышли в 1852 году под названием «Записки охотника» и принесли писателю небывалый успех. Именно с «Записок» началась творческая биография Тургенева. Мастер изящного краткого повествования, Тургенев по праву стоит в одном ряду с великими русскими прозаиками.
Лучшая рецензия на книгу
5 ноября 2020 г. 09:51
4 «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедем-те вместе со мной»
На чтение меня побудил не кто иной, как сам Жюль Верн. Он любил у Тургенева эту книгу, говорил, что «слышно запах степей в его прозе». Ну, как после такой рекомендации не прочесть!
Что ж ко мне в руки попали личные записи барыня-охотника. Его наблюдение за бытом и нравами обычного крепостного населения соседских помещиков, куда угораздило главного героя забраться поохотится.
Вообще занимательно, НО я словно побывала на уроке истории, где обсуждались времена крепостных и помещиков. И не скажу что это мой любимых период. Но написано хорошо и интересно. Рассказы разные и простые. Краткие заметки о запомнившемся.
Слышно ли было запах степей? Слышно. Но я надеялась на большую смысловую нагрузку в тексте. Здесь просто описания без какой либо морали от автора. Разве что читатель сам её разглядит.
Записки охотника. Муму. Ася. Первая любовь
Автор: Иван Тургенев
Год издания: 2018
Твердый переплет, 192стр.
Тираж: 4000
Формат: 195×235
Возрастные ограничения: 11 — 14 лет
Записки охотника — цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).
Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах (тридцати книгах): Сочинения в пятнадцати томах. Т. 4. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1963. 616 с. 212 000 экз.
Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: Сочинения в двенадцати томах. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. 3. Записки охотника. 1847—1874. — М.: Наука, 1979.
Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.
Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.
Хорь и Калиныч (Современник, 1847, No 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 130—141)
Малиновая вода (Современник, 1848, No2, отд. I, с. 148—157)
Уездный лекарь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 157—165)
Мой сосед Радилов (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 141—148)
Однодворец Овсянников (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 148—165)
Льгов (Современник, 1847, No 5, отд. Г, с. 165—176)
Бежин луг (Современник, 1851, No 2, отд. I, с. 319—338)
Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, No 3, отд. I, с. 121—140)
Бурмистр (Современник, 1846, No 10, отд. I, с. 197—209)
Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210—226)
Бирюк (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 166—173)
Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I—II. С. 21-40)
Лебедянь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 173—185)
Татьяна Борисовна и ее племянник (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 186—197)
Смерть (Современник, 1848, No 2. отд. I, с. 197—298)
Певцы (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 97-114)
Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197—212)
Свидание (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 114—122)
Гамлет Щирговского уезда (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 275—292)
Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 292—309)
Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, No 11, с. 5-46)
Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. — С. 65-79)
Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844—1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. — С. 509—531)
Лес и степь (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 309—314)
Известно ещё 17 замыслов Тургенева, относящихся к циклу «Записки охотника», но оставшихся по разным причинам неосуществленными[1]. Разработку одного из них Тургенев начинал в 1847—1848 гг., сохранились два фрагмента: «Реформатор и русский немец» (6 страниц текста в современном собрании сочинений) и «Русский немец» (1,5 страницы текста)[2].
1935 — Бежин луг — фильм С. Эйзенштейна, утрачен
1971 — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»)
1977 — Бирюк