Река тумара якутия рыбалка

Содержание
  1. Рыболовный тур на реку Тумара
  2. На карте
  3. Программа «Рыболовный тур на реку Тумара»
  4. 1 день – встреча в аэропорту города Якутск, завтрак в городе, трансфер на машинах до села Тюбятцы 160 км, с собой тащим прицепы с водометами «Солар», обед в кафе село Намцы. Спускаем водометы на воду и спускаемся по реке Лена на 25 км до устья реки Тумара, затем поднимаемся по реке Тумара на 70 км, разбиваем лагерь, рыбалка, ужин, ночлег.
  5. Состав группы: 6 рыбаков и 2 инструктора
  6. Стоимость тура: 450 000 рублей
  7. В стоимость тура входит полный комплекс услуг, от момента прибытия в Якутск до времени отбытия:
  8. В стоимость тура не входит:
  9. Характеристики
  10. Рыболовный тур на реку Тумара
  11. Программа «Рыболовный тур на реку Тумара»
  12. Состав группы: 4-6 рыбаков и 2 инструктора
  13. Стоимость тура: 450 000 рублей
  14. В стоимость тура входит полный комплекс услуг, от момента прибытия в Якутск до времени отбытия:
  15. В стоимость тура не входит:
  16. Описание рыбалки:
  17. Рекомендуется иметь при себе:
  18. Виды рыб, обитающие в реках Алдан и Тумара:
  19. Рыболовно-охотничьи базы / Республика Саха (Якутия) / Рыбалка на реках Алдан, Томпо, Хандыга, Барайы, Тукулан, Келя, Тумара
  20. По рекам южной Якутии.
  21. Рекомендуемые сообщения
  22. Похожий контент

Рыболовный тур на реку Тумара

  • Расположение
  • Размещение
  • Отзывы
  • Задать вопрос
  • Рыболовный тур на реку Тумара организовывается на территории Республики Саха (Якутии). Сезон актуальности тура продолжается с мая по октябрь.

    Река Тумара является правым притоком реки Алдан и впадает в нее на 12 км от устья. Ее длина составляет 236 км. На всей протяженности она принимает более 35 притоков длиной свыше 10 км, среди которых: Унга-Сэлликчээн, Балбук, Дёлькю, Нуора, Дьеленджа, Хааннаах, Нёркюндэ. Бассейн подпитывает более 700 озер и имеет 17 наледей. Исток реки Тумара лежит на высоте в 1,5 тыс м над уровнем моря. Долина средней широты. Русло перекатистое и покрытое галькой и камнями. Характер движения реки на всей протяженности практически не меняется и является умеренно извилистым, за исключением поворота на 160 градусов ниже места впадения реки Бячан-Сяне.

    Снеговое и дождевое питание реки, а также особенный рельеф дна создают прекрасные условия для обитания в ее водах большого количества рыба. Главными трофеями рыболовов здесь становятся таймень, ленок, сиг, хариус, щука, язь, окунь и даже осётр.

    Прекрасная результативная рыбалка, удивительная природа и приятная компания – это составляющие качественного отдыха. Спешите забронировать тур на удобную дату прямо сейчас!

    На карте

    Программа «Рыболовный тур на реку Тумара»

    1 день – встреча в аэропорту города Якутск, завтрак в городе, трансфер на машинах до села Тюбятцы 160 км, с собой тащим прицепы с водометами «Солар», обед в кафе село Намцы. Спускаем водометы на воду и спускаемся по реке Лена на 25 км до устья реки Тумара, затем поднимаемся по реке Тумара на 70 км, разбиваем лагерь, рыбалка, ужин, ночлег.

    2 день — завтрак, сбор лагеря, поднимаемся по реке Тумара на 150 км до безымянных скал, разбиваем лагерь, обед, рыбалка, ужин, ночлег.

    3-5 дни — завтрак, рыбалка, обед, рыбалка, ужин, ночлег.

    6 день – завтрак, сбор лагеря, спуск по реке Тумара на 220 км до устья, разбиваем лагерь, обед, рыбалка, ужин, ночная рыбалка (трофейная щука, окунь, осетр).

    7 день – завтрак, сбор лагеря, поднимаемся по реке Лена на 25 км до села Тюбятцы, поднимаем водометы «Солар», обед, возвращение в Якутск, ужин, ночлег в гостинице.

    8 день — завтрак, вылет из Якутска.

    Состав группы: 6 рыбаков и 2 инструктора

    Стоимость тура: 450 000 рублей

    В стоимость тура входит полный комплекс услуг, от момента прибытия в Якутск до времени отбытия:

    • Проживание в палатках по 3-4 человека
    • 3-х разовое питание
    • Обеспечение экстренной спутниковой связи
    • Обеспечение безопасности группы
    • Лицензии на рыбалку
    • Оплата сопровождающих инструкторов
      (один инструктор на 3 человека)

    Питание:

    Каши, супы (уха, шулюм), рыбные блюда (жаренная рыба, катлеты), овощи, мясные блюда (жаркое, катлеты).

    Обслуживание:

    Два инструктора, один из которых повар. В обязанности инструкторов входит осуществление общего руководства на маршруте, обслуживание лодок, установка лагеря, заготовка дров и приготовление пищи. Для ночлега предоставляются 3-4-х местные палатки.

    В стоимость тура не входит:

    • Авиаперелет г. Москва – г. Якутск – г. Москва
    • Медицинская страховка
    • Личные расходы
    • Спиртные напитки

    Характеристики

    Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

    Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

    Рыболовный тур на реку Тумара

    Река Тумара. Республика Саха (Якутия). Правый приток реки Алдан. Общая длина – двести тридцать шесть километров, на протяжении которых принимает 38 притоков, длиной более десяти километров. Основные притоки:

    • Правые: Унга-Сэлликчээн, Балбук, Дёлькю, Нуора;
    • Левые: Дьеленджа, Хааннаах, Нёркюндэ.

    В бассейне свыше 700 озер, 17 наледей. Климат бассейна умеренный резко континентальный.

    • Истоки Тумары лежат на высоте около 1 500 метров над уровнем моря. Долина относительно широкая. Русло галечное, изобилует мелкими перекатами с крупными камнями.
    • Ниже 210 км река делится на рукава. Встречаются пороги и прижимы.
    • Между притоками Нуора и Барахчанне проток становится заметно больше. В русле много осередков и лесистых островов.
    • От устья Барахчанне Тумара течет единым руслом.
    • Ниже Сиеген-Кюеля ширина реки меняется от 30 до 100 метров.
    • Между устьями Тенгюргестяха и Бячан-Сяне тянется плес, где Тумара течет без проток, умеренно извилистым руслом среди обрывистых берегов.
    • Ниже впадения Бячан-Сяне Тумара делает характерный поворот вправо на 160 градусов. Далее река течет среди невысоких берегов.
    • Впадает в реку Алдан на 12 км от ее устья.

    Питание снеговое и дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в мае.

    Название от якутского «тумара» – болотистое пространство в тайге, поросшее кустарником, тундра. Река чистая, рыбная

    Обитатели. Таймень, ленок, сиг, хариус, щука, окунь, язь, осётр.

    Программа «Рыболовный тур на реку Тумара»

    1 день – встреча в аэропорту города Якутск, завтрак в городе, трансфер на машинах до села Тюбятцы 160 км, с собой тащим прицепы с водометами «Солар», обед в кафе село Намцы. Спускаем водометы на воду и спускаемся по реке Лена на 25 км до устья реки Тумара, затем поднимаемся по реке Тумара на 70 км, разбиваем лагерь, рыбалка, ужин, ночлег.

    2 день — завтрак, сбор лагеря, поднимаемся по реке Тумара на 150 км до безымянных скал, разбиваем лагерь, обед, рыбалка, ужин, ночлег.

    3-4 дни — завтрак, рыбалка, обед, рыбалка, ужин, ночлег.

    5 день – завтрак, сбор лагеря, спуск по реке Тумара на 220 км до устья, разбиваем лагерь, обед, рыбалка, ужин, ночная рыбалка (трофейная щука, окунь, осетр).

    6 день – завтрак, сбор лагеря, поднимаемся по реке Лена на 25 км до села Тюбятцы, поднимаем водометы «Солар», обед, возвращение в Якутск, ужин, ночлег в гостинице.

    7 день — завтрак, вылет из Якутска.

    Состав группы: 4-6 рыбаков и 2 инструктора

    Стоимость тура: 450 000 рублей

    В стоимость тура входит полный комплекс услуг, от момента прибытия в Якутск до времени отбытия:

    • Проживание в палатках по 3-4 человека
    • 3-х разовое питание
    • Обеспечение экстренной спутниковой связи
    • Обеспечение безопасности группы
    • Лицензии на рыбалку
    • Оплата сопровождающих инструкторов
      (один инструктор на 3 человека)

    Питание:

    Каши, супы (уха, шулюм), рыбные блюда (жаренная рыба, катлеты), овощи, мясные блюда (жаркое, катлеты).

    Обслуживание:

    Два инструктора, один из которых повар. В обязанности инструкторов входит осуществление общего руководства на маршруте, обслуживание лодок, установка лагеря, заготовка дров и приготовление пищи. Для ночлега предоставляются 3-4-х местные палатки.

    В стоимость тура не входит:

    • Авиаперелет г. Москва – г. Якутск – г. Москва
    • Ночлег в гостинице города Якутск
    • Медицинская страховка
    • Личные расходы
    • Спиртные напитки

    Описание рыбалки:

    Рекомендуется иметь при себе:

    • Рыболовное снасти
    • Спальные мешки
    • Водонепроницаемую, теплую, походную одежду
    • Индивидуальные средства защиты от кровососущих насекомых и аптечку

    Виды рыб, обитающие в реках Алдан и Тумара:

    Таймень до 8 кг, ленок до 5 кг, сиг до 2 кг, хариус до 0,5 кг, щука до 15 кг, окунь до 3 кг, язь до 5 кг, осётр до 10 кг (по лицензии).

    Рыболовно-охотничьи базы / Республика Саха (Якутия) / Рыбалка на реках Алдан, Томпо, Хандыга, Барайы, Тукулан, Келя, Тумара

    Впечатляющая рыбалка в Якутии! Рыболовный тур по реке Алдан с заходами в притоки Хандыга, Тукулан, Тумара и с рыбалкой на устьях рек Томпо, Барайы, Келя. Объекты лова на спиннинг: таймень, трофейная щука, острорылый ленок, тупорылый ленок-лимба, крупный окунь, язь, сиг. Объекты лова на закидушку: осетр.

    Стоимость
    от 65000 руб./чел.

    В стоимость входит
    • все групповые трансферы
    • услуги повара
    • горячее питание во время похода
    • услуги инструктора-проводника
    • походное снаряжение
    • обслуживание по программе
    • страхование от несчастного случая в АО ДальЖасо (г. Хабаровск)
    • стоимость посещения природоохранных зон
    • встреча в аэропорту в день начала тура
    • 3-х разовое питание (кроме питания в дороге)
    • все необходимое походное снаряжение и средства связи
    • страхование финансовой ответственности

    В стоимость не входит:
    • Авиаперелет в/из Якутск
    • встреча и трансферт до гостиницы, если прилет не в день отъезда в тур,
    • питание в придорожных кафе во время трансферта до точки начала похода и обратно

    Программа
    1 день, 11 августа
    • трансфер Якутск — р.Алдан (автодорога Колыма, 380 км).
    • Подготовка катамаранов, сплав до устья р.Томпо, 12 км.
    • Ужин,
    • вечерняя рыбалка,
    • ночевка

    2 день, 12 августа
    • переход до р.Хандыга (маршрут через протоку Дьуорама), 82 км.
    • В этот день рыбалка на реке Алдан в районе устья р.Улукуччу (65 км от р.Томпо), на протоке Дьуорама и на р.Хандыга.
    • Ночь на р.Хандыга выше 9 км слияния протоки Дьуорама и р.Хандыга

    3 день, 13 августа
    • переход по р.Хандыга до устья р.Лабыгы, 18 км.
    • Рыбалка на устьях р.Лабыгы, Уяна,
    • сплав с рыбалкой до р.Алдан, 75 км.
    • Ночь на устье р.Хандыга

    4 день, 14 августа
    • переход до устья р.Барайы, 72 км.
    • Рыбалка.
    • Ночь на устье речки

    5 день, 15 августа
    • переход до р.Тукулан, 95 км.
    • Установка базового лагеря.
    • Рыбалка.
    • Ночь на устье

    6 день, 16 августа
    • переход вверх по течению (налегке).
    • Сплав.
    • Рыбалка во время сплава и с берега.

    7 день, 17 августа
    • дневка.
    • Рыбалка
    • Баня

    8 день, 18 августа
    • переход до р.Келе, 92 км.
    • Рыбалка.
    • Ночь на устье речки

    9-день, 19 августа
    • переход до р.Тумара (район устья р.Алдан), 44 км
    • подъем вверх по течению 10 км.
    • Установка базового лагеря.
    • Рыбалка.
    • Ночевка в базовом лагере.

    10 день, 20 августа
    • переход вверх по течению, 20 км.
    • Сплав до базового лагеря, 20 км.
    • Рыбалка.
    • Ночевка в базовом лагере.

    11-день, 21 августа
    • переход до лодочной станции п.Тюбя, 30 км.
    • Сбор катамаранов,
    • трансфер до Якутска, 150 км.

    Расписание
    Июль, август, сентябрь
    Получите актуальную информацию о наличии мест, датах проведения тура и стоимости — звоните либо оставляйте заявку на консультацию и бронирование

    По рекам южной Якутии.

    Автор Барклай,
    6 марта, 2019 в Путешествия

    Рекомендуемые сообщения

    Похожий контент

    Межсезонье штука коварная) Вот потянуло, на краеведение. Давно хотел написать что-то подобное и вот собрался с духом))

    Речка эта крохотная, каких великое множество на Средне-Русской возвышенности. Протяжённость её всего 13 километров. Крохотуля, иначе и назвать её язык не поворачивается. Берётся непонятно откуда, и впадает в такую же реченьку Пичкуру. Но в противовес своей ничтожности, название этой лесной малышки завораживает – Горелый Крест! Согласитесь, название запоминающееся, порождающее множество вопросов. Наверное, в Александровском районе Владимирской области это самое поэтичное и интригующее название реки. Впрочем, рекой этот лесной ручей назвать трудно. Это именно ручей, шириной от двух до пяти метров, лишь изредка, когда он выныривает из оврага на открытое пространство, появляются контуры небольшой речки с неспешным течением. В основном же река проложила свой путь по основанию довольно глубокого оврага, окружённая захламлённым и местами подтопленным смешанным лесом. Так, петляя по лесам, иногда выныривая на открытое пространство, ручей с гордым названием «река Горелый Крест» несёт свою тайну от населённого пункта «Арсаки» до городишка «Струнино», где смешивает воды с другим «великаном» – такой же «полноводной рекой «Пичкура». На этом приключения нашей героини не заканчиваются, и после многочисленных «морганатических союзов» и компромиссов, воды, познавшие древнюю Владимирскую землю, попадают в невесту Каспийского моря – великую Волгу!
    Но откуда же взялось такое необычное название? Попытаемся разобраться. Версий существует две. Первая гласит, что по близлежащей территории в 13-14 веке неоднократно проходила с очередным набегом Орда. И якобы были какие-то смельчаки, которые восстали против захватчиков и оказали им вооружённое сопротивление. Этих храбрецов, разозлённые монголы распяли на крестах, кресты установили на плотах, подожгли их и в назидание местному населению сплавили вниз по течению. Вторая версия говорит, что в одной из деревень устроенной на берегу реки была церковь, которая сгорела и пылающий крест естественно упал оземь или даже в реку. Этот пожар тоже связывается легендой с нашествием монголов и отмщением местным жителям за непокорность. Это событие якобы произвело глубокое впечатление на население и дало название реке. Больше версий мною обнаружено не было. Что же, рассмотрим оба варианта. Назовём для удобства их «Злые монголы» и «Сгоревшая церковь»
    Злые монголы
    Первый вариант видится мне самым героическим, романтическим и самым неправдоподобным. Как известно, так называемое Батыево нашествие относится к 1237-41 годам. В этот период были взяты штурмом и разграблены основные города Владимирской Руси. Население городов было частично перебито, частично уведено в полон. Основные силы профессионального воинства, а это исключительно княжеские и боярские дружины были практически полностью уничтожены, как и их военачальники. Почти в течении 20-30 лет с момента нашествия, Русь физически не могла оказать сопротивления Орде просто из-за отсутствия обученных воинских соединений. Кроме того, не будем забывать о том, что общество и правящая верхушка были морально раздавлены катастрофическими последствиями набегов. Как пишут историки: Правящий класс и общество в целом в 13 веке даже не помышляли об организованном сопротивлении Орде – настолько велик был ужас перед монголами. Я не оговорился, именно перед монголами. В период правления Бату-хана, количество монголов в войске было ещё значительным. Это позднее (в 14 веке) их число неуклонно уменьшалось и порой ограничивалось личной охраной хана и ведущими военачальниками. К тому же, важно понимать экономические основания действия Орды. Конечно, основными мотивами было взимание контрибуции с побеждённых территорий, то есть извлечение прибыли. Напомню, что территория Владимирской Руси в границах 13-14 веков представляла из себя зону рискованного земледелия. В свойственных этому региону климатических условиях пшеница не вызревала и поэтому в основном выращивалась рожь и ячмень. Таким образом основной возможностью получить прибыль являлась работорговля. И в первые двадцать лет после окончания военной фазы нашествия, монголы успешно занимались именно этим. Первые двадцать лет были периодом прямого правления Орды, (с постоянными военными гарнизонами, сборщиками дани и т.д.) только к середине 13 века Александру Невскому удалось убедить хана передать налоговые функции Великому князю Владимирскому. Именно в этот период монголы убрали с завоёванной территории военные гарнизоны, ограничившись как сейчас принято говорить институтом баскаков – представителей Великого Хана. Собственно, с тех пор в административном устройстве нашей страны мало что изменилось. Таким образом регулярные рейды монгольских войск по завоёванной территории прекратились. Кроме того, необходимо сказать, что основные материальные ценности (впрочем, как и сейчас) концентрировались в городах и собственно сельская местность не представляла интереса для налогообложения в силу крайней бедности и малонаселённости. Теперь рассмотрим, что же представляла из себя в то время территория современного Александровского района. Начнём с того, что и сейчас район не изобилует городами, собственно единственным относительно крупным городом является только районный центр город Александров, (население 57 900 человек по данным на 2020 год) который получил статус города в 1778 году, а численность населения района на 2018 год составляла около 108 тыс. человек. Ранее на месте города располагалось небольшое сельское поселение и первые упоминания о нём в летописях относится к середине 14 века. Можно предположить, что в 13 — 14 веках территория района представляла из себя совершенно глухое место, сплошь заросшее лесами, без каких-либо дорог, с очень редким населением, которое, как было принято в то время группировалось по берегам рек. Население как водится бедное и малочисленное. Что в таком случае делать монголам в таком «медвежьем углу» не понятно, особенно, если учесть тот факт, что монголы, как истинные степняки избегали крупных лесных массивов. Исходя из этих доводов можно прийти к выводу, что ни экономических, военных, а тем более политических оснований для каких-либо устрашающих рейдов в этом районе не было. Тем более речь не может идти о каком-то организованном военном сопротивлении со стороны местного населения. Да и видели бы вы эту речку! Как по ней пустить плот не понятно совершенно. Первая версия о происхождении названия реки представляется мне романтической, красивой, но крайне недостоверной.
    Сгоревшая церковь
    Перейдём ко второй версии. Опять предания связывают поджог церкви с местью монголов местному населению за непокорность. Попытаемся поразмышлять на эту тему. Для того чтобы церковь могла сгореть, необходимо, чтобы она была на самом деле. Каковы же были основные принципы основания церковных приходов? Безусловно должно быть наличие достаточного числа прихожан. В те далёкие времена Православная церковь помимо религиозной деятельности, активно вела на окружающих территориях просветительскую и хозяйственно-административную деятельность. Огромную роль в этом играли монастыри, как центры православия и освоения прилегающих территорий. Не всегда учреждение монастыря было связано с густонаселённостью региона, а скорее наоборот сначала основывался монастырь, а затем вокруг него строились деревни, которые населялись, как местными жителями, так и переселёнными из метрополии людьми. Таким образом осваивались прилегающие окрестности, появлялось новое население, развивалось хлебопашество, ремёсла и торговля. Только вот дело в том, что имеющиеся на территории Александровского района в настоящее время три монастыря основаны значительно позднее интересующего нас периода. Самый старый из них Махрищский монастырь основан в 1353 году. То есть в интересующий нас период монастырь не мог быть учредителем нового прихода. Теперь поговорим немного о численности и плотности населения в интересующий нас период. По оценке академика Г.В.Вернадского, численность населения Владимиро-Суздальской Руси в период 13-14 веков можно оценить в 7,5 млн. человек, в том числе городское население составляло 1 млн.человек. Причём улыбка истории состоит в том, что первую «перепись» населения провели по инициативе ордынцев, для наиболее точного исчисления размера дани. Как мы видим, огромная территория от условно Балтики до лесостепных пространств современной Тульской области были заселены крайне скудно и неравномерно. Если из общего населения Руси вычесть собственно городское население и близлежащих к городам местностей, то получится, что 5,5 миллионов жителей были распределены на необозримых просторах по руслам рек и берегам водоёмов. Плотность населения таким образом крайне мала. Для строительства церкви необходима помимо религиозной необходимости, ещё и экономическая целесообразность. Как оценить численность и плотность жителей на интересующей нас территории мне сложно судить, но исходя из метода аппроксимации можно предположить, что население условного Александровского района 13 века могло составлять около 3-5 тыс. человек. Много это или мало? Как на это посмотреть. Думаю, что по меркам 13 века, исходя из наличных транспортных коммуникаций, развитию торговли и ремёсел, средней продолжительности жизни и полному отсутствию какого -либо медицинского обслуживания (высокая детская смертность и смертность вообще) число в 3-5 тыс. примерно соответствует современной цифре в 108 тыс. человек. Теперь надо определиться в том, сколько же из этих 5 тысяч было православных христиан.
    Как известно, Русь приняла Крещение в православную веру, то есть Православие стало официальной государственной религией в 988 году. Мы знаем, что поголовно языческое население Киева было крещено насильно, под мечами княжеской дружины. Ещё в 11 веке по свидетельствам иностранных послов, купцов и путешественников в совершенной близости от столицы располагались языческие капища, где местное население отправляло религиозные обряды. Активное освоение северо-восточного региона началось в 10-11 веках, и вместе с этим продвижением на новые территории было принесено христианство Православного толка, основаны новые монастыри, началась активная работа православных миссионеров. Местное, коренное финно-угорское население отправляло языческие обряды и с трудом переходило в лоно Православной церкви. По свидетельствам современников, ещё в 14-15 веках, в глухих местах население поголовно было язычниками. Нередки были также случаи, когда, приняв крещение, люди продолжали поклоняться и языческим богам – так, на всякий случай. Но именно это и подвигало Православную церковь открывать новые приходы, окормлять паству, не оставляя её без пастырского присмотра. Поэтому, мне кажется, что несмотря на малочисленное население вполне вероятно наличие церкви, ну или хотя бы часовни в столь малоперспективном месте. Не исключена возможность и установления на одном из берегов реки Поклонного креста. Как известно, Поклонный крест зачастую устанавливался на месте массовой гибели христиан, на месте будущего возведения церкви и просто, как простейшее культовое сооружение, чтобы христианам было где помолиться и вознести молитву к Господу. Все эти три варианта вполне возможны, но мне кажутся наиболее вероятными часовня и Поклонный крест. Что же касается сгоревшего креста, то тут остаётся только гадать, что послужило причиной такого события. В любом случае, вряд ли это следствие природных явлений, а скорее всего связано с деятельностью человека. Стоить ли говорить, что в ту пору пожары были чрезвычайно частым явлением, как в городах, так и в сельских поселениях. Почти все города и деревни того времени с разной периодичностью выгорали дотла десятки, а то и сотни раз.
    Конечно, подобное название реки безусловно связано с каким-то реальным событием, которое имело место в действительности и было настолько неординарным, запоминающимся, что привело к столь редкому названию абсолютно заштатной речки.
    Всё изложенное является исключительно моими домыслами и размышлениями, и ни в коем случае не претендуют на истину.

    Продам картину, 60*80, холст, масло. Сиверский художник. Инстаграм lena_prokopjeva

    1. Так бывает иногда.

    Я не слукавлю если скажу, что у каждого жителя мегаполиса в глубине души шевелится, скоблит и кусает грешная мысль собрать манатки и двинуть куда глаза глядят подальше от надоевшего бытия и давящего пресса современной жизни. Поэтому считая себя совершенно нормальным человеком, стараюсь неотступно следовать мудрому изречение: — … чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, ежегодно отправляюсь в места далекие и дикие с одной лишь целью никого не видеть хоть месяц. Экспедицию этого года готовил всю зиму. Карпел над картами, что то высчитывал, подгадывал и узнавал расписания, подводя итог всей работе к июню месяцу. Деньги – проклятая обуза сильно, оттягивали начало старта, а заработки все не шли. Пришлось занять немного и купить билет на два поезда до Томмота. Это район центральной Якутии и ехать туда предстояло шесть суток с пересадкой в столице БАМа Тынде. Целью была скромная река Буотама, что течет параллельно красавице Лене в трехстах километрах выше Якутска. Добраться к ней предполагалось проплыв немного по реке Алдан от станции со смешным название Нижний Куранах до эвенкийское деревушке Угоян. Там найти проводника с лошадью и навьючив на нее поклажу перейти водораздел к реке Амга. Там собрать байдару и почти сто километров подниматься вверх по речке Туора к самым истокам Буотамы. Плыть по Буотаме триста километров вниз к Лене одно удовольствие. Кроме стойбищ оленеводов там нет людей и попасть на ее берега можно как я, или вертолетом. Река изобилует рыбой и красивыми видами прибрежных выветренных скал останцов. Устье ее находится недалеко от самого Якутска и выброска не представляла труда. В такое далекое путешествие со мной решился ехать старый знакомый Володька – молодой спортивный парень костистого телосложение и законченный вегетарианец.
    Прибыв в Тынду, удачно пересели на поезд до Н. Куранаха. На пяти вагонах торжественно красовалась надпись «Железные дороги Якутии». Я спросил начальника состава почему железные дороги во множественном числе? Она грозно что то проворчала и закрылась в вагоне. Главная головная боль Якутии это отсутствие дорог вообще и главной артерии – железной дороги в частности. Ее строительство движется мучительно долго и все уже устали приближать день открытия магистрали. Поезд был забит пьяными вахтовиками. Они выпивали и бродили по составу всю ночь.
    Утром удачно погрузив рюкзаки на такси доехали до теплых чистых вод Алдана и немедленно искупались. Облегчение наступило после первого глотка пива. Быстро собираю байдару и осмотрев не забыли ли чего отчаливаем в сгущающуюся темноту грозовой тучи. К полуночи достигли поселка Угоян. Палатка, костер, много чаю с курагой и финиками. Володе что нездоровится. Я спал плохо и проснулся еще до восхода солнца от тяжелого пыхтения. На фоне розовеющего неба было хорошо видно, что нас нюхает лошадь. Ее большой нос шаркал по тенту и глубоко втягивал воздух. – Вали отсюда! Сначала послышался щечек порванной копытом оттяжки, потом удаляющийся топот. Вылезаю из палатки скорее по нужде, чем по желанию. Весь утренний пейзаж укрыт плотным туманом из которого проступают скальные уступы другого берега и крайние дома поселка. Кругом пасутся кони и коровы. По береговым камням бегут две собаки не обращая на меня внимания. Река течет как густая смола, почти не издавая звуков и волн. Только редкие подводные течения создают плавные завитки на ее поверхности. Стояла такая тишина, будто звуки не существуют на этой земле. Лишь изредка храпели кони и далекий петух из тумана поприветствовал начало нового дня. Босяком бреду по ледяной росе к сосняку за дровами для костерка. Вы когда последний раз ходили по росе рано утром?
    Солнце уже встало над забором нечесаных лиственниц, а Володя все спит и тяжело вздыхает в палатке. Я допиваю очередную кружку чая слушая, как далекая моторка сбавив газ цепляет на мелком перекате винтом за дно. Мотор вырывается из воды и выхлопная труба громко рявкнув, снова погружается в воду. Иду поднимать друга, нам надо искать проводника. Володя проснулся совершенно разбитый и больной. Его не долеченная в Москве простуда отозвалось опасными последствиями. Отправляться с нездоровым компаньоном в такой тяжелый и безлюдный маршрут было нельзя. Посылаю его в медпункт, а сам разбираю байдару и иду искать проводника. Он вернулся не скоро и вовсе унылый. Ему требовалась скорейшая госпитализация во избежание еще больших осложнений. Завтрак не лезет. Молча жуем курагу и крошеную лепешку. Володьку нужно быстро доставить хотя бы в больницу, а для меня это означает сход с намеченного маршрута и конец поездки. Настроение у обоих отвратительное. Радует, что это случилось в последний момент когда можно повернуть назад. Дальше такого случая уже придумать сложно.
    Решаю плыть вниз по Алдану к Томмоту сто двадцать километров. Там есть больница и проходит трасса. Володя ничего толком не ел и было видно как ему хреново. На следующей ночевке он стонал всю ночь и пришлось делать ему грелки из нагретых в костре плоских валунов. С ними он чувствовал себя лучше. Два дня хода по Алдану дались ему тяжело но мы знали, что все будет хорошо если доберемся до поселка как можно раньше. Я искал разумный выход в этой ситуации для дальнейшего сплава. О далекой Буотаме пришлось забыть.
    Томмот встретил жарой . На берегу купались дети, а мужики распивали в тени кустов бутылочку. Я сушил лодку и ждал возвращения своегно больного товарища. Его состояние ухудшилось, но он сбежал из местной больницы увидев в коробке со шприцами плавающих комаров.
    — Николай, я должен добраться до аэропорта и улететь в Москву. Извини, что сорвал тебе всю экспедицию, но так получилось. Он стоял и смотрел на меня голубыми глазами. Его скирда кудрявых русых волос пряталась под вязаной шапкой и это в такую жару. Я понимал его желание и подняв рюкзак потащился к краю причала. На такси мы доехали до железнодорожного вокзала Томмот, где были камеры хранения и откуда уходили маршрутки в Якутск. Пообедав в придорожном кафе, понимающе молча расстались на обочине дороги. Я остался голосовать на север, он пошел ночевать на вокзал. Солнце еще нещадно жарило лицо, когда я смотрел на его удаляющуюся фигуру. Так я и стоял с протянутой рукой пока уже в сумерках меня не подобрал микроавтобус. С огромным рюкзаком я еле втиснулся в переполненную машину взглянув напоследок в сторону вокзала. Машина везла меня на Амгу. Это был запасной но не равнозначный вариант. К нему я не был готов. Отсутствие карт и информации по маршруту сильно осложнили продвижение. Дорога то пылила, то качала на ямах, но к десяти часам меня довезли до моста через реку. Быстро собираю байдарку. Подошел русский мужик с собакой и поинтересовался откуда я и куда плыву. Я ответил, что вниз до места где можно выехать к людям. Тебе плыть пятьсот километров ответил он и пожелав мне удачи побрел по тропинке вверх к домам на бугорке. Ну что же теперь если пятьсот! Делаю торопливые снимки и отчаливаю. Снова один . Лодка почувствовав отсутствие одного гребца легко подчиняется взмахам весла, и стремительно втягивается в мелкую быстрину. Поворот, другой, и стих шум машин, блики фар и лай собак. Кругом тайга и река. Что еще нужно для счастья. Как там Володя думал я засыпая в теплом спальнике. Ему конечно хватит денег чтобы улететь из Якутска. Он налегке, чего не скажешь про меня с лодкой. Но усталость взяла верх и я уснул измученный жарой и долгой дорогой .
    На берегу Алдана

    Долго ловил порпутку

    Дорога на Якутск. Мост.

    Поводом для путешествия на древнюю землю Печоры стала никем не хоженая река Тобыш имеющая удобную выброску и заброску. А так же статья о месте древнего покояния старообрядцев . Край древней русской культуры, обычаев и устоев расположен в Усть-Целемском районе. Не всегда удается выкроить много свободного времени на такое, но подвернулся удобный случай и я решил ехать. Списался с местным охотником из поселка Новый Бор и заручился его поддержкой как проводника. Маршрут выбрал интереснее и сложнее. Поездом и на попутке до Усть-Цильмы. Там на частном катере вниз по Печоре к Нарьн – Мару и до Нового Бора рукой подать, всего восемь часов хода при ясной погоде.

    Меня встретил мой новый знакомый на высоком песчаном берегу куда ткнулся носом быстрый катер. Вечерили по семейному на кухне под мою столичную водку. Александр, так звали моего проводника почти не выпивал, но охотно делился событиями и рассказами про этот край. На утро прибыл и третий член команды – Петрович. Коренастый мужик средних лет из недалекой деревни. Увязали поклажу на трактор и поехали попрощавшись с хозяевами.

    Под вечер предстояло пересесть с трактора на самодельный вездеход – буксировщик и далее двигаться по геологическому профилю проложенному по тающей лесотундре примерно пол сотни километров преодолевая кустарники и завалы. Вездеход, и его волокушу сделал сам Александр. Я не уставал удивляться конструкции саней которые тащили тяжелый груз . Они сделаны так, что скользят по грунту и мху на полозе, а перекатываются через бревна и камни на колесах слегка выступающих за полоз сбоку. Путь показался очень тяжелый не смотря на то, что шел налегке и временами ехал стоя на задках полозьев. Раскисшая чернота тундры, протаявшие ямы ледяной воды и скользкие камни не давали расслабиться. На второй день с порывами северного ветра повалил снег. Пурга накрыла наш аргиш на краю леса. Успели поставить тент и развести огонь. Метель длилась час и все вокруг переменилось на зиму, но быстро начало таять и к утру снова светило солнце. Пес Норд неустанно следил за округой. Он предупреждал нас о близости медведя и прекрасно сработал куницу. Его черные глаза всегда были на страже лагеря. Он то появлялся, то исчезал и никогда не крутился под ногами. Только на стоянке устраивался за ближайшей елкой и смотрел за нами.

    Через три дня мы достигли верховий реки Тобыш. Проход к ее берегам преграждали заросли карликовой березки – калтус на местном диалекте. Продираться сквозь него с грузом на плечах очень сложно. Шершавые, упругие ветки царапают и рвут одежду. И если бы не раскатанные болотные сапоги, наверное остались бы без штанов. Парни собирают катамаран и лодку, я свою байдарку, грузимся , увязываем кладь и не спеша отчаливаем в наступающий вечер.

    Утро мокрое и холодное, на баллонах замерзшая морось, в котелке лед. Быстрый чай, каша с салом и в путь. К обеду должны прийти к избушке которую знал проводник. Там будет последняя наша общая ночевка. Ребята повернут от реки по своим делам. Катамаран груженый строительными материалами шел медленно и я легко обгонял его на быстрой байдарке. Иногда цеплялся за брошенный шнур и отдыхал на буксире. В реке полно гнездящихся гусей и лося в прибрежных тальниках. Что стало со стареньким мотором и парни принялись его чинить. Я взял камеру и отправился в тундру за кадром. На ночь поставили кусок сети, который утром дал нам окуней, язей и толстого сига для ухи. Окуней запекали на палочке. Так вкуснее и удобней.

    В устье неизвестного ручья мы расстались. Дальше я пошел своей дорогой один. Однообразный пейзаж немного утолял глаза, но самым проклятием для меня была береговая глина липкая, как пластилин. Он нее в лодке образовывалась грязь и приходилось часто ее вытирать. Я не рассчитывал на такой холод и взял летний спальник, о чем жалел по ночам в большой палатки. Поэтому с удовольствием ночевал в редких зимовьях на берегах реки. Там отогревался, сушил вещи и сверял свои координаты с картой по навигатору. Когда река стала шире появились луговины и скальные утесы, стала ловиться рыба, жизнь наладилась. Мое прибывание тут совпало с началом цветения черемухи, — «черемуховые холода». Оправдывают свое название. Появились первые медведи. Они охотно пасутся на молодой осоке вдоль берега. Ветер дующий всегда вверх не дает им уловить мой запах и услышать плеск весла. Поэтому встречи всегда случайные и на коротке. Тут не до съемок. Приходится самому обнаруживать себя громким криком и маханием веслом. Молодые медведи быстро покидают берег, но взрослые, сильные особи не испытывают страха перед человеком. Один такой долго смотрел на меня но не уходил с места пока расстояние не стало критическим. Помогла ракетница. Удалился с чувством собственного достоинства. Другой оказался за крутым поворотом реки и его я увидел совсем рядом. Ни он ни я не ожидали такой опасной близость. Громко крикнул и сильно налег на весло к другому берегу. Только услышал сзади падение его в воду и громкое дыхание. Греб сильно и быстро. К счастью лодка проворная и плывет быстро. Через сотню метров обернулся, никого не было. Пронесло и на этот раз.

    Длинная деревянная лодка стояла у берега. Я подплыл и увидел погост, кресты и рубленные надгробья. Среди них ходила бабушка убирая траву и упавшие ветки. Снимаю камеру и делаю первые снимки. В разговоре с ней выяснилось, что жили тут еще до революции старообрядцы пришедшие с Пермского края. Был скит, молились и работали. Но все умерли от какой то болезни. К ним часто приезжали другие люди на молитвы. Так и продолжается до сих пор много лет. Из дальнего низкого храма доносилось пение, но я не стал их тревожить и отплыл.

    На стрелке с Цильмой стоит рыбацких хутор. Красивое и удобное для ночлега место. Но сильный ветер заставил меня изменить берег для ночевки. К следующему полудню я пришел в деревушку Филлиповское. Размеренный ритм жизни, добротные дома и деревянная работа во всем. Делают там лодки и карбаса для многих поселков на Печоре. Длинные и узкие лодки для мелких рек. Чтобы завозить далеко в тайги нужные в охоте грузы. Короткие и крутые к волне для Печоры с ее волнами и течением. Отовсюду шел стук топоров и конопаток. Кто то рубил баню, кто делал лодки. Дети резвились с собаками. На лугу паслись кони и коровы. Во всем этом чувствовалась добротность и покой. Я поставил свою палатку на краю жердевого загона, искупался в холодной Цильме и устроился ночевать оградив палатку от коней веревкой. Обычно они рвут растяжки. Утром был автобус в район.

    Фотографии той поездки можно посмотреть в этом альбоме

    Читайте также:  Прогноз рыбалки по темрюку
Оцените статью
Adblock
detector