- Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
- Первобытные охотницы: могло ли в доисторическую эпоху существовать гендерное равенство?
- Но ученых ждал сюрприз. Когда они исследовали скелет в лаборатории, оказалось, что он принадлежит женщине. Более того, женщины-охотницы вовсе не были исключением из правил: изучив данные о захоронениях в Северной и Южной Америке, археологи обнаружили, что от 30 до 50% охотников на крупных животных были женщинами.
- Логично предположить, что к участию в древней охоте привлекалось максимально возможное количество взрослых членов сообщества — независимо от их пола. Когда ребенок переставал питаться молоком матери, женщина могла выходить на охоту, говорит археолог Кэтлин Стерлинг из Бингемтонского университета. Это было возможно и в период кормления грудью при условии, что другие женщины помогали матери заботиться о потомстве.
- Всего на территории обеих Америк было найдено 429 захоронений с охотничьими орудиями. Установить пол по останкам удалось в 27 случаях: 11 скелетов, включая найденный командой Хааса, принадлежали женщинам, 16 — мужчинам, то есть количество мужских и женских захоронений с охотничьими орудиями было примерно одинаковым.
- Порядки в охотничьих обществах до революции
Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.
Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:
Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди
Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey
Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники
Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Первобытные охотницы: могло ли в доисторическую эпоху существовать гендерное равенство?
Мужчины добывают мясо, а женщины собирают ягоды и укачивают младенцев — такое представление о распределении ролей в доисторических сообществах прочно закрепилось в науке и зачастую служит аргументом против гендерного равенства в наши дни. Но многочисленные останки древних людей свидетельствуют об обратном: женщины охотились на крупных животных наравне с мужчинами. О первых женщинах-охотницах и о том, почему многие ученые до сих отрицают факт их существования, рассказывает журналистка Nаtional Geographic.
Археолог Рэндалл Хаас из Калифорнийского университета в Дейвисе отчетливо помнит, как в 2018 году он и его команда нашли в Перуанских Андах захоронение, датируемое 7000 годом до н. э.: рядом со скелетом человека лежали разнообразные орудия, использовавшиеся древними охотниками на крупных животных, — от метательного оружия до инструментов для обработки шкур. Хаас и его коллеги сразу поняли, что перед ними останки выдающегося охотника, занимавшего высокое положение в сообществе.
Но ученых ждал сюрприз. Когда они исследовали скелет в лаборатории, оказалось, что он принадлежит женщине. Более того, женщины-охотницы вовсе не были исключением из правил: изучив данные о захоронениях в Северной и Южной Америке, археологи обнаружили, что от 30 до 50% охотников на крупных животных были женщинами.
Новое исследование стало поворотным моментом в многолетней дискуссии о разделении труда по половому признаку в доисторическую эпоху. Однако некоторые ученые и раньше утверждали, что «традиционные» гендерные роли в древних сообществах — миф.
Находка, сделанная в Перу, — далеко не единственная в своем роде. Археолог Памела Геллер из Университета Майами говорит: «Данные есть давно. Вопрос только в их интерпретации».
Раскопав захоронение, археологи обнаружили 24 каменных орудия, в том числе наконечники копий для охоты на крупных животных, увесистые камни для дробления костей или снятия шкур, круглые камешки с заостренными краями для соскабливания жира, очень острые маленькие осколки для резки мяса и комки красной охры, использующейся для защиты шкур. Вокруг захоронения были найдены фрагменты костей древних животных — предков современных ламы и оленя.
Изначально ученые предположили, что обладатель всех этих инструментов был мужчиной, который занимал высокое положение в сообществе, возможно, даже был вождем. «Я признаю свою ошибку, — говорит Хаас, который работает в этом регионе с 2008 года. — Я сделал такой вывод потому, что он согласовывался с моим представлением о мире ».
Сделанное в 2018 году открытие действительно ставит под сомнение представление о том, что в доисторические времена мужчины были охотниками, а женщины — собирательницами.
Это представление сформировалось в ходе изучения современных сообществ охотников и собирателей, в которых мужчины чаще занимаются охотой, а женщины — воспитанием детей, говорит Ким Хилл, специалист по эволюционной антропологии из Университета штата Аризона.
По словам Геллер, некоторые археологи на протяжении десятилетий утверждали, что неправильно делать выводы о гендерных ролях в доисторических сообществах на основании данных об устройстве современных сообществ.
«Большинство ученых исходят из того, что в доисторических сообществах существовало разделение труда по половому признаку, — говорит она. — Потом они обнаруживают на костях женщин следы охоты, а в захоронениях — охотничий инвентарь и не знают, как это объяснить».
Выявляя подобные несоответствия, «ученые, как правило, закрывают глаза на факты», добавляет Геллер.
Логично предположить, что к участию в древней охоте привлекалось максимально возможное количество взрослых членов сообщества — независимо от их пола. Когда ребенок переставал питаться молоком матери, женщина могла выходить на охоту, говорит археолог Кэтлин Стерлинг из Бингемтонского университета. Это было возможно и в период кормления грудью при условии, что другие женщины помогали матери заботиться о потомстве.
Озадаченные своим открытием в Перуанских Андах, Хаас и его команда занялись изучением отчетов о более ранних раскопках на обоих американских континентах. Оказалось, что уже было найдено немало захоронений женщин, в которых находился охотничий инвентарь, однако все эти находки были неоднозначными. В одних случаях невозможно было точно определить по останкам пол человека, в других — были ли останки и орудия погребены вместе, в третьих — найденные в могиле наконечники копий могли быть орудиями убийства, захороненными вместе с жертвой.
Всего на территории обеих Америк было найдено 429 захоронений с охотничьими орудиями. Установить пол по останкам удалось в 27 случаях: 11 скелетов, включая найденный командой Хааса, принадлежали женщинам, 16 — мужчинам, то есть количество мужских и женских захоронений с охотничьими орудиями было примерно одинаковым.
Однако не все убеждены, что похороненная 9000 лет назад женщина при жизни была охотником. Ким Хилл считает, что погребальный инвентарь мог быть помещен в могилу по религиозным причинам.
Ему возражает Стерлинг:
«Находя охотничьи орудия в могилах мужчин, мы, как правило, не сомневаемся в том, что они принадлежали похороненному в ней человеку. А вот когда факты противоречат нашим представлениям о гендерных ролях, такие вопросы сразу же возникают».
Найденный в могиле инвентарь очень разнообразен: он включает в себя как простые осколки, которые можно получить разбиванием крупных камней, так и трудные в изготовлении наконечники копий. По словам Хааса, это указывает на то, что орудия не были подношением богам, а использовались похороненным человеком при жизни. Эта версия, добавляет Стерлинг, косвенно подтверждается тем, что за последнее время на территории обеих Америк было найдено немало других захоронений женщин с охотничьим инвентарем.
Порядки в охотничьих обществах до революции
Многих читателей «РОГ», наверно, заинтересует информация о начале образования первых обществ и товариществ правильной охоты в дореволюционной России, о существовании таких обществ в советское время. Такими историческими поисками занимались и мы, работники Подольского РООиР.
До недавнего времени датой основания своего общества мы считали 25 августа 1945 года. В архиве сохранилось Постановление Совета народных депутатов о создании Подольского общества охотников и рыболовов для упорядочения охоты и регистрации охотничьего оружия.
Но неожиданная находка заставила пересмотреть даты основания нашего общества.
Одним нашим охотником в старинных документах деда был обнаружен охотничий билет, который может претендовать на роль одного из самых старых, сохранившихся до нынешнего времен
Речь идет о билете, выданном в 1912 году Правлением Подольского Общества любителей правильной ружейной охоты.
Такие слова, как «Правление», «Общество», «Общее Очередное Собрание», в найденном документе напечатаны везде только с большой буквы, что подчеркивает значимость охотничьей организации и самой охоты в жизни наших предшественников.
Сам билет представляет собой объемистую книжицу, содержащую всю самую необходимую информацию о внутреннем распорядке общества, правилах проведения охот и т.д.
Внутренний распорядок общества был выработан и утвержден согласно постановлению первого Общего Очередного Собрания 12 февраля 1912 года в г. Подольск Московской губернии. Благодаря этому бесценному документу мы узнали, что 12 февраля 2012 года Подольское общество охотников и рыболовов будет отмечать свой 100-летний юбилей.
Начинается охотничий билет заповедями охотника.
Заповеди охотника
1. До указанного времени охоту не начинать.
2. Не делать другому того, что тебе самому неприятно.
3. На охоте не забегать вперед товарищу.
4. Не отнимать у товарища подстреленной дичи.
5. На большое расстояние не стрелять, а стрелять только на верный выстрел.
6. Не стрелять в табун птиц, чтобы не калечить дичь.
7. Не стыдиться промаха.
8. Ружье содержать в чистоте и исправности.
9. Собаку любить, но не баловать. Никогда не бить ногами и не дергать за уши, а наказывать только за дело и лишь хлыстиком. При дрессировке и натаске не утомлять.
10. На охоте не злоупотреблять «каплями, что выгоняют глухоту из ног«, ибо надо помнить, что в руках ружье, а это не шутка, а смерть.
Правилами внутреннего распорядка были установлены следующие, на наш взгляд, самые интересные, моменты, которые мы процитируем.
«Гг. члены Общества обязаны строго выполнять законы и правила об охоте, устав и внутренний распорядок Общества, а равно и все распоряжения, что будут в течении года исходить от Правления Общества, и отговариваться незнанием таковых гг. члены не могут. Причем за каждое нарушение охотник будет караться денежным штрафом от 1 до 5 рублей (смотря по проступку) по усмотрению Правления. » (Для тех времен очень большие деньги. – Прим. авт.)
«Каждый член Общества должен в течение года вести дневник охотника (запись) и результат таковых сообщать письменно Правлению в конце года, с указанием, в каких угодах (именно угодах. – Прим. авт.) Общества что было охотником взято, и что он встречал из дичи и зверя. Эти сведения нужны Правлению для статистики отчета».
«Во время производства охоты члены Общества обязаны иметь при себе как охотничье свидетельство от полиции, так и именной членский билет от Правления, и таковые, по первому их требованию, предъявлять как сторожам, так и всем членам Общества для их проверки. Таковая обязанность вменяется каждому члену Общества, чтобы проверять билеты друг у друга, как мера для окончательного уничтожения браконьерства. Без свидетельства и билета охота в угодах Общества воспрещается вовсе, и никаких отговорок быть не может».
Благодаря найденному документу мы узнали имя первого председателя Общества и Правления – Николая Николаевича Зубкова.
Устроено Общество было следующим образом:
- Председатель Правления
- Товарищ Председателя ( Т.е. заместитель. – Прим. авт.)
- Члены Правления – 3 человека
- Казначей
- Кандидат казначея
- Секретарь
- Кандидат секретаря
- Члены Ревизионной Комиссии
- Кандидаты – 3 человека
Угодья Подольского района были закреплены за тремя пользователями: Подольским Обществом любителей правильной ружейной охоты, Московским кружком охотников и Его Сиятельством князем С.М.Голицыным.
В закрепленных за каждым пользователем «угодах» порядок проведения охот устанавливался самим пользователем без нарушения общепринятых в Российской Империи правил охоты.
Угодья Общества были поделены и закреплены за районными старостами.Фото: Fotolia.com
Угодья Общества были поделены и закреплены за районными старостами (членами Общества. – Прим. авт.). В обязанности старост входило следить за тем, чтобы закрепленные угодья «охранялись от браконьеров, а равно строго следить за теми лицами, что раскидывают отраву, становят капканы, силки, тенета, петли, или просто уничтожают дичь с помощью собак. », а также «в конце года давать свои заключения и наблюдения об увеличении или сокращении дичи в районе и прочие сведения».
Далее в документе были напечатаны основные циклы жизни обитающих в Подольском районе зверей и птиц по месяцам года – с января по декабрь.
«Медведь. Лежит в берлоге и в конце месяца мечет молодых. Охота на берлоге и облавой.
Волк. Течка. Кочует в мелколесье, а при крепком снеге в поле. Охота с поросенком, на приваду и нагоном.
Лисица. При крепком снеге в поле или на опушке мелколесья. Охота объездом и на приваду.
Барсук. Лежит в норе.
Хорек. Держится около жилья.
Лось. Держится у болот и речек в осиннике. Молодые самцы бросают рога.
Заяц. Русаки близ жилья. Беляки держатся мелколесья и осинника. Охота по пороше с гончими и на манку» (Способ охоты, скорее всего, из засидки на порубочных остатках деревьев. – Прим. авт.).
Упоминаний о лидере нынешних копытных животных Подольского района – кабане, мы не нашли ни в документах 1912 года, ни в имеющихся документах 1929–1931 гг., из чего можно сделать вывод о полном отсутствии данного вида на то время. Позже полностью исчезли обитавшие на территории района медведь и волк.
«Глухарь. Держится в чаще коло речек. Охота с подъезда.
Тетерев. Держится в чаще. Охота из укрытий.
Белая куропатка. В чаще и зарослях болота.
Серая куропатка. Стадами около полей, где есть кормежка.
И так далее по месяцам, до декабря включительно. Из обитавших в то время вышеперечисленных птиц – глухарь, тетерев, серая куропатка в нынешнее время на территории района встречаются в единичных экземплярах. Численность рябчика находится ниже промыслового уровня. Белая куропатка не встречается вообще.
Заканчивается билет таблицей сроков охоты. Никаких отдельных приказов и указов, как в нынешнее время, не было. Просто подходило время открытия охоты, и Правление Общества разрешало проводить ее в своих «угодах».
По годам, исходя из обстановки и докладов охотников, старост и сторожей, охота на тот или иной вид ограничивалась Правлением или не открывалась вовсе. Так «в течении всего 1912 года строго воспрещалось стрелять в угодах Общества матерых тетерок и глухарок, а равно и певчих птиц (кроме хищных), а молодых тетерок и глухарок воспрещалось стрелять с 15 сентября, которые с этого числа признаются матерыми и которых охотнику легко отличить от чернышей-петушков».
- Самок и телят лосей, оленей и диких коз запрещалось стрелять круглый год при любых охотах.
- Самцов лосей разрешалось стрелять с 15 августа до 31 декабря.
- Самцов оленей разрешалось стрелять с 15 июля до 31 декабря.
- Самцов диких коз (козуль) разрешалось стрелять с 1 июля до 31 декабря, а также с 1 по 28 февраля. Январь месяц для охоты был закрыт.
- Зайцев – с 1 сентября по 31января.
- Хищных зверей, бродячих собак, кошек, сусликов и белок разрешалось отстреливать в течение всего года.
- Водоплавающую, полевую, болотную дичь разрешалось отстреливать с Петрова дня.
- Боровую дичь разрешалось отстреливать с 1 августа.
Изучив данный документ, можно сделать очень интересные выводы. Охотники относились к природе очень бережно, были с ней «на Вы». Нигде не встретишь так широко распространенного ныне среди охотников слова «убил», а есть только «отстрелял», «добыл».
Прежние охотники не считали себя убийцами, они были добытчиками. Случайных людей в Общество не принимали, дорога хапугам, рвачам и отморозкам в охотничье братство была заказана.
Охраной охотничьих угодий занимались всем миром – и сами члены Общества, и старосты, и сторожа (егеря). Если касалось грубых нарушений, то дело передавалось в полицию или в суд, где нарушителей наказывали очень строго, в основном большими денежными штрафами.
Инструкция сторожа предписывала ему следующие полномочия в закрепленных за ним «угодах»:
«Сторож обязан помнить, что всякое хождение по чужим угодам, вне дорог с ружьем или с какими-либо снарядами для ловли дичи и зверя признаются законом за производство охоты, следовательно, всякий, замеченный сторожем в угодах вне дороги, посторонний охотник (не член Общества) – есть браконьер, а такой охотник не может оправдываться тем, что ружье его не заряжено, что он не стрелял и дичи не убивал, и что при нем нет собаки, что он проходил через угодья по пути в другое место (этому не верить).
В случае поимки браконьера или члена, который сделал нарушение, сторож обязан немедленно уведомить о том Правление с указанием имени и местожительства браконьера или нарушителя. Причем, если виновный будет обвинен по суду, то сторож, кроме возмещения своих расходов (путевых и порционных) получает от Правления денежную награду в размере 2 рублей за каждого браконьера или нарушителя отдельно».
Вот такая была раньше охота, такие правила. Хочется верить, что все-таки наступит время, когда нынешнее охотничье хозяйство России перестанут заставлять тупо копировать западные образцы, а чиновники и лоббисты от охоты обратят свое внимание на вековые традиции нашей исконно русской охоты.
Тогда, может быть, охотники будут и егеря в лесу уважать, и охотничьими угодьями распоряжаться будут сами, являясь членами Обществ любителей правильной русской ружейной охоты.