- Охота за бабочкой
- Работа с учеником 1 класса над программно-изобразительным произведением. И. Иордан «Охота за бабочкой», И. Беркович «На опушке»
- Русская сказка
- Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
- Охота за бабочкой
- Рассказ Михаила Пришвина «Охота за бабочкой»
- Содержание и особенности рассказа
- Мораль, главная мысль, цель рассказа
Охота за бабочкой
Жулька, моя молодая мраморно-голубая охотничья собака, носится как угорелая за птичками, за бабочками, даже за крупными мухами до тех пор, пока горячее дыхание не выбросит из ее пасти язык. Но и это не останавливает ее.
Вот нынче была у всех на виду такая история.
Желтая бабочка-капустница привлекла внимание. Жизель бросилась за ней, подпрыгнула и промахнулась. Бабочка замотыляла дальше. Жулька за ней — хап! Бабочке хоть бы что: летит, мотыляет, как будто смеется.
Хап! — мимо. Хап, хап! — мимо и мимо.
Хап, хап, хап — и бабочки в воздухе нет.
Где наша бабочка? Среди детей началось волненье. «Ах, ах!» — только и слышалось.
Бабочки нет в воздухе, капустница исчезла. Сама Жизель стоит неподвижная, как восковая, повертывая удивленно голову то вверх, то вниз, то вбок.
— Где наша бабочка?
В это время горячие пары стали нажимать внутри Жулькиной пасти, — у собак ведь нет потовых желез. Пасть открылась, язык вывалился, пар вырвался, и вместе с паром вылетела бабочка и, как будто совсем с ней ничего не было, — замотыляла себе по-над лугом.
До того измаялась с этой бабочкой Жулька, до того, наверно, ей трудно было сдерживать дыхание с бабочкой во рту, что теперь, увидев бабочку, вдруг сдалась. Вывалив язык, длинный, розовый, она стояла и глядела на летящую бабочку глазами, ставшими сразу и маленькими и глупыми.
Дети приставали к нам с вопросом:
— Ну, почему же это нет у собаки потовых желез?
Мы не знали, что им сказать.
Школьник Вася Веселкин им ответил:
— Если бы у собак были железы и не надо было бы им хахать, то они бы давным давно уже всех бабочек переловили и скушали.
Работа с учеником 1 класса над программно-изобразительным произведением. И. Иордан «Охота за бабочкой», И. Беркович «На опушке»
Елена Лукиных
Работа с учеником 1 класса над программно-изобразительным произведением. И. Иордан «Охота за бабочкой», И. Беркович «На опушке»
2. Короткая справка о композиторах и методический разбор произведений с частичным исполнением.
3. Итоговое исполнение произведений учащщимся с учетом описанных нюансов.
1. Когда маленький ребенок начинает заниматься музыкой, вместе с музыкальной грамотой его необходимо сразу знакомить с культурой звука.Перед преподавателем стоит множество задачи: правильно посадить ученика, научить работать свободными руками с мягким запястьем, правильно на подушечки ставить пальцы и, конечно же, научить правильно воспроизводить звуки, мелодическую линию, видеть мотивы и предложения, понимать эмоции и замысел произведения, уметь озвучить и проинтонировать диалоговые мотивы и кульминационные всплески, смягчать окончания фраз и окончания произведения.
Как говорил Нейгауз: «Музыка – это искусство звука», поэтому любое произведение необходимо правильно понять в звуковом плане, а позже добиваться правильного воспроизведения голосов, подголосков, отдельных фраз и кульминаций.
Даже в программой и романтической музыке необходимо понимание и разделение голосов на основные и второстепенные. Уже с младших классов ученик должен понимать, где расположен мелодический голос, а где находится аккомпанирующий голос или подголоски, научиться по-разному их исполнять. Для такой работы необходима внутренняя собранность, подчинение всего игрового аппарата стоящим перед учеником исполнительским задачам.
Преподаватель должен сам показать ученику плохое и хорошее исполнение, что бы ребенок понял разницу в звучании, мог запланировать и целенаправленно начать правильное исполнение с подготовки кончиков пальцев, рациональных движений рук, с внутреннего понимания уровня звучания и вариантов музыкального развития, контролировать пальцевую активность на протяжении всего произведения.
У маленьких пианистов из-за непонимания и неумения правильно работать со звуком можно наблюдать различные нелепые движения замаха. Правильное понимание и намерение сыграть звуки определенным образом рождают определенные, логичные движения рук. Исполнительская задача любого музыканта – избегание монотонности при воспроизведении музыкального произведения, понимание музыкального развития, контроль игрового аппарата (свобода локтя, плеча, кисти, корпуса, активность кончиков пальцев).
2. И. Иордан. «Охота за бабочкой».
Ирина Николаевна (р. 22 XI 1910, Саратов) — сов. композитор. Училась в 1934-35 в Моск. консерватории у Г. И. Пеккера (виолончель, в 1935-1938 — в училище им. Гнесиных у В. Я. Шебалина (композиция). Ред. ряда произв. рус. и иностр. композиторов-классиков (в т. ч. неопубликованных).
С 1950 науч. сотрудник Центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки. Засл. работник культуры РСФСР(1971).
Автор кантаты «Москва»(совм. с Г. В. Киркором, 1947, симфонии (1944, концертов с оркестром — дляскрипки (1964, 2 для виолончели (1951, 1971, фп. квинтета на тадж. темы (1956, совм. с Киркором, 4 струн, квартетов (1937, 1948, 1961, 1972, 2 сонат для влч. с фп. (1937, 1951, скерцо для влч. с фп. (1965) и др. сочинений для скрипки, альта (Поэма, 1972, влч. с фп., фантазии для арфы (1963, романсов на сл. А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, музыки к кинофильмам (о рус. художниках; совм. с Г. В. Киркором).
«Охота за бабочкой» — виртуозная программная миниатюра с интересным и ярким образным сюжетом, пьеса изложена в трёх-частной форме, партии обеих рук записаны в скрипичном ключе, что облегчает восприятие пьесы.
Мелодия состоит из прерывистых коротких мотивов с переменным лигато и стаккато, передающие как беззаботность бабочки, порхающей с цветка на цветок, так и ее метание из стороны в сторону в момент опасности.
— 3-нотные залигованные мотивы, написанные на сильную долю, когда образ предполагает избегать статики и двигаться к вершинам фраз, нельзя передерживать восьмую в этих мотивах, т. к. это утяжелить их, но и не стаккатировать, во избежание резких ненужных акцентов;
— динамика в кульминации не от доли к доле – постепенно (что-б не усиливать слабые доли, а от мотива к мотиву;
— важно избегать грубых звуков, нарушающих образ, перекосов в мотивах, показать несколько волн в кульминации и непрерывное движение, не разделенное на отдельные мотивы
Используем в работенад музыкальными фрагментами:
— приём вычленения отдельных мотивов и объединение их во фразы,
— игра каждой рукой отдельно,
— многократные повторения в работе над звуком,
— поиск нужных движений (готовить нужную руку, чтобы не было остановок, запинок,
— показ педагога, чтобы ученик имел представление, как следует исполнить ту или иную фразу для передачи лёгкости и полётности звука.
И. Беркович. «На опушке».
Беркович Исаак Яковлевич род. 15 (28) дек. 1902 в Киеве, ум. 5 янв. 1972 там же. Композитор.
В 1925 окончил Киевскую конс. по кл. ф-п. В. В. Пухальского.
В 1922—1925 учился по кл. композиции Б. Н. Лятошинского.
В 1922—1941 преподаватель ф-п. в муз. школе, муз. училище и Вечерней конс. В 1932—1941 ассистент. с 1949 доцент, с 1969 проф. Киевской конс.
Соч. : для ф-п. и струн. оpк. — 3 концерта (1961, 1963, 1968, Вариации на тему Паганини (1967); трио (1928); для ф-п — 2 сонаты (1922, 1941, 3 сонатины (1952, 30 легких пьес (1938, 35 этюдов (1950, сб. полифонических пьес (1950, Вариации на народные темы (1963, 24 прелюдии (1965); Школа игры на ф-п. (1960, циклы пед. пьес и ансамблей и др. ; для оpк. нар. инстр. — сюита (1964); для скр. с ф-п. — пьесы (1958); для влч. с ф-п. — 2 пьесы (1956, 5 пьес (1965); для домры с ф-п. — 10 пьес; для 2 домр с ф-п. — 9 пьес; для 2 домр — 7 пьес (1959); для голоса с ф-п. — Дума (сл. Т. Шевченко) и др. ; 10 дет. пьес (сл. Г. Демченко, 1957, Песня про песню (сл. И. Тутковской, 1957).
«На опушке» — произведение для фортепиано, сочетающее в себе множество пианистических задач. Написана в 3-частной форме. Характер спокойный. Пьеса, передающая состояние природы. Подобран образ для пьесы — утро, просыпающийся лес, рассвет и наступление жаркого полдня, щебет просыпающихся и прячущихся от жары птиц.
Небольшая 1 часть не имеет четко выраженной мелодической линии, ее заменяют мотивы кукования и птичьего щебета, зато есть гармоническая основа, состоящая из чередующихся близлежащих Т и D7.
2 часть содержит мелодическую линию, которая состоит из похожих мотивов, обыгрывающих V, VI, I, II ступени, с остановкой на VI ступени, не имеющих определенного окончания на устойчивой ступени, а постоянно требующей продолжение. Аккомпанемент из невесомых аккордов трансформируется в движение по басовым восходящим аккордам, спускающимся в бас.
Так же, не заканчиваясь, мелодия плавно переходит в 3 часть, являющуюся репризой 1 части.
— исполнение мягких и стройно звучащих многозвучных аккордов в Лев. Руке, воспитание чуткости кончиков пальцев,
— ощущение бесконечной мелодии, понимание разницы в похожих мотивах-опеваниях,
— плавное усиление динамики, понимание образа произведения, избегание грубых нот в мелодии,
— нет четко выраженной кульминации,
— к окончанию постараться вернуться к таким же невесомым аккордам, как в 1 части,
— исполнение пьесы преподавателем,
— работа с игровым аппаратом ученика преподавателем, помогая добиваться мягкости в движении и звуке,
— работа отдельными руками для выучивания разных звуковых пластов, звук, движение мелодии, динамика, штрих вязкого лигато, заменяющее на данном этапе педаль (при невозможности с ней работать).
— начальные навыки работы над разделением звука и кантиленой,
— воспитание слухового восприятия красивого кантиленного звука.
Коллективная работа учащихся 1 класса к Дню учителя «Хочу все знать!» И вновь хочется поделиться мастер классом, в надежде что кому то пригодится. Коллективная работа «Хочу все знать!» — творческая, интересная.
«Организация диагностики познавательного развития и коррекционно-развивающая работа с учащимся 1 класса» Составной частью учебно-воспитательного процесса является создание индивидуального образовательного маршрута для данного ребенка. Вся работа.
Исследовательская работа ученика 4 класса «Моя родословная» Меня зовут. Денис. Я ученик 4 класса. Тема моей исследовательской работы: «Моя родословная» Я живу в д.. , где очень много родственников.
Коллективная работа из природного материала с детьми средней группы «Ёжик на лесной опушке» Гуляя осенью на улице, мы с детьми очень много говорили о природе. Путешествовали по «волшебном лесу», где мы видели белку, сидевшую на.
Отчет по теме самообразования «Использование программно-диагностического комплекса «Соната-до» Цель: изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития; выявление уровня усвоения детьми.
Проектная работа ученицы 1 класса «Необычные музеи России» «Необычные музеи России» Проектная работа ученицы 1 класса А Киселевой Екатерины. 1 место в школьном, окружном и городском турах конкурса.
Проектная работа ученика 2 класса «Новости для детей» Ученика 2 класса Колотилова Никиты. Елена Евгеньевна Павлова Выбор темы проекта неслучаен. Прежде чем начать работу над проектом, Никита.
Проектная работа ученицы 4 класса «Познаем Россию в игре» Пректная работа ученицы 4 класса А Матвеевой Полины. 1 место в школьном, окружном и городском турах конкурсов «Открытие» и «Горизонты».
Программно-методическая разработка «Сказкотерапия» Сказкотерапия Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи,.
Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп. Актуальность Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Охота за бабочкой
Рассказ Михаила Пришвина «Охота за бабочкой»
Рассказы Михаила Михайловича Пришвина для детей – это удивительный раздел в русской литературе. Что же в них удивительного? Необыкновенное сочетание формы и содержания. В очень сжатой форме (у Пришвина рассказы всегда очень небольшие, поэтому их так просто и легко читать) автор мог вложить столько всего: в произведениях можно найти и увлекательный сюжет, и поучительную интересную информацию, и юмор, и биографические факты.
Ярким примером такого «насыщенного» произведения может служить милый рассказ «Охота за бабочкой».
Содержание и особенности рассказа
С первой строчки автор нас знакомит со своей собакой – Жизель, которую автор по-простому и ласково называет Жулькой. Нам доподлинно известно, что и у самого Пришвина была охотничья собака, с которой он очень любил гулять по лесу. Правда, не с целью охоты, а просто прогуливаясь, фотографируя красивые места, растения и животных, набираясь вдохновения для творчества.
И вот, рассказчик (а повествование ведётся от первого лица) описывает нам, как любит его Жулька ловить бабочек и больших мух. Бегает собака бывало за бабочкой изо всех сил, правда, напрасно, насекомое от неё легко улетает. Зато окружающих вся эта кутерьма веселит.
Также автор не забывает упомянуть, что, когда собаке становиться жарко, она выкидывает свой язык, тем самым охлаждаясь. Эта информация будет не лишней для последующих событий.
Однажды внимание Жульки привлекла жёлтая бабочка-капустница. Пустилась за ней вдогонку собака, а за ней и детвора. И вдруг, бабочка исчезла, а собака подозрительно притихла и не открывала рот, несмотря на то, что набегалась. Дети начали было волноваться за бабочку, но природа взяла своё и Жизель, наконец, высунула, язык, чтобы остудиться. Из пасти собаки вылетела капустница, при этом была цела и невредима на радость детям. Бабочка, как ни в чём небывало, полетела над лугом, а собака грустным взглядом её провожала.
Под финал рассказа, снова упоминается то, что у собак нет потовых желез, и поэтому она с жарой справляется с помощью высунутого наружу языка. Но на вопросы детей, почему у собак так всё устроено, автор затрудняется ответить.
А вот точку в этой увлекательной истории ставит не рассказчик, а другой персонаж – мальчик Вася Весёлкин. Школьник мудро объявляет, что если у собак было по-другому и им не нужно было открывать рот и «хакать», то они бы в миг всех бабочек переловили и съели. Этим забавным наблюдением и заканчивается рассказ про охотничью собаку и бабочек.
Мораль, главная мысль, цель рассказа
У Пришвина каждое произведение проникнуто любовью к природе. А именно этот рассказ учит не только любить, но и быть внимательными к окружающему миру.
Как удивительно устроены животные вокруг, как отличаются они от людей! А наблюдать за их поведением – занятие увлекательное и интересное. У каждого свои повадки, привычки, которые в одних случаях веселят, в других пугают, а иногда и удивляют. Мир и природа вокруг – как наглядная энциклопедия, которую можно изучать бесконечно.
Писатель с первых строчек заинтересовывает читателя, ровно, как и рассказчик из произведения овладевает вниманием ребят, объясняя им для чего собака высовывает язык. И это, пожалуй, центральная мысль рассказа – заинтересовать детей, побудить их изучать окружающий мир, быть наблюдательными и пытливыми. Чудеса рядом. Например, в охоте собаки на бабочку.
Сегодня произведение актуально как никогда. Ведь зачастую непосредственное прямое общение с природой у современных детей не входит в круг жизненного опыта. Сегодняшние дети в большинстве своём живут в городах и чаще контактируют с гаджетами. А жаль…
Читайте рассказ «Охота за бабочкой» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Жулька, моя молодая мраморно-голубая охотничья собака, носится как угорелая за птичками, за бабочками, даже за крупными мухами до тех пор, пока горячее дыхание не выбросит из ее пасти язык. Но и это не останавливает ее.
Вот нынче была у всех на виду такая история.
Желтая бабочка-капустница привлекла внимание. Жизель бросилась за ней, подпрыгнула и промахнулась. Бабочка замотыляла дальше. Жулька за ней — хап! Бабочке хоть бы что: летит, мотыляет, как будто смеется.
Хап! — мимо. Хап, хап! — мимо и мимо.
Хап, хап, хап — и бабочки в воздухе нет.
Где наша бабочка? Среди детей началось волненье. «Ах, ах!» — только и слышалось.
Бабочки нет в воздухе, капустница исчезла. Сама Жизель стоит неподвижная, как восковая, повертывая удивленно голову то вверх, то вниз, то вбок.
— Где наша бабочка?
В это время горячие пары стали нажимать внутри Жулькиной пасти, — у собак ведь нет потовых желез. Пасть открылась, язык вывалился, пар вырвался, и вместе с паром вылетела бабочка и, как будто совсем с ней ничего не было, — замотыляла себе по-над лугом.
До того измаялась с этой бабочкой Жулька, до того, наверно, ей трудно было сдерживать дыхание с бабочкой во рту, что теперь, увидев бабочку, вдруг сдалась. Вывалив язык, длинный, розовый, она стояла и глядела на летящую бабочку глазами, ставшими сразу и маленькими и глупыми.
Дети приставали к нам с вопросом:
— Ну, почему же это нет у собаки потовых желез?
Мы не знали, что им сказать.
Школьник Вася Веселкин им ответил:
— Если бы у собак были железы и не надо было бы им хахать, то они бы давным давно уже всех бабочек переловили и скушали.