Петя и волк – мультик об инструментах оркестра
Петя и волк — детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем филармонических концертов. Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.
А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с инструментами , входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху), знать, как они выглядят.
Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».
К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.
Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.
К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам. По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.
Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.
Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:
1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка, виолончель или альт всем хорошо известны).
2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.
3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент Гобой , поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.
4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет (как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные духовые.
5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот.
6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных (сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна, причём их задействовано для этой цели сразу три!
Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом: Sorry, дорогие друзья! Я могу только догадываться каким образом наш советский мультик 1946 года с музыкой нашего Сергея Прокофьева стал вдруг недоступным для нас, естественных наследников творений наших предков. Но по факту этот мультфильм теперь является собственностью некоего партнёра Kedoo Entertainment и найти его в интернете я не смогла. Сожалею, что не скачала вовремя. Предлагаю альтернативный вариант. Это довольно интересная и содержательная беседа со школьниками с иллюстрацией симфонического оркестра. Впрочем, на YouTube вы сможете найти много вариантов этого мультика.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Наши ДЕТИ (42)
- Иллюзион (23)
- Аудиобиблиотека (22)
- Общие (17)
- Флеш-игра (9)
- Кулинария (8)
- Хочу все знать (6)
- Истории из жизни (6)
- Диафильмы (5)
- Здоровье (3)
- Дарчик (3)
- Православие (3)
- Юмор (2)
- Разное (1)
- Головоломки (25)
- Поделки из бумаги (71)
- Оригами (13)
- Притчи (31)
- Развивающие игры (108)
- Своими руками (88)
- Выпиливание лобзиком (13)
- Вязание (4)
- Домики из спичек (2)
- Сказки в формате презентаций (4)
- Школа (46)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
С. Прокофьев — Петя и Волк
Воскресенье, 08 Мая 2011 г. 19:24 + в цитатник
Слышали ли вы такую сказку как “Петя и Волк”? Нет, не читали, не смотрели, а именно слышали!
В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.
Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. А можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.
Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки:
Петя — струнные инструменты,
Дедушка — фагот.
Птичка — флейта.
Утка — гобой.
Кошка—кларнет.
Волк — три валторны.
Не правда ли, странные исполнители? А между тем именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк». Автор ее—Сергей Сергеевич Прокофьев.
Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
Пионер Петя — главный герой сказки.
В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой. Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые); скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы), ведут виолончели. Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку, которую можно спеть хором.
Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
Если вы когда-нибудь слышали на концерте или по радио романс Алябьева «Соловей», то, наверное, вспомните, что певице в этом романсе часто аккомпанирует не только рояль, но и флейта, — она так же хорошо, как высокий женский голос—колоратурное сопрано,—умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
А вот исполнитель роли утки — гобой — ведет себя здесь не совсем обычно. Ведь гобой часто называют «певцом женской души», и в опере Чайковского «Евгений Онегин» ему, как мы знаем, поручен музыкальный образ мечтательной, задумчивой Татьяны. И вдруг—утка! Дело в том, что у этого нежного инструмента некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами в музыке, рисующей прекрасный женский образ, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.
Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка. В балете Чайковского «Щелкунчик» валторны играют начало «Вальса цветов». В его же Пятой симфонии одна валторна исполняет редкую по красоте мелодию медленной части. У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый. Но оказалось, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,—каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны—появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк—волк проглотил утку.
Так музыкальным языком рассказывает композитор смешную сказку. И когда раздается веселый бодрый марш—его играют все инструменты, — мы уже понимаем, что это победное шествие героев сказки, несущих пойманного волка. А если хорошенько вслушаться в марш, то можно расслышать в нем звуки гобоя. Как вы думаете, что это такое? Догадались? Это в животе у волка крякает проглоченная утка.
Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях. Для того чтобы написать такую сказку-учебник, нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя», звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они звучат вместе при исполнении той или иной мелодии; твердо помнить достоинства и недостатки каждого инструмента. Одним словом, быть «мастером оркестровки».
У музыкантов есть такое выражение: «оркестр Гайдна», «оркестр Чайковского», «оркестр Шостаковича». Что это значит? Какой-нибудь особый оркестр, принадлежащий этому композитору, или, может, новый вид оркестра, придуманный Чайковским или Шостаковичем? Нет. Произведения Гайдна играют почти те же самые инструменты, что и произведения Чайковского. Одни и те же скрипки, виолончели, кларнеты, тромбоны играют и симфонии Шостаковича, и симфонические поэмы Листа. Но у каждого композитора есть свои приемы, своя манера свой стиль сочинения оркестровой музыки. Как говорят, «свой творческий почерк».
Например, немецкий композитор Вагнер очень любил звучание медных духовых инструментов в оркестре. По этому «усиленному звучанию меди” оркестр Вагнера всегда можно узнать. В оркестре Чайковского очень выразительна и разнообразна партия струнной группы. А симфонические произведения французского композитора Берлиоза или немецкого композитора Рихарда Штрауса можно назвать «экспериментальной оркестровой лабораторией»,—так много там новых, необычных для классического оркестра изобретений: и новые инструменты, и различные звукоподражания, и интереснейшие сочетания самых, на первый взгляд, не подходящих друг к другу инструментов.
Настоящее знание оркестра—дело сложное. В консерваториях и музыкальных училищах есть специальные предметы — «инструментоведение» и «оркестровка», — которые учат будущих композиторов, музыкальных критиков, преподавателей разбираться в сложных законах симфонического оркестрового языка, знакомят со звучанием и особенностями музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. «Оркестровать» — значит распределять музыкальные темы-образы по инструментам, по оркестровым группам, подбирая наиболее подходящие для той или иной мелодии звучания.
С самым простым и понятным способом оркестровки мы уже познакомились, когда говорили о сказке «Петя и волк». В сложной же, серьезной музыке и оркестровка гораздо сложнее. Оркестр Прокофьева интересен тем, что в нем есть и классическая строгость, и удивительная изобретательность. Необыкновенно богато звучание оркестра у Прокофьева. Но всегда и прежде всего это великолепная музыка, выразительная, яркая, по-настоящему русская; музыка большого мастера, талантливого художника, каким был Сергей Сергеевич Прокофьев.
Г. Левашева (Отрывок из книги “Поговорим о музыке)
Музыкальная гостиная «Прокофьев С. С. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Виктория Зотова
Музыкальная гостиная «Прокофьев С. С. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Музыкальная гостиная
С. С. Прокофьев – симфоническая сказка «Петя и волк»
Тема «Симфонический оркестр» является сложной темой для усвоения детьми. Она очень актуальна для формирования знаний по предмету, объемна по содержанию учебного материала, с большим набором терминов и понятий. На примере с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», позволяет дошкольникам в интересной, доступной форме познакомиться с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска, развивает компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки.
1. Познакомить с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру, по внешнему виду, по характеру музыки.
3. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки. Поощрять проявление творческой активности детей.
4. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
5. Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей.
6. Обогащать словарный запас, развивать желание пользоваться специальной терминологией.
Значимость: Знакомясь с инструментами симфонического оркестра, дети приобретают основы музыкально-исторических знаний, развивают слух и музыкальную память.
Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки. Готовность воспринимать музыку и эмоционально откликаться на нее.
Ведущая: Ребята, сегодня мы еще раз встретимся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Давайте вспомним их название.
— Кто в оркестре вам поможет? Сложный ритм задать он сможет, Ритм любой, из разных стран. Кто же это?. .. . (Барабан)
— Знайте, они с барабаном соседи, сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их – не пустяк, не безделка в музыке тоже бывают.. . (Тарелки)
– Он простужен и тревожен, он из трубок будто сложен. Он ворчит, а не поет. Это – дедушка.. . .(Фагот)
— Звук напряженный, сочный, певучий сладко-таинственный, плавно-тягучий. Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу. Имя приятное, как карамель. Как называется? (Виолончель) –
Представьте себе великана такого: дорого, толстого, очень большого. Звучит его голос солидно и плавно, так густо, насыщенно – право же, славно! Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его.. . (Контрабас)
— У какого инструмента есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, это звонкий наш.. .. (Рояль)
Ведущая: Молодцы! Теперь для вас игра на внимание. Я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на них. Если я ошибусь –подайте мне сигнал: громко хлопайте в ладоши. Договорились? Тогда начнем!
ИГРА «ПОКАЖИ, КАК ИГРАТЬ НА ИНСТРУМЕНТЕ»
(после слов «играем на.. . называет инструмент): — скрипке; — виолончели; — бубне; — контрабасе; — мясорубке (дети хлопают); — балалайке; — флейте; — баяне; — трубе; — утюге (дети хлопают);- свирели; — арфе; — рояле; — барабане; — метле (дети хлопают).
Ведущая: А теперь игра посложнее. Симфоническийоркестр включает в себя три группы инструментов: струнные, духовые и ударные. Нам с вами необходимо найти для каждого инструмента свой дом, свою группу.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «НАЙДИ ДОМ»
Ведущая раздает карточки, на которых изображены инструменты симфонического оркестра. Дети под музыку двигаются врассыпную по залу, затем, по окончании музыки подходят к изображению какой –либо группы инструментов оркестра. Таким образом определяются 4 группы оркестра.Дети еще раз произносят название групп: (ударная, смычковая, д. духовая, м. духовая)
Ведущая: Все инструменты не просто издают звуки, а могут кого-то изобразить. Вот сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку, в которой эти инструменты будут изображать различных сказочных персонажей.
Слышали вы такую сказку — “ Петя и Волк”?
Ведущая: В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке —Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.
Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. А можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.
Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки:
Петя — струнные инструменты, Дедушка — фагот;
Птичка — флейта; Утка — гобой.
Кошка—кларнет; Волк — три валторны.
Не правда ли, странные исполнители? А между тем, именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк». Автор ее — Сергей Сергеевич Прокофьев.
Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Пионер Петя — главный герой сказки.
В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые); скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы, ведут виолончели. Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку, которую можно спеть хором.
ТЕМА ПИОНЕРА ПЕТИ играть на скрипке
Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку. Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».
ТЕМА ПТИЧКИ фонограмма
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
ТЕМА КОШКИ фонограмма
А вот исполнитель роли утки — гобой — ведет себя здесь не совсем обычно. Ведь у гобоя обычно очень нежное звучание! Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами в музыке, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.
ТЕМА УТКИ фонограмма
Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка. У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый. Но оказалось, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
ТЕМА ВОЛКА фонограмма
И также, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой,так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе.
Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом, — каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны—появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк—волк проглотил утку.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ПЕТЯ И ВОЛК»
Слайдпрезентация (см. приложение)
Ведущая: Так музыкальным языком рассказывает композитор смешную сказку. И когда раздается веселый бодрый марш — его играют все инструменты, — мы уже понимаем, что это победное шествие героев сказки, несущих пойманного волка. А если хорошенько вслушаться в марш, то можно расслышать в нем звуки гобоя. Как вы думаете, что это такое? Догадались? Это в животе у волка крякает проглоченная утка.
Вот и закончилась симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок. Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях.
Итак, ребята, какие музыкальные инструменты изображали героев сказки — птичку – флейта; дедушку- фагот; гобой -утку, кларнет- кошку, три валторны — волка.
Все инструменты — это живые существа, которые могут радоваться, любить, грусть, злится. И слушая их или играя на них можно придумать свою интересную историю. Но для этого надо знать возможности каждого инструмента и конечно надо учиться владеть этими замечательными инструментами.