Николай Некрасов — Псовая охота: Стих
Провидению было угодно создать человека так, что ему нужны внезапные потрясенья, восторг, порыв и хотя мгновенное забвенье от житейских забот; иначе, в уединении, грубеет нрав и вселяются разные пороки.
Реутт. Псовая охота
1.
Сторож вкруг дома господского ходит,
Злобно зевает и в доску колотит.
Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет…
Барин проснулся, с постели вскочил,
В туфли обулся и в рог затрубил.
Вздрогнули сонные Ваньки и Гришки,
Вздрогнули все — до грудного мальчишки.
Вот, при дрожащем огне фонарей,
Движутся длинные тени псарей.
Крик, суматоха!. ключи зазвенели,
Ржавые петли уныло запели;
С громом выводят, поят лошадей,
Время не терпит — седлай поскорей!
В синих венгерках на заячьих лапках,
В остроконечных, неслыханных шапках
Слуги толпой подъезжают к крыльцу.
Любо глядеть — молодец к молодцу!
Хоть и худеньки у многих подошвы —
Да в сертуках зато желтые прошвы,
Хоть с толокна животы подвело —
Да в позументах под каждым седло,
Конь — загляденье, собачек две своры,
Пояс черкесский, арапник да шпоры.
Вот и помещик! Долой картузы.
Молча он крутит седые усы,
Грозен осанкой и пышен нарядом,
Молча поводит властительным взглядом.
Слушает важно обычный доклад:
«Змейка издохла, в забойке Набат;
Сокол сбесился, Хандра захромала».
Гладит, нагнувшись, любимца Нахала,
И, сладострастно волнуясь, Нахал
На спину лег и хвостом завилял.
2.
В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.
Стало светать; проезжают селом —
Дым поднимается к небу столбом,
Гонится стадо, с мучительным стоном
Очеп скрипит (запрещенный законом);
Бабы из окон пугливо глядят,
«Глянь-ко, собаки!» — ребята кричат…
Вот поднимаются медленно в гору.
Чудная даль открывается взору:
Речка внизу, под горою, бежит,
Инеем зелень долины блестит,
А за долиной, слегка беловатой,
Лес, освещенный зарей полосатой.
Но равнодушно встречают псари
Яркую ленту огнистой зари,
И пробужденной природы картиной
Не насладился из них не единый.
«В Банники, — крикнул помещик, — набрось!»
Борзовщики разъезжаются врозь,
А предводитель команды собачьей,
В острове скрылся крикун-доезжачий.
Горло завидное дал ему бог:
То затрубит оглушительно в рог,
То закричит: «Добирайся, собачки!
Да не давай ему, вору, потачки!»
То заорет: «Го-го-го! — ту! — ту!! — ту. »
Вот и нашли — залились на следу.
Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,
В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!
Однопометников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,
Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!
Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! что твой Бетховен!
3.
Ближе и лай, и порсканье и крик —
Вылетел бойкий русак-материк!
Гикнул помещик и ринулся в поле…
То-то раздолье помещичьей воле!
Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится, не жаль головы!
В бурных движеньях — величие власти,
Голос проникнут могуществом страсти,
Очи горят благородным огнем —
Чудное что-то свершилося в нем!
Здесь он не струсит, здесь не уступит,
Здесь его Крез за мильоны не купит!
Буйная удаль не знает преград,
Смерть иль победа — ни шагу назад!
Смерть иль победа! (Но где ж, как не в буре,
И развернуться славянской натуре?)
Зверь отседает — и в смертной тоске
Плачет помещик, припавший к луке.
Зверя поймали — он дико кричит,
Мигом отпазончил, сам торочит,
Гордый удачей любимой потехи,
В заячий хвост отирает доспехи
И замирает, главу преклоня
К шее покрытого пеной коня.
4.
Много травили, много скакали,
Гончих из острова в остров бросали,
Вдруг неудача: Свиреп и Терзай
Кинулись в стадо, за ними Ругай,
Следом за ними Угар и Ромашка —
И растерзали в минуту барашка!
Барин велел возмутителей сечь,
Сам же держал к ним суровую речь.
Прыгали псы, огрызались и выли
И разбежались, когда их пустили.
Ревма-ревет злополучный пастух,
За лесом кто-то ругается вслух.
Барин кричит: «Замолчи, животина!»
Не унимается бойкий детина.
Барин озлился и скачет на крик,
Струсил — и валится в ног
и мужик.
Барин отъехал — мужик встрепенулся,
Снова ругается; барин вернулся,
Барин арапником злобно махнул —
Гаркнул буян: «Караул! Караул!»
Долго преследовал парень побитый
Барина бранью своей ядовитой:
«Мы-ста тебя взбутетеним дубьем
Вместе с горластым твоим холуем!»
Но уже барин сердитый не слушал,
К стогу подсевши, он рябчика кушал,
Кости Нахалу кидал, а псарям
Передал фляжку, отведавши сам.
Пили псари — и угрюмо молчали,
Лошади сено из стога жевали,
И в обагренные кровью усы
Зайцев лизали голодные псы.
5.
Так отдохнув, продолжают охоту,
Скачут, порскают и травят без счета.
Время меж тем незаметно идет,
Пес изменяет, и конь устает.
Падает сизый туман на долину,
Красное солнце зашло вполовину,
И показался с другой стороны
Очерк безжизненно-белой луны.
Слезли с коней; поджидают у стога,
Гончих сбивают, сзывают в три рога,
И повторяются эхом лесов
Дикие звуки нестройных рогов.
Скоро стемнеет. Ускоренным шагом
Едут домой по холмам и оврагам.
При переправе чрез мутный ручей,
Кинув поводья, поят лошадей —
Рады борзые, довольны тявкуши:
В воду залезли по самые уши!
В поле завидев табун лошадей,
Ржет жеребец под одним из псарей…
Вот наконец добрались до ночлега.
В сердце помещика радость и нега —
Много загублено заячьих душ.
Слава усердному гону тявкуш!
Из лесу робких зверей выбивая,
Честно служила ты, верная стая!
Слава тебя, неизменный Нахал, —
Ты словно ветер пустынный летал!
Слава тебе, резвоножка Победка!
Бойко скакала, ловила ты метко!
Слава усердным и буйным коням!
Слава выжлятнику, слава псарям!
6.
Выпив изрядно, поужинав плотно,
Барин отходит ко сну беззаботно,
Завтра велит себя раньше будить.
Чудное дело — скакать и травить!
Чуть не полмира в себе совмещая,
Русь широко протянулась, родная!
Много у нас и лесов и полей,
Много в отечестве нашем зверей!
Нет нам запрета по чистому полю
Тешить степную и буйную волю.
Благо тому, кто предастся во власть
Ратной забаве: он ведает страсть,
И до седин молодые порывы
В нем сохранятся, прекрасны и живы,
Черная дума к нему не зайдет,
В праздном покое душа не заснет.
Кто же охоты собачьей не любит,
Тот в себе душу заспит и погубит.
Анализ стихотворения Некрасова «Псовая охота»
Творчество Николая Некрасова выдержано в духе критического реализма, и в этом нет ничего удивительного. Рожденный в дворянской семье, будущий поэт с самого детства видел две стороны медали помещичьей жизни. Он был обеспечен всем необходимым, но суровый отец часто бил не только крепостных крестьян, но и домочадцев. От побоев Некрасов часто спасался в людской – помещении, которое отводилось для обслуги. Со временем он полюбил здесь бывать, случая народные песни и сказки, получая утешение у простых сельских женщин, с которыми ему пришлось разделить
Вырвавшись из отчего дома, юный Некрасов остался без средств к существованию и вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь. Пройдет много лет, прежде чем Некрасов сможет позволить себе хороший костюм и ужин в приличном ресторане. Но даже тогда он в душе будет сочувствовать простым крестьянам, так как не понаслышке знаком с их тяжелой и беспросветной жизнью.
Зарисовки из нее легли в основу многих литературных произведений Некрасова, среди которых – стихотворение «Псовая охота», написанное в 1847 году. Повествует оно о весьма распространенном увлечении, ради которого помещики ничего не жалели.
Сам по себе ритуал травли лесных зверей собаками обладает осой жестокостью. Но, как точно подмечает Некрасов, «однопометников лай музыкальный душу уносит в тот рай идеальный». Чужая смерть, даже если речь идет всего лишь о зайце, не трогает душу пресытившегося подобными развлечениями помещика. Он испытывает лишь азарт, когда разъяренные псы рвут на части бедное животное. Но если зверя не удалось загнать, на инициатора охоты нападает «смертная тоска», так как герой стихотворения, являющийся прототипом всего русского дворянства, попросту не может смириться с подобной неудачей.
Его азарт настолько велик, что даже когда расшалившиеся псы разрывают пасущегося неподалеку барашка, барин вымещает свою злость не только на них, но и на пастухе, который ни в чем не виноват. Но даже этот инцидент не в состоянии омрачить предвкушения от охоты, которая идет своим чередом, выматывая собак, лошадей и людей. Один лишь барин чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь «чудное дело – скакать и травить».
Сочинения по темам:
Анализ стихотворения Некрасова «Друзьям Мы никогда не должны забывать, что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предположить о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов. Великий классик, поэт и публицист, писатель, Некрасов Николай Алексеевич родился 28 декабря 1821 года в тихом городке Подольской губернии Немирово, где в […].
Анализ стихотворения Некрасова «Влас» А. Я. Панаева рассказывает: «Некрасов написал стихотворение „Влас» после свидания с одним из бывших крестьян его отца, который был сдан в солдаты, вернулся на родину после продолжительного срока своей службы и, не найдя в живых никого из своего семейства, посвятил остаток своей жизни на собирание пожертвований на построение церкви. Его занесло в Петербург, и оп […].
Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу. Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в […].
Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям» В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное Русский народ». Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную, Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало […].
Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского» Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но […].
Анализ стихотворения Некрасова «Давно — отвергнутый тобою» Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства — непозволительная роскошь. Тем не менее, в 1855 году он написал стихотворение «Давно — отвергнутый тобою», посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой, с которой прожил […].
Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля кров с законным супругом. Безумный и вопиющий по своей дерзости роман с Авдотьей Панаевой продолжался почти 16 лет, и его кульминацией стало рождение общего ребенка, […].
Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма» Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом […].
Анализ стихотворения Некрасова «Муза» Одним из признанных вождей демократической поэзии второй половины XIX века был, без сомнения, великий русский поэт-демократ Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877). Он выступил наследником лучших традиций дворян-революционеров и связал свою творческую жизнь с интересами широких народных масс России. Некрасов слил воедино два могучих источника русской поэзии. Один из них связан с культурой образованных слоев русского общества, […].
Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья» Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию простого народа. Не все его стихотворения идеальны с точки зрения формы и литературного мастерства, что Некрасов сам прекрасно осознавал. Несмотря на это лирика Николая Алексеевича сильнейшим образом воздействует на читателей. В ней искреннее сострадание народному […].
Николай Некрасов — Сторож вкруг дома господского ходит ( Псовая охота )
Сторож вкруг дома господского ходит,
Злобно зевает и в доску колотит.
Мраком задернуты небо и даль,
№ 4 Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет.
Барин проснулся, с постели вскочил,
№ 8 В туфли обулся и в рог затрубил.
Вздрогнули сонные Ваньки и Гришки,
Вздрогнули все — до грудного мальчишки.
Вот, при дрожащем огне фонарей,
№ 12 Движутся длинные тени псарей.
Крик, суматоха. ключи зазвенели,
Ржавые петли уныло запели;
С громом выводят, поят лошадей,
№ 16 Время не терпит — седлай поскорей!
В синих венгерках на заячьих лапках,
В остроконечных, неслыханных шапках
Слуги толпой подъезжают к крыльцу.
№ 20 Любо глядеть — молодец к молодцу!
Хоть и худеньки у многих подошвы —
Да в сертуках зато желтые прошвы,
Хоть с толокна животы подвело —
№ 24 Да в позументах под каждым седло,
Конь — загляденье, собачек две своры,
Пояс черкесский, арапник да шпоры.
Вот и помещик! Долой картузы.
№ 28 Молча он крутит седые усы,
Грозен осанкой и пышен нарядом,
Молча поводит властительным взглядом.
Слушает важно обычный доклад:
№ 32 «Змейка издохла, в забойке Набат;
Сокол сбесился, Хандра захромала».
Гладит, нагнувшись, любимца Нахала,
И, сладострастно волнуясь, Нахал
№ 36 На спину лег и хвостом завилял.
В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.
Стало светать; проезжают селом —
№ 40 Дым поднимается к небу столбом,
Гонится стадо, с мучительным стоном
Очеп скрипит (запрещенный законом);
Бабы из окон пугливо глядят,
№ 44 «Глянь-ко, собаки!» — ребята кричат.
Вот поднимаются медленно в гору.
Чудная даль открывается взору:
Речка внизу, под горою, бежит,
№ 48 Инеем зелень долины блестит,
А за долиной, слегка беловатой,
Лес, освещенный зарей полосатой.
Но равнодушно встречают псари
№ 52 Яркую ленту огнистой зари,
И пробужденной природы картиной
Не насладился из них не единый.
«В Банники, — крикнул помещик, — набрось!»
№ 56 Борзовщики разъезжаются врозь,
А предводитель команды собачьей,
В острове скрылся крикун-доезжачий.
Горло завидное дал ему бог:
№ 60 То затрубит оглушительно в рог,
То закричит: «Добирайся, собачки!»
Да не давай ему, вору, потачки!»
То заорет: «Го-го-го! — ту-ту-ту. »
№ 64 Вот и нашли — залились на следу.
Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,
В мощной груди занимается дух,
№ 68 Дивной гармонией нежится слух!
Однопометников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,
Где ни уплат в Опекунский совет,
№ 72 Ни беспокойных исправников нет!
Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! что твой Бетховен!
Ближе и лай, и порсканье и крик —
№ 76 Вылетел бойкий русак-материк!
Гикнул помещик и ринулся в поле.
То-то раздолье помещичьей воле!
Через ручьи, буераки и рвы
№ 80 Бешено мчится, не жаль головы!
В бурных движеньях — величие власти,
Голос проникнут могуществом страсти,
Очи горят благородным огнем —
№ 84 Чудное что-то свершилося в нем!
Здесь он не струсит, здесь не уступит,
Здесь его Крез за мильоны не купит!
Буйная удаль не знает преград,
№ 88 Смерть иль победа — ни шагу назад!
Смерть иль победа! (Но где ж, как не в буре,
И развернуться славянской натуре?)
Зверь отседает — и в смертной тоске
№ 92 Плачет помещик, припавший к луке.
Зверя поймали — он дико кричит,
Мигом отпазончил, сам торочит,
Гордый удачей любимой потехи,
№ 96 В заячий хвост отирает доспехи
И замирает, главу преклоня
К шее покрытого пеной коня.
Много травили, много скакали,
№ 100 Гончих из острова в остров бросали,
Вдруг неудача: Свиреп и Терзай
Кинулись в стадо, за ними Ругай,
Следом за ними Угар и Ромашка —
№ 104 И растерзали в минуту барашка!
Барин велел возмутителей сечь,
Сам же держал к ним суровую речь.
Прыгали псы, огрызались и выли
№ 108 И разбежались, когда их пустили.
Ревма-ревет злополучный пастух,
За лесом кто-то ругается вслух.
Барин кричит: «Замолчи, животина!»
№ 112 Не унимается бойкий детина.
Барин озлился и скачет на крик,
Струсил — и валится в ноги мужик.
Барин отъехал — мужик встрепенулся,
№ 116 Снова ругается; барин вернулся,
Барин арапником злобно махнул —
Гаркнул буян: «Караул! Караул!»
Долго преследовал парень побитый
№ 120 Барина бранью своей ядовитой:
«Мы-ста тебя взбутетеним дубьем
Вместе с горластым твоим холуем!»
Но уже барин сердитый не слушал,
№ 124 К стогу подсевши, он рябчика кушал,
Кости Нахалу кидал, а псарям
Передал фляжку, отведавши сам.
Пили псари — и угрюмо молчали,
№ 128 Лошади сено из стога жевали,
И в обагренные кровью усы
Зайцев лизали голодные псы.
Так отдохнув, продолжают охоту,
№ 132 Скачут, порскают и травят без счета.
Время меж тем незаметно идет,
Пес изменяет, и конь устает.
Падает сизый туман на долину,
№ 136 Красное солнце зашло вполовину,
И показался с другой стороны
Очерк безжизненно-белой луны.
Слезли с коней; поджидают у стога,
№ 140 Гончих сбивают, сзывают в три рога,
И повторяются эхом лесов
Дикие звуки нестройных рогов.
Скоро стемнеет. Ускоренным шагом
№ 144 Едут домой по холмам и оврагам.
При переправе чрез мутный ручей,
Кинув поводья, поят лошадей —
Рады борзые, довольны тявкуши:
№ 148 В воду залезли по самые уши!
В поле завидев табун лошадей,
Ржет жеребец под одним из псарей.
Вот наконец добрались до ночлега.
№ 152 В сердце помещика радость и нега —
Много загублено заячьих душ.
Слава усердному гону тявкуш!
Из лесу робких зверей выбивая,
№ 156 Честно служила ты, верная стая!
Слава тебя, неизменный Нахал, —
Ты словно ветер пустынный летал!
Слава тебе, резвоножка Победка!
№ 160 Бойко скакала, ловила ты метко!
Слава усердным и буйным коням!
Слава выжлятнику, слава псарям!
Выпив изрядно, поужинав плотно,
№ 164 Барин отходит ко сну беззаботно,
Завтра велит себя раньше будить.
Чудное дело — скакать и травить!
Чуть не полмира в себе совмещая,
№ 168 Русь широко протянулась, родная!
Много у нас и лесов и полей,
Много в отечестве нашем зверей!
Нет нам запрета по чистому полю
№ 172 Тешить степную и буйную волю.
Благо тому, кто предастся во власть
Ратной забаве: он ведает страсть,
И до седин молодые порывы
№ 176 В нем сохранятся, прекрасны и живы,
Черная дума к нему не зайдет,
В праздном покое душа не заснет.
Кто же охоты собачьей не любит,
№ 180 Тот в себе душу заспит и погубит.
Storozh vkrug doma gospodskogo khodit,
Zlobno zevayet i v dosku kolotit.
Mrakom zadernuty nebo i dal,
Veter osenny navodit pechal;
Po nebu tuchi ugryumye gonit,
Po polyu listya — i zhalobno stonet.
Barin prosnulsya, s posteli vskochil,
V tufli obulsya i v rog zatrubil.
Vzdrognuli sonnye Vanki i Grishki,
Vzdrognuli vse — do grudnogo malchishki.
Vot, pri drozhashchem ogne fonarey,
Dvizhutsya dlinnye teni psarey.
Krik, sumatokha. klyuchi zazveneli,
Rzhavye petli unylo zapeli;
S gromom vyvodyat, poyat loshadey,
Vremya ne terpit — sedlay poskorey!
V sinikh vengerkakh na zayachyikh lapkakh,
V ostrokonechnykh, neslykhannykh shapkakh
Slugi tolpoy podyezzhayut k kryltsu.
Lyubo glyadet — molodets k molodtsu!
Khot i khudenki u mnogikh podoshvy —
Da v sertukakh zato zheltye proshvy,
Khot s tolokna zhivoty podvelo —
Da v pozumentakh pod kazhdym sedlo,
Kon — zaglyadenye, sobachek dve svory,
Poyas cherkessky, arapnik da shpory.
Vot i pomeshchik! Doloy kartuzy.
Molcha on krutit sedye usy,
Grozen osankoy i pyshen naryadom,
Molcha povodit vlastitelnym vzglyadom.
Slushayet vazhno obychny doklad:
«Zmeyka izdokhla, v zaboyke Nabat;
Sokol sbesilsya, Khandra zakhromala».
Gladit, nagnuvshis, lyubimtsa Nakhala,
I, sladostrastno volnuyas, Nakhal
Na spinu leg i khvostom zavilyal.
V strogom poryadke, uskorennym shagom
Yedut psari po kholmam i ovragam.
Stalo svetat; proyezzhayut selom —
Dym podnimayetsya k nebu stolbom,
Gonitsya stado, s muchitelnym stonom
Ochep skripit (zapreshchenny zakonom);
Baby iz okon puglivo glyadyat,
«Glyan-ko, sobaki!» — rebyata krichat.
Vot podnimayutsya medlenno v goru.
Chudnaya dal otkryvayetsya vzoru:
Rechka vnizu, pod goroyu, bezhit,
Ineyem zelen doliny blestit,
A za dolinoy, slegka belovatoy,
Les, osveshchenny zarey polosatoy.
No ravnodushno vstrechayut psari
Yarkuyu lentu ognistoy zari,
I probuzhdennoy prirody kartinoy
Ne nasladilsya iz nikh ne yediny.
«V Banniki, — kriknul pomeshchik, — nabros!»
Borzovshchiki razyezzhayutsya vroz,
A predvoditel komandy sobachyey,
V ostrove skrylsya krikun-doyezzhachy.
Gorlo zavidnoye dal yemu bog:
To zatrubit oglushitelno v rog,
To zakrichit: «Dobiraysya, sobachki!»
Da ne davay yemu, voru, potachki!»
To zaoret: «Go-go-go! — tu-tu-tu. »
Vot i nashli — zalilis na sledu.
Varom-varit zakipevshaya staya,
Vnemlet pomeshchik, vostorzhenno taya,
V moshchnoy grudi zanimayetsya dukh,
Divnoy garmoniyey nezhitsya slukh!
Odnopometnikov lay muzykalny
Dushu unosit v tot mir idealny,
Gde ni uplat v Opekunsky sovet,
Ni bespokoynykh ispravnikov net!
Khor tak pevuch, melodichen i roven,
Chto tvoy Rossini! chto tvoy Betkhoven!
Blizhe i lay, i porskanye i krik —
Vyletel boyky rusak-materik!
Giknul pomeshchik i rinulsya v pole.
To-to razdolye pomeshchichyey vole!
Cherez ruchyi, buyeraki i rvy
Besheno mchitsya, ne zhal golovy!
V burnykh dvizhenyakh — velichiye vlasti,
Golos proniknut mogushchestvom strasti,
Ochi goryat blagorodnym ognem —
Chudnoye chto-to svershilosya v nem!
Zdes on ne strusit, zdes ne ustupit,
Zdes yego Krez za milony ne kupit!
Buynaya udal ne znayet pregrad,
Smert il pobeda — ni shagu nazad!
Smert il pobeda! (No gde zh, kak ne v bure,
I razvernutsya slavyanskoy nature?)
Zver otsedayet — i v smertnoy toske
Plachet pomeshchik, pripavshy k luke.
Zverya poymali — on diko krichit,
Migom otpazonchil, sam torochit,
Gordy udachey lyubimoy potekhi,
V zayachy khvost otirayet dospekhi
I zamirayet, glavu preklonya
K sheye pokrytogo penoy konya.
Mnogo travili, mnogo skakali,
Gonchikh iz ostrova v ostrov brosali,
Vdrug neudacha: Svirep i Terzay
Kinulis v stado, za nimi Rugay,
Sledom za nimi Ugar i Romashka —
I rasterzali v minutu barashka!
Barin velel vozmutiteley sech,
Sam zhe derzhal k nim surovuyu rech.
Prygali psy, ogryzalis i vyli
I razbezhalis, kogda ikh pustili.
Revma-revet zlopoluchny pastukh,
Za lesom kto-to rugayetsya vslukh.
Barin krichit: «Zamolchi, zhivotina!»
Ne unimayetsya boyky detina.
Barin ozlilsya i skachet na krik,
Strusil — i valitsya v nogi muzhik.
Barin otyekhal — muzhik vstrepenulsya,
Snova rugayetsya; barin vernulsya,
Barin arapnikom zlobno makhnul —
Garknul buyan: «Karaul! Karaul!»
Dolgo presledoval paren pobity
Barina branyu svoyey yadovitoy:
«My-sta tebya vzbutetenim dubyem
Vmeste s gorlastym tvoim kholuyem!»
No uzhe barin serdity ne slushal,
K stogu podsevshi, on ryabchika kushal,
Kosti Nakhalu kidal, a psaryam
Peredal flyazhku, otvedavshi sam.
Pili psari — i ugryumo molchali,
Loshadi seno iz stoga zhevali,
I v obagrennye krovyu usy
Zaytsev lizali golodnye psy.
Tak otdokhnuv, prodolzhayut okhotu,
Skachut, porskayut i travyat bez scheta.
Vremya mezh tem nezametno idet,
Pes izmenyayet, i kon ustayet.
Padayet sizy tuman na dolinu,
Krasnoye solntse zashlo vpolovinu,
I pokazalsya s drugoy storony
Ocherk bezzhiznenno-beloy luny.
Slezli s koney; podzhidayut u stoga,
Gonchikh sbivayut, szyvayut v tri roga,
I povtoryayutsya ekhom lesov
Dikiye zvuki nestroynykh rogov.
Skoro stemneyet. Uskorennym shagom
Yedut domoy po kholmam i ovragam.
Pri pereprave chrez mutny ruchey,
Kinuv povodya, poyat loshadey —
Rady borzye, dovolny tyavkushi:
V vodu zalezli po samye ushi!
V pole zavidev tabun loshadey,
Rzhet zherebets pod odnim iz psarey.
Vot nakonets dobralis do nochlega.
V serdtse pomeshchika radost i nega —
Mnogo zagubleno zayachyikh dush.
Slava userdnomu gonu tyavkush!
Iz lesu robkikh zverey vybivaya,
Chestno sluzhila ty, vernaya staya!
Slava tebya, neizmenny Nakhal, —
Ty slovno veter pustynny letal!
Slava tebe, rezvonozhka Pobedka!
Boyko skakala, lovila ty metko!
Slava userdnym i buynym konyam!
Slava vyzhlyatniku, slava psaryam!
Vypiv izryadno, pouzhinav plotno,
Barin otkhodit ko snu bezzabotno,
Zavtra velit sebya ranshe budit.
Chudnoye delo — skakat i travit!
Chut ne polmira v sebe sovmeshchaya,
Rus shiroko protyanulas, rodnaya!
Mnogo u nas i lesov i poley,
Mnogo v otechestve nashem zverey!
Net nam zapreta po chistomu polyu
Teshit stepnuyu i buynuyu volyu.
Blago tomu, kto predastsya vo vlast
Ratnoy zabave: on vedayet strast,
I do sedin molodye poryvy
V nem sokhranyatsya, prekrasny i zhivy,
Chernaya duma k nemu ne zaydet,
V prazdnom pokoye dusha ne zasnet.
Kto zhe okhoty sobachyey ne lyubit,
Tot v sebe dushu zaspit i pogubit.
Cnjhj; drheu ljvf ujcgjlcrjuj [jlbn,
Pkj,yj ptdftn b d ljcre rjkjnbn/
Vhfrjv pflthyens yt,j b lfkm,
Dtnth jctyybq yfdjlbn gtxfkm;
Gj yt,e nexb euh/vst ujybn,
Gj gjk/ kbcnmz — b ;fkj,yj cnjytn///
,fhby ghjcyekcz, c gjcntkb dcrjxbk,
D neakb j,ekcz b d hju pfnhe,bk/
Dplhjuyekb cjyyst Dfymrb b Uhbirb,
Dplhjuyekb dct — lj uhelyjuj vfkmxbirb/
Djn, ghb lhj;fotv juyt ajyfhtq,
Ldb;encz lkbyyst ntyb gcfhtq/
Rhbr, cevfnj[f!// rk/xb pfpdtytkb,
H;fdst gtnkb eyskj pfgtkb;
C uhjvjv dsdjlzn, gjzn kjifltq,
Dhtvz yt nthgbn — ctlkfq gjcrjhtq!
D cbyb[ dtyuthrf[ yf pfzxmb[ kfgrf[,
D jcnhjrjytxys[, ytcks[fyys[ ifgrf[
Ckeub njkgjq gjl]tp;f/n r rhskmwe/
K/,j ukzltnm — vjkjltw r vjkjlwe!
[jnm b [eltymrb e vyjub[ gjljids —
Lf d cthnerf[ pfnj ;tknst ghjids,
[jnm c njkjryf ;bdjns gjldtkj —
Lf d gjpevtynf[ gjl rf;lsv ctlkj,
Rjym — pfukzltymt, cj,fxtr ldt cdjhs,
Gjzc xthrtccrbq, fhfgybr lf igjhs/
Djn b gjvtobr! Ljkjq rfhneps/
Vjkxf jy rhenbn ctlst ecs,
Uhjpty jcfyrjq b gsity yfhzljv,
Vjkxf gjdjlbn dkfcnbntkmysv dpukzljv/
Ckeiftn df;yj j,sxysq ljrkfl:
«Pvtqrf bplj[kf, d pf,jqrt Yf,fn;
Cjrjk c,tcbkcz, [fylhf pf[hjvfkf»/
Ukflbn, yfuyedibcm, k/,bvwf Yf[fkf,
B, ckfljcnhfcnyj djkyezcm, Yf[fk
Yf cgbye ktu b [djcnjv pfdbkzk/
D cnhjujv gjhzlrt, ecrjhtyysv ifujv
Tlen gcfhb gj [jkvfv b jdhfufv/
Cnfkj cdtnfnm; ghjtp;f/n ctkjv —
Lsv gjlybvftncz r yt,e cnjk,jv,
Ujybncz cnflj, c vexbntkmysv cnjyjv
Jxtg crhbgbn (pfghtotyysq pfrjyjv);
,f,s bp jrjy geukbdj ukzlzn,
«Ukzym-rj, cj,frb!» — ht,znf rhbxfn///
Djn gjlybvf/ncz vtlktyyj d ujhe/
Xelyfz lfkm jnrhsdftncz dpjhe:
Htxrf dybpe, gjl ujhj/, ,t;bn,
Byttv ptktym ljkbys ,ktcnbn,
F pf ljkbyjq, ckturf ,tkjdfnjq,
Ktc, jcdtotyysq pfhtq gjkjcfnjq/
Yj hfdyjleiyj dcnhtxf/n gcfhb
Zhre/ ktyne juybcnjq pfhb,
B ghj,e;ltyyjq ghbhjls rfhnbyjq
Yt yfckflbkcz bp yb[ yt tlbysq/
«D ,fyybrb, — rhbryek gjvtobr, — yf,hjcm!»
,jhpjdobrb hfp]tp;f/ncz dhjpm,
F ghtldjlbntkm rjvfyls cj,fxmtq,
D jcnhjdt crhskcz rhbrey-ljtp;fxbq/
Ujhkj pfdblyjt lfk tve ,ju:
Nj pfnhe,bn jukeibntkmyj d hju,
Nj pfrhbxbn: «Lj,bhfqcz, cj,fxrb!»
Lf yt lfdfq tve, djhe, gjnfxrb!»
Nj pfjhtn: «Uj-uj-uj! — ne-ne-ne. »
Djn b yfikb — pfkbkbcm yf cktle/
Dfhjv-dfhbn pfrbgtdifz cnfz,
Dytvktn gjvtobr, djcnjh;tyyj nfz,
D vjoyjq uhelb pfybvftncz le[,
Lbdyjq ufhvjybtq yt;bncz cke[!
Jlyjgjvtnybrjd kfq vepsrfkmysq
Leie eyjcbn d njn vbh bltfkmysq,
Ult yb egkfn d Jgtreycrbq cjdtn,
Yb ,tcgjrjqys[ bcghfdybrjd ytn!
[jh nfr gtdex, vtkjlbxty b hjdty,
Xnj ndjq Hjccbyb! xnj ndjq ,tn[jdty!
,kb;t b kfq, b gjhcrfymt b rhbr —
Dsktntk ,jqrbq hecfr-vfnthbr!
Ubryek gjvtobr b hbyekcz d gjkt///
Nj-nj hfpljkmt gjvtobxmtq djkt!
Xthtp hexmb, ,ethfrb b hds
,tityj vxbncz, yt ;fkm ujkjds!
D ,ehys[ ldb;tymz[ — dtkbxbt dkfcnb,
Ujkjc ghjybryen vjueotcndjv cnhfcnb,
Jxb ujhzn ,kfujhjlysv juytv —
Xelyjt xnj-nj cdthibkjcz d ytv!
Pltcm jy yt cnhecbn, pltcm yt ecnegbn,
Pltcm tuj Rhtp pf vbkmjys yt regbn!
,eqyfz elfkm yt pyftn ghtuhfl,
Cvthnm bkm gj,tlf — yb ifue yfpfl!
Cvthnm bkm gj,tlf! (Yj ult ;, rfr yt d ,eht,
B hfpdthyenmcz ckfdzycrjq yfneht?)
Pdthm jnctlftn — b d cvthnyjq njcrt
Gkfxtn gjvtobr, ghbgfdibq r kert/
Pdthz gjqvfkb — jy lbrj rhbxbn,
Vbujv jngfpjyxbk, cfv njhjxbn,
Ujhlsq elfxtq k/,bvjq gjnt[b,
D pfzxbq [djcn jnbhftn ljcgt[b
B pfvbhftn, ukfde ghtrkjyz
R itt gjrhsnjuj gtyjq rjyz/
Vyjuj nhfdbkb, vyjuj crfrfkb,
Ujyxb[ bp jcnhjdf d jcnhjd ,hjcfkb,
Dlheu ytelfxf: Cdbhtg b Nthpfq
Rbyekbcm d cnflj, pf ybvb Heufq,
Cktljv pf ybvb Eufh b Hjvfirf —
B hfcnthpfkb d vbyene ,fhfirf!
,fhby dtktk djpvenbntktq ctxm,
Cfv ;t lth;fk r ybv cehjde/ htxm/
Ghsufkb gcs, juhspfkbcm b dskb
B hfp,t;fkbcm, rjulf b[ gecnbkb/
Htdvf-htdtn pkjgjkexysq gfcne[,
Pf ktcjv rnj-nj heuftncz dcke[/
,fhby rhbxbn: «Pfvjkxb, ;bdjnbyf!»
Yt eybvftncz ,jqrbq ltnbyf/
,fhby jpkbkcz b crfxtn yf rhbr,
Cnhecbk — b dfkbncz d yjub ve;br/
,fhby jn]t[fk — ve;br dcnhtgtyekcz,
Cyjdf heuftncz; ,fhby dthyekcz,
,fhby fhfgybrjv pkj,yj vf[yek —
Ufhryek ,ezy: «Rfhfek! Rfhfek!»
Ljkuj ghtcktljdfk gfhtym gj,bnsq
,fhbyf ,hfym/ cdjtq zljdbnjq:
«Vs-cnf nt,z dp,entntybv le,mtv
Dvtcnt c ujhkfcnsv ndjbv [jketv!»
Yj e;t ,fhby cthlbnsq yt ckeifk,
R cnjue gjlctdib, jy hz,xbrf reifk,
Rjcnb Yf[fke rblfk, f gcfhzv
Gthtlfk akz;re, jndtlfdib cfv/
Gbkb gcfhb — b euh/vj vjkxfkb,
Kjiflb ctyj bp cnjuf ;tdfkb,
B d j,fuhtyyst rhjdm/ ecs
Pfqwtd kbpfkb ujkjlyst gcs/
Nfr jnlj[yed, ghjljk;f/n j[jne,
Crfxen, gjhcrf/n b nhfdzn ,tp cxtnf/
Dhtvz vt; ntv ytpfvtnyj bltn,
Gtc bpvtyztn, b rjym ecnftn/
Gflftn cbpsq nevfy yf ljkbye,
Rhfcyjt cjkywt pfikj dgjkjdbye,
B gjrfpfkcz c lheujq cnjhjys
Jxthr ,tp;bpytyyj-,tkjq keys/
Cktpkb c rjytq; gjl;blf/n e cnjuf,
Ujyxb[ c,bdf/n, cpsdf/n d nhb hjuf,
B gjdnjhz/ncz ‘[jv ktcjd
Lbrbt pderb ytcnhjqys[ hjujd/
Crjhj cntvyttn/ Ecrjhtyysv ifujv
Tlen ljvjq gj [jkvfv b jdhfufv/
Ghb gthtghfdt xhtp venysq hextq,
Rbyed gjdjlmz, gjzn kjifltq —
Hfls ,jhpst, ljdjkmys nzdreib:
D djle pfktpkb gj cfvst eib!
D gjkt pfdbltd nf,ey kjifltq,
H;tn ;tht,tw gjl jlybv bp gcfhtq///
Djn yfrjytw lj,hfkbcm lj yjxktuf/
D cthlwt gjvtobrf hfljcnm b ytuf —
Vyjuj pfue,ktyj pfzxmb[ lei/
Ckfdf ecthlyjve ujye nzdrei!
Bp ktce hj,rb[ pdthtq ds,bdfz,
Xtcnyj cke;bkf ns, dthyfz cnfz!
Ckfdf nt,z, ytbpvtyysq Yf[fk, —
Ns ckjdyj dtnth gecnsyysq ktnfk!
Ckfdf nt,t, htpdjyj;rf Gj,tlrf!
,jqrj crfrfkf, kjdbkf ns vtnrj!
Ckfdf ecthlysv b ,eqysv rjyzv!
Ckfdf ds;kznybre, ckfdf gcfhzv!
Dsgbd bphzlyj, gje;byfd gkjnyj,
,fhby jn[jlbn rj cye ,tppf,jnyj,
Pfdnhf dtkbn ct,z hfymit ,elbnm/
Xelyjt ltkj — crfrfnm b nhfdbnm!
Xenm yt gjkvbhf d ct,t cjdvtofz,
Hecm ibhjrj ghjnzyekfcm, hjlyfz!
Vyjuj e yfc b ktcjd b gjktq,
Vyjuj d jntxtcndt yfitv pdthtq!
Ytn yfv pfghtnf gj xbcnjve gjk/
Ntibnm cntgye/ b ,eqye/ djk//
,kfuj njve, rnj ghtlfcncz dj dkfcnm
Hfnyjq pf,fdt: jy dtlftn cnhfcnm,
B lj ctlby vjkjlst gjhsds
D ytv cj[hfyzncz, ghtrhfcys b ;bds,
Xthyfz levf r ytve yt pfqltn,
D ghfplyjv gjrjt leif yt pfcytn/
Rnj ;t j[jns cj,fxmtq yt k/,bn,
Njn d ct,t leie pfcgbn b gjue,bn/