- Кабели для эхолотов Humminbird
- Заказать
- HUMMINBIRD
- Каталог товаров
- Что нового?
- Как правильно подключить провод эхолота к аккумулятору
- Оснащение эхолота
- 1. Источник питания. Батарея (В комплект эхолота не входит)
- 2. Струбцина крепления датчика к корме
- 3. Коробка-кейс и как все правильно собрать «до кучи»?
- 4. Правильная установка датчика-излучателя
- Для качественного изображения на экране, важно:
- Выбор места для фиксации датчика
- Установка датчика
- Подготовка базы для эхолота
- Определение местоположение эхолота
- Подключение кабеля
- Монтаж основы для эхолота
- Подключение эхолота к датчику
- Установка прибора
- Заключение
- Зачем нужен аккумулятор для эхолота
- Аккумулятор для эхолота 12 вольт
- Как выбрать
- Подключение
- Аккумулятор для эхолота 12 вольт — обзор моделей с ценами
- FIAMM FG 20451 (Италия) стоимостью от 1072 до 1131 р.
- Delta DTM 1209 (Китай), цена которого составляет 1202-1273 р.
- BB Battery HR 15-12 (Китай), цена — 1189-1347 р.
- Зарядное устройство
- Использование аккумулятора для эхолота 12 вольт в зимний период
- Комментарии 12
- Шаг 1. Планирование
- Шаг 2. Создание схемы
- Шаг 3. Аккумуляторы
- Шаг 4. Главный выключатель
- Шаг 5. Главный предохранитель
- Шаг 6. Размещение оборудования
- Шаг 7. Блоки предохранителей
- Шаг 8. Размещение на схеме
- Шаг 9. Сечение и длина кабеля
- Шаг 10. Соединение кабелей
- Шаг 11. Предохранители
- Шаг 12. Установка оборудования
Кабели для эхолотов Humminbird
Применяется для замены штатного кабеля при его повреждении или утере.
Кабель питания предназначен для замены комплектного кабеля в случае его потери/повреждения.
Кабель питания предназначен для замены комплектного кабеля эхолотов Humminbird серии Onix/Solix в случае его потери или повреждения.
Кабель адаптер для подключения к сети Ethernet приборов Humminbird серий: 7х8, 8х9, 9х9, 11х9, Helix, Helix G2N. Длина кабеля 30 см.
Кабель AS EC CHART используется при работе с программой AutoChart и AutoChart Pro для подключения эхолотов/картплоттеров Humminbird к ПК или ноутбуку.
Кабель — адаптер AS GPS NMEA служит для подключения эхолотов Humminbird ONIX и SOLIX к внешнему GPS приемнику AS GRP или AS GPS HS (с компасом).
Универсальный кабель-адаптер МКR-US2-8 для подключения встроенного в троллинговый электромотор Minn Kota двухлучевого датчика (моторы с индексом US/2) c эхолотом Humminbird 200 кГц / 83 кГц.
Ethernet-кабель, длиной 0,6 м. для подключения Ehternet-совместимых приборов Humminbird.
Ethernet-кабель, длиной 3м, для подключения Ehternet-совместимых приборов Humminbird.
Ethernet-кабель, длиной 6м, для подключения Ehternet-совместимых приборов Humminbird.
Ethernet-кабель, длиной 10м, для подключения Ehternet-совместимых приборов Humminbird.
Ethernet-кабель AS ECX 30E 8-pin позволяет удлинять стандартные Ethernet – кабели Humminbird. Длина кабеля – 9 метров.
Водонепроницаемый коммутатор Humminbird AS ETH 5PXG предназначен для подключения различных устройств Humminbird по сети Ethernet. Предназначен для работы с приборами Humminbird серий: 8×9, 9×9, 11×9, Onix, Ion, Helix, Solix, а также другого совместимого оборудования.
Кабель удлинитель для датчика эхолота Humminbird Onix и Solix. Длина кабеля — 3 метра.
Удлинитель кабеля датчика Humminbird, длина — 3 метра. Разъем — 9 pin.
Кабель-адаптер 9 M360 2DDI Y позволяет подключить датчик кругового обзора MEGA 360 Imaging и 7-контактный датчик сонара 2D / MDI к совместимому эхолоту Humminbird Helix.
Кабель-адаптер 14 M360 2DDI Y позволяет подключить датчик кругового обзора MEGA 360 Imaging и 14-контактный датчик сонара 2D / MDI к совместимому эхолоту Humminbird Solix и Helix.
Humminbird 720104-1 Adapter Cable 14 M SILR Y — используется для получения сигнала от двух датчиков Side Imaging на одном устройстве. Применяется в случае, когда одна из сторон датчика Side Imaging перекрыта конструктивными элементами катера. Кабель используется с моделями Humminbird SOLIX, ONIX и ION. Поддержка технологии MEGA Side Imaging.
Y – кабель предназначен для разделения левого и правого канала при подключении двух датчиков с технологией Side Imaging. Позволяет использовать два датчика Side Imaging с одним дисплеем, без необходимости использовать дополнительный переключатель. Кабель AS SILR Y используется в случаях, когда особенности корпуса или помеха от двигателя лодки блокируют одну сторону сигнала трансдьюсера Side Imaging.
Кабель-адаптер 14 M SIDB Y (AS 14 SI LRY) предназначен для разделения левого и правого канала при подключении двух датчиков с технологией MEGA Side Imaging. Также предназначен для подключения датчиков DualBeam с разъемом 14-pin. Позволяет использовать два датчика Side Imaging с одним дисплеем, без необходимости использовать дополнительный переключатель. Кабель используется в случаях, когда особенности корпуса или помеха от двигателя лодки блокируют одну сторону сигнала трансдьюсера Side Imaging.
Заказать
Отправьте заказ и оператор перезвонит Вам в ближайшее время для уточнения всех деталей оплаты и доставки.
К числу необходимых аксессуаров для эхолотов относятся кабели и удлинители к ним.
Одна из подкатегорий данных предметов — кабели питания, которые необходимы тогда, когда потерялся или испортился кабель, который был в комплекте с эхолотом при покупке. Друг от друга они отличаются мощностью и совместимостью с разными моделями эхолотов.
Следующая разновидность — кабель для соединения с компьютером. Существуют эхолоты для рыбалки, которые не читают SD-карты, для них и предусмотрены такие аксессуары. Есть еще модели, предназначение которых — обмен данными между эхолотами и GPS-приёмниками.
Также, если вы приобретаете новый датчик на старую модель эхолота, то вам обязательно понадобится кабель-переходник.
HUMMINBIRD
Humminbird – динамично развивающаяся компания. Уже более 40 лет компания Humminbird является одним из признаных мировых лидеров в области разработки и производства эхолотов.
Каталог товаров
Что нового?
© Официальный магазин Humminbird.
Информация на сайте не является публичной офертой.
Как правильно подключить провод эхолота к аккумулятору
Оснащение эхолота
1. Источник питания. Батарея (В комплект эхолота не входит)
- Обыкновенная необслуживаемая батарея. Ее относительно легко найти в продаже. Главное, убедитесь, что она достаточно свежая. Наиболее удачная емкость батареи для большинства эхолотов 7Ah. Такой батареи для черно-белой модели хватит на 3 дня активной рыбалки, практически не выключая питания. Для питания цветной модели такой аккумулятор протянет приблизительно 2 дня (зависит от яркости экрана, частоты включения, размера экрана и т.д.), что вполне достаточно. Но все же, рекомендую обзавестись на всякий случай второй такой же батареей и спрятать ее где-нибудь в машине, если вдруг, в неподходящий момент «сядет» первая батарея, потому что забыли зарядить ее после прошлой рыбалки, или, если собрались рыбачить больше 3 дней.
В тоже время, если Вы обзавелись серьезной техникой, например, Lowrance HDS-8 c дополнительным блоком Lowrance StructureScan и собрали все это в коробке для мобильного использования, что, кстати, реально и очень удобно для использования на «резинках», лучше подойдет 12-ти, а ещё лучше 20-ти Ah аккумулятор.
И наконец, если Вы собираетесь использовать эхолот зимой — лучше купить маленький блок, чтобы собрать 4-х амперный аккумулятор из стандартных батареек. Такой комплект будет легкий, компактный и быстрый (в смысле быстро включаемый и выключаемый), с предельно низким энергопотреблением.
Про остальные зарядки не знаю, так как пользуюсь только СТЕК. Мне просто страшновато оставлять «непонятно» работающую подзарядку без присмотра. Я знаю, что если что-то не так, он сам отключится и «уснет» (переключится в режим ожидания), а не вспыхнет в помещении.
2. Струбцина крепления датчика к корме
На сегодняшний день придумано много разных конструкций, в основном удачных. Конкретно для вашей лодки следует обратить внимание на достаточную длину штанги, чтобы дотянуться датчиком до угла транса (кормы). Ее длина должна позволить вынести датчик на уровень линии днища Вашей лодки. С этим могут быть определенные сложности, если лодка имеет высокий транец и большой угол кильватости в корме. Хотя на таких лодках чаще всего ставят датчик стационарно на транце.
Второй момент — это достаточная ширина захватной части струбцины. Бывает что транцевая доска настолько широкая, что даже полностью вывинченный болт струбцины все равно не позволяет одеть ее на транец.
3. Коробка-кейс и как все правильно собрать «до кучи»?
Первый вариант — на рыболовном ящике.
Популярный, но, по моему мнению, не самый лучший вариант.
Недостатки: недостаточно устойчивая конструкция (может кувыркнуться), сложно отыскать подходящий размер, относительная дороговизна.
Достоинства: достаточно высокая прочность особенно при минусовых температурах. Такой ящик не боится долгих лет работы под ультрафиолетом и затем на морозе.
Мой способ.
В разобранном виде.
В походном положении.
Достоинства: легко отыскать на хозяйственных рынках, много размеров, видно, что внутри, очень устойчив, невысокая стоимость.
Недостатки: хрупковат на морозе, особенно после нескольких лет эксплуатации под влиянием ультрафиолета. Желательно укрепить дополнительно пластинкой внутреннюю сторону крышки, если устанавливается относительно тяжелая «голова», например HDS-8 или HDS-10 (хотя для такой техники лучше подобрать что-то поприличнее, например, ударопрочный, водозащищенный кейс точно подобранного размера).
Сохраните ссылку прямо сейчас, чтобы не забыть
За неименем, на первое время можно обойтись и рассмотренным ящиком. При выборе обращайте внимание на качество пластика (желательно максимально эластичный) и, особенно, обращайте внимание на хорошее исполнение боковых застежек. Практика показывает, что ящика хватает на сезон, но учитывая копеечную стоимость и удачную форму все равно, как по мне — оптимальный вариант. Еще удобно, что он прозрачен, и видно все ли на месте не открывая крышку. Для продления жизни ящик можно обмотать по периметру скотчем.
4. Правильная установка датчика-излучателя
От этого напрямую зависит качество картинки на экране и способность работать на максимальных скоростях.
Линия транца условно разделяет датчик пополам. Датчик по возможности перпендикулярен поверхности воды или в данном случае земли без наклонов вперед или назад. Гайка затянута в меру сильно, чтобы при ударе позволить датчику откинуться назад. Но в тоже время не очень, чтобы он не подворачивался просто от давления набегающего потока. Кронштейн датчика имеет длинные прорези для сдвигания его вверх или вниз. Изначально поставьте датчик в центр прорезей, чтобы в дальнейшем было место для маневра. Если в ходе рыбалки у Вас вдруг пропало нормальное изображение, первое что Вы должны сделать — это проверить рукой положение и, вообще, наличие датчика. Делать это нужно осторожно, лучше выключив эхолот. Однажды проверяя установку одного мощного датчика я испытал очень неприятные ощущения.
Два типа установки датчика : стационарный вариант и на струбцине. Струбцина позволяет при необходимости снять датчик и перенести на другую лодку. В тоже время струбцина имеет риск быть незаметно сбитой или сдвинутой в сторону, что может привести к ухудшению изображения.
На гребной лодке без двигателя лучше установить по килевой линии.
Что касается сдвига датчика вправо-влево по транцу (это касается в основном глиссирующих лодок) — здесь все несколько сложнее. Многое зависит от конкретной лодки, точнее от формы и конструкции днища, особенно ее реданов. И место установки определяется каждый раз индивидуально с последующим тестом на воде.
Хорошо установленный трансдюсер (датчик) в идеале должен:
- Держать контакт с дном на любых скоростях при полном вывороте руля вправо-влево на максимально возможной скорости.
- Не влиять на крен лодки.
- Не создавать существенных брызг за кормой, обливающих пассажиров и мотор особенно при заморозках.
- Отображать на максимальной скорости большой косяк рыбы и крупную корягу.
- Быть достаточно защищенным от механического воздействия льдин или жестких водорослей, например чалима (водяного ореха).
- Работа двигателя должна создавать для него минимальные помехи.
Можно порекомендовать одолжить на время у кого-то струбцину и подвигать ее вверх-вниз, вправо-влево. Таким образом, предварительно найти место установки без сверления транца в ненужном месте.
Для качественного изображения на экране, важно:
Точностью наклона вправо — влево можно особо не заморачиваться. Принцип работы такого типа датчиков построен так, что бортовая качка и крен (наклон судна в сторону борта) особо не влияют на показания. В тоже время постоянный неправильный наклон вперед-назад делают изображение как минимум некрасивым. Конечно, если датчик от удара сильно подскочил назад — это естественно отразится на показании глубины (в большую сторону разумеется). Поэтому, если вдруг в знакомом Вам месте глубина стала намного больше, чем было всегда — проверьте, не поднялся ли датчик.
Дуга-рыба. На современных эхолотах со встроенным Бродбенд процессором дуга-рыба будет более толстая, даже скорее объемная. Если вы заметили, что на экране все объекты в толще воды наклонились вперед или назад — это значит, что Ваш датчик наклонился и его нужно поправить.
Для сканирующих датчиков с частотами 800-455 кГц: Датчик без боковых лучей, в принципе, еще менее требовательный к точности всех наклонов (по крайне мере мне так показалось). Но, тем не менее, искажает картинку при качке несколько больше, чем 2Д сонар датчик. И сделать с этим ничего не получиться, кроме как выбирать погоду или курс лодки таким образом, чтобы свести к минимуму качку судна.
Скришот экрана сделанный в открытом море при значительном волнении.
Датчик боковых лучей к наклонам вперед-назад не слишком требователен. Но наклоны вправо-влево ощутимо влияют на картинку в экране. То есть при наклоне на один борт качество изображения, скорее всего, существенно не измениться, просто полоски полезного изображения справа-слева от лодки будут разной величины — одна большая, другая маленькая. Из этого вывод — старайтесь держать лодку в горизонте, то — есть без крена на один борт. Бортовая качка еще больше ухудшает изображение боковых лучей. Выход, как и в случае с датчиком без боковых лучей — погода и курс.
Есть еще одно решение — вынести датчики на буксируемую торпеду. Смысл в том, что лодка живет своей жизнью, а датчики на торпеде своей, более спокойной. Плюс на качество работы меньше влияет поверхностные шумы (волна, турбуленция, пузырьки, и т.д.). Также, это достаточно удобное решение для работы на арендованном, чужом судне с высокой неудобной, порой даже невозможной для установки струбцины кормой.
Лично мой портативный сканирующий эхолот с системой (планшетным компьютером) для создания 3Д карт высокого разрешения и подключения подводной видеокамеры для записи изображения умещается в небольшой герметичный ударопрочный чемоданчик. А торпеда разбирается до обычного пластикового цилиндра. Все это имеет минимальный вес и габариты для наименьшей переплаты за багаж в случаи авиа перелета.
В следующей статье цикла постараюсь, насколько это возможно просто, растолковать: какие частоты и лучи бывают, для чего они нужны, что они нам дают, когда, какие и как использовать.
За подготовку материала выражаем благодарность специалисту по установке и настройке морского навигационного оборудования, Орлову Юрию
Эхолоты для рыбалки все чаще используются в качестве опционального обеспечения катеров. Однако не всегда владельцам удается добиться желаемого эффекта эксплуатации навигационной системы. Отчасти это связано с нарушениями в использовании устройства, но проблемы могут возникать и по причине неправильного монтажа. Корректная инсталляция эхолота для катера предполагает и правильное расположение компонентов системы, и их надежную фиксацию.
Выбор места для фиксации датчика
Практически все модели сонаров для плавсредств комплектуются выносными датчиками, требующими отдельной установки. Начинать комплекс работ по креплению навигационной системы следует именно с этого устройства. Первым делом нужно найти место для оптимального размещения датчика. Желательно ориентироваться на плоскую площадку, рядом с которой нет ни выступов, ни отверстий.
На работу чувствительного элемента не должна оказывать влияние турбулентность, возникающая при движении техники. Поэтому искать точку монтажа следует именно в процессе работы двигателя. Его лопасти с завихрениями воды не должны мешать функции навигатора. Эхолот для катера может устанавливаться и на транце, но датчик на этой площадке можно фиксировать только при условии, что винт не находится перед транцем. Когда отстраненная от внешних воздействий зона будет найдена, следует проверить возможность погружения устройства в воду и приступать к монтажу.
Установка датчика
Обычно в комплекте с эхолотами поставляются шаблоны с конфигурацией отверстий для сверления. По этому приспособлению следует маркировать монтажные точки. Далее необходимо проделать отверстия. Диаметр сверла зависит от конструкции несущей оснастки – как правило, толщина составляет несколько миллиметров. После этого можно приступать к сборке устройства.
В первую очередь соединяется корпус и несущая основа. Непосредственно установка датчика эхолота на катер производится с помощью винтов через проделанные отверстия. В обязательном порядке узел крепления смазывается силиконом для герметизации. Рабочие манипуляции следует выполнять аккуратно, чтобы не повредить начинку чувствительного элемента. Малейший удар способен сделать работу датчика некорректной.
Подготовка базы для эхолота
Для установки прибора используется специальная база – несущая основа, обеспечивающая жесткость крепления с минимальными нагрузками на аппаратную часть. Сборка этого приспособления может выполняться по-разному в зависимости от конкретной модели. Главное на этом этапе – произвести ее соединение с эхолотом. Эта операция обычно реализуется посредством тех же винтовых метизов в корпусе.
Важно убедиться, что эхолот для катера правильно посажен в предназначенное для него гнездо. Об этом будет свидетельствовать отсутствие раскачиваний устройства при тряске относительно несущей платформы. В некоторых конструкциях предусматривается и возможность изменения положения эхолота на базе. Для этого прикрученные винты ослабляются, а корпус прибора поворачивается по линиям регулировки. Окончательную позицию желательно определить до монтажных работ, обеспечив достаточную затяжку крепежей.
Определение местоположение эхолота
На этом этапе необходимо найти подходящее место для размещения установочной панели, на которой будет зафиксирован прибор. Его следует определять с учетом нескольких факторов. В первую очередь до монтажной точки должен дотягиваться кабель от самого датчика. При необходимости можно приобрести и некомплектный более длинный провод, но лучше обходиться штатной фурнитурой. Также выбирать место следует исходя из возможности доступа к эхолоту изнутри корпуса. Это позволит его надежнее установить и отрегулировать.
Учитываются и эргономические нюансы. Если не планируется использовать эхолот для катера на регулярной основе, то монтажные работы при установке и разборке должны быть максимально облегчены. К этому стоит добавить и доступность к монитору аппарата в процессе эксплуатации. Дисплей должен быть хорошо виден с обычной позиции пользователя.
Подключение кабеля
Обычно в комплектах предусматриваются питающие провода на 2-3 м. Желательно использовать длину кабеля ровно на ту дистанцию, которой будет достаточно для связки прибора и источника энергоснабжения. Заранее рассчитывается и соответствие прибора системе питания. Как правило, стандартный эхолот для катера GPS требует подключения к цепи на 12 В. Непосредственно подключение осуществляется через предохранитель. Его следует размещать или возле панели крепления, или рядом с аккумулятором. Некоторые модели предохранителей также требуют использования клемм, которыми следует запасаться в отдельном порядке – их часто не поставляют в комплектах. Также рекомендуется на случай выхода из строя основной батареи или конфликтов между разными электротехническими каналами устанавливать и резервный блок питания.
Монтаж основы для эхолота
В зависимости от конструкции прибора и типа его соединения с несущей базой установка может выполняться в сборном виде или по отдельности. Чаще всего крепление осуществляется по второму принципу. Но для определения оптимального способа инсталляции важно ответить на следующий вопрос: как правильно установить эхолот на катер, чтобы в ходе крепления не повредилась его начинка? Только монтаж в разобранном виде позволит исключить риск повреждения устройства.
Далее вновь помечаются точки крепления и с помощью дрели выполняются отверстия нужного диаметра. В этот раз потребуются и отдельные отверстия для проводки кабеля, который должен быть пропущен до фиксации основы. Установка выполняется комплектным крепежом. Сильно сдавливать метизы не стоит, поскольку излишнее напряжение может привести к деформации поверхности корпуса лодки.
Подключение эхолота к датчику
Это завершающий этап в части электротехнических работ. Кабель от датчика подключается к навигационному аппарату с помощью специальных разъемов и штекеров. Для определения оптимальной длины захода провода в ранее подготовленное отверстие следует произвести временную установку эхолота на катер в соответствующую позицию. Кабеля должно хватать на возможность поворота дисплея, а лишняя длина обрезается.
При наличии комплектных фиксаторов провода их следует использовать на этом этапе. Перед тем как снять монитор, систему следует протестировать. Проверяются рабочие параметры интерфейса, а также чувствительность датчика. Отдельное внимание уделяется звуковым сигналам. Обычно эта функция не работает исправно, если электропроводка была подключена с ошибками или в контуре имеет место повреждение изоляции.
Установка прибора
Основные монтажные работы по креплению эхолота производятся внутри корпуса. Это наиболее надежная конфигурация установки, но она возможна только в случае если корпус катера однослойный. Монтаж выполняется двумя способами: посредством крепежей и эпоксидного клея. Желательно использовать одновременно два средства, что добавит прочности конструкции. На внутренней стороне корпуса также устанавливается платформа, соответствующая по схеме расположения отверстий основной внешней базе. При необходимости можно вывести и дополнительные коммуникации в нишу конструкции.
Теперь следует ответить на другой вопрос: как установить эхолот на катер, чтобы он допускал минимум помех? К сожалению, заранее просчитать воздействие шумов на сигнал сложно. Однако их уровень можно снизить, если рядом с техникой и в подкорпусной нише исключить прохождение сторонней проводки. Монтаж осуществляется винтами, после того как панель изнутри будет корректно установлена и зафиксирована эпоксидным клеем. Важно подчеркнуть, что силикон в этом случае не применяется, поскольку аналогичные составы тоже негативно сказываются на качестве приема сигналов.
Заключение
Если монтаж был правильно произведен, то появятся все основания рассчитывать на эффективную работу устройства. Но, опять же, не стоит забывать и о правилах эксплуатации эхолота для катера, которые часто нарушаются. К примеру, многие производители не рекомендуют использовать навигатор при движении на большой скорости. Также следует осторожно преодолевать мелководья и участки с затопленными объектами. В таких зонах оборудование может показывать некорректные данные. К тому же показания могут обновляться лишь через определенные временные интервалы, и для точной фиксации параметров на конкретном участке придется остановить катер.
Все рыболовы рано или поздно начинают задумываться о приобретении эхолота. Если вы ловите с лодки и на больших водоемах, то наличие эхолота помогает вам «понять водоем» и его рельеф, быстро обнаружить местонахождение рыбы или её перспективные места обитания. Зачастую именно наличие эхолота помогает начать ловить рыбу сразу, не тратя время и силы на многодневные наблюдения за водоемом и поведением рыбы в нем. Конечно эхолот – не волшебная палочка и при его включении рыба не начнет сама запрыгивать к вам в лодку. Это всего лишь прибор, дающий думающему рыболову множество ценной и полезной информации. Итак, что же нужно для начала работы с эхолотом?
В этой статье мы расскажем и покажем, как подключить и настроить самый простой эхолот на примере следующего комплекта начинающего «эхолотчика»:
От Аккумулятора питание подается через клеммы аккумулятора на входные клеммы эхолота. Если у вас есть возможность подключить эхолот к бортовой системе электроснабжения лодки (если таковая имеется), то конечно аккумулятор (и зарядное устройство) можно не использовать. Также можно использовать в качестве питающих элементов соединенные последовательно обычные батарейки в совокупности составляющие напряжение 12V, но этот вариант гораздо менее экономичен и потребует конструирования удобного и компактного «контейнера для батареек». В то время как аккумулятор прослужит вам при аккуратном использовании несколько лет и окупит себя в первый же сезон. Автор этой статьи пользуется аккумулятором 7а/ч уже пятый год используя его в год на 20-30 2-3 дневных рыбалках в разное время года.
Зарядное устройство – для аккумуляторов вышеприведенной серии идеально подходят зарядные устройства «Сонар» с регулятором силы тока или без него. Конечно, можно заряжать аккумулятор и обычным автомобильным зарядным устройством, но в этом случае нет гарантии правильного алгоритма зарядки аккумулятора и возможен его выход из строя. Зарядные же устройства «Сонар» компактны и проверены в работе именно с вышеприведенными аккумуляторами. Существует два варианта зарядных устройств «Сонар»: от сети 220В и от автомобильного прикуривателя. Какой вариант выбрать вам, зависит от ваших условий использования эхолота. Обычно Аккумулятора 7А/ч хватает на 2-3 дня активного использования и большинство рыболовов заряжает его дома от сети. Но при дальних и длительных поездках к удаленным от жилых мест водоемам более уместно брать с собой автомобильное зарядное устройство.
Крепление датчика эхолота – очень удобная и универсальная вещь, с помощью которой вы сможете легко и быстро установить датчик эхолота на транец (или другую вертикальную плоскость крепления) практически любой моторной лодки, отрегулировать его установку по высоте (глубине), а также при необходимости быстро его снять (поднять). Рекомендуется брать датчики из алюминия и с регулятором по высоте. Не нужен он только в одном случае – если вы устанавливаете ваш эхолот на лодку стационарно и не предполагаете его снимать и использовать на других лодках. В таком случае можно использовать стационарный (несъемный) крепеж датчика, поставляемый в комплекте с любым эхолотом. Если же вы ловите с разных лодок, например берете их в прокат, то это крепление съекономит вам много сил и нервов и вы безусловно не зря потратите на него деньги.
Итак, у нас есть все четыре элемента комплекта, мы знаем, для чего они нужны, хотим установить их и настроить эхолот. Начнем с подключения эхолота к питанию (в нашем варианте к аккумулятору).
Обычно в комплекте эхолота на питание идет шлейф (кабель) различной длины (от 1 до 5 м), который состоит из разъема для подключения к экрану (голове) эхолота и из 2-х (иногда больше) оголенных на конце проводов. Это сделано для того, чтобы подключить их в зажимы бортовой системы питания или припаяв к ним клеммы к аккумулятору. Подсоединим разъем эхолота к экрану, затем соединим провода с клеммами аккумулятора (красный провод к красной клемме, черный к черной). Для лучшего и более надежного соединения рекомендуется припаять к проводам соответствующие по размеру клеммы. Теперь можно включить эхолот.
Перед началом работы с эхолотом нужно его настроить. Обычно все эхолоты поставляются на российский рынок с заводскими настройками. Если только вы не урожденный подданный англоязычной страны или не приверженец «родного» языка приборов, то перед началом работы вам необходимо настроить меню эхолота так, как вам удобно. Не будем приводить тут всех вариантов настроек, так как большинство из них — дело вашего собственного вкуса, вот только основные из них:
Настройка параметров Эхолота
Нажимаем на экране эхолота кнопку MENU, затем первым делом меняем язык. Заходим в пункт SETTING | SYSTEM | LANGUAGE. Там выбираем RUSSIAN и далее управлять меню можно уже на русском языке. Настраиваем параметры эхолота согласно нижеприведенному перечню:
Системные
— Симулятор (ВКЛ., чтобы посмотреть как все выглядит на экране эхолота. После того как все проверите ОБЯЗАТЕЛЬНО поставьте в этом пункте ВЫКЛ! Бывали случаи, когда некоторые «новички» несколько рыбалок ловили рыбу используя симулятор эхолота)
— Язык (Русский)
— Бипер (ВКЛ)
— Контраст (настраиваем по вкусу)
Потом в MENU по порядку выставляем настройки:
— Глубина (выбираем метры вместо футов)
— Чувствительность (можно оставитть АВТО)
— Прокрутка (для начала лучше поставить среднее)
— Зум (оставить ВЫКЛ)
Сигнализация
— Батарея (выставляем уровень сигнализации разряда батареи — 2А)
— Мель (1.0М или ВЫКЛ, если вы ловите на мелководье)
— Глубина (ВЫКЛ)
— Рыба (ВКЛ)
Графика
— Значки рыб (выбираем значек с рыбкой и цифрой на белом фоне)
— Луч (узкий)
— Белая линия (ВКЛ)
— Автоусиление (среднее)
Цифры
— Размер (малые)
— Батарея (Показ)
— Температура воды (АВТО, будет отображаться ТОЛЬКО при работе датчика эхолота в воде)
— Глубина (М, метры )
— Температура (°С, градусы цельсия)
Основные настройки эхолота сделаны, теперь нужно подготовить к работе крепление датчика эхолота.
Подготовительную часть можно считать законченной, следующий этап — подключение и установка вашего комплекта «эхолотчика» уже непосредственно на лодку.
Итак мы наконец в лодке. Первое, что стоит сделать для установки эхолота — это определить место для установки головной части, то есть экрана эхолота. Он должен находиться недалеко от вашего места в лодке, желательно на расстоянии вытянутой руки и так, чтобы вам было удобно наблюдать за показаниями эхолота, не сильно отвлекаясь от других не менее важных дел. Для установки экрана эхолота сейчас существует множество удобных приспособлений, таких как специальные площадки крепления, на множестве которых мы не будем заострять внимания. Главное, чтобы площадка была ровной и давала возможность надежно закрепить держатель экрана. Сначала устанавливается стационарная часть крепления (на шурупы) к которой уже с помощью зажимного винта крепится ответная часть поворотного механизма. После этого к «голове» эхолота подключается шлейф-кабель, затем этот же кабель соединяется (в некоторых моделях он единый) с кабелем датчика эхолота. Датчик (который мы уже закрепили на держателе) устанавливается на транец лодки с помощью струбцины и регулируется по высоте так, чтобы он не выступал за нижний край транца (подробно о вариантах установки датчика). В последнюю очередь подключается питание эхолота. Лучше всего, чтобы все провода и аккумулятор были компактно уложены и не мешали вашему передвижению по лодке. Теперь включаем собственно эхолот и проверяем его работу. При необходимости настраиваем соответственно с окружающими погодными и прочими условиями подсветку и прочие параметры работы эхолота. ВСЁ! Наконец-то эхолот готов к работе! Осталось только найти и поймать с помощью него нужную вам рыбу и отдать должное сплаву научного прогресса и ваших рыболовных навыков. Удачи на водоёмах!
Рыбная ловля известна людям с древнейших времен. И всегда перед рыбаками вставал один и тот же вопрос: «Как обнаружить рыбу?». В наше время эту задачу успешно помогает решить электронный эхолот. Первоначально эхолот разрабатывался для морских и речных судов. С его помощью можно было отслеживать глубины и определять местонахождение различных подводных препятствий. Эхолот помогал обходить мелководные участки и подводные рифы.
Дальнейшее развитие этих приборов привело к созданию специальных рыболовных эхолотов, которые показывали глубину, рельеф дна и наличие рыбы на исследуемом участке. В настоящее время эхолоты могут дополнительно измерять и показывать на мониторе температуру воды, атмосферное давление и другие параметры, влияющие на поведение рыбы.
Таким образом, современный эхолот значительно облегчает человеку процесс подготовительной рутинной работы, позволяя ему наслаждаться непосредственно рыбалкой.
Зачем нужен аккумулятор для эхолота
Как и любому электронному устройству, эхолоту требуется источник электропитания. Если у владельца моторной лодки имеется возможность подключить эхолот к бортовой электросети, то дополнительный источник питания не потребуется. В противном случае, а также в условиях зимней рыбалки необходимо позаботиться о его наличии. Как правило, таким источником питания служат аккумуляторы, специально разработанные для эхолотов.
Аккумулятор для эхолота 12 вольт
Современные рыболовные эхолоты работают от сети постоянного тока напряжением 12 В. На отечественном рынке аккумуляторов присутствует огромное количество таких изделий, производимых различными изготовителями.
Обычно эхолот работает в циклическом режиме, предусматривающем использование аккумулятора до полного его разряда. Поэтому для работы с эхолотами используют аккумуляторы, которые хорошо переносят глубокий разряд. К ним относятся необслуживаемые аккумуляторы, изготавливаемые по AGM технологии.
В связи с тем, что эти аккумуляторы выполнены в герметизированном корпусе, их можно эксплуатировать в любом положении, не опасаясь вытекания электролита.
Как выбрать
Для бесперебойной работы эхолота используют аккумуляторы с рабочим напряжением 12 В и емкостью от 1 до 15 Ач.
Как ни странно это звучит, но основными параметрами, влияющим на выбор необслуживаемого аккумулятора, являются его габаритные размеры. Ведь посадочное место под аккумулятор определяется конструкцией эхолота или плавающего средства, и выбранный аккумулятор должен без проблем там разместиться.
Также необходимо обратить внимание на его работоспособность в диапазоне температур от -10 до +40 градусов Цельсия и на:
- возможность работы в любом положении;
- герметичность;
- небольшой вес;
В качестве источника питания эхолота можно использовать и соединенные последовательно батарейки напряжением 1,5 В х 8 = 12 В. Однако этот вариант менее экономичен, так как во время рыбалки необходимо иметь под рукой несколько запасных комплектов батареек. Кроме того, требуется изготовить своими руками специальный водонепроницаемый контейнер для их размещения.
Подключение
Как правило, в комплект поставки эхолота входит специальный электрический кабель. Он бывает различной длины (от 1 до 5 метров) и оснащен специальным разъемом для подключения к эхолоту источника питания.
Со стороны, противоположной разъему, находятся оголенные концы проводов, которые предназначены для подключения эхолота к аккумулятору или бортовой электрической сети плавающего средства. С целью обеспечения надежного контакта с источником питания, рекомендуется предварительно оснастить оголенные концы кабеля подходящими по размеру клеммами.
Затем, подключив разъем кабеля к эхолоту, нужно соединить провода с клеммами аккумулятора (красный провод к красной клемме, черный — к черной). После этого можно включить эхолот и приступить к его настройке и эксплуатации.
Аккумулятор для эхолота 12 вольт — обзор моделей с ценами
Выбирая аккумулятор для эхолота, необходимо обращать внимание на его качество и надежность. Ведь соблазнившись низкой ценой, можно приобрести аккумулятор неизвестного производителя, и не исключена возможность, что он в самый ответственный момент подведет потенциального потребителя.
Поэтому, не обращая внимания на продукцию сомнительного качества, рассмотрим технические характеристики популярных моделей 12 вольтовых AGM аккумуляторов различной емкости, пользующихся спросом у любителей рыбной ловли.
FIAMM FG 20451 (Италия) стоимостью от 1072 до 1131 р.
- емкость, Ач — 4,5;
- ток разряда, А, max — 45
- габаритные размеры, мм — 90х70х102;
- вес, кг — 1,58;
- срок службы, лет, не менее — 5;
- тип клеммы — зажим FASTON (4,8 мм).
Delta DTM 1209 (Китай), цена которого составляет 1202-1273 р.
- емкость, Ач — 8,5;
- ток разряда, А, max — 100;
- габаритные размеры, мм — 151х65х100;
- вес, кг — 2,65;
- срок службы, лет, не менее — 5.
BB Battery HR 15-12 (Китай), цена — 1189-1347 р.
- емкость, Ач — 15;
- ток разряда, А, max — 180;
- габаритные размеры, мм — 151х98х98;
- вес, кг — 4.2;
- срок службы, лет, не менее -5;
- тип вывода — полосовой Т2/Т1.
Зарядное устройство
Аккумулятор для эхолота, изготовленный по AGM технологии, требует специального зарядного устройства, работающего в автоматическом режиме.
Конечно, можно использовать для зарядки аккумуляторов и обычную автомобильную зарядку, однако ее применение может привести к выходу AGM аккумулятора из строя в связи с нарушением алгоритма зарядки.
Дело в том, что для их зарядки необходим зарядный ток, который составляет 10% от емкости аккумулятора.
Зарядное устройство, предназначенное для использования совместно с AGM аккумуляторами, не только обеспечивает поддержку заданного алгоритма зарядки, но и самостоятельно прекращает этот процесс по достижении необходимой емкости, переходя в режим компенсации тока саморазряда аккумулятора.
Кроме того зарядное устройство защищает аккумулятор от:
- короткого замыкания;
- перегрузки;
- переполюсовки.
Использование аккумулятора для эхолота 12 вольт в зимний период
Существуют модели эхолотов, которые в состоянии просматривать толщу воды сквозь лед. Эти эхолоты применяются рыбаками во время подледного лова рыбы. Их использование накладывает определенные требования и на аккумуляторы, используемые в зимний период. Обязательным условием является хранение аккумулятора в постоянно заряженном состоянии.
Кроме того, подбирая аккумулятор для использования в зимний период, необходимо помнить, что AGM аккумуляторы обеспечивают работоспособность при температуре окружающей среды до -20 градусов Цельсия, теряя при этом до 30% своей емкости.
Голосовали За: Serdgjk
Голосовали Против:
Подскажите, пожалуйста, чем заменить эти клеммы, провода питания эхолота, уж больно часто ломаются и часто слетают на рыбалке. Если можно с фото, кто как решает подключение питания.
Комментарии 12
Голосовали Против:
Берем «папу-маму» с разъемом от прикуривателя. У «мамы» (фото №1) разделываем концы и припаиваем к аккумулятору. В последствии можно полученный разъем прикуривателя можно использовать для зарядки телефона или питания автонавигатора.
Голосовали Против:
Есть вот такая «мама» с закрывашкой.
Голосовали За: Vladislav
Голосовали Против:
Вот нашел еще 2 варианта!
Голосовали За: Serdgjk
Голосовали Против:
Спасибо всем, вот что получилось, всего то 20 руб!
Голосовали За: Vladislav
Голосовали Против:
А чего клемы с проводом не спаял-то, Влад.
Голосовали За: Serdgjk
Голосовали Против:
Да вот думаю, паять или так завязать!
Голосовали Против:
Голосовали За: VladislavAleks34
Голосовали Против:
И я говорю, что паять, провод и клеммы окислятся, а это не есть хорошо!
Голосовали За: Serdgjk
Голосовали Против:
А еще взять два отрезка термоусаживающейся трубки и после пайки сдвинуть и заизолировать концы!
Голосовали За: VladislavSerdgjk
Голосовали Против:
Можно пользоватся крокодилами! Я думаю окисления не будет, так как ток слишком слаб!
Голосовали За: Vladislav
Голосовали Против:
Будет, Жека, все равно будет, даже хоть и ток малый, не за одну рыбалку конечно, но будет!
Голосовали За: SerdgjkVladislav
Голосовали Против:
Паять обязательно! Или должен быть плотный, зажимной штекер. А на фото — это сопли. Может возникнуть «дребезг». Ну это когда происходит многократное включение и выключение прибора. Питающее напряжение, становится не постоянным, а пульсирующим. Возможен выход из строя эхолота. Говорю как радиолюбитель со школьных лет.
Комментирование доступно только авторизованным пользователям.
Имя: Владислав Жарков
День рождения: 19 июн 1954
Место: Россия, Семёнов
Заходил: 15:25, 13 июл 2018
Работал в техникуме, учил и воспитывал будущих строителей, сейчас на пенсии. Детей двое, взрослые, живут отдельно. Отправить сообщение
Нет двух похожих между собой катеров, а значит не бывает универсальной схемы подключения электрооборудования, подходящей для всех случаев жизни. Однако общие правила существуют и их можно использовать при создании электросистемы на небольшом катере.
Шаг 1. Планирование
Решите, какое оборудование вы планируете использовать и где оно будет установлено. От мощности оборудования зависит количество и тип аккумуляторов, которые вам придется установить на катер. Подробнее о том, как определить емкость аккумуляторных батарей и выбрать зарядное устройство для аккумуляторов.
Шаг 2. Создание схемы
Нарисуйте простую электрическую схему и изобразите на ней все электрические устройства, предохранители, переключатели и соединения между ними. Не переживайте, если вы не знаете электрических символов. Просто рисуйте кружок или квадрат и подписывайте рядом его обозначение. До тех пор, пока вы понимаете, что куда идет и как между собой соединяется элементы цепи все нормально. Помните, что к 12 вольтовым устройствам постоянного тока должен быть подсоединён один положительный и один отрицательный проводник. Рисуйте плюс рядом с положительным и минус рядом с отрицательным проводом или обозначайте их красным(положительный) и черным(отрицательный) цветом. На металлических лодках не используйте корпус в качестве участка цепи. Ни один из проводов не должен быть электрически подсоединен к корпусу.
Шаг 3. Аккумуляторы
Аккумуляторы – это источник энергии для освещения и установленного на катере оборудования. Стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя, а для остального оборудования требуются отдельные тяговые аккумуляторы
Тип и емкость аккумуляторов можно выбрать позднее, на данном этапе важно знать, где они будут стоять. Из-за того, что пусковой ток при запуске двигателя очень высок и кабель, идущий к стартеру как правило не защищают предохранителем, стартовый аккумулятор устанавливают максимально близко к мотору.
Два лотка для установки аккумуляторов на катере и погружной автоматический трюмный насос, который включается встроенным поплавковым выключателем. К черному разъему, который вставляется в насос, подходит две пары черных и красных проводов. Одна пара подключение питания, вторая — ручное включение насоса на консоли.
Для тяговых аккумуляторов вариантов установки больше. Однако аккумуляторы много весят, поэтому необходимо учесть, как они повлияют на распределение нагрузки в катере, особенно если вы устанавливаете их на той же стороне, что и консоль. Возможно потребуется переместить их на другой борт, чтобы уравновесить лодку. Если транец катера слишком низкий, задумайтесь как установка аккумуляторов повлияет на его положение относительно воды.
При установке рекомендуется оставлять по 30 сантиметров свободного пространства с каждой стороны аккумулятора и не ставить их близко от предметов, которые могут вызвать короткое замыкание. Не устанавливайте аккумуляторы под топливопроводами, инверторами или зарядными устройствами. Если места не хватает и другой возможности нет, установите разделяющую перегородку. Помните, что аккумуляторы должны оставаться неподвижными при любых условиях.
Под каждой батареей должен быть поддон для разлитого электролита или аккумулятор должен быть установлен в ящик, который надежно крепится к корпусу. Клеммы аккумулятора, установленного в ящике, защищены от случайного короткого замыкания, если аккумуляторы стоят на поддонах, клеммы должны быть прикрыты защитными крышками.
Шаг 4. Главный выключатель
Место установки аккумуляторов определяет положение главного выключателя. Его располагают рядом с аккумуляторами в легко доступном месте, чтобы обесточить лодку в случае необходимости.
Не устанавливайте переключатели АКБ, не сертифицированные для морского использования, они могут греться и плавится под нагрузкой. Выключатель, как и электрические автоматы, должен иметь защиту от возгорания.
Четырехпозиционный главный выключатель для подключения двух аккумуляторов. Положение 1 — включает первый аккумулятор; 2 — включает второй аккумулятор; 1+ 2 — подключает параллельно оба аккумулятора; OFF — отключение питания
Защита от возгорания означает, что находящие в воздухе газы или пары бензина не воспламенятся от соприкосновения с устройством. Это важно, если бак с топливом установлен в непосредственной близости от выключателя. Аккумуляторы не считаются источником возгорания, так как не имеют движущихся частей, которые могут вызвать искру. Однако при попадании на клеммы металлического предмета такая искра иногда возникает, именно поэтому клеммы аккумуляторов должны быть надежно защищены.
Используйте выключатель, к которому можно подключить два аккумулятора. Второй аккумулятор потребуется вам в будущем, если вы установите мощный эхолот или якорную лебедку, но предусмотрев это заранее менять выключатель не придется.
Главный выключатель должен подключать первый, второй, оба аккумулятора или отключать все устройства. Существуют переключатели для одновременного включения двух независимых цепей или их объединения. Подробнее об этом смотрите здесь https://fisherninja.ru/boat-equipment/battery-switches/
Шаг 5. Главный предохранитель
На этом этапе рядом с переключателем устанавливают главный предохранитель или автомат. Располагайте его на расстоянии не более 20 сантиметров от выключателя, а если это невозможно, увеличьте расстояние до метра, но поместите кабель в гибкую изоляционную трубку. Предохранитель защищает главный силовой кабель от повышенной нагрузки. Покупайте блок с держателями на два предохранителя в этом случае у вас всегда будет запасной, если один сгорит.
Шаг 6. Размещение оборудования
Определите место установки каждого устройства. Эхолоты устанавливают там, где их легко использовать, при этом они не должны мешать обзору и управлению лодкой. Радио должно быть на расстоянии вытянутой руки, а если используете морскую VFH радиостанцию, то ее микрофон также должен быть под рукой. Место расположения лодочного электромотора, лебедки, дополнительных датчиков эхолота, требующих подключения к источнику питания, как правило предопределены назначением устройства.
Шаг 7. Блоки предохранителей
Используйте размещенное на предыдущем шаге оборудование для расположения блоков предохранителей, клемных колодок и блоков выключателей. Все электроустановочные изделия должны быть расположены рядом с оборудованием для которого они предназначены, быть легко доступны и защищены от брызг и дождя.
Блок предохранителей Blue Sea Stblade 5026 используется для подключения 12 электрических цепей и имеет отрицательную шину
Некоторые устройства подключают к аккумуляторам минуя главный переключатель. Например трюмный насос должен автоматически включится, после того как вода достигнет заранее заданного уровня. Однако подключать его напрямую к аккумулятору не правильно. Вместо этого соедините его с входной клеммой главного переключателя и дополнительно установите тумблер на консоли, которым будете включать помпу вручную.
Шаг 8. Размещение на схеме
Нарисуйте вид катера сверху и расположите на нем блоки предохранителей, выключатели и все оборудование, ранее размещенное на электрической схеме. Сравнивайте рисунок с реальной лодкой, чтобы не забыть чего-нибудь.
Помните, кабель не может проходить сквозь оборудование, патрубки и прочие сплошные объекты. Проводку прокладывают через стенки, переборки и панели. Закрепляйте кабель как минимум через каждые 45 сантиметров, чтобы он не болтался и не бился о борт при движении. В местах прохода через переборки или панели устанавливайте прокладки, защищающие изоляцию от повреждения.
Шаг 9. Сечение и длина кабеля
Какого сечения должен быть кабель для подключения аккумулятора к стартеру? Ток, генерируемый аккумулятором для запуска двигателя составляет 500 – 1000 А, поэтому и положительный и отрицательный стартовые провода должны быть не менее 4 AWG диаметром. Если кабель к стартеру уже установлен, сечение кабеля от аккумулятора к главному переключателю выбирают меньшего размера. Положительный кабель (красный) подсоединяется к входному контакту главного переключателя, а отрицательный (черный) — к клемной колодке.
Клемная колодка – это блок с множеством контактов на нем. Один из них служит для подключения отрицательного провода от аккумулятора к двигателю, остальные для подключения отрицательных контактов от устройств. Клемных контактов должно быть столько же сколько и предохранителей.
Положительный провод должен быть красным. Отрицательный может быть черным, желтым или черным с желтыми полосками. Все отрицательные повода на лодке должны быть одного и того же цвета. Но для положительных проводов, идущих от блока предохранителей до устройств, используется цветовая кодировка, которая помогает понять какой провод для чего предназначен. Дополнительно на оба конца каждого провода крепят кусочки ленты, на которых указывают назначение провода.
При прокладке проводки используйте специальные морские кабели. Луженые меньше окисляются и служат дольше, но для небольших катеров их использование не обязательно. Не экономьте на кабеле. Одним из отличий надежной электрической системы от той, которую приходится постоянно ремонтировать являются дешевые провода.
Какой диаметр использовать? Чем больше сечение, тем меньше сопротивление. Чем кабель длиннее, тем сопротивление больше и больше падение напряжения между концами проводника. Задача — уменьшить сопротивление и падение напряжения, поэтому в первую очередь определите сечение кабеля исходя из нагрузки которую он несет, а затем сделайте поправку на длину. Для определения диаметра проводников используйте специальные таблицы.
Пример. Предположим, вы подключаете три электронных устройства к блоку предохранителей. Каждое имеет свой собственный предохранитель и подключается отдельным кабелем. Один провод идет от главного предохранителя к блоку на консоли, второй проходит назад от отрицательной шины к аккумулятору. Сумма длин этих проводов дает общую длину провода, принимаемого для расчета. Каждое электронное устройство во время работы потребляет ток 1 ампер при напряжении 12 вольт. Общая сила тока — 3 Ампера. Поэтому провод от аккумулятора к блоку предохранителей и обратно должен выдерживать ток три ампера без нагрева и заметного падения напряжения. Таким образом мы можем определить сечение провода для этого участка цепи.
Шаг 10. Соединение кабелей
Для подключения всегда используйте клеммы. Не оборачивайте оголенные концы проводов вокруг винтов и не прижимайте их в таком виде к клемной пластине. Винт может ослабнуть от вибрации и сопротивление соединения возрастет. Рост сопротивления приведет к нагреву контакта и возможно к пожару. Используйте кольцевые или вилочные кабельные наконечники. У U-образных наконечников должны быть загнутые края, препятствующие выпадению провода при ослаблении контакта.
В электрических соединениях на катере разрешается использовать пайку, но она не должна быть единственным средством соединения провода с клеммой, клемма должна быть дополнительно обжата. Припой создает уплотнение, провод в этом месте перестает быть гибким и устойчивым к изгибу и вибрации.
Никогда не используйте болты и гайки для соединения проводов на лодке! Этот вид соединения слишком неустойчив к вибрации и коррозии.
Герметизируйте контакты хорошим водонепроницаемый герметиком. Это не обязательное требование, но герметик предотвращает попадание воды в соединение и проникновение влаги внутри изоляции.
Шаг 11. Предохранители
Задача предохранителей исключить перегрев кабеля и предотвратить пожар на лодке. Предохранители должны иметь тоже или меньшее ограничение по току, что и кабель. Если провода предназначены для работы с нагрузкой 15 А, используйте 15А предохранитель. Именно поэтому на больших катерах используются отдельные электрические цепи для различных судовых систем. Каждая цепь рассчитана на определенную силу тока — 15 или 20 А. Новое оборудование не добавляется в цепь, если это ведет к увеличению потребляемого тока, выше того, на который рассчитан предохранитель.
Создавать отдельные цепи придется и на небольшом катере, если там установлено много оборудования или стоит устройство, потребляющее большой ток. Для него придется создать свою цепь и использовать собственный предохранитель.
Сколько предохранителей должно быть в блоке? Это зависит от того, сколько устройств вы используете. Стоит иметь предохранитель на освещение, один для приборов, один для всех электронных устройств, плюс запасные. Итого четыре. С учетом оборудования, которое будет установлено в будущем используйте, используйте блок для шести или восьми предохранителей. В этом случае вам не придется его менять. Подробнее о защите электрических цепей на катере
Шаг 12. Установка оборудования
Начинайте с аккумуляторов, главного выключателя и главного блока предохранителей.
Установите бокс для аккумулятора или поддон для его крепления, затем аккумулятор. Емкость батареи аккумуляторов должна быть как минимум в два раза больше предполагаемой нагрузки.
Затем установите освещение и электронное оборудование. Все должно быть установлено на месте до того, как вы начнете протягивать кабель.
Размер главного предохранителя зависит от количества подключенного оборудования. Постоянная нагрузка в нашем примере составляет 10,5 А. Предохранитель в цепи постоянного тока должен превышать нагрузку на 150%, поэтому подойдет предохранитель на 15А.
Для каждого устройства ставим 3А предохранитель, для радио — 6 А. Перед установкой проверьте рекомендации производителя оборудования по выбору предохранителей. Помните эти предохранители предназначены для защиты кабеля, ведущего к оборудованию, а не самого оборудования. Некоторые устройства имеют встроенные или расположенные на силовых кабелях предохранители для этих целей.