- Промыслы восточных славян.
- Рыболовство.
- Охота.
- Бортничество.
- Собирательство.
- Лесные промыслы.
- Пчеловодство, рыболовство и охота
- Читайте также
- Рыболовство на Челекене
- Рыбоводство и рыболовство в водоёмах Туркмении
- Балтийское рыболовство и калининградская база рыбной промышленности
- 3. Охота, бортничество и рыболовство
- Охота
- Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников?
- Глава 30 Рыболовные суда и рыболовство
- Пчеловодство
- Охота и рыболовство
- ПЧЕЛОВОДСТВО (БОРТНИЧЕСТВО)
- РЫБОЛОВСТВО
- Сельское хозяйство и рыболовство: программа существования
- Рыболовство — выгодное дело
- 3. Охота, бортничество и рыболовство
- 3. Охота и рыболовство. Разработка полезных ископаемых
- ХОЗЯЙСТВО, РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Промыслы восточных славян.
Основными промыслами у восточных славян были рыболовство, охота, лесные промыслы, собирательство и бортничество. Промыслы являлись важной частью жизни славян.
Рыболовство.
Восточные славяне по всей местности занимались рыболовством, обычно речным и озерным. Ведь в водоемах в избытке водилась разнообразная рыба, которую можно было вылавливать неводами, сетями, удочками и вершами. Сети плелись из льняных ниток. Для расположения сетей в вертикальном положении, вверху сети прикрепляли поплавки сделанные из рулонов бересты и кусочков дерева, а к расположенным под водой частям привязывали грузы из глины и камней. Неводы походили на длинную сеть, левую и правую части которой называли крыльями, попавший в эту конструкцию улов перемещался в центральную часть, где попадал в продолговатый мешок, называемый мотнею. В больших водоемах использовали невода протяженностью примерно половины километра, неводы обслуживали до 40 людей. Рыбу ловили в любое время года. Для ловли рыбы в сети использовали специальные звуковые приспособления – палки пустые внутри, ими колотили по воде. Бредень имел похожую на невод конструкцию, но меньшие размеры. Бредень обслуживали вдвоем. Верши изготавливали из ивовых прутьев. Они имели вид конусной конструкции, рыба, заплыв в нее не могла развернуться. Удочки славян мало отличались от современных. Выловленную рыбу продавали в свежем, соленом, сушенном виде. Широко практиковали и копчение дымом.
Охота.
Князья брали с жителей налоги мехами, поэтому у славян была популярна охота на пушных животных. Охотились и на съедобных зверей и птиц, используя луки и стрелы, капканы, силки. Капканы устанавливали на тропах зверей. Птицу ловили при помощи больших силков, натянутых над землей в местах перелета птиц. В охоте часто использовали прирученных соколов и ястребов.
Бортничество.
Бортничеством называли добычу дикого пчелиного меда. Борть — место обитания роя диких пчел. Мед и настойки, производимые из дикого меда, были излюбленными напитками восточных славян. Мед и воск шли в оплату налогов и податей. Борти искали в начале весны на лесных опушках, пытаясь найти на земле следы деятельности диких пчел. Обнаруживший борть, оставлял возле дерева свою шапку или топор. Позднее начали вырезать дупла с ульями и переносить их к жилищу, так начало развиваться пчеловодство. Пчелиные кузовки развешивали и в роще на деревьях. Ульи хитро охраняли от медведей, подвесив части палок поблизости от дерева, чтобы палки не давали медведям залезать наверх. На деревья подвешивали бубенчики, пугавшие медведей. Бортничество зависело от природных условий, и доход носил непостоянный характер.
Собирательство.
Собирательство у восточных славян было популярно. Славяне собирали грибы и ягоды, орехи и травы, добывали березовый сок. Большой поддержкой в питании были грибы, произраставшие в больших количествах и самых различных видов. Но самыми желанными считались белые грибы. Для собирания ягод использовались специальные корзинки, изготовленные из древесных прутьев и коры, называемые пестерь или кошель. Собирали не только ягоды с грибами, но и разные питательные травы — щавель, дикий лук и другие. В начале весенней поры на березовых деревьях делали разрезы, и вытекавший сок стекал в поставленные заранее сосуды. Собирательство было не только подспорьем к пищевым продуктам, оно давало еще и красители. Для получения красителей использовался сок ягод калины, черные грузди, листья березы, кора деревьев. Славяне хорошо изучили лечебные особенности трав и изготавливали из них соки, отвары и настои. В собирательстве немалую роль играло мастерство собирателя, его опыт и знания.
Лесные промыслы.
Заготовка древесных материалов, коры липы и дуба, бересты, выжигание древесного угля, гонка скипидара, смолы (живицы) и дегтя тоже относились к лесным промыслам. Древесину рубили, перевязывали в плоты и сплавляли вниз по реке, зимой отвозили домой на санях. Большое значение в быту имел деготь. Для изготовления дегтя в земляных ямах делали конусоподобные углубления и ставили туда емкость. На емкость складывали смолистые ветки и корни, засыпали все это мхом и землей, оставив щели, чтобы можно было бы поджечь древесную кучу. Образовавшийся деготь тек вниз в поставленную емкость. Похожий метод использовали при добыче скипидара и смолы. Деготь использовали для смазки колес, скипидар для обработки ран, лечения людей и домашнего скота. Древесный уголь получался как добавочный продукт при добыче дегтя, но часто его выжигали специально.
Пчеловодство, рыболовство и охота
Пчеловодство, рыболовство и охота
Важным дополнением к разведению скота и занятию земледелием были еще бортничество, рыболовство и охота на различных диких зверей.
Бортничество было вообще одним из основных занятий в прикарпатских областях, которые с доисторических времен славились пчелами и медом. Уже у Геродота мы встречаем упоминание об этом, а Павсаний свидетельствует, что в Грецию ввозился самый лучший мед из земли алазонов на Днестре[1167]. Так было и во времена древних славян и позже, а во многом сохранилось и до наших дней. Население Прикарпатья разводило пчел либо в лесах в дуплах деревьев, отмеченных владельцем специальным знаком, либо вблизи самого двора в полых колодах, которые назывались ульями, или бърть. Об изобилии меда у южно-русских славян свидетельствует Гардизи, рассказывая, что один славянский хозяин получал 50–60, даже 100 менов меда с одного улья[1168]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мед и, разумеется, также воск стали одной из основных статей славянского экспорта (см. гл. X), одной из обычных составных частей дани, которую славяне платили in natura немецким хозяевам[1169]. Излюбленный напиток древних славян также делался из перебродившего меда, о чем я уже имел случай сообщить выше, на стр. 202. Начиная с XI века в источниках упоминаются рядом с поселениями специальные коллективные, отгороженные плетнями пасеки (horti apum, mellificia), а вскоре появляются и специальные пасечники, обученные пчеловодству (бортникъ).
Что касается рыболовства, то оно в некоторых богатых водами славянских краях занимало первое место среди всех других отраслей хозяйства. Рыбы было огромное множество, и славяне ловили ее либо удочкой (сл. ?da, ?dica), совершенно такой же, как и современная, либо по ночам при помощи света, либо острыми гарпунами (сл. ость) с одним или несколькими зубьями, либо, наконец, различными плетенными из веревки сетями и корзинами, которые также немногим отличались от сетей или корзин, употребляемых в настоящее время. Среди находок этого времени сетей, конечно, нет, но в исторических источниках X–XII веков засвидетельствованы различные виды сетей (неводъ, влакъ, мрежа, сеть); древними являются также корзины, сплетенные из ивовых прутьев, термин же врша (верша) уже летто-славянский[1170]. Кроме того, славяне умели заманивать и ловить рыбу специальными деревянными конструкциями, поставленными на реке (слупъ, одра), которые латинские источники XII века из Чехии и Бранибора (Бранденбурга) называют терминами: pali, tractus, tractiones, gurgusta seu piscaturae, также piscatoria, saepes, crates, piscina, clausura piscina[1171].
Затем выловленную рыбу продавали либо в свежем виде, либо заготовленную впрок; так, у Галла (1107) сообщается, что рыбу солили, у Эббона — что ее сушили на зиму; и, по-видимому, уже тогда практиковалось копчение дымом. Другие способы хранения рыбы нам неизвестны, но несомненно, что они не отличались от тех, которые используются там же и поныне[1172].
Рис. 76. Примитивный улей в Полесье (по Кирле)
Об охоте на зверя много говорить не приходится. Охотились за всяким зверем, который съедобен или давал хороший мех, который был опять-таки одним из главных предметов экспорта славянских областей (см. об этом подробнее в главе X). Зверя убивали либо оружием (стрелами или копьями), либо, что было чаще, ловили при помощи разных ловушек, большими сетями, различного вида капканами или устраивали облавы, западни, для которых уже в древних источниках XI века приводятся названия — сеть, перевесъ, тенето, пругло, пругъ, osilo, silo[1173]. С востока славяне заимствовали прием охоты с помощью прирученных соколов, ястребов и ястребов-перепелятников. Уже в IX веке мы читаем о болгарском князе Борисе, что он послал сыновьям сербского князя Мунтимира пару соколов; об охоте с соколами и ястребами упоминает также русский князь Мономах в своем Поучении[1174].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Рыболовство на Челекене
Рыболовство на Челекене В водах Каспия, омывающих Челекен, в изобилии водилась рыба, которая была промыслом значительной части населения полуострова. Центром рыбных промыслов на острове был аул Кара-Гель. Название ему дано от одноимённого озера, у которого он
Рыбоводство и рыболовство в водоёмах Туркмении
Рыбоводство и рыболовство в водоёмах Туркмении До Великой Октябрьской социалистической революции рыбный промысел во внутренних водоёмах Туркмении фактически отсутствовал. Воды в водоёмах постоянными не были, и ловлей рыбы для сбыта увлекались случайные лица, которые
Балтийское рыболовство и калининградская база рыбной промышленности
Балтийское рыболовство и калининградская база рыбной промышленности Вторым крупным Центром рыбной промышленности в СССР была расположенная на крайнем западе страны Калининградская область, как раз на диаметрально противоположном по отношению к Дальнему Востоку
3. Охота, бортничество и рыболовство
3. Охота, бортничество и рыболовство Охота была любимой забавой русских князей киевского периода. В своем «Поучении» князь Владимир Мономах вспоминает о своих главных охотничьих подвигах с очевидной гордостью и теплым чувством в следующих словах:»В Чернигове своими
Охота
Охота Так, для всадников и знатных македонян передышки были идеальным временем, чтобы предаться охоте, этой излюбленной страсти всех балканских народов. В тот самый момент, когда я пишу эти строки, в самый разгар осени, мои друзья из Килкиса или Родолива в Восточной
Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников?
Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников? О «фаустпатронах» будете рассказывать после войны внукам, а сейчас без всяких рассуждений наступать вперед! Приказ Маршала Советского Союза Жукова Новый этап с тактической точки зрения для Красной Армии начался зимой 1944/45
Глава 30 Рыболовные суда и рыболовство
Глава 30 Рыболовные суда и рыболовство Поскольку приморские районы Китая весьма обширны, там великое множество рыболовных судов. Конечно, им необходима правительственная лицензия, за которую платят. Суда эти делятся на три класса: первый – это трехмачтовые корабли, в
Пчеловодство
Пчеловодство Мы не располагаем большим количеством письменных источников о разведении евреями пчел в царскую эпоху. Была выдвинута гипотеза, что мед, который упоминается в Библии, собирали в скалах у диких пчел или извлекали подобный продукт из винограда или фиников35. В
Охота и рыболовство
Охота и рыболовство Библейский человек также охотник и рыболов. Сцены охоты, настолько широко представленные в Египте, Месопотамии, Анатолии, не играют существенной роли в Библии. Прародитель охоты — Нимрод, герой-охотник перед ликом Господним38. Часто как охотник описан
ПЧЕЛОВОДСТВО (БОРТНИЧЕСТВО)
ПЧЕЛОВОДСТВО (БОРТНИЧЕСТВО) Это слово происходит от борть, выдолбленное дерево для помещения пчел; оно процветало в наших странах с глубокой древности. Леса давали обильную пищу пчелам, разводившимся в дуплах («бортное ухожье»), и мед, воск, принадлежали к числу наиболее
РЫБОЛОВСТВО
РЫБОЛОВСТВО Принадлежит также к древнейшим промыслам, и с учреждением постов по принятии христианства употребление рыбы в пищу значительно увеличилось.Св. Антоний Римлянин купил «рыбную ловитву» на потребу монастыря.Варлаам Хутынский отказал монастырю «ловища
Сельское хозяйство и рыболовство: программа существования
Сельское хозяйство и рыболовство: программа существования В экономике Мэйдзи доминировало сельское хозяйство. Насчитывалось пять миллионов крестьянских участков, каждый площадью в среднем около трех акров (12 140 кв. м), половина была занята рисом и одна десятая часть —
Рыболовство — выгодное дело
Рыболовство — выгодное дело Вскоре английские рыболовные суда кишели в северо-американских прибрежных водах, к немалому беспокойству испанцев и французов. На всякий случай эти рыболовные суда были хорошо вооружены, а ради пущей безопасности их сопровождал королевский
3. Охота, бортничество и рыболовство
3. Охота, бортничество и рыболовство Охота была любимой забавой русских князей киевского периода. В своем «Поучении» князь Владимир Мономах вспоминает о своих главных охотничьих подвигах с очевидной гордостью и теплым чувством в следующих словах:«А вот что я в Чернигове
3. Охота и рыболовство. Разработка полезных ископаемых
3. Охота и рыболовство. Разработка полезных ископаемых Ресурсы, создаваемые неустанным трудом людей, дополнялись естественными продуктами, созданными самой природой, которыми галлы тоже не пренебрегали. Рыболовство и в особенности охота продолжали занимать их досуг.
ХОЗЯЙСТВО, РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
1. Развитие земледелия и животноводства. В хозяйстве восточных славян господствовало земледелие. Именно оно давало нашим предкам основные продукты. Недаром славянское название ржи — «жито» — происходит от слова «жить».
Но важную роль играли также животноводство и разные промыслы: охота, рыболовство, сезонное собирательство. Такое разнообразное хозяйство позволяло славянам легко приспосабливаться к местным условиям — степным или лесным районам или холмистой и даже гористой местности.
Основной формой земледелия у славян в VI —IX вв. все еще была подсека (вырубка). Напомним, что при подсечно-огневом земледелии нужно было время от времени расчищать от деревьев новый участок. Это вынуждало осваивать все большие территории.
Но постепенно подсечно-огневое земледелие начинает вытесняться пашенным. Появились новые орудия труда. В Беларуси с ее лесными почвами, с корнями и кустарником очень удобной оказалась деревянная соха. Она имела один или два острых железных наконечника (сошника), которые проводили в почве бороздки и подрезали корни сорняков. Более совершенным орудием было рало с железными лемехами. С его помощью можно было не просто взрыхлять, но и переворачивать пласт почвы.
Использование пахотных орудий делало земледельческий труд более успешным. Для обработки земли применяли тягловую силу: быков и лошадей.
Славяне на территории Беларуси разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей. Лошадей запрягали в телеги, с их помощью пахали, а также широко использовали для верховой езды, особенно воины.
2. Развитие общества. Подсечно-огневое земледелие требовало усилий множества людей. Корчевание пней и в наши дни — довольно сложное дело. Поэтому славяне жили большими патриархальными семьями. Все люди, входившие в патриархальную семью, были родственниками. Обычно она состояла из 20—30 человек (родители и их дети и внуки).
Совершенствование земледелия и орудий труда вызвало значительные социальные сдвиги. Большие патриархальные семьи начали распадаться. Начался процесс выделения малых семей (родители и дети). Тем не менее основной хозяйственной единицей пока что оставалась большая семья. Вероятно, малая семья, уже имевшая отдельное жилье, некоторое время входила в большую патриархальную семью, что вела коллективное хозяйство. В то же время родовая община сменилась соседской. В такую общину кроме родственников входило значительное количество соседей.
Прежде, чтобы прокормить себя, все люди должны были тем или иным способом добывать пищу. Благодаря развитию земледелия в славянских общинах начали оставаться излишки продуктов. Поэтому некоторые люди могли заниматься только управлением, военным делом или посвятить себя служению богам. В то же время появились богатые люди, знать.
3. Ремесла и промыслы. Важную роль в жизни славян, расселившихся на территории Беларуси, играли разнообразные ремесла. Ремесленники делали орудия труда и оружие, посуду и украшения. Славянские женщины умели прясть и ткать. Об этом свидетельствуют повсеместные находки глиняных пряслиц.
Самым простым ремеслом — плотницким, косторезным, обработкой кожи и прочим — занимались в каждой семье. Значительно больших усилий и умений требовали выплавка железа и изготовление из него изделий. Кузнецы делали сошники, топоры, косы, серпы, ножи. Украшения изготавливались из цветных металлов — золота, серебра, меди.
Это интересно. Большого мастерства достигли ювелиры. Распространенным украшением славянских женщин были височные кольца. Кроме того, славянки щеголяли браслетами, перстнями, бусами. Часть из них оказалась в Беларуси в результате торговли. Так, из далеких Дунайских земель на территорию Беларуси попали лунницы — металлические украшения в виде полумесяца (сережки, нагрудные подвески). Подобные изделия стали изготавливать и на белорусских землях. Очень интересными были украшения дреговичанок. Для них местные мастера делали красивые металлические бусы с крупной зернью.
Дальнейшее развитие на белорусских землях получило изготовление глиняной посуды. Восточные славяне делали разнообразные по форме горшки, миски, чашки, сковороды, кувшины и др. Сосуды обжигались в горне, были орнаментированы наколами, налепами, насечками. Но до появления в X в. гончарного круга посуду из глины лепили руками.
Славяне всегда селились около водоемов — рек и озер. Поэтому важным подспорьем в их хозяйстве было рыболовство.
В те далекие времена леса покрывали всю территорию Беларуси. В лесах люди собирали ягоды и грибы. Славяне, как до них и балты, охотились на зубров, лосей, оленей, кабанов, птиц, пушных зверьков. Из меха делали теплую одежду, необходимую в суровые зимы. Кроме того, его охотно покупали в других странах — в Византии и Арабском халифате.
Широко было распространено бортничество— сбор меда диких пчел. Бортью наши предки называли дупло в дереве, где селились пчелы. Мед и воск в те времена очень ценились и хорошо продавались.
4. Торговля. Восточные славяне, жившие в VI—IX вв. на территории Беларуси, еще мало чем могли заинтересовать заграничных торговцев. Здесь не было месторождений драгоценных металлов или янтаря, пока еще слабо было развито ремесло. Тем не менее природные богатства нашего края уже пользовались спросом в дальних странах.
Белорусские земли в то время находились в стороне от наиболее важных торговых путей, и поэтому местные жители еще не занимались настоящей торговлей. Скорее происходил обмен продуктов труда земледельцев на ремесленную продукцию. Так же обменивались с зарубежными торговцами, попадавшими на территорию Беларуси. Больше всего они ценили шкурки пушных зверьков, которые могли заменять деньги.
Торговля осуществлялась без посредничества денег. Однако на территории Беларуси найдены отдельные арабские монеты и целые их клады.
Это интересно. В 1936 г. на территории совхоза «Соболево» в Дубровенском районе Витебской области был обнаружен клад, в который входило более 300 монет. Это были серебряные арабские монеты — дирхемы. Высококачественные арабские дирхемы в Раннем средневековье являлись своеобразной международной валютой. Монеты, содержавшиеся в кладе, были изготовлены между началом VIII и серединой IX в. Где-то во второй половине IX в. клад был закопан в землю. Сейчас он хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси.
Ученые считают, что наши предки ценили монеты сами по себе, а не как средство платежа. Довольно часто их использовали в качестве украшений. Монеты могли быть и показателем богатства, высокого положения человека, то есть его престижа.
Наши предки имели связи не только с соседями, но и с более отдаленными странами. Об этом свидетельствуют находки пряслиц с Волыни (запад Украины), янтаря из Прибалтики, сосудов из Причерноморья и, как вы уже знаете, монет из Арабского халифата. Некоторые из этих предметов могли попасть к славянам в результате их грабительских набегов. В свою очередь изделия, созданные ремесленниками кривичей, дреговичей, радимичей, найдены у их соседей.
Таким образом, в Раннем средневековье у славян на территории Беларуси быстро развивалось хозяйство. В связи с этим происходили важные изменения в обществе. Восточные славяне жили не изолированно, они активно контактировали с соседями.