Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;
2) охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты;
3) сохранение охотничьих ресурсов — деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства;
4) добыча охотничьих ресурсов — отлов или отстрел охотничьих ресурсов;
5) охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 30 января 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 280-ФЗ
6) орудия охоты — огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии»), а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты;
7) способы охоты — методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц;
8) сроки охоты — сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов;
9) продукция охоты — отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
10) промысловая охота — охота, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты;
11) любительская и спортивная охота — охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях;
12) услуги в сфере охотничьего хозяйства — услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг;
13) лимит добычи охотничьих ресурсов — объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов;
14) квота добычи охотничьих ресурсов — часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья;
15) охотничьи угодья — территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
16) разрешение на добычу охотничьих ресурсов — документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
Промысловая охота это предпринимательская деятельность
Статья 13 ФЗ «Об охоте» пункт 4:
4. Наименования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в настоящей статьи, должны содержать указание на характер их деятельности.
Если с юр. лицами более или менее понятно (например ООО «Промысловое хозяйство»), то каким образом ИП должен именоваться в таком случае? Индивидуальный предприниматель промысловый охотник Пупкин П.П?
Статья 13 ФЗ «Об охоте» пункт 5:
5. Промысловая охота осуществляется в:
1) закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;
2) общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Часть 2 ст. 20 гласит:
2. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
Опять же, с юр. лицами понятно — есть работники, на них и оформляются разрешения. А если у ИП нет работников, но он сам намерен заниматься промысловой охотой, у него тоже должен быть трудовой или гражданско-правовой договор?
Статья 13. Промысловая охота
Статья 13. Промысловая охота
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
1. Промысловая охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
2. Охотничьи ресурсы, в отношении которых осуществляется промысловая охота, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 1 настоящей статьи, наряду с промысловой охотой осуществляют деятельность по заготовке охотничьих ресурсов и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства.
4. Наименования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 настоящей статьи, должны содержать указание на характер их деятельности.
5. Промысловая охота осуществляется в:
1) закрепленных охотничьих угодьях на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;
2) общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Использование охотничьих ресурсов: настоящее и будущее
Охота с древнейших времен играет важное значение для человека и общества в целом. Объекты животного мира использовались сначала в целях пропитания, получения одежды и промысла. В настоящее время охота является одним из распространенных видов пользования животным миром. Преимущественно используется как способ развлечения, получения удовольствия от выслеживания, преследования и убийства диких животных, как вид спорта. Промысловая охота по-прежнему остается актуальным видом предпринимательской деятельности. Осуществление этого вида пользования сопряжено с выполнением определенных законом требований, «с использованием огнестрельного либо холодного оружия, что часто приводит к бесконтрольному хищническому отношению к объектам животного мира, а это в свою очередь может привести к значительному уменьшению их численности и даже вымиранию отдельных видов. Поэтому данная сфера требует особого внимания со стороны государства» [1] .
Охотничьи ресурсы являются неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Российской Федерации. «В настоящее время на территории России обитает 228 видов охотничьих ресурсов. Основными объектами охоты в настоящее время являются 50 видов животных. Ряд видов охотничьих животных являются уникальными и обитают преимущественно на территории России, среди которых соболь, сибирская косуля, кабарга. Охотничьи ресурсы являются важной частью природного капитала Российской Федерации, обеспечивают поток экосистемных услуг потребительского и средообразующего характера [2] .
Под «охотничьими ресурсами» понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся: млекопитающие: а) копытные животные -кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом; б) медведи; в) пушные животные — волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка; птицы -гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кек-лик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.
Охота — один из основных видов пользования диким животным миром для удовлетворения потребностей общества в целом, отдельных юридических лиц, граждан. Охота определяется как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Следовательно, охота состоит из следующих основных действий: поиск, выслеживание, преследование, добыча охотничьих ресурсов, их первичная переработка и транспортировка. Добыча диких животных является действием, характерным не только для охоты, но и для других видов пользования животным миром. Так, не считается охотой добывание диких животных, не относящихся к объектам охоты, и добывание животных в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты. Охота как юридически обусловленная деятельность, влекущая установление прав и обязанностей охотников, предполагает добычу (включая выслеживание и преследование) не любых объектов животного мира, а только тех, которые отнесены к объектам охоты в порядке, установленном в нормативном порядке. Правила, сроки, перечень способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, перечень орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению определяется нормативными правовыми актами [3] .
Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Охотничьи угодья подразделяются на: охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (закрепленные охотничьи угодья), и охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья). В первом случае организацию использования ресурсов охотугодий осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, во втором — специально уполномоченные государственные органы, которые в данном случае также выступают в роли хозяйствующих субъектов.
С принятием Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стали приниматься меры по упорядочению территориального охотпользования. В частности, указанный Закон предусматривает наличие не менее 20% общедоступных охотничьих угодий от общей площади субъекта Российской Федерации. Бесплатный доступ в эти угодья в целях охоты имеет любой гражданин Российской Федерации, получивший право на охоту и разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Отличительной чертой организации использования охотничьих животных, обитающих в общедоступных охотничьих угодьях, является вытекающее из Закона об охоте требование об установлении специального порядка [4] распределения разрешений на их добычу между физическими лицами.
Основными принципами распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами являются обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов распределяются между физическими лицами в пределах квот добычи охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, норм пропускной способности, установленных в отношении общедоступных охотничьих угодий. Разрешения на добычу охотничьих ресурсов рекомендуется распределять между физическими лицами в порядке очередности поступления от них заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов. В случае если количество поданных физическими лицами заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях превышает квоту добычи охотничьих ресурсов либо нормы пропускной способности, установленные в отношении общедоступных охотничьих угодий, при рассмотрении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов рекомендуется учитывать: время регистрации поступивших заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях; участие физических лиц, подавших заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, в мероприятиях по регулированию численности охотничьих ресурсов; обеспечение равных возможностей доступа физических лиц к охотничьим ресурсам.
Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает важное положение, гарантирующее право физических лиц на охоту в общедоступных охотничьих угодьях. В случае если на день вступления в силу настоящего Федерального закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади, предусмотренной частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Статья 7 указанного закона определяет, что общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации [5] . Одновременно пункт 3 статьи 71 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Это означает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых закончился срок действия долгосрочной лицензии, имеют право заключить охотхозяйственные соглашения в отношении предоставленных ранее охотничьих угодий. Это приводит к тому, что норма пункта 8 статьи 71 Закона об охоте о первоочередном формировании общедоступных охот-угодий не может быть реализована. Процедура формирования общедоступных охотничьих угодий в действующем законодательстве отсутствует. Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает только одну возможность формирования общедоступных охотничьих угодий — по истечении срока действия долгосрочных лицензий. Однако норма пункта 3 статьи 71 указанного закона такую возможность формирования общедоступных охотничьих угодий исключает. В подобных ситуациях возникшее несоответствие в законе субъектам Российской Федерации приходится решать по своему усмотрению.
На наш взгляд, в связи с отсутствием в действующем законодательстве механизма формирования общедоступных охотничьих угодий и единого подхода к создавшейся проблеме необходимо ввести дополнение в ст. 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где будет указание на то, что переоформление охотничьих угодий согласно пункта 3 статьи 71 не может быть произведено до момента образования обязательных 20% общедоступных охотничьих угодий. Считаем необходимым разработать и закрепить в законе об охоте порядок формирования общедоступных охотничьих угодий с целью реализации права физических лиц на охоту в общедоступных охотничьих угодьях. Из-за недостаточного количества территорий, занятыми общедоступными охотничьими угодьями, граждане вынуждены реализовывать свое право на охоту в закрепленных охотничьих угодьях, где стоимость охоты формирует охотпользователь.
Согласно части 3 статьи 71 «Заключительные положения» Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйствен-ных соглашений.
Так, Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Хакасия обществу с ограниченной ответственностью «Фарт» была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, предусматривавшаяся Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», на основании которой был заключен договор о предоставлении обществу территории для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, площадью 220 568 гектаров сроком действия с 19 сентября 2008 года до 19 сентября 2018 года. В соответствии с договором аренды лесного участка от 15 мая 2009 года, который был заключен ООО «Фарт» с Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, действовавшим на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 30 апреля 2009 года, общество получило во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 215 856 гектаров, расположенный на землях лесного фонда.
В связи с принятием Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО «Фарт» обратилось в Государственный комитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия с заявлением о переоформлении ранее выданной ему долгосрочной лицензии на пользование животным миром, по результатам рассмотрения которого 5 декабря 2011 года между ними было заключено охотхозяйственное соглашение сроком на 33 года, предусматривающее предоставление обществу в аренду земельных и лесных участков площадью 215 856 гектаров и наделяющее его правом на добычу охотничьих ресурсов в границах соответствующих охотничьих угодий. Прокурор Республики Хакасия, полагая, что данное охотхозяйственное соглашение позволяет ООО «Фарт» пользоваться земельными и лесными участками и правом на добычу охотничьих ресурсов в преимущественном по сравнению с другими хозяйствующими субъектами порядке, а следовательно, в части срока его действия противоречит принципам правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, включая запрет недобросовестной конкуренции, обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Государственному комитету по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия и ООО «Фарт» о признании этого соглашения недействительным [6] .
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 октября 2013 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2014 года [7] , постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2014 года [8] ), иск прокурора Республики Хакасия был удовлетворен и охотхозяйственное соглашение признано недействительным. В обоснование принятых решений арбитражные суды указали, что срок действия охотхозяйсгвенного соглашения, заключаемого без проведения аукциона, — по смыслу статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащей переходные положения, обусловленные изменением законодательства об охоте, — не должен выходить за пределы срока действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром; иначе обладателям таких лицензий были бы предоставлены более выгодные условия заключения охотхозяйственных соглашений по сравнению с другими лицами, претендующими на занятие охотничьим хозяйством.
Наделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий, правом заключать охотхозяйственные соглашения без проведения аукциона может также рассматриваться и как свидетельствующее о намерении федерального законодателя предусмотреть для таких охотпользователей — исходя из презумпции их добросовестности — льготный порядок получения (продления) прав на данный вид природопользования, направленный на стимулирование их заинтересованности в устойчивом использовании, воспроизводстве и охране объектов животного мира и иных природных ресурсов. В этом контексте предусмотренное частью 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключение из общего правила об обязательном проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, касающееся охотпользователей, действующих на основании долгосрочных лицензий, с точки зрения преследуемых целей отвечает критериям равенства, соразмерности и справедливости. Данный вывод подтверждается и правовыми позициями относительно специальных льготных механизмов (режимов) нормативного регулирования, которые были выражены Конституционным Судом Российской Федерации в ранее принятых решениях (Постановление от 21 марта 1997 года № 5-П; определения от 5 июня 2003 года №275-0, от 21 декабря 2006 года № 633-0 и от 17 июля 2007 года № 500-0-0). Вместе с тем при оценке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нельзя не учитывать, что вопрос о сроке (сроках), на который может быть рассчитано действие охотхозяйственного соглашения, заключенного без проведения аукциона, не получил в ней непосредственного разрешения, вследствие чего в юридической, в том числе судебной, практике обозначились два взаимоисключающие подхода к интерпретации рассматриваемого законоположения.
Согласно подходу, разделяемому в основном арбитражными судами [9] , право долгосрочного пользования животным миром в охотхозяйственных целях, приобретенное на основании долгосрочной лицензии, ограничено сроком ее действия, который продлению не подлежит, а потому охотхозяйственное соглашение, поскольку оно производно от этой лицензии, не может выходить за ее временные рамки, т.е. не должно превышать срок ее действия, не истекший на момент заключения соглашения, — иное не соответствовало бы смыслу введения в действующее законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов общего правила о заключении охотхозяйственных соглашений на аукционах. Так, Определением ВАС РФ от 29.02.2012 №ВАС-1575/12 по делу № А37-93/2011 «О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании недействительным отказа в заключении охотхозяиствен-ного соглашения, обязании устранить нарушения» в передаче дела в Президиум ВАС РФ было отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что право пользования охотничьими ресурсами для юридических лиц, возникшее на основании долгосрочной лицензии, ограничено сроком действия лицензий, который продлению не подлежит, отказ соответствует закону [10] . «Схожей позиции относительно рассматриваемого правового регулирования придерживаются Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации» [11] .
На прямо противоположном подходе к решению вопроса о сроках охотхозяйственных соглашений, заключаемых без проведения аукциона юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, основан приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 93 «Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения», из пункта 7.1 приложения к которому следует, что срок заключаемого без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соглашения может составлять от двадцати до сорока девяти лет. Данная позиция, по сути, была поддержана Верховным Судом Российской Федерации. В частности, решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № АКПИ13-1028 [12] , который, рассмотрев заявление ООО «Маяк» о признании недействующим упомянутого приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в части, позволяющей заключать охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, пришел к выводу, что при заключении охотхозяйственных соглашений без аукциона не происходит пролонгация права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, возникшего вследствие получения долгосрочной лицензии, а возникает новое, предусмотренное Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основание осуществления данного права — охотхозяйственное соглашение, условия которого, в том числе срок его действия, определены статьей 27 данного Федерального закона; соответственно, общая норма о заключении охот-хозяйственных соглашений на срок от двадцати до сорока девяти лет применима и к охотхозяйственным соглашениям, заключаемым с обладателями долгосрочных лицензий без проведения аукциона. Анализ сложившихся в правоприменительной практике вариантов интерпретации части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относительно сроков охотхозяй-ственных соглашений, заключаемых без проведения аукциона, показывает, что каждый из них основывается на убедительных в той или иной степени доводах.
Отсутствие в системе действующего правового регулирования определенности относительно сроков заключаемых в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» без проведения аукциона охотхозяйствен-ных соглашений «не позволяет выявить действительную волю федерального законодателя даже с помощью конституционно-правового истолкования рассматриваемого законоположения, что делает невозможным обеспечение в правоприменительной практике единообразного, отвечающего реальному состоянию законодательства подхода к разрешению этого вопроса. Таким образом, часть 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйс гвенных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 34 (часть 1), поскольку в силу неопределенности своего нормативного содержания она порождает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения содержащихся в ней положений» [11] .
В общедоступных охотничьих угодьях любительскую и спортивную охоту вправе осуществлять охотники. Охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхо-зяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Также в общедоступных охотничьих угодьях может осуществляться промысловая охота юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [14] . Промысловая охота осуществляется в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. Перечень охотничьих ресурсов, в отношении которых осуществляется промысловая охота, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Так, к охотничьим ресурсам на территории Республики Карелия [15] , в отношении которых осуществляется промысловая охота, относятся: млекопитающие: а) копытные животные — кабан, лось; б) медведи — бурый медведь; в) пушные животные — волк, лисица обыкновенная, енотовидная собака, рысь, барсук, куница лесная, горностай, хорь лесной, норка американская, заяц-беляк, бобр европейский, бобр канадский, крот обыкновенный, белка обыкновенная, ондатра; птицы — гуси, казарки, утки, глухарь обыкновенный, тетерев обыкновенный, рябчик, куропатка белая, вальдшнеп.
Охота в целях научно-исследовательской, образовательной деятельности осуществляется в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного работнику научной и образовательной организации, выполняющего обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется физическими лицами и юридическими лицами при наличии разрешений на добычу охотничьих ресурсов, выданных работникам юридического лица, выполняющим обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
Охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полу-вольных условиях или искусственно созданной среде обитания, охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в общедоступных охотничьих угодьях при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
На закрепленных охотничьих угодьях юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять промысловую охоту, охоту в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, охоту в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охоту в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания на основании охотхозяйственного соглашения или при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного работнику, выполняющего обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. Любительская и спортивная охота на закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхо-зяйственные соглашения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является участие граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, однако в последующих нормах закона не нашли отражение конкретные формы и механизм такого участия. Данный принцип предполагает участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, касающихся вопросов пользования, охраны, защиты, воспроизводства соответствующих природных ресурсов в установленных законодательством РФ порядке и формах. «Однако он не получил своего развития в регулятивных нормах законодательства, конкретные процедуры общественного участия не были определены. Между тем, в нормах Закона об охоте, регулирующих процедуру проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (ст. 28), могли бы содержаться положения об учете мнения населения, проживающего вблизи охотничьих угодий или на территории соответствующих муниципальных образований,
охотничьих общественных организаций, например результатов публичных слушаний об условиях экологического и социального характера, включаемых в предмет аукциона в составе обременений земельных и лесных участков, расположенных в границах охотничьего угодья, ограничений использования лесов и других природных ресурсов, параметров осуществления охоты. Тем более что Закон провозглашает и такой принцип, как учет интересов населения, для которого охота является основой существования (ст. 2)» 1 . Процедура формирования отдельно взятого охотничьего угодья (земельного участка) не предполагает проведение публичных слушаний или иных форм учета мнения населения, проживающего в соответствующих местностях (муниципальных районах), «равно как и получение согласия собственников на включение их земельных участков в состав охотничьих угодий. Если речь идет о государственной (федеральной и субъектов РФ) или неразграниченной государственной собственности на землю, то изложенная в Законе об охоте процедура вполне себя оправдывает. Однако учитывая, что охотничьи угодья могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения, большая часть которых находится в частной, а не государственной собственности, произвольное установление обременений прав частных собственников не соответствует, на наш взгляд, Конституции России» 2 . Поддерживая обозначенные мнения ученых, следует отметить, что в границы охотничьих угодий могут быть включены земельные участки, находящиеся в частной собственности и предназначенные, например, для ведения сельскохозяйственного производства. Учитывая, что охотпользова-тель не согласовывает свою деятельность с собственниками земельных участков, входящих в границы охотничьего хозяйства, формируются благоприятные условия для конфликта интересов и социальной напряженности. Примером может служить несогласованность действий охотпользо-вателя и сельхозпользователя, при которой на одной и той же территории происходит охота одновременно с уборкой урожая. Считаем, что необходимо разработать механизм согласования с собственниками земельных участков при формировании границ охотничьих угодий, а также предусмотреть конкретные формы участия населения в принятии управленческих решений о формировании охотничьих угодий.
Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет, что охотничьи ресурсы предоставляются в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на основании охотхозяйственного соглашения. По охотхозяйствен-ному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий
- 1 Васильева М.И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование). Права. 2015. № 3 (183). С. 8.
- 2 Анисимов А.П. Правовой режим охотничьих ресурсов. Юридическая наука. 2013. № 1. С. 26-29.
по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Правовая природа охотхозяйственного соглашения законодательством не определена, в связи с чем в научной литературе ведется дискусия относительно того, к какому виду договоров оно относится — к гражданско-правовому или публично-правовому. Цивилисты считают, что «все договоры, регулируемые Земельным, Водным, Лесным кодексами, законодательством о недрах и других природных ресурсах, отвечающие требованиям ст. 1 ГК (т.е. построенные на началах равенства), надлежит относить к числу гражданско-правовых. В результате оказывается, что ко всем договорам, возникающим по поводу природных ресурсов, должны применяться общие нормы гражданского права, если иное не содержится в посвященных таким договорам специальных законодательных актах. При этом такие нормы пользуются несомненным приоритетом. И этот приоритет объясняется не иноотраслевым характером указанных норм, а тем, что они являются хотя и гражданско-правовыми, но специальными» [16] .
Ученые в области экологического права придерживаются иного мнения и охотхозяйсгвенное соглашение относят к числу публично-правовых договоров. Так, Б.Д. Клюкин считает, что «применительно к участкам недр, земельным, водным, лесным участкам договор выступает в виде регулятора публичных отношений, поскольку перечисленные объекты относятся к объектам публичного, общественного интереса и составляют особую группу объектов, выделенных в Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе, Водном кодексе, Законе “О недрах”» [17] . «Договоры, по которым природные ресурсы предоставляются в пользование, относятся к контрактам с публичным режимом» [18] . В связи с тем, что право разделено на частное и публичное, по мнению В. Краевой, «целесообразно ставить вопрос либо об их публично-правовой, либо частноправовой природе (то есть понятию “публично-правовой” необходимо противопоставлять понятие “частноправовой”, а не “гражданско-правовой”, “административно-правовой”). Публично-правовой договор не означает, что он не гражданско-правовой, а означает, в первую очередь, что он договор не частноправовой. Таким образом, регулирование публично-правового договора может осуществляться публично-правовыми нормами, которые могут содержаться и в гражданском праве. Автор рассматривает охотхозяйственное соглашение как особый комплексный природоресурсный договор, который содержит элементы как публично-правового, так частноправового характера» [19] .
На наш взгляд, несмотря на то что соглашение о передаче права на пользование охотничьими ресурсами содержит взаимные обязательства сторон (охотпользователя и органа исполнительной власти), оно не является соглашением гражданско-правового характера. Во-первых, по соглашению передается право на пользование охотничьими ресурсами, которые представляют собой один из видов объектов животного мира и являются природным объектом. Регулирование отношений по использованию природных объектов не относится к гражданско-правовой сфере. Животный мир относится к собственности государства и состоит в управлении уполномоченных органов [20] . Поэтому орган исполнительной власти, предоставляя по соглашению право пользования охотничьими ресурсами осуществляет не гражданское правомочие, а «правомочие общего управления» [21] . Во-вторых, права и обязанности сторон по охотхозяйственному соглашению представляют собой установленные законом взаимные права и обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ и охотполь-зователей, включающие элементы подчинения одной стороны другой.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, составляют самостоятельный институт в системе фаунистического права. Охота наравне с рыболовством является актуальным и распространенным видом пользования животным миром среди населения. Активно развивается промысловая охота, целью которой является получение прибыли. Отношения в сфере охоты регулируются Федеральным законом «О животном мире», Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также другими специальными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, охота как важнейший институт фаунистического права требует дальнейшего теоретического и практического освещения.