Произведения тургенева записки охотников анализ произведения

Анализ Записок охотника

Нестерова И.А. Анализ Записок охотника // Энциклопедия Нестеровых

Записки Охотника написанные великим русским писателем И.С. Тургеневым. В воем цикле рассказов он от лица охотника описывает настоящую, невыдуманную жизнь в России.

Сюжет и композиция

Портрет И.С. Тургенева кисти Ильи Ефимовича Репина

Записки Охотника И.С. Тургенева были созданы им в период с 1847 г. по 1851 год. Сборник рассказов состоит из двадцати пяти небольших произведений. Связаны они между собой личностью рассказчика. Первый рассказ «Хорь и Калиныч» вышел в свет в 1847 году в журнале современник, который в том же году купили Некрасов и Иван Панаев. Новая редакция попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в первом номере»[1]. В 1852 году Записки охотника вышли отдельной книгой.

Особенностью Записок Охотника является то, что они отражают крестьянскую жизнь и быт. Именно по этой причине выход сборника вызвал неоднозначную реакцию как у правящих кругов, так и в творческой среде. Дело в том, что в ряде рассказов можно увидеть недовольства писателя крепостным правом. Это особенно бросается в глаза в следующих рассказах:

  • «Ермолай и Мельничиха»,
  • «Бурмистр»,
  • «Льгов»,
  • «Два Помещика»,
  • «Петр Петрович Каратаев»,
  • «Свидание».

Тема цикла рассказов » Записки охотника» – это жизнь и судьба русского крестьянства.

Титульный лист первого издания. 1852

Русская природа в Записках охотника

Тургенев любил русскую природу во всех своих произведениях он уделял ей значимое место. Записки охотника не стали исключением. Живописные пейзажи наполняют каждый рассказ особой реалистичной атмосферой. Они заставляют читателя переместиться в место действия, помогают прочувствовать красоты русской природы и проникнуться судьбами тургеневских персонажей. Вот например отрывок из рассказа «Ермолай и мельничиха», в котором природа и человек сочетаются: «Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно спустилось на реку недалеко от нас. Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей. Мы зарылись в сено и заснули [2].»

В этом же рассказе закат жизни и закат солнца сплетаются, чтобы подчеркнуть печальную судьбу жены мельника Арины, женщины с «большими и грустными » глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.

Записки Охотника И.С. Тургенева насыщены описаниями природы и диалогами. Пейзажи и диалоги переплетаются, создавая единую композицию. Природа дополняет сюжет диалогов, а в ряде случаев, диалоги оттеняют природу. Отдельно следует выделить рассказ «Лес и степь». Он отличается от всех других произведений цикла тем, что в нем автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи, диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.

Образ русского человека

Тургенев создает в своем цикле рассказов галерею образов как положительных, так и отрицательных. При этом на страницах рассказов также есть место для нейтральных персонажей. При этом читатель не может остаться равнодушным ни к кому, так как каждый образ полноценен. Тургенев создает описание героев с точки зрения рассказчика, тем самым внося нотки авторского отношения к каждому персонажу.

Записки Охотника удивительно реалистичные рассказы. Это целая палитра из человеческих трагедий, глупости, невежества и в тоже время красоты.

В Записках охотника И.С, Тургенев стремиться не только правдиво описать быт русского крестьянства, но передать все своеобразие местных наречий. Это позволяет писателю лучше передать образы персонажей.

Помимо образов крестьян в цикле присутствуют образы помещиков. В отличии от крестьян Тургенев отражает все самодурство и беспринципность крепостной России на антитезе: помещик-крестьянин. В ряде рассказов писатель подчеркивает равенство между крепостной и раб для помещика. Так самодурство помещицы сгубило жизнь Арины и Петра в рассказе «Ермолай и мельничиха». Тяжела судьба человека по прозвищу Сучок в рассказе «Льгов». Он не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Но в реке рыбы нет и Сучок вынужден в пустую тратить свою жизнь из-за прихоти хозяев.

В цикле рассказов «Записки охотника» отсутствует прямое осуждение крепостного права. Тургенев как художник отображает то, что видит.

Образ России в Записках охотника

Большое внимание в Записках охотника уделено образу России. Однако писатель не говорит, что ждет Россию. Он передает свое видение через персонажей рассказов. Перспективы дальнейшего роста и развития русской цивилизации Тургенев показывает в фоне, оттеняемом событиями произведения. Именно в крестьянстве Тургенев нашел ту самую «почву, хранящую жизненные соки всякого развития». Тургенев нашел в жизни русского народа ту значительность и значимость на национально-государственном уровне, тот общенациональный смысл, который Толстой положил в основу художественного мира.

В «Записках охотника» сталкиваются и спорят две России: официальная крепостническая и народная крестьянская. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности. Калиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам. При этом можно отметить, что таким способом Тургенев показывает неоднородность Российского государства, которое существует не вопреки внутренним противоречиям, а в соответствии с синтезирующим взаимным влиянием разносторонних народных общностей. Живой образ России в книге Тургенева – природа. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе общенациональным врагом должна принять участие вся Россия, не только крестьянство, но и дворянство.

Читайте также:  Болотные сапоги для ходовой охоты

Учитывая сегодняшние события на Украине, которая оказалась не способной к национальному единству, что вылилось в 2014 году в раскол общества, Россия оказывается снова в ситуации, когда ей угрожает внешний враг. Пусть основные угрозы этого врага носят политический и дипломатический характер, население России как самостоятельная цивилизация отвергает попытки врагов диктовать русским, как им жить, как разговаривать и как вести себя на международной арене. В этой связи концепция и мысли Тургенева оказываются актуальными и для сегодняшней России.

  1. Богословский Н.. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1961.
  2. Тургенев И.С. Записки охотника – М.: Издательство «Азбука», 2015

Детский час

для детей и родителей

Анализ цикла рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева

В эпоху, когда складывались нравственные принципы и убеждения Тургенева, когда формировался Тургенев-гражданин, на первый план уже выдвигался вопрос об освобождении крестьян от крепостного права. Понемногу все громче и громче раздавались голоса, сначала намекавшие на необходимость такой реформы, затем советовавшие введение ее, а затем уже и прямо требовавшие подобной реформы. Тургенев обратил все свои усилия против самого позорного явления русской жизни – крепостного права.

Тургенев — прекрасный живописец русского мира, и задуманный им план, проходя с котомкой охотника по различным местам и закоулкам России, ознакомить нас со многими людьми и характерами,удался в полной мере. Это мы видим в «Записках охотника».

Какова история создания цикла рассказов «Записки охотника»? Первые рассказы из этого цикла увидели свет в конце 40-х годов XIX века, в то время, когда основы крепостного права держались крепко. Власть дворянина-помещика ничем не ограничивалась, не контролировалась. Как человек, Тургенев видел в крепостничестве высшую несправедливость и жестокость; в силу этого, и разумом и сердцем Тургенев ненавидел крепостное право, которое для него было, по его собственному выражению, личным врагом. Он дал себе известную «Аннибаловскую клятву» не складывать никогда оружия против этого врага. Выполнением этой клятвы и стали «Записки охотника», которые являются не только общественно-значимым произведением, но и обладают большими достоинствами с литературно-художественной точки зрения.

В 1852 году «Записки охотника» впервые были выпущены отдельным изданием.

Какую главную цель преследовал И.С.Тургенев про создании этого произведения? Главная цель «Записок охотника» — обличение крепостного права. Но подошел автор к реализации своей цели оригинальным способом. Талант художника и мыслителя подсказали Тургеневу, что во главу угла надо ставить не предельные случаи жестокости, а живые образы. Именно таким образом художник достучится до русской души, до русского общества. И ему удалось это сделать в полной мере. Эффект от художественного произведения оказался полным, потрясающим.

«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками, из жизни крепостных крестьян и помещиков. В некоторых рассказах автор «мстит» своему врагу (крепостному праву) очень осторожно, в других он совсем забывает о враге, и помнит только о поэзии природы, о художественности бытовых картин. Следует заметить, что рассказов такого рода немало. Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание». Но и в этих рассказах в деликатной форме выражается этот протест, таким несущественным элементом является он наряду с чисто художественными элементами рассказов. В остальных рассказах не слышится никакого протеста, они освещают стороны помещичьего и крестьянского быта.

Главная тема «Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.

Главная мысль «Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности. Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать удовлетворения насущным запросам человеческой души. Кругом — люди или равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать глубокое, мучительное одиночество. Не с кем отвести душу, некому поверить глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.

В чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева? Прежде всего, необходимо отметить полный реализм «Записок охотника». Реализм этот составляет основу творчества Тургенева. По справедливому указанию Белинского, Тургенев не сумел бы художественно обрисовать характер, которого он не встречал в действительности. Такой склад творчества дал возможность Тургеневу раскрыть общечеловеческую сущность крестьянской души и нарисовать два основных крестьянских типа: Хоря и Калиныча. В рассказе «Бежин луг» он указал и в детской среде те же два основных типа: Павлуша – будущий Хорь, Ваня – Калиныч. Изобразив всесторонне крестьянство и помещичью среду, Тургенев сделал крупный шаг вперед по направлению к реализму, в сравнении с величайшим из предшествовавших ему реалистов – Гоголем. Но Гоголь видел действительность в своем преломлении. Тургенев же ту же действительность умел рассмотреть всесторонне, и у него жизнь разворачивается во всей ее полноте. И при таком полном, всестороннем освещении жизни Тургенев проявляет в «Записках охотника» совершенную объективность.

Читайте также:  Охота гуся мр 153

«Записки охотника» не представляют все же прямого нападения на крепостное право, но наносят ему жесточайший удар косвенно. Тургенев изображал зло таковым не с явной целью бороться с ним, но потому, что видел его отвратительным, возмущающим чувство человеческого достоинства. Следствием его реализма и объективности и является изображение в «Записках охотника» типов положительных и отрицательных, привлекательных и отталкивающих, как в крестьянской среде, так и в помещичьей. При этом Тургеневу необходимо было обладать высокой степенью наблюдательности. Подобную наблюдательность отмечал в Тургеневе и Белинский, который писал, что талант Тургенева – наблюдать явления и передавать их, пропуская через свою фантазию, но не опираться при этом только на фантазию.

Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.

«Записки охотника» обладают высоким художественным достоинством. Они представляют полную и яркую картину русской жизни, изображенной так, как она и проистекала перед автором. И эта правдивая картина приводила читателя к мысли о несправедливости и жестокости, господствующих по отношению к народу. Крупное художественное достоинство «Записок охотника», помимо их беспристрастности, заключается и полноте нарисованной в них картины. Освещены все типы современной Тургеневу России, обрисованы и привлекательные и отталкивающие лица, охарактеризованы и крестьяне и помещики.

Внешним достоинством «Записок охотника» является та сила влияния, которое они оказывают на читателя, благодаря языку, которым они написаны, и, особенно, живости и красоте описаний. В качестве примера таких описаний можно указать сцену пения Якова Турка; читатель вместе с автором переживает все, что навеяло на слушателей это пение, и нельзя не поддаться поэтическому обаянию воспоминаний о лебеде, навеянного на автора пением Якова. Не менее поэтичны и сильны по своему воздействию на душу читателя описания, встречающиеся в рассказах «Свидания», «Бежин луг», «Лес и степь».

Все достоинства «Записок охотника», как художественного произведения, в связи с высокогуманными идеями, которыми проникнуты рассказы, обеспечили им прочный успех не только у современников Тургенева, но и у последующих поколений.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ «Записок охотника» И.С. Тургенева

Анализ «Записок охотника» И.С. Тургенева для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.

«Записки охотника» (1847-1852). Хорь и Калиныч. Певцы. Бежин луг.

1. Антикрепостническая тема в «Записках охотника».
2. Черты русского национального характера в персонажах цикла.
3. Жанровое своеобразие рассказов.
4. Пейзаж и его роль в рассказах.

Рассказ «Хорь и Калиныч» – первый из будущего цикла – появился в первом номере журнала «Современник» за 1847 год. Это был первый номер, подготовленный новыми владельцами журнала, Некрасовым и Панаевым. Тогда редакция не сумела по достоинству оценить рассказ Тургенева: он был напечатан мелким шрифтом в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника» (таким образом название цикла подсказано Тургеневу журналом). Большой успех рассказа у читателей вдохновил автора, и в течение 1847 года, находясь за границей, он написал еще 13 рассказов. Над циклом Тургенев работал с 1847 по 1851 годы, а к 1852 подготовил отдельное издание «Записок охотника».

«Записки охотника» дают картину деревенского и усадебного быта, раскрывают отношения помещиков и крепостного крестьянства. Но пристальное внимание современников прежде всего обеспечила их антикрепостническая направленность. Власти также отреагировали на их появление, увидев в рассказах опасную общественную тенденцию. Николай I повелел отправить в отставку пропустившего «Записки охотника» цензора кн. Львова «за небрежное исполнение своей должности». Тургенев был отдан под полицейский надзор. Общественная значимость рассказов и очерков цикла заключалась не только в разоблачении помещиков-крепостников (один из высокопоставленных чиновников говорил, что помещики «представлены вообще в смешном и карикатурном или, еще чаще, в предосудительном для их чести виде»), но и в изображении крестьянских типов. К людям из народа автор испытывает симпатию, бедственное положение русского народа вызывает его сочувствие.

«Записки охотника» – антикрепостническое произведение. Тургенев разоблачает крепостное право как уродливую систему, порождающую жестоких или никчемных помещиков, развращающую душу, тормозящую экономическое и духовное развитие России. Сам автор так определял главную идею «Записок охотника»: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться. ».Рассказы связываются в цикл единством идейного содержания и композиционным приемом – образом рассказчика, проходящего через все рассказы. Рассказчик – охотник, местный помещик, хорошо знающий свой край, а самое главное – глубоко интересующийся жизнью встречающихся ему в охотничьих странствиях людей.

«Хорь и Калиныч» – программное произведение цикла, в котором намечены его основные идеи, опробована форма тургеневского «охотничьего» рассказа. Сюжет в нем носит очерковый характер: точно указывается и описывается место действия – Волховский и Жиздринский уезды Орловской и Калужской губернии. Рассуждения в начале рассказа о типах орловских и калужских мужиков, построенные по принципу антитезы, как будто не связанные с сюжетом рассказа, имеют не только этнографическое, чисто очерковое значение. В них задается актуальная социальная тема – различие между барщинным и оброчным крестьянством.В «Хоре и Калиныче» нет событийного развития действия. В рассказе показаны встречи героя-рассказчика с помещиком Полутыкиным и его крепостными крестьянами Хорем и Калинычем. Образ рассказчика играет в рассказе активную роль: рассказчик комментирует поведение героев, выражает свое отношение к ним. Именно в диалоге с ним раскрываются социально значимые типические характеры. Иногда для создания характера автору достаточно минимальных художественных средств. Так характер Полутыкина совершенно определенно проясняет его фамилия – он, действительно, никудышный бестолковый хозяин, разоряющийся помещик.

Читайте также:  Как по русски охота нашел

Основной интерес для рассказчика представляют крестьяне Хорь и Калиныч, сравнительная характеристика которых позволяет автору раскрыть два типа русского крестьянина, показать разные грани русского национального характера. Образы помещика и его крепостных противопоставлены: прямого конфликтного столкновения между ними нет, но очевидно глубокое различие нравственного мира, жизненной позиции. И не в пользу помещика. Крестьяне – незаурядные люди. Один – прекрасный практик, другой – натура поэтическая. Публицистическое начало рассказа – рассуждения о барщинных и оброчных крестьянах – получает свое развитие в образах центральных персонажей.

Хорь – «человек положительный, практический, административная голова, рационалист». Он добивался разрешения перейти на оброк и по сути экономически самостоятелен. Хорь – тип умного, деятельного, предприимчивого русского человека, способного смело идти навстречу новому, правда, его возможности ограничены уродливой крепостнической системой. В раскрытии образа Хоря основную роль играют авторские описания его усадьбы, избы. Выразительны предметные детали, вещный мир. Они показывают крепость его хозяйства, надежность, устойчивость быта, позволяют увидеть в Хоре созидательные творческие начала русского национального характера. Портрет Хоря существенно дополняет наше представление о нем. В его фигуре автор подчеркивает основательность. Этот «плечистый и плотный» человек крепко стоит на ногах. А сравнение его лица с лицом Сократа («такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос») выражает уважение и симпатию автора и одновременно усиливает антикрепостнический пафос рассказа. Но этот умный, сильный человек Хорь находится в положении раба. Такова реальность российской действительности.

Калиныч – полная противоположность Хорю внешне и внутренне. Он «человек самого веселого, самого кроткого нрава», возвышенная натура. Находясь в полной зависимости от помещика, каждый день должен сопровождать его на охоту. Он совсем забросил собственное хозяйство. Калиныч близок к природе, трогателен в своей привязанности к Хорю: принес ему букетик земляники. Противопоставляя героев, автор видит в каждом из них замечательные черты народного характера.

Рассказ «Певцы», написанный в начале 50-х годов, соединяет очерковые и новеллистические черты. И хотя повествование ведется от лица рассказчика и содержит очерковые элементы, в основе сюжета рассказа – событие. Состязание певцов – центральная часть повествования. В рассказе помимо главных персонажей – Якова-Турка и рядчика из Жиздры – множество других героев, составляющих живописную многофигурную композицию. Обогащаются художественные средства раскрытия характера. Кроме выразительных портретных деталей, авторских характеристик, Тургенев дает рассказ о прошлом героев (такова история жизни Могарыча, Оболдуя). Представление о персонажах углубляется и с движением сюжета. Эпический фон основного события несет важную идейную нагрузку.

Тургенев показал в рассказе необычайную талантливость русского человека. Творческое духовное начало в «лучшем певце околотка» Якове-Турке побеждает вокальное мастерство самоуверенного рядчика. Показывая замерших в волнении слушателей, рассказчик как бы сливается с ними и передает в своих словах переживания и чувства, охватившие всех: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас. Русская, правдивая, горячая душа хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Выбор песни многозначителен. Песня «Не одна во поле дороженька пролегала. » действительно созвучна судьбе русского народа. В ней – «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательнобеспечная грустная скорбь».

Тургенев – реалист, он не идеализирует героя: в заключительной части рассказа автор видит безобразное всеобщее пьянство. И Яков, совсем недавно воспарявший духом, потрясший всех своим дивным пением, как и все, погрузился в мрак тяжелого разгула. Писатель не уходит от снижающих образ героя подробностей: «С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его странно побледневшим лицом». Ничего не осталось от его одухотворенного волнения. Безобразная действительность разрушительно воздействует на судьбу таланта в России, и в этом еще один приговор крепостничеству.

«Бежин луг» – поэтичный рассказ о русской природе и детской душе. В этом рассказе очерковое начало уступает место лирическому повествованию. Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор воссоздает образы пяти крестьянских мальчиков, собравшихся июльской ночью у костра и рассказывающих друг другу страшные истории. Природа в «Бежином луге» перестает быть фоном действия, она становится средством косвенной характеристики героев. Картины летней природы, обрамляющие рассказ, полны лирической выразительности и как бы одухотворяют характеры мальчиков. А их фантастические истории, легенды, поверья полны яркой образности, поэтичности. Таинственный мир их фантазий, мир природы и реальный мир сливаются в единое целое в душах мальчиков. Душа народа, сродни природе, поэтична и таинственна.

В «Записках охотника» И.С.Тургенев выступил как художник острой социальной антикрепостнической проблематики и раскрыл в живых крестьянских типах особенности национального характера. Велика роль описаний природы в рассказах. Природа является средством раскрытия характера, внутреннего мира и душевного состояния персонажей.

Оцените статью
Adblock
detector