Произведения русских писателей охотников

Произведения русских писателей охотников

«Русская охота. Весна. Лето. Осень. Зима»

Хочу познакомить посетителей сайта со сборником произведений русских писателей и поэтов, выпущенным тиражом 75000 экземпляров издательством «Физкультура и спорт» в 1972 году. Предисловие написано составителем сборника Н.П.Смирновым. Книга иллюстрирована рисунками Н.Самокиша и Л.Кулагина.

Русская охота имеет свою обширную литературу, а она литература, в свою очередь, — богатейшую историю.

Устные предания и изначальные образцы отечественной письменности уже содержат упоминания об охоте. Киевский князь Владимир Мономах (XIІ в.) в своем «Поучении» отводит охоте особый раздел, приравнивая охотничьи подвиги к подвигам на ратном поле.

Охотничьи образы не раз встречаются и в «Слове о полку Игореве», безымянный автор которого показал себя не только охотником, но и зорким наблюдителем мира животных.

В другом замечательном памятнике древнерусской литературы— «Задонщине» рязанца Софония (ХV в.) фигурируют образы соколиной охоты: «4 уже соколы и кречати, белозерские ястребы взлетеша под синие небеса. хотят ударити на многие стада гусиные и на лебеденые. »

Русские следопыты и звероловы отличались мужеством, силой, ловкостью. Величавые былины, воспевающие богатырей, рисуют их не только непобедимыми воинами, но и смелыми охотниками. Народные сказки и песни донесли до нас облик русского охотника, смело идущего на медведя и вепря с копьем или рогатиной, метко добывающего «каленой стрелой» высоко пролетающую птицу.

Глубокое и многостороннее выражение охота нашла в русской художественной литературе. А. С. Пушкин, не будучи охотником, создал тем не менее незабываемые картины охотничьего быта. Вспомните начало поэмы «Граф Нулин» («Пора, пора, рога трубят. »). В его прозе мы также находим социально-охотничьи мотивы. В лице Троекурова, одного из главных персонажей «Дубровского», показан барин-борзятник, на псарне которого щенята содержались в лучших условиях, нежели крепостные крестьяне. А действие в «Барышие-кpестьянке» paзвертывается и протекает на фоне охоты.

Широко отражена охота и в произведениях другого великого русского поэта Н. А. Некрасова. Некрасив всю жизнь, с малых лет, был страстным охотником. В одном из стихотворений («На первые шаги. », I874) он говорит:
«Мой лучший друг — лягавая собака,
Да острый нож, да меткий карабин. »

В «Унынии» поэт так описывает свои верховые охотничьи прогулки:
«Когда Кадо бежит опушкой леса
И глухаря нечаянно спугнет,
На всем скаку остановив Черкеса,
Спущу курок —и птица упадет. »

Многие замечательные произведения Некрасова созданы в результате его охотничьих скитаний. «Крестьянские дети», «Коробейники», «Саша», «Орина, мать солдатская», «На Волге», «Горе старого Наума», «Псовая охота» и другие — все это с полным правом можно назвать «Записками охотника» на языке поэзии.

Из русских поэтов-классиков кроме Пушкина и Некрасова вплотную касались охотничьей темы А. Фет, А. К. Толстой, Ив. Бунин.

Читатель-охотник, перечитывая стихи Бунина, как бы въявь увидит и оленя в зимнем лесу, поспешно уходящего от гончих, и стаю борзых на «ненастных и туманных нивах», и хищную пантеру с ее «размеренно-неслышными» шагами.

Еще полнее и шире показана охота в классической русской прозе. В 1852 году появились две замечательные книги: «Записки охотника» И. С. Тургенева и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» С. Т. Аксакова.

С. Т. Аксаков- беллетрист и натуралист — является родоначальником русской охотничье — исследовательской литературы. Книга славится точными наблюдениями. Немало охотничьих зарисовок и в его эпопее «Детские годы Багрова внука».

«Записки охотника» Тургенева — одна из самых обаятельных книг в нашей классике, где охотничья тема предоставляет писателю неограниченные возможности и для углубленного психологического портрета, и для больших обобщений социального порядка. Описывая свои охотничьи странствия и впечатления, Тургенев нарисовал яркую и правдивую панораму крепостной деревни.

Когда в 1869 году один из французских журналов обратился к Тургеневу с письменным вопросником, писатель в ответ на вопрос: «Ваше любимое занятие?» — написал: «Охота»*. Помимо «Записок» охота воплощена и в других рассказах Тургенева: «Три встречи», «Поездка в Полесье», «Степной король Лир», «Бригадир», в «Стихотворениях в прозе» и в лирических стихотворениях. Есть у него и специальная работа: «Пятьдесят недостатков ружейного охотника и пятьдесят недостатков легавой собаки».
* А.Островский. Тургенев в записках современников. Изд. писателей в Ленинграде. 1929.

Исключительно богато охотничьими сценами творчество Л. Н. Толстого. В своих величайших творениях — в «Войне и мире» и «Анне Карениной» — писатель не случайно останавливался ни описаниях охоты: они содержат точные детали, помогающие тонкому психологическому раскрытию характера основных героев этих произведений — Левина и Облонского, Николая и Наташи Ростовых.

Вместе с тем описания вальдшнепиной тяги, болотной охоты и «отъезжего поля» можно считать и самостоятельными произведениями охотничьего жанра.

Выразительные сцены охоты есть в «Детстве» и «Казаках». Если же читатель откроет толстовские «Русские книги для чтения», то найдет в них целую галерею самых разнообразных охот.

Вслед за великими именами А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и И. С. Тургенева следует поставить более скромные, но по-своему тоже замечательные имена — Н. Н. Толстого и Э. Е. Дриянского.

Н. Н. Толстой старший, рано умерший брат Л. Н. Толстого. Лев Николаевич не раз отмечал в дневниках и письмах, что он находится под большим влиянием разностороннего ума и литературного таланта своего старшего брата: «Качества же писателя, которые у него были, были прежде всего тонкое художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушный веселый юмор, необыкновенное неистощимое воображение»**.
**Л. Толстой. Полн. собр. художественных произв. Том I. 1928.

Читайте также:  Охотник от первого лица

В 1851—1854 годах братья Толстые вместе служили на Кавказе: Николай Николаевич в качестве артиллерийского офицера, Лев Николаевич в качестве юнкера.

Необходимо добавить, что старый казак — это знаменитый впоследствии герой «Казаков» Л. Н. Толстого дед Ерошка (в очерках Н. Н. Толстого — Епишка).

В «Журнале охоты» (№ 2—3 1858 г. и № 3—4 1860 г.), т. е. вслед за появлением в печати «Охоты на Кавказе» Н. Н. Толстого, были напечатаны очерки И. Бильфельда «Олений рев» и «Кизлярские дальние сады», где описываются те же самые места, что и у Н. Н. Толстого. Больше того, в очерках Н. Н. Толстого и И. Бильфельда встречаются и одинаковые герои, в частности колоритнейший охотник-офицер — Мамонов (у Толстого), Султанов (у Бильфельда). Бильфсльд, вероятно, был однополчанином Толтого.

Е. Э. Дриянский, один из ближайших другей А. Н. Островского, автор романов и повестей — «Квартет», «Туз», «Одарка Квочка», «Лихой сосед». «Амазонка» и других, остался в литературе только как автор «Записок мелкотравчатого» (и их продолжении «Скипидара Купоросыча»).

«Записки», написанные рукой оригинального мастера, вышли впервые в 1859 году. Впоследствии они переиздавались несколько раз (в последний раз — в альманахе «Охотничьи просторы» № 8—9—10, 1957-1958 гг.).

Главное сюжетное звено и главный герой этой книги — ловчий Феопен, такой же одухотворенный литературный персонаж, каковы, например, Ермолай И. С. Тургенева или Ерошка Л. Н. Толстого.

Перечисленными именами далеко не исчерпывается тема охоты в русской художественной литературе XIX века.

Охота и охотничий быт занимали поэта и драматурга Л. Мея, увековечившего в очерке «Сборное воскресенье» охотничью Москву середины прошлого века, и писателя — «краснописца» Н. Лескова, давшего поэтическую сцену ловли перепелов в романе «Некуда», и П. Мелышкова-Печерского, с большой художественно-сатирической силой, очертившего охотников-феодалов времен Елизаветы Петровны («Старые годы»).

А. П. Чехов тоже уделял внимание охотничьему жанру. У него есть охотничьи рассказы — «На охоте», «На волчьей садке», «Свирель», а также большая повесть «Драма на охоте». Кроме того, тема охоты варьируется и в других новеллах: «Весной», «Белолобый», «Ариадна», «Крыжовник», «Студент».

Охота занимает большое место и в прозе Ив. Бунина. Рассказы «Байбаки» и «Антоновские яблоки», «Последнее свидание» и «Всходы новые», «Исход» и «К роду отцов своих» переносят читателя в оскудевший усадебный мир, показывая колоритные фигуры псовых и ружейных охотников.

Чудесны описания охот с легавой в рассказе «Далекое» и в эпопее «Жизнь Арсеньева», а также в «Кратких рассказах». Наконец, уже в старости (1946 г.) Бунин написал под влиянием немеркнущей силы детских воспоминаний рассказ «Ловчий», где превосходно все: и картины отъезжего поля, и своеобразие быта, и безупречный язык, широко использующий охотничью терминологию. Образ бунинского ловчего Леонтия останется в литературе подлинным «сводным братом» Данилы из «Войны и мира» Л. Толстого и Феопена из «Записок мелкотравчатого» Дриянского.

С охотой связано творчество и двух других писателей конца XIX —начала XX века —Д. Мамина-Сибиряка и А. Куприна.

Рассказы Д. Мамина-Сибиряка «Медвежий угол», «Емеля-охотник», «Богач и Еремка», «Серая шейка», «Медведка» и другие поразительны тонкостью наблюдений за повадками зверя и птицы. Своеобразно, с большой социальной остротой передана охота в одном из лучших романов Мамина-Сибиряка — «Горное гнездо».

Рассказ Куприна «На глухарей» отличается поэтичностью в изображении глухариного тока; хороша и сцена тока в рассказе «В лесной глуши». Все эти произведения написаны Куприным до 1917 года, т. е. в бытность на родине. Живя после революции (до 1937 г.) за границей, писатель также посвятил охоте ряд рассказов: «Завирайка», «Ночь в лесу», «Вальдшнепы», «Ночная фиалка». Обращение к охотничьей теме, связанное с воспоминаниями о прошлом, явилось выражением той обостренной тоски по родине, которую испытывал Куприн в эмиграции.

Интересны также писатели — последователи Аксакова и Дриянского: А. Васьков («Записки ружейного охотника Костромской губернии»), Ив. Шведов («Записки сибирского охотника»), А. Черкасов («Записки охотника Восточной Сибири»), Флегонт Арсеньев, автор рассказов об охотах на севере, на берегах дремучей Печоры, куда он был сослан как революционер. В 70—80-х годах рассказы Арсеньева не раз издавались отдельными книгами. Подлинным художником слова надо считать и Ф. Свечина, особенно в новеллах о псовой и ружейной охоте (с гончими).

Довольно богатое литературное наследство оставил Н.Н. Фокин, беллетрист и поэт. В его большой сюжетной повести «Лето и осень» много ярких описаний охот с легавой и гончими.

Творчество Ю. М. Смельницкого, тесанного казанского юриста, — одно из наиболее выдающихся явлений дореволюционной охотничьей беллетристики. Трехтомные «Охотничьи воспоминания» — наглядное свидетельство его большого таланта. В первом томе «Воспоминаний» («На бабьем болоте») повествуется о медвежьих охотах, во втором — об охоте на глухариных токах, в третьем («Браконьеры») — о высокопоставленных и титулованных охотниках, нарушающих и законные сроки охоты и элементарные правила охотничьей этики.

Смельницкому кроме «Воспоминаний» принадлежат блестящие очерки «Чайка» (утиная охота из шалаша), «Охотничий стан» (описания охот на Волге и Каме). Все, что им написано, дышит, горячей заботой о процветании родной природы, охоты и какой-то особой сердечностью.

Среди охотничьей литературы конца XIX века следует выделить книгу-загадку «Четыре дня в деревне псового охотника». «Загадка» потому, что автор ее до сих пор неизвестен: она подписана инициалами А. В.-ь.*** Книга написана в 1887 году, а издана в Петербурге в 1895 году. Мастерство в изображении усадебного быта и псовой охоты, притом в «пореформенных» условиях, выразительность характеристик и отточенность языка, лаконичного, но образного, — все это характеризует автора как большого художника.
*** Автор этого произведения Аркадий Сергеевич Вышеславцев. – Прим. ред. borzoi.org.ua

Читайте также:  Охота у кроликов сроки

Следует отметить и еще двух писателей, представителей научного мира, — М. Богданова и Д. Кайгородова: их рассказы и очерки о животных служат украшением любой охотничьей библиотеки.

В сборнике представлены наиболее яркие образцы классической и специальной охотничьей литературы, призванные создать в своем неразрывном тематическом единстве по возможности широкую панораму русской охоты.

Расположение материала по временам года представляется наиболее удобным для развертывания широкой панорамы: смена сезонности уже сама по себе является порукой разнообразия охоты и ее способов.

Соседство в сборнике таких имен, как Л. Толстой и Ю. Смельницкий, И. С. Тургенев и А. В.-ъ, С. Т. Аксаков и Л. Мей, Ив. Бунин и Н. Н. Фокин, не должно казаться ни противоречием, ни диссонансом. Литература создавалась и создается не одними гениальными и выдающимися талантами, а общей совокупностью труженика и подвижников слова.

Подавляющая часть материала, составляющего сборник, носит литературно — художественный характер, и только отдельные произведения имеют познавательно — практическое значение, но тоже в оправе художественности; все они относятся к разряду охотничьей классики и обогащают охотника, в особенности молодого, определенными знаниями.

Вместе с тем необходимо заметить, что меняются времена, а вместе с ними меняется и характер охоты: ныне нет необходимости призывать к идеалу прошлого — полному ягдташу. Ныне на первом месте выступает эстетическая сторона охоты: главное — не добыть побольше дичи, а сохранить ее и использовать не столько для отстрела, сколько для наблюдения и фотографирования.

Наряду с охотой в сборнике показана и наша родная природа, которую подлинный охотник призван не только любить, но и вся чески оберегать как священное национальное достояние.

На сайте будут размещены следующие произведения из сборника:

Десять лучших книг об охоте и рыбалке – рекомендуем для семейного чтения

Тема охоты и рыбалки достаточно часто встречается в художественной литературе, что совершенно неудивительно. Многие классики сами были заядлыми охотниками и рыбаками, и оставить без внимания тему любимого хобби они никак не могли. Из их книг мы узнаем обычаи и способы охоты и рыболовства, которые применялись в разное время в разных странах. Мы предлагаем вам обзор самых интересных, по нашему мнению, книг по этой теме, которые стоит почитать, если вы действительно увлекаетесь этими древними занятиями – охотой и рыбалкой.

Тема охоты и рыбалки достаточно часто встречается в художественной литературе, что совершенно неудивительно. Многие классики сами были заядлыми охотниками и рыбаками, и оставить без внимания тему любимого хобби они никак не могли. Из их книг мы узнаем обычаи и способы охоты и рыболовства, которые применялись в разное время в разных странах. Мы предлагаем вам обзор самых интересных, по нашему мнению, книг по этой теме, которые стоит почитать, если вы действительно увлекаетесь этими древними занятиями – охотой и рыбалкой.

Романтика охоты

Конечно, с нашим списком можно и поспорить, но, чтобы делать это со знанием дела – найдите перечисленные книги и прочитайте захватывающие истории, в описание которых известные писатели вложили душу.

Иван Тургенев. «Записки охотника»

Это сборник небольших рассказов, посвященных исключительно описанию русской природы, приключений одного обычного охотника и охотничьим байкам. До сих пор считается, что пейзажные зарисовки «Записок охотника» не знают равных не только в русской, но и мировой литературе. Из среднерусской, на первый взгляд самой обычной природы, писатель сумел извлечь самые задушевные моменты.

“Записки охотника” выходили в печать более 2000 раз только на русском языке

Эта книга больше посвящена философской стороне охоты, общению человека с окружающим миром.

В ней нет потребительского отношения тех охотников, которых интересует только добыча. Сборник вышел в свет в 1852 году.

Эрнест Хемингуэй. «Старик и море»

Писатель сам был очень страстным охотником и рыбаком и сумел очень живо описать ежедневную борьбу человека с безжалостным океаном. В романе рассказывается о старике по имени Сантьяго, который каждый день выходит в море, чтобы поймать «большую рыбу». Но ему постоянно не везет, что не ломает его силу воли и не останавливает. Мужчина верит, что один раз ему все-таки повезет. И это «однажды» наконец настало…

Эрнест Хемингуэй

Сам Хемингуэй о своей книге говорил так: «Я старался рассказать о настоящем старике и настоящем мальчике, показал настоящее море, настоящую рыбу и настоящую акулу. Мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво».

За это произведение в 1954 году автор получил Нобелевскую премию в области литературы.

Книга была экранизирована 3 раза, причем, с одноименными названиями: в 1958 вышел фильм Джона Стерджеса, 1990 – на телевидении прошла премьера ленты Джада Тейлора, а в 1999 российский аниматор Александр Петров снял мультипликационный фильм.

Кадры из мультфильма “Старик и море”

Уильям Фолкнер. «Медведь»

Это этическая повесть о многолетней охоте на матерого медведя, который был настоящим хозяином непроходимых лесных чащоб одного из южных штатов Америки. Главных героев в повести трое: медведь, которого местные прозвали Старый Бен, охотник Сэм Фазерс и его пес по кличке Лев.

Уильям Фолкнер

Автор подробно и со знанием дела описал быт американских охотников, их сложные и часто жестокие отношения с природой.

О таком медведе идет речь в книге

В конце концов, охота оказалась удачной, и Старый Бен был убит. Но расплатой за это стала смерть самого охотника Сэма и его собаки. А также – духовное опустошение после убийства хозяина леса, который стал похож на дом без хозяина.

Сергей Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

Книга “Детские годы Багрова-внука”

Это очень увлекательная книга, в которой известный писатель рассказывает о своих детских впечатлениях. Самыми яркими эпизодами в этих воспоминаниях являются те моменты, в которых присутствует рыбалка.

Читайте также:  Как мр 513м для охоты

Портрет Сергея Тимофеевича Аксакова

Аксаков интересно и смачно описал незамысловатый быт помещиков, озера и небольшие речушки в окрестностях, «окушки» и «плотвичку» – казалось бы, ничего интересного для знаменитого уже литератора. Но именно эти простые рассказы дают возможность читателю вспомнить и все детство, свою первую поклевку и первый улов и ту радость, азарт, которые потом согревают всю жизнь.

Иллюстрация неизвестного художника ко второму изданию книги

Гавриил Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»

Всемирно известная книга о сеттере нестандартного белого окраса по имени Бим. Он жил со своим старым хозяином, ранее бывшим журналистом, а ныне – обычным пенсионером и страстным охотником. В повести очень интересно описаны многих моменты охот и прогулок человека и собаки по охотничьим угодьям. После того, как хозяин заболел и был отправлен на операцию в столицу, Бим волею судьбы оказался на улице. Он долго скитался, встретил множество людей – и добрых, и злых. А в конце, совсем незадолго до возвращения хозяина, трагически погиб по вине людей.

О повести “Белый Бим Чеоное Ухо”

Между прочим, эта книга входит в обязательную программу по литературе в американских колледжах. А снятый по ней двухсерийный фильм был номинирован на «Оскар» в категории Лучший иностранный фильм.

О фильме по повести Г.Троепольского

Юрий Рыхтэу. «Сон в начале тумана»

Чукотский писатель Юрий Рыхтэу в своей книге рассказывает жизненную историю одного канадского моряка по имени Джон. Его судно застряло в северных льдах и чтобы его вызволить, моряки решили лед подорвать взрывчаткой. В результате взрыва Джон был ранен в обе руки. Моряки попросили местных жителей отвезти его в Анадырь в больницу. Но уже по дороге началась гангрена и чукчи вынуждены были ампутировать пальцы рук самостоятельно.

Юрий Рыхтэу стал самым известным чукотским писателем

Когда Джон подлечился и вернулся к месту стоянки – судна там не оказалось. Товарищи не стали дожидаться его возвращения. Канадец вынужден был жить в чукотской яранге как обычный представитель этого мужественного народа.

В книге автор с документальной достоверностью показал быт морских охотников на тюленей, морских зайцев, моржей, нерп и другую полярную живность.

Виталий Бианки. «Все о… Лесная газета»

Знаменитый и любимый многими с детства сборник повестей и рассказов, посвященных дикой природе. В этой книге рассказывается о многих диких животных наших широт, их повадках и об охоте на них. Так, к примеру», в повести «Мурзук» автор описал историю рыси, которую приручил старый охотник. А рассказ «Весенняя хитрость» повествует о том, как зайцы и другие зверушки научились обманывать хищников.

Портрет Виталия Бианки

Книга, в первую очередь, рассчитана на молодое поколение, но мастерски изложенный автором богатейший материал уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес читателей разных возрастов.

Один из сборников “Лесной газеты”

Книга переведена более чем на 60 языков мира.

Лев Толстой. «Война и мир»

Конечно, назвать этот величайший роман всех времен и народов охотничьим совершенно невозможно. Однако, потрясающее описание сцен охоты графа Ростова просто вынуждает включить это произведение в список самых лучших по интересующей нас теме. Охоты – одна из лучших сцен в романе в мирный период. Лев Николаевич ею был очень доволен.

Лев Толстой о свей книге

Писатель сам был страстным охотником и сумел донести нам эту страсть, и радость от общения с природой, и подчинение человека и зверей основным законам жизни. Здесь показана исключительная взаимосвязь охотников и их собак,которые становятся одним целым в моменты выслеживания и добычи зверя. Сцены из романа неоднократно обыгрывались и в кинематографе.

Фотографии Льва Толстого на охоте

В известной комедии «Особенности национальной охоты» в основу исторической части картины, где показана охота на волков, взята именно эта глава великого произведения гения русской литературы.

Кадр из фильма “Особенности национальной охоты”

Владимир Арсеньев. «Дерсу Узала»

В книге описаны реальные события, произошедшие в начале 20-го века. Главные герои – молодой ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев, от имени которого и ведется рассказ и старый нанаец Дерсу. Он бы непревзойденным охотником, и хотя не умел читать, но обладал природной мудростью и особым, далеким от правил цивилизации, восприятием мира. Вместе эти двое таких разных людей за 5 лет (1902-1907 годы) прошли многие километры уссурийской тайги и стали настоящими друзьями.

Современное издание знаменитой книги

Охотничьих сцен в книге очень много. Для Дерсу охота – это особый взгляд на мир и место человека в нем. Эта очень поучительная история была экранизирована дважды: в 1961 году картину снял Агаси Бабаян, а потом книга очень впечатлила именитого японского режиссера Акиру Куросаву.

Для последнего фильм оказался оскароносным: в 1976 году картину «Дерсу Узала» американская академия признала лучшим иностранным фильмом.

Кадры из оскароносного фильма

Джек Лондон. «Белый клык»

Это произведение должен прочитать каждый человек на этой планете. Охота здесь показана с необычной точки зрения.

Фотопортрет Джека Лондона

Повесть рассказывает об истории полуволка-полусобаки по прозвищу Белый Клык. Рожден он был в дикой природе, где жил жизнью обычного волка, как и его братья. Но встреча с людьми поменяла его жизнь кардинально.

Книга “Белый Клык” из серии Школьная библиотека – теперь настоящий раритет

В повести очень увлекательно описано волчье логово, первые охотничьи успехи юного волчонка, жизнь индейского племени, сцены их охот на многочисленную дичь, которой изобиловали тогда леса Северной Америки. А также можно многое узнать о жизни и быте золотопромышленников.

Видео смотреть онлайн «Белый Бим Черное ухо» 1 серия

Видео смотреть онлайн «Белый Бим Черное ухо» 2 серия

Оцените статью
Adblock
detector