Проект записки охотника словесные живописные портреты

Проект «Словесные и живописные портреты крестьян. По рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника»» 6 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей — завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, — простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

« Певцы »

  • Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех ,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза , прямой нос с тонкими , подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные , но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

« Бежин луг »

  • Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
  • Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША , КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ .КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША, Лицо ИЛЮШИ « было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка , три раза перевитая вокруг стана . Тщательно стягивала его опрятную черную свитку». КОСТЯ — « мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить ; но странное впечатление производили его большие . Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось , хотели что-то высказать ,для чего на языке , -на его языке, по крайней мере ,- не было слов. Он был маленького роста , сложенья тщедушного и одет довольно бедно.» ФЕДЯ «…был мальчик , с красивыми и тонкими , немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках ; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.» У Павлуши « волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная ,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.» « Бирюк » «Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.» И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности. Бирюк-угрюмый .,мрачный, нелюдимый , одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти , не ради наживы, а от безысходности , тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием . Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает , что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность. В рассказе « БУРМИСТР» (1847) описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов — бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную. Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.

  • Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
  • Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
Читайте также:  Охотник долго бродил по еловому лесу разбор предложения

« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.

Паспорт проекта «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

Учитель русского языка и литературы Викторкина И.В.

Ученики 6-го класса

МБОУ Мушковичская ОШ

Учебный предмет, в рамках которого проводился проект

Возраст учащихся, класс

1.Найти и представить словесные и живописные портреты русских крестьян ;

2.Предоставить интересные иллюстрации к рассказам И .Тургенева

1).Собрать и оформить материал по заданной теме; 2).Развить навыки работы с различными источниками информации, в том числе навыки по использованию цифровых технологий;3).Представить собранный материал в виде электронного альбома на конкурсе проектов.

Что стремился показать писатель в своих произведениях?

Является ли Тургенев великим мастером пейзажа?

Аннотация ( актуальность, значимость на уровне школы, проблема, краткое описание)

Проект включает описание самых интересных рассказов писателя. Альбом содержит иллюстрации к рассказам И. Тургенева. В проекте дана информация об этом.

Время работы над проектом

Где может использоваться

На уроках литературы, на внеурочных занятиях

Этапы работы над проектом

2.Оформление электронного альбома, 3. Его защита

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Проект включает описание самых интересных рассказов писателя. Альбом содержит иллюстрации к рассказам И.С.Тургенева. В проекте дана информация об этом. Вопросы проекта: что стремился показать писатель в своих произведениях? Является ли Тургенев великим мастером пейзажа?

1.Найти и представить словесные и живописные портреты русских крестьян ;

2.Предоставить интересные иллюстрации к рассказам И.Тургенева

Номер материала: ДБ-1033220

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Проект по литературе 7 класс «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха»

МКОУ Никитская основная школа

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха»)

Выполнили: учащиеся 7 класса

Руководитель: Иванова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

1 .Название проекта: «Словесные и живописные портреты русских крестьян»

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: литература.

3.Тип проекта: творческий, групповой.

4. Цель проекта: создание презентации «Словесные и живописные портреты русских крестьян» по рассказам И.С.Тургенева.

прочитать рассказы «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха» из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева ;

найти в текстах рассказов словесные портреты русских крестьян;

подобрать живописные портреты крестьян к прочитанным рассказам.

6. Руководитель проекта: Иванова Н.Н.

7. Возраст участников 11-12 лет.

8. Аннотация проекта: в проекте прослеживается мастерство И.С.Тургенева в создании портретной характеристики, связь портрета с внутренним миром героев, отношение автора к русским крестьянам.

Читайте также:  Манга музейный вор охота за сокровищами

9. Предполагаемый продукт проекта: электронный альбом «Словесные и живописные портреты русских крестьян»

I . Вступление. События, о которых рассказывает И.С.Тургенев в цикле «Записки охотника», знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века, русским крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.Г.Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, – словом, всё то же, что в образованном». Слова русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошёл Тургенев.

II . Основная часть. Словесные портреты крестьян.

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности : фигуры, лица, одежды, жестов и манер.

Каковы же портреты героев рассказа «Хорь и Калиныч» и «Ермолай и мельничиха»?

« …человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда». Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружьё, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устраивал шалаши, бегал за дрожками…»

«Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло- голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкою, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребёнком. Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он свёл нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот…

Лёгкий порыв ветерка разбудил меня… Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезал ложку. Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо.

За ужином я заговорил опять о Хоре да о Калиныче. « Калиныч – добрый мужик, – сказал мне г. Полутыкин, – усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его всё оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит… Какое уж тут хозяйство».

Словесный портрет Хоря:

« На пороге избы меня встретил старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа. Такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Мы вошли вместе в избу. Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор. Он, казалось, чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Мы с ним толковали о посеве, об урожае, о крестьянском быте…Он со мной всё как будто соглашался; только потом мне становилось совестно, и я чувствовал, что говорю не то… Так оно как- то странно выходило. Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности… Вот вам образчик нашего разговора:

– Послушай-ка, Хорь ,– говорил я ему, – отчего ты не откупишься от своего барина?

– А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю… барин у нас хороший.

– Всё же лучше на свободе, – заметил я.

Хорь посмотрел на меня сбоку.

– Вестимо, – проговорил он.

– Ну, так отчего же ты не откупаешься?

Хорь покрутил головой.

– Чем, батюшка, откупиться прикажешь?

– Ну, полно, старина…

– Попал Хорь в вольные люди. – продолжал он вполголоса, как будто про себя, – кто без бороды живёт, тот Хорю и набольший.

– А ты сам бороду сбрей.

– Что борода? борода – трава: скосить можно.

– А, знать, Хорь прямо в купцы попадёт; купцам-то жизнь хорошая, да и те в бородах.

– А что, ведь ты тоже торговлей занимаешься? – спросил я его.

– Торгуем помаленьку маслишком да дёгтишком… Что же, тележку, батюшка, прикажешь заложить?

«Крепок ты на язык и человек себе на уме», – подумал я.

Сравнительная характеристика героев:

«Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялсяс жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек…Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же – к людям, к обществу; Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо; Хорь возвышался даже до иронической точки зрения на жизнь. Он много видел, много знал, и от него я многому научился… Толкуя с Хорём, я первый раз услышал простую, умную речь русского мужика. Его познанья были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел; Калиныч – умел. «Этому шалопаю грамота далась, – заметил Хорь, – у него пчёлы отродясь не мёрли».

Читайте также:  Чучела охота уток для охоты

«Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал вдруг голову набок и начинал подтягивать жалобным голосом. Особенно он любил песню «Доля ты, моя, доля!»… Зато, в другое время, не было человека деятельнее его: вечно над чем-нибудь копается – телегу чинит, забор подпирает, сбрую пересматривает. Особой чистоты он, однако, не придерживался и на мои замечания отвечал мне однажды, что «надо-де избе жильём пахнуть».

– Посмотри-ка, – возражал я ему, – как у Калиныча на пасеке чисто.

– Пчёлы бы жить не стали, батюшка, – сказал он со вздохом».

Словесный портрет Ермолая :

«Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму, и лету в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком, носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка, один спереди, искусно перекрученный на две половины, для пороху и для дроби, другой сзади – для дичи, хлопки же Ермолай доставал из собственной, по-видимому, неистощимой шапки.

Ермолай был человек престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду; не уживался на месте, на ходу шмыгал ногами и переваливался с боку на бок – и, шмыгая и переваливаясь, улепётывал вёрст шестьдесят в сутки. Он подвергался самым разнообразным приключениям: ночевал в болотах, на деревьях, на крышах, под мостами…Нельзя было назвать его человеком весёлым, хотя он почти всегда находился в довольно изрядном расположении духа; он вообще смотрел чудаком…»

«Зато никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве ловить весной, в полую воду, рыбу, доставать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подманивать перепелов, вынашивать ястребов, добывать соловьёв с «лешевой дудкой», с «кукушкиным перелётом». Одного он не умел: дрессировать собак; терпенья недоставало».

«Мне самому не раз случалось подмечать в нём невольные проявления какой-то угрюмой свирепости: мне не нравилось выражение его лица, когда он прикусывал подстреленную птицу. Но Ермолай никогда больше дня не оставался дома; а на чужой стороне превращался опять в

« Ермолку», как его прозвали на сто вёрст кругом и как он сам себя называл подчас. Последний дворовый человек чувствовал своё превосходство над этим бродягой – и, может быть, потому именно и обращался с ним дружелюбно…»

В «Записках охотника» Тургенев проявил себя мастером портретной характеристики: он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые помогают раскрыть тайны их души. Своих героев он всегда изображал спокойными и благородными.

В изображении крестьян есть устойчивые, повторяющиеся черты. Сходны, например, портретные их характеристики: «худой, с небольшой загнутой назад головкой», с «жидкой, клиновидной бородой» (Калиныч); «высокий, худой, с длинным носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами» (Ермолай).

Героев Тургенева часто сопровождает родственный пейзажный мотив. О близости Калиныча к природе сказано немного. Мы видим, что лицо у Калиныча «кротко и ясно, как вечернее небо», но душевная кротость героя подхвачена природой, в ней разлита. В крестьянине Ермолае эта близость уже всячески подчёркивается и специально изображается: говорится о его искусстве ловить рыбу, подманивать птиц, рассказывается о его собаке Валетке, удивительно похожей своим нравом на хозяина.

Есть в « Записках….» и другой лейтмотив – музыкальной одарённости русского народа. Калиныч поёт, а деловитый Хорь ему подтягивает. Песня объединяет даже такие противоположные натуры.

В «Записках охотника» автор с любовью описывает крестьян, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Тургенев выступает в защиту народа, утверждая, что он достоин лучшей жизни.

«Записки охотника» – это не только и не столько книга о русском крестьянстве, сколько книга о русском национальном характере» – утверждал исследователь творчества И.С.Тургенева Ю.В.Лебедев.

Оцените статью
Adblock
detector