Проект записки охотника 6 класс

Проект «Роль портрета в раскрытии характера литературного героя (по рассказам И. С. Тургенева «Записки охотника»).
проект по литературе (6 класс)

В презентации рассматривается, какую роль играет портрет в раскрытии характера литературного героя.

Скачать:

Вложение Размер
zapiski_ohotnik_-_kopiya.pptx 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПРОЕКТ обучающихся 6 класса

Роль портрета в раскрытии характера литературного героя. По рассказам И.С. Тургенева « Записки охотника».

Цель проекта. Исследовать, какова роль портрета в раскрытии характера литературного героя? Как детали внешности героя помогают выразить авторское отношение к изображаемым персонажам? Какие изобразительно-выразительные средства использует писатель , создавая словесный портрет героя?

Задачи. Проанализировать портретные характеристики героев сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника» («Хорь и Калиныч », «Певцы», « Бежин луг», «Бирюк» ) Выявить, как с помощью описания внешности автор раскрывает идею рассказов? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для изображения психологического портрета героя?

В 1847 году в журнале «Современник» был напечатан рассказ «Хорь и Калиныч », который определили как очерк . Успех рассказа превзошёл все ожидания. Читателей покорило незаурядное мастерство писателя в изображении крепостного крестьянина. «Записки охотника» – это художественная летопись русской крепостной деревни. Впервые в этой книге крестьянин выступил как человек огромного духовного богатства, стал литературным героем . Известный литератор, современник Тургенева П. В. Анненков вспоминал, что во всех кругах русского общества на «Записки охотника» смотрели «как на проповедь освобождения крестьян» , собранные вместе в сборнике рассказы представляли собой «стройный ряд нападений, целый батальный огонь против помещичьего быта» . Свое восхищение «Записками охотника» выразили многие писатели. Всего в сборник вошли 25 рассказов.

Портрет литературного героя . Литературный портрет — одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения –один из способов его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу). В сборнике рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника» портрет литературного героя является важным средством в раскрытии характера героя, создания его психологического портрета, изображения его жизни.

«Хорь и Калиныч ». Это был Калиныч . Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось…Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо На пороге избы встретил меня старик –лысый низкого роста, плечистый и плотный, — сам Хорь. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.

Сравнение как средство портретной характеристики героев. Калиныч : «любовался лицом, кротким и ясным , как вечернее небо» Хорь: «напоминал Сократа: такой же высокий лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос»…

Портрет Хоря и Калиныча помогает представить два типа крестьян. Хорь — мудрый хозяин — удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей. Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним. Калиныч представляет другой тип людей. Он — артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.

В рассказе «Певцы» Тургенев показывает одарённого певца из народа Яшку Турка. Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, — простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не секрет, что деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст.

Разработка урока по рассказу М.Горького «Челкаш» (план-конспект и презентация).

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая.

Урок литературы в 10 классе. Драма «Гроза». Система образов. Смысл названия.

Опыт анализирующего чтенияТема: И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы».Светлые темные черты русского национального характера.Песня как художественный прием раскрытия характеров героев.СодержаниеАннотацияЦели.

раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого «После бала».

Проект «Словесные и живописные портреты крестьян. По рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника»» 6 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей — завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры. Все слушатели, присутствующие в кабачке, — простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.

« Певцы »

  • Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех ,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза , прямой нос с тонкими , подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные , но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.

« Бежин луг »

  • Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
  • Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.

ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША , КОСТЯ И ВАНЯ – ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ .КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ НЕПОВТОРИМАЯ ДУША, Лицо ИЛЮШИ « было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка , три раза перевитая вокруг стана . Тщательно стягивала его опрятную черную свитку». КОСТЯ — « мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить ; но странное впечатление производили его большие . Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось , хотели что-то высказать ,для чего на языке , -на его языке, по крайней мере ,- не было слов. Он был маленького роста , сложенья тщедушного и одет довольно бедно.» ФЕДЯ «…был мальчик , с красивыми и тонкими , немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. …на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках ; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.» У Павлуши « волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная ,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо. Да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.» « Бирюк » «Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.» И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности. Бирюк-угрюмый .,мрачный, нелюдимый , одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена. Бирюк, «человек подневольный», отпускает мужика, зная, что не ради корысти , не ради наживы, а от безысходности , тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием . Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает , что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность. В рассказе « БУРМИСТР» (1847) описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет. Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов — бедняка Антипа и бурмистра Софрона. Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную. Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.

  • Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
  • Аннибалова клятва» писателя была выполнена.

« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.» И.С.Тургенев.

Урок литературы в 6 классе «Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».

Урок литературы в 6 классе

«Словесные и живописные портреты русских крестьян по рассказам И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника».

Задачи: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета, пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».

Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве

И.С. Тургенева, который ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Мы с вами прочитали рассказы «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха» «Бежин луг» из этого цикла, в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Работа с текстом «Бежин луг»

Вспомните, о чём рассказ «Бежин луг?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. На предыдущем уроке мы с вами говорили о пейзаже в рассказе «Бежин луг».

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

• Перед вами отрывок из рассказа . Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный ( эпитет ) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром ( метафора ): она разливается кротким ( эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое ( эпитет ), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное ( эпитет ) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками ( метафора ); блеск их подобен блеску кованого серебра ( метафора )… Но вот опять хлынули играющие ( эпитет ) лучи, — и весело и величаво ( эпитет ), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы.

А сейчас послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Ученик1: Летний вечер.

Ученик 2: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Ученик 1: И на ум приходят детям

2: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

3: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

1: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

2: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

3: Детям боязно – и дети

— Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? ( в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное ).

— Что значит выйти в «ночное»? ( пастьба лошадей ночью ).

— Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? ( свобода, самостоятельность ).

— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания).

3. Знакомство с темой урока.

— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II . Изучение нового материала

1. Работа в группах.

— У вас на столах лежит текст. Что это за текст? ( описание, портрет )

— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

— Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой . (Федя).

У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша)

Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

— Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

— Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

— Вам дана таблица, которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Мое мнение о мальчике

— Спасибо за ответы.

Вывод: Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

— Ребята, что общего у этих детей? ( мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны )

— В чем отличие этих мальчиков? ( у них разные характеры )

— Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

— Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? ( поверья )

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

— Что же вы услышали из уст мальчишек?

— Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

5. Презентация и защита проектов.

План проведения презентации (примерный)

1. Краткий пересказ рассказа «Хорь и Калиныч».

2. Устный рассказ «Описание героев». Работа с портретами.

3.Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”». (Наглядные материалы находятся на стенде «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева “Хорь и Калиныч”»).

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?

(Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.)

1.Краткий пересказ рассказа «Бирюк».

2. Словесный портрет героя.

3. Сообщение «Художники-иллюстраторы рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»

-Как портрет помогает раскрыть характер героя? ( По описанию лесника можно понять, что Фома Кузьмич честный, мужественный, суровый, сильный, не лишённый уверенности в себе человек. Под суровой угрюмой внешностью скрывается высоконравственная личность, способная тонко чувствовать. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим богатырским видом. Мы увидели Бирюка человеком мужественным, суровым, уверенным в себе).

— Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

-В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

— А теперь предлагаем посмотреть и послушать: какими увидела Елизавета Бём героев рассказов из цикла «Записки охотника». (Сообщение и рассказ об альбоме»)

Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

Читайте также:  Сервис охота теле2 что это
Оцените статью
Adblock
detector