- научная статья по теме ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Государство и право. Юридические науки
- Текст научной статьи на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
- Правовое регулирование охоты
научная статья по теме ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Государство и право. Юридические науки
Цена:
Авторы работы:
ВОРОНИН БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ:ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Охота является самым древнейшим занятием человека и в течении тысячелетий служила материальной основой существования и развития человечества.
В самый ранний период человеческого развития охота регулировалась лишь необходимостью добычи мяса для пропитания и шкур для одежды. Но по мере становления общины уже тогда началось регулирование изъятия из природы диких животных с целью сохранения объектов фауны для дальнейшего использования членами общины.
В период формирования государства произошло размежевание прав на охоту. Тогда появилась охота для князей и знатных родовых людей, а на крестьян была возложена повинность лишь участвовать в княжеских охотах. В этот период появились запреты и санкции законодательного порядка, ограничивающие охоту на особо ценных или редких животных. Например, незаконная поимка бобра уже во времена Ярослава Мудрого (XI в.) каралась штрафом, о чем имеется запись в древнейшем законодательном документе «Русская правда».
Правовая регламентация охоты далее прописывается в актах, издававшихся русскими царями. Первый русский охотничий закон был принят в 1892 г., а в 1898 г. в Москве был созван 1-ый Всероссийский съезд охотников. На этом съезде впервые было выдвинуто предложение о том, чтобы охота и охотничье дело находилось под руководством самих охотников.
Октябрьская революция (1917 г.) кар-
динально изменила порядок охоты в России. В мае 1919 г. было принято Постановление Совнаркома РСФСР «О сроках охоты и праве на охотничье оружие»1, в котором была запрещена охота на лосей и коз (косуль) и сбор яиц птиц. Этим же постановлением осенняя охота разрешалась с 1 августа.
В 1920 г. был издан Декрет «Об охоте»2, а 24 августа 1921 г. Президиумом ВЦИК РСФСР были утверждены «Правила производства охоты, ее сроки и способы». С этого периода охота стала подразделяться на промысловую (заготовка пушнины и мяса для нужд государства), а также спортивную и любительскую. Соответственно, промысловой охотой занимались, в основном, штатные охотники, а спортивной и любительской -охотники, объединенные в охотничьи общества.
Дальнейшее развитие правового регулирования охоты связано с принятием 10 февраля 1930 г. ВЦИК и СНК РСФСР «Положения об охотничьем хозяйстве РСФСР». В конце 1931 г. Совнарком РСФСР принял очередное Постановление «О мероприятиях по упорядочению охотничьего хозяйства», в соответствии с которым в краях, областях и автономных округах были созданы инспекции по делам охотничьего хозяйства.
Во времена Великой Отечественной войны 16 октября 1943 г. Совнарком СССР принял Постановление «О развитии отече-
1 СУ. 1919. № 13. Ст. 256.
2 СУ. 1920. № 66. Ст. 297.
ственного промысла и заготовке пушнины в военное время», что способствовало увеличению объема товарной продукции охоты, особенно пушнины, которая была важной статьей экспорта. В послевоенные годы были приняты Постановления Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 г. «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства в РСФСР»1, 11 мая 1959 г. «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства»2, в котором было признано, что основной формой ведения охотничьего хозяйства должны стать закрепленные охотничьи угодья за охотпользователями. В эти годы был создан Союз обществ охотников РСФСР, который в последующем постановлении Правительства РСФСР был переименован в Союз обществ охотников и рыболовов (Росохотрыбловсоюз).
Вообще в советское время правовому регулированию охоты и охотничьего хозяйства уделялось пристальное внимание. Так, 10 октября 1960 г. Советом Министров СССР было утверждено Положение «Об охоте и охотничьем хозяйстве СССР»3. 14 июля 1965 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства и повышению его доходности»4.
Среди важнейших законодательных актов необходимо отметить принятый 14 июля 1982 г. Закон РСФСР «Об охране и использовании объектов животного мира»5.
Правовой основой для использования объектов животного мира в настоящее время является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»6. Имеется значительное количество нормативных правовых актов и на уровне субъектов Российской Федерации.
Однако фактическое состояние охраны и использования животного мира сегодня вызывает серьезную тревогу, так как за последние годы охота все больше и больше
1 СП РСФСР. 1958. № 10. Ст. 106.
3 СП СССР. 1969. № 34. Ст. 164.
4 Сборник законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР.
5 Издание Советов. СССР. 1982. С. 32.
6 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
превращается в браконьерское уничтожение диких животных и птиц.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. носит унифицированный комплексный характер и нужна дифференциация правового регулирования охоты и охотничьего хозяйства. Такую задачу должен был выполнить специальный Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве», которого охотники и охотничьи организации ждут уже десятки лет (напомним, что ныне регулирование в этой сфере осуществляется в соответствии с Положением от 10 октября 1960 г. «Об охоте и охотничьем хозяйстве»). Сегодня и страна, и люди стали другими. К великому сожалению, принцип законности все больше превращается в принцип вседозволенности. Несмотря на значительное количество вузов и средних специальных учебных заведений, где преподаются юриспруденция и (или) правоведение, правовое мировоззрение многих людей остается недоразвитым, и правовая культура значительной части граждан страны сегодня намного ниже, чем того требует правовое государство, не видно прогресса и в морально-нравственной области.
В таких условиях, по нашему мнению, требуется коренное переосмысление целей и задач развития охотничьего хозяйства в современной России. Очевидно, что надо по-новому определиться с промысловой охотой. Охотник-промысловик — это профессионал по заготовке пушнины и другой продукции леса. Промысловая охота — не только традиционный вид трудовой деятельности малочисленных коренных народностей, но и значительной части российских граждан, независимо от национальности.
В общероссийский классификатор, введенный в действие с 1995 г., включен охотник-промысловик, как работник сельскохозяйственного производства, приравненный к фермеру. Но здесь надо устранить пробелы в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и принять ясную норму в будущем Законе «Об охотничьем хозяйстве» в части правовой регламентации промысловой охоты и труда охотника-промысловика.
Настоятельно требует юридического
разрешения проблема любительской и спортивной охоты, ибо сегодня не видно конца противоборству структур Росохотрыболов-союза и специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти в области охотничьего хозяйства, в результате чего снижается численность диких зверей и птиц. Возьмем для примера Швецию, где ежегодно добывают свыше 100 тыс. голов лося, финны добывают более чем 50 тыс. голов лося, в в России с ее в десятки и сотни раз большей территорией добывается лишь 15-20 тыс. лосей. А ведь мясо лося — это пополнение продовольственного фонда страны, причем с самой низкой себестоимостью и высокой рентабельностью.
На фоне общего правового нигилизма, который присутствует в нашей стране, заметно хуже стали функционировать охотничьи организации. Здесь также наблюдается расслоение между так называемым «активом» общества охотников и рядовыми охотниками.
И это далеко не исчерпывающий перечень правовых проблем, требующих самого ответственного решения со стороны органов государственной власти.
Сегодня налицо существует пробель-ность и в Федеральном законе «О животном мире». Для примера возьмем проблему «птичьего гриппа». Не получив от государства официального ответа о первопричинах появления вируса птичьего гриппа (или это результат техногенной или экологической катастрофы, или экономическая диверсия или аг-ротерроризм, или что-то иное), на местах начался отстрел диких птиц, причем не только водоплавающих, но включая и придомового воробья. Директора птицефабрик наперебой рассказывают по телевидению как они организовали отстрел всех находящихся или пролетающих вокруг птицефабрик птиц. Но ведь в Федеральном законе «О животном мире» такой юридической нормы нет. Наконец, в этой ажиотажной борьбе с птичьим гриппом в Российской Федерации совершенно забыли о соблюдении международно-правовых документов, в частности, Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной в Рио-де-Жанейро в 1992 г.; Конвенции по со-
хранению миграционных видов диких животных (1979 г. Бонн); Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве обитания водоплавающих птиц (1971 Рамер Рамсар. Иран) и другие Конвенции, Соглашения и Международные договоры, подписанные Россией, прежде всего, направленные на сохранение биоразнообразия в природе. Этим же целям служит и международная, и национальная Красные Книги.
В отсутствие федерального закона о действиях в связи с возникающими эпидемиями или тем более пандемией, сегодня на местах самым грубейшим образом нарушаются нормы международных юридических актов, Федерального закона «О животном мире», Правил охоты и т.д. Но этого никто не хочет замечать. Или страна уже настолько привыкла к неправовым методам решения экономических, экологических и социальных проблем?
Очевидно, что сегодня надо думать и о сохранении аборигенных видов диких птиц и, прежде всего, глухаря, тетерева, рябчика, серой и белой куропатки и др. Ветеринарные работники думают о сельскохозяйственных животных, санитарные врачи — о людях, а кто будет думать и принимать активные профилактические меры с животными, находящимися в условиях естественной свободы.
Современная жизнь вынуждена отвечать на новые вызовы. А это означает, что и юридическое обеспечение должно быстро и четко реагировать на эти новые вызовы. Необходимо в кратчайший срок принять Федеральный закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве»; внести изменения или дополнения в Федеральный закон «О животном мире»
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Правовое регулирование охоты
Правовое регулирование охоты — совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты — постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты — Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно — правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае. Так же, правила охоты регулируются актами местного самоуправления и актами субъектов федерации.
Типовые правила содержат список запрещённых способов и орудий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы: применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с массовой гибелью животных, — охота с применением транспортных средств, самолётов, вертолётов, катеров и т.п. Повсеместно запрещается охота с использованием бедственного положения животных — лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты:
1) промысловая охота;
2) любительская и спортивная охота;
3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Государственный охотничий фонд — дикие звери и птицы, обитающие, а также выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья РФ, независимо от того, в чьем ведении находится территория, на которой они обитают. Использование государственного охотничьего фонда допускается с соблюдением установленных правил охоты.
Охотничьи угодья — рассматривают в двух аспектах: как территория, на которой может производиться охота, и как среда обитания для диких животных, рассматриваемая в кормовом, защитном и гнездопригодном отношении.
В соответствии со статьей 7 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на: охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных ФЗ; охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты. Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации. Охотничьи угодья могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты.
Для получения права на охоту человек, достигший восемнадцати лет, обязан либо вступить в общество охотников, либо получить государственный охотничий билет, пройти кандидатский стаж, уплатить госпошлину и получить разрешение на приобретение и хранение оружия.
Прежде чем получить охотничий билет, каждый новичок проходит подготовку по программе охотничьего минимума и сдает экзамен.
Документами, удостоверяющими право граждан на охоту, являются охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины и лицензия, выдаваемая в установленном порядке.
При нахождении в охотничьих угодьях охотник обязан:
1. Иметь при себе: охотничий билет; разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия; при осуществлении охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке; в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).
2. Предъявлять по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, вышеперечисленные документы, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.
3. Предъявлять по требованию производственных охотничьих инспекторов, осуществляющего производственный охотничий контроль: охотничий билет; разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия; разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке и путевку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства для осмотра.
4. Соблюдать Правила охоты и правила пользования объектами животного мира.
5. Осуществлять охоту на территории охотничьих угодий, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, в соответствии с установленными сроками и нормами добычи.
6. Соблюдать технику безопасности на охоте. Хранить оружие, патроны и боеприпасы в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.
На всей территории Российской Федерации запрещается:
1. Применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, а также для добычи бурого медведя и копытных животных (кроме кабарги).
2. В районах промысловой охоты охотникам, заключившим договор на добычу лицензионных видов пушных зверей, разрешается при добыче зайцев и боровой дичи в любительских и промысловых целях использовать самоловы и применять малокалиберное оружие под патрон бокового огня.
3. Добыча диких копытных животных и бурого медведя в спортивных целях при переправе через водоемы или с применением самоловов.
4. Применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, ловчих ям, крючьев, настороженных ружей и других общеопасных самоловов
Статья 27 ФЗ «О животном мире» регламентирует регулирование численности объектов животного мира. В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.
Объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, определяются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным ФЗ.
Порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Продукция охоты — отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. К продукции охоты относится вся продукция, получаемая от добывания диких зверей и птиц.
В соответствии со статьей 31 ФЗ «О животном мире» должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право: проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, выданные в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии»; привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки; изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке; хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие; применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.
Любое воздействие на должностных лиц, выполняющих задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, препятствующее выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в их деятельность влечет наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение правил охоты регулируется статьей 8.37 Кодекса об административных правонарушениях. В указанной статье закреплен перечень нарушений и санкции за нарушения правил охоты.