Проанализировать какие люди окружали васютку семья взрослые рыбаки охотники друзья

В. П. Астафьев, «Васюткино озеро». Краткое содержание. Главные герои

В 1952 году написал Астафьев «Васюткино озеро». Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.

Плохие новости

Васютка летом жил в тайге с отцом и матерью. Отец его был начальником местной рыбачьей бригады. У мужчин дела шли плохо. Реку вспучили частые осенние дожди, и рыба перестала ловиться. Мужчины ходили хмурые, они изнывали от вынужденного безделья. Бригада решила спускаться вниз по течению Енисея. Однако уловы оставались по-прежнему скудными.

Рыбаки уходят к Енисею

Рыбаки остановились в низовьях Енисея в избушке, которую построила ученая экспедиция несколько лет назад. Начались дни, похожие друг на друга. Мальчик скучал. Ему было некуда сходить и не с кем поиграть. Он ожидал с нетерпением начала учебного года. Вечерами было немного веселее. Рыбаки собирались все вместе в избушке, курили, ужинали, рассказывали истории из жизни и небылицы, щелкали орехи, которыми рыбаков снабжал Васютка. Мальчик обколотил уже все кедры, расположенные поблизости, и всякий раз забирался все дальше. Однако ему не была в тягость эта работа.

Васютка отправляется за орехами

Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено «спокон веку», а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать «таежные законы». Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.

Встреча с глухарем

Вдруг что-то сильно захлопало перед главным героем, которого создал Астафьев («Васюткино озеро»). От неожиданности он вздрогнул и вдруг увидел перед собой глухаря — большую черную птицу. Замерло сердце мальчика. Ему ни разу не удавалось подстрелить глухаря.

Птица перелетела через поляну и оказалась на сухостоине. Было сложно к ней подобраться. Васютка вспомнил, как охотники говорили, что глухаря нужно брать с собакой. Птица разглядывает ее, заливающуюся лаем, а охотник тем временем подходит с тыла и стреляет.

Васютка обругал себя за то, что пошел в лес без Дружка. Он пал на четвереньки и, подражая собаке, затявкал, а затем осторожно стал продвигаться вперед. Мальчик не замечал, что порвал телогрейку и расцарапал лицо. Он был охвачен азартом. Птица замерла и с любопытством за ним наблюдала.

Погоня за птицей

Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.

Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.

Читайте также:  Пыж контейнер для охоты

Васютка заблудился

Он шел гордый своей удачей и счастливый. Однако вскоре Васютка понял, что заблудился. Он осмотрелся в поисках затесей и повернул назад, присматриваясь внимательно к каждому дереву. Однако зарубок на них не было.

В поисках дороги

Сжалось сердце мальчика. Для того чтобы отогнать страх, он принялся рассуждать вслух, убеждать себя, что непременно найдет дорогу. Однако страх подступал к нему все сильнее. Васютка снова начал размышлять вслух о том, что нужно идти на юг. Он продвигался, но затесей не было видно. Несколько раз мальчик менял направление. Он высыпал шишки из мешка и шел вперед, пока не осознал со всей ясностью, что заблудился.

Много раз мальчик слышал рассказы о том, как люди блуждают в лесу. Однако он представлял себе это как-то иначе. Слишком уж просто все получилось. Васюткой овладело отчаяние.

Ночью он остановился, зажарил глухаря, однако хлеб решил приберечь на крайний случай. Проснувшись, он влез на высокое дерево, чтобы понять, где находится Енисей, однако не обнаружил окружавшей реку желтой полосы лиственника. Набрав полные карманы орехов, мальчик тронулся в путь. Интересно, чем же закончится рассказ «Васюткино озеро», не правда ли? Не волнуйтесь, финал его благополучный. Совсем скоро вы узнаете, какую концовку приготовил читателям автор произведения «Васюткино озеро». Отзыв о нем, а также ваше мнение о главных героях вы можете оставить в комментариях.

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.

Спасение главного героя и заслуженная награда

О чем же далее рассказывает Астафьев («Васюткино озеро»)? Переходим к описанию финала. Мальчик устроился на ночь. Утром он услышал звук рыбосборочного катера. Мальчик начал кричать, развел большой костер, и его заметили. Коляда, знакомый дядька, доставил его к родным, искавшим его уже 5-й день по тайге.

Мальчик через 2 дня отвел рыболовную бригаду к месту, которое получило название Васюткино озеро. Краткое содержание не описывает подробностей финала. Отметим лишь, что в водоеме оказалось очень много рыбы. На районной карте вскоре появилось «Васюткино оз.». Уже без надписи оно перекочевало на краевую, а на карте страны отыскать его мог лишь обнаруживший его мальчик. Так заканчивается произведение, которое создал Астафьев («Васюткино озеро»). Расскажем теперь о главных героях.

Природа в рассказе

Природа и человек (Васютка) — вот главные герои. «Васюткино озеро» — это рассказ, в котором природа — это не просто фон или декорация. Это отдельный мир, который живет по своим собственным законам. Он проверяет сущность людей и определяет, на что способен человек. Природа заставляет главного героя пройти испытания, дает возможность лучше оценить заботу и любовь матери, близких, семьи. Она грозит, запутывает, пугает, но и приоткрывает завесы, подсказывает. Нужно лишь понять, увидеть, заметить, а для этого следует быть чутким и зорким не только на слух и глаза, но и в сердце.

Мальчик Васютка из рассказа «Васюткино озеро»

Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.

Читайте также:  Как заснуть если не охота спать

Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев («Васюткино озеро»)? Главные герои — это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.

Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Провела урок : ,учитель МБОУ «Школа № 18»

Дата проведения 18 марта 2016г.

Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

· Цель урока: Познакомить учащихся с биографией и творчеством , пробудить интерес к его личности.

Обучающие: Показать влияние биографии писателя на его творчество.

· Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.

· Развивать умение составлять план фрагмента текста, уметь высказывать свое мнение о прочитанном;

· Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

· Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Тип урока: Урок приобретения новых знаний.

· Компьютер, проектор, экран.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Общие задания: самостоятельно прочитать рассказ «Васюткино озеро»; индив.: сообщение о детстве писателя.

1. Организационный этап. Сообщение темы и цели урока. Запись темы в тетради.

Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем и его рассказом «Васюткино озеро». Писал он о проблемах, волнующих людей и сейчас: о сохранении природы, о людях и их поступках, о твердых характерах и преодолении трудностей

2. Изучение нового материала.

А.Просмотр тематических слайдов /презентации Комментарии учителя:

Совсем недавно ушёл из жизни . Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.

К самому берегу подступает вековая тайга. писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». – искренний и правдивый писатель. А жизнь великого сына земли красноярской была нелёгкой.

Б. Сообщение учащегося о детстве писателя (реализация индивидуального домашнего задания)

Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, довелось ему и жить в заброшенном доме одному, узнать, что такое детский дом.

Из родных мест ушёл в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро».

Читайте также:  Форма 2 тп охота за 2020 год

В.. Конкурс «Самый внимательный читатель рассказа «Васюткино озеро».

Главного героя рассказа зовут . Он с родителями жил на берегу реки . Отец мальчика занимался тем, что . Главный герой снабжал бригаду рыбаков .
Однажды мальчик отправился в лес. Вдруг перед ним что-то сильно захлопало. Это был . Пытаясь его поймать, герой . Он понял это, так как не увидел на дереве . Сначала мальчик очень , но потом вспомнил слова дедушки: «Тайга не любит!»
Плутая по тайге, герой неожиданно вышел к , в котором было много рыбы. После долгих приключений мальчика спасли с бота. Мальчик рассказал отцу о своей находке и показал, как туда добраться. С тех пор и пошло — «». Рыбы в нем оказалось действительно очень много.

1. Почему стала плохо ловиться рыба?

2. На какой реке происходили события?

3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?

4. Чем снабжал Васютка рыбаков?

5. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

6. Что такое затесь?

7. Какую птицу первой увидел мальчик?

8. Стрелял ли в нее Васютка?

9. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

11. Когда Васютка понял, что заблудился?

12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

13. Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?

16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

Как Васютка выбрался к реке?

3..Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с историей создания рассказа. Самостоятельно прочитайте статью в учебнике – хрестоматии «Судьба рассказа «Васюткино озеро».

Теория литературы: Значение термина «автобиографическая проза».

Впервые писательские умения стали проявляться в школьных сочинениях. Так, события, описанные в одном из сочинений, много позже легли в основу рассказа для детей «Васюткино озеро». В детдоме написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. Сочинение было признано лучшим и опубликовано в школьном журнале. Много лет спустя вспомнил об этом сочинении и написал рассказ для ребят. Детству посвящены многие книги писателя. Воспоминания о детстве крестьянского мальчика автобиографичны и говорят о становлении характера. Они дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

3.Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Обучение аналитическому пересказу.

Ребята, для работы мы возьмём эпизод из произведения, начиная со слов: «Открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живём!».

А. Вопросы и задания к фрагменту.

· Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

· Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо?

· Что он сделал в первую очередь?

· Как мальчик приготовил себе еду?

· В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

· Какие черты характера обнаружились в мальчике?

Б. Словарная работа:Ребята, обратите внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешённо подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.

Подумайте над их значением и постарайтесь использовать в своём пересказе.

4. Рефлексия. Комментирование деятельности учащихся.

1. Понравился ли вам рассказ?

    Что больше всего запомнилось, что заинтересовало? Назовите запомнившиеся события из жизни . Происходили ли с вами истории, подобные Васюткиной? Как вы нашли выход из ситуации?

5. Домашнее задание. 1)Проанализировать, какие люди окружали героя (семья; взрослые: рыбаки, охотники; друзья).

2)задание групповое: Какие черты характера вы хотели бы взять у Васютки? Что для этого нужно сделать?

3)Озаглавить иллюстрации(-) и пересказать эпизоды(в том числе по иллюстрациям).

4)+ Составить памятку «Как выжить в тайге».

Оцените статью
Adblock
detector