- «Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева
- История написания
- Жанр и основная идея
- Композиция рассказа
- Характеристика героев
- Судьба Лукерьи
- Образ Барина
- Уникальность стиля
- И. С. Тургенев, «Живые мощи»: краткое содержание, анализ
- Петр Петрович
- Сарай
- Лукерья
- Тургенев, «Записки охотника»: «Живые мощи»
- Полумертвое существо
- Христос
- Покойные родители
- Женщина-Смерть
- Заключение
«Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева
Рассказ Тургенева «Живые мощи» изначально был написан как самостоятельный труд. Но во время составления цикла «Записки охотника», автор решил включить его в сборник как заключение. В рассказе автор охарактеризовал русский образ страдания и покорности Божьей воли. Анализ этого произведения поможет разобраться в особенностях композиции и понять идею, вложенную автором в рассказ.
История написания
Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».
Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:
Жанр и основная идея
Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.
Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.
Проводя анализ «Живые мощи» Тургенева, следует отметить, что произведение относится к реализму. Автор правдоподобно и без прикрас описал тщетность жизни Лукерьи и ее отношение к себе и окружающим.
По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.
Композиция рассказа
Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.
В «Живых мощах» присутствует рамка. В ней рассказывается, что барин на хутор попал случайно. Виной тому стал дождь, что помешал его планам охотиться. Основная часть же отводится на диалог c Лукерьей. В ней присутствует ретроспектива о ее прошлом. Заканчивается все кратким изложением о ее скорой кончине.
Характеристика героев
Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.
Судьба Лукерьи
Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.
Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:
- людей, у которых нет родного дома;
- потерявших зрение;
- неспособных говорить;
- утративших слух;
- не умеющих распознавать запахи.
В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.
Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.
Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.
Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.
Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.
Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.
Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.
Образ Барина
О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.
При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.
И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.
Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.
Уникальность стиля
В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.
В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.
Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.
И. С. Тургенев, «Живые мощи»: краткое содержание, анализ
Тургеневский рассказ «Живые мощи» входит в сборник «Записки охотника». Лето и половину осени 1846 года известный писатель провел за охотой в родовом имении Спасское Лутовино. В октябре, приехав в Петербург, он узнал, что руководителем литературного журнала «Современник» стали Н. Некрасов и И. Панаев, которые и предложили ему свое сотрудничество.
Вот в это самое время и создал свой потрясающий рассказ «Живые мощи» Тургенев. Анализ произведения говорит о том, что в нем писатель воплотил прекраснейший образ доброй, многострадальной и в тоже время смиренной русской души, полностью покорной воле Божьей.
Петр Петрович
Барин Петр Петрович, приехавший поохотиться на тетеревов в Белевский уезд, с егерем Ермолаем попадают в сильный ливень. Так начинает свой рассказ Тургенев («Живые мощи»). Краткое содержание дальше продолжается тем, что хоть и были они в непромокаемых плащиках, но охота сразу не заладилась: было неудобно, ветки обдавали водой, затекало даже за пазуху, да и собаки от воды сбили свое чутье. И тогда Ермолай предложил поехать в хуторок Алексеевку, принадлежащий матушке Петра Петровича.
Добравшись до места, они обнаружили нежилой чистенький флигелек, где и заночевали. На следующий день погода стояла солнечная и безоблачная.
Сарай
Надо отметить, что большим мастером на описание пейзажей был Тургенев. «Живые мощи» – рассказ, бесподобно описывающий благоуханную деревенскую природу, свежий воздух и щебетание жаворонков.
В общем, Петру Петровичу захотел пройтись, по тропинке он дошел до пасеки и там вдруг увидел плетеный сарайчик, куда обычно на зиму убирают ульи. Он открыл дверь и заглянул, потянуло запахом душистых сушеных трав – мяты и мелиссы. В углу стояли подмостки, где виднелась маленькая фигура, прикрытая одеялом.
Он хотел было закрыть дверь, но вдруг услышал, что кто-то его зовет. Он остолбенел от неожиданности и от того, что увидел практически усохшую бронзовую женскую голову с узким носом, тонкими губами, белыми зубами и бесцветными глазами, а из платка выбивались прядки рыжих волос.
Лукерья
Петр Петрович стал вглядываться в лицо. Оно было необычным, как образ со старинной иконы. Женщина назвалась Лукерьей и напомнила ему, что водила хороводы у его матушки в Спасском и запевалой была. Он узнал ее и сразу вспомнил, какой она была красавицей на хозяйской дворне. Она была румяной, полной певуньей, хохотуньей и плясуньей. За ней ухаживали все местные парни. А Петр Петрович тогда был еще 16-летним юношей, которому она тоже очень нравилась.
Тургенев, «Записки охотника»: «Живые мощи»
Он произнес ее имя и спросил о том, что с ней произошло.
Писатель лихо закручивает сюжет, и становится необыкновенно интересно, кто эта женщина, и какая беда с ней приключилась.
Она стала рассказывать ему, что около семи лет назад ее помолвили с Василием Поляковым, видным и кудрявым буфетчиком барыни. Однажды ночью ей не спалось, вышла она на крыльцо, и послышался ей голос любимого. От неожиданности она оступилась и сильно упала. Вернувшись к себе в комнату, она поняла, что как будто бы в ней что-то оборвалось, тяжко стало, и заболела. Барыня по доброте своей врачам ее показывала, но они даже не смогли диагноз ее определить.
В барских домах калек держать было не принято, и больную девушку отправили сюда к родственникам. Жених ее погоревал, да и женился на другой.
Полумертвое существо
Лукерья продолжала свой рассказ тем, что вот уже много лет лежит она, летом здесь, в плетушке, а зимой – в предбаннике. Добрые люди ее не забывают. Лукерья рассказала, что сначала ей было томно, но потом она привыкла, и подумала, что ей еще не так уж и плохо, по сравнению с глухими и слепыми инвалидами и бездомными людьми.
Она даже отметила, что здоровому человеку очень легко согрешить, а от нее даже сам грех отошел. Дальше она стала рассказывать, что священник Алексей, когда стал ее причащать, сказал, что ей и исповедоваться не в чем, но она ему напомнила про мысленный грех, тогда батюшка отметил, что этот грех не такой уж великий. Лукерья добавила, что старается даже мысли плохие гнать от себя. Тургенев «Живые мощи» в буквальном смысле украшает снами Лукерьи.
Христос
Она рассказала своему гостю, что иногда поет тихо сама про себя, а иногда читает молитвы, которых тоже немного знает: Отче наш, Богородицу, акафист Всех скорбящих.
Барин хотел было предложить лечение, но она наотрез отказалась и попросила не жалеть ее. А потом стала рассказывать про свои необычные сны.
Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло. И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели. А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже.
Покойные родители
А дальше еще интереснее насыщает подробностями Тургенев «Живые мощи». Лукерья рассказала и другой свой сон. Пришли к ней ее покойные родители и низко поклонились ей. Она сразу спросила, зачем они это делают. Те стали говорить с ней о том, что она не только свою душу облегчила, но и их самих спасает. Якобы Лукерья со своими грехами уже справилась, а вот теперь и родительские грехи побеждает. Затем они исчезли, опять поклонившись.
Женщина-Смерть
А потом больная девушка и третий свой сон рассказала. Будто бы видит она себя на большой дороге в платке с палочкой и котомкой. Вроде идти ей надо куда-то на богомолье. И мимо нее люди, как странники проходят. А между ними она увидела женщину на голову выше их. Она вилась вокруг них, платье на ней не русское, лицо постное и строгое. Все сторонятся ее, а она прямо к Лукерье и подошла. Луша спросила ее о том, кто она такая, а та ответила, что она ее смерть. Девушка ни на мгновение не испугалась и стала молить ее, чтобы забрала она ее поскорее. Смерть обернулась и произнесла, что, мол, после «Петровок»… А потом девушка проснулась.
Много еще интересного поведала Луша барину, а на прощание попросила, чтобы маменька его немного оброк у здешних крестьян сбавила. Угодий мало у них, а они бы за них и помолились бы.
Через несколько недель Лукерья скончалась, как раз после «Петровок».
Заключение
Вот так закончил свой удивительный рассказ Тургенев. «Живые мощи» (краткое содержание раскрывает лишь малую часть рассказа) повествуют о реальном событии. Известно, что эта история действительно случилась с Тургеневым и даже имя его героини подлинное.
Лукерья почти не вызывает жалости, она даже в таком мученическом состоянии славит Бога и молится ему. Она знает, за что ей все это послано, и терпеливо несет свой крест.
Совсем непростым сделал произведение «Живые мощи» Тургенев. Анализируя его, после прочтения каждый читатель обязательно задумается над вечными и очень глубокими вопросами веры и покаяния. Очень сильна в нем духовная составляющая. Ведь пока человек здоров, он редко вспоминает о Спасителе. Как говорят в народе: «Пока не грянет гром, мужик не перекрестится». Но рано или поздно каждый придет к Богу и будет просить о прощении грехов своих.