Презентация утиная охота вампилова

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «АЛЕКСАНДР ВАМПИЛОВ «УТИНАЯ ОХОТА»»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Вампилов «Утиная охота» Дата написания: 1967 Дата первой публикации: 1970

Виктор Зилов — Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Галина, жена Зилова — Галине двадцать шесть. В её облике важна хрупкость, а в её поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).

Ирина — студентка, новая возлюбленная Зилова, его «невеста».

Кузаков — Кузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.

Саяпин — бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова.

Валерия, жена Саяпина — Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у неё крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-362714

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация к уроку литературы по пьесе А.Вампилова «Утиная охота»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Писать надо о том, от чего не спится по ночам…» Урок по пьесе Вампилова «Утиная охота» Мызгина Жанна Михайловна myzginaz@mail.ru Александр Вампилов (1937 — 1972)

Тема урока: Как не «потерять» себя? (По пьесе А.Вампилова «Утиная охота)

Цель: Осмыслить образ Виктора Зилова, определить своё отношение к жизненным ценностям героя, к вопросу: «Как не потерять себя»?

Как не «потерять» себя?

Драматический текст Ремарки, музыкальный фон, паузы, темп речи героев

Двойственная природа мотива охоты:

Смысл финала: Н. Антипьев: «Зилов — человек, открывшийся для новой жизни. Доброе, дремавшее в его душе наконец-то пробудилось» К. Рудницкий: «Не выстрел заканчивает драму, а ещё один разговор об утиной охоте. Это всё, что осталось от Зилова- слова, лишённые содержания, мёртвая оболочка исчезнувших намерений, угасших желаний, несбывшихся надежд»

Герой,Автор и Я Как не «потерять» себя?

Домашнее задание: 1.Написать статью о пьесе для электронной версии энциклопедии. 2.Эссе «Автор, герой и я» 3. Составьте вариант психологического тренинга «Как не потерять себя»

До свидания! Спасибо за работу.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-356862

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Подготовить джип для охоты

Презентация к уроку литературы «Пьеса А.Вампилова «Утиная охота»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Валентинович Вампилов (1937 – 1972)

Об «Утиной охоте» спорят уже более 50 лет. Кто или что, по вашему мнению, является основным предметом этого спора?

Главный герой пьесы – Зилов Виктор Александрович

Борис Сушков: «Зилов — это все мы это зеркало, отражающее судьбу целого поколения». Марк Липовецкий: «Зилов — это Печорин нашего времени». Е. Гушанская: «Зилов — «человек эгоистичный до необходимости это скрывать, задающий себе вопросы и ощущающий себя виновным в том, что не знает на них ответов».

В. И. Толстых: «Зилов отличается от остальных персонажей пьесы тем, что «понимает всю несостоятельность и бессмысленность своего образа жизни, но ничего поделать с собой не может». Ричард Ко: «Вампилов пишет о беспокойном, самому себе вредящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими». Марк Липовецкий: «Зилов — самый свободный человек во всей пьесе — и поэтому способен на самые непредсказуемые, самые циничные поступки».

Одни считают, что перед нами человек падший, что деградация его личности завершена. Другие оставляют в нем надежду на духовное обновление и считают Виктора Зилова единственным положительным героем пьесы «Утиная охота».

Тема урока: Плохой или хороший человек Виктор Зилов?

Тема урока: Положительный или отрицательный герой Виктор Зилов?

Модель художественного мира пьесы А. Вампилова «Утиная охота» (1968) Сюжет и композиция Настоящее Прошлое Настоящее Будущее Завязка действия Развитие действия Кульминация Развязка (спад напряжения) Ретроспективный план (воспоминания героя): Биография героя Мотив утиной охоты (мечта) Круг общения Жизненная философия героя Исповедь героя Открытый финал

Сюжет и композиция в пьесе А. Вампилова «Утиная охота» «Утиная охота» — произведение, построенное как ______________________ Зилова, длящаяся на протяжении всей пьесы. Она представляет в ретроспективной последовательности ________________ героя — начиная от событий двухмесячной давности и заканчивая сегодняшним днем. Конфликт в произведении скорее не внешний, а внутренний — ______________________. Трагизм ситиуации ___________________по мере того, как во времени приближаются воспоминания героя и осознание их в настоящем. (усиливается, исповедь, жизнь, нравственный)

Композиция 1. Какое событие стало завязкой действия? Какое событие стало кульминацией действия? Когда наступила развязка (спад напряжения) действия? Почему пьеса имеет открытый финал?

Воспоминая героя (ретроспективный план) Воспоминание _______. В кафе «Незабудка» Зилов с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие — герой получил новую квартиру. Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. Воспоминание _______. На работе Зилов с Саяпиным готовят липовый отчет о модернизации производства на форфоровом заводе. Затем Зилов читает письмо от старика отца. Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман. Воспоминание _______. Зилов возвращается под утро домой. Происходит семейная ссора, так как жена Галина заявляет, что устала от его вранья, что была у врача и сделала аборт. Воспоминание ______. Разгневанный Кушак и требует от Зилова и Саяпина объяснения по поводу липовой информации о реконструкции на фарфоровом заводе. Выгораживая Саяпина, Зилов берет на себя всю ответственность. Узнав из телеграммы о смерти отца. Зилов решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной. Свидетельницей их встречи случайно становится жена Галина, которая принесла в кафе Зилову плащ и портфель для поездки на похороны отца. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлёт на завтра. Воспоминание _________. Галина собирается к другу детства в другой город и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ. Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все своё красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на утиную охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней. Воспоминание ___________________. В ожидании друзей, приглашённых по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости. С каждой минутой он расходится все больше, его несёт, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьёт его по лицу. Зилов падает под стол и «отключается». Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Урок литературы в 11 классе по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» (профильный уровень)

Презентация к уроку литературы в 11 классе по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» окажет учителю помощь в организации работы на уроке. Раскрываются нравственная проблематика произведения, смысл названия, чеховские традиции в пьесе, система образов. Материалы можно использовать при проведении уроков в профильных классах.

Читайте также:  Хорошая была охота фраза

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» (профильный уровень) »

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота»

Писать надо о том, от чего не спится по ночам…

МБОУ гимназия № 3 им. М.Ф. Панькова

  • «Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души»

1967 -1968 – «Утиная охота»

  • А. Вампилов : «Я начал третью трагикомедию, мне кажется, что она будет не только моей лучшей, мне кажется, она будет хорошей пьесой…»
  • «Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.

  • «Настоящего художника отличает еще и высокая ранимость, — сказал о своем товарище писатель Г. Николаев. — Вампилов был раним в квадрате: первого порядка ранимость давала внутренний импульс таланту художника, в результате чего появились на свет «Провинциальные анекдоты», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»; ранимость, так сказать, наведенная была результатом непонимания его художнической боли, его искренности. Сначала не поняли «Утиную охоту», затем еще более не поняли «Прошлым летом в Чулимске»…»

Друзья и знакомые Виктора Зилова.

  • Саяпин… — Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и телеграммой. — Приходит остановить Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». — Все переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестной информации.

Друзья и знакомые Виктора Зилова.

  • Валерия, жена Саяпина — Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями. Ради выгоды готова приударить за начальником мужа, грубо льстить. — Вот она ходит по новой квартире Зилова, из разных концов разносится ее голос: «Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота. Так, так, так… А здесь? Восемнадцать квадратов? Красота! Балкон. Юг. Север. Красота». Она почти как Эллочка-людоедка: минимум словарного запаса.

В чем драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу?

  • Конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы:

как и для чего жить? А потому пьеса Вампилова ставит не бытовые, а бытийные проблемы.

  • Для чего используется прием ретроспекции?

Что возникает в воспоминаниях Зилова?

  • Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить — не представляю»), получает квартиру, что ему смертельно надоела Вера, что он завидует меткому глазу и твердой руке Димы («Мне бы так!»), приглашает друзей на новоселье.
  • Вроде бы жизнь, но какая-то пустая и даже горькая.

Был ли счастлив Зилов?

  • «Галина. Мы здесь заживем дружно, верно? Зилов. Конечно. Галина. Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать… Будем? Зилов. Обязательно».

Хрупкость и изящество отмечает автор в Галине . «Это качество, — читаем в ремарке, — несомненно, процветавшее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд».

Дежурные зиловские «Конечно», «Обязательно», фразы «Я не против», «Это не проблема» в ответ на тоску жены о ребенке почти приглушают огонек этих надежд.

Что любит Зилов?

  • «Валерия. Вот что ты больше всего любишь. Зилов. Что я люблю… Дай подумать… Валерия. Ну жену, это само собой… Галина. Да нет, давно не любит… Валерия ( Зилову ). Ну, сообразил? Зилов. Соображаю, не могу сообразить. Валерия. Вот тупица. Ну что же ты любишь — в самом деле! Галина. Он любит друзей больше всего. Вера. Женщин… Кузанов. Все чепуха. Больше всего на свете Витя любит работу. Дружный смех… …Саяпин развернул сверток. В нем оказались предметы охотничьего снаряжения… Зилов ( принимая подарок ). Это — да, это — уважили… Да-а. Вы правы. Утиная охота — это вещь».

Что прибавляет эта короткая сцена к нашим впечатлениям о Зилове?

О чем второе воспоминание Зилова?

  • Зилов комментирует письмо отца («Посмотрим, что старый дурак пишет… Ну-ну… О, боже мой! Опять он умирает… Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет»)

Это свидетельство омертвления души: бессердечия, цинизма, сыновнего предательства.

Понимает ли Зилов страшный смысл происшедшего?

  • Обратим внимание на авторские ремарки, завершающие каждое из воспоминаний.
  • Первое. Зилов пьет пиво, сидя на подоконнике. Вдруг поднимается и швыряет плюшевого кота в угол комнаты. Второе. Зилов поднимается. Ходит по комнате. У венка останавливается. Некоторое мгновение стоит перед венком. «Зилов. Пошутили, мерзавцы!» Третье. Закинув руки за голову, лежит на тахте.

Реальность (венок) и воскрешенное в памяти привели Зилова в смятение, он мучится, чувствует себя одиноким: «Дима. Откровенно говоря, отвратительное настроение… Ты знаешь, что они мне принесли. Венок… Друзья! Разве это друзья. Скажи, старик, как ты ко мне относишься. А я… я так скажу. После вчерашнего я остался один…»

Читайте также:  Легкий вездеход для охоты

Литературовед Е. Гушанская:

  • «Вампилов строит характеры своих героев таким образом, что разница куража и серьеза, боли и насмешки непреодолима.
  • Писатель предлагает характер человека, в поведении которого восторженность и цинизм, искренность и ложь, высокость порыва и низменность поступка слиты воедино»

Анализ сцены — воспоминания, когда Зилов прощается с уезжающей Галиной. Искренен ли герой?

«Я сам виноват, я знаю. Я сам довел до этого… Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь… Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца? Да, да, у меня нет ничего — только ты, сегодня я это понял, ты слышишь?» — обращается он к жене, ожидая в это время Ирину. И уже к ней, думая, что говорит с Галиной, обращает полные чувства слова: «Я возьму тебя на охоту… Знаешь, что ты там увидишь. Такое тебе и не снилось… Ты увидишь, какой там туман… А когда подымется солнце?! О. А ночь? Боже мой! Знаешь, какая там тишина? Тебя там нет… Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет…»

Сравните трактовки этой сцены в критике.

  • «Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно-поэтическое. В самом деле — природа, тишь, сосредоточенность души… Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая там тишина? — объясняет герой. — Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами («И ничего нет… И не было… И не будет…») будто гвозди заколачиваются…»
  • «…Вампилов в этом монологе показывает искреннее и глубокое раскаяние души героя, а не очередной его треп, как ухитрились воспринять его те критики, которые с порога отрицают в нем духовные начала… («Тебя там нет… Ты еще не родился. И ничего нет… И не будет» — то есть нет больше его прежнего, другого меня и не будет) — этот обет исправиться, возродиться, который он дает жене, тоже признак «бездуховности»?»

Смысл названия. Мотив охоты в пьесе.

  • Охота соединяет человека с природой, с охотой связаны восторг от красоты рассветов и закатов, от запаха трав и цветов, от красок леса и неба, от тишины… Если в природе мы так чувствуем ее и себя, значит, в ней очищаемся от суеты, наносного, ненастоящего, дурного в себе — нравственно очищаемся. Но охота — это ведь еще и погоня, преследование и смерть, которую несет охотник, это дозволенное, разрешенное убийство! А Галина, жена Зилова, говорит, что он ни разу не убил даже маленькую птичку. Он же жалеет, что не способен убить, завидует хладнокровию Димы. Так что же для него охота? Ведь не хобби, как сказал Кушак.

На охоте Зилов вряд ли сможет убить, а в жизни бьёт без промаха по своим родным и близким людям, не понимая старую истину, что творимое тобой зло вернется к тебе во сто крат.

Анализ финальной сцены

  • «Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче… Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся — по его лицу мы так и не поймем».
  • Трижды повторяет автор это «плачет или смеется»: от истолкования этих слов зависит судьба героя, какой мы ее представляем, уже за рамками пьесы.

Главный герой пьесы “Утиная охота” Зилов в представлении многих олицетворяет 60-70-е годы. Люди поколения Зилова — люди, потерявшие цель или никогда и не видевшие её.

Трагедия героя той эпохи в том, что он не способен на поступок.

Традиции Чехова в пьесе

  • Первая авторская ремарка: «Городская квартира в типовом доме… Мебель обыкновенная… В окно видны последний этаж и крыша типового дома»? Какой знак подал нам здесь автор, повторяя одну и ту же деталь?

Вампилов: «Среда — это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда — это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?»

События пьесы каждодневны, будничны. Герои “Утиной охоты” только что влюблялись, ссорились, расставались. Жизнь в пьесах Вампилова — это неостановимый, бесцветный, размеренный поток. Но именно он — необъяснимый источник душевных драм, сломанных судеб.

Оцените статью
Adblock
detector