Предыюльскую пору по извивающейся тропинке мы возвращались с охоты

Geum.ru

Нет необходимости заучивать все группы вводных слов, просто выделите другим шрифтом или другим цветом ключевые слова. Еще раз подчеркните, что вводные слова на письме выделяются запятыми. Затем выполните работу с текстами. После этого предложите каждому участнику составить свои предложения с вводными словами и, используя мяч, поиграйте в кругу в УРазговор с вводными словамиФ. Первый участник называет предложение с вводным словом и бросает мяч другому участнику. Тот придумывает свое предложение с вводными словами так, чтобы по смыслу оно продолжало предыдущее предложение. Таким образом составляется рассказ.

Работа с текстами. Запись собственных предложений с вводными словами.

Итоговый диктант. Предлагаемый вашему вниманию текст рассчитан на тех, кому знакома программа средней школы по русскому языку. Для учеников средней школы мы используем более простые тексты, тем не менее, включающие все изученные до этого момента правила. Во время нашего курса перед началом диктанта мы обычно выполняем простое упражнение УКонцентрация — расслаблениеФ. Сначала напрягите мышцы, сожмите руки в кулаки и положите вытянутые руки на парту перед собой. Сидите очень прямо, чувствуя, как напряжены мышцы. Затем расслабьтесь, разожмите пальцы и опустите руки вниз. Почувствуйте покой и уверенность. Теперь возьмите ручку и слушайте первое предложение текста

В безветренную предыюльскую пору по извивающейся тропинке мы возвращались с охоты. У каждого за плечом был холщовый мешочек, наполненный добычей, которую мы настреляли в течение нескольких часов. Охота была удивительно удачной, поэтому нас не расстраивало то, что четырех подстреленных уток собака не смогла разыскать. Обессилев от ходьбы, мы прилегли у поваленной березы, покрытой какой-то вьющейся зеленью. Не на расстеленной скатерти, а на шелковистом мху, чуть-чуть высеребренном паутинкой, разложили мы дорожные яства. Среди них были купленные продукты и не купленные в магазине домашние изделия. Маринованные грибы, прожаренная колбаса, печеный картофель, вывалянный немного в золе, и глоток напитка, настоянного на каком-то снадобье, кажутся вкусными на свежем воздухе самому изысканному гурману. Трудно сравнить с чем-нибудь то очарование и наслаждение, которое испытываешь, когда лежишь на берегу безымянной речонки в лесной чащобе.

Изредка беседу нарушает жужжание насекомых: оводов и комаров. Легкий ветерок едва-едва теребит травы. Сквозь ветки деревьев виднеется голубое небо, а на сучочках кое-где держатся золоченые листочки. В мягком воздухе разлит пряный запах. Вдалеке неожиданно появились свинцовые тучи, блеснула молния. К счастью, вблизи оказалась избушка лесника — низкий бревенчатый домик.

Но вот отблистали молнии, яростный ливень сначала приостановил, а потом и совсем прекратил свою трескотню.

К последнему занятию мы готовим специальные листы с перечнем сделанных ошибок (см. стр.61) и, по возможности, индивидуальные листы с текстами для каждого участника с учетом допущенных им ошибок (если они только есть).

Незаконченная метафора УДождьФ.

Дождь идет уже который день. Целый день сидишь дома и смотришь в окно. Там мутной пеленой стоит стена дождя. Делать нечего. Да и не хочется ничего делать. Дождь затопил всю землю, сравнял горы и долины, леса и поля, города и пустыни. Ничего нет вокруг, кроме дождя. Дождь сверху, дождь снизу, целое море дождя кругом.Сяду-ка я в лодочку, и пусть дождь несет меня куда захочет. А я посмотрю, что еще на земле дождем не залито осталось. Сказано — сделано. Распахнул окно, перекинул ногу через подоконник, а лодочка под окном уже плавает. Плывет лодочка, подо мной качается. Хорошо, делать ничего не нужно, все само происходит. Тут я призадумался: УКак это так само происходит Это же черт знает что произойти может! А как же тогда яФ Огляделся вокруг — ничего нет, только в лодочке весла лежат. Ну и стал я этими веслами грести. Вот только куда — не знаю. Вдруг волны вспенились и стала из глубины подниматься огромная рыба. Все, думаю, сейчас съест. Или не съест Интересно, какие в этом дожде рыбы живут Первое, что мне ясно стало, что рыбы здесь живут очень большие.Второе — что они говорящие. Потому что как вынырнула рыба, так сразу и стала со мной разговаривать. Выспрашивать, кто я, откуда и куда плыву, как в школе учусь, кем быть собираюсь. Только я на некоторые вопросы ей ответить хотел, на те, на которые сам ответ знал, а она хвостом махнула и уплыла. Даром что большая, наверное, думает, что и так все знает. Зачем тогда спрашивает

Поплыл я дальше. Тут и дождь потише стал, солнышко выглянуло. Чудно — с одной стороны от меня дождь стеной, а с другой солнышко светит. А я между ними. Куда захочу, туда и поверну.Стал я думать — может, лучше все время на солнышке плыть Тепло, хорошо, загар опять же. Э, нет, так и до солнечного удара недалеко. Да и то сказать, на той части дождевого моря, где солнышко, все вокруг ясно и пусто. Далеко-далеко видно, а ничего не видать. Нет ничего. Может, думаю, в дождевой стороне тоже ничего не видать, да мало ли с чем встретиться можно. Решил плыть туда. И правда, чувствую, что оно все ближе и ближе. Интересно, какое оно и что с ним делать можно. Ф

Предложите участникам группы (разумеется, если осталось больше 10 минут до окончания занятий) написать, что случилось дальше.

Прежде, чем начать рассказывать одну из заключительных метафор курса, вы, конечно, проверили действие положительного аудиального якоря на начало занятий Кстати, есть люди, которые очень успешно пользуются на своих занятиях пространственными и кинестетическими якорями для обучения. Мы уже говорили, что опытные учителя интуитивно разделяют то место в классе, из которого они объясняют новый материал, и то место, из которого они дисциплинируют класс. Говорили мы и об опасности наложения этих пространств. Если это возможно, устанавливайте положительные якоря в ходе всего процесса обучения, особенно при изучении словарных слов. И тогда за 10-15 минут вы добьетесь того, что дают несколько уроков. Небольшой случай может подтвердить это заявление. Во время подготовки к изложению на доску часто выписывают слова, которые могут вызвать особые трудности при написании. По собственному опыту мы знаем, какое разочарование испытывает учитель, обнаружив затем ошибки именно в этих словах. В восьмом классе был мальчик (вообще-то, не единственный, испытывавший подобные трудности), который сильно затруднялся в запоминании текста, включавшего слова с непроверяемыми буквами. Он верил, что сможет запомнить эти слова, но результат был более чем скромным. Когда он рассказывал, какое УтяжелоеФ чувство он испытывает, запоминая эти слова, я дотронулась до его левой руки и сказала, подражая его интонации: ФЭто правда тяжелое чувство, не так лиФ Он кивнул. Затем я изменила позу и спросила: ФПрежде чем возникло это чувство, что тебе нравилось делатьФ Он поднял голову, затем взглянул на меня, затем поднял глаза вверх влево и сказал: ФЯ люблю бальные танцы. На последнем конкурсе наша пара заняла второе местоФ. Я спросила, были ли у него дни, когда он получал от занятий особое удовольствие. Он улыбнулся и сказал: ФДа, хотя сначала я волновался, тогда на конкурсе мне все удавалосьФ.

В этот момент он сидел прямо, голова была приподнята, он улыбался. Я спросила: ФНеужели правдаФ Он широко улыбнулся и сказал: ФКонечно, правда!Ф Пока он это говорил, я протянула руку, дотронулась до его правой руки и сказала: ФОтлично, я уверена, что это было чудесное чувство!Ф Чтобы усилить положительный якорь, я попросила его описать, что именно он чувствовал внутри, и где это приятное чувство находилось. Он дотронулся до верхней части груди чуть слева и сказал: ФЗдесь очень теплоФ. В этот момент я снова коснулась его правой руки и повторяла прикосновение, пока он продолжал описывать, что он чувствовал, как выглядел, и какая музыка звучала (он отвечал на мои вопросы). УТебе нравится снова вспоминать об этом и испытывать такие приятные чувстваФ- спросила я. Он, продолжая улыбаться, кивнул. Затем я коснулась его левой руки и попросила напрячься и вспомнить, как он чувствовал себя до этого на уроке. Он некоторое время продолжал улыбаться, глядя перед собой, затем на мгновение опустил глаза вниз и снова поднял голову. УЯ не могу вспомнить, как это было. Мне трудно это сделатьФ. Проверив таким образом разрушение старого якоря, я решила проверить положительный якорь. Дотронувшись до правой руки мальчика, я спросила: ФЯ убеждена, что второе переживание гораздо приятнееФ Его ответа просто не требовалось. Затем я коснулась левой руки: ФТы действительно предпочитаешь второе чувствоФ Его лицо изменилось, взгляд опустился, и он проговорил: ФДа, мне уже гораздо спокойнее думать об этомФ. И я снова вернулась к положительному якорю. Затем некоторое время мы работали, чтобы разместить словарные слова на стенах танцевального зала. И когда он представлял себя танцующим, он мог видеть их. В этот момент я одновременно касалась его рук (УнейтрализацияФ якорей). Несколько мгновений он выглядел растерянным, а затем устроился поудобнее и удивленно сказал: ФМогу сказать, что словарные слова не такая уж гадостьФ.

Если вы определили негативное состояние и установили якорь, помните, что при установке положительного якоря выбирается равное по мощности или более сильное позитивное переживание. Иногда может понадобиться два-три положительных якоря. Для реагирования разным людям требуется разный промежуток времени: кто-то мгновенно начинает улыбаться, стоит коснуться положительного якоря, кому-то может понадобиться несколько секунд. Дайте время и понаблюдайте, как это происходит. И еще, пожалуй, самое важное. Без этого почти невозможно добиться нужного результата. Ставьте якоря только тогда, когда вы знаете, что такое РАППОРТ и умеете поддерживать его в процессе коммуникации.

Читайте также:  Карабин для ходовой охоты 308 калибре

В нашей практике были случаи, когда учителя жаловались, что им трудно взаимодействовать с некоторыми учениками в классе. Первое, чему им необходимо было научиться, — это установка и поддержание раппорта. Довольно часто он возникает незаметно, как бы сам по себе. Но если отношения между учеником и учителем нарушены, то установление раппорта — сверхзадача учителя. Поэтому, если вы хотите быть эффективными, позвольте себе получить удовольствие от умения легко устанавливать и поддерживать раппорт. Гораздо более сложным является установление и поддержание раппорта со всей группой. Но об этом мы расскажем в другой истории.

Итак, наконец обещанная метафора.

Может быть, не вся история, которую ты сейчас слушаешь, покажется тебе очень важной. Забавно, как разные части внутри нас выбирают, что им сейчас особенно интересно И прежде чем я закончу рассказывать, ты поймешь, что заинтересовало тебя больше всего.

Эту историю рассказал мне много лет назад один мальчик, с которым мы сидели за одной партой. Он очень любил собирать цветные стеклышки. У него была целая пригоршня неизвестно где найденных цветных осколков. Он выкладывал из них красивые узоры или просто пересыпал из руки в руку. А у меня было маленькое карманное зеркальце, в которое я частенько тайком смотрелась на уроке.

Однажды учительница задала нам раскрасить карту звездного неба и сказала: ФНарисуйте и сравните рисунок с тем, что существует в реальностиФ. И мой сосед нарисовал на темно-синем фоне яркие звездочки, надписав каждое созвездие, потому что у его брата была отличная книга по астрономии. Здесь было созвездие Большая Медведица и Полярная звезда, созвездие Волосы Вероники и многое другое. Все небо было как на ладони.

А вечером он вышел погулять с собакой, случайно поднял голову вверх и увидел темное звездное небо, которое кружилось над его головой. Оно сверкало миллионами звезд, названий которых он не знал. И чем больше он смотрел, тем сильнее ему казалось, что звезды движутся. И некоторые складывались в созвездия. Он даже нашел Полярную звезду и ковш Большой Медведицы. И многие созвездия, нарисованные на его карте, он не узнавал. И тогда он понял, что скажет завтра в школе: ФКарта не всегда похожа на реальность, которая больше любой картыФ.

Дома, удобно устроившись в кресле, он начал ждать, когда придет мама. Он не заметил, как задремал. Удивительно, как часто самое интересное происходит с нами во сне! Ему снилось, как летом он был на море и ходил на пляж. Ноги утопали в теплом песке, спину пекло солнце, кричали чайки, и волны с шипением набегали на берег. И ему захотелось сделать что-нибудь, и он решил построить замок из мокрого песка. Он брал горсти теплого мокрого песка одну за другой, и они медленно стекали капля за каплей между пальцами. Одна горсть песка, другая, третья. И с помощью воды и прикосновений пальцев он придавал песку форму, пока под его руками песок не превратился в высокий замок. И тогда он обошел замок вокруг, а кто-то сказал: ФЭтим можно гордитьсяФ. И он подумал: ФЕсли волны смоют его, я смогу сделать новый, потому что я знаю, как это делатьФ. И он закрыл глаза и поднял голову. Перед ним возникла картинка. Море, небо, берег и его замок. И он подумал: ФТеперь я знаю, как сохранить это в памяти навсегда. Нужно просто поднять голову и увидетьФ.

Когда домой вернулась мама, она держала в руках какую-то странную вещь. Это был калейдоскоп — горстка цветных стеклышек, зеркальце и пластмассовая трубочка. УЭто тебе, — сказала она. — Знаешь, цветные стеклышки, зеркала и трубочки известны уже много столетий. Для одних они существуют сами по себе, а для других служат материалом для создания фантастических узоров и многоцветных образов, которые открывает перед ними калейдоскоп. Вместе они преображают мирФ. И она протянула ему подарок. Это действительно был калейдоскоп.

Теперь можете раздать диктанты, и пусть каждый поработает со своими ошибками, используя стратегию орфографии и индивидуальные тексты. Затем можете еще раз выполнить упражнение УКруг совершенства.Ф Завершая курс занятий, попросите каждого подумать некоторое время (ровно столько, сколько ему понадобится) и сказать, Укак это былоФ, на что для него было похожа работа на этих занятиях. Предложите начинать свой, возможно, короткий, а может быть, и длинный, рассказ словами: ФЭто было подобно тому, как если бы. Ф (Или просто УЭто было подобно. Ф) Вы знаете, что рамка Укак если быФ является очень эффективной. Это упражнение (на самом деле, это ни что иное, как составление индивидуальных метафор) проводится в общем кругу, включающем, конечно, и ведущего.

Завершая эту работу, я приглашаю вас, но не упрашиваю, попытаться использовать то, о чем вы прочитали. Каждый день делайте на своих уроках что-нибудь новое и неожиданное и расширяйте свою карту, продолжая это делать! Пусть она станет еще ярче, полнозвучнее и богаче. Используйте новое. Я верю, что это будет поддерживать вас.

Pages: | 1 | . | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | . | 24 | Книги по разным темам

М. А. Павлова Интенсивный курс повышения грамотности на основе нлп

страница 8/13
Дата 27.05.2016
Размер 0,92 Mb.
    Навигация по данной странице:
  • Приложение 1. СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ
  • Приложение 2. Раздаточнные материалы Лист №1.
После охоты

В безветренную предыюльскую пору по извивающейся тропинке мы возвращались с охоты. У каждого за плечом был холщовый мешочек, наполненный добычей, которую мы настреляли в течение нескольких часов. Охота была удивительно удачной, поэтому нас не расстраивало то, что четырех подстреленных уток собака не смогла разыскать. Обессилев от ходьбы, мы прилегли у поваленной березы, покрытой какой-то вьющейся зеленью. Не на расстеленной скатерти, а на шелковистом мху, чуть-чуть высеребренном паутинкой, разложили мы дорожные яства. Среди них были купленные продукты и не купленные в магазине домашние изделия. Маринованные грибы, прожаренная колбаса, печеный картофель, вывалянный немного в золе, и глоток напитка, настоянного на каком-то снадобье, кажутся вкусными на свежем воздухе самому изысканному гурману. Трудно сравнить с чем-нибудь то очарование и наслаждение, которое испытываешь, когда лежишь на берегу безымянной речонки в лесной чащобе.

Изредка беседу нарушает жужжание насекомых: оводов и комаров. Легкий ветерок едва-едва теребит травы. Сквозь ветки деревьев виднеется голубое небо, а на сучочках кое-где держатся золоченые листочки. В мягком воздухе разлит пряный запах. Вдалеке неожиданно появились свинцовые тучи, блеснула молния. К счастью, вблизи оказалась избушка лесника — низкий бревенчатый домик.

Но вот отблистали молнии, яростный ливень сначала приостановил, а потом и совсем прекратил свою трескотню.

К последнему занятию мы готовим специальные листы с перечнем сделанных ошибок (см. стр.61) и, по возможности, индивидуальные листы с текстами для каждого участника с учетом допущенных им ошибок (если они только есть).

Незаконченная метафора “Дождь”.

Дождь идет уже который день. Целый день сидишь дома и смотришь в окно. Там мутной пеленой стоит стена дождя. Делать нечего. Да и не хочется ничего делать. Дождь затопил всю землю, сравнял горы и долины, леса и поля, города и пустыни. Ничего нет вокруг, кроме дождя. Дождь сверху, дождь снизу, целое море дождя кругом.Сяду-ка я в лодочку, и пусть дождь несет меня куда захочет. А я посмотрю, что еще на земле дождем не залито осталось. Сказано — сделано. Распахнул окно, перекинул ногу через подоконник, а лодочка под окном уже плавает. Плывет лодочка, подо мной качается. Хорошо, делать ничего не нужно, все само происходит. Тут я призадумался: “Как это так само происходит? Это же черт знает что произойти может! А как же тогда я?” Огляделся вокруг — ничего нет, только в лодочке весла лежат. Ну и стал я этими веслами грести. Вот только куда — не знаю. Вдруг волны вспенились и стала из глубины подниматься огромная рыба. Все, думаю, сейчас съест. Или не съест? Интересно, какие в этом дожде рыбы живут? Первое, что мне ясно стало, что рыбы здесь живут очень большие.Второе — что они говорящие. Потому что как вынырнула рыба, так сразу и стала со мной разговаривать. Выспрашивать, кто я, откуда и куда плыву, как в школе учусь, кем быть собираюсь. Только я на некоторые вопросы ей ответить хотел, на те, на которые сам ответ знал, а она хвостом махнула и уплыла. Даром что большая, наверное, думает, что и так все знает. Зачем тогда спрашивает?

Поплыл я дальше. Тут и дождь потише стал, солнышко выглянуло. Чудно — с одной стороны от меня дождь стеной, а с другой солнышко светит. А я между ними. Куда захочу, туда и поверну.Стал я думать — может, лучше все время на солнышке плыть? Тепло, хорошо, загар опять же. Э, нет, так и до солнечного удара недалеко. Да и то сказать, на той части дождевого моря, где солнышко, все вокруг ясно и пусто. Далеко-далеко видно, а ничего не видать. Нет ничего. Может, думаю, в дождевой стороне тоже ничего не видать, да мало ли с чем встретиться можно. Решил плыть туда. И правда, чувствую, что оно все ближе и ближе. Интересно, какое оно и что с ним делать можно. ”

Предложите участникам группы (разумеется, если осталось больше 10 минут до окончания занятий) написать, что случилось дальше.

Прежде, чем начать рассказывать одну из заключительных метафор курса, вы, конечно, проверили действие положительного аудиального якоря на начало занятий? Кстати, есть люди, которые очень успешно пользуются на своих занятиях пространственными и кинестетическими якорями для обучения. Мы уже говорили, что опытные учителя интуитивно разделяют то место в классе, из которого они объясняют новый материал, и то место, из которого они дисциплинируют класс. Говорили мы и об опасности наложения этих пространств. Если это возможно, устанавливайте положительные якоря в ходе всего процесса обучения, особенно при изучении словарных слов. И тогда за 10-15 минут вы добьетесь того, что дают несколько уроков. Небольшой случай может подтвердить это заявление. Во время подготовки к изложению на доску часто выписывают слова, которые могут вызвать особые трудности при написании. По собственному опыту мы знаем, какое разочарование испытывает учитель, обнаружив затем ошибки именно в этих словах. В восьмом классе был мальчик (вообще-то, не единственный, испытывавший подобные трудности), который сильно затруднялся в запоминании текста, включавшего слова с непроверяемыми буквами. Он верил, что сможет запомнить эти слова, но результат был более чем скромным. Когда он рассказывал, какое “тяжелое” чувство он испытывает, запоминая эти слова, я дотронулась до его левой руки и сказала, подражая его интонации: ”Это правда тяжелое чувство, не так ли?” Он кивнул. Затем я изменила позу и спросила: ”Прежде чем возникло это чувство, что тебе нравилось делать?” Он поднял голову, затем взглянул на меня, затем поднял глаза вверх влево и сказал: ”Я люблю бальные танцы. На последнем конкурсе наша пара заняла второе место”. Я спросила, были ли у него дни, когда он получал от занятий особое удовольствие. Он улыбнулся и сказал: ”Да, хотя сначала я волновался, тогда на конкурсе мне все удавалось”.

В этот момент он сидел прямо, голова была приподнята, он улыбался. Я спросила: ”Неужели правда?” Он широко улыбнулся и сказал: ”Конечно, правда!” Пока он это говорил, я протянула руку, дотронулась до его правой руки и сказала: ”Отлично, я уверена, что это было чудесное чувство!” Чтобы усилить положительный якорь, я попросила его описать, что именно он чувствовал внутри, и где это приятное чувство находилось. Он дотронулся до верхней части груди чуть слева и сказал: ”Здесь очень тепло”. В этот момент я снова коснулась его правой руки и повторяла прикосновение, пока он продолжал описывать, что он чувствовал, как выглядел, и какая музыка звучала (он отвечал на мои вопросы). “Тебе нравится снова вспоминать об этом и испытывать такие приятные чувства?”- спросила я. Он, продолжая улыбаться, кивнул. Затем я коснулась его левой руки и попросила напрячься и вспомнить, как он чувствовал себя до этого на уроке. Он некоторое время продолжал улыбаться, глядя перед собой, затем на мгновение опустил глаза вниз и снова поднял голову. “Я не могу вспомнить, как это было. Мне трудно это сделать”. Проверив таким образом разрушение старого якоря, я решила проверить положительный якорь. Дотронувшись до правой руки мальчика, я спросила: ”Я убеждена, что второе переживание гораздо приятнее?” Его ответа просто не требовалось. Затем я коснулась левой руки: ”Ты действительно предпочитаешь второе чувство?” Его лицо изменилось, взгляд опустился, и он проговорил: ”Да, мне уже гораздо спокойнее думать об этом”. И я снова вернулась к положительному якорю. Затем некоторое время мы работали, чтобы разместить словарные слова на стенах танцевального зала. И когда он представлял себя танцующим, он мог видеть их. В этот момент я одновременно касалась его рук (“нейтрализация” якорей). Несколько мгновений он выглядел растерянным, а затем устроился поудобнее и удивленно сказал: ”Могу сказать, что словарные слова не такая уж гадость”.

Если вы определили негативное состояние и установили якорь, помните, что при установке положительного якоря выбирается равное по мощности или более сильное позитивное переживание. Иногда может понадобиться два-три положительных якоря. Для реагирования разным людям требуется разный промежуток времени: кто-то мгновенно начинает улыбаться, стоит коснуться положительного якоря, кому-то может понадобиться несколько секунд. Дайте время и понаблюдайте, как это происходит. И еще, пожалуй, самое важное. Без этого почти невозможно добиться нужного результата. Ставьте якоря только тогда, когда вы знаете, что такое РАППОРТ и умеете поддерживать его в процессе коммуникации.

В нашей практике были случаи, когда учителя жаловались, что им трудно взаимодействовать с некоторыми учениками в классе. Первое, чему им необходимо было научиться, — это установка и поддержание раппорта. Довольно часто он возникает незаметно, как бы сам по себе. Но если отношения между учеником и учителем нарушены, то установление раппорта — сверхзадача учителя. Поэтому, если вы хотите быть эффективными, позвольте себе получить удовольствие от умения легко устанавливать и поддерживать раппорт. Гораздо более сложным является установление и поддержание раппорта со всей группой. Но об этом мы расскажем в другой истории.

Итак, наконец обещанная метафора.

Может быть, не вся история, которую ты сейчас слушаешь, покажется тебе очень важной. Забавно, как разные части внутри нас выбирают, что им сейчас особенно интересно? И прежде чем я закончу рассказывать, ты поймешь, что заинтересовало тебя больше всего.

Эту историю рассказал мне много лет назад один мальчик, с которым мы сидели за одной партой. Он очень любил собирать цветные стеклышки. У него была целая пригоршня неизвестно где найденных цветных осколков. Он выкладывал из них красивые узоры или просто пересыпал из руки в руку. А у меня было маленькое карманное зеркальце, в которое я частенько тайком смотрелась на уроке.

Однажды учительница задала нам раскрасить карту звездного неба и сказала: ”Нарисуйте и сравните рисунок с тем, что существует в реальности”. И мой сосед нарисовал на темно-синем фоне яркие звездочки, надписав каждое созвездие, потому что у его брата была отличная книга по астрономии. Здесь было созвездие Большая Медведица и Полярная звезда, созвездие Волосы Вероники и многое другое. Все небо было как на ладони.

А вечером он вышел погулять с собакой, случайно поднял голову вверх и увидел темное звездное небо, которое кружилось над его головой. Оно сверкало миллионами звезд, названий которых он не знал. И чем больше он смотрел, тем сильнее ему казалось, что звезды движутся. И некоторые складывались в созвездия. Он даже нашел Полярную звезду и ковш Большой Медведицы. И многие созвездия, нарисованные на его карте, он не узнавал. И тогда он понял, что скажет завтра в школе: ”Карта не всегда похожа на реальность, которая больше любой карты”.

Дома, удобно устроившись в кресле, он начал ждать, когда придет мама. Он не заметил, как задремал. Удивительно, как часто самое интересное происходит с нами во сне! Ему снилось, как летом он был на море и ходил на пляж. Ноги утопали в теплом песке, спину пекло солнце, кричали чайки, и волны с шипением набегали на берег. И ему захотелось сделать что-нибудь, и он решил построить замок из мокрого песка. Он брал горсти теплого мокрого песка одну за другой, и они медленно стекали капля за каплей между пальцами. Одна горсть песка, другая, третья. И с помощью воды и прикосновений пальцев он придавал песку форму, пока под его руками песок не превратился в высокий замок. И тогда он обошел замок вокруг, а кто-то сказал: ”Этим можно гордиться”. И он подумал: ”Если волны смоют его, я смогу сделать новый, потому что я знаю, как это делать”. И он закрыл глаза и поднял голову. Перед ним возникла картинка. Море, небо, берег и его замок. И он подумал: ”Теперь я знаю, как сохранить это в памяти навсегда. Нужно просто поднять голову и увидеть”.

Когда домой вернулась мама, она держала в руках какую-то странную вещь. Это был калейдоскоп — горстка цветных стеклышек, зеркальце и пластмассовая трубочка. “Это тебе, — сказала она. — Знаешь, цветные стеклышки, зеркала и трубочки известны уже много столетий. Для одних они существуют сами по себе, а для других служат материалом для создания фантастических узоров и многоцветных образов, которые открывает перед ними калейдоскоп. Вместе они преображают мир”. И она протянула ему подарок. Это действительно был калейдоскоп.

Теперь можете раздать диктанты, и пусть каждый поработает со своими ошибками, используя стратегию орфографии и индивидуальные тексты. Затем можете еще раз выполнить упражнение “Круг совершенства.” Завершая курс занятий, попросите каждого подумать некоторое время (ровно столько, сколько ему понадобится) и сказать, “как это было”, на что для него было похожа работа на этих занятиях. Предложите начинать свой, возможно, короткий, а может быть, и длинный, рассказ словами: ”Это было подобно тому, как если бы. ” (Или просто “Это было подобно. ”) Вы знаете, что рамка “как если бы” является очень эффективной. Это упражнение (на самом деле, это ни что иное, как составление индивидуальных метафор) проводится в общем кругу, включающем, конечно, и ведущего.

Завершая эту работу, я приглашаю вас, но не упрашиваю, попытаться использовать то, о чем вы прочитали. Каждый день делайте на своих уроках что-нибудь новое и неожиданное и расширяйте свою карту, продолжая это делать! Пусть она станет еще ярче, полнозвучнее и богаче. Используйте новое. Я верю, что это будет поддерживать вас.

Хочу сказать в завершение, что эта книга вызывает у меня смешанные чувства. Мне одновременно легко и радостно от того, что она закончена, и все же почему-то грустно. Иногда мне кажется, что я могла бы сделать книгу лучше и интереснее. Я надеюсь, что вам будет сопутствовать удача в использовании того, что вы теперь знаете. Честно говоря, не каждый день вас ожидает полный успех. Я уверена, что сама научилась эффективно использовать эту методику и на успехах, и на неудачах (возможно, неудачи даже больше помогали мне совершенствовать этот метод?).

Я хотела бы, чтобы вы считали, что если один человек может писать грамотно, то этому можно научить и других. Мы знаем, как делать это успешно. Попробуйте. у вас получится.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ

1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.

2. Закройте глаза и подумайте о чем-то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.

3. Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре. (Если это кажется трудным, используйте “Полезные подсказки” ниже).

4. Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.

5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед (справа налево). Проверьте написание. Если есть ошибки, вернитесь на три ступени.

А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких и простых слов.

Б. Выберите хорошо знакомое вам слово (например, ваше имя) и проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а затем в обратном порядке (этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слоа).

В. Разбейте слово на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.

Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким-то образом изменив написание по сравнению с другими.

Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.

Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое — предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ним.

Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.

З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишете.
ОБОБЩЕНИЕ ПО СТРАТЕГИЯМ

Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.

Распространенная ошибка — использование области визуального конструирования.

Самая эффективная стратегия — начинать в визуальной памяти, заканчивать в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).

Приложение 2. Раздаточнные материалы
Лист №1.

I . Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Мес. ный, гиган. ский, чес. ный, ужас. ный, бесхитрос. ный, перекрес. ный, редкос. ный, аген. ство, искус. ный, чудес. ный, вкус. ный, кризис. ный, парус. ник, словес. ник, грус. ный, лес. ница, здра. ствуй, радос. ный, хулиган. ский, захолус. ный, гнус. ный, вирус. ный, про. чий, несчас. ный, интерес. ный, интриган. ский, счас. ливый, сверс. ник, уча. ствовать, че. ствовать, прелес. ный, ровес. ник.

II . Напишите к проверочным словам однокоренные, содержащие непроизносимую согласную.

Лесть-. трость-. шесть-. свист-. ярость-. совесть-. сердечный-. уста-. часть-.

III. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Живопис. цы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в з. рю. ( Б. Окуджава ) 2. Ровес. ники годами, бли. кие ро. с. венники, они почти никогда не разлучАлись. 3. Как чАсто в горес. ной разлуке, в моей блуждающей су. бе, Москва, я думал о тебе! 4. Мы можем надеяться иметь со времЕнем истиННо хорошую актрису — не только прЕлес. ную собой, но и прЕкрас. ную умом, искуССтвом и неоспоримым дарованием. ( Пушкин )

б) 1. Три деви. ы под окном пряли поз. но вечерком. 2. Татьяна в тишине лесов одна с опас. ной книгой бродит. 3. Теперь с каким она вниманьем читает сладос. ный роман! 4. Если в жИзни поднебес. ной существует дух прЕлес. ный, то тебе подобен он. 5. Блес. нул мороз. 6. С окрес. ных гор уже снега сб. жали мутными ручьями на пот. пленные луга. 7. Мечтой то грус. ной, то прЕлес. ной его встревожен поз. ний сон. 8. С Онегиным он вспоминает проказы, шутки преж. них дней.9. Он пишет страс. ное посланье. 10. И постепенно в усыпленье и чу. ств, и дум впадает он. 11. Кто мне пришлет ее портрет, черты волшебницы прЕкрас. ной? Талантов обожатель страс. ный, я прежде был ее поэт. ( А.С. Пушкин )

в) Нынче в пять чАсов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась зап. хом цв. тов, раСТущих в скромном п. лисаднике. Ветки цв. тущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмеННый стол их белыми лепес. ками.Ви. у меня с трех сторон чУдес. ный. Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чу. ство разлито во всех моих жИлах. Воздух чист и све. как поцелуй ребенка; небо сине — чего БЫ, кажется, больше? Зачем тут страсти, ж. лания, сож. ления? (М.Ю.Лермонтов )

Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ЧУВСТВО, УЧАСТВОВАТЬ, ЛЕСТНИЦА, ФИЛОСОФСКИЙ, ПАЛИСАДНИК.

I . Вставьте пропущенные буквы, подбИрая проверочные слова.

Ни. кий-. ло. ка-. бли. кий-. ре. ко-. наро. -. у. кий-. ро. кий-. кни. ка-. филосо. ский-. ме. кий-. дер. кий-. де. ский са. -.

II. Вставьте пропущенные буквы.

а) Ли. кая бумага, гла. кая поверхность, мя. кий хлеб, оловяННая кру. ка, ги. кий шланг, серебрЯНая пря. ка, шта. полка, поставить штам. мелкий маСшта. хру. кое Здоровье, триум. победителей, архи. поэта, барелье. извес. ного скульптора, ше. ство над школой, веселая сва. ьба, подвергаться насме. кам, ве. ти разговор, поз. няя жени. ьба, убедительная про. ьба, праз. ничное ше. ствие, громоз. кий комо. .

б) 1.Услыхав свое имя, помесь такса с дворня. кой вышла из-под верстака, где она спала на стру. ках, сла. ко пот. нулась и поб. жала за хозяИном. ( Чехов) 2. В сумерки Никита побежал через двор к лю. ской, откуда на лИловый сне. падал свет двух замер. ших окошек. (А.Н.Толстой) 3.Всего в обозе было шес. надцать саней. По нежной дружбе, к. торую командир оказЫвал своему офицеру, Ростов чу. ствовал, что несчАс. ная любо. ь старого гусара к Наташе уча. ствовала в этом усилении дружбы. (Л.Т.)

в) Филология—наука глубоко личная и глубоко нацИональная, нужная для отдельной личности и нужная для развития нацИональных культур. Она оправдывает свое название (“филология”- любо. ь к слову), т.к. в основе своей опИрается на любовь к словес. ной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словес. ным культурам.

Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем спецИалистами в обл. сти гуманитарных наук? Быть спецИалистами, профеССионалами-гуманитариями я не прИзываю. Разумеется, нужны все профеССии. Но не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, ч. рствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеЛЛигентность, дающАяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путеше. ствий, мемуары, читайте литературу по искуССтву, посещайте музеи, путеше. ствуйте со смыслом и будЬте душевно богаты.

Д.С.Лихачев. Письма о добром и прЕкрас. ном.

Используя стратегию орфографии, запомните правописание словарных слов ИСКУССТВО, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ПУТЕШЕСТВИЕ, ПРОФЕССИОНАЛ.

I Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

а) Бе. следно, ра. спрашивать, ра. бить, бе. смысленный, на. писать, . делать, . бить, пре. чу. ствовать, бе. спорно, . десь, . жать, . дание, бе. рассудный. доровье, по. черкнуть, . бежать, бе. смертный, бе. дарный, пре. ставить, . дра. ствуйте, бе. брежный, бе. конечный, бе. опас. ный, ра. садить, ра. писание, . дать, чере. чур, ра. сказ.

б) Бе. защитное существо, бе. предельная даль, бе. чес. ная . делка, во. креснуть из мертвых, и. коренить зло, ра. серженный голос, бе. смертный подвиг, . двинуть брови, во. главить делЕгацИю, и. брать депутата, ра. меренная поступь, и. синя-черное оперение, бе. конечная лента, во. становить город, ра. пиленное бревно, ранний ра. свет, стройное мирово. зрение, ра. борчивый почерк, во. славить победу, бе. вкус. ный наряд, и. печь на костре, чере. седельник.

II Выделите приставки и корни в словах.

Исправить, взбодрить, использовать, расцветка, восхвалять, воссоздать, разжаловать, бесчисленный, иззябнуть, сгибать, чрезмерный, бесшумный, сжать, россыпи, бессменный, рассвет, возобновиться, бесформенный, безобидный, предложить.

III Вставьте пропущенные буквы.

а) Под. тожить расходы, из. скать возможность, пред. стория войны, сверх. зобретательный человек, без. мянный герой, без. сходное горе, ра. пространять дез. нформацию, раз. скивать подлинник, без. скуСНый ра. каз, меж. нститутский турнир, пред. юльские события, удачная контр. игра, провести дез. нфекцию, от. грать на чемпионате.

б). Ты рванулась движеньем и. пуганной птицЫ,

Ты пр. шла, словно сон мой, ле. ка.

И в. дохнули духи, з. дремали рес. ницЫ,

З. шептались тревожно шелка.

IV. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте правило.

Пр. клеить марку, пр. рвать занятия, пр. вокзальная площадь, пр. лес. ный букет, пр. рода субтропиков, пр. вИдение, пр. сутствовать на пр. мьере, пр. крас. ный ответ, опас. ные пр. ключения, избИрать пр. зидиум, пр. ступник, пр. кОснуться к тайне, пользоваться пр. вилегиями, пр. восходный товарищ, пр. бежать, пр. ломить копье.

Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ИСКУСНЫЙ, ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, СДЕЛАТЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Читайте также:  С днем рождения охотник гифки
Оцените статью
Adblock
detector