Предположите как происходил обряд прощания с охотниками тайно или при общем собрании рода
Подробное решение параграф § 1 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018
Вопросы к пунктам параграфа
Вопрос: Что заставляло древнего человека двигаться с места вместе с ледяными щитами?
Ответ: Вместе с ледяными щитами начинали свое движение животные, от которых зависели древние люди. Именно движение животных спровоцировало людей двигаться на север.
Вопрос: Почему период истории, когда предки современного человека появились на территории Восточной Европы, назвали каменным веком, а не костяным?
Ответ: Это связано с тем, что в это время орудия древние люди изготовляли из камня.
Вопрос: Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?
Ответ: Потому что мамонты передвигались по степям ледникового периода в поисках пищи.
Вопрос: Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи?
Ответ: С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных, которые в поисках питания подстраивались под изменяющийся климат (зима – шли на юг, чтобы можно было найти траву под снегом, а летом – шли на север, чтобы спастись от насекомых).
Вопрос: Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?
Ответ: Хвойные леса разрослись, а широколиственные, напротив, сократились, уменьшились травяной покров и заросли кустарника, служившие основным источником питания для травоядных животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них позднее он смог приручить. Для этого необходимо было научиться накапливать запасы растительных кормов — молодых побегов и травы (текст учебника на стр. 14).
Вопрос: Какие изменения в жизни людей принято называть неолитической революцией?
Ответ: Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Вопрос: В чём отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?
Ответ: Для земледельцев характерен оседлый образ жизни, необходимы для ведения земледелия. Кочевники же занимались скотоводством, что требовало постоянных передвижений в поисках лучших пастбищ для выпаса скота.
Вопрос: Каким образом использование железа изменило жизнь древних людей?
Ответ: Древние люди научились обрабатывать железо, что повлекло за собой изготовление из этого материала орудий труда и оружия, которые были более долговечны и крепки.
Вопросы и задания к параграфу (стр.16)
Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Можно ли говорить о том, что в ледниковый период человек жил трудной, но достаточно спокойной и предсказуемой жизнью? 2) Почему таяние ледника заставило человека быть находчивым и инициативным?
Ответ: 1) Действительно, у человека была трудная жизнь: ему приходилось подстраиваться под природные катаклизмы и явления, выживать в сложном и суровом климате, добывать себе пропитание. Жизнь его не была спокойной и предсказуемой, т.к. ему было необходимо рисковать своей жизнью каждый день (охота, морозы, болезни), а от явлений природы зависел его завтрашний день: он мог резко уйти с насиженного места, потому что животные двинулись на север в поисках пищи, человек каждый день искал способы выжить в трудных условиях, в связи с чем мог измениться привычный образ жизни и ее распорядок. 2) Таяние ледников влекло за собой изменение погоды, гнало животных за пропитанием. Человеку приходилось подстраиваться под внешние изменения, придумывать новые способы и методы охоты (изменение орудия охоты), приручение собаки. Все эти трудности помогли человеку не только выживать в природе, но и преображать ее, делать мир вокруг себя удобнее.
Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с. 12 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Чему должны учиться дети каменного века? Чем они могли быть полезны взрослым в сложных природных условиях ледникового периода? 3) Напишите небольшой рассказ о детях со стоянки Сунгирь, начните его так: «Когда охотники ушли на большую охоту, детям и женщинам была поручена непростая работа…»
Ответ: 1) Тяжелый климат делал человек той эпохи по — настоящему сильным и крепким, готовым к любым испытаниям. Он носил теплую кожаную и меховую одежду, сделанную из убитых им животных (мамонты, шерстяные носороги, олени), потому что они сохраняли тепло и не давали человеку замёрзнуть в эпоху ледникового периода. Его лицо покрывала густая растительность (волосы, борода, усы), которые сохраняли лицо от холодных ветров и снега. Его оружие – копье также было сделано из останков животных (кости, зубы), способное поразить крупного животного, В эпоху каменного века оружие (рабочие части оружия) были изготовлены из кусочков кремневых пластин, в эпоху железного века он начал активно использовать железо для изготовления орудия и оружия. Дети того времени были похожи на взрослы и в одежде и внешне, их главное отличительной чертой был невысокий рост, худощавость и отсутствие растительности на лице. 2) Дети каменного века должны были с раннего возраста учиться выживать в тех условиях, что окружали их, вырабатывать навыки для дальнейшей взрослой жизни. Мальчики каменного века с раннего возраста начинали обучение охоте, девочки же помогали матерям и женщинам рода по хозяйственным делам: готовили еду, шили вещи, хранили огонь в очаге.
3) Когда охотники ушли на большую охоту, детям и женщинам была поручена непростая работа по охране поселения от набегов других родов, обработки мяса и шкур убитых животных, сохранение огня в очаге, чтобы не замерзнуть на холоде. Необходимо было молиться своим богам и просить их помощи для мужчин, которые отправились за добычей на большую охоту. Мальчики рода занимались изготовлением кремневого оружия для своих первых походов на большого зверя, а также отрабатывали навыки ведения боя со зверем, которым их учили отцы. Девочки подле матерей учились обрабатывать мясо, готовить сытную пищу для всех членов рода, также они обучались обработке меха и кожи, чтобы потом сшить теплые вещи, защищающие их в холодное время года. Нельзя забывать и про плетение бус из зубов и костей животных. Долгими темными и холодными вечерами женщины и дети всматривались на север, откуда должны были вернуться мужчины с добычей, которая поможет им выжить во время ледниковой эпохи.
Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) железный век на территории Восточно — Европейской равнины; 2) неолит, период перехода от присвающего хозяйства к производящему; 3) малый ледниковый период; 4) окончание ледниковой эпохи; 5) начало Великого оледенения; 6) мезолит, начало таяния ледника; 7) появление первых людей на территории Восточно — европейской равнины, начало нижнего палеолита.
Ответ: 1) I тысячелетие до н.э.
2) 8 — 3 тысяч лет назад
4) 13 тысяч лет назад
5) 2 млн. лет назад
6) 11 — 8 тысяч лет назад
7) 40 тысяч лет назад.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?
Ответ: Ответ на главный вопрос урока, на мой взгляд, звучит как: «Человек ответил на все вызовы окружающего мира и благодаря этому научился не только выживать в природе, но и преображать ее». Действительно, человек смог выжить в тяжелых погодных условиях, в борьбе за пропитание и тепло. Ему помогла его находчивость и инициативность, благодаря которой он создавал теплую одежду, ел свежее мясо, преображал и улучшал орудие труда и оружие для охоты. Он смог перейти от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему, смог приручить животных, которые помогали ему на охоте (собаки) и кормили его. Постепенно он начал вести оседлый образ жизни, что повлияло на окружающую его среду: он стал обрабатывать землю, сеять сельскохозяйственные культуры, заниматься скотоводством. Природе не удалось подчинить себе человека, но и человеку не удалось подчинить себе ее, поэтому они начали жить в гармонии, помогаю друг другу.
Мнение историка (стр.17 — 18)
Вопрос: На какие группы можно разделить находки из погребального комплекса? Чем объяснить насыщенность памятников разнообразными предметами из мира первобытных охотников? Почему у детей оказался такой же набор предметов, что и у взрослого охотника, в том числе оружие?
Ответ: Находки можно разделить на украшения (бусы, ожерелья, одежда, шапки, костяные перстни), орудия труда (костяные иголки), ритуальные (охра, амулет), оружие (копья, кинжалы). Насыщенность можно объяснить верой людей, что в загробной жизни данные предметы могут пригодиться умершим, а также, что их вещи навсегда должны остаться с ними. Во времена ледникового периода, каменного века дети не выделялись в особую группу, с раннего возраста они учились охоте и помогали взрослым в хозяйственной жизни рода, оружие сопровождало их всю жизнь (охота, обработка мяса, меха и кожи, изготовление орудий труда). Именно поэтому в могиле у детей был такой же набор предметов, что и у взрослого охотника.
Вопрос: Попробуйте объяснить предназначение трех находок – амулета в виде лошади, бус из песцовых зубов и бивня мамонта, копье из бивня мамонта. Предположите, как происходил обряд прощания с охотниками – тайно или при общем собрании рода? Какой урок для остальных членов рода преподносился этим ритуалом?
Ответ: Амулет в виде лошадки — это религиозный предмет, оберегающий его владельца, дающий ему силу и волю лошади; бусы из песцовых зубов и бивня мамонта – это предметы, которые люди того времени использовали в качестве украшений, сделанных из доступных им материалов, которые было легко обработать и предать нужную форму. Предполагаю, что обряд прощания происходил при общем собрании рода, потому что каждый член рода был важен в независимости от пола, возраста и умений. Для остальных членов рода – это было уроком, что необходимо быть смелым, сильным, развивать свои навыки в охоте и хозяйстве, чтобы быть похороненным со всеми почестями и предметами, которые будут ему поддержкой в загробном мире.
Попробуйте объяснить значение трёх находок — амулета в виде лошади, бус из песцовых зубов и бивня мамонта, копья и бивня мамонта. Предположите, как происходил обряд прощания с охотниками — тайно или при общем собрании рода? Какой урок для остальных членов рода преподносился этим ритуалом?
Ответ:1. Отметьте название первого тайного общества декабристов.
1) Союз процветания
2) Масонская ложа
3) Союз спасения
4) Народная расправа
2. Как назывался устав организации «Союз благоденствия»?
1) Великая книга
2) Чёрная книга
3) Конституция Союза
4) Зелёная книга
3. В каком году был организован «Союз благоденствия»?
1) 1812 г.
2) 1816 г.
3) 1818 г.
4) 1821 г.
4. Южное тайное общество декабристов возглавлял
1) П.И. Пестель
2. Н.М. Муравьёв
3) М.М. Сперанский
4) Н.Н. Новосильцев
5. Программный документ Южного общества декабристов назывался
1) Конституция
2) Соборное уложение
3) Русская Правда
4) Великие перемены
6. Какое положение было общим для Северного и Южного обществ декабристов?
1) форма правления в России
2) форма государственного устройства
3) отмена крепостного права
4) имущественный ценз для участия в выборах
7. Укажите автора «Конституции» — программного документа Северного общества декабристов.
1) П.И. Пестель
2) Н.М. Муравьёв
3) С.П. Трубецкой
4) П.Г. Каховский
8. Какое положение о судьбе монархии в России соответствует Конституции Северного общества?
1) монарха необходимо избирать каждые четыре года
2) монархию необходимо сохранить с полными властными полномочиями, личность монарха должна быть неприкосновенной
3) семью государя необходимо уничтожить либо выслать из страны
4) монарх должен стать «верховным чиновником» страны с ограниченными полномочиями
9. Отметьте название тайного общества, которое сложилось в Польше одновременно с Северным и Южным обществами.
1) Патриотическое общество
2) Польская шляхта
3) Польская держава
4) Великая Польша
10. Установите соответствие между программными положениями Северного и Южного обществ декабристов.
Программные положения
А) создание в России республики
Б) сохранение монархии
В) программа общества в целом более радикальна
Г) программа общества в целом более консервативна
Д) создание унитарного государства
Е) создание федерации
Общества декабристов
1) Северное
2) Южное
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. Кто являлся наследником престола по российскому закону после смерти императора Александра I?
1) супруга
2) брат Константин Павлович
3) брат Николай Павлович
4) государя необходимо было избрать всенародным голосованием
12. Кто был назначен диктатором восстания 14 декабря 1825 г.?
1) П.И. Пестель
2) Н.М. Муравьёв
3) П.Г. Каховский
4) С.П. Трубецкой
13. Назовите генерал-губернатора Петербурга, героя Отечественной войны 1812 г., который попытался уговорить восставших разойтись и был смертельно ранен П.Г. Каховским?
1) А.А. Аракчеев
2) М.А. Милорадович
3) Н.Н. Новосильцев
4) М.М. Сперанский
14. На какой площади Санкт-Петербурга проходило восстание декабристов?
1) Адмиралтейской
2) Варшавской
3) Сенатской
4) Манежной
15. Какое наказание было назначено для одного из организаторов восстания, поэта К.Ф. Рылеева?
1) ссылка в Сибирь
2) каторжные работы
3) разжалование в солдаты
4) смертная казнь
Объяснение:
Ответ:
Объяснение:
Большая территория к северо-востоку от Римской империи