Правила охоты 2021: главные изменения + видео с разбором от эксперта
Мы привыкли к тому, что каждый год правила охоты слегка меняются — уточняются сроки, формулировки и всякие мелочи. Однако, поправки от 2021 года оказались настолько существенными, что мы решили подготовить статью с разбором самых серьезных нововведений.
Полный текст правил охоты вы можете прочитать здесь, ну а мы попытаемся разъяснить лишь самые важные, на наш взгляд, изменения.
Общие положения
Большая часть изменений в правилах охоты направлена на борьбу с браконьерством. Законодатели попытались убрать серые зоны и неоднозначные формулировки правил, однако это привело к их значительному ужесточению. Помогут ли эти меры снизить уровень браконьерства — неясно, однако терпеть неудобства теперь предстоит всем нам.
Формулировка понятий
Самое главное и основное изменение — уточнение понятия “Охота”. Теперь это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, за исключением случаев нахождения в охотничьих угодьях с охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора и производственных охотничьих инспекторов при осуществлении производственного охотничьего контроля
То есть, проще говоря если вы вошли на территорию угодий с оружием (зачехленным, разобранным) — вы уже охотитесь, и все ограничения распространяются на вас в полной мере. С одной стороны это лишает браконьеров возможности избежать ответственности басней про то, что они “просто гуляли” с оружием в угодьях. Но с другой делает нарушителями добропорядочных охотников, в случае если они пересекают границы участков одних угодий, чтобы добраться до тех, в которых у них действует путевка.
Также вы станете нарушителем в случае если прибыли в угодья на открытие охоты заблаговременно — по новому закону вы будете считаться охотящимся вне сроков.
То же самое касается входа в охотугодья с ловчими птицами и собаками охотничьих пород — даже если вы просто вывезли собаку побегать в лесополосу или поля, то в глазах охотинспектора это будет браконьерством, причем совершенно неважно, охотник вы, или обычный любитель домашних животных. Имейте это в виду, так как некоторые угодья вплотную примыкают к населенным пунктам и дорогам общего пользования.
Отдельно следует сказать о нахождении в угодьях с продукцией охоты. Это означает что если вы даже без оружия будете находится в угодьях с добытыми животными или их частями, то с точки зрения закона вы также охотились. Пункт осложнит жизнь недобросовестным охотникам и браконьерам, которые ранее могли спрятать оружие и сослаться на то что случайно нашли добытое ими незаконно животное. Но с другой стороны, такая формулировка позволяет привлекать к ответственности невиновных людей, например, в теории, любителей шашлыка, решивших разделать и замариновать мясо на месте — ведь множество охотугодий прилегает к рекам и местам загородного отдыха.
Фиксация факта добычи
Этот пункт был в правилах и раньше, однако его исполнение часто игнорировалось в силу размытости формулировки. Теперь же все предельно четко и понятно — после добычи и до начала любых действий с добычей необходимо сделать отметку в разрешении на добычу. Исключение составляют лишь виды животных, на добычу которых не установлено ограничений.
Заметку следует делать перед любыми манипуляциями с дичью, так как даже подбор утки с воды в лодку будет считаться транспортировкой.
Сперва записали, потом подняли добычу
Уточнение формулировки позволит исключить случаи, когда недобросовестные охотники намеренно не делали отметок на добытую дичь до встречи с инспектором. Теперь они будут прямо нарушать правила охоты, попадать под полную конфискацию и лишаться возможности добывать животных с малой квотой больше положенного.
Также, в большинстве случаев следует делать отметку о ранении животного перед его добором, подробнее это описано в требованиях к охоте на конкретную группу животных.
Полномочия инспекторов
Полномочия всех проверяющих лиц значительно расширились. Охотничьи инспекторы, а также все должностные лица уполномоченные на проверку, при предъявлении документа могут потребовать у вас разрядить и передать на осмотр оружие, показать любые документы, проверить ваши личные вещи и транспорт.
Это означает что охотник попадает в самый низ пищевой цепочки, и проверять его имеют право почти все, ну а отказ от проверки может повлечь за собой решение о нарушении правил охоты, и последующую конфискацию оружия и средств охоты.
Досмотр, осмотр личных вещей и оружия — все это теперь в полномочиях охотинспекторов
Полномочия губернаторов
Федеральный закон дает право изменять свои положения в соответствии с региональными особенностями, то есть наделяет губернатора региона как угодно трактовать или изменять правила охоты в своем субъекте — вплоть до полного запрета. Нельзя лишь ограничивать виды оружия сверх ограничений федерального закона, а также расширять сроки охоты.
Для большинства регионов, скорее всего, ничего не изменится, но вероятно, будут и такие, в которых сроки и правила будут сильно отличаться от федеральных. Вы могли видеть что-то подобное в некоторых республиках в составе Российской Федерации, ну а теперь подобный законодательный опыт масштабирован на все регионы.
Безопасность и ночная охота
Существенные изменения связаны с безопасностью на охоте. Вы могли заметить возрастающее из года в год количество несчастных случаев на охотах — тому виной как игнорирование охотниками элементарной техники безопасности, так и недостаточная техническая оснащенность.
Жилеты
Общемировая практика наконец дошла и до нас — теперь все участники коллективной загонной охоты обязаны носить яркие жилеты со светоотражающими элементами. Так же жилеты теперь обязаны носить участники ночных охот, надевая их за час до заката, и снимая через час после восхода солнца.
Эта мера должна серьезно сократить количество жертв несчастных случаев на охоте, хотя и, несомненно, снизит продуктивность охот из скрадка и на приваде, демаскируя охотника.
Предложения по стратегии развития охотничьего хозяйства
Факт прямого обращения Минприроды России к профессиональному сообществу, несмотря на объективно сложившуюся высокую степень взаимного недоверия, в целом объективно воспринят, как положительный сигнал, это видно по первой реакции охотничьих СМИ.
Если есть запрос на предложения и срок предоставления предложений, значит должна быть рабочая группа обрабатывающая и анализирующая эти предложения. Что это за рабочая группа? Каков её кадровый и технический потенциал? Исходя из этого, первое (и самое важное) предложение к Минприроды РФ: обнародовать состав рабочей группы, если она создана, или объявить о формировании этой группы. Для качественного системного анализа и значительной технической работы потребуются немалые интеллектуальные ресурсы: участие ведущих научных учреждений, ученых, экспертов, практиков охотничьего хозяйства, общественных организаций и охотничьих СМИ.
Интернет-проект «Ассоциация профессиональных охотников» это профессиональное сообщество биологов-охотоведов и практиков охотничьего хозяйства, мы имеем приличный архив публикации пригодных для анализа по теме «Стратегия развития охотничьего хозяйства». Исходя из структуры поставленных вопросов, мы остановимся на принципиальных моментах, которые могут быть учтены в работе над стратегией. В порядке вопросов, направленных Минприроды главам субъектов РФ, приводим тезисное изложение наших предложений. Ссылки на публикации даны для более детального анализа.
1.Сохранение биоразнообразия. Вряд ли это должно являться главной целью стратегии развития охотничьего хозяйства страны. Одной из задач – да, главной целью – нет. По нашему мнению, изначально приоритеты были расставлены ошибочно, что и отразилось в тексте 209-ФЗ «Об охоте…». Обратите внимание на определение первой статьи указанного закона: «охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты». В законодательно закрепленном определении охотничьего хозяйства производство продукции охоты стоит на последнем месте. Сохранение биологического разнообразия как принцип, просто не работает. В экономической системе отношений – это положительный эффект стабильного экономического механизма, который нужно выстраивать концептуально.
Если бы в законодательно закрепленном определении охотничьего хозяйства на первом месте стояло производство продукции и оказание услуг, с учетом принципа устойчивого использования охотничьих ресурсов (ст.2. 209-ФЗ), то логика построения стратегии развития охотничьего хозяйства, в ключе поставленных вопросов, выстраивалась бы проще. Кроме этого при разработке концепции неминуемо возникнут проблемы понятийного (терминологического) аппарата. Смотрите публикацию Е. Целыхова «К вопросу о состоянии понятийного (терминологического) аппарата». В процессе работы над стратегией предстоит ответить на вопрос: охотничье хозяйство это полноценная отрасль?
В стратегии развития охотничьего хозяйства тему сохранения биологического разнообразия необходимо проработать с точки зрения безопасного заселения чужеродными видами, смотрите статью: С. Кузнецова «Стратегический вопрос: биологическая безопасность России».
Принятие законов направленных на чрезмерную криминализацию незаконной охоты и расширение перечня видов занесённых в Красную книги не способствует, а вредит принципу сохранения биоразнообразия. Смотрите статьи: А. Пушкин «Письмо ВНИИОЗ о совершенствовании законодательства в отрасли охотничьего природопользования» и некоторые размышления по этому поводу; Н. Краев «О чрезмерной криминализации незаконной охоты и оборота продукции»; С. Миньков «Здравствуй, черный рынок».
Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира, продекларированные ст. 50 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» в охотничьем хозяйстве не реализованы. Нет стабильной экономической основы охраны охотничьих ресурсов. Значительные платежи от аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений, а также сборов за пользование объектами животного мира уходят в федеральный бюджет и не возвращаются на необходимые цели. Целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции также продекларировано в ст. 51 этого закона, но механизма нет с того самого 1995 года.
2.Привлечение инвестиций и создание рабочих мест в отрасли. Увеличение товарного выхода продукции охотничьего хозяйства. Развитие охотничьего туризма. Это три тесно связанных вопроса, которые не стоит разделять. Инвестирование – размещение капитала в охотничьем хозяйстве с целью получения прибыли предполагает увеличение товарного выхода продукции, развитие сферы услуг (в том числе туристических) и создание рабочих мест. Стратегию развития охотничьего хозяйства необходимо увязать со стратегией продовольственной безопасности государства, смотрите публикации: Н. Лопан «Охотничье хозяйство и национальная безопасность» и А. Пушкин «К вопросу о развитии рынка пищевой продукции охоты и охотничьего хозяйства». Имеет смысл проработки варианта увязки стратегии с «Концепцией устойчивого развития сельских территорий».
2.1.Увеличение капитализации отрасли. Требуется уточнение терминологии. Что под этим подразумевается: капитал отрасли и его увеличение, стоимость, результативность? К примеру, под капитализацией предприятия понимается необходимая деятельность для создания или поддержания экономической устойчивости предприятия и дальнейшего роста его финансовой эффективности.
Экономическая устойчивость предприятий в охотничьем хозяйстве тесно завязана на средства производства — возобновляемые природные ресурсы (охотничьи ресурсы) и на потенциального потребителя услуг (охотника).
2.2.Основной потребитель – охотник. С точки зрения наращивания числа потребителей нет серьёзных маркетинговых исследований, и даже просто социологических исследований с большим охватом. Не понятно, есть ли тенденция «старения» охотников, в связи с чем, трудно оценивать возможный потенциал потребителей на перспективу. Необходимы исследования, которые стратегий должны быть как-то обозначены. Для примера смотрите публикацию Г.Г. Рогачева «Охотники и рыболовы России». На низкую численность потребителя отрицательно влияет несколько факторов, основные из которых: снижение доступности охоты, разжигание антиохотничьей истерии, и чрезмерная жесткость законодательства об оружии.
Доступность охоты это отдельный, завершающий вопрос из списка. Нарастание антиохотничьей истерии имеет тенденцию во всем мире, и это связано с ментальными особенностями восприятия современными жителями урбанизированных территорий мира дикой природы. Данный перекос может отразиться на всех отраслях связанных с эксплуатацией объектов животного мира и сельскохозяйственных животных. Стратегия развития охотничьего хозяйства должна учитывать эти негативные тенденции. На нашем ресурсе этой теме посвящен отдельный раздел «В защиту охоты».
Относительно третьего фактора можно привести только один пример. В соответствии со ст. 13, 26 ФЗ «Об оружии» лицензия на право приобретения охотничьего оружия не выдается, либо разрешение на право хранения охотничьего оружия аннулируется в случае повторного привлечения в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления. Это главы 19 и 20 КоАП РФ, включающие, в том числе, такие экзотические правонарушения, как умышленный срыв печати и пломбы, нарушение единства измерений, нарушения наименование географических объектов и пр. Фактически охотника могут лишить права хранения охотничьего оружия за однократное распитие пива в общественном месте и повторно — за курение в общественном месте. То есть за незначительное административное правонарушение, подразумевающее незначительный денежный штраф или предупреждение, фактически следует повторное, более жесткое наказание — ограничение права, которое следом влечет третье наказание — существенное ограничение специального права на охоту. Другими словами известный с античных времен принцип non bis in idem, запрещающий повторное преследование и наказание за одно, и то же деяние законодательством об оружии полностью игнорируется!
Охотничьи ресурсы – средство производства. В охотничьем хозяйстве охотничьи животные это предмет реальной капитализации при интенсивном ведении охотничьего хозяйства и дичеразведении. Стратегия развития охотничьего хозяйства должна содержать конкретные меры поддержки дичеразведения в охотничьем хозяйстве. Смотрите публикации на эту тему в разделе «Дичеразведение».
С точки зрения субъективной капитализации есть методики кадастровой оценки, но я приведу очень простой пример, который можно транслировать на масштаб всей Федерации. В соответствии с Налоговым кодексом РФ установлен сбор за пользование объектами животного мира, который поступает в федеральный бюджет. Таким образом, территорию любого охотничьего хозяйства можно оценить по простому показателю: сумме уплаченных сборов на единицу площади охотничьих угодий.
Для сравнительного анализа мной взяты две территории в Шатровском районе Курганской области. Выбор сделан исходя из близости территорий, схожести условий и доступности статистики. Одна территория передана в долгосрочное пользование восемь лет назад, другая является общедоступным охотничьим угодьем. Исходя из структуры и качества угодий, обе территории сопоставимы для сравнения, с преимуществом Терсюкского ОДОУ по площади. В прежние годы Терсюкское ОДОУ имело квоту добычи косули в два – три раза больше, чем Ирюмское охотничье хозяйство, но квота добычи лося в Терсюкском ОДОУ была в два раза меньше чем в Ирюмском охотничьем хозяйстве. С точки зрения суммы сборов в этом плане есть преимущество у ОДОУ. Потенциал территорий по кабану, боровой дичи и пушным видам примерно одинаковый.
Виды
(ставка сбора в руб.)
Ирюмское охотничье хозяйство