Правила охоты за границей
Номер и месяц: № 6, июнь 2012
Охота в Европе. Ограничения и менеджмент
(Продолжение. Начало в №5 2012г.)
2.3. Законодательные ограничения на калибр огнестрельного оружия и величину дульной энергии / начальную скорость пули
Законодательство большинства европейских стран подробно регламентирует разрешенное для охоты огнестрельное оружие, его калибр и величину дульной энергии для различных видов копытных. Вместо того чтобы подробно разбираться с национальными особенностями правил охоты в этой области (с неизбежными повторами и совпадениями), мы разделим все страны на три категории по следующим критериям:
- страны, в которых при охоте на копытных животных (с указанием конкретного вида) разрешено применение гладкоствольных ружей;
- страны, в которых при охоте на копытных (с указанием конкретного вида) разрешено использование мелкокалиберных винтовок;
- страны, в которых при охоте на копытных (с указанием конкретного вида), обязательно использование винтовок средних и крупных калибров, обеспечивающих пуле определенную минимальную энергию в 100 м от дульного среза (Е100).
Охота с гладкоствольным ружьем
Финляндия (на косулю; на лань – только с пулевыми патронами), Норвегия (на косулю, за исключением охоты на самцов косули в период с 10 августа по 25 сентября), Дания (на косулю, за исключением охоты на самцов косули в тот же период, что и в Норвегии).
Великобритания – на все виды копытных, но только в тех местах, где дикие животные наносят ущерб сельскохозяйственным зерновым культурам, лесному подросту или другому имуществу, и только с гладкоствольным ружьем не меньше 12 калибра и патроном, снаряженным дробью не мельче ААА (российский аналог – дробь № 4/0. Прим. переводчика), или пулей, весом не менее 350 гран (380 гран в Шотландии).
Хорватия (только на кабана), Австрия (хотя на территории одной из девяти земель страны и разрешена охота на косулю с гладкоствольным ружьем, но практически она не проводится), Швейцария (на косулю; в основном только в пределах Центрального плато). Италия (только на кабана и только с пулевыми патронами), Португалия (на все виды копытных, но только с пулевыми патронами), Франция (на все виды копытных).
Охота с мелкокалиберной винтовкой
Швеция (на косулю), Норвегия (на косулю; при этом должны использоваться патроны с Е100 > 980 Дж), Дания (на косулю; при этом вес пули должен быть больше 50 гран (3,2г), а Е100 > 800 Дж).
Шотландия (на косулю; вес пули должен быть больше 50 гран (3,2г), начальная скорость пули должна быть больше 2450 футов в секунду (746,76 мсек), Е100 > 1356 Дж). Англия и Уэльс (на мунтжака и водяного оленя; винтовка должна иметь калибр не менее .22, вес пули должен быть больше 50 гран (3,2г), Е100 > 1356 Дж).
Голландия (на косулю; Е100 > 980 Дж), Бельгия (на косулю; Е100 > 980 Дж), Чехия (на косулю; Е100 > 1000 Дж), Хорватия (на косулю; вес пули должен быть больше 50 гран (3,2г), Е100 > 1000 Дж), Словения (на косулю; вес пули должен быть больше 50 гран (3,2г), Е100 > 1000 Дж), Швейцария (на косулю). Венгрия (на косулю; Е100 > 1000 Дж), Италия (на все виды копытных, с винтовкой под патрон калибра 5,6мм с капсюлем центрального боя).
Охота на крупных копытных
Почти во всех европейских странах при охоте на крупных копытных (как правило, крупнее косули), закон требует применения винтовок и боеприпасов, которые могут обеспечить пулям весом 9 или 10 грамм (140 гран или 154 грана) минимальную дульную энергию Е100 в 2700 и 2500 джоулей соответственно. Исключением из этого правила являются: Дания и Финляндия (Е100 min 2000 Дж для пули, весом 10г), Норвегия (Е100 min 2200 Дж), Чехия (Е100 > 1500 Дж). Англия и Уэльс (в том числе и при охоте на косуль; винтовка калибром не меньше .240 и Е100 не меньше, чем 1700 футофунтов (2305 Дж). Патроны с экспансивными пулями, вес которых законом не регламентируется). И, наконец, Шотландия – обязательно использование винтовок и боеприпасов, которые обеспечивают пуле, весом не менее 100 гран (6,48г) начальную скорость не менее 2450 футов в секунду (746,76 мсек) и Е100 не менее 1750 футо-фунтов (2373 Дж).
В законодательствах Португалии, Франции и Испании мы не обнаружили никаких правовых ограничений в этой области. Правда, в Португалии, рекомендации по применению того или иного охотничьего оружия изложены в инструкции «Охотничье оружие и боеприпасы», но это именно рекомендации, которые не имеют юридической силы.
2.4. Прочее разрешенное охотничье оружие
Итак, применение гладкоствольных ружей при охоте на копытных (обычно предполагается, что при этом, в основном, используются пулевые патроны с пулями круглой или иной формы) разрешено:
- на все виды копытных – в Португалии и Франции; в Великобритании – с оговорками, перечисленными выше;
- только на косулю – в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании Швейцарии и Австрии (причем в Австрии – только на территории одной из девяти земель страны; в Швейцарии – в пределах Центрального плато; в Норвегии и Дании – за исключением охоты на самцов косули в августе-сентябре).
- только на кабана – в Хорватии и Италии (причем в Италии – только с пулевыми патронами).
Отлов копытных с помощью ловушек и капканов запрещен в большинстве стран. А вот охота с луком получает в Европе все большее распространение. В Финляндии и Дании можно охотиться с луком на косулю, во Франции и Италии – на целый ряд копытных животных. В Португалии на копытных можно охотиться с луком, копьем и арбалетом. В некоторых странах законодательно регламентируется минимальная мощность луков (так, во Франции, например, минимальная мощность лука определена в 180 Н).
2.5. Практика охоты на копытных и использование собак
В большинстве европейских стран наиболее распространенными видами охот на копытных являются охота из засидки (с вышек) и загонная (облавная) охота, причем последняя имеет свои национальные особенности. Так, в одних странах, группа охотников, выстроившись в линию, прочесывает определенную территорию в поисках дичи (как, например, в Дании). В других – группа загонщиков с шумом гонит дичь на линию стрелков, поджидающих добычу. Так проходит загонная охота, например, в Швеции, Германии, Венгрии, Польше (правда, в этой стране практикуется «молчаливый» загон), в странах Балтии и в Португалии. Но все эти виды охот отходят на второй план, если в стране разрешена охота на копытных с собаками.
Собаки, например, широко используются по всей Скандинавии при охоте на лося, как для его загона на отстой с последующим облаиванием, так и для простой остановки бегущего зверя. В других странах собак используют (поодиночке или в сворке, с загонщиками или без них) для того, чтобы поднять оленя и выгнать его на стрелков (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Австрии, страны Прибалтики, Румыния, Португалия, Испания, Франция). В Польше, Венгрии, Словакии и Италии собаки могут быть использованы при охоте на кабана, но не на оленя.
Использование собак для преследования оленя законодательно запрещено в Голландии, Бельгии, Великобритании и Ирландии. А в Чехии запрещено использовать для этих целей собак, высота в холке которых, превышает 55 см.
Оборотная сторона медали заключается в том, что во многих странах обязательным условием проведения таких охот является наличие у охотника собственных собак, обученных идти по кровяному следу в поисках подранка и находить его даже в самых крепких местах (или же наличие быстрого доступа к таким собакам в случае необходимости). Отметим, что наличие доступа к собакам, обученным поиску и добору подранков, обязательно при охоте с собаками на копытных в Швеции, Норвегии, Германии, Словакии и Австрии. Кроме того, это справедливо и для охотников из Польши, Венгрии, Словении и Италии.
2.6. Сроки сезонов охоты
Почти во всех европейских странах практикуется ограничение сроков охоты, как на отдельные виды копытных, так и на всех копытных без исключения. Особняком здесь стоит Португалия, где, формально, охотничий сезон длится с 1 июня текущего года по 31 мая года следующего. Однако и там подавляющая часть таких охот проводится в период с сентября по февраль.
Ограничение охоты рамками охотничьих сезонов имеет своей целью, в основном, сохранение диких животных. Например: чтобы избежать ситуаций, когда еще неокрепший молодняк лишается родителей; чтобы ограничить сбор урожая тех видов копытных, численность популяции которых относительно невелика; или чтобы обеспечить более-менее равномерный сбор урожая диких животных с землевладений, заметно отличающихся друг от друга обилием видов копытных и сезонными особенностями.
Тем не менее, несмотря на схожие цели в этой области, мы наблюдаем поразительный разнобой от страны к стране в продолжительности охотничьих сезонов и в привязке их к определенному времени года. Однако основная проблема заключается не в том, что сроки сезонов охоты в различных европейских странах слабо согласованы между собой, гораздо хуже, что они слабо коррелируют с фактическими сроками биологических сезонов размножения копытных (включая гон, отел и период зависимости молодняка от взрослых особей). Кроме того, следует учитывать и тот факт, что во многих случаях охотники могут ходатайствовать либо о продлении сроков охотничьего сезона (во Франции, при охоте на кабана; в Италии), либо о разрешении охотиться вне сезона охоты (например, в странах Соединенного Королевства и др.), мотивируя это тем, что копытные наносят ущерб сельскому или лесному хозяйству или (что бывает реже и только в Великобритании и Австрии) – местообитаниям других диких животных.
Последствия слабой корреляции сроков охотничьих сезонов и биологических сезонов размножения копытных для дела сохранения диких животных, для социальной динамики, а также способность (или неспособность) охотников регулировать численность популяций хищников являются предметом детального рассмотрения в отдельной статье. Поэтому здесь мы не будем подробно останавливаться на данном вопросе. Повторим лишь, что разнообразие в сроках охотничьих сезонов и в их календарной привязке поражает воображение. Сравните, например, эти параметры в трех соседних странах Балтии – Латвии, Литве и Эстонии (или в Бельгии – во Фландрии и Валлонии). Кстати, Бельгия здесь не одинока: сроки сезонов охоты существенно отличаются в разных провинциях и землях Италии, Австрии и Германии.
2.7. Сбор данных по отстрелу копытных и отчетность
В Таблице обобщены те требования, которые предъявляются законодательствами европейских стран к сбору данных по отстрелу копытных на основе предоставляемых отчетов об отстреле. Данная таблица поможет вам понять, в каких странах предоставление в компетентные органы отчетов (в той или иной форме) об отстреле копытных является требованием закона (будь то простое указание количества добытых животных с разбивкой их по видам и возрасту или более детальная информация). В большинстве случаев, сбор данных и прием отчетов осуществляют лицензирующие органы. Понятно, что в подавляющем большинстве европейских стран предоставление отчетов об отстреле является обязательным. Но требования закона к степени детализации таких отчетов могут меняться в очень широких пределах (к тому же, в некоторых случаях, точность этих отчетов многими ставиться под сомнение).
Есть страны, в которых предоставление подобной отчетности не является обязательным. Так, например, в Англии и Уэльсе закон не предусматривает предоставление отчетов об отстреле копытных. А вот в Шотландии (хотя там, формально и нет обязательной отчетности), компетентный орган – Комиссия по оленям Шотландии – может потребовать от любого, кто добывает оленей, предоставлять ежегодные отчеты об отстреле, и невыполнение данного требования является преступлением.
2.7.1.Требования к предоставляемой информации
Еще раз отметим, что детальность информации, содержащейся в отчетах об отстреле копытных, может изменяться в самых широких пределах. На низовом уровне – уровне владельцев лицензий и арендаторов охотничьих округов – закон может требовать предоставления информации лишь о количестве добытых животных с разбивкой их по видам. В некоторых случаях не требуется даже разделения добычи по полу и возрасту. Но в большинстве случаев – и особенно в тех странах, где закон требует маркировать тушу добытого животного биркой с уникальным номером (именно на общее количество таких бирок ссылаются потом в обобщенной по региону или стране отчетности по отстрелу) – в отчете необходимо указывать более полную информацию. Так, во Франции, в отчете указывается: номер бирки, дата отстрела, количество охотников, вид оружия (ружье или винтовка), информация о типе дроби или пули, вес добычи (точный или предполагаемый, убойный или чистый1 ), пол животного, наличие / отсутствие рогов, наличие / отсутствие «бархата» на рогах, длина рогов, для оленух – кормящая или нет. В Бельгии охотник обязан указать дату и место добычи животного, данные о человеке, который произвел результативный выстрел, пол и возрастную группу добытого животного и его чистый вес. По желанию охотника в отчет может быть добавлена информация о параметрах рогов, наличии эмбрионов, длине челюсти, индексе почечного жира2 и т.п. В Финляндии, после окончания охотничьего сезона, информация о каждом добытом животном должна быть отправлена в соответствующий охотничий округ. Обязательные сведения, которые должны присутствовать в отчете: пол животного, его возрастная группа, место добычи, число отростков на оленьих рогах. А вот в Норвегии, охотники обязаны указывать только количество и пол добытых животных и ежегодно отчитываться по количеству добытых оленей и отдельно – по количеству добытых мелких копытных.
Вероятно, наибольшей детальностью отличаются отчеты в странах, внедривших систему сбора информации аналогичную той, которая действует в Германии – это, например, Австрия, Венгрия, Словения, Хорватия. Там, арендаторы охотничьих округов обязаны предоставлять в органы региональной власти не только информацию о количестве добытых копытных животных по каждому виду (с указанием их пола и возраста), но и показывать убыль копытных в результате естественной смертности, смертности в результате дорожнотранспортных происшествий и даже (в некоторых странах) оценивать урон, нанесенный популяции копытных хищниками. Нужно отметить, однако, что проконтролировать точность таких отчетов в большинстве случаев не представляется возможным.
Предполагается, что в тех странах, где индивидуальные охотничьи лицензии на копытных выдаются региональной или общегосударственной властью, отчеты обо всех отстрелянных (в соответствии с указанной в лицензии квотой отстрела) копытных возвращаются в органы, выдававшие лицензии. Однако очень трудно оценить объективность таких отчетов, так как охотник, конечно же, обеспечит «на бумаге» точное соответствие количества добытых животных квотам, оговоренным лицензией (и нет никакого очевидного способа проверить эти данные). Другими словами:
- если охотник добыл больше копытных, чем это предусмотрено лицензией, то «лишние» животные не будут отражены в его отчете об отстреле. Если законом предусмотрено предоставление подробной информация о добытых животных, то в отчете будут представлены данные только о тех животных, которых «выберет» для занесения в отчет сам охотник;
- если охотник не выбрал предусмотренную лицензией квоту, то этот факт может быть честно отражен в отчете. Если, конечно, за незакрытую лицензию не предусмотрен штраф (в этом случае лицензирующий орган просто повторно выдает лицензии на добычу того количества животных, которое «недобрали» с первого раза). Но дело в том, что во многих случаях за неиспользование в полном объеме квот отстрела, предусмотренных лицензией, применяются штрафные санкции. И в этой ситуации трудно ждать честности от охотников при заполнении отчетов. Охотник предпочтет завысить истинное число добытых животных, лишь бы не платить штраф.
Даже в тех странах, где маркировка туш добытых животных бирками является обязательной, проблема объективности отчетов об отстрелах остается открытой. В случае превышения квот добычи «лишние» туши просто не маркируются, а при не полном использовании квоты уничтожаются лишние бирки. Только в том случае, когда учет бирок ведется на протяжении всей цепочки «орган, выдавший бирку – дилер дичи», возможен действенный контроль объективности предоставляемых отчетов об отстреле. Но мне неизвестна ни одна страна, где осуществлялась бы подобная систематическая проверка.
В некоторых странах непременным условием предоставления землевладельцам или охотничьим объединениям права на организацию охоты (путем создания охотничьего округа) является найм егеря или охотинспектора (один егерь на один охотничий округ). Эти профессиональные работники, как правило, несут ответственность за подготовку управленческих планов для представления в соответствующие органы, занимаются непосредственной организацией охоты в охотничьем округе и готовят годовую статистическую отчетность по отстрелу в конце сезона охоты. Хотя такой подход и сокращает длину «бюрократической цепочки», гарантируя наличие одного конкретного человека, который ответственен за годовую отчетность, но он не гарантирует объективность этой отчетности.
Примечательно, что проблема объективности отчетов – а ее наличие отмечали многие специалисты, опрос которых я проводил при написании данной статьи – характерна в целом для тех систем менеджмента и администрирования охоты, которые отличаются излишней зарегулированностью. Если сама возможность аренды охотничьих земель зависит от выполнения арендатором, в будущем, определенных задач, которые, в свою очередь, преследуют достижение определенных целей в области менеджмента дичи, то статистическая отчетность, предоставляемая контролирующему органу арендатором, будет, с высокой степенью вероятности, подправлена последним «в нужную сторону», дабы соответствовать изначально поставленным перед ним задачам. Даже в тех странах, в которых система менеджмента и администрирования охоты предусматривает выдачу индивидуальных (с оговоренной квотой добычи) охотничьих лицензий через контролируемые государством структуры (через департаменты – как, например, во Франции), проблема остается. Как заметил один из моих респондентов: «Из личного опыта я знаю, что с точки зрения объективности предоставляемой информации, отчеты об отстреле не стоят даже бумаги, на которой они написаны. Я знаю, что охотники часто вписывают в отчеты несуществующих «добытых» косуль; им вполне достаточно тех, которых они уже добыли, но дело в том, что они не выбрали квоту, а за это им грозят штрафные санкции».