Расчитываем разгрузку для подводной охоты
Пояс для подводной охоты часто называют разгрузочным. Это не совсем корректно, т.к. этот предмет экипировки ничего не разгружает, а, наоборот, загружает охотника дополнительным грузом. Поэтому его правильное название – грузовой пояс. Он является обязательным элементом снаряжения для подводной охоты в гидрокостюме.
Зачем нужен грузовой пояс
Любой гидрокостюм состоит из синтетического каучука – грубо говоря, резины, имеющей пористую структуру. Этот материал известен также под названием синтетического латекса, который по своим свойствам аналогичен натуральному, получаемому из гевеи. Американская компания Дюпон запатентовала этот материал под торговой маркой «неопрен». Поэтому часто гидрокостюмы называют неопреновыми.
Как вы, наверное, знаете, гидрокостюмы для подводной охоты бывают «сухие» и «мокрые». При изготовлении сухих костюмов используют прессованный неопрен, в котором пузырьки с воздухом раздавлены или деформированы. Такие гидрокостюмы имеют большую плотность, меньшую плавучесть и, соответственно, не требовательны к дополнительной догрузки. Но так как они применяются только в очень холодной воде или при погружении на значительную глубину, в подводной охоте их не используют.
Мокрые гидрокостюмы изготавливают из обычного пористого неопрена, который обладает двумя важными свойствами:
- сохраняет тепло, благодаря микропузырькам, которые выполняют изолирующую функцию по типу термопакета или термоса;
- всегда держится на плаву за счет невысокой плотности материала.
Сохранение тепла – это как раз то, что нужно при охоте в наших не очень жарких широтах. Чего нельзя сказать о повышении плавучести, которое не дает возможности уйти под воду. Для компенсации последнего и придумали использовать специальные грузы, закрепленные на поясе. Эту грузовую систему называют «отгрузкой».
Грузовой пояс: характеристики
Грузовой пояс состоит из собственно цельного пояса, пряжки и надеваемых на пояс грузов.
Материал
Пояса изготавливаются из синтетических материалов:
Из них самым оптимальным считается латекс. Являясь одной из разновидностей резины, он, тем не менее, превосходит ее в некоторых параметрах:
- более эластичный;
- обеспечивает лучшее сцепление ремня с костюмом;
- «сжимается» давление воды, так же как и гидрокостюм.
Стоимость грузовых поясов колеблется в среднем от $15 до $70.
Латексные ремни лучше держатся на поясе, не соскальзывают при нырянии и других маневрах под водой. Резиновые ремни тоже хорошо контактируют с костюмом, но имеют большую вероятность смещения по телу. Нейлоновые ремни – самые недорогие. Других положительных моментов найти сложно.
Пряжка
Застегивающийся механизм на ремне изготавливают из металла или пластика. Очевидно металл долговечнее и устойчивее к механическим повреждениям. Как и во всех других ремнях, металлические пряжки всегда более предпочтительны. Исключения составляют случаи, когда бликующий элемент на одежде неприемлем. Например, если вы собираетесь охотиться на акул.
Подводные ремни снабжаются следующими вариантами пряжек:
- марсельская или «марсельеза»;
- французская;
- пряжка типа «зажим»;
- защелкивающаяся (на нейлоновых моделях).
Марсельеза – традиционная и оптимальная для подводной охоты пряжка. Помимо своей незамысловатости, она легко расстегивается при натяжении ремня и автоматически освобождает корпус от груза.
Хорошо расстегивается и защелкивающийся пластиковый механизм, но им оснащается только нейлоновые модели. То же относится к пряжке типа «зажим».
Французская пряжка фиксирует ремень за счет формирования изгиба. Оперативно расстегнуть такой зажим не получится.
Груза и карманы
Стальные грузы могут крепиться на ремне двумя способами:
- ремень продевается через отверстия-прорези в грузах;
- грузы укладываются в специальные карманы, закрепленные на ремне.
Карманный способ считается более цивилизованным. Карманы можно приобретать отдельно и надевать их на ремень. Или купить сразу ремень с карманами. Большинство наших подводных охотников пользуются более традиционным способом, закрепляя груза непосредственно на ремне.
Главное требование – фиксировать грузы на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы загрузка была равномерной.
Грузовая поясная система
Эффективным способом борьбы с проскальзыванием ремня является так называемая грузовая система. Этим термином называют ремень с грузами и дополнительный ремешок, который крепится, с одной стороны, к основному поясу на спине, проходит между ног и, с другой стороны, крепится к пряжке ремня. Такая система не позволит ремню с грузом проскальзывать вверх при резком погружении или всплытии.
Расчет необходимого груза в мокром костюме
Важно не впадать в крайности и делать подбор веса груза правильно: он должен утяжелять ровно настолько, чтобы не слишком «топить» и усложнять движение. Очевидно, что вес груза находится в зависимости от массы тела охотника и выталкивающей силы гидрокостюма.
Эта зависимость формулируются двумя правилами:
- более грузный человек требует большей отгрузки;
- более толстый гидрокостюм требует большей отгрузки.
Расчет, сколько надо груза для человека весом от 50 кг до 100 кг в гидрокостюме от 3 мм до 11 мм, представлен в таблице.
Таблица. Расчет общего груза (кг) в зависимости от толщины костюма («мокрый» вариант) и веса охотника в пресной воде.
Вес человека, кг | Толщина костюма, мм | ||||
3 | 5 | 7 | 9 | 11 | |
50 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 |
55 | 3,3 | 5,5 | 7,7 | 9,9 | 12,1 |
60 | 3,6 | 6 | 8,4 | 10,8 | 13,2 |
65 | 3,9 | 6,5 | 9,1 | 11,7 | 14,3 |
70 | 4,2 | 7 | 9,8 | 12,6 | 15,4 |
75 | 4,5 | 7,5 | 10,5 | 13,5 | 16,5 |
80 | 4,8 | 8 | 11,2 | 14,4 | 17,6 |
85 | 5,1 | 8,5 | 11,9 | 15,3 | 18,7 |
90 | 5,4 | 9 | 12,6 | 16,2 | 19,8 |
95 | 5,7 | 9,5 | 13,3 | 17,1 | 20,9 |
100 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
Как показывает практика, многие люди не знают своего веса или имеют неактуальное представление о нем. Если вы ошибаетесь на 3-5 кг, то, используя таблицу, получите погрешность от 0,3 кг до 1 кг. Вы должны иметь это в виду и полагаться на свои ощущения. Если погружение под воду дается вам с большим трудом, чем это должно быть, то добавьте 1 кг груза. Небольшой перевес, как правило, не осложняет охоту и более приемлем, чем «недовес».
Замечания о распределении груза на теле
Если вы имеете немалый вес и/или используете толстый костюм, то, вполне вероятно, что вам придется использовать дополнительные 12-15 или даже более килограммов груза. Так как груз крепиться на поясе, неестественно нагружается поясница. Поясничный отдел – наиболее уязвимая часть позвоночника у мужчин: именно в нем чаще всего образуются грыжи.
Основная причина – неправильная, чрезмерная или систематическая нагрузка на спину, в частности, на поясницу. Поэтому, если вы не хотите, чтобы в разгар охоты, когда рыба будет проплывать совсем близко, вас прострелил радикулит, используйте дополнительную развесовку грузов на другие части тела.
И даже если вы не очень крупный человек и используете не очень толстый костюм, разделить грузы все равно имеет смысл. В легких после выдоха сохраняется большой объем воздуха, который действует как естественный поплавок. Когда же мы погружаемся в воду на вдохе, объем воздуха в легких увеличивается, и уйти под воду становится еще сложнее. Чтобы избежать этого, используется разгрузочный жилет, на который по общему правилу должно приходиться около 1/3 общего груза охотника. То есть если мы посчитали, что отгрузка должна быть равна 10,5 кг, то 3 кг может приходиться на область грудной клетки.
Нельзя совсем заменять грузовой пояс на жилет: чтобы не начать «кувыркаться» в воде, центр тяжести должен находится в районе низа живота.
Часть груза имеет смысл перераспределить на ноги. Примерно 1 кг (0,5 кг на каждую ногу). Это позволит затрачивать меньше усилий на поддержание горизонтального положения тела в воде, а также меньше хлопать ластами.
Грузы на ноги могут быть размещены:
- на ноге вокруг берцовой кости;
- в ластах.
Второй вариант может показаться более утяжеляющим и осложняющим движение при подводной охоте. Таким образом, если наш вес составляет 75 кг, а толщина используемого гидрокостюма 7 мм, мы должны отгрузиться на 10,5 кг.
Подбор отгрузки будет таким:
- только 6 кг должны находиться на грузовом поясе (например: 1 + 2 + 2 + 1 кг);
- 3 кг могут приходиться на жилет;
- 1-1,5 кг – на ноги.
При такой отгрузке мы будем чувствовать себя наиболее удобно, прикладывать меньше усилий для стабилизации положения тела в воде и на дольше задерживать дыхание.
ГРУЗОВЫЕ СИСТЕМЫ
ГРУЗОВЫЕ СИСТЕМЫ
Грузовой пояс — важнейшая и необходимая деталь, а вернее — комплекс деталей, элемент экипировки. Это средство регулирования плавучести, а также место крепления и ношения необходимого дополнительного оборудования и снаряжения. Без грузового пояса невозможно свободно чувствовать себя в воде, нормально нырять и передвигаться вдоль дна и в толще воды. Для компенсации плавучести гидрокостюма на ленте грузового пояса подбирают необходимый комплект грузов — балласта. Традиционный грузовой пояс – это лента с быстроразъемной пряжкой и укрепленными на ней грузами.
Пояс (лента) — может, конечно, быть и капроновым. Простейшее решение советских времен — капроновый пояс с пряжкой от самолета: легко расстегивается, довольно просто регулируется. Но пряжка небольшая, а нащупать язычок пряжки, да еще в толстой перчатке — всегда проблема. Более того, капроновая лента пояса может сместиться вокруг талии, и пряжка окажется на боку или даже на спине! Капроновый пояс, но уже с зажимающейся пряжкой можно отрегулировать более точно, и все равно при погружении на 3-5 метров и глубже костюм неминуемо обожмется, и пояс обязательно начнет болтаться. Можно, конечно, зафиксировать его простейшим брасовым ремешком, но болтаться он все равно будет, вот почему лучшие пояса — резиновые. Во время нырка, когда костюм обжимается и становится тоньше под давлением воды, резиновый пояс не скользит по костюму. Пояс за счет своей эластичности тоже обжимается, а потому и не болтается на талии, более того, он может быть застегнут на бедрах чуть ниже талии, не нагружая тем самым поясницу и дополнительно уплотняя стык куртки и брюк.
В зависимости от типа пряжки, а пряжка обязательно должна быть быстро и легко расстегиваемой, пояса бывают: с пластиковой пряжкой, с пряжкой из нержавейки и “марсельские”. Пластиковая или нержавеющая пряжка — вопрос вкуса. Самые удобные из них -пряжки-эксцентрики, которые легко регулируются, зажимая ленту в любой точке. Спортсмены — охотники, фридайверы и просто дайверы-аквалангисты — те, кому важна максимальная безопасность, отдают предпочтение “марсельскому” поясу. Это чуть более толстая, чем обычно, резиновая лента с отверстиями и очень крупной металлической пряжкой с язычком. “Марсельский” пояс просто лучший по надежности. Достаточно лишь слегка дернуть за свободно болтающийся конец ленты, как язычок выскочит из отверстия, и пояс свободно свалится с ваших бедер. Важен именно свободно болтающийся конец ленты — ни в коем случае нельзя заправлять его за пояс. Пряжка может сместиться вправо или влево, а вот конец ленты вы в случае необходимости найдете практически мгновенно.
Разгрузочные системы. Использование костюмов толщиной более 3 мм требует довольно большого количества грузов. Даже 3-5 кг, висящие на талии — это солидная нагрузка на позвоночник, поэтому, чтобы разгрузить поясницу и распределить вес балласта вдоль позвоночника, придуманы различные варианты размещения грузов.
“Сковородка”. Подвесная система типа “рюкзак”, где довольно большой плоский спинной груз весом 4-6 кг висит на спине, а остальные грузы располагаются на поясе и свободных передних окончаниях лямок. Это великолепный выход, если вам необходим балласт большого веса -8-9 кг или больше. Спинной груз распределяет нагрузку на весь позвоночник и смещает центр тяжести выше, ближе к центру плавучести. Такое распределение масс удобно и особенно хорошо для охоты на небольшой глубине. Ремни плечевые могут быть и капроновыми, но поясной, обычно он располагается несколько выше талии, — только мягкий резиновый, чтобы не мешать дыханию. “Сковородка” не спадает с плеч после открывания пряжки пояса, и нужно делать хотя бы еще один разъем на плечевом ремне — пряжку или “липучку”, для того чтобы максимально быстро и просто освободиться от груза в аварийной ситуации.
“Уздечка” — вариант “сковородки”, разница лишь в том, что в ней нет плоского большого груза на спине. Это нечто на манер портупеи, где на плечевых ремнях и на поясе много карманов, в которые и укладываются грузы. “Уздечки”, как правило, рассчитаны на небольшой вес балласта. Как вариант уздечки в последние годы получили широкое распространены “лифчики” — разгрузочные жилетки. Грузовые системы, выполненные из неопрена, жилеты или напоминающие небольшие рюкзачки подвесные комплекты, в карманы которых вы укладываете необходимый комплект грузов.
Неопреновые разгрузочные жилеты. Выпускается множество вариантов таких систем, самое главное качество которых —
возможность их сбросить мгновенно. Нужно помнить, что висящая на плечах разгрузочная система снимается сложнее и дольше, а значит, должна иметь минимум пряжек и замков. Разгрузочные системы, кроме грузов, позволяют носить на них запасное снаряжение — ножи, наконечники или заряжалки, тюбик со сгущенкой или фляжку с напитком В любом случае, разгрузочная система должна обеспечить равномерное распределение балласта вдоль спины. Любые варианты грузовых систем снимают нагрузку с наиболее подверженного травмам поясничного отдела позвоночника. И они очень удобны, когда приходится совершать пешие переходы вдоль берега в снаряжении.
Ножные грузы. Без них не обойтись, когда вы собираетесь охотиться на мелководье из засады на осторожную рыбу в камнях, скалах и в прибое. Ножные грузы прижимают ноги ко дну и делают вас более незаметным для рыбы. Интересно, что грузы на ногах облегчают ныряние; стоит лишь поднять ноги над поверхностью воды, они своим весом немедленно “задавят” вас под воду. В зависимости от задач каждой конкретной охоты можно применить грузы весом от 300 г до 1,5-1,6 кг каждый. Удобнее всего мягкие: продолговатые мешочки с дробью, которые крепятся к ноге специальными застежками или на липучке.
Балласт. Собственно грузы, набор, система грузов, надеваемые на грузовой пояс и укладываемые в карманы грузовых систем. Как правило, изготавливаются из свинца, форма и вес грузов подбираются в зависимости от толщины костюма и глубин, на которые вы планируете нырять. Выпускаются грузы различного веса: от 0,5 до 3 кг, но самый популярный типоразмер — 1кг. Для глубинного ныряния удобно применять обтекаемой формы грузы, но если глубина большая, а костюм тонкий, то, в принципе, уже и не важно, какой формы будут необходимые вам здесь 2-3 груза.
Очень важно правильно “отвеситься”, подобрать необходимое количество грузов, соответствующее вашему весу и объему, толщине костюма и глубине, на которую вы собираетесь нырять. Самый простой -метод “тыка”: на пояс вешается 7-8 кг свинца, вы одеваете все снаряжение и, зайдя в воду, на вдохе ложитесь на поверхность воды. Для пресных водоемов и охоты на мелководье в море это будет простейшим тестом. Если на вдохе вы плаваете, а на выдохе начинаете медленно тонуть, значит, балласт подобран верно Этот способ стоит принять для первого выхода на водоем, в дальнейшем в процессе охоты станет ясно, насколько правильно вы подобрали вес и стоит ли внести корректировки. В идеале, плавучесть охотника, активно ищущего рыбу, должна быть нейтральной на рабочей глубине, в засаде — чуть отрицательной (- 500-800 г), а на глубине, в скалах — слегка в плюсе (+ 200-300 г).
И все это вы сможете приобрести у нас в магазине или с доставкой в города Москва и Московской области, Санкт-Петербург(СПб), Архангельск, Астрахань, Екатеринбург, Брянск, Барнаул, Белгород, Великий Новгород, Владимир, Воронеж, Вологда, Волгоград, Владикавказ, Владивосток, Гатчина, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Киров, Казань, Калуга, Кемерово, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Минск, Магнитогорск, Набережные Челны, Нижневартовск, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Нижний Новгород, Обнинск, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Пермь, Псков, Ростов на Дону, Рыбинск, Рязань, Саранск, Саратов, Самара, Симферополь, Севастополь, Смоленск, Старый Оскол, Сургут, Таганрог, Тверь, Тамбов, Томск, Тула, Тюмень, Челябинск, Уфа, Ульяновск, Энгельс, Ялта, Ярославль, Махачкала, Долгопрудный, Малоярославец, Мурманск, Дубна, Выборг, Химки, Троицк, Абакан, Курган, Ейск, Тольятти, Петропавловск-Камчатский, Нижний Тагил, Якутск, Воркута,Чебоксары, Новочебоксарск, Мичуринск, Нюгань, Югорск, Сургут, Надым,Красное Село, Гатчина, Домодедово, Пушкино, Апрелевка, Одинцово, Балашиха,Лиски, Бобров, Калининград,Керчь,Бийск, Подольск, Ангарск, Рубцовск, Клин,Ставрополь, Ковров, Вышний Волочёк, Анапа, Серпухов, Чехов, Обнинск, Ногинск, Дмитров, Щелково, Королев, Электросталь,Улан-Удэ,Новый Уренгой, Ступино,Мытищи, Жуковский,Путилково, Сергиев Пасад,