Port Royale 4
«То, что мертво, умереть не может — оно лишь восстаёт вновь, сильнее и крепче, чем прежде» — этот девиз дома Грейджоев из «Песни Льда и Пламени» как никакой другой подходит для серии Port Royale. Прекрасно показав себя в начале 2000-х, эта серия тогда же и издохла, возродившись в новом виде от другой команды разработчиков в триквеле 2012 года. Однако и тогда у серии не вышло. Port Royale 3: Pirates & Merchants очень много на себя брала, пытаясь усидеть на всех стульях разом. Там были акцент на торговле в Карибском море, а не на строительстве городов, случайно генерировавшиеся побочные квесты и поиск сокровищ, морские сражения в реальном времени, большое количество точек интереса на глобальной карте. Для битв и экранов городов авторам даже пришлось включать дополнительную подгрузку внутри игры, так как глобальная карта с торговлей были в 2D, а вот битвы и города уже в 3D. Тем не менее, несмотря на обилие недоработок и погрешностей, за восемь лет у игры появилось куда больше поклонников, чем во времена релиза. Она стала новым опытом, не погрязшим во вторичности и сильно отличавшимся от ANNO тем, что в ней было куда больше динамики, куда меньше сюжета и не было акцента именно на строительстве. Отличалась Port Royale 3 даже от близкой по духу серии The Patrician, тоже посвящённой торговле и политике, — хотя бы потому что в ней практически не было войны.
Триквел был во всех смыслах нестандартным и для самой серии. Торгуй, приключенствуй, получай титулы и следи за количеством монет в кошельке — ну не сказка ли? Минимум неважного, максимум экономики, но нет, не сказка. Игралось в это не так весело, а местами всё ещё и работало криво. С этим надо было что-то делать, и свежая Port Royale 4 — не возвращение к стародавним корням, а именно что правильная версия третьей части. Всё ещё несовершенная, но уже твёрдо чувствующая ветер в парусах, что гонит судно проекта к суше. Напорется ли он на скалы, или благополучно пришвартуется в гавани — это нам пока не известно. Но вне зависимости от результата, направление у местных рулевых выбрано верное.
Основы прошлой игры остались прежними. Под руководство игрока попадает торговая компания Испании (обязательная для первого прохождения), а позже позволяют возглавить компании Франции, Англии и Нидерландов. Карта действия у всех одна, даже более того — все миссии внутри кампаний за названные страны проходят в рамках одной карты без подзагрузок. Разница между странами, помимо стартовой точки, в мелочах: например, у кого-то население множится лучше, а у кого-то здания или корабли стоят дешевле. Тем не менее, отсутствие этих достоинств у стран можно компенсировать достоинствами вашего протагониста. Четыре класса персонажа дают по два преимущества и по одному недостатку. Тут вам и уменьшение штрафов за пиратство, и бонусы за каперство, и возможность не покупать торговые лицензии в городах. Комбинация из бонуса страны и бонуса вашего героя может сильно сместить баланс экономики в вашу сторону, если правильно ими пользоваться. Зачем, например, выбирать в самом начале персонажа-пиратку, если не собираетесь грабить-убивать? Таланты героя не должны простаивать, иначе будет скучно.
И прокладка торговых путей никак не мешает параллельному занятию сомнительным бизнесом: просто каперство увеличивает уважение вашего правителя, а пиратство, наоборот, снижает — при том что процесс-то в целом один и тот же. Уважение короны, оно же «Слава» — очень важный ресурс. Без него ни новые виды факторий открыть, ни корабли высокого класса заказать, ни капитанов нанять. Зарабатывать репутацию приходится, выполняя генерирующиеся случайным образом просьбы городов, преимущественно сводящиеся к чему-то вроде: «Доставь товар M в количестве K до даты N». Данные задания можно игнорировать, но делать этого не рекомендуется, так как без очков короны невозможно будет пройти сюжет: квесты там зачастую завязаны на строительство редких объектов, покупаемых за эти самые очки. Ещё среди побочек попадаются знакомый игрокам по прошлой части сбор фрагментов карты сокровищ, спасение потерянного груза и утопающих, а также поиск потерянных кораблей, тут же вступающих в ваши флотилии. Но основные задания, конечно, тут исключительно «подай-принеси». Жители городов всё время хотят есть, пить и хорошо одеваться, а значит, без ваших товаров города зачахнут.
Само благоустройство городов изменилось и стало напоминать некую смесь свободного строительства классических игр серии и Civilization VI с её районами вокруг основного города. В отличие от Port Royale 3, здесь новые здания не просто пункты в меню города, а полноценные постройки, чьё месторасположение вы можете задать сами, выбрав любой подходящий гекс-слот вокруг ратуши или рядом с уже построенными зданиями. Конечно, бесконечно увеличивать город нельзя, но даже доступная застройка может сильно изменить баланс внутренней экономики. Потратьте всё пространство на удобство для людей, бары и хлопковые поля, которые соедините друг с другом для лучшей работы, и результатом станут обвалившиеся цены на этот самый хлопок, так как его окажется слишком много. Правильным подходом будет строительство семи разных производств внутри города, чтобы у торговцев был выбор, позволяющий процветать за счёт балансирования спроса и предложения. Ну а смотреть, как работает мегаполис, одно удовольствие, ведь теперь можно любоваться городами прямо с глобальной карты безо всяких подгрузок.
А вот при входе в морское сражение подгрузки, увы, остались — без них не обойтись из-за смены жанра у этих сражений. Из унылых догонялок в реальном времени авторы сделали пошаговую тактику с гексовой разбивкой игрового поля. Как ни странно, сражения стали куда интересней и динамичней. Корабль имеет орудия с двух бортов, а значит, может сначала выстрелить, например, с правого борта, а потом подплыть к следующей цели и бахнуть с левого. Кроме того, в благодарность за выполнение поручений городов ваш флот могут прокачать различными боевыми и околобоевыми умениями вроде разлива масла или ремонта прямо в бою. Единственное, что попало под нож, — боевые снаряды-книппеля. Вы можете стрелять обычными ядрами, чтобы пробить борт, можете стрелять картечью, чтобы убить команду, можете пойти на абордаж, но можете не уничтожить мачты, чтобы остановить корабль. Даже подбитый и полностью лишившийся матросов парусник продолжит плавать и атаковать. Увы, баланс в тактических играх — вещь, несовместимая с логикой реальности.
Ну да не ради боёв мы играем в Port Royale. Самое интересное здесь — экономика. Она, как и раньше, зиждется на торговых маршрутах. Они перестали отображаться на карте в виде линий, и вместо этого теперь у каждого маршрута появился свой интерфейс с установками. Там вы выбираете не только где и что покупать да продавать, но и как торговый караван будет плавать между этими точками. Самый быстрый путь — не всегда прямой. И дело тут даже не в пиратах. Во-первых, тяжёлые корабли, доверху забитые товаром, прекрасно чувствуют себя в глубоких водах, но если маршрут проходит у берегов, то это заставит корабли тормозить и идти очень осторожно. Во-вторых, ветер. В Карибском бассейне циклоны — это реальность, которую предстоит учитывать. Они, к счастью, пребывают в статичном состоянии, так что не будет проблемой построить торговый маршрут по кругу циклона таким образом, чтобы корабли двигались исключительно по ветру и развивали повышенную скорость.
В остальном торговый геймплей остался без изменений. Строите фермы и фабрики в изначальном городе, собираете товар за бесценок, везёте в другой город, покупаете там торговую лицензию и продаёте втридорога. За хорошие отношения с этими городами в них сначала можно получить лицензию на строительство производственных предприятий, а потом — возможность строить и общественные: дома, церкви, питейные заведения и гостиницы. Не бесплатно, а за бешеные деньги. Не моментально, а когда привезёте строительные ресурсы. Не навсегда, ведь всё, что вы построите, может оказаться бесполезным из-за вспышки чумы или банального отсутствия необходимых товаров. И всё это — не отвлекаясь от выполнения квестов и пожеланий правителя региона. Не так легко, как видится со стороны, но и не так сложно, как могло бы быть.
Port Royale 4 — тот самый баланс всех элементов, которого не мог добиться триквел. Да, игре далеко до идеала. Да, графика могла бы быть лучше, багов могло бы быть меньше (привет, виснущая на месте камера и непослушные корабли, отказывающиеся покупать товар по скрипту), бои могли бы быть менее требовательными к игроку. Но всё же вышло крайне достойно и увлекательно… для любителей жанра, и только для них. Тем, кто больше предпочитает заниматься градостроением, всё-таки лучше посмотреть в сторону ANNO 1404 или ANNO 1800. Port Royale 4 же, несмотря на схожесть, — игра другой направленности. Зато в ней серия всё ещё уникальна и впервые настолько хороша. Восемь лет ожидания того стоили.
Когда разработчики не знают, чего хотят. Обзор Port Royale 4
Бывают идеи хорошие, бывают плохие, а бывают непродуманные. Когда речь идет о Port Royale 4, мы имеем дело именно что с непродуманностью. Разработчики явно не задавались вопросами «Зачем это?» и «Как это сделать?», когда создавали механики. Провели мозговой штурм, набросали интересные идеи и описали их в игровом справочнике, забыв добавить в игру. Но от игры можно получить удовольствие, если не смотреть на нее, как на экономический симулятор.
В 2012-м году Gaming Minds Studios выпустила Port Royale 3. В сравнении с Cities: Skylines, Tropico и Anno третья часть скорее экономическая аркада, но не симулятор: игровой процесс выглядел как бездумный гринд ради гринда. Поэтому игру приняли с прохладой: 54 балла от критиков и 6.1 от пользователей на Metacritic. Спустя восемь лет выходит Port Royale 4, которая выглядит проще некуда.
Игра играет сама в себя
Смешанные отзывы в Steam и желтые оценки на Metacritic справедливы, если смотреть на игру, как на симулятор. Игроку не нужно продумывать стратегию, контролировать города и вести войны — все делают за него. Одна из моих партий выглядела так: выставлял автоматические торговые маршруты и раз в полчаса тратил заработанные деньги на новые корабли и здания. Подобный игровой процесс подходит для игр жанра кликер или Tycoon (ленивый магнат), но не симулятора.
Главная идея заработка в Port Royale 4: «покупай там, где дешевле — продавай, где дороже». Города производят одни товары и потребляют другие — так создается спрос и предложение. Казалось бы, анализировать карту, выискивать товары по низким ценам и продавать их там, где нехватка, должно быть интересно и увлекательно. Вот только делать это вручную невыгодно и на помощь приходит функция «стандартная настройка». Игрок выбирает города для маршрута, а компьютер сам определяет, какие товары стоить покупать, а какие — продавать. Искусственный интеллект делает это быстрее человека, поэтому прибыль в минуту растет. А если игрок хочет одновременно управлять несколькими торговыми маршрутами, он определенно должен быть Юлием Цезарем. Автоматизация торговли делает игру скучнее.
Золото водится не только в море, но и на суше. Плантации кофе и какао, ткацкие фабрики, кузницы и пивоварни приносят неплохие деньги, если давить конкуренцию. Здания строятся с кирпичей и древесины, а для полноценного производства нужны рабочие. Но и тут игра вмешивается со своими упрощениями. Необходимые ресурсы в город довольно быстро доставляют союзные торговые караваны. Если в других симулятора игрок должен точно посчитать сколько ресурсов ему нужно и доставить их к строительству, в Port Royale 4 это берет на себя компьютер. Задача игрока — наставить зданий и любоваться увеличением запасов золота.
А положительные стороны есть?
Привлекает игра тематикой — Карибы, парусные корабли, пиратство. Не так много проектов выходит в подобном сеттинге, приходится довольствоваться тем, что есть. Но и тут разработчики напартачили. Игроку на выбор доступны четыре фракции: Нидерланды, Испания, Англия и Франция. Выбрать пиратов нельзя. Предать корону и объявить свой город бухтой свободы и независимости не получится.
Если Вы все же решили познакомиться с игрой, начните с обучения. Оно подробное и полностью знакомит с игрой. Это тот случай, когда обучения достаточно, что бы узнать о всех механиках. Своеобразным продолжением обучения служат кампании.
Кампании — самая интересная часть игры. Всего их четыре, по одной на каждую нацию. Сперва доступна история за Испанию, после ее прохождения откроются кампании Англии, Франции и Нидерландов. Краткое описание расскажет, чем придется заниматься и какие будут задачи.
События в кампании происходят так, что бы игрок видел результат и радовался достижению цели. Нидерланды боятся войны с Испанией, поэтому игрока просят монополизировать производство железа. Это вынуждает испанского Вице-короля заключить торговое соглашение и договор о ненападении. В кампании за Францию Вице-король предлагает организовать производство одежды и найти сокровища древних цивилизаций. В результате французские вещи входят в моду у соседей — еще одна победа на счету игрока.
На протяжении игры радовать ухо будет качественная русская озвучка. Актеры дубляжа попали в характер каждого персонажа, за что им огромное спасибо. Текстовый перевод тоже качественный. На вкладках статистики слова иногда налазят друг на друга, но разработчики это исправляют патчами.
Набор бесполезных идей
Свободный режим раскрывает главный недостаток игры: механик много, но они не работают.
Четыре страны сошлись между собой за право господства на Карибах — отличный простор для подковерных игр. Но все сводится к двум сообщениям от Вице-короля: «Мы вступили в войну с такой-то страной» и «Мы подписали мирное соглашение с такой-то страной». Игрок может быть губернатором всех городов своей страны, но его мнения никто не спросит. А соседнее государство объявит вам войну даже если скупает необходимые ресурсы в вашей стране. Дипломатии в игре нет и действия игрока ни на что не влияют.
Другим примером бесполезной идеи служит чума. Города растут, жителей становится больше и увеличивается риск заболеть. Чума вызывает в голове образы смерти и страха — видеть такое в своем порту совсем не хочется. Но в Port Royale 4 она безобидна: города, в которых бушует эпидемия, потребляют больше ресурсов. Население продолжает расти, люди работают в полную силу, а кораблям разрешают заходить в порты. Больницы в городах уменьшают риск заболеть, но лучше на их месте поставить еще одно производство — в игре чума не страшнее простуды.
На смартфоне смотрелась бы хорошо
Каждый элемент игры кричит о том, что ей место на телефоне. Помощь в настройке торговых путей напоминает автоматизацию игрового процесса мобильных игр. Заходи в игру каждый час-два, что бы собрать бонусы, поставить в очередь на строительство новые корабли и дальше плыви по своим делам. Интерфейс тоже напоминает мобильный. Пространство не перегружено кнопками, текста в игре мало, а шрифт крупный. Таблицы и графики статистики выводятся на весь экран — удобно для смартфона. Игра уже доступна на Nintendo Switch, а значит нет проблем с производительностью на мобильных чипах.
О боевой системе также поговорим в этом разделе. Если в прошлой части бои происходили в реальном времени, то в Port Royale 4 они пошаговые. Бои один на один с не более, чем десятью кораблями у каждой из сторон без ограничения времени на ход — идеально для смартфона! Поле битвы занимает большую часть экрана, а действия и особые умения оформлены в виде легко различимых иконок. К тому же, для ленивых добавили кнопку автобоя — игра сама проведет бой.
Только цена в 50$ не соответствует мобильному рынку. Заработок через микротранзакции не сделает игру лучше, а для вовлечения игроков придется добавить мультиплеер. С такими изменениями игра отойдет от первоначальной задумки одиночной экономической игры, но и текущая версия выглядит недоработанной.
Diagnosis
Port Royale 4 отнюдь не экономический симулятор. Игровой процесс напоминает игры жанра Tycoon — строишь корабли и здания, что бы они приносили больше денег и можно было строить еще больше кораблей и зданий. Любителей подобного игра увлечет на несколько вечеров, остальных ждет разочарование. Механики не подарят эмоций от планирования доходов, тонкой настройки торговли и хитрой дипломатии.
Разработчики предложили ворох идей, но ни одна не работает, как положено. Port Royale 4 это скорее приключение, которое ограничивается четырьмя интересными сюжетами. В ходе кампаний искусственным образом создается иллюзия достижений. В противовес этому, события в свободном режиме игроку приходится придумывать у себя в голове. Фантазировать на тему того, как становишься губернатором всех городов или самым грозным пиратом можно и не играя в Port Royale. Для этого подойдет и Sid’s Meier’s Pirates, обзор на которую уже опубликован.