Сочинение Полутыкин в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева
Рассказ «Хорь и Калиныч» был написан во время зрелости мастерства Тургенева. В этой книге изображены сильные и мужественные личности, которые делали крепостное право позором Российской империи. Тургенев вел своё повествование от лица охотника, чей образ был присущ практически каждому русскому человеку. В произведении раскрывается характер отношения рассказчика с народом.
Полутыкин — один из героев данного произведения. Мелкий помещик, который проживал в Калужской губернии. Тургенев относился к своему герою очень хорошо и писал о нем теплыми словами. Полутыкин был хорошим приятелем охотника, который и являлся основным рассказчиком. Он помещик и владелец крепостных Хоря и Калиныча, которые и являются главными героями произведения. Тесная связь с главными героями и рассказчиком подчеркивали значимость этого персонажа.
Сам по себе Полутыкин был очень страстным охотником. Он был хорошим человеком, который постоянно рассказывал всем один и тот же заезженный анекдот, но не портил общего впечатления о герое. Полутыкин страдал сильным заиканием, которое очень сильно проявлялось во время эмоциональных переживаний.
Наш герой был холостяком, он постоянно пытался свататься к богатым Калужским невестам, однако все его попытки заканчивались неудачами. Получав отказ, он сразу же рассказывал о своем горе друзьям и знакомым, в которых искал поддержку. Он очень сильно переживал свои любовные неудачи. После отказа Полутыкин присылал родителям невест сырые плоды со своего сада.
Хоть герой не читал многие известные произведения и плохо разбирался в литературе, его считали очень начитанным. Он после прочтения пары книг назвал свою собаку Астрономом, чтобы казаться оригинальным на фоне других помещиков. Герою очень нравились произведения малоизвестных авторов, таких как Нахимов и Марков, в частности очень хвалил повесть «Пинна».
Полутыкин очень сильно старался показать себя настоящим аристократом. Герой принуждал своих поваров готовить французскую кухню. Вся морковь в его блюдах была нарезана в виде ромба или трапеции, а рыба называлась мясом. То, что вкус самих блюд был не на очень хорошем уровне, его не сильно смущало.
Хоть герой и имел целый ряд недостатков, писатель описывал его как очень хорошего человека. С ним всегда было очень легко и интересно общаться, многие были хорошего мнения из-за его гостеприимности. Очень легко мог найти язык с окружающими людьми, особенно если речь шла об охоте. Все крестьяне отзывались о нем хорошо, Хорь говорил о нем: «Барин у нас хороший».
Но у Полутыкина есть и ещё один недостаток — жадность по отношению к крепостным. К примеру, он каждый день брал с собой на охоту крепостного Калиныча, однако не выделял ему денег на покупку новых лаптей.
Его черты создавали о нем двоякое впечатление. С одной стороны хороший и интересный человек, который отличался добротой и гостеприимностью. С другой же, жадный помещик, который всегда старался вырисовывать из себя те черты не присущие ему.
Характеристика и образ
Немало произведений русской художественной литературы дают представления о жизни и нравах помещиков. Иван Сергеевич Тургенев описал одного из представителей привилегированного в прошлом сословия в рассказе «Хорь и Калиныч» в образе господина Полутыкина.
Николай Кузьмич Полутыркин – помещик Калужской губернии, которого автор охарактеризовал как «отличного человека». Добродушный хозяин нескольких деревень и сотен крестьянских душ, господин отличался покладистым характером и страстью к охоте. В качестве основных слабостей выделялись любовь к девушкам с богатым приданым и желание рассказывать один и тот же неинтересный анекдот. От родителей невест Николай Кузьмич получал отказы, но не отчаивался и старался угодить подарками: посылал кислые персики. Гостей его дома удивляла еда, готовящаяся на «французский» манер. Полутыкин твердо верил, что если овощи нарезать в виде фигурок, а суп называть жульеном, то деревенская кухня приобретет парижский лоск. Он искренне считал, что так можно показать свою способность разбираться в западных тенденциях.
В качестве особенностей общения собеседники замечали заикание, однако никто не говорил об этом в силу уважения к помещику. Само общение с Николаем Кузьмичем характеризуется непринужденным и спокойным тоном. Полутыркин одинаково доброжелательно и с уважением беседует как с крестьянами, так и с людьми с высоким социальным статусом.
Гостеприимный хозяин принял писателя доброжелательно, предложив ночлег и охоту поутру. Прежде чем идти на зверя, Николай Кузьмич познакомил охотника с Хорем, который жил в избе на болоте в лесу, и Калинычем, знавшем все о животных и растениях леса. Однажды, двигаясь по лесу в поисках добычи, охотники утомились, и Полутыркин задремал в тени деревьев на сене с другими участниками охоты. Никаких различий между собой, человеком со статусом помещика, и крестьянами или путниками, он не делает. Это свидетельствует о его неприхотливом нраве и способности вести себя разумно и без выказывания себя как господина.
В разговорах Полутыркин отзывается о крестьянах как работящих, добрых и усердных в работе людях. Это свидетельствует о способности видеть в людях благое начало, замечать его проявления и самому вести себя в соответствии с законами нравственности.
О Полутыркине автор отзывается как о гостеприимном хозяине, способном радушно и тепло принять гостя.
Также читают:
Картинка к сочинению Полутыкин в рассказе Хорь и Калиныч
Популярные сегодня темы
В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» автором представлены как обычные жители хутора, так и представители нечистой силы.
Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.
Для того чтобы разграничить две части дворянства автор показывает одну сторону в виде великой аристократии, а вторую в виде дворянства с замашками простолюдинов. Это естественно поместное дворянство с замашками крестьян
Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта.
Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя
Помещик полутыкин записки охотника
ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ
Но главная сила удара по крепостному строю со-Образы средоточена Тургеневым в изображении им хозяев усадьбы и деревни — помещиков-крепостников. Рисуя их образы, Тургенев иногда бросает как бы мимоходом лишь быстрый, но много говорящий штрих, вкрапливая его в ткань повествования; иногда же он даёт цельное раскрытие образа, поскольку это позволяют рамки небольшого рассказа.
Выразителен образ мелкого помещика Полугыкина, сватающегося за всех богатых невест в губернии и неизменно получающего отказ. Это страстный охотник, поклонник «французской кухни», «тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба — грибами, макароны порохом. » Каждый день Полутыкин «оттягивает» своего «доброго мужика» Калиныча на охоту, не давая ему возможности вести хозяйство и оплачивая его подневольное сотрудничество гривенником на лапти. «в прошлом году».
Запоминайся Зверков, занимавший важное место в Петербурге, слывший человеком «дельным», горделиво убеждённый, что он «знает своё собственное отечество» и народ, н с такимтупым и слепым лицемерием загубивший жизнь несчастной Арины в угоду дикой прихоти своего «ангела» — жены. Подстать им молодой помешик Аркадий Павлович Пеночкин-«мерзавец с тонкими манерами», по характеристике Белинского, едва ли не самый отвратительный из всех «благородных господ» в «Записках охотника». Тургенев даёт ему подробную характеристику. Он, гвардейский офицер в отставке, получил «отличное» воспитание, «отлично и со вкусом» одевается, «удивительно хорошо себя держит», «собою весьма недурён», «мастерски» играет в карты, любит музыку, выписывает французские книги и газеты. Пеночкин «потёрся в высшем обществе» и «дурным обществом решительно брезгует». Свой деревенский дом он содержит «в порядке необыкновенном», задаёт «отличные обеды», ласково принимает гостей. Дом его «построен по плану французского архитектора», «люди одеты по-английски», свою речь он постоянно пересыпает французскими фразами. Пеночкин «считается одним из образованнейших дворян и завиднейшим женихом. губернии»; «дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры». Но когда однажды камердинер Фёдор подал к завтраку ненагретое красное вино, «образованнейший дворянин» Пеночкин «вполголоса и с совершенным самообладанием» проговорил «сквозь свои прекрасные раздушенные усы» вошедшему на его звонок слуге: «Насчёт Фёдора. распорядиться. »
Несчастного Фёдора ожидала порка. И тогда ясно читателю, почему дворовые люди Пеночкина «посматривают. исподлобья», почему, когда крестьяне Шипиловки увидали приехавшего барина, то «тревожное волнение, видимо, распространилось по селу», а мальчишки с воплем убегали в избы и оттуда уже не показывались. И понятно читателю, почему так по сердцу пришёлся Пе-ночкину его «государственный человек»-бурмистр Софрон, у которого всё барское хозяйство было «в отличном порядке» н только «унылы» были лица мужиков.
В статье «Памяти графа Гейдена» В. И. Ленин использовал образ Пеночкина, дав превосходное применение этого образа при характеристике либерального аристократа«гуманиста» Гейдена: «Перед нами — цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском. Помещик угощает гостя вином и ведет возвышенные разговоры. «Отчего вино не нагрето?» — спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет. Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: «Насчёт Фёдора. распорядиться». Вот вам образчик гейденовской «гуманности». Тургеневский помещик тоже «гуманный» человек. по сравнению с Салтычихой, например, настолько гуманен, что не идет сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Фёдора. Он настолько гуманен, что не заботится о мочении в солёной воде розог, которыми секут Фёдора. Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только «распоряжается издали», как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала, без «публичного оказательства». Совершенно такова же гуманность Гейдена» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 13, стр. 40-41).
Отталкивающее впечатление производит и помещик Марда-рий Аполлоныч Стегунов, хлебосол и балагур, низенький, пухленький, лысый старичок с «порядочным брюшком», «двойным подбородком» и «мягкими ручками», владелец пятисот «душ», живущий, «как говорится, в своё удовольствие». «Я человек простой,- говорил Стегунов о себе,- по-старому поступаю. По-моему: коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик. » На деле это значило: «плохих» и «опальных» мужиков можно «не жаловать» и расправляться с ними по барской воле. Что их жалеть? Ведь они, по беспредельно циническому замечанию живущего «в своё удовольствие» Стегунова, «не переводятся. Пло-дущи проклятые». И когда от конюшни, где, по приказу Стегунова, «шалунишку наказывают. Васю-буфетчика», доносятся звуки «мерных и частых удароз», то Мардарий Аполлоныч с добрейшей улыбкой вторит этим звукам: «Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чюки-чюк!»
Образы крепостников-самодуров и капризных барынь, у которых под управлением плутов и грабителей-бурмистров стонут забитые и обнищавшие крестьяне, перемежаются образами помещиков иного типа. Это неудачники, люди с вывихнутой жизнью, выпавшие из проторённой колеи по милости случая, ложности и нелепости своего воспитания или просто по бесхозяйственности и разорению. Тема помещичьего разорения вообще проходит красной нитью в большинстве рассказов «Записок охотника», давая Тургеневу материал для образов оскудевших, «бывших» помещиков, обращавшихся иногда в приживалов при тех, кто ещё уцелел и держится на поверхности жизни.
Так неудачно сложилась судьба человека «доброй и тёплой души» — помещика Рад и лова, бросившего свой дом и уехавшего куда-то со своей золовкой. Бестолковой, конечно, станет вся жизнь племянника Татьяны Борисовны «художника» Андрея Ивановича Беловзорова, попавшего не на свою дорогу и жиреющего на даровых хлебах у своей тётушки. Свихнулся Пётр Петрович Каратаев. Деревню его продали с аукциона, и он мечтает об одном: «умереть в Москве!»
Прихотливой ненужностью, доживая свой век в деревне, стал Василий Васильевич — «Гамлет Щигровского уезда». В нищете и одиночестве доживает последние дни «столбовой дворянин Пан-телей Чертопханов», у которого «последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались».
К типу «заброшенных», «бывших», жалких приживалов принадлежит Фёдор Михеич. «Тоже был помещик,- говорит о нём Радилов,- и богатый, да разорился. А в своё время считался первым по губернии хватом; двух жён от мужей увёз, песельни
ков держал, сам певал и плясал мастерски. » Но всё уже давно пропето и проплясано, и старенький Фёдор Михеич, бывший «первый хват», увеселяет гостей Радилова в роли домашнего шута. Пожизненным приживалом был и Недопюскин, ремеслом забавника «послуживший на своём веку тяжёлой прихоти, заспанной и злобной скуке праздного барства».
Два мира — крестьянский и помещичий — стоят друг против друга в «Записках охотника», и сочувствие автора безраздельно отдано первому из них. Герцен справедливо назвал книгу Тургенева «обвинительным актом крепостничеству» и добавлял: «Никогда ещё внутренняя жизнь помещичьего дома не выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть и отвращение».
«Записки охотника», по словам Салтыкова-Щедрина, «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». В этой книге Тургенев поставил самые жгучие национальные вопросы своего времени, выступил как писатель-гражданин и великий художник-новатор. «Записки охотника» открывали читателю новый мир: крестьянскую Русь, народ, достойный иметь человеческие права.
В заключительном очерке («Лес и степь») Тургенев развёртывает широкое полотно пейзажа. Этим композиционно как бы замыкалась вся книга. Бодрой молодостью, свежестью чувств овеян и насыщен здесь пейзаж: «Свежо, весело, любо!»; «Как вольно дышит грудь. как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!»; «Голова томно кружится от избытка благоуханий. »; «Как весело сверкает всё кругом!» Даже в осеннем пейзаже нет здесь мрачности, уныния, грусти, тления. И осенью лес «хорош», и «радостно» мчатся синие волны реки, и запах осенний «подобен запаху вина», и сердце может вдруг задрожать, забиться и «страстно броситься вперёд. » В пейзаже — в заключительном аккорде книги — Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, её неиссякаемую мощь, её неумирающую красоту. Тёплым и мягким светом поэзии освещает он тех, кто стоял ближе к природе: и «романтика» Калиныча, и Касьяна, умеющего «перекликаться» с птицами, и Лукерью, которая слышит, как «крот под землёю роется», и мальчиков у ночного костра на Бежином лугу.