А23. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?
1) В комнате мало что изменилось — всё тот же шкаф с зеркалом, круглый стол, диван.
2) «А нашему бедному Руничу, видно, не по себе, — заметил Струйский, артиллерийский офицер. — Характерное, кстати, явление перед боем».
3) Олянский был страстным охотником — у него для всех нашлись охотничьи костюмы, и мы, так необычно наряженные, вышли на улицу.
4) Бледное электричество, строгая мебель, отсутствие каких-либо украшений в комнате — всё усугубляло ощущение тупой скуки.
А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Недалеко от деревни (1) мы обнаружили небольшое озерцо (2) у берегов которого (3) плавали дикие утки.
А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Я теперь понимаю (1) почему (2) те (3) кто умел хорошо рассказывать (4) никогда не пытались (5) записать свои рассказы.
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом (без изменения состава предложений)?
1) Накануне Всемирного форума по экологии Земли большая группа учёных, в которую входит около 100 лауреатов Нобелевской премии, приняла манифест.
2) Манифест стал ответной реакцией представителей науки на усиление «зелёного» движения, которым прикрываются сторонники примитивно-первобытного стиля жизни.
3) Если мы задумаемся, то и сельское хозяйство — продукт насилия человека над природой, которое приводит к разрушению биологических систем.
4) Среди существующих уже ныне технологий есть такие, которые оказывают позитивное воздействие на окружающую среду.
Полянский был страстным охотником у него для всех нашлись охотничьи костюмы
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.
В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.
Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.
Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Слово НЕТЕРПИМЫЙ означает «недопустимый» (нетерпимая ситуация) или «не желающий считаться с чужим мнением» (нетерпимый человек). По контексту подразумевается НЕСТЕРПИМЫЙ.
Паронимы — это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para — одинаковый , onyma — имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
В «Методических рекомендаций ФИПИ» отмечается:
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах, но ведь выучить паронимы для задания 5 — это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.
ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по пунктуации
ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по пунктуации
1. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) День тихий и солнечный.
2) Что ж, его история история всех русских самоучек.
3) Он разумный, милый, добрый.
4) Бедность не порок.
2. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить запятую при однородных членах.
1) Солнце садилось после дождливого дня в серо-красные тучи ( ) стволы в берёзовом лесочке были алые, просёлок был тяжёл.
2) Солнце закатилось ( ) дует холодный ветер.
3) Оборванные мальчишки спешили по улице в школу ( ) взбегали на сугробы и скатывались с них на лаптях.
4) На дворах запрягают лошадей ( ) ходят мужики в новых сапогах и ещё распоясанных рубахах, с мокрыми расчёсанными волосами.
3. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Большие лиловые глаза лошадей (1) поворачивавших на свет головы (2) блестели и глядели странно и великолепно.
Он поднялся на (3) изрезанную ледяными колеями (4) блестящую гору в селе, вошел на барский двор.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
4. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Серёжка бежал по коридору (1) сломя голову.
Отворив дверь на площадку вагона (2) Кузьма с отрадой вздохнул холодной и душистой дождевой свежестью.
Спустя несколько дней (3) я вновь попробовал связаться с ним, но попытка моя оказалась тщетной.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 2
5. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Вечером (1) без охоты (2) поиграли в шашки.
В саду (3) в голых кустах (4) уже трещали воробьи.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
6. Отметьте предложение, в котором есть обращение. (Знаки препинания не расставлены)
1) отсутствовал вчера на дополнительных занятиях?
2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
3) Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе Москва я думал о тебе!
4) Знаете ли вы украинскую ночь?
7. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить запятую в сложносочинённом предложении.
1) Егор волчком перевернулся, головой полетел на насыпь ( ) а ногами на рельсы.
2) Дул западный ветер ( ) а из-за речки опять заходила, опять тускло синела дождевая туча.
3) Ворот его чистой рубахи не застегивался ( ) а завязывался маленькой ленточкой.
4) Где-то упаду я ( ) и уже навсегда останусь среди ночи и вьюги на голых и от века пустынных горах?
8. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.
Прокуратор имел свидание с каким-то человеком (1) лицо (2) которого (3) было наполовину прикрыто капюшоном.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1
9. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1) Всё сохнет, роняет чёрные зёрна ( ) крапива, белена, репьи, подсвекольник.
2) Вот наступает вечер ( ) наступает сдержанная суматоха последних приготовлений в церкви.
3) Не был обойдён и Григорий ( ) его произвели в сотники, в приказе по армии отметили его выдающиеся заслуги.
4) Ночь шла ( ) отца всё не было.
10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Моя мать любила (1) чтобы дети много ели (2) и (3) когда кормила меня (4) то говорила: «Ешь! Главное в жизни суп!»
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 4
1. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире в неполном предложении.
1) Он заглянул в казаны других куреней ( ) нигде ничего.
3) Нынче утро ( ) тихое и снежное.
4) Направо была станция, налево шоссе. За шоссе ( ) берёзовый лесок.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие после обобщающего слова при однородных членах. (Знаки препинания не расставлены)
1) Горницы его, кухня, лавка и амбар всё это составляло один сруб, под одной железной крышей.
2) Озабоченно бродят куры, раздирают лапами всё золу землю песок.
3) В этот жаркий июльский день все купались, обливались водой играли в мяч на воде.
4) Сила свет красота ночи всё стало ослабевать.
3. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить запятую (запятые) при обособленном приложении.
1) Его сосед ( ) знаменитый певец ( ) делал ленивые, бесстрашные глаза.
2) Стрешнев ( ) в шароварах и в расстёгнутой косоворотке ( ) лежал на спине.
3) Арефьев ( ) старый газетный волк.
4) На окраине слободы ( ) возле порога глиняной мазанки ( ) стоял высокий старик в опорках.
4. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Мы работали (1) молча.
Он забыл о том, что было сказано, и сидел (2) задумавшись. Облокотившись на спинку кресла (3) я сидел и думал о случившемся.
1)1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 3
5. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые при приложении.
Мне (1) человеку в костюме босяка (2) трудно было вызвать его на разговор.
Над нами (3) на высоте аршин пяти (4) ходил таможенный солдат-часовой и насвистывал сквозь зубы.
1)1, 3 2) 1, 2 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4
6. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Туча на севере (1) казалась (2) неподвижной, но часто подёргивалась золотым быстрым блеском.
Он (3) казалось (4) совсем не расстроен.
1)1, 3 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Он заговорил ( ) и щёки его стали подёргиваться.
1) Сложносочинённое предложение, запятая перед и ставится.
2) Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, запятая перед и не ставится.
3) Предложение простое с однородными членами, запятая перед и не ставится.
4) Предложение простое с однородными членами, запятая перед и ставится.
8. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить запятую(-ые) в сложноподчинённом предложении.
1) Французы ( ) как доложили лазутчики ( ) усиленным маршем шли на Цнайм.
2) Он всегда принимал у себя дома ( ) как хорошо знакомых людей, так и незнакомых, которых ему рекомендовали.
3) Прошло три-четыре месяца, и Орлов заслужил несколько лестных отзывов о себе ( ) как о сметливом и расторопном малом.
4) Дома он сидел в голоде и холоде, но думал только о том ( ) как бы разжиться покурить.
9. Отметьте предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире в бессоюзном сложном предложении.
1) Сцена эта заставила и меня устыдиться ( ) девушка показала себя настоящей хозяйкой.
2) Итак, мы повели обычный торг ( ) я — медленно и беспечно, Стерс — кратко и сухо.
3) Мелкий дождик сеет уже с утра ( ) выйти на улицу невозможно.
4) Ветер стих ( ) чёрные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом.
10. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в сложном предложении.
Удовольствие доктора Зеленского заключалось в том (1) что (2) когда назначенные из кадет к выпуску офицеры ожидали высочайшего приказа о производстве (3) он выбирал из них пять-шесть человек (4) которых знал (5) отличал за способности и любил.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 3
Контрольные тестовые задания (в формате ЕГЭ)
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
В известной пьесе Шварца тень учёного начинает жить собственной жизнью ( ) и поставить её на место не так-то просто.
1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз и соединяет части сложного предложения.
2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что и соединяет однородные члены предложения.
3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз и входит в состав вводного предложения.
4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что и соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.
2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубление в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело рыбы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.
3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.
4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.
3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть запятые?
В тот день белая луна стояла в небе, с утра (1) наконец — то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, кажется (3) наступила зима.
1)1, 2 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены)
1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.
3) Сама площадь и позолоченные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесенью и почерневшей от времени смолой борта.
5. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препинания не расставлены)
1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.
2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.
3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая надёжная в мире.
4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.
2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.
3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли.
4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.
1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 5
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Он был прирождённым рассказчиком () и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал.
1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз и соединяет части сложного предложения.
2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что и соединяет однородные члены предложения.
3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом и, имеют общее придаточное предложение.
4) Запятая на месте скобок нужна, потому что и присоединяет уточняющий второстепенный член предложения.
2. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Рыбак (1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине.
1) 1, 2 — выделяется причастный оборот.
2) 2 — выделяется причастный оборот.
3) 1 — выделяется деепричастный оборот.
4) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот.
3. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Я знал, что многие люди, проходя под башенными часами, довольно часто (1) сверяют с ними собственные. При этом (2) они обязательно, если проходили не одни, громко называли время и выражали неудовольствие или (3) наоборот (4) радость по поводу работы своих часов.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
4. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) В кладовке пахло морем, смолой и глухо слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.
2) Оказалось, что мой попутчик свободно говорит на французском, и немецком, и английском, и испанском.
3) Молодёжь не знает границ ни в обожании, ни в презрении.
4) Гости стекались со всех концов в дрожках, верхом, и в колясках и располагались в многочисленных комнатах замка и его флигелей.
5. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?
1) В комнате мало что изменилось — всё тот же шкаф с зеркалом, круглый стол, диван.
2) «А нашему бедному Руничу, видно, не по себе, — заметил Струйский, артиллерийский офицер. — Характерное, кстати, явление перед боем».
3) Олянский был страстным охотником — у него для всех нашлись охотничьи костюмы, и мы, так необычно наряженные, вышли на улицу.
4) Бледное электричество, строгая мебель, отсутствие каких — либо украшений в комнате — всё усугубляло ощущение тупой скуки.
6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Недалеко от деревни (1) мы обнаружили небольшое озерцо (2) у берегов которого (3) плавали дикие утки.
1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 3
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Я теперь понимаю (1) почему (2) те (3) кто умел хорошо рассказывать (4) никогда не пытались (5) записать свои рассказы.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении?
Первые слова оратор произнёс кротко и просто, но вдруг повысил голос ( ) и следующее слово громом прокатилось под сводами.
1) Запятая на месте скобок не нужна, потому что и соединяет однородные члены предложения.
2) Запятая на месте скобок нужна, потому что и присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.
3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз и соединяет части сложного предложения.
4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом и, имеют общее главное предложение.
2. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
И рыба, и охотник поплыли (1) между камнями (2) ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2
3. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
В своей статье Фазилъ Искандер «почти пропел гимн недосказанности в искусстве». Тем не менее (1) он отмечает, что самые великие произведения искусства, такие как (2) скажем (3) «Война и мир» Толстого или «Возвращение блудного сына» Рембрандта, сильны (4) прежде всего (5) ясностью, хотя и в них есть элементы недосказанности.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3 4) 2, 3, 4, 5
4. Укажите предложение, в котором поставлена лишняя запятая.
1) Ржавчина на железных листах расползалась в самые причудливые рисунки, напоминающие то географическую карту, то сражения каких-то мифологических существ, то ещё что- то.
2) Прелесть рисунка ещё в том, что он не только вызван к жизни некоторыми усилиями воображения, но и удерживается за счёт воображения и, главное, дорисовывается за счёт того же воображения.
3) Некоторые мальчики имели часы, они носили их на руке, или в кармане.
4) Пароходные гудки вызывали у соседа иногда добродушные, иногда ворчливые, иногда насмешливые, иногда раздражённые, но всегда осуждающие замечания.
5. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.
В местной команде особенно выделялись двое футболистов — один из нападающих и защитник.
1) Разделяется подлежащее и сказуемое.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяются обособленные приложения.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Широко известно (1) что (2) как только происходит (3) что-нибудь не совсем обыкновенное (4) сразу же появляются слухи.
1)1, 4 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 4
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Пока все ожидали (1) не зажжётся ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилёг на пол тётушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4