- Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений
- Подобравшись поближе охотники увидели что медведь не убит
- Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами . презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Вариант 23
- Часть 1.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
- Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
- Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
- Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
- Не должно быть избыточного использования союзов.
Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.
Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.
Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО . НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».
Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК . А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК . ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Ошибка в построении предложения с однородными членами – задание 7 ЕГЭ русский язык».
Подобравшись поближе охотники увидели что медведь не убит
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью | 1) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. |
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом | 2) Расстилая по воде отблески огней, пароход движется почти бесшумно. |
В) ошибка в построении предложения с однородными членами | 3) Большая часть территории, еще недавно не тронутое цивилизацией, сегодня пересечена дорогами. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) Возвращаясь домой очень поздно, скандал был неизбежен. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 5) До встречи с Гуровым Анна Сергеевна думала, что ведь же достойна лучшей жизни. |
6) Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого значения, заключает в себе иносказательный смысл. | |
7) В своём творчестве Л. Н. Толстой пытался найти ответы на вечные, волнующие всех вопросы. | |
8) Бумага желтеет благодаря окисления в ней целлюлозы. | |
9) Историки утверждают, что в древности в глиняной посуде хранили важные документы, чтобы уберечь их от наводнений или пожаров. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
В предложении 5 при оформлении косвенной речи сохранены признаки прямой речи. нужно перестроить предложение. До встречи с Гуровым Анна Сергеевна думала, что достойна лучшей жизни.
В предложении 3 причастный оборот не согласован с определяемым словом «часть, не тронутАЯ».
В предложении 1 однородные члены стоят в разных формах (полной и краткой). Нужно выбрать одну.
В предложении 4 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к сказуемому «был неизбежен».
В предложении 8 производный предлог «благодаря», требует при себе Имени существительного в Дательном падеже.
Ответ: 53148
2 1 4 7 4 2 6
Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Не должно быть избыточного использования союзов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_oshibki._oshibka_v_postroenii_predlozheniya_s_odnorodnymi_chlenami.pptx | 76.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовимся к ЕГЭ Грамматические ошибки. Ошибка в построении предложения с однородными членами Малыгина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга
Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия. Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения». Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Не должно быть избыточного использования союзов.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика. Верно Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него. Однородные члены: в соответствии и на основе . Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери. Верно Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней. Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Верно Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их. Ошибочно Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. Верно Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен. Однородные члены: убит и раненый . Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
Вариант 23
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Споры о том, когда и почему возникли птичьи перелёты, всё ещё продолжаются. (2)Некоторые учёные считают, что всё дело в ледниковом периоде: наступающий ледник выгнал птиц из привычных мест обитания, а когда ледник отступил, потомки беглецов вернулись домой. (3)______ ведь почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки.
2. Некоторые учёные считают, что птицы возвращаются домой, когда отступает ледник.
3. Причиной птичьих перелётов являлся ледниковый период: когда ледник наступал, птицы улетели, а когда отступил — они вернулись на привычные места обитания.
4. Учёные до сих пор спорят о том, когда и почему возникли птичьи перелёты.
5. Ледниковый период, выгнавший птиц из привычных мест обитания, стал причиной птичьих перелётов.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. И в самом деле,
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТСТУПИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Шагнув, отойти, отодвинуться назад, в сторону. О. от дверей. О. на шаг. Леса отступили на север (перен.).
2. Отойти назад под напором наступающего неприятеля. О. с боями. О. перед трудностями (перен.).
3. от чего. Отказаться от своих намерений, планов. От своего не отступит. Не отступлю, пока не добьюсь своего.
4. от чего. Перестать придерживаться чего-н. О. от своего мнения. О. от обычая.
5. от чего. Перенести внимание с основного на второстепенное. О. от темы.
6. (1-е лицо и 2-е лицо не употр.), перен. В нек-рых сочетаниях: стать слабее, приблизиться к концу. Болезнь отступила. Огонь отступил. Стихия отступила.
7. от чего. Сделать отступ. О. немного от края листа.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. В детстве она была очень ДОВЕРЧИВЫМ ребенком.
2. В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры
3. Он всегда был чересчур ПРАКТИЧНЫМ человеком.
4. Сегодня сестра НАДЕЛА праздничное платье.
5. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон разговора.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВОЕ прекрасных пианистки
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами | 1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить. |
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом | 2) Мария Склодовская-Кюри— единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что «И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят». |
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью | 4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый. |
6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол. | |
7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях. | |
8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь | |
9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
з. ночевать, нед. варить
пр. брежный, пр. даное
и. готовить, во. питание
пр. увеличивать, пр. страстие
п. дорожник, нен. глядный
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Укажите все цифры, на месте которых пишется И.
Теперь уже н(1) гор, н(2) неба, н(3) земли — н(4)чего н(5) было видно.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как Фёдор отважно прошёл (ПО)ТОМУ скалистому уступу.
2. На улице (ПО)ПРЕЖНЕМУ стояла жара, (ПО)ЭТОМУ вопрос о доставке питьевой воды оказался самым актуальным.
3. (НЕ)СМОТРЯ на плохое самочувствие, Сергею удалось закончить работу (В)ТЕЧЕНИЕ недели.
4. ЧТО(БЫ) добраться до перевала, пришлось идти так долго, что у многих (ЗА)ЧАСТУЮ мелькала мысль о возвращении в лагерь.
5. Во дворе ТАК(ЖЕ), как и год назад, играли малыши и строгие бабушки следили за тем, ЧТО(БЫ) соблюдался порядок.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.
На яхте – фирме(1)ое клеймо «К. Фаберже», а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название «Вера».
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах
3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку.
4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым запахом травы и корней.
5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Уже две недели (1) недавно появившийся у нас (2) щенок осваивает мир (3) заодно прощупывая (4) границы дозволенного.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Среди разговоров (1) которые происходили тогда между Дэзи и мной (2) и (3) которые часто кончались под утро (4) потому что относительно одних и тех же вещей открывали мы новые их стороны (5) особенной любовью пользовалась у нас тема о путешествии вдвоём по всем тем местам (6) какие я посещал раньше.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он довольствовался тем (1) что написано в тетрадке (2) и докучливого любопытства не обнаруживал (3) даже (4) когда и не всё понимал (5) что слушал и учил.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Дом-коммуна был оборудован по последнему слову техники, здеся позаботились о комфорте жильцов: прачечная, столовая-ресторан, клуб, магазин, редкая по тем временам горячая вода, детский сад.
(1)Осень пришла врасплох и завладела землёй — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2)Всё сразу стало осенним.
(3)В саду суетились синицы. (4)Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5)Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
(6)Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (8)Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
(9)Начался листопад. (10)Листья падали дни и ночи. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (13)Этот дождь шёл неделями. (14)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
(15)Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16)До тех пор я эту сказку никогда не слышал, — должно быть, Прохор её выдумал сам.
(17)— Ты гляди кругом, — говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, — ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18)Гляди, объясняй. (19)А то скажут: зря учился. (20)К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле — главный ответчик. (21)Человек, скажем, выдумал порох. (22)Враг его разорви вместе с тем порохом! (23)Сам я тоже порохом баловался. (24)В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25)Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26)Дурак ударил по ним из обоих стволов — и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27)А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28)Небось видел в лесу — есть лист жёлтый и есть лист красный. (29)До того времени вся птица зимовала у нас. (30)Даже журавль и тот никуда не подавался. (31)А леса и лето и зиму стояли! (32)И в листьях, цветах и грибах. (33)И снега не было. (34)Не было зимы, говорю. (35)Не было! (36)Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37)Какой с неё интерес? (38)Убил дурак первую птицу — и загрустила земля. (39)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41)Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
(43)— Ну, скажем, птицу разную. (44)Или лес. (45)Или воду, чтобы прозрачность в ней была. (46)Всё, брат, береги, а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели.
(47)Я изучал осень упорно и долго. (48)Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (49)Так было и с осенью. (50)Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (51)Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(52)Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(По К. Паустовскому *)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства:«Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».