Подлодка охотник за подлодками

Русский охотник за вражескими подлодками: новый «Цефалопод» поглотит флот США

Российские инженеры активно работают над созданием уникальной беспилотной субмарины, целью которой — уничтожение единиц вражеского подводного флота.

Речь идёт о новейшей атомной подлодке «Цефалопод», названной в честь класса головоногих хищников, отличительными особенностями которых являются система маскировки и высокоразвитая нервная система.

Русский «Цефалопод» вооружен мощными мини-торпедами. Более того, в обширный спектр вооружения субмарины входят подводные роботы величиной с целый автобус. Подлодка будет вести охрану стратегических подлодок с баллистическими реактивными снарядами, а также оборонять порты и прочие морские объекты. Также её задействуют для защиты внутриматериковых морей, например, Балтийского.

Стоит отметить, первые данные о разработке новой единицы в отечественном военно-промышленном комплексе появились ещё три года назад. Из сведений по государственным закупкам стало известно, что ЦКБ «Рубин», являющийся одним из главных отечественных разработчиков подводных лодок, занят проектированием робототехнического комплекса «Цефалопод».

Согласно официальным данным, стоимость этой машины составляет около 8 млрд рублей. К работе над ней допустили и других инженеров, создающих подводное оружие. В первую очередь, речь идёт о таких титанах производства как «Агат» и «МПО-Гидроприбор», НИИ мортеплотехники, ОКБ «Новатор» и «Машиностроитель».

Интересно, что одно из предприятий, задействованных в реализации «Цефалопода», занимается созданием реакторных установок. Таким образом, становится ясно, что силовая установка русской беспилотной субмарины будет ядерной.

В интервью популярному западному изданию Popular Mechanics военный эксперт и аналитик Саттон заявил, что проект «Цефалопод» получил известность ещё в 2015 году, однако до последнего времени он был в тени другой российской разработки — атомной суперторпеды «Статус-6».

По его словам, теперь картинка начала проявляться — «Цефалопод» является охотником за вражескими субмаринами. Данная машина снабжена вооруженными компактными торпедами МТТ, имеющими относительно скромный радиус действия и несущими меньший боевой заряд. Тем не менее, убежден западный эксперт, в подводном боестолкновении они без труда ликвидируют подлодку противника, сделав большую дыру в его корпусе.

Одним из возможных сфер, где может быть применен «Цефалопод» — сопровождение подводных стратегических ракетоносцев, когда они вступают на боевое дежурство. Кроме того, новейший российский аппарат сможет вести охрану портов и прочих морских объектов — например, буровых вышек. Также машину можно задействовать для работы в Черном и Балтийском морях.

Для лёгкого хода и выполнения подводных маневров «Цефалопод» применяет малошумный многолопастный винт, напоминающий те, что ставятся на большие субмарины. Ловкости данной машине придают подруливающие устройства, установленные в носовой и кормовой частях.

Напомним, Цефалоподы — класс головоногих хищников с хорошо развитой нервной системой, реактивным движителем и маскировочной системой. Самыми яркими представителями этого класса являются осьминоги, кальмары и каракатицы.

В современных геополитических условиях наличие такого мощного хищника на вооружении — сильный козырь в руках России. Вполне очевидно, что прямой стратегический противник Москвы — Соединенные Штаты Америки, уже отметили для себя факт существования новой субмарины РФ, ведь в действительности после завершения её проектировки, Вашингтону стоит подготовить достойный ответ. В противном случае, русский «Цефалопод» поглотит подводный флот США.

Не забывайте ставить пальцы вверх, если вам понравился материал! И обязательно подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных военных новостей как из России, так и далёкого зарубежья.

Охотник за подлодками: почему амфибию Бартини прозвали «летающей крепостью»

Технический прогресс, благодаря которому стали появляться все новые способы уничтожения противника, за послевоенный период значительно повлиял на облик Вооруженных сил СССР в целом и авиации в частности. Несмотря на огромные объемы инициированных НИОКР, принципиально иному решению не подвергали лишь несколько направлений военной инженерии, одним из которых была борьба с подводными лодками противника.

Экранопланы как средство для борьбы с кораблями противника придумали не от хорошей жизни – остро ощущалась потребность создать скоростной аппарат, возможностей которого хватало бы для выведения противокорабельных ракет в точку пуска. Увлечение экранопланами довело инженеров до гениальных решений: были спроектированы, построены и опробованы уникальные сооружения на реактивной тяге, такие как ударный экраноплан «Лунь» – низколетящий монстр с крылатыми ракетами на борту, обученный уничтожению надводных кораблей противника на огромной скорости.

Вопрос с отправкой кораблей противника на дно, казалось, был решен. Оставался еще один: как быстро и эффективно доставить в предполагаемую зону действия подводной лодки противника средства для противодействия. Традиционные надводные суда для этих целей подходили лишь частично: необходимые средства для противолодочной борьбы на борту имелись, но вот скорость, с которой корабли ВМФ могли выдвигаться в район обнаружения подводной лодки вероятного противника, не позволяла оперативно реагировать на возникающие угрозы.

Конкуренцию традиционным противолодочным средствам внезапно составил. авиационный проект советского инженера, физика и новатора в области летательных аппаратов Роберта Бартини, решения которого при всем уважении к авиационным конструкторам серьезно отличались смелостью реализованных схем.

Какой бы революционной ни была идея авиаконструктора, нарисовать эскиз на бумаге, начертить схемы и «продуть» макет будущего летательного аппарата в аэродинамической трубе – не то же самое, что и реализовать проект в металле и заставить машину исправно работать. Амбициозность советского гения физики и авиации не оставляла проекту шансов: задумка была такова, что в одном корпусе будет заключено некое устройство, являющееся компромиссом между несколькими типами летательных аппаратов, а значит, трудностей при создании нового летательного аппарата должно было возникнуть втрое больше, чем обычно.

Читайте также:  Салон уаз патриот для охоты

Справедливости ради стоит отметить, что реализованные в проекте новой противолодочной амфибии решения почти сразу вызвали шквал критики самых разных ведомств и лиц, причастных к разработке похожей техники. Проект Бартини под шифром ВВА-14 критиковали буквально все, но поистине праведный гнев испытывали двигателисты, шокированные числом силовых установок на отдельно взятом летательном аппарате.

Большинство экспертов и по сей день сходятся во мнении, что проблематика самолетов (и вообще тяжелых летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой) будет актуальна еще долгие годы, если не сказать десятилетия, в силу целого ряда причин. Одной из таких причин была и остается необходимость использования подъемных двигателей, благодаря которым летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой будет отрываться от земли и совершать обратное действие после выполнения полетного задания.

Количество горючего, потребляемого двигателями при взлете, неизбежно будет вести к снижению дальности полета, да и над стабильностью и надежностью подъемных двигателей придется поработать. Видимо, именно поэтому для установки на ВВА-14 предназначались 12 подъемных двигателей РД-36-35ПР.

«Большинство рассуждающих на тему ВВА-14 забывает, что поднять машину в воздух – не значит сделать из нее истребитель», – рассказал в интервью «Звезде» авиационный инженер, специалист в области авиационных двигателей Виктор Федоров. За подвижность «охотника за подлодками», помимо подъемных двигателей, отвечали и маршевые двигатели Д-30М.

Благодаря «пламенным моторам» уникальное авиационное сооружение должно было передвигаться на больших дозвуковых скоростях и дальностях: крейсерская скорость устанавливалась на отметке в 650 километров в час, а практическая дальность полета составляла почти 2 500 километров. Специалисты поясняют, что, несмотря на очевидные трудности в создании подобной машины, возможности «чуда-юда» и правда удивляли.

«В отличие от экранопланов экранолет мог летать в самолетном режиме. Сразу стоит оговориться и напомнить, что режим этот не был для него оптимальным. Благодаря его наличию аппарат мог применяться на закрытых водоемах с ограниченной площадью и сложной навигационной обстановкой», – пояснил начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ им. Жуковского Иван Кудишин.

Эксперт отметил также, что в стремлении создать максимально универсальную машину разработчики столкнулись со своеобразным двойным эффектом – наличием положительных качеств и огромных недостатков в применении одновременно. «Этой конструкции вполне по силам было перелетать через мели, шлюзы и прочие препятствия, но в итоге получился плохой катер с низкой мореходностью и далеко не самый лучший самолет», – добавил Кудишин.

Добро на применение вооружения

Отдельный вопрос, который прорабатывался инженерным коллективом, – номенклатура вооружения для возможного применения с борта ВВА-14 сразу после получения соответствующего приказа. Во многих источниках вооружению уникальной машины уделяется незаслуженно мало внимания, а ведь именно под ударные нужды советский гений авиации и повелитель физики разрабатывал уникальный летательный аппарат.

Положение охотника за подводными лодками обязывало ВВА-14 иметь на борту самое разное вооружение для гарантированного уничтожения противника любой величины: для операций попроще предназначались гидроакустические буи в количестве 144 единиц и авиационные торпеды АТ-1 и АТ-2, а для работы на средней и большой глубине могли использоваться восемь бомб ПЛАБ-50 или 16 ПЛАБ-250-120.

Изюминкой ВВА-14 была возможность применять по противнику спецбоеприпас РЮ-2 – уникальную во всех отношениях глубинную бомбу с ядерным зарядом, сводившую на нет все шансы подводной лодки противника на выживание. О безопасности ВВА-14 также позаботились – на борту было смонтировано огромное количество систем активного и пассивного типа, максимально усложняющих наведение зенитных ракет противника.

«Если начинать разговор о том, какую подводную лодку такой летательный аппарат мог бы потопить, то в список вероятных целей умещаются все подводные лодки ВМС США, как многоцелевые, так и стратегические. В этом случае, как мне думается, чем больше оказался бы шкаф, тем громче он упал бы на дно океана», – поясняет офицер ВМФ, капитан третьего ранга в отставке Игорь Карташов.

Штопор гения авиации

Проблемы, сопровождающие проект, советский гений-авиаконструктор с итальянской фамилией предвидел. Одной из самых сложных задач было создание специальных устройств поплавкового типа, с помощью которых «охотник за подлодками» должен был удерживать самого себя на поверхности воды не только в штиль, но и при волнении в три и более баллов. Последний гвоздь в крышку гроба ВВА-14 как самолета в привычном понимании этого слова вколотил эффект экрана, выпивший немало крови авиационных инженеров.

Опытным путем выяснилось, что заходящий на посадку «в самолетном режиме» аппарат откровенно проявляет обратный приземлению маневр – особенно четко нежелание касаться поверхности проявлялось на высотах менее десяти метров. Именно в этот момент Бартини понял, что с идеей универсального ударно-противолодочного летательного аппарата придется распрощаться и волевым решением приказал дорабатывать авиатехнику в качестве экраноплана.

Целевое использование ВВА-14 также оказалось под вопросом: практические возможности машины могли оказаться на уровне уже существующих авиационных комплексов.

«По своей сути такой летательный аппарат должен был применяться как скоростной носитель большого числа противолодочных торпед и глубинных бомб, работающий в качестве вертолета-охотника. Здесь возникает резонный вопрос про овчинку и выделку», – отметил начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ им. Жуковского Иван Кудишин. К тому же немало проблем доставляли вертикальный взлет и посадка с колоссальным расходом горючего, а про вертикальные «прыжки» до противника с водной глади, да еще и при сильном волнении, всерьез почти не говорили, хотя такую возможность (на бумаге) в свою машину Бартини заложил.

Читайте также:  Лучшие базы для охоты

Нерешаемых (пусть и временно) проблем прикладного характера оказалось слишком много. Отсутствие нормальных подъемных двигателей, необходимость внедрять сложную систему управления на переходных режимах, работа в сложных погодных условиях – все это требовало значительного внимания, существенных расходов и должно было быть оправдано. Не помогла проекту и возможность использования мощной погружаемой гидроакустической станции для обнаружения подводных лодок противника.

Несмотря на то что судьба ВВА-14 как принятого на вооружение боевого летательного аппарата не сложилась, определенных успехов разработчикам достичь все же удалось: были проработаны и определены принципы и схемы использования подобных аппаратов в будущем, просчитались полетные, эксплуатационные и другие данные, а также определены показатели надежности конструкции ВВА-14 – в ходе всех испытаний случился всего один отказ в гидросистеме, который устранили практически сразу после завершения полета.

Нельзя с полной уверенностью сказать, каким могло быть (или когда-нибудь будет) использование ВВА-14 для нужд Военно-морского флота, однако с уверенностью можно утверждать, что о прорывных и в большинстве своем уникальных технологиях советского гения Роберто Бартини военные до сих пор помнят и в случае необходимости все наработки по «охотнику за подлодками» могут быть пущены в работу.

Охотник за подлодками: почему амфибию Бартини прозвали «летающей крепостью»

Технический прогресс, благодаря которому стали появляться все новые способы уничтожения противника, за послевоенный период значительно повлиял на облик Вооруженных сил СССР в целом и авиации в частности. Несмотря на огромные объемы инициированных НИОКР, принципиально иному решению не подвергали лишь несколько направлений военной инженерии, одним из которых была борьба с подводными лодками противника.

Экранопланы как средство для борьбы с кораблями противника придумали не от хорошей жизни – остро ощущалась потребность создать скоростной аппарат, возможностей которого хватало бы для выведения противокорабельных ракет в точку пуска. Увлечение экранопланами довело инженеров до гениальных решений: были спроектированы, построены и опробованы уникальные сооружения на реактивной тяге, такие как ударный экраноплан «Лунь» – низколетящий монстр с крылатыми ракетами на борту, обученный уничтожению надводных кораблей противника на огромной скорости.

Вопрос с отправкой кораблей противника на дно, казалось, был решен. Оставался еще один: как быстро и эффективно доставить в предполагаемую зону действия подводной лодки противника средства для противодействия. Традиционные надводные суда для этих целей подходили лишь частично: необходимые средства для противолодочной борьбы на борту имелись, но вот скорость, с которой корабли ВМФ могли выдвигаться в район обнаружения подводной лодки вероятного противника, не позволяла оперативно реагировать на возникающие угрозы.

Конкуренцию традиционным противолодочным средствам внезапно составил. авиационный проект советского инженера, физика и новатора в области летательных аппаратов Роберта Бартини, решения которого при всем уважении к авиационным конструкторам серьезно отличались смелостью реализованных схем.

Какой бы революционной ни была идея авиаконструктора, нарисовать эскиз на бумаге, начертить схемы и «продуть» макет будущего летательного аппарата в аэродинамической трубе – не то же самое, что и реализовать проект в металле и заставить машину исправно работать. Амбициозность советского гения физики и авиации не оставляла проекту шансов: задумка была такова, что в одном корпусе будет заключено некое устройство, являющееся компромиссом между несколькими типами летательных аппаратов, а значит, трудностей при создании нового летательного аппарата должно было возникнуть втрое больше, чем обычно.

Справедливости ради стоит отметить, что реализованные в проекте новой противолодочной амфибии решения почти сразу вызвали шквал критики самых разных ведомств и лиц, причастных к разработке похожей техники. Проект Бартини под шифром ВВА-14 критиковали буквально все, но поистине праведный гнев испытывали двигателисты, шокированные числом силовых установок на отдельно взятом летательном аппарате.

Большинство экспертов и по сей день сходятся во мнении, что проблематика самолетов (и вообще тяжелых летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой) будет актуальна еще долгие годы, если не сказать десятилетия, в силу целого ряда причин. Одной из таких причин была и остается необходимость использования подъемных двигателей, благодаря которым летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой будет отрываться от земли и совершать обратное действие после выполнения полетного задания.

Количество горючего, потребляемого двигателями при взлете, неизбежно будет вести к снижению дальности полета, да и над стабильностью и надежностью подъемных двигателей придется поработать. Видимо, именно поэтому для установки на ВВА-14 предназначались 12 подъемных двигателей РД-36-35ПР.

«Большинство рассуждающих на тему ВВА-14 забывает, что поднять машину в воздух – не значит сделать из нее истребитель», – рассказал авиационный инженер, специалист в области авиационных двигателей Виктор Федоров. За подвижность «охотника за подлодками», помимо подъемных двигателей, отвечали и маршевые двигатели Д-30М.

Благодаря «пламенным моторам» уникальное авиационное сооружение должно было передвигаться на больших дозвуковых скоростях и дальностях: крейсерская скорость устанавливалась на отметке в 650 километров в час, а практическая дальность полета составляла почти 2 500 километров. Специалисты поясняют, что, несмотря на очевидные трудности в создании подобной машины, возможности «чуда-юда» и правда удивляли.

Читайте также:  Бреннеке охотники за охотниками

«В отличие от экранопланов экранолет мог летать в самолетном режиме. Сразу стоит оговориться и напомнить, что режим этот не был для него оптимальным. Благодаря его наличию аппарат мог применяться на закрытых водоемах с ограниченной площадью и сложной навигационной обстановкой», – пояснил начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ им. Жуковского Иван Кудишин.

Эксперт отметил также, что в стремлении создать максимально универсальную машину разработчики столкнулись со своеобразным двойным эффектом – наличием положительных качеств и огромных недостатков в применении одновременно. «Этой конструкции вполне по силам было перелетать через мели, шлюзы и прочие препятствия, но в итоге получился плохой катер с низкой мореходностью и далеко не самый лучший самолет», – добавил Кудишин.

Добро на применение вооружения

Отдельный вопрос, который прорабатывался инженерным коллективом, – номенклатура вооружения для возможного применения с борта ВВА-14 сразу после получения соответствующего приказа. Во многих источниках вооружению уникальной машины уделяется незаслуженно мало внимания, а ведь именно под ударные нужды советский гений авиации и повелитель физики разрабатывал уникальный летательный аппарат.

Положение охотника за подводными лодками обязывало ВВА-14 иметь на борту самое разное вооружение для гарантированного уничтожения противника любой величины: для операций попроще предназначались гидроакустические буи в количестве 144 единиц и авиационные торпеды АТ-1 и АТ-2, а для работы на средней и большой глубине могли использоваться восемь бомб ПЛАБ-50 или 16 ПЛАБ-250-120.

Изюминкой ВВА-14 была возможность применять по противнику спецбоеприпас РЮ-2 – уникальную во всех отношениях глубинную бомбу с ядерным зарядом, сводившую на нет все шансы подводной лодки противника на выживание. О безопасности ВВА-14 также позаботились – на борту было смонтировано огромное количество систем активного и пассивного типа, максимально усложняющих наведение зенитных ракет противника.

«Если начинать разговор о том, какую подводную лодку такой летательный аппарат мог бы потопить, то в список вероятных целей умещаются все подводные лодки ВМС США, как многоцелевые, так и стратегические. В этом случае, как мне думается, чем больше оказался бы шкаф, тем громче он упал бы на дно океана», – поясняет офицер ВМФ, капитан третьего ранга в отставке Игорь Карташов.

Штопор гения авиации

Проблемы, сопровождающие проект, советский гений-авиаконструктор с итальянской фамилией предвидел. Одной из самых сложных задач было создание специальных устройств поплавкового типа, с помощью которых «охотник за подлодками» должен был удерживать самого себя на поверхности воды не только в штиль, но и при волнении в три и более баллов. Последний гвоздь в крышку гроба ВВА-14 как самолета в привычном понимании этого слова вколотил эффект экрана, выпивший немало крови авиационных инженеров.

Опытным путем выяснилось, что заходящий на посадку «в самолетном режиме» аппарат откровенно проявляет обратный приземлению маневр – особенно четко нежелание касаться поверхности проявлялось на высотах менее десяти метров. Именно в этот момент Бартини понял, что с идеей универсального ударно-противолодочного летательного аппарата придется распрощаться и волевым решением приказал дорабатывать авиатехнику в качестве экраноплана.

Целевое использование ВВА-14 также оказалось под вопросом: практические возможности машины могли оказаться на уровне уже существующих авиационных комплексов.

«По своей сути такой летательный аппарат должен был применяться как скоростной носитель большого числа противолодочных торпед и глубинных бомб, работающий в качестве вертолета-охотника. Здесь возникает резонный вопрос про овчинку и выделку», – отметил начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ им. Жуковского Иван Кудишин. К тому же немало проблем доставляли вертикальный взлет и посадка с колоссальным расходом горючего, а про вертикальные «прыжки» до противника с водной глади, да еще и при сильном волнении, всерьез почти не говорили, хотя такую возможность (на бумаге) в свою машину Бартини заложил.

Нерешаемых (пусть и временно) проблем прикладного характера оказалось слишком много. Отсутствие нормальных подъемных двигателей, необходимость внедрять сложную систему управления на переходных режимах, работа в сложных погодных условиях – все это требовало значительного внимания, существенных расходов и должно было быть оправдано. Не помогла проекту и возможность использования мощной погружаемой гидроакустической станции для обнаружения подводных лодок противника.

Несмотря на то что судьба ВВА-14 как принятого на вооружение боевого летательного аппарата не сложилась, определенных успехов разработчикам достичь все же удалось: были проработаны и определены принципы и схемы использования подобных аппаратов в будущем, просчитались полетные, эксплуатационные и другие данные, а также определены показатели надежности конструкции ВВА-14 – в ходе всех испытаний случился всего один отказ в гидросистеме, который устранили практически сразу после завершения полета.

Нельзя с полной уверенностью сказать, каким могло быть (или когда-нибудь будет) использование ВВА-14 для нужд Военно-морского флота, однако с уверенностью можно утверждать, что о прорывных и в большинстве своем уникальных технологиях советского гения Роберто Бартини военные до сих пор помнят и в случае необходимости все наработки по «охотнику за подлодками» могут быть пущены в работу.

Оцените статью
Adblock
detector