Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам
Учебник: «Литература. 5класс», часть 1. Автор: Г.С.Меркин, 2011 год.
Цели:
- Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.
- Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.
- Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.
Анализ стихотворения по частям.
1 часть. Охотник возвращается в родную деревню
— Что узнаём из 1 части? ( Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)
— Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: » глазки смешались, как в поле цветы», » я детского глаза люблю выраженье». Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)
2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.
Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).
— Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)
— Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)
— Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: «Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!»
— Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)
— Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)
Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Чем же это стихотворение похоже на комедию? В первой и последних частях звучит диалог: детишки сравниваются со зрителями, а Фингал — с актёром.
3 часть. Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.
Здесь позиция лирического героя меняется: он и один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, и гражданин , думающий о будущем своего народа. (Наблюдение)
1. Выразительное чтение отрывка от слов «О милые плуты» до слов «и клали рядком на перила моста»
— Почему автор завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, они свободны в общении друг с другом и с природой).
— Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет «балованными детками», сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.
— Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)
— Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)
— Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода»)
2. Выразительное чтение отрывка от слов » У нас же дорога большая была:» до слов «Что новый прохожий то новый рассказ».
— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребяишек? (Дорога — это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни.)
3. Выразительное чтение отрывка от слов «Ух, жарко! до слов «Живого в деревню тащат с торжеством»
4. Исследовательская работа с текстом.
— Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)
5. Выразительное чтение отрывка от слов «Довольно, Ванюша. » до слов «Зато ему рано знакомы труды».
— Каково значение сочетания слов «нарядной своей стороной»? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)
— Почему » Ванюша в деревню въезжает царём»? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)
— Каково значение фразы: » Другой стороною медаль»? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)
— Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно:»? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)
6. Выразительное чтение отрывка «Однажды в студёную зимнюю пору».
— О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы».
— Какие мысли автор называет честными? (Мечты о свободе, о счастье народа, о судьбе крестьянских детей, о судьбе России).
— Автор призывает «хранить вековое наследие». Что это? (Лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, то что остаётся с человеком всю жизнь.)
— Какова позиция лирического героя в отрывке «Играйте же, дети! Растите на воле!»? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)
4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей
Выразительное чтение последней части.
— Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)
— Почему Н.А.Некрасов заменил название «Детская комедия» на «Крестьянские дети»? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.
Дом. задание: выучить отрывок наизусть «Однажды в студёную зимнюю пору:»
Н.А.Некрасов. Особенности композиции и основная тема стихотворения «Крестьянские дети».
Тема. Н.А.Некрасов. Особенности композиции и основная тема стихотворения «Крестьянские дети».
показать особенности композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и её роли в реализации художественной идеи произведения; выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении;
формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, работы с иллюстрациями, лексической работы;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать гуманистическое мировоззрение.
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ о детских впечатлениях Н.А.Некрасова.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Анализ содержания стихотворения «Крестьянские дети». Заполнение таблицы по ходу беседы.
К кому обращается
Встреча охотника с крестьянскими детьми
К друзьям, единомышленникам
Охотник, рассказывающий о случае на охоте
Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом
К читателю из привилегированного сословия
Беспристрастный журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях «низкого рода»
Обращение к крестьянским детям
К молодому поколению
Гражданин своего Отечества, призывающий беречь лучшие традиции народа, стремиться к борьбе
— Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения, от лица которого ведётся рассказ?
Обращение к портретам Н.А.Некрасова.
Выразительное чтение стихотворения от слов «Опять я в деревне…» до слов «Чу, шёпот опять!»
— Какое настроение лирического героя ощущается в первых строках произведения?
— Какое слово передаёт настроение героя, возникшее при встрече с крестьянскими ребятами? (Умиленье).
— Поэт растроган. Он как будто встретился с детством. Чем вызвано это особое чувство?
Выразительное чтение по ролям диалога ребят подготовленными учениками.
— Почему для ребят важно выяснить, барин ли незнакомый охотник или нет?
— Закончен ли на этом рассказ о случае, который произошёл с лирическим героем на охоте?
— Какова позиция лирического героя в эпизоде встречи с крестьянскими детьми? (Заполнение первой строчи таблицы).
Выразительное чтение отрывка от слов «О милые плуты!» до слов «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».
— Почему лирический герой завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, поскольку не ограничена рамками условностей. Они свободны в общении друг с другом и природой).
— Детей читателя привилегированного сословия лирический герой называет «балованными детками». С какой интонацией он произносит эти слова? (Определение «балованные» звучит иронически и грустно. Лирический герой сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывает свободное общение с природой).
— Каков смысл строчек: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги/ Не ведают в детстве они»? (Крестьянские дети не знают, что такое роскошь, пагубно воздействующая на неокрепшие детские души, «учёные» занятия, убивающие воображение, уводящие от реальной жизни).
— Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку, находчивость, практичность детей из народа).
— Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями: «…зато мы потом их губили довольно/ И клали рядком на перила моста». Каких сказочных персонажей вы вспомнили, читая эти строчки? (Дети сражаются со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, ожидают славы за «подвиги»).
— Какова позиция лирического героя? (Заполнение второй строчки таблицы).
Выразительное чтение отрывка от слов «У нас же дорога большая была…» до слов «Что новый прохожий, то новый рассказ».
— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских детишек? (Дорога – это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни).
Выразительное чтение отрывка от слов «Ух, жарко!» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством».
— Какова интонация этого отрывка? Сколько в нём восклицательных предложений? Прочитайте их. (Рассказчик с восторгом говорит о крестьянских ребятишках. В отрывке десять восклицательных предложений, передающих искренние чувства лирического героя).
Выразительное чтение отрывка от слов «Довольно, Ванюша! гулял ты немало…» до слов «Зато ему рано знакомы труды».
— Каково значение сочетания слов «нарядной своей стороной»? (В данном фрагменте речь идёт о радости труда, приносящего свои щедрые плоды).
— Почему «Ванюша в деревню въезжает царём»? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу).
— Каково значение фразы: «Другой стороною медаль»? («Другой стороною медаль», то есть противоположной, всегда отрицательной стороной).
— Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно, /А сгибнуть ничто не мешает ему»? Назовите синонимы к слову «сгибнуть».
(Сгибнуть – погибнуть, пропасть, исчезнуть, умереть.
Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания и опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд также отнимает немало сил.)
Выразительное чтение отрывка от слов «Однажды в студёную зимнюю пору…» до слов «Проводит вас в недра землицы родной».
Обращение к иллюстрации А.И.Лебедева, помещённой в учебнике, к стихотворению «Крестьянские дети».
— Расскажите об одном дне из жизни крестьянского мальчика, изображённого на иллюстрации.
— О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика Власа? («Малюточка Влас» — образ живого мальчика, с рядом индивидуальных, только ему присущих особенностей, и вместе с тем он широко социальный тип, воплотивший в себе серьёзное и строгое отношение к труду, характеризующее русское крестьянство и вытекающее из сознания своего долга перед семьёй).
— Каково значение выражения «зимнего солнца холодный огонь»? (Солнце, такое горячее и ласковое летом, зимой не согревает. Ребёнку холодно в лесу, но он должен помочь отцу – кормильцу семьи. Автор, наблюдая чудесную картину, дорогую сердцу каждого русского человека, испытывает противоречивые чувства: он горячо любит свою родину и видит рабство, «клеймо нелюдимой, мертвящей зимы», которое очень трудно уничтожить).
Состояние рассказчика и мальчика Власа передано с помощью художественного приёма – оксюморона.
Оксюморон – (греч. – острая глупость) – сочетание противоречивых понятий (холодное солнце, мучительно мило). Слияние контрастных значений осознается как вскрытие противоречия между названием предмета и его подлинной значимостью.
— Какие мысли рассказчик называет «честными»? (Честные мысли – это мечты о свободе и счастье народа. Мысли о крестьянских детях, об их судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к Родине смешивается с мучительным чувством боли за неё).
— Какое «вековое наследство» призывает хранить поэт? («Привычка к труду благородная» входит в сознание ребёнка с детства и остаётся с ним всю жизнь. «Вековое наследство» — это лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты).
— Каков смысл фразы: «И пусть обаяние детства/ Проводит вас в недра землицы родной. » (Обаяние детства – это то, что с человеком остаётся всю жизнь. Если ребёнок с детства ощущает себя частью родной земли, русского народа, он, повзрослев, сумеет постичь всю глубину народной мудрости и стать настоящим гражданином своего отечества).
— Какова позиция лирического героя в отрывке, начинающемся словами «Играйте же, дети! Растите на воле!» (Заполнение третьей строки таблицы).
Выразительное чтение от слов «Теперь нам пора возвратиться к началу» до конца стихотворения.
— Как ребятишки теперь относятся к рассказчику?
— В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращён, кто слушатели этой истории? (Лирический герой стихотворения рассказывает своим друзьям о случае на охоте. Он находится в кругу единомышленников, разделяющих его чувства к крестьянским ребятишкам).
IV. Подведение итогов урока.
Обращение к таблице, обмен мнениями.
В каких строчках нашла отражение художественная идея произведения?
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам мило казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
— Какова позиция автора в стихотворении «Крестьянские дети»? (Поэт изображает крестьянский уклад жизни, занимает активную гражданскую позицию: он не только правдиво описывает жизнь крестьян и горячо сочувствует им, но и верит в силу народа, призывает молодое поколение хранить лучшие традиции отцов и дедов.)
— Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Чем это произведение похоже на комедию? (Автор с улыбкой рассказывает о крестьянских детях. Сходство с комедией видно и в самой форме стихотворения. В первой и последней частях звучит диалог: Фингал сравнивается с актёром, детишки – со зрителями. Но это не представление, разыгранное на сцене для читателя, это сама действительность).
1.Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
2.Составить цитатный план фрагмента стихотворения от слов «О милые плуты!» до слов «Проводит нас в недра землицы родной…»