Почему эхолот не показывает скорость

Как добиться правильной работы эхолота на скорости

Данная заметка составлена на основании нашего опыта применения эхолотов на рыбалке.

Очень часто владельцы эхолотов жалуются на нестабильную работу сонаров при скорости лодки свыше 40-50 км/ч. Опыт использования и изученная литература по данному вопросу позволяет говорить о том, что эхолот может стабильно работать даже при скорости катера 60-70 км/ч.

Перечисление факторов, влияющих на качество работы эхолота на скорости, начнем с самых банальных и далее по мере увеличения значимости.

1. Слабый заряд аккумулятора. Если заряд аккумулятора меньше 11В, то увеличивается вероятность замираний, пробелов, срывов в показании эхолота, особенно на скорости.
2. Неисправность датчика тоже может приводить к нестабильной работе сонара. Тонкие пластинки датчика, излучающие ультразвук, могут приходить в негодность от сильных ударов (например, падения на твердую поверхность).
3. Датчик эхолота не должен «глотать» воздух (выскакивать на воздух). Это ведет к срыву картинки.
4. Основная рабочая частота для более стабильной работы эхолота на скорости – 200 kHz (узкий луч). Именно в этом луче концентрируется основная доля мощности эхолота. Другими словами, чем выше частота излучения, тем больше импульсов посылается и тем четче и стабильнее картина на дисплее эхолота. Можно сказать, что сканирующие эхолоты (HDI, DSI, DownVu), будут иметь лучшие показатели при работе на высокой скорости, так как они работают на частотах 455 и 800 kHz. Но это утверждение верно лишь на половину, потому что излучение на данных частотах более подвержено затуханию, особенно в мутной воде или на больших глубинах. Именно поэтому узкий луч 200 kHz является более универсальным. Таким образом, в зависимости от модели и возможностей эхолота, для стабильной работы сонара на скорости, важно отключать лучи 50, 83, 455 kHz и оставлять в настройках: 200 kHz, 800 kHz, 200+800 kHz (в гибридных моделях).
5. Неправильная установка датчика эхолота. Основной враг стабильной работы эхолота – кавитация (процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами). Поэтому, необходимо правильно устанавливать трансдьюсер, чтобы добиться лучшего результата в работе эхолота. Существует несколько основных правил:

— самый лучший вариант установки датчика – прямой контакт с водой. Если датчик устанавливается внутри корпуса, то следующий лучший вариант установки – в масляную ванну (упрощенный вариант – посадка на эпоксидный клей). Датчик эхолота будет работать заведомо хуже, если его установить внутри корпуса лодки из металла или из многослойного пластика.
— датчик надо устанавливать максимально удаленно от двигателя и на той стороне киля, от которой лопасти винта уходят вниз. Другими словами, чем плотнее и однороднее слой воды, в котором расположен датчик, тем лучше результаты работы эхолота
— продольный угол наклона датчика эхолота. Иногда улучшить результат помогает изменение угла наклона датчика на 1-2 градуса относительно продольной оси катера

Следует отметить, что чем выше скорость катера, тем более маленькими выглядят подводные объекты, так как количество сигналов, которые отразились от объекта и дошли до преобразователя эхолота, уменьшается. К примеру, на большой скорости массивная коряга может выглядеть как маленький куст, или крупный толстолобик как мелкая рыбка. Лучшая скорость лодки для поиска рыбы и рельефа с эхолотом 5 – 12 км/ч.

Современные гибридные сонары CHIRP, которые только появляются в продаже, будут иметь лучшие результаты при использовании на скорости, так как их датчик способен одновременно обрабатывать отраженные сигналы разной частоты (50, 83, 200, 455, 800 kHz), а дисплей преобразовывать эти данные в единую картину без разделения на частоты. Такие модели эхолотов есть в линейках известных производителей – Garmin, Lowrance, Humminbird.

Читайте также:  Моторы хорошие лодки для рыбалки

Маким Воронов, вплюсе-юг
При перепечатке материала, важна ссылка на сайт вплюсе-юг.рф

​Проблемы с эхолотом и способы их устранения

Если ваш эхолот или эхолот работает неправильно, эти процедуры помогут вам выяснить в чем причина

Современная электроника значительно улучшила производительность и надежность эхолотов, но иногда они выходят из строя и начинают работать неправильно. Выходная мощность блока эхолота важна с точки зрения диапазона и разрешения. Чем выше выходная мощность, тем больше диапазон глубины и возврат сигнала. Датчики глубины обычно состоят из кристалла, состоящего из различных элементов, и именно этот кристалл или пьезоэлектрический элемент преобразует электрический сигнал в акустический. Никогда не трясите и не ударяйте датчик, поскольку при этом можно повредить кристалл.

Большинство эхолотов работают на частоте 200 кГц. На акустические сигналы влияют морская вода и донные образования, а также биологический материал (водоросли и планктон) и взвешенные частицы (ил, растворенные минералы и соли), а также плотность воды, соленость и температура. Перед устранением неисправностей ознакомьтесь с инструкцией и убедитесь, что все настройки верны. Убедитесь, что для параметров выбрано значение «Авто» или значение по умолчанию — «Заводские настройки». Для каждой проблемы ниже, если ничего не помогает, попробуйте выполнить сброс настроек к заводским настройкам.

Помехи на дисплее

Если дисплей блеклый, мигает или просто отключается, выполните следующие действия. Если на дисплее туман и признаки конденсации, устройство требует технического обслуживания в сервисном центре.

1. Проверка электрической системы:

Убедитесь, что напряжение питания на аккумуляторе нормальное, около 12 вольт. Если оно слишком высокое, при работе двигателя, возможно, возникла проблема с регулятором генератора.

Часто бывает, что дисплеи не светятся, если эхолот подключен к аккумулятору запуска двигателя. При этом, во время запуска двигателя, и может произойти скачок напряжения или провал. Проблемы с подключением являются основной причиной падения напряжения, и это может быть вызвано проблемами на распределительной панели или на аккумуляторе. С помощью мультиметра проверьте уровень напряжения на штекере эхолота при включенном и выключенном двигателе. Если уровень напряжения на аккумуляторе намного выше, чем на эхолоте, то, скорее всего, проблема с подключением.

Убедитесь, что все контакты источника питания правильно соединены, затянуты, а вилки прямые, без следов коррозии. Проверьте предохранитель на наличие следов коррозии. Если устройство питается от автоматического выключателя, проверьте выводы на нем, а также несколько раз включите и выключите его.

2. Проверка на наличие электрических помех:

Первоначально проверка на наличие электрических помех означает отключение всего прочего электрического оборудования. Во многих случаях помехи вызывают двигатели, в частности системы зажигания подвесных двигателей и системы зарядки. Выключите все, а затем постепенно запускайте двигатель и по очереди включайте остальное оборудование, чтобы определить источник помех. Если помехи все еще остаются, когда все выключено, у эхолота скорее всего неисправна функция автоматического подавления шума.

Всегда проверяйте, чтобы кабели были установлены вдали от кабелей с большим напряжением. Никогда не устанавливайте кабели эхолота рядом с кабелями регистрации скорости, поскольку могут возникать значительные помехи. Помехи также могут быть связаны с кавитацией

3. Кавитационные проверки:

Кавитация вызвана турбулентностью воды, и представляет из себя процесс образования и последующего схлопывания пузырьков в потоке жидкости. Этот процесс может может существенно повлиять на работу датчика. На малых скоростях поток воды относительно плавный. Когда лодка начинает двигаться со скоростью, на поверхности датчика появляются пузырьки воздуха. Передаваемые сигналы отражаются от воздушных пузырьков, что вызывает шум и маскирует акустические сигналы. Подводная турбулентность вызвана формой корпуса лодки или подводными препятствиями, а также фактическим потоком воды при работе двигателя.

Установленные на транце преобразователи должны быть правильно расположены и установлены во избежание турбулентности. Установка датчика имеет решающее значение, и он должен быть установлен в зонах с минимальной турбулентностью или вдали от основных областей обтекания корпуса.

Читайте также:  Воблеры long marauder 145f dr

Если вы сделали сброс к заводским настройкам, и все эти действия не сработали, вам придется обратится в сервисный центр.

Дисплей не работает

Если эхолот включается, но на экране нет изображения, нужно проверить эти элементы.

  • Выполните основные проверки электрической системы как указано выше.
  • Осмотрите разъемы и контакты дисплея и преобразователя, проверяя на предмет коррозии. Убедитесь, что разъемы и контакты разъема не согнуты. Соблюдайте осторожность при их выпрямлении, так как они довольно хрупкие. Разъемы часто вставляются неправильно или не закрепляются, что приводит к коррозии.
  • Выполните проверку предохранителей и соединений автоматического выключателя.
  • Отсоедините разъем от датчика глубины и убедитесь, что блок эхолота включен.

Дисплей зависает

  • Если дисплей эхолота зависает, проверьте следующее:
  • Выполните основные проверки электрической системы как указано выше.
  • Убедитесь, что звуковой модуль включается.
  • Убедитесь, что два эхолота не работают одновременно. Две лодки, использующие эхолоты в непосредственной близости, могут создавать взаимные помехи при использовании одинаковых акустических частот.
  • Выполните базовую проверку помех как указано выше.
  • Проверьте все кабели на наличие повреждений, порезов или других изъянов. Установленные на транце кабели глубинных преобразователей очень подвержены повреждениям.

Если дисплей по-прежнему темный, вам понадобится помощь сервисного центра.

Нет показаний с датчика

Если эхолот работает, но нет показаний с датчика, выполните следующие тесты:

  • Для нового эхолота проверьте, правильно ли установлен датчик.
  • Выполните базовые проверки электрической системы как при неисправностях дисплея.
  • Осмотрите датчик на предмет повреждений или каких-либо препятствий вокруг лицевой поверхности. Осмотрите на наличие признаков повреждений лакокрасочное покрытие. Чистите поверхность датчика, используя теплую мыльную воду, а не абразивные материалы. Не наносите краску против обрастания на поверхность датчика. Небольшие пустоты и пузырьки воздуха в краске снижают чувствительность.
  • Осмотрите разъемы и контакты дисплея и преобразователя, проверяя на предмет коррозии.
  • Убедитесь, что ваш эхолот не пытается вычислить глубину за пределами своего диапазона. Настройки верхнего и нижнего пределов могут быть установлены для региона, где очень глубоко. Обратитесь к руководству пользователя для получения информации о чувствительности устройства и проверьте правильность настроек. Регулятор чувствительности настраивается или отключается. Если устройство настроено с низкой чувствительностью, оно не будет обнаруживать детали дна. Высокие настройки чувствительности возвращают сигналы от всего и загромождают экран. Большинство эхолотов и эхолотов имеют автоматическую регулировку чувствительности, которая компенсирует условия окружающей воды и глубину.
  • Проверьте нет ли чрезмерной кавитации у винта лодки. Кроме того, выбитые или согнутые опоры на скоростных лодках могут усугубить это состояние.
  • Там, где на лодке установлен переключатель датчика, отключите все датчики и подключите его к эхолоту. Переключатели могут вызвать проблемы.

Если все эти действия не помогают, вы находитесь за пределами зоны «сделай сам» и вам нужна помощь специалистов сервисного центра.

Неправильные показания глубины

Если ваш эхолот показывает неправильную глубину, сделайте следующее:

  • Если это новая устройство, проверьте правильность расположения датчика.
  • Осмотрите датчик на предмет повреждений.
  • Убедитесь, что рядом нет двух эхолотов, работающих близко друг к другу.
  • Осмотрите разъемы и контакты преобразователя на наличие следов коррозии.
  • Выполните базовую проверку кавитации.
  • Убедитесь, что верхний и нижний пределы глубины установлены правильно.
  • Осмотрите кабели преобразователя на наличие повреждений.

Ошибочные показания глубины или дна

При получения ошибочных значений глубины или дна смотрите предыдущие советы по устранению неполадок, а затем попробуйте следующее:

  • Для нового устройства проверьте правильность расположения датчика.
  • Убедитесь, что нет двух эхолотов, работающих близко друг к другу.
  • Выполните базовую проверку на помехи.
  • Осмотрите разъемы и контакты преобразователя на наличие следов коррозии.

Обращайтесь в профессиональный сервисный центр Remphone за консультацией и для ремонта эхолотов!

Самостоятельное устранение неисправностей в работе эхолота

Если Ваш эхолот-картплоттер работает неправильно, прочитайте эту статью, прежде чем обращаться в сервисный центр. Очень вероятно, что это поможет съэкономить Вам время и деньги на пересылку прибора. Возможно многие пункты из нижеприведенного списка покажутся Вам банальными, но опыт показывает, что последовательное их выполнение решает львиную долю проблем, возникающих при эксплуатации оборудования.

Читайте также:  Сани раскладушка для зимней рыбалки

Прибор не включается

  1. Прежде всего проверьте, правильно ли кабель питания подсоединен к эхолоту.
  2. Затем убедитесь, что красная жила кабеля идет на положительную клемму батареи, а черная жила – на отрицательную.
  3. Убедитесь в исправности предохранителя, если он установлен в цепь питания.
  4. Проверьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, должно быть 12В. При напряжении ниже 11В многие эхолоты перестают работать.

Развертка на экране заморожена, прибор работает нестабильно

  1. Скорее всего на работу прибора влияют электрические помехи. Их источников могут быть подвесной мотор, троллинговый электромотор, радар, рация и другие электроприборы. В этом случае рекомендуется проложить кабели питания и датчика подальше от других кабелей. Кабель питания стоит провести прямо к аккумуляторной батарее, а не через переключатель зажигания или предохранитель.
  2. Также стоит убедиться в целостности изоляции кабелей питания и датчика и убедиться в правильности их подключения.

Пониженный уровень сигналов от дна и от рыб

  1. Проверьте положение датчика. Излучающая поверхность должна быть ориентирована строго горизонтально. Протрите излучающую поверхность, возможно она загрязнена маслом или топливом.
  2. Если датчик расположен внутри корпуса, убедитесь, что между ним и водой находится только один слой пластика или металла. Проверьте, что датчик надежно приклеен к днищу, и что между ним и дном нет воздушных пузырей.
  3. Возможно, электрические помехи от двигателя приводят к тому, что эхолот усиливает фильтрацию шумов. В результате сигналы от рыб будут игнорироваться.
  4. Наконец, вы можете просто находиться на глубине, превышающей возможности вашего эхолота или датчика. В этом случае иногда помогает увеличение чувствительности.
  5. Проверьте напряжение аккумуляторной батареи. Если оно снижается, то уменьшается и мощность излучаемого импульса.

Сигнал исчезает на большой скорости

  1. Датчик попадает в завихрения воды или кавитационные пузыри, образующиеся при высокой скорости движения лодки. Необходимо подобрать положение датчика таким образом, чтобы он находился в ламинарном потоке. Опыт показывает, что правильно расположенные датчики работают на скоростях до 100 км/ч.
  2. Возможно, что на высокой скорости возникают помехи от двигателя, отрицательно влияющие на работу эхолота. Помимо рекомендации о прокладке кабелей датчика и питания подальше от других кабелей можно посоветовать использовать свечи зажигания с помехогасящим резистором.

Эхолот не показывает дуги рыб или показывает их не полностью

1. Убедитесь, что луч датчика направлен прямо вниз.

2. Попробуйте увеличить чувствительность, чтобы датчик принимал отраженный от рыбы сигнал когда она находится не только у оси конуса луча, но и по его краям.

3. Используйте функцию масштабирования.

4. Снизьте скорость движения лодки.

Электрические помехи

Электрические помехи проявляются как случайные пятна или точки на экране эхолота. В самых серьезных случаях они могут заполнять весь экран. Ниже приводятся рекомендации как устранить или уменьшить эффект от помех от электрооборудоания.

  1. Остановите лодку.
  2. Отключите эхолот и все электроприборы.
  3. Включите эхолот.
  4. Отключите на эхолоте функцию фильтрации помех. Должен появиться сигнал от дна.
  5. Включайте и отключайте по очереди все электроприборы и следите, когда появятся помехи на экране.
  6. Когда источник помех обнаружен, попробуйте переложить кабели питания и датчика эхолота подальше от кабелей источника помех.

Если электрооборудование не дает помех, то их источником может быть мотор вашего судна. Чтобы проверить это:

  1. Выключите все электрооборудование.
  2. Включите мотор и начинайте увеличивать обороты.
  3. Если на экране эхолоты появятся помехи, то скорее всего причина в генераторе тока, тахометре или в свечах зажигания.
  4. Используйте свечи с помехогасящим резистором, передвиньте кабели, подключите питание напрямую к батарее, используйте только предохранитель из комплекта поставки прибора.

И только после того, как все вышеперечисленные мероприятия не приведут к результату, стоит обращаться в сервисный центр. Спасибо, что прочитали до конца, желаем вам безотказной работы оборудования!

Оцените статью
Adblock
detector