По первой пороше охотники звериные

По первой пороше охотники звериные

Голый и холодный шумит лес.

Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.

Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.

Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать. Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка, вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица.

Идёт охотник по лесу. Где тетерева спугнёт, где белку подстрелит.

Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.

Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

Пороша — только что выпавший снег.

1. Как описан зимний лес? Прочитай.

2. Как рассказчик относится к жителям леса?

3*. Озаглавь каждую часть рассказа. Это будет его план.

4*. Выучи наизусть первую часть рассказа.

По первой пороше охотники звериные

Задание 17. Прочитать тексты, делая паузы и подчеркивая голосом выделенные слова

Собрался по первой пороше охотник | звериные следы считать. ||

Много следов в лесу. || Вот пронеслась от дерева к дереву легкая белочка, | вот ночью хорек проскакал. | Вот пробежала через поляну || осторожная, хитрая лисица. | Идет охотник по лесу. || Где тетерева спугнет, где белку подстрелит.

По И. Соколову-Микитову.

Яички без птички

Три яичка нашел я в лесу: | в песке, в куче листьев, а одно просто так, на земле Три яичка —три загадки. из них? I Яички белые, посредине полянки. | Что за птички вылупятся ни велики, ни малы, | —почти одинаковые. Только лежат в разных местах. [

Стал я ждать. || Время не стоит, | идет. | Собрался я опять в лес. | Пришел туда, | где яичко в песке лежало. | Тут оно и лежит, а скорлупка чуть надтреснута: вот-вот высунется птичий нос. ||

Закачалось яичко, | скорлупка отпала высунулся птичий нос.1 Нос-коротышка: I толстый, короткий как у попугайчика Откуда у нас попугайчики? | Они только в жарких странах живут. |

Жду, | что дальше покажется. || И показалось. | Скорлупка рассеялась, | яичко распалось, || — выползла из яйца черепашка! | Сама с пятачок, | голова, как у ящерки, | глаза, как у рыбки, | нос, как у попугайчика. || Ковыль, ковыль по песку. | Хоть бы помедлила! || Будто всю жизнь по песку бегала.

Разгадалась первая загадка. |

Время не стоит, | идет | Пора проверить яичко в листьях, |

Пришел я в лес, | разгреб я листья)—тут яичко. | Вовремя пришел 1 — дырочка в скорлупке. ( Что-то в дырочку высунется? j Шевельнулось яичко, | раздалась дырочка |— выползла из нее змейка! | Как черная краска из белого тюбика выдавилась. Сама с карандаш, | голова, как у ящерки. |. И только глаза, как у птицы. |

Языком меня подразнила, | что-то прошипела | и поползла. | Будто всю жизнь по листьям ползала.

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

И. Соколов-Микитов. Зима в лесу

Снежок порхает, кружится…

Ответы к стр. 59 – 60

Иван Соколов-Микитов
Зима в лесу

1
Голый и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

Читайте также:  Охотник за крокодилами кто ведущий

2
Собрался по первой порóше охотник звериные следы считать. Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка, вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица.
Идёт охотник по лесу. Где тéтерева спугнёт, где белку подстрелит.
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.

3
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

1. Выбери из текста слова-признаки (прилагательные). Запиши по образцу.

Лес (какой?) голый и холодный.
Шубка (какая?) белая зимняя заячья.
Белочка (какая?) лёгкая.
Охотник (какой?) осторожный.
Лисица (какая?) осторожная, хитрая.
Медведь (какой?) запасливый.

2. Раскрась и подпиши рисунки словами из текста.

Голый и холодный шумит лес. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю
шубку.

Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается.

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

Э. Шим. Всем вам крышка

Снежок порхает, кружится…

Ответы к стр. 60 – 61

Эдуард Шим
Всем вам крышка

1
Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспосóбно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет — так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.
Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозко, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.

2
Дальше идёт. К болоту выбрался.
— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал. Дальше идёт. На озеро вышел.
— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.
— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.

3
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
— Я один тут властелин!
И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.
А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!

Читайте также:  Охотники за призраками 1984

1. Допиши предложения словами из текста.

Для луж – маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.

2 ∗ . Объясни значения выражений. Запиши.

Всем вам крышка – Пришёл конец! Морозко вмиг запечатал лужу, болото озеро крышками.
Я один тут властелин – Я – хозяин, повелитель!

3 ∗ . Составь план. Нарисуй или запиши. Расскажи по плану.

1. Морозко лужу запечатал. 2. Болото и озеро запечатал. 3. Весна придёт – все Морозкины крышечки распечатает!

4 ∗ . Запиши названия жуков.

жуки-плавунцы
жуки-водолюбы
жуки-вертячки

По первой пороше охотники звериные

К. А. Коровин в зарубежье

«Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу. Конечно, мы не можем предоставить вам для этого средства» — так Константин Алексеевич Коровин не без иронии описывает обстоятельства, при которых совершился его судьбоносный отъезд из России.

Эту короткую сцену между Коровиным и А. В. Луначарским изображает сам художник в книге «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», в главе под названием «Отъезд» [1] . Судя по источникам того времени, Коровин довольно точно описывает, как и почему его выпустили, или выпроводили, из России. Позже советские исследователи выдвинут совсем иные причины отъезда Коровина с семьей. Официально считалось, что художник выехал, во-первых, только на время, а во-вторых, он якобы хотел, чтобы его больная туберкулезом жена и сын-инвалид смогли поправить за границей свое здоровье.

На самом же деле одним из стимулов, подтолкнувших Коровина к отъезду, послужил отъезд за границу его друга Федора Шаляпина. Однако основная, еще более глубокая причина кроется в отрицательном отношении Коровина к революции и к тому, что она принесла. Это неприятие революции он как нельзя лучше изобразил в последней части автобиографии «Моя жизнь» — «Воспоминания 1917 г.» [2] .

До революции Константин Коровин снискал в России заслуженную славу как признанный мастер живописи, работающий в разных жанрах, как выдающийся сценограф и замечательный мастер прикладного искусства. Его живопись многократно представлялась на лучших выставках в России и за рубежом и неизменно получала высокую оценку.

Он достиг высочайшего государственного назначения — с 1910 года был главным художником Императорских театров. Начав в двадцать четыре года карьеру в качестве художника-декоратора в Частной опере Саввы Мамонтова (с 1885 г.), почти сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1884), Коровин стал реформатором русского оперного и балетного искусства. Созданные им театральные декорации и костюмы для исполнителей были совершенно не похожи на те, которые публика видела до сих пор. Зрители были в восторге, критика не оставляла его в покое — то хвалила коровинские постановки, то яростно нападала на художника, называя его вошедшим тогда в обиход модным словом «декадент». Всего для оперы Мамонтова и Императорских театров Коровиным было оформлено 64 балета и 84 оперы.

Будучи личностью разнообразных интересов и дарований, Коровин вместе с К. А. Станиславским, А. П. Чеховым, И. И. Левитаном и другими деятелями культуры основал (1898) Литературно-художественный кружок, призванный «способствовать развитию литературы и изящных искусств» [3] .

Художник много путешествовал. Яркие наблюдения, полученные им во время поездок по России, воплотились в серии декоративных панно, созданных для павильона Крайнего Севера на Нижегородской выставке (1896) и для Международной выставки в Париже (1899–1900). Для этой выставки он сконструировал павильон кустарной промышленности и представил тридцать своих панно. Сюжеты — Сибирь, Крайний Север и Средняя Азия [4] . Французы наградили К. А. Коровина орденом Почетного легиона, он был удостоен также двух золотых и нескольких серебряных медалей [5] .

Читайте также:  Канал охот тв охота

С 1901 года, по предложению В. А. Серова, Коровин возглавил жанрово-портретный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился сам. Среди его учеников — Н. Сапунов, С. Судейкин, М. Сарьян, С. Герасимов, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин и др. В 1905 году, по представлению В. Д. Поленова и В. М. Васнецова, его избирают академиком.

Революция 1917 года и разруха, которую она с собой принесла, в том числе и в сферу художественной жизни, оставили Коровина «не у дел». И хотя при новой власти видимость активной деятельности еще сохраняется (он входит в Особое совещание по делам искусств, в президиум Совета организаций художников Москвы и Коллегию художников театра, продолжает участвовать в московских и петроградских выставках, преподает), реорганизация театрального дела и художественных училищ вызывает у него резкое неприятие. И дома тоже не было покоя. Толпы революционных мародеров врывались в любое время суток в квартиру, где он жил, и обчищали ее; оставшиеся вещи приходилось менять на продукты, не на что было покупать краски и холсты, а местные власти к тому же постоянно грозили уплотнением.

В 1919 году Коровин был вынужден бежать с семьей из городской квартиры в глушь Тверской губернии. В деревне Островно он провел последние годы перед отъездом из России. Здесь было спокойнее, да и легче с пропитанием. Этот период нашел отражение в письмах к Ивану Кондратьевичу Крайтору [6] , устроителю выставок его картин (как тогда говорили, агенту). Художник писал, как он бедствует, как его, жену и сына одолевают болезни и как безумно трудно жить. Не имея возможности найти нужные материалы для написания картин, он вынужден был переключиться на миниатюры [7] . О причинах, вынудивших Коровина уехать в деревню, вспоминает в эмиграции и В. Зеелер, секретарь Союза писателей и журналистов: «Несколько лет жизни „под большевиками“ совсем изнурили крепкую натуру художника: постоянные, нескончаемые обыски; налеты ночных бандитов; всякие „сокращения“; продовольственные лишения — создали обстановку совершенно непереносимую…» [8]

Можно сказать, что художник стал эмигрантом в собственной стране еще задолго до эмиграции в Европу.

Последние две персональные выставки Коровина в России прошли в Москве в 1921 и 1922 годах.

В 1922 году границы новой, социалистической страны еще не были закрыты, а советское правительство само избавлялось от неугодных деятелей науки, культуры и искусства. «…Осенью 1922 года советское правительство в порядке акта, не имевшего прецедентов и впоследствии уже не повторенного, сделало эмиграции неожиданный и весьма ценный подарок, выслав за границу… свыше 160 представителей интеллигенции…» [9]

Коровин покинул Россию в том же, 1922 году добровольно. Документально эта дата ничем не подтверждается, что ввело в заблуждение его ранних биографов, таких, как Н. Молева и И. Зильберштейн, которые полагали, что художник покинул Россию в 1923 году [10] . По словам самого художника, он с семьей выехал «месяца через два» вслед за Шаляпиным [11] , который уехал 29 июня 1922 года [12] . Коровины сначала оказались в Риге, затем в Германии, но очень скоро, возможно опять вслед за Шаляпиным, они переехали в Париж. В этом знакомом и любимом Константином Алексеевичем городе (художник был здесь дважды — в 1885 и 1900 гг.) началась его другая жизнь, в Зарубежье.

Оцените статью
Adblock
detector