- История создания «Записок охотника»
- Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы
- Исторический контекст
- Взгляды Тургенева
- История создания сборника «Записки охотника»
- Заголовок
- Цензура
- Цикл «Записки охотника» — состав сборника
- Влияние на литературу и историю
- Природа и язык
- И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
История создания «Записок охотника»
В 1852 г. отдельным изданием выходят «Записки охотника» И.С. Тургенева. Начатые в середине 40-х годов, они прошли через несколько десятилетий творческой деятельности писателя. С публикации первого очерка «Хорь и Калиныч» (1847) они всегда отмечались как незаурядное явление русской литературы, однако отдельное издание выявило новаторство писателя особенно убедительно и отчетливо.
Созданные в основном тогда, когда самым больным вопросом русской действительности было крепостное право, «Записки охотника» воспринимались современниками прежде всего в аспекте социальном. Они стали свидетельством в защиту угнетенного народа.
Тургенев не только ввел в литературу нового героя, русское крепостное крестьянство, — он сделал это так, что его произведение явилось своеобразным этическим камертоном, по которому настраивалась последующая литература в своем обращении к темам из жизни народа. Однако несомненна роль этого произведения и в общественно-политической борьбе. «Записки охотника» не сводятся только к прямому протесту против крепостничества: они дают широкую картину русской жизни с теми ее положительными началами, хранителем и носителем которых является народ.
Крестьяне в «Записках охотника» — и квинтэссенция черт определенного сословия, и живые люди во всем многообразии ярких индивидуальностей. Практический ум Хоря и поэтическая натура Калиныча, трогательно беззащитная девушка в «Свидании» и угрюмый, полный стихийного благородства Бирюк, талантливый певец Яков и тихий, весь в духовных поисках Касьян с Красивой Мечи — все они каждый по-своему несут в себе черты русского национального характера. Ум народа, его чувства, типы его людей — залог будущего страны, показатель того, сколько сил в народе задавлено и гибнет без следа.
Сам прием «хождения» по родной земле дает возможность писателю увидеть и деревню, и барские усадьбы, и избушку лесника, и трактир, встретиться с нищим, неграмотным мужиком и с людьми, европейски образованными. Сатирические образы, подобные самодовольному и жестокому помещику Пеночкину, соседствуют с трагически сознающим свою оторванность от действительной жизни героем «Гамлета Щигровского уезда».
Тургенев показывает жизнь русского человека и его смерть, его любовь и страдания. И всегда, во всех ситуациях, встречающихся в «Записках охотника», важнейшая функция отводится пейзажу. И композиционно книга завершается пейзажной зарисовкой «Лес и степь» — апофеозом русской природы. [4, с.399].
«Записки охотника» — произведение этапное. Точность и тонкость изображения, поэтическое воссоздание народных характеров, богатство жанровых форм стали одним из источников дальнейшего развития и русской литературы, и творчества самого Тургенева.
Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы
Рассказы сборника «Записки охотника» Тургенева были написаны в период с 1847 по 1851 гг. и печатались по очереди в журнале «Современник». Единым сборником «Записки охотника» вышли в 1852 году.
Исторический контекст
Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.
Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.
Взгляды Тургенева
Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.
Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.
История создания сборника «Записки охотника»
Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.
Титульный лист первого издания. 1852
В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.
Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.
Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».
Заголовок
Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».
Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»
Цензура
Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.
Цикл «Записки охотника» — состав сборника
Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».
«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Влияние на литературу и историю
По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.
Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.
«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Природа и язык
Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.
«Записки охотника» были переведены на всей европейские языки.
И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 33.
Тема. И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
Цель:
· выявить внутреннее единство цикла «Записки охотника» и самостоятельности каждого рассказа как части огромной поэмы о крестьянской Руси;
· формировать навык составления художественного пересказа, выразительного чтения;
- развивать нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения слов «раболепный», «лицемерие».
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, его целей и задач.
— Какие произведения И.С. Тургенева вы читали? О чем они?
— Какие идеи автора отражены в них?
3. Слово учителя.
«Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже 40-х и начала и начала 50-х гг. XIX в. Дагеротипы (дагероти́пия — фотографический процесс, способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения) этого времени запечатлели не только облик писателя, по и особую атмосферу жизни русской интеллигенции того времени.
4. Экскурсия по выставке портретов и дагеротипов И.С. Тургенева, организованная учителем.
- А.А Бакунин. И.С. Тургенев. 1841;
- Дегоротипы. И.С. Тургенев. 1840-е гг.;
- Э.Ламими. И.С. Тургенев. 1843-1844.;
- И.С.Тургенев в группе сотрудников журнала «Современник». Петербург, 1856. Фотография С.Л. Левицкого. На фотографии запечатлены знаменитые русские писатели (И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.Н.Островский) — сотрудники журнала «Современник. Это одна из первых групповых фотографий в России, сделанная в ателье знаменитого петербургского фотографа.
5. Слово учителя.
В конце 1846 года, задумав расстаться с литературной деятельностью, И.С.Тургенев, автор ряда интересных, но недостаточно оригинальных в то время поэм и рассказов, отдаёт как бы «на прощание» небольшой очерк о дружбе двух крестьян-простолюдинов в заново издаваемый (под редакцией Н.А.Некрасова и И.И.Панаева) журнал «Современник». Очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч», появился в первом номере журнала за 1847 год в разделе «Смесь». В таких разделах обычно печатали статьи на естественно-географические, экономические и этнографические темы.
В редакции затруднились определить жанр присланной работы Тургенева и решили снабдить её подзаголовком: «Из записок охотника». Когда же книжки первого номера «Современника» дошли до читателя, случилось нечто неожиданное: все говорили о талантливом, проникнутом глубокой симпатией к мужику рассказе неизвестного автора. Каждый стремился узнать, кто скрывается под инициалами Т.Л. (Тургенев-Лутовинов).
Этот непредполагаемый успех возвратил Тургенева к литературе, побудив его работать над очерками и дальше. Друзья говорили, что он напал на свой истинный род, на свою дорогу. И вот в течение 1847-1852 гг. Тургенев создаёт ещё более 20 очерков. В 1852 г., объединённые общим название «Записки охотника» вышли отдельной книгой, обеспечив автору широчайшую известность. Очень скоро книга была переведена на французский, потом на английский и немецкие языки. И всюду она воспринималась как необычно цельная, яркая художественная вещь, имеющая своё неповторимое лицо. «Ваши крестьяне, — сообщала Тургеневу знаменитая французская писательница Жорж Санд, — Ваши помещики предстают перед нами с исключительной рельефностью… Ни один исторический памятник не может раскрыть Россию лучше, чем эти образы».
Писатель возвратился к «Запискам охотника» уже в последние годы своей жизни, добавив ещё три рассказа, и теперь в составе «Записок охотника» мы имеем 25 очерков, каждый из которых обладает своим сюжетом и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скреплённый позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.
Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и повествует об увиденном с той художественной непосредственностью, какая свойственна лишь произведениям, созданным на основе личных впечатлений. В книге множество действующих лиц, большое количество диалогов, сцен, масса житейских историй, бытовых случаев. Они не имеют внешней композиционной связи, тем не менее книга оставляет впечатление тонко спаянного единства, скреплённого не только образом рассказчика, но и общим настроением, идейным пафосом произведения.
Всегда считалось, что содержание «Записок охотника» связано с осуждением крепостного права. Это действительно так. Писатель дал «аннибаловскую клятву» никогда не примириться с крепостными порядками, бороться с ними всеми средствами, в том числе средствами художественной литературы. «Записки охотника» как никакое другое произведение Тургенева подтверждают серьёзность его намерений. Правительство, усмотрев в книге Тургенева недозволенный выпад против существующего порядка, решило выслать писателя, правда, в собственную деревню (Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год), без права появления в обеих столицах в течение двух лет.
Такова политическая подоплека «Записок охотника». Их антикрепостнический пафос очевиден. Но книга Тургенева интересна ещё и глубокой постановкой вопроса о сущности народа, его возможностях, свойствах, задачах, так и не раскрывшихся до конца.
Как же раскрывается тема народа в «Записках охотника»?
За неприглядной внешностью крестьян, их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по сути качества. И не случайно уже по первому очерку «Хорь и Калиныч» Белинский сделал вывод о том, что Тургенев зашёл к народу «с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил». Это было новаторство, имевшее важные последствия для всей русской литературы.
Тургенев не просто описывает крестьян, рассказывает о них, воспроизводит их речь, характеризует поступки, но как бы заглядывает им в души, чтобы там увидеть нечто сокровенное и таким образом поведать о многих благодатных свойствах народа. И оказалось, что «мужик – это действительно человек, а не забитое существо, часто – больше человек, нежели раб бессловесный, и притом прекрасный человек, обладающий верным пониманием сущего, каким не обладают порою и образованные люди из привилегированных сословий.
При этом Тургенев не идеализирует крестьян – в них есть, как показывает автор, и беспечность, смешанная нередко с бестолковостью, и раболепие; часто они бывают склонны к выпивкам, суеверны, темны. Но всё это, если внимательно присмотреться, — общий результат их тяжёлой жизни. Тем удивительнее, что при таких условиях многие крестьяне не утратили ни здравомыслия, ни достоинства, ни веры в лучшее, хотя и не знали, в чём оно должно заключаться.
«Записки охотника» были чрезвычайно популярны. К ним обращались известные иллюстраторы того времени.
6. Экскурсия по выставке иллюстраций, фотографий, рисунков к «Запискам охотника», организованная учителем. Пересказ учащимися эпизодов, изображенных на иллюстрациях.
Рисунки И.С. Тургенева к «Запискам охотника»: «Гамлет Щигровского уезда», «Касьян с Красивой Мечи»; «Однодворец Овсяников» (все — не позднее 1880 г.).
Я.П. Полонский. Спасское-Лутовиново. Бежин луг. 1881.
Фотографии В. Каррика: Крестьяне с. Спасское-Лутовиново; Крестьяне у въезда в усадьбу Спасское-Лутовиново. 1883.
Иллюстрации П.П. Соколова к «Запискам охотника»: Льгов; Контора; Петр Петрович Каратаев; Лебедянь.
К.В. Лебедев. Бурмистр; Бирюк.
В.В. Пукирев. Яков Турок поет («Певцы»). Иллюстрация к «Запискам охотника». 1880.
Б.М. Кустодиев. Яков Турок поет («Певцы»). Иллюстрация к «Запискам охотника». 1908.
7. Слово учителя.
Писателя волнует бесправное положение крестьян, судьбы которых определены словами однодворца Овсяникова в одноименном очерке: «С мужиком как с куклой поступают: повертят, повертят, поломают и бросят. И приказчик, крепостной человек или управитель из немецких уроженцев, опять крестьянина в лапы заберет». А между тем крестьяне в очерках Тургенева наделены острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир. Они способны откликаться на чужое горе и страдания, чувствовать и понимать прекрасное.
Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч», Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил», и указал на глубокое сочувствие в изображении народных характеров. «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, — писал Белинский, — как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души».
Темы социальной несправедливости и поруганного человеческого достоинства русского мужика, жестокость и эгоизм крепостников, их самодурство, роскошь и расточительство — все это нашло самое резкое обличение в «Записках охотника».
По словам М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
Каждый рассказ цикла — неповторимая частица огромного мира, необходимая для завершенности целой поэмы о крестьянской Руси. Очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика.
Рассказ «Бурмистр» написан в Зальцбрунне в 1847 г. Предметом художественных разоблачений Тургенева стала новомодная система управляющих, бурмистров, закабалявшая мужика еще сильнее.
8.Разбор особенностей «Записок охотника».
1. Посвящены одной теме – изображению тяжелой жизни крепостного крестьянства.
2. Имеют одного рассказчика – дворянина-охотника.
3. Изображают лучшие нравственные качества русского народа.
4. Содержат мастерские пейзажные зарисовки русской природы.
Композиция рассказов – зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам представляется право самостоятельно делать выводы.
9. Художественный пересказ по цитатному плану рассказа «Бурмистр».
— В каких деталях проявляются черты «образованности», «изысканности» Аркадия Павловича Пеночкина?
Он создал внешне идеальный островок цивилизации среди дикой провинции. Кучера у него вытирают хомуты и свои армяки чистят, камердинер в голубой ливрее даже завит парикмахером, сам Пеночкин вечно напевает что-то из оперы «Лючия де Ламмермур» Гаэтано Доницетти и «Сомнанбулы» Винченцо Беллини.
— Почему в селе Шипиловка, принадлежащем «просвещенному барину», всё так мертво, уныло? Почему крестьяне умолкают при виде барина?
Все хорошо помнят и угнетающе придирчивую, недалекую жестокость Аркадия Павловича Пеночкина, и крутой нрав бурмистра.
— Как бурмистру Софрону удалось добиться расположения барина?
Он знает, что Пеночкину, мелкому деспоту, ничтожному властителю, неинтересно, как живут его крестьяне. Ему нужна демонстрация раболепия и показной преданности.
11. Лексическая работа
— Определите значение слова «раболепный».
— Как Софрон показывает барину свое почтение?
Нарочито громко выражает свой восторг и умиление по поводу появления барина: «Ах вы, отцы наши, милостивцы вы наши,— заговорил он нараспев и с таким умилением на лице, что вот-вот, казалось, слезы брызнут, — насилу-то изволили пожаловать!. Ручку, батюшка, ручку,— прибавил он, уже загодя протягивая губы».
Потакая страсти барина к показному благополучию, Софрон «.все канавы обсадил ракитником, между скирдами на гумне дорожки провел и песочком посыпал, на ветряной мельнице устроил флюгер в виде медведя с разинутой пастью.».
— Искренен ли Софрон в проявлении своих чувств?
Бурмистр лицемерит, смеется над своим помещиком. Он умеет пользоваться барским самодурством, недальновидным, мелочным, неумным. Софрон знает, что вскоре настоящим хозяином жизни станет он, а Пеночкин разделит участь графа.
— Определите значение слова «лицемерие».
Лицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
— Что скрывается за внешним благополучием?
Софрон, фактический хозяин Шипиловки, бесчинствует: «Крестьяне ему кругом должны; работают на него словно батраки: кого с обозом посылает, кого куды. затормошил совсем».
«Умен, больно умен, и богат же, бестия! Да вот чем плох — дерётся. Зверь — не человек; сказано: собака, пес, как есть пес».
— Найдите в тексте рассказа цитату, свидетельствующую об авторском отношении к изображаемому.
«Дичи у него в поместье водится много, дом построен по плану французского архитектора, люди одеты по-английски, обеды задает он отличные, принимает гостей ласково, а все-таки неохотно к нему едешь».
12. Обращение к иллюстрации К. Лебедева «Бурмистр» (1884).
— Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации?
— Каковы особенности композиции рисунка?
— Удалось ли иллюстратору передать авторское отношение к персонажу произведения?
13. Слово учителя.
В конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. И.С. Тургенев часто встречался В.Г. Белинским. Они много говорили о причинах странной пассивности и тяжеловесной сонливости — определяющей черте многих людей на Руси. По мнению И.С. Тургенева, такое состояние — психологическое следствие крепостничества.
«Везде стремления, не достигающие цели, жажда сделать завтра и похожим на вчера. Какой хронический, затянувшийся недостаток личной зависимости — первое свидетельство рабства! И естественно — полное отсутствие уважения к человеку со стороны офицерской касты, помещиков.»
«— Личность у нас еще только наклевывается,— отвечал Белинский. — И отдельные хорошие люди, среди безгласной покорности, вялого послушания, пассивности и, главное, среди невежества, покоряются невидимой силе вещей. Хороших людей даже много, но из-за их роковой связанности этой невидимой властью вещей литература все-таки не может пользоваться хорошими людьми, не впадая в идеализацию, в риторику и мелодраму…»
С особой достоверностью отражено это явление в рассказе «Малиновая вода».
Первоначально рассказ назывался «Туман» (очевидно, реальное имя или прозвище одного из крепостных, которое упоминается в письме В.П. Тургеневой сыну от 30 июля 1838 г. из Спасского). Тургенев предлагал затем назвать рассказ «Туман и Степушка». Заглавие «Малиновая вода» связано не только с изменением замысла, но, по всей видимости, с желанием подчеркнуть контраст между красотой земли, природы и уродливости крепостного быта.
14. Художественный пересказ рассказа «Малиновая вода» по цитатному плану.
Образец цитатного плана.
1. « Кое-как дотащился я до речки Исты. и пошел. в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды».
2. «Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы.»
3. «Степушку. нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности».
4. «Здесь некогда жил граф Петр Ильич, известный хлебосол, богатый вельможа старого века.»
5. «Туман служил. дворецким и еще при жизни графа получил отпускную».
6. «Мужик рассказывал нам все это с усмешкой. но на маленькие и съеженные его глазки навертывалась слезинка, губы его подергивало».
— Что представляет собой барская усадьба в селе Шумихине?
Огромные хоромы со службами, оранжереями, качелями сгорели, и здесь сколочена избенка для садовника и его жены Аксиньи.
— Пытались ли хозяева восстановить имение?
«Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов».
— Можно ли назвать владельцев имения хорошими хозяевами?
Мы можем отметить лишь бесплодные порывы к деловитости, проявляющиеся в намерении следовать новомодным веяниям (тирольская корова, купленная в Москве за большие деньги, но лишенная всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшая молока).
— Как сложилась судьба графа Петра Ильича?
«Разорившись кругом, отправился он в Петербург искать себе места и умер в нумере гостиницы».
— Как сказывается праздность и леность бар на обитателях имения?
Леность бар порождала и леность крестьян, видевших эти причуды. Таков Стёпушка, не работающий, а «обитающий» на огороде, и бывший дворецкий Туман, в памяти которого сохранились воспоминания о праздных забавах барина. Старый мир, основанный на страхе, рушится. Но сила инерции велика: крестьянин не пытается противиться обстоятельствам.
— Почему мужик Влас рассказывает об умершем сыне с усмешкой, как о чужом человеке, тогда как «на маленькие и съеженные его глазки навертывалась слезинка, губы его подергивало»?
Крестьянин привык воспринимать несправедливость как должное, не противиться судьбе.
III. Подведение итогов урока.
В 1852 г. министр народного просвещения объявил московскому военному генерал-губернатору, что государь император изволил усмотрен книге Тургенева «решительное направление к унижению помещиков», представленных в смешном и карикатурном виде. Такое изображение содействует уменьшению уважения к дворянскому сословию. «Его Величество высочайше повелел цензора, пропустившего означенную книгу, князя Львова, отставить за небрежное исполнение от должности».
В этом же году Тургенев за напечатание в московских «Ведомостях» статьи такой же направленности, которая не была пропущена цензурою, был выдержан месяц под арестом и отправлен в свое имение в Орловскую губернию.
И.С. Тургенев гордился тем, что он сказал правду о русской жизни. Он навсегда запомнил неожиданную встречу на маленькой железнодорожной станции: «Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. «Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» — «Я». — «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» — «Тот самый.» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам. в знак уважен и благодарности от лица русского народа».
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Бирюк».
2.Определить значение слова «бирюк».
3. Индивидуальное задание.
Составить комментарии для экскурсии по выставке картин художников Крамского, Репина, Перова (краткие сведения об авторе, описание картин).