- И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг». план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока по русскомуязыку на тему И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч». (6 класс)
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока по произведению Тургенева «Бежин луг» (Роль пейзажа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_peyzazha_v_rasskaze_s.i.turgeneva_bezhin_lugkonspekt_uroka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы(учитель Доможирова Е.В., 6 класс)
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
- знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева;
- рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».
- показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
- помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;
- продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения;
- помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;
- воспитывать трепетное отношение к природе.
Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».
Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста.
Вся моя биография в моих сочинениях…
1. Слово учителя (слайд 1)
Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.
Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. Случалось это и с Тургеневым. Давайте послушаем, как прошло его детство.
(слушаем доклады учеников)
доклад 1 (слайд 2)
(статья в учебнике на стр. 167)
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного.
В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.
Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.
Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.
С гувернерами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
(статья в учебнике на стр. 168)
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
(на материалах, данных учителем)
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, в течение которого он создал множество стихотворений и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставивший перед собой новые творческие задачи, обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам.
состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.
2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)
— С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
— Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?
— Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
— Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?
— С чего начинается рассказ? (с описания природы)
— Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)
— Запишем определение в тетради:
(слайд 6) Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
— Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями:
«Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».
— Почему читатели обращали внимание на необычность формы, по-разному определяли жанровую принадлежность? Как вы определите жанр «Записок охотника»? Как бы вы объяснили авторский выбор? (Очерк)
— Почему очерк? Запись определения в тетради.
Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
Спокойная музыка и некоторый видео ряд с изображением природы (слайд 8)
Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик к происходящему в рассказе.
3. Выразительное чтение.
— Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. ( Активизация читательского восприятия перед чтением очерка) (слайд 9)
(Чтение описания июльского утра. Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника»)
— Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию )
4. Работа с текстом.
-Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры. (слайд 10-11)
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
— Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) (слайд 12)
— Почему повествователь заблудился? Кто он? (слайд 13)
— О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает? (слайд 14)
(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)
-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд 15)
— Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) (слайд 16)
— Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
— Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).
— Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) (слайд17)
— Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
— Что такое природа для писателя? (природа — высшая сила)
Итоги урока: (слайд 18)
— Понравился ли вам рассказ Тургенева?
— Что нового вы узнали на уроке?
6. Домашнее задание (слайд 19)
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):
- Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
- Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
- История, которую рассказал герой;
- Ваше отношение к герою.
2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы.
Данный материал может быть использован при подготовке к уроку как молодыми учителями, так и учителями — стажистами.
Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева.
Урок литературы входит в раздел «Из русской литературы XIX века".
В презентации рассматривается, какую роль играет портрет в раскрытии характера литературного героя.
Конспект урока по русскомуязыку на тему И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч». (6 класс)
Тема . И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч».
Цели: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа; определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев; определить место «Записок охотника» в творчестве И.С.Тургенева и русской литературе; вырабатывать навыки аналитического чтения.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; тексты, запись на доске.
Вхождение в тему.
С творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургенева мы встречаемся уже не первый год. Давайте вспомним, с какими из его произведений мы уже знакомы? (на слайдах- иллюстрации к рассказам «Муму» и «Бежин луг» — дети называют эти произведения).
Индивидуальным заданием к сегодняшнему уроку была подготовка презентации по жизни и творчеству И.С.Тургенева. Давайте дадим слово вашему товарищу.
Выступление ученика по подготовленной презентации «Биография И.С.Тургенева»
Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Достаточно вспомнить рассказ «Муму», где на примере дворника Герасима показано всё бесправие крепостного права. Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением, которое входит в цикл рассказов «Записки охотника» и называется «Хорь и Калиныч».
История цикла «Записки охотника». Раннее творчество И.С Тургенева — это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов 19 века Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника».
Великий русский критик В.Г.Белинский объяснил повышенное читательское внимание к произведению, сказав: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ.
Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? ( Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй, по цензурным соображениям)
Итак, первым появился очерк «Хорь и Калиныч» (1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей.
Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо).
В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. Тургенев создавал образ Хоря под впечатлением встречи с реальным крестьянином, «с натуры» и даже послал ему свой очерк, чем тот был очень польщен. Прототипом Полутыкина послужил помещик Н.А. Голофеев, который узнал себя и очень обиделся на писателя.
Почему он обиделся?
Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера.
(учитель зачитывает отрывок от слов «Кому случалось … до слов …и пугает собаку)
Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.
Хорь и Калиныч — две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни — и мечтательность, деловитость, предприимчивость и пренебрежение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь — к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе — изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.
Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Работа с текстом.
А теперь обратимся к главным героям рассказа.
Дайте развернутую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча. Подтвердите свое мнение текстом.
Выступление ученика: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.
Вот как Тургенев даёт нам описание Хоря: На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.
Выступление ученика: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа.
Вот как описывает Тургенев Калиныча: Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.
В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь — платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.
Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами. Барщина — даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.
Чем выгодна был оброк для Хоря? Но как говорится, до боженьки высоко , до царя –батюшки далеко.
Отношения главных героев. Дружба крестьян.
А) слово учителя.
Нам понятно, что произведение построено на противопоставлении. Перед нами два разных крестьянина, по характеру, внешности, отношению к своему хозяину. На чём же строилось их взаимное уважение? Где мы можем увидеть взаимоотношения Хоря и Калиныча.
Б) Зачитывание отрывка
(от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга… до слов Он много видел, много знал.)
Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое. Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.
«Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»
«Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»
«Жаль мне было расставаться со стариком»
«Меня занимали новые мои знакомцы»
«Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»
Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить н, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.
Творческая письменная работа
После такой активной работы с текстом, нам необходимо подвести итог. Он и выльется у нас в небольшую письменную работу «Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?»
IV . Заключительная часть урока.
В чём новаторство И.С.Тургенева? Как И.С.Тургенев показывает простой народ? Какое место в литературе 19 века занимают эти рассказы?