Пещера ласко сцена охоты

Пещера Ласко

Немало мест, где найдены творения первобытного населения: Испания — пещера Альтамира, Франция — пещера Шов, пещеры Азии тоже богаты росписями. Знаменита также пещера Ласко (Ляско) (Grottede Lascaux). Один из значимых памятников времён палеолита по количеству, качеству, сохранности наскальных изображений. Ласко также знают как «Сикстинскую капеллу первобытной живописи». Живописные росписи пещеры Ласко, гравированные рисунки не имеют точной датировки: можно говорить примерно о 18—19 тысячелетии до н. э. Длительный период приписывались древней мадленской культуре. Последние изыскания показали: это ранняя солютрейская культура.

Пещера находится в историческом французском регионе Перигоре (территория коммуны Монтиньяк, департамент Дордонь, это приблизительно 40 км к юго-востоку от Перигё. Место расположения — левый берег реки Везер, известняковый холм. Ласко — относительно «сухая». Мраморный слой служит защитой от воды, препятствуя формированию кальцитовых отложений.

История находки

История менее драматична, чем у Альтамиры. Ляско открыта намного позже (1940-й год), зато изображения несколькими тысячами лет старше, более разнообразны. Открытие произошло случайно. 12.09.1940 четыре подростка нашли узкое отверстие, появившееся после падения сосны (поразил удар молнии). Дети сообщили об открытии наставнику Леону Лавалю.

Анри Брейль, специалист по истории первобытного общества, был первым исследователем, посетившим пещеру Ляско 21.09.1940 с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье. Присоединились Дени Пейрони, Анри Бегуэн. Брейль первым выявил подлинность наскальных рисунков, описал, изучил. С конца 1940-го сделал массу измерений, провёл здесь несколько месяцев, изучая первобытную живопись, отнёся к перигорской культуре.

Читайте также:  Параметры охоты архангельской области

Несколько лет Брейль жил и трудился в Испании, Португалии, Южной Африке. 1949-й — время возвращения во Францию, начало раскопок. Помогали Северин Блан, Морис Бургон. Рассчитывали отыскать захоронение, вместо этого открыто много новых наскальных изображений. Брейль позже дал определение Ласко: «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко — Версаль».

1952-1963-й — по просьбе Брейля Глори провёл новые раскопки (поверхность площадью 120 м²). Обнаружено 1433 изображения. Опись сейчас составлена по 1900 наименованиям. Далее наскальную живопись Ласко изучали Андре Леруа-Гуран, Аннет Ламинг-Амперер, Норбер Ожуля.

Описание пещеры

Пещера Ляско относительно мала: длина галерей — 250 м при средней высоте 30 метров. Расписанная часть пещеры преимущественно в верхней части. Современный вход соответствует доисторическому, сейчас снабжён системой тамбуров. Истинный вход должен был быть немного длиннее, но потолок давно обрушился, появился скат. Сейчас здесь спуск для посетителей. Чтобы упростить описание, пещеру зонировали по залам, цветовому решению. Образные названия предложил Брейль. Фото пещеры Ласко во Франции широко представлены сайтами путешественников.

Первый — «Зал быков» либо «Ротонда»: длина — 17 м, ширина — 6 м, высота — 7 м. «Зал быков» продляет «Осевой проход», более узкая галерея, идущая в ту же сторону, длина схожа. Из «Зала быков» справа от «Осевого прохода» вход в «Пассаж», галерею длиной 1 м. За «Проходом» идёт «Неф», высокий, длиной 20 м. «Неф» преобразовывается в часть, где наскальных изображений нет, далее находится «Кошачий лаз». Это узкий коридор длиной 20 метров. «Апсида» — круглый зал, находящийся на востоке, где соединяется «Проход» и «Неф». После «Апсиды» следует «Шахта» или «Колодец». Нужно опуститься на 4—5 м, почти достигнув начала нижней системы.

Интересные факты

  • Перигорцы называют Ляско Французской Альтамирой, сравнивая количественно и качественно относительно исторических наскальных рисунков с Альтамиром испанской провинции Кантабрия. У пещер похожие размеры, рисунки схожи возрастом, творческой манерой, тематикой.
  • Анри Брейлю помог талант художника: он копировал наскальные рисунки пещеры Ласко, перенося на бумагу.
  • Причины начавшегося разрушения рисунков заметили, проведя простые подсчёты. Оказалось: при небольшом объёме внутреннего пространства пещеру посещало около тысячи человек ежедневно, они выдыхали 2,5 тысяч литров углекислого газа.
  • Принцип работы уникальной климатической установки: конденсация водяных испарений происходила не повсюду, а в определённом месте, принцип использован в космических технологиях.
  • Есть версия: 6 точек над головой зубра (Зал быков) — изображение скопления Плеяд (созвездие Тельца).
  • Ласко II — бетонная копия, местоположение — 200 метров от настоящей пещеры.
  • Несколько репродукций рисунков, включая изображения оленей, двух бизонов, чёрной коровы, выставлены в парке То (около города Монтиньяк).
  • Древние художники использовали как краски окись марганца (чёрный цвет), окись железа (жёлтый, оранжевый, красный). Техника: гравировка, монохромная, полихромная роспись.
  • Одна из загадок экспозиции: отсутствие изображений оленя, хотя животное было главным источником пищи для жителей пещеры.

Изображения реалистичны, что особенно касается телосложения, поз животных, однако художники Ляско не стремились к исчерпывающему, натуралистическому отображению действительности. Нет флоры, ландшафтов, что отличает от многих иных палеолитических наскальных изображений.

Некоторые элементы рисунков не лишены символической нагрузки. Толкование касается трёх пар точек в глубине «Кошачьего лаза», «Шахте» на границах изображений. Это относится также к зазубренным символам, «гербам», отдельным точкам, расположенным по разным концам пещеры.

Пещера Ласко. «Сикстинская капелла» доисторической живописи.

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство. Придя в себя, они догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнесся недоверчиво к их рассказу, но когда вместе с ними сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения.

Так была открыта пещера Ласко*, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличенное, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор, изобразительное искусство.

Заслуга французских школьников не ограничивается открытием пещеры. Они устроили возле нее свой лагерь и стали первыми хранителями новоявленных миру художественных сокровищ: благодаря их бдительности древнейшие памятники живописи уцелели в те дни, когда молва о них разнеслась по округе, привлекая толпы любопытных.

Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в ее подлинности, высказав предположение, вскоре полностью опровергнутое научной экспертизой, будто это — творения современных нам живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Подобные же басни, даже со ссылкой на иезуитов, якобы возмечтавших разоблачением подделки опровергнуть древность человеческого рода, распространялись в последнюю четверть прошлого века, когда в Северной Испании была открыта столь же знаменитая Альтамирская пещера с ее замечательной живописью.

Силу зверя, его величие, как бы самую душу его, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, власть зверя, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире — вот что пожелали передать и передали с законченным мастерством живописцы пещер позднего палеолита.

Сотни фигур, обведенных темными контурами, желтых, красных, коричневых, писанных охрой, сажей и мергелем, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги, почти в натуральную величину.

Взгляните на эти морды быков, отныне обозначенных в истории искусства как первый бык, второй бык, третий бык, четвертый бык. Нам не представить себе более разительного образа бычьей силы, самоутверждения зверя перед лицом созерцающего эту мощь человека. Скупые штрихи, передающие и упорный бычий взгляд, и мясистые бычьи ноздри, и огромные прямые рога, в которых власть и незыблемая уверенность всей фигуры обретают свое увенчание.

Фигуры, разбросанные по стенам, не связанные друг с другом, не образующие общей живописной композиции, но каждая в отдельности представляющая вполне законченную композицию, иногда написанные одна поверх другой, словно в каком-то вдохновенном, все себе подчиняющем порыве.

В пещере Ласко мы все же встречаем редкую попытку изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Раненный копьем бизон, из брюха которого вываливаются внутренности. Перед ним поверженный человек. А в стороне носорог, который, быть может, и восторжествовал над человеком. Трудно установить точное содержание этой наскальной «бытовой» картины. Человек изображен схематично, неумело, как рисуют дети. Но ни один ребенок никогда бы не передал так трагедию погибающего бизона, грузную и спокойную поступь победно удаляющегося носорога. Все это — прославление не человеческого могущества, а звериного, над которым человеку еще надлежало восторжествовать.

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: ‘Просвещение’, 1971 г

*Пещера Ласкó или Ляскó (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших позднепалеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

Пещера Ласко и доисторическая живопись

Древние люди знали толк в живописи. Особенно хорошо это иллюстрирует пещера Ласко во Франции (Grotte de Lascaux). Главная особенность этого места — тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, причем большинство из них выполнены с потрясающей реалистичностью.

Древние люди вполне неплохо рисовали.

Где находится пещера Ласко

Она лежит в 1 километре южнее городка Монтиньяк, недалеко от реки Везер в юго-западной части Франции, в регионе Перигор.

История открытия

Пещеру нашли в сентябре 1940 года четверо подростков из близлежащего поселения Монтиньяк.
Она так и оставалась бы скрыта под поверхностью Земли, если бы однажды, во время грозы, от удара молнии не упала сосна. Она то и приоткрыла любознательным ребятам небольшой проход внутрь.

Мальчишки, конечно же, полезли в пещеру и обнаружили множество древних наскальных рисунков. Об этом они сообщили своему учителю, и с тех пор это место под пристальным вниманием ученых.

Одна из ранних фотографий

Структура пещеры

Ласко, расположенная в холме известняковых пород, отличается от большинства пещер данной местности тем, что она довольно сухая. Массивные мраморные слои предотвращают попадание влаги извне, поэтому здесь не образуются отложения кальцитов.

Другими словами, вы не найдете в этой пещере тысячелетних сталактитов и сталагмитов, как, например в известной Пещере Тростниковой Флейты в Китае.

Пещера Ласко имеет относительно скромные размеры и разветвленную структуру.

Общая длина проходов пещеры Ласко порядка 250 метров. Высота сводов в среднем 30 метров. Объем всей пещеры оценивается в 1500 м 3

Рисунки в пещере Ласко

Здесь тысячи рисунков, которые разделяются на 3 категории: животные, люди и символы.
Большинство изображений сделано красным, желтым и черным цветами из сложного многообразия минеральных пигментов.

Конечно же, не все рисунки сохранились так хорошо

Одни рисунки сохранились идеально, другие же повреждены или полностью уничтожены. Сейчас порядка 900 из них относятся к животным (среди них 364 лошади и 90 оленей).

Животные показаны не статично, а в движении. Стада лошадей, могучие быки и плавные, грациозные представители кошачьих, бизоны и даже носороги, все они застыли в неуловимом порыве и готовности к атаке. Однако в пещере нет изображений растений или природных ландшафтов. Некоторые ученые предположили, что рисунки показывают древнюю звездную карту с созвездиями. Другие считают пещеру святилищем или культовым местом для древних людей.

Интересный факт: многие доисторические картины сохранились настолько хорошо, что трудно поверить в их возраст. Этот феномен объясняется наличием на сводах своеобразной прозрачной корочки отложений кальцитных солей. Она защищает изображения подобно лаковому покрытию.

Зоны пещеры Ласко

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Зал быков

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этих быков нарисовали в натуральную величину.

Зал быков

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Осевой проход

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Пассаж

Эта зона лежит правее осевого прохода. Большинство рисунков здесь повреждено постоянным движением воздуха.

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Кошачий лаз

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем следует участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Апсида

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Шахта

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Возможно это иллюстрация древней легенды

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000).
В основном на рисунках вы увидите различных животных. Напомним, изображены они в движении.

Время появления этих наскальных рисунков неизвестно. Но ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Расцвет и закат туризма в пещере Ласко

С 1948 года пещеру оборудовали для посетителей. Её популярность постоянно росла. Провели земельные работы, из-за которых изменился уровень и характеристики почвы. Построили лестницу и провели освещение.

Ежедневное число посетителей приближалось к 1500. К сожалению, это стало пагубно влиять на свойства самой пещеры и особенно её рисунков.

Открытие пещеры Ласко изменило её микроклимат. Туристы ежедневно выдыхали около 50 литров водяного пара и 2500 литров углекислого газа, которые, вступая в химические реакции, стали разрушать тысячелетние защитные слои кальцитовых отложений.

На стенах стали появляться колонии плесени. В частности выделялись так называемые «белая», «зеленая» и «черная» болезни. Это разные виды грибка и плесени, соответствующих цветов.

Так как у нас сайт «Достопримечательности мира», а не «Биология», то расписывать латинские названия плесени, гибка и прочих разрушающих организмов мы не будет. Скажем лишь, что влияние обильного числа посетителей оказалось губительно для пещеры.

В 1957 г. установили систему поддержания микроклимата в пещере. Но она не справлялась с задачей. Пещера медленно разрушалась, рисунки портились. Учитывая крайнюю важность пещеры для исследования, власти решили закрыть её в 1963 году.

Только в 1965-67 годах удалось стабилизировать оптимальную температуру и влажность внутри пещеры.
Стоит отметить, что по сей день в разных участках пещеры периодически образуется плесень. Теперь два раза в месяц команда специалистов в защитных костюмах с хирургической точностью вручную очищает своды от грибка.

15 лет набегов туристов нарушили хрупкий баланс, из-за которого пещера сохранялась многие тысячелетия, а уникальная доисторическая живопись подверглась угрозе исчезновения.

Имитация древней пещеры — Ласко 2

После того, как реальную пещеру Ласко закрыли, ученые сделали массу фотографий расписанных сводов пещеры. Чтобы дать людям возможность прикоснуться к древнему искусству, решили воссоздать часть пещеры в натуральную величину. Для этого построили сооружение, где воспроизвели живопись древней пещеры. Копию стали называть Ласко 2. Она включает в себя Зал Быков и Осевой Проход и лежит в 200 метрах от оригинальной пещеры. В июле 1983 г. её открыли для посещения.

Копии наскальных рисунков Ласко находятся в парке дю Тот недалеко от Монтиньяка.

Оцените статью