Первобытные люди занимались земледелием скотоводством или охотой

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА

Знакомясь с главой, подумайте:

1. Какое из двух занятий лучше обеспечивало людей пищей — земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

Переход от присваивающего к производящему хозяйству стал важной вехой в эволюции человека. Занимаясь земледелием и скотоводством человек мог обеспечивать себя пищей намного эффективнее, чем занимаясь собирательством и охотой. Конечно, это не означало, что занявшись земледелием и скотоводством человек перестал ходить в лес по ягоды или на охоту, но человек стал меньше зависеть от милостей природы, приобретая другую зависимость — от собственного труда.

2. Почему не было деления на богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

В первобытно-общинном строе люди полностью зависели от природных сил. Они занимались собирательством, охотой и жили родовыми общинами. У них были примитивные орудия труда, не было земледелия и скотоводства. Все, что община добывала (присваивала), потреблялось внутри общины. Какие-либо меновые отношения были очень слабыми или их не было вообще, поскольку излишков продуктов зачастую не было вообще, пищи не всегда хватало для пропитания рода. Таким образом вся община вынуждена была совместно трудиться для обеспечения жизни общины, все было общим, а все продукты распределялись поровну. В таких условиях ни у кого не было личной собственности, а следовательно не было богатых или бедных.

Объясните значение слов:

  • Топор — в первобытные времена это было орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Каменный топор сменил более древнее рубило (универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом для изготовления топора служил кремень, обсидиан, роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы. Заостренный камень крепился к топорищу кожаными ремешками или устанавливался на топорище просверленным отверстием.
  • Мотыга — орудие для вскапывания или разрыхления земли для последующего посева зерновых культур. Мотыга представляла собой деревянную палку с сучком.
  • Серп — орудие для срезания колосьев зерновых после их созревания. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки.
  • Зернотёрка — древнейшее приспособление для помола зерна. Для зернотёрки используются камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. Нижний камень или плита зернотёрки может быть любой формы. Для его профиля характерна вогнутая или корытообразная форма, появляющаяся в процессе эксплуатации. Вместо нижнего камня для размола зерна также могли использоваться выбитые углубления в природном скальном основании .
  • Прядение — процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон шерсти или льна для получения длинной и прочной нити.
  • Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения.
  • Циновка — плетеное ковровое изделие из соломы, травы, древесного лыка, камыша, тростника.
  • Духи — сверхъестественные бестелесные существа, наделённые волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом духи сами остаются почти всегда недоступным для восприятия.
  • Боги — самые могущественные духи, по верованиям первобытных людей.
  • Старейшина — один из самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
  • Совет старейшин — собрание старейшин родовых общин, совет управлял племенем, он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания.
  • Племя — объединение, состоящее из нескольких родовых племен, живущих в одной местности.
  • Идол — изображения духов или богов в представлении первобытных людей. Идолы изготавливались из дерева, камня или глины. Идол представлялся первобытным людям овеществлением духа, которому можно молиться, приносить жертву или даже наказывать.
  • Молитва — способ «договориться» с духами природы, с богами.
  • Жертва — подарок духам или богам для их умиротворения. Обычно в качестве жертвы первобытные люди приносили пищу.
  • Религиозный обряд — это особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Первобытные люди верили, что с помощью религиозных обрядов они могут воздействовать на сверхъестественные силы, которые управляют их жизнью.

1. Какие наблюдения первобытных женщин привели к возникновению земледелия? Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины?

Первобытные женщины заметили, что упавшие в землю дикорастущие семена зерновых культур дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства появилось земледелие. Также наблюдение за влиянием огня на обмазанную глиной корзинку из веток привело к пониманию процесса обжига глины и изобретению технологии изготовления глиняных емкостей и посуды.

2. Расскажите о трёх главных орудиях первобытных земледельцев. Как их использовали?

Первобытные земледельцы использовали каменный топор, деревянную мотыгу и серп. Каменный топор состоял из деревянного топорища и примотанного к нему кожаными ремнями заостренного камня. Деревянная мотыга представляла собой палку с сучком. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Топором первобытные люди рубили деревья, чтобы расчистить участок земли для земледелия. Мотыгой они вскапывали землю, а серпом срезали колосья зерновых, когда они поспеют.

3. Какой зверь был одомашнен первым? Как он помогал людям?

Первым прирученным животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам — выслеживала и гнала зверя.

4. Почему сородичи слуша­лись старейшин?

Старейшины были самими опытными и мудрыми в родовой общине. Они лучше всех знали повадки зверей и свойства растений, а также знали и следили за соблюдением традиций и правил поведения.

Поработайте с картой (см. с. 9). Найдите, где находится древнейший район земледелия. Почему, по мнению учёных, именно в этом районе возникло земледелие?

Древнейшим районом земледелия считается Западная Азия, поскольку именно в этом регионе встречаются дикорастущие ячмень и пшеница. Сегодня это территория современных Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Израиля. Земледелие зародилось более 10 тысяч лет назад.

Поработайте с датами. Что было раньше: появление человека разум­ного или возникновение земледелия? На сколько раньше?

Конечно же, человек разумный появился намного раньше. Первые древнейшие представители человека разумного появились в результате эволюции около 200-350 тысяч лет назад в Африке, оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. Земледелие же появилось в регионе Месопотамии более 10 тысяч лет назад. Таким образом между распространением человека разумного как основного вида человекообразных по всему миру и открытием земледелия прошло около 30 тысяч лет, а с начала появления первых представителей человека разумного до появления земледелия прошло более 190-340 тысяч лет.

Возникновение земледелия и скотоводства. Возникновение религии

  • Главная
  • Репетиторы
  • Учебные материалы
  • Контакты
Читайте также:  Дратхаар при охоте косулю

1. Возникновение земледелия и скотоводства

Земледелие и скотоводство. Это направление деятельности человека появилось не так давно – в период 12 — 10 тысяч лет назад в нескольких регионах планеты. Сам процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, получивший название неолитическая революция, занял длительное время и сопровождался определенными трудностями. Это стало возможным только после того, как люди стали вести более или менее оседлый образ жизни и появились очаги одомашнивания животных и растений с возможностью накопления избыточных продуктов питания. Таким образом, древние люди перешли на новую ступень эволюционного и социального развития и завершающую стадию формирования человека современного типа, создавая свою собственную, искусственную среду обитания, постепенно отделяющуюся от природы.

Собирая плоды различных деревьев и кустарников, чем занимались преимущественно старики, женщины и дети, древние люди заметили, что на месте упавших ягод с зернами или каких-либо растений вырастало дерево, куст или растение такого же вида. Заметив также, что для хорошего роста и, следовательно, урожая требуется дождевая вода, люди стали выращивать растения съедобных плодов и ягод вблизи рек и водоемов для того, чтобы обеспечить их водой. Конечно, для удобства занятия земледелием предки старались строить свои жилища рядом с местом, где они планировали вести свои хозяйства.

Осваивая методы культивирования и приемы обработки почвы в процессе предпосевной подготовки, древние люди осознали, что помимо охоты и собирательства занятие производящим хозяйством, к которому относят земледелие и скотоводство, может стать вспомогательным видом хозяйственной деятельности, обеспечивающим продуктами питания на постоянной основе. С самого начала новый способ производства пищи значительно обеднил диету древних людей, так как собирательство давало большее разнообразие различных плодов и ягод. Дело в том, что далеко не все виды съедобных растений удалось приспособить к сельскому хозяйству. Но большим плюсом оказалось то, что объем полученных плодов и всего урожая позволял сделать запас еды на довольно продолжительное время, что давало возможность не только прокормиться, но и увеличить численность всего племени.

Сельское хозяйство получило начало своего развития, как считают ученые, в долине реки Нил на Ближнем Востоке (территория современного Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции, часть Ирана и Иордании), так как данная местность обладает очень плодородной почвой и богатым биоразнообразием, а чуть позже в Китае. Наличие рек и болот, склонов и возвышенностей, а также разнообразие климата, стимулировало биологический процесс эволюции многих однолетних растений, которые были успешно культивированы при первых попытках их одомашнивания. Именно здесь, в колыбели современной цивилизации произрастали неолитические культуры: дикая пшеница двузернянка, пшеница однозернянка, дикий горох, лен, ячмень, чечевица. А на равнинах плодородных и аллювиальных бассейнов рек паслись предки домашних животных: коз, коров, овец, лошадей и свиней.

Осваивание нового вида деятельности, связанного с возделыванием почвы, можно расценить как переход к следующей ступени развития формы общественных отношений и отделения первобытного человеческого социума от родительницы природы вследствие возникновения потребности создания искусственной среды обитания как основного фактора стимулирующего дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Такой переход стимулировал появление новых орудий труда (например, мотыга, появилась со времен мезолита), что давало родовым общинам несколько преимуществ.

Во-первых, совместная сельскохозяйственная трудовая деятельность объединяет людей, т.е. способствует социализации, облегчая получение пищи, и дает больший результат в конечном продукте, гарантируя продовольственную безопасность родовой общины. Нужно сказать, что сельское хозяйство и производство продуктов питания – это менее рискованный вид занятий, чем, например, охота. Поводом для занятия сельским хозяйством, в частности земледелием, стал процесс организованного собирательства, который заключался не только в сборе съедобных растений и плодов, но и в осуществлении ухода за ними, т.е. культивировании, ирригации и хранении полученного урожая.

Во-вторых, такой переход способствовал появлению новых и усовершенствованию старых орудий труда, которые позволяли добывать на охоте больше мяса, гарантировавшее пропитание на некоторый срок. Более того, переход к новой основе первобытной экономики устранял необходимость постоянного передвижения по пути миграции диких животных. Достаточный запас продуктов питания позволял людям кормить не только свой род, но и животных, которых человек стал одомашнивать и содержать их генетически изолированными от дикой природы.

Конечно, далеко не все виды диких животных человеку удалось приручить и приспособить к своей, искусственно созданной среде обитания, которая стала бы для них привычной. Однако, несколько видов прирученных животных было достаточно, чтобы обеспечить себя едой на продолжительное время.

Ученые полагают, что первые попытки приручить животных относятся к периоду мезолита (10-15 тыс.лет назад). Однако в Южной Азии, как установили генетики, первым прирученным животным стало не то, которое обеспечивает пропитанием и одеждой, а то, которое помогает в охоте, то есть волк, ставший впоследствии, как полагают, собакой. Но уже на неолитических стоянках обнаруживают все признаки присутствия в жизни человека одомашненных животных, к которым причисляют коз, свиней, овец, ослов, верблюдов, лошадей, чуть позже – крупный рогатый скот и слонов. Например, овцы были одомашнены около 10 тыс. лет назад. А их предком были жвачные парнокопытные животные рода баранов, которые обитали в Южной Европе и Передней Азии. Согласно археологическим данным, козы были приручены около 11 тыс. лет назад в регионе плодородного полумесяца, находящегося на Ближнем Востоке, а их предком был бородатый или безоаровый козел. Современные виды европейских коз близки к генетической линии коз новокаменного века или эпохи неолита. Предком современных коров было парнокопытное млекопитающее из рода быков семейства полорогих.

И на этом этапе развития зарождающихся отраслей производящего хозяйства можно уже говорить об их взаимном влиянии друг на друга: земледелие обеспечивает кормовую базу для скотоводства, тогда как животные облегчают обработку почвы перед посевом.

Таким образом, неолитическая революция подвела еще одну черту в доисторической эпохе развития человеческого общества, завершая период использования микролитической каменной индустрии (эпоха мезолита), в которой применялись каменные орудия труда, и заложив новые основы формирования как общественных отношений в совместной трудовой деятельности, так и социально-экономической формации общества в целом. Группы охотников и собирателей в новых условиях совершенствуют свои орудия труда, постепенно превращая их в средства производства. Строя поселки, осваивая также каменное строительство городов, кардинально меняя свою среду обитания, люди начали строить и специальные хранилища – амбары — для сохранения полученного урожая. Освоение культивирования и ирригации, увеличение производительности труда, а также занятие животноводством, в конечном итоге, позволило получать в два раза больше урожая и продуктов питания, что, в свою очередь, привело к росту численности населения и в дальнейшем к образованию новых социальных слоев общества. Это, прежде всего, армия для охраны своей территории, централизованная администрация, политическая и идеологическая верхушка всей общественной структуры и другие социальные классы.

Скотоводство древних людей

2. Возникновение искусства

Изображения различных животных, выбитых на скальных поверхностях пещер, можно отнести к первым попыткам древних людей осмысливания действительности окружающего мира в художественном образе. Различные абстрактные знаки, прорисовки кистей рук, анималистические изображения, зооморфные и антропоморфные скульптуры, сделанные из камня, костей животных, гравировки на костях и камнях – все это является неоспоримым свидетельством зарождения творческого процесса восприятия первобытными людьми окружающего мира и выражения его в материальном виде в виде изображений, скульптур и различных предметов. По мнению ученых, этот процесс начался в период позднего палеолита (150 – 35 тыс. лет назад). Некоторые предметы, найденные археологами, были окрашены охрой. Например, на востоке Марокко в 2007 году были найдены декорированные и перфорированные раковины разных цветов со следами окраски. Их возраст, примерно – 82 тыс. лет. Ученые полагают, что из таких раковин состояли бусы или подобного рода украшения. Такие же находки были найдены в Израиле и Алжире. Некоторые ученые считают, что первые элементы искусства появились еще у неандертальцев, хотя далеко не все согласны с этим мнением.
В 1879 году в Северной Испании случайно была открыта пещера с так называемой «наскальной живописью». Археолог-любитель Марселино-Сан до Саутуола обнаружил изображения животных, которые были сделаны древними людьми. За последующие годы таких изображений было немало найдено в пещерах, раскиданных по Европе и Азии, но до сих пор у ученых, исследователей не сложилось единого мнения по поводу, зачем древний человек наносил эти изображения. Существует несколько предположений по этому поводу:

Художники отображали мир, который их окружал. Охота на диких животных – обязательный атрибут этой жизни, более того – ее источник, потому что животные – это сытная еда, тёплая одежда, новые орудия труда и оружие для охоты.

Изображения сцен охоты на животных и рисунки бизонов, мамонтов и тому подобных существ служили заговором на удачную охоту, то есть это было своеобразное магическое заклинание. Считалось, что нарисованное животное обязательно будет перенесено в реальность и окажется в пещере.

Вероятно, нарисованные животные должны были привлекать реальных животных, чтобы те не покидали места обитания и были в зоне доступности для охоты на них.

Животные на стенах пещер, гротов, скал – это отражение видений шаманов. К такому выводу пришли ученые, сопоставив рисунки и обнаруженные в окрестностях кости древних животных, но иногда случалось, что картинки не соответствовали реальным находкам.

Встречаются наскальные рисунки, на которых поверх животного нарисована рука человека. Некоторые исследователи полагают, что таким образом древние люди отмечали тех животных, которых удалось приручить.

Чаще всего художники палеолита изображали животных, на которых охотились: зубров, оленей, лошадей и др. Хищники встречаются редко, так как они представляли собой опасность для древнего человека. С другой стороны, вполне возможно, что с помощью рисунков древние люди передавали свой опыт и знания следующим поколениям, тем более что животные являлись источником пищи и играли огромную роль в жизни древних людей. В период мезолита (10-8 тыс. лет. до н. э.) в наскальных изображениях встречаются уже многофигурные композиции, а также сцены охоты человека на животных, схваток с хищниками и т.п.

На сегодняшний день в пещерах сохранилось довольно большое множество наскальных рисунков, которые сохранились со времен палеолита. Большинство подобных изображений встречаются в Европе, но подобные рисунки находят и в Австралии, Южной Африки, Северной и Южной Америке, Малайзии и Сибири. Их часто называют наскальной или пещерной живописью, и выполнены они из минеральных красителей, таких как охра и оксиды металлов. При создании также использовались древесный уголь, растительные красители, которые смешивались с животным жиром, кровью или водой.
Вся первобытная живопись представляет собой первобытное синкретическое искусство, и она тесно связана с мифологией и культами. Со временем наскальные изображения стали приобретать целостность определенных качеств, превращаясь в стилизующую композицию, которая задумывалась художником с использованием различных художественных методов и приемов для подчеркивания выразительных качеств изображаемых объектов или предметов. Благодаря пещерной живописи ученым удалось проследить распространение первобытных людей по Земле и получить представление об их быте, культуре и жизни авторов, а также об изменении местности, фауны и экосистемы в целом.

В период новокаменного века (примерно 8 тыс. лет до н.э.) начали формироваться некоторые виды декоративно-прикладного искусства, например, такие как керамика. На территории современной Германии в горном массиве, а точнее в Швабском Альбе археологи нашли древнейшие скульптуры, которые датируются примерно 35-40 тыс. лет назад. Среди них найдена зооморфная скульптура — статуя с человеческим телом и львиной головой, сделанная из бивня мамонта. А на месте стоянки Мадленской культуры, которая существовала в период уже позднего палеолита, примерно 15-8 тыс. лет до н.э. (территория современной Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии и Германии), были найдены резные изображения зубров, оленей, гиен и других животных, вырезанных на бивнях и костях различных животных. В период верхнего палеолита люди научились вырезать фигурки не только из костей животных, но и из мягких пород камня: стеатита, кальцита, мергеля, известняка. Такие находки встречаются на всей территории Евразии вплоть до озера Байкал.

К древнейшим доисторическим архитектурным сооружениям эпохи неолита относятся так называемые мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб или блоков. Подобные постройки начали появляться в 4-3 тысячелетии до н.э. Что является удивительным для этих сооружений, это то, что вес некоторых глыб достигает более 100 тонн, а карьеры, из которых они были доставлены, находятся за десятки километров до места их постройки. Наибольшее распространение подобные сооружения получили в приморских областях. На территории Европы мегалиты датируются в основном периодом 2-3 тыс. лет до н. э. Большое количество сооружений мегалитической архитектуры встречается в Португалии, на побережье Средиземного моря Испании, части Франции, на побережье Англии, в Ирландии, Дании, также в Швеции и в Израиле. Возведение таких конструкций требовало определенных знаний в строительстве и большого числа людей.

Какое они имели назначение, ученым установить до сих пор не удается. Они могли выполнять функцию социализации индивидов, т.е. их использовали в процессе интеграции индивида в социальную среду и усвоения членами общества определенных правил, ценностей, норм поведения, социального опыта и знаний. Или, например, они могли играть роль церемониальных центров поклонения умершим прародителям или для совершения обрядов погребения умерших. Ученые полагают, что мегалиты могли быть использованы, например, для определения времени астрономических событий, таких как самое высшее или самое низшее положение солнца относительно небесного экватора. На сегодняшний день ученые до сих пор не нашли каких-либо записей или свидетельств о методах строительства или назначении мегалитических конструкций.

3. Возникновение религии

Религия — это инструмент социализации или форма социализации индивидуумов посредством установленных норм поведения, обрядов, культовых действий и системы взглядов, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, находящиеся над миром физическим и действующих вне законов природы. Так как религия представляет собой систему взглядов, то ее можно интерпретировать и как мировоззрение, т.е. система представлений об окружающем мире, в котором человек занимает определенное место. Такая система включает в себя определенные принципы человеческого существования и ценностные ориентиры для всех членов общества, что и объединяет их в единый социум, который обладает надиндивидуальным статусом. Можно сказать, что религия представляет собой совокупность коллективных представлений об окружающем мире, т.е. как начальная стадия общественного сознания или мироосознания, отражающая общественную действительность человеческого бытия. Это определенная точка зрения на окружающие людей объекты и предметы, только не конкретного человека, а общества в целом, которая включает в себя совокупность взглядов, убеждений, ценностей, подкрепленных культовыми действиями и сведенных в единую систему. Таких точек зрения или систем может быть несколько, и даже множество. По этой причине и религий существует большое множество (более 5000).
Истоки зарождения религиозных направлений берут свое начало в период первобытнообщинного общества, когда человек не был способен объяснить природные явления вследствие отсутствия достаточных знаний о природе и развитого интеллектуального мышления. По этой причине первичной формой религии были символические действия, совершаемые для достижения определенной цели с привлечением сверхъестественных сил, т.е. магия. Спустя некоторое время эти действия трансформировались в веру в существование души, духов и в одушевленность всей природы в целом, т.е. анимизм. Далее в тотемизм, фетишизм, политеизм и, в конечном итоге, монотеизм. Нужно добавить, что мифология также стала исходной формой познавательной деятельности человеческого мышления, как предшественница более развитых форм: религиозной, философской и научной. Например, французский этнолог К. Леви-Стросс показал, что мышление древних людей обладало теми же свойствами гомологии, сравнения и анализа, как и научное мышление современного человека. Однако разница заключается в том, что умозаключения древних людей опирались на непосредственные ощущения чувственных органов, выступающих в качестве посредников между ощущениями и возникающими образами. В конечном итоге стремление к пониманию и осмыслению мира природы, себя самого и общества позволило сформировать окончательное строение окружающего мира.

К основным мировым религиям относятся Ислам (дата возникновения — 610 год), Буддизм (VI в. до н.э.) и Христианство (1 век н.э.), которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды. Можно перечислить и другие существующие религии:
Иудаизм – X/XIII в. до н.э.,
Гностицизм – IV до н.э. – I в. н.э.,
Индуизм – XV – X в. до н.э.,
Джайнизм – IX в. до н.э.,
Сикхизм – 1469 год,
Даосизм – IV в. до н.э.,
Конфуцианство – VI в. до н.э.,
Синтоизм – VI — VIII в. н.э.,
Иранские религии — Зороастризм, Маздакизм, Манихейство, Язданизм,
языческие религии – Африканские и Индейские религии и др.

Рассматривая религию с ее собственной точки зрения, т.е. применяя религиозный подход, ее возникновение связано с разрывом прямой связи между человеком и Богом. До грехопадения человек общался с Богом непосредственно. После грехопадения общение стало возможным только через пророков, ангелов или путем обращения к Высшему Существу в молитвах. Так возникла религия, как связь или союз человека и Бога, в котором человек относится к Богу с особым почтением.

Отталкиваясь от эволюционной точки зрения, можно сказать, что религия — это результат умственного труда человека. Исследуя концепцию эволюционного развития, ученые сделали вывод, что религия возникает на определенном этапе эволюционного развития сознания в процессе познавательной деятельности окружающего мира при попытке дать какое-либо объяснение явлениям природы. Как только люди стали заниматься трудовой деятельностью и перешли к производящему хозяйству, то такая деятельность потребовала и определенного подхода, а именно сознательных и логичных действий, основанных на получении знаний посредством умозаключений и накопленного опыта. Например, зачем охотиться на животных, если можно их разводить на месте пребывания человека, т.е. заниматься скотоводством? Или, зачем искать съедобные плоды деревьев и кустарников, если их можно выращивать в определенных и удобных для сбора местах, т.е. заниматься земледелием? Это можно назвать первыми признаками работы интеллекта и мышления, т.е. зарождение интеллектуальной деятельности – умственного труда человека, который непосредственно связан с практической деятельностью.

Для того, чтобы заниматься производственно-хозяйственной деятельностью, необходимо получить определенный опыт, знания, познать мир природы, понять, какие условия необходимо создать, чтобы получить результат своего труда. Здесь и проявляются способности к самообучению, накоплению наблюдений, предыдущего опыта и использования полученных знаний для создания новых средств труда, новой искусственной среды обитания для сельскохозяйственных культур и самого себя. Отсюда начинается процесс объективного познания окружающего мира, направленный на выявление закономерностей и константных составляющих. И как только человек получил достаточный запас пищи, его познавательная деятельность на этом не остановилась. Древний человек начал дальше изучать окружающую его среду обитания, применяя все более новые методы познания и совершенствуя свои мыслительные способности. Сначала для описания устройства мира природы он использовал образы животных и мифологические представления сохранившихся от предыдущих поколений. Например, согласно древнеиндийским поверьям, земля держится на спинах 7-ми слонов, которые стоят на спине огромной черепахи. Хотя роль прочной опоры земли у других народов могли играть и другие животные.

Первое представление об окружающем мире древнеиндийских племен

На протяжении многих лет человек занимался познавательной деятельностью, накапливал информацию, записывал и рисовал ее в виде абстрактных концепций — наскальных рисунков. Результатом этой многолетней работы стали понятия, такие как: сверхъестественные силы, добро, зло, смысл жизни, идеи, культовые действия. Конечно, многие явления природы человек не в силах был рационально объяснить, так как ему не хватало достаточно знаний об окружающем его мире. По этой причине эти явления объяснялись воздействием сверхъестественных сил, т.е. Богов. Можно сказать, что это были первые попытки создания общей картины и моделирования общего представления об окружающей действительности или модельного видения мира.
В дальнейшем религиозная модель, как теоретическая концепция, легла в основу и социального расслоения общества (социальной стратификации), т.е. оказала влияние на формирование социальной структуры общества и стала инструментом удержания власти над людьми. По мере получения человеком новых знаний, мифология и религия подтолкнули ученых к созданию нового направления — космографии, как отдельной научной дисциплины, изучающей и описывающей окружающий мир и вселенную в целом. В процессе более углубленного изучения и специализации космография разделилась на целый ряд научных дисциплин для более качественного изучения явлений, окружающего мира природы и вселенной. За последние два столетия в результате накопления человеком большого объема знаний перечень отдельных научных дисциплин значительно расширился. И все эти научные направления достаточно подробно объясняют многие природные явления, не основывая свои объяснения на вере и воздействии сверхъестественных сил, и по этой причине в развитых странах религия постепенно утрачивает свою роль в жизни людей.

Оцените статью
Adblock
detector
Главная > Учебные материалы > История: Возникновение земледелия и скотоводства. Возникновение религии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11