Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе
ирина храмова
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
— учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
-познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»;
— упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу;
-формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.
Развивающие:
-развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций;
-упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.
-воспитывать культуру речевого общения;
-воспитывать самоконтроль за речью;
-воспитывать интерес к детской литературе.
Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.
Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.
Ход ООД
1.Организационный момент: Речевая разминка.
АН – АН – АН — глубокий океан
РЯ – РЯ – РЯ – синие моря
НА – НА – НА – обитатели морского дна
ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде
НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю
ТА – ТА – ТА — под водою красота
Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
— Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)
— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)
— Как называется суп из рыбы? (уха)
— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)
Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке».Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …
Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …
Великан поймал ерша, а Гномик – …
Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.
— Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)
Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)
Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)
Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу,сложив вытянутые руки)
Вышли на берег крутой (Маршируют)
И отправились домой.
Воспитатель:Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.
Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»
— Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?
Первичное прочтение текста «Первая рыбка» Е. Пермяк.
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только
один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы
поймали и всю бабушке отдали.
Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху.Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша
уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли
навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался
потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Воспитатель:О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?
— Почему этот текст называется «рассказ»?
— Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
— В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
— Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).
— Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
— Сколько рыбы поймал Юра?
— Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище,
крохотный ершишка.)Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра
большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».
Воспитатель:Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущийершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому.Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущийершище», а «крохотныйершишка».
— Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)
Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке.Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
— уха (суп из рыбы)
— котелок (посуда, для варки пищи над огнем)
— вокруг (около, возле, рядом)
— ершище (большая рыба)
— нахваливать (много хвалить)
— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья
рыбу ловить и уху варить)
— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).
— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной
ухе была и моя маленькая рыбка)
Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
Прочтение текста в третий раз.
5. Закрепление темы занятия.
Пересказы рассказа детьми.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,
кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские
слова и выражения.
Воспитатель: В рассказе сказано «крохотныйершишка». Как можно сказать по-другому?
— Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).
— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
— Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».
-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный,громадный).
— Как вы думаете,можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы
считаете, что нельзя?
— А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?
А давайте поиграем?
— Я буду называть слова,а вы подбираете слова противоположные по смыслу:
Воспитатель:Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?
— Кто автор этого произведения?Что вам больше всего понравилось?
— Что вызвало затруднение?
-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.
Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Задачи: — учить составлять предложения по сюжетным картинкам; — учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; — учить.
Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.
Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: учить детей пересказывать текст рассказа, при помощи схемы; передавая интонацию при характеристике персонажей. Упражнять воспитанников.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Вероника Савельева
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
• Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
• Развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать
• Обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.
• Учить оценивать словосочетания по смыслу.
• Упражнять в подборе синонимов.
• Развивать творческое воображение.
• Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».
Чтение рассказа с последующим обсуждением
(Текст рассказа представлен в приложении)
Вопросы к тексту:
Почему этот текст называется «рассказ»?
Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
О чем говорится в этом рассказе?
В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
Сколько рыбы поймал Юра?
Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому.Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)
Чему радовался Юра?
А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.
Координация речи с движением «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке.Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
уха (суп из рыбы)
вокруг (около, возле, рядом)
нахваливать (много хвалить)
ершище (большая рыба)
навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Воспитатель. Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
— Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)
— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)
— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
— Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)
— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
Воспитатель. Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.
Воспитатель. В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).
Воспитатель. Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
Воспитатель. Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
Воспитатель. Как вы думаете,можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?. А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.)
Проговаривание скороговорки в разном темпе: «На реке камыши — расплясались там ерши».
Воспитатель подводит итог, хвалит детей за работу на занятии.
Первая рыбка
Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху.Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (ноябрь) НОЯБРЬ 1 «Первая рыбка» Пересказ рассказа. Учить детей пересказывать литературный текст; обратить внимание детей на то, как меняется смысл.
Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.