Первая рыбалка главная мысль

Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе

ирина храмова
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

— учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.

-познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»;

— упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу;

-формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.

Развивающие:

-развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций;

-упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.

-воспитывать культуру речевого общения;

-воспитывать самоконтроль за речью;

-воспитывать интерес к детской литературе.

Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.

Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.

Ход ООД

1.Организационный момент: Речевая разминка.

АН – АН – АН — глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА — под водою красота

Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

— Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)

— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

— Как называется суп из рыбы? (уха)

— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке».Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.

Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)

Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)

Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)

Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу,сложив вытянутые руки)

Вышли на берег крутой (Маршируют)

И отправились домой.

Воспитатель:Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.

Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»

— Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?

Первичное прочтение текста «Первая рыбка» Е. Пермяк.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только

один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы

Читайте также:  Оборудование для изготовления мормышек

поймали и всю бабушке отдали.

Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху.Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша

уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли

навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался

потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Воспитатель:О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?

— Почему этот текст называется «рассказ»?

— Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

— В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

— Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).

— Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

— Сколько рыбы поймал Юра?

— Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище,

крохотный ершишка.)Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра

большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

Воспитатель:Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущийершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому.Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущийершище», а «крохотныйершишка».

— Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)

Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке.Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

— уха (суп из рыбы)

— котелок (посуда, для варки пищи над огнем)

— вокруг (около, возле, рядом)

— ершище (большая рыба)

— нахваливать (много хвалить)

— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья

рыбу ловить и уху варить)

— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной

ухе была и моя маленькая рыбка)

Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

Прочтение текста в третий раз.

5. Закрепление темы занятия.

Пересказы рассказа детьми.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,

кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские

слова и выражения.

Воспитатель: В рассказе сказано «крохотныйершишка». Как можно сказать по-другому?

— Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).

— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

— Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».

-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный,громадный).

— Как вы думаете,можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы

считаете, что нельзя?

— А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?

А давайте поиграем?

Читайте также:  Штекерный спиннинг 4 колена

— Я буду называть слова,а вы подбираете слова противоположные по смыслу:

Воспитатель:Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?

— Кто автор этого произведения?Что вам больше всего понравилось?

— Что вызвало затруднение?

-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Задачи: — учить составлять предложения по сюжетным картинкам; — учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; — учить.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: учить детей пересказывать текст рассказа, при помощи схемы; передавая интонацию при характеристике персонажей. Упражнять воспитанников.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Вероника Савельева
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

• Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.

• Развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать

• Обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

• Учить оценивать словосочетания по смыслу.

• Упражнять в подборе синонимов.

• Развивать творческое воображение.

• Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».

Чтение рассказа с последующим обсуждением

(Текст рассказа представлен в приложении)

Вопросы к тексту:

Почему этот текст называется «рассказ»?

Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

О чем говорится в этом рассказе?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому.Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)

Читайте также:  Как правильно оснастить удочку с безынерционной катушкой

Чему радовался Юра?

А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.

Координация речи с движением «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке.Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы)

вокруг (около, возле, рядом)

нахваливать (много хвалить)

ершище (большая рыба)

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель. Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

— Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)

— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)

— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

— Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)

— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).

Воспитатель. Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.

Воспитатель. В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).

Воспитатель. Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

Воспитатель. Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

Воспитатель. Как вы думаете,можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?. А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.)

Проговаривание скороговорки в разном темпе: «На реке камыши — расплясались там ерши».

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за работу на занятии.

Первая рыбка

Е. А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху.Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (ноябрь) НОЯБРЬ 1 «Первая рыбка» Пересказ рассказа. Учить детей пересказывать литературный текст; обратить внимание детей на то, как меняется смысл.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Оцените статью
Adblock
detector