- ФГОС. Урок по литературному чтению в 1 классе. В.В. Бианки. Первая охота. план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Методическая разработка диагностического занятия (развитие речи). Пересказ рассказа В. Бианки «Первая охота»
ФГОС. Урок по литературному чтению в 1 классе. В.В. Бианки. Первая охота.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством В.В. Бианки, расширят знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bianki_v.v..ppt | 1000.5 КБ |
22.02_._bianki.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959)
Медведь Береза Осина Сорока Ромашка Ястреб Роза Волк
П авлин о рел е нот х омяк р ак о слик в олк т етерев а льбатрос а кула я гуар
Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки.
Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки – несказки».
Герои В. В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.
В. В. Бианки автор более 300 произведений
Отгадайте загадку. Она, как змейка, В траве мелькнет, хвостом виляет. Хвост оторвет – другой наживет.
Группа » Красные». Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах. В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз. Группа «Синие». Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту. Группа » Зелёные». Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки «Первая охота» щекон баобчак муйвера щеякар
Задание 1 Прочитайте отрывок, где описывается охота щенка на ящерку
Задание 2 Найдите в тексте слова, которые указывают на действия ящерки
сидела закрыла грелась извернулась оставила
Задание 3 Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка
подкрался ухватился фыркнул бросил
Читайте книги детских писателей о природе!
Предварительный просмотр:
Тема. В.В. Бианки. Первая охота.
Задачи : познакомить учащихся с жизнью и творчеством В..B. Бианки; совершенствовать навыки чтения; расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы; развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
Обучение УУД: умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг.
Находить на выставке нужную книгу.
Рассказывать об этой книге (название, тема, герои).
Читать самостоятельно текст. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста
1. Портрет В.В. Бианки.
2. Выставка В.Бианки «Лесная газета, » Мышонок Пик», » Чей нос лучше» и др.
3. Компьютерная презентация.
I. Включение в учебную деятельность
— Творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?
II. Развитие речевого аппарата
- « Поём гласные»
- Чтение слогов.
- « Прочитай скороговорку»
- Составление слов из слогов.
III. Актуализация знаний
— Назовите автора и произведение.
1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!» (К.И. Чуковский «Путаница».)
2 Одеяло убежало,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К.И. Чуковский «Мойдодыр».)
IV- Постановка целей и определение темы урока
На доске портреты писателей: Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.
— Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на доске.
Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Используйте запись на доске.
(Виталий Витальевич Бианки).
— Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова .(слайд )
(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)
— Распределите их на равные четыре группы.
(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей . Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц . Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев . К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов .)
— Придумайте какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
(Можно объединить названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов — это растения. Значит В.В. Бианки писал о животных и растениях.)
— Скажите одним словом о чём писал В. Бианки? (о природе).
— Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (слайд ).
(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)
— Как называется это произведение? (Первая охота).
Какова же тема урока? (В.В. Бианки » Первая охота»).( слайд ).
— В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.
1. Познакомиться с творчеством и его произведением .
2. Учиться правильно, выразительно читать
3. Отвечать на вопросы
V.Работа по теме урока.
Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного орнитолога.
Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. ( слайд )
Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений.
Свои рассказы писатель называл «сказки – несказки ».( слайд )
Герои В. В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком.
Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы .( слайд )
2. Словарная работа . (слайд ).
Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица — небольшоё животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).
Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ.
3. Проверка первичного восприятия.
Назовите ещё одно героя рассказа » Первая охота». (Это маленький щенок).
Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь!(Зайчиков, белочек, медвежат).
VII. Продолжение работы по теме урока.
Вторичное воспроизведение и анализ текста.
Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).
Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).
Поисковая деятельность в микрогруппах.
Работа организуется по уровням.
Группа » Красные» — учащиеся с высоким уровнем обучаемости.
1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.
В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)
Проверка работы — хорошая зарисовка у вас получилась.
Группа «Синие» — учащиеся со средним уровнем обучаемости.
2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.
Группа » Зелёные» — учащиеся с низким уровнем обучаемости.
3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки «Первая охота»
Методическая разработка диагностического занятия (развитие речи). Пересказ рассказа В. Бианки «Первая охота»
Наталья Курманова
Методическая разработка диагностического занятия (развитие речи). Пересказ рассказа В. Бианки «Первая охота»
Методическая разработка диагностического занятия на соответствие требований ФГОС ДОК этапам технологии деятесностного метода Я. Т. Петерсон.
Опыт представлен воспитателем МБДОУ №11
• Создание условий, при которых дети самостоятельно приобретут недостающие знания при обучении связанному, последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графический схем, отображающих последовательность событий.
• Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
• Развитие навыков планирования пересказа текста.
• Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.
• Закрепление использования мнемотехнических приемов в формировании навыков последовательного пересказа.
Паспорт диагностического занятия.
Образовательная область: «Развитие речи».
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема: пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки).
Основная цель: обучение связанному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Оборудование: Сюжетная картина предметные картинки с изображением насекомых. Графические схемы для пересказа, наклейки, мольберт, магнитная доска, магниты, текст загадок.
• Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота».
• Изучение лексической темы «Насекомые».
• Наблюдение в природе.
— 2-я часть: Ход образовательной ситуации.
— Введение в ситуацию:
— Ребята отгадайте загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Взвился вверх и улетел.
На поляне, зноем опаленной,
Спрятался в траве скрипач зеленый.
Он и сидит и на зеленой скрипке
Песенку выводит без ошибки.
— Как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, жука (насекомые).
— Сейчас я прочту стихотворение, вы его внимательно послушайте и выберите насекомых,которые прозвучат в нем:
-«Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое увидишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг внимательно вглядись
Волшебную увидишь жизнь.
(дети выбираем насекомых)
— Где обитают у нас насекомые?
— Сейчас я прочитаю вам интересную историю про маленького щенка, которую рассказал В. Бианка в своем рассказе «Первая охота» (чтение воспитателем).
— (Педагог помещает на мольберт сюжетную картинку, задает вопросы по тексту и просит дать на них полные, развернутые ответы. По ходу беседы дети помещают предметные картинки с изображением насекомых на картину).
— Куда выбежал щенок? (щенок выбежал на луг.)
— Кого он увидел на лугу? (он увидел на лугу насекомых)
— Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (кузнечики в зеленой траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летали).
— Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (все насекомые спрятались).
— Где прятались кузнечики? (кузнечики прятались в зеленой траве).
— Где замерли гусеницы? (гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить).
— Как спрятались бабочки? (бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберешь, где кора, где листья, где бабочки).
— Кто не испугался щенка? (крошечный жук- бомбардир не испугался щенка).
— Как защищался жук-бомбардир? (жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прям в нос попал).
— Что сделал щенок от испуга? (щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал).
— Сейчас поиграем в игру «Подбери признак»
— Кузнечик какой? (зеленый, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, крылатый, веселый, звонкий, большой, маленький).
— Бабочка какая? (нарядная, красивая, легкокрылая, разноцветная, порхающая, нежная, усатая, большая, маленькая).
— Гусеница какая? (толстая, не уклюжая, прожорливая, пушистая, страшная и т. д.).
— Какой рассказ мы слушали? («Первая охота» В. Бианки). Сейчас я еще раз прочитаю.
Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить (чтение педагогом). Хотите этот рассказ пересказать? (Да). А сможете? (да).
— Ребята, давайте вспомним с чего начинается сюжет рассказа? (с начала).
— Чем завершается сюжет рассказа? (концом)
— В каком месте происходит развитие событий? (середина)
Давайте попробуем вместе найти схемы, которые укажут нам начало, середину и конец.
— Чей стол желает найти схему, которая укажет нам начало? (середину, конец рассказа).
III. затруднение в ситуации
— Дети из предложенных схем выберите схемы, отображающие последовательность развития событий рассказа.
Анализ пробного действия.
— Почему вы решили, что у вас получилось (выбрать схемы, отображающие начало, середину и конец).
— Начало: (потому что рассказ начинается так: Выбежал щенок на луг)
— Середина: когда насекомые спрятались.
— Конец: что щенок взвизгнул, поджал хвост и убежал.
— А что будет, если мы поменяем местами схемы? (рассказ будет не правильным).
IV. «Открытие» нового знания (способа действия).
— А хотите самостоятельно составить графический план рассказа при помощи схем (хотим).
Предложить выбрать детям способы решения учебной задачи.
V. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
— Сейчас надо выбрать от каждой группы ребенка, который сможет по вашей выбранной схеме рассказать рассказ «Первая охота».
— Ребята у вас получилось, вы смогли? (да).
— Кто тебе помог составить графический план рассказа? (моя команда, каждый из детей)
— А что тебе помогло в пересказе рассказа? (внимание, схемы)
Спасибо за внимание.
— Лебедева Я. В. конспекты для занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа «Учебно-методическое пособие – м. 2009- 96 с. / УМК ООПМБДОУ №11.
— Карта анализа методической разработки образовательной ситуации на соответствие требований ФГОС ДО к реализации системно- деятельностного подхода в образовании (приказ № 73 от 05.05.2017г. по МБДОУ №11
Результаты тематического контроля.
«Реализация системно-деятельностного подхода».
— Форма контроля: наблюдение педагогического процесса в ходе диагностических занятий за 2017-2018 учебный год.
— Участники: воспитатель и специалисты МБДОУ №11
— Сроки проведения: 14.05.2018г. -17.05.2018г.
— Установлено: показатель реализации системно- деятельностного подхода в образовании в соответствии ФГОС ДО в практике воспитателя Курмановой Н. П. составляет
Конспект НОД «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» для детей подготовительной к школе группы Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы на тему.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»» Любовь Тулупова Тема:» Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»». Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей с писателем М.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого. Воспитатель МКДОУ№18 г. Сегежа, Республика.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа «Мать -и -мачеха» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕМА: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА А. ОНЕГОВА «МАТЬ – И – МАЧЕХА».
Литературный досуг в средней группе по сказке В. Бианки «Первая охота» Литературный досуг в средней группе по сказке В. Бианки «Первая охота» Цель: 1. Познакомить детей со сказками писателя Виталия Бианки ; 2. Закрепить.
Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Составитель Красикова Алла Николаевна Пояснительная записка Программа «Развитие.
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Речевое развитие (Развитие речи). Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»».Цель: .Учить выразительно пересказывать литературный текст.