Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников собирателей

Тест по обществознанию Развитие общества 8 класс

Тест по обществознанию Развитие общества для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

2. Термин научная революция был введён

1) Томасом Куном
2) Николаем Коперником
3) Галилео Галилеем
4) Альбертом Эйнштейном

3. Процесс постепенного изменения, развития природы и общества

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

4. Изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ

1) реформа
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

5. В предложенном списке государственным реформатором можно назвать

1) Петра Столыпина
2) Анну Иоанновну
3) Ореста Кипренского
4) Илью Мечникова

6. Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основан­ному на земледелии и/или животноводстве

1) промышленная революция
2) неолитическая революция
3) культурная революция
4) научно-техническая революция

7. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого проис­ходит трансформация аграрного общества в индустриаль­ное, называется

1) промышленной революцией
2) аграрной революцией
3) культурной революцией
4) научно-технической революцией

8. Переход от менее совершенных форм организации челове­ческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом
2) общественным прогрессом
3) революцией
4) реформой

9. Начало промышленной революции связывают с изобретением

1) эффективного парового двигателя
2) ядерной энергии
3) компьютера
4) электричества

10. Процесс всемирной экономической, политической и куль­турной интеграции и унификации

1) идентификация
2) персонализация
3) глобализация
4) монополизация

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Появление термина «глобализация «связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию. (2)Централь­ной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необхо­димо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3)Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под во­прос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4)Сторонники глобализации возлагают на неё огромные надежды как на панацею от различных переко­сов экономики, а другие — антиглобалисты — ненавидят и всячески ругают всё, что связано с ней.

Определите, какие положения текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие глобализация.
Транснациональные корпорации, национализация, инфор­мационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Согласно марксизму, решающую роль в обновлении общества играют __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Для определения уровня прогрессивности какого-либо __________ (1) социология использует два основных критерия: уровень производительности __________ (2) и степень __________ (3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздей­ствие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллекту­альный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________ (4) — уровень свободы личности — является показателем уровня развития социально-политических средств, помогающих обеспечить __________ (5) всех членов общества в свободе и __________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) общество
Б) прогресс
В) свобода
Г) труд
Д) потребность
Е) природа
Ж) ответственность

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из романа Э.Л. Войнич «Овод» и вы­полните задания.
«- Кинжал — очень полезная вещь тогда, когда за ним стоит хорошая организованная пропаганда. В этом-то я и рас­хожусь с той организацией. Они думают, что кинжал может устранить любую трудность, и сильно ошибаются: кое-что устранить можно, но не всё.
— Неужели вы в самом деле верите в это?
Овод с удивлением посмотрел на неё.
— Конечно, — продолжала Джемма, — с помощью кин­жала можно устранить конкретного носителя зла — какого­-нибудь шпика или особо зловредного представителя власти, но не возникнет ли на месте прежнего препятствия новое, бо­лее серьёзное? Вот в чём вопрос! Ведь каждый новый террористический акт ещё больше озлобляет полицию, а на­род приучает смотреть на жестокости и насилие, как на самое обыкновенное дело.
— А что же, по-вашему, будет, когда грянет революция? Народу придётся привыкать к насилию. Война есть война.
— Это совсем другое дело. Революция — преходящий мо­мент в жизни народа. Такова цена, которою мы платим за движение вперед. Да! Во время революций насилия неизбеж­ны, но это будет только в отдельных случаях, это будут ис­ключения, вызванные исключительностью исторического мо­мента. А в террористических убийствах самое страшное то, что они становятся чем-то заурядным, на них начинают смот­реть, как на нечто обыденное, у людей притупляется чувство святости человеческой жизни. Я редко бывала в Романье, и всё же у меня сложилось впечатление, что там привыкли или начинают привыкать к насильственным методам борьбы.
— Лучше привыкнуть к этому, чем к послушанию и по­корности.
— Не знаю… Во всякой привычке есть что-то дурное, раб­ское, а эта, кроме всего прочего, воспитывает в людях жестокость. Но если, по-вашему, революционная деятельность должна заключаться только в том, чтобы вырывать у прави­тельства те или иные уступки, тогда тайные организации и кинжал покажутся вам лучшим оружием в борьбе, ибо прави­тельства боятся их больше всего на свете. А по-моему, борьба с правительством -это лишь средство, главная же наша цель — изменить отношение человека к человеку. Приучая невежест­венных людей к виду крови, вы уменьшаете в их глазах цен­ность человеческой жизни».

1) Дайте определение термина «революция». Составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) В романе английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод» описывается деятельность подпольной революци­онной организации «Молодая Италия» в 30-40-е гг. XIX века. Идеологической основой этой организации стала идея нравственного долга, что не устраивало многих более радикальных революционеров. Члены «Молодой Италии» были против террора как основного средства для достиже­ния революционных задач. Похожие разногласия были и между идеологами народничества в России 70-х гг. XIX века. Так, например, если П.Н. Ткачёв и Н.А. Морозов были сторонниками «заговорщицкого» направления, то есть предлагали создать строго законспирированную революционную организацию, с её помощью свергнуть само­державный строй и захватить власть в государстве, то М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин были за то, чтобы орга­низовать всенародный бунт, ликвидировать существующее государство и не допустить создания нового. Тем не менее и та, и другая точки зрения относятся к народнической идеологии, а Ткачёв ещё и состоял некоторое время в тер­рористической организации «Народная воля».
Приведите не менее двух примеров революционных орга­низаций, используя свои знания из курса истории и обще­ственной жизни.

2. В 1990-2000-е годы на территории многих стран постсовет­ского пространства происходили так называемые «бархат­ные», или «цветные» революции. Несмотря на то, что эти революции несли за собой изменения в государственном строе, нередко они направлялись «сверху», только усиливая позиции правящей номенклатуры. Можно ли назвать их революциями? Выскажите свою точку зрения по этому вопро­су, докажите её, используя знания из курса истории и обще­ственной жизни. Всего напишите не менее трёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Прогресс — не случайность, а необходимость» (Г. Спен­сер).
2. «Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым» (Н. Бердяев).
3. «Революция — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
4. «Революции — локомотивы истории» (К. Маркс).
5. «Революция пожирает своих детей» (П. Верньо).

Ответы на тест обществознанию Развитие общества
Часть 1
1-3, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1, 6-2, 7-1, 8-2, 9-1, 10-3
Часть 2
1. АББА
2. национализация
3. социальные революции
4. АГВБДЖ
Часть 3
1.
1)
1.1. Революция — качественное изменение всех сторон жизни общества, затрагивающее основы существующего го­сударственного строя;
1.2. — «Карл Маркс называл социальные революции локомотивами исто­рии»;
— «Основным условием революции служит острый общенациональный кризис».
2)
2.1 «Молодая Польша» — революционная организация польской эмиграции (1834-1836).
2.2 Ирландская республиканская армия — революционная военная организация, противостоявшая Британской армии в войне за независимость Ирландии (1919-1922)
2.
Если «бархатные революции» могут считаться революциями:
1) Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и за­бастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей.
2) Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосо­вания (Украина), либо к силовому захвату зданий органов власти тол­пой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государст­ва с последующим проведением новых выборов. В обоих случаях оппозиция приходит к власти.
3) Ключевая идея -идея народного суверенитета, согласно которой на­род (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется массе, управляемой режимом.
Если «бархатные революции» не могут счи­таться революциями
1) Революция носит подчёркнуто бескровный характер.
2) Далеко не во всех случаях она несёт изменения государственного строя в стране.
3) Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур

Неолитическая революция

История технологий
По периодам и регионам:
  • Неолитическая революция
  • Древние технологии Египта
  • Наука и технологии древней Индии
  • Наука и технологии древнего Китая
  • Технологии Древней Греции
  • Технологии Древнего Рима
  • Технологии исламского мира
  • Исламская аграрная революция
  • Средневековые технологии
  • Военная революция
  • Технологии Ренессанса
  • Британская аграрная революция
  • Промышленная революция
  • Вторая промышленная революция
  • Эра атома
  • Реактивный век
  • Космическая эра
  • Информационная эра
  • Хронология изобретений человечества (XXI век)
  • Полный список хронологий

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве — трактуется как переход от присваивающей к производящей экономике. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад [1] . В центральных областях [уточнить] Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей [уточнить] переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.

Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества [2] [3] .

Содержание

Возникновение земледелия и животноводства

Первые попытки культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет назад. Успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяца на Ближнем Востоке [4] [5] . В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса (Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы [6] [7] и овцы [8] .

В раннем голоцене в Меланезии начали разводить таро [9] .

Несколько позже, около 9 тыс. лет назад в юго-восточной Азии был одомашнен рис [10] [11]

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие.

  • Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Гордон Чайлд[12] . Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
  • Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены [13] .
  • Теория «фиесты» [14] допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
  • «Демографическая теория», предложенная Карлом Зауэром, [15][16] предполагает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию. Местных ресурсов диких растений не хватало для прокорма возросшего числа людей, и тогда их стали культивировать.
  • Теория «целенаправленной эволюции» [17] рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
  • Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства [18] .
  • Гипотеза религиозной революции. Заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни, явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. Согласно Зубову А. Б. археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.

Изменения

Переход к земледелию трудно объяснить, если учесть, что, словами Марка Нейтана Коэна, «ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи» (Cohen 1977). До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство само по себе являлись более приятным занятиями, чем земледелие (в особенности, интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.

Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

Примечания

  1. «Origin of agriculture and domestication of plants and animals linked to early Holocene climate amelioration», Anil K. Gupta*, Current Science, Vol. 87, No. 1, 10 July 2004
  2. «The Slow Birth of Agriculture», Heather Pringle*
  3. «Zawi Chemi Shanidar», EMuseum, Minnesota State University
  4. Jorge Dubcovsky and Jan Dvorak, «Genome Plasticity a Key Factor in the Success of Polyploid Wheat Under Domestication», Science 316 [Issue 5833], p. 1862, 29 June 2007
  5. Saltini Antonio. I semi della civiltà. Grano, riso e mais nella storia delle società umane,, prefazione di Luigi Bernabò Brea Avenue Media, Bologna 1996
  6. Hirst, K. Kris. «The History of the Domestication of Goats».About.com. Accessed August 18, 2008.
  7. Naderi et al. (November 18, 2008). «The goat domestication process inferred from large-scale mitochondrial DNA analysis of wild and domestic individuals». PNAS105 (46): 17659-17664. DOI:10.1073/pnas.0804782105.
  8. J. R. S. Meadows, I. Cemal, O. Karaca, E. Gootwine, and J. W. Kijas. Five Ovine Mitochondrial Lineages Identified From Sheep Breeds of the Near East. Genetics, 2007, 175:1371-1379
  9. Denham, Tim P.; et al. (2003). «Origins of Agriculture at Kuk Swamp in the Highlands of New Guinea». Science301 (5630): 189–193. DOI:10.1126/science.1085255. PMID 12817084.
  10. Vaughan et al (2008). «The evolving story of rice evolution». Plant Science174 (4): 394–408. DOI:10.1016/j.plantsci.2008.01.016.
  11. Londo et al (2006). «Phylogeography of Asian wild rice, Oryza rufipogon, reveals multiple independent domestications of cultivated rice, Oryza sativa». PNAS.
  12. Gordon Childe Man Makes Himself. — Oxford university press, 1936.
  13. Charles E. Redman Rise of Civilization: From Early Hunters to Urban Society in the Ancient Near East. — San Francisco: Freeman, 1978.
  14. Hayden Brian Models of Domestication // Transitions to Agriculture in Prehistory / Anne Birgitte Gebauer and T. Douglas Price. — Madison: Prehistory Press, 1992. — P. 11–18.
  15. Sauer Carl, O Agricultural origins and dispersals. — Cambridge, MA, 1952.
  16. Binford Lewis R. Post-Pleistocene Adaptations // New Perspectives in Archaeology / Sally R. Binford and Lewis R. Binford. — Chicago: Aldine Publishing Company, 1968. — P. 313–342.
  17. Rindos David The Origins of Agriculture: An Evolutionary Perspective. — Academic Press, 1987. — ISBN 978-0125892810)
  18. Wright A Short History of Progress first=Ronald. — Anansi, 2004. — ISBN 0-88784-706-4)

Ссылки

  • Неолитическая революция // Энциклопедия «Кругосвет»
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А.Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • История религиозных идей. Часть 1. Доисторические и внеисторические религии // Зубов А. Б. Курс аудиолекций.
  • Cohen M. N. The Food Crisis in Prehistory: Overpopulation and the Origins of Agriculture. New Haven, CT: Yale University Press, 1977. ISBN 0-300-02351-0

См. также

  • Каменный век
  • Неолит
  • Хронология развития сельского хозяйства и производства пищи
  • Древний мир
Обзор всемирной истории
Исторические периоды

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Читайте также:  Сюжет цикла записки охотника
Оцените статью